ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Верный Богу и царю. Житие страстотерпца Евгения Боткина (1865–1918)» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р18-718-0671 8 .         Заявитель: Издательство Борисова. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги игумена Агафангела (Белых) «Не убоюсь зла» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги игумена Агафангела (Белых) «Не убоюсь зла». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р18-718-0672 9 .         Заявитель: издательство «Даниловский благовестник». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги «Путь ко спасению: советы русских старцев и подвижников благочестия» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Путь ко спасению: советы русских старцев и подвижников благочестия» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р18-718-0673 10 .       Заявитель: электронное издательство «Орфограф». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы. Изложения фрагментов текстов святителя Григория, рассмотренные на собраниях молодёжи Духовного центра кафедрального собора Салоник/Под ред. архим. Мефодия (Алексиу)» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы. Изложения фрагментов текстов святителя Григория, рассмотренные на собраниях молодёжи Духовного центра кафедрального собора Салоник/Под ред. архим. Мефодия (Алексиу)».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Скачать epub pdf Сочинения святителя Григория Паламы об исламе интересны и оригинальны сразу в нескольких отношениях. Прежде всего, их отличает от большинства представителей предшествующей традиции то, что они возникли из непосредственного опыта соприкосновения с миром ислама , и сам святитель для себя считает это важным, указывая в “письме”, что свое мнение об исламе и мусульманах он сформировал, “лучше узнав их образ жизни”. Творения Святителю Григорию принадлежит два сочинения, непосредственно касающихся ислама . Оба они написаны во время плена и могут быть надежно датированы 1355 г. Это «Письмо своей Церкви» и застенографированный Таронитисом диспут с некими хионами, состоявшийся по повелению эмира Орхана. Существует также письмо Давиду Дисипату , однако сообщения его об исламе слово в слово повторяют материал «Письма своей Церкви», поэтому рассматривать его отдельно не имеет смысла. Послание датируется последней частью плена, когда он был заключен в Никее, то есть, примерно весной 1355 г. Письмо ссылается также на диспут с некими хионами, который состоялся перед отправкой святителя в Никею. Диспут был записан неким врачем Таронитом, который никак иначе, кроме указаний Паламы, неизвестен. Место в византийской антиисламской полемике Антиисламские сочинения святителя Григория Паламы интересны и оригинальны сразу в нескольких отношениях. Прежде всего, их отличает от большинства представителей предшествующей традиции то, что они возникли из непосредственного опыта соприкосновения с миром ислама и сам святитель для себя считает это важным, указывая в «письме», что свое мнение об исламе и мусульманах он сформировал, «лучше узнав их образ жизни». Уже в Лампсаке состоялись первые богословские дискуссии с мусульманами, на основе которых святитель делает общие замечания об исламе и его последователях. Затем пленников переводят в летнюю резиденцию эмира Орхана, находившуюся неподалеку от Бруссы; где святитель участвовал в трапезе и апологетической беседе с внуком Орхана, турецким принцем Измаилом, о котором ему рассказывали как об «одном из самых жестоких людей и злобных врагов христиан», но который лично к свт. Григорию отнесся с уважением. Наконец, в Никее свт. Григорий наблюдает за похоронным ритуалом мусульман, и после оного завязывает разговор с совершавшим его имамом 1 . Все эти разговоры подробно описаны им. Свт. Григорий сожалеет, что у него не хватает сил записать все его разговоры с мусульманами, он убежден, что подобная запись как его реплик, так и реакций на них со стороны турок, была бы очень полезна для христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Скачать epub pdf К. С. Святой Григорий Назианзин как обличитель недостойных пастырей 898 Всякое время нуждается в людях, которые бы оживляли и располагали к деятельности слабых и ленивых пастырей Церкви, которые бы своим словом и примером наставляли беспечное духовенство в его священных обязанностях. Для тех, кои приходят на пастырскую должность не по внутреннему призванию, но ради прибытка и господства, в высшей степени необходимо зеркало, в котором бы они со всей ясностью видели безобразие своих мыслей и поступков. Счастлив тот муж, которому Бог дарует быть, как выражается слово Божие, солью и светом мира ( Мф.5:13–14 )! Счастлив пастырь, который с ревностью и настойчивостью противоборствует распространению зла и все силы употребляет для насаждения в человечестве прекрасного и доброго! До того времени, когда жил Григорий Назианзин , христианское общество, только что вышедшее из состояния унижения, было довольно светлым. Гнет и преследования научили его желать чистейшего и полнейшего счастья. Духовенство, жертвуя собой для блага ближних, в горниле внешних несчастий и борьбы очистилось, сделалось внутренне крепче и сильнее. Но во времена Григория Назианзина со званием христианского учителя уже не была сопряжена внешняя опасность; напротив, ему нередко сопутствовали честь, богатство, влиятельность. Привлекательных средств к развращению духовных лиц стало больше, и они произвели множество зол, из которых особенно выделялись следующие. Богословами владела какая-то очень не гармонирующая с простой евангельской истиной страсть спорить о догматических предметах. Хотя свойственно это было не только духовным лицам, ибо все тогда, как говорят, «догматизировало и спорило», но именно они особенно способствовали возникновению этой тенденции и освящали ее собственным примером. И Григорий Назианзин с воодушевлением и ревностью защищал известные богословские положения и формулы, но при этом он не терял из виду, что есть практически благодетельные истины, что жизнь и дело гораздо более значат, нежели ученые теории. А потому при всяком удобном случае св. Григорий доказывал, что ни один христианин, не говоря уже – богослов, не может быть достойным спасения, если не сохранит заповедей Божиих и не будет ходить в законе Его, что добрые дела суть самые верные ступени к созерцанию 899 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

День трех Св. вселенских святителей. 30-го января Каждый из трех вселенских учителей и святителей отличался высокими, истинными достоинствами: Василий был глубок словом, Григорий высок, Златоуст обилен; и каждый имел у себя особенных чтителей и подражателей. Об особенных чтителях св. Василия Великого св. Григорий Богослов говорит: «такова доблесть Василия, таково величие славы, что многие, подражая даже его телесным качествам, обращали их для себя в средство к славе. Таковы были у Василия бледность лица, тихость походки, медленность в речах, необычайная задумчивость и углубление в себя, что во многих, по причине неискусного подражания и неправильного разумения, сделалось угрюмостью. Таковы же были у Василия и вид одежды, устройство кровати, приемы при вкушении пищи; и все это делалось у него просто. И ты увидишь многих Василиев по наружности; это – изваяния, представляющие тень Васильеву; ибо много сказать, чтоб они были и эхом. Эхо, хотя есть окончание только речений, однако же, повторяет явственно; а эти люди более отстоят от Василия, нежели сколько желают к нему приблизиться. Справедливо же ставилось в немалую, и даже в великую честь, если кому случалось или близким быт к Василию, или прислуживать ему, или заметить на память что либо им сказанное или сделанное. 199 Народ, а особенно люди сильнейшие и умнейшие, подозревая Евсевия, еп. кесарийского в удалении Василия – мужа по жизни и красноречию и славнейшего, и любя его, думали оставить своего епископа и собираться особо. 200 В своем месте и Григорий Богослов имел у себя особенных чтителей. Он сам о себе говорит: «что со мною делается? Меня влекут туда и сюда; входят о трудах моих в тяжбу, без милосердия требуя с меня слова, как некоего долга, любят меня больше, нежели я сам себя. Все говорят, что не перестанут докучать мне, пока от малой искры не воспламенится огнь слова. А некоторые из них обещают уже и выгоды от моих слов, поставляют мне на вид большие награды; во первых ту, что они сами себе сделают добро, предав себя Богу и мне в плодоношение слова, – потому то, что чрез переписку окажется добро и всем присутствующим здесь, то есть, моему клиру и моей пастве, с коими я поступил бы очень несправедливо, если бы не имел усердия благодетельствовать им всеми мерами». 201

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В Государственном историческом музее состоялась очередная церемония вручения Забелинской премии 21 мая 2013 г. 19:56 21 мая 2013 года состоялась церемония награждения лауреатов премии имени И.Е. Забелина по итогам 2012 года. Учредителями премии выступают Государственный исторический музей, Институт российской истории РАН и Благотворительный фонд имени святителя Григория Богослова; она присуждается за научные исследования, выполненные сотрудниками исторических, краеведческих, церковно-исторических и историко-художественных музеев Российской Федерации. В торжественной церемонии, которая, по традиции, прошла в ГИМ, приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, соучредитель Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова митрополит Волоколамский Иларион , директор Государственного исторического музея А.К. Левыкин, директор Института российской истории Российской академии наук Ю.А. Петров, председатель Совета директоров ОАО «Протек», соучредитель Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова В.С. Якунин, исполнительный директор этого фонда Л.М. Севастьянов, руководитель Отдела письменных источников Государственного исторического музея А. Яновский. Директор Государственного исторического музея А.К. Левыкин, обращаясь к лауреатам премии и участникам церемонии, отметил, что эта премия является «уникальной по своим номинациям и с 1997 по 2012 гг. Ее удостоились 72 музейных сотрудника из 20 регионов России». Митрополит Иларион обратился к лауреатам и гостям церемонии с приветственным словом: «Дорогие друзья! Я хотел бы сердечно приветствовать победителей конкурса на получение Забелинской премии, которые здесь присутствуют и которые получают заслуженное признание своего труда и своих научных достижений. Историческая наука ценна не только потому, что она помогает понять наше прошлое, но и потому, что если у нас не будет правильного, объективного взгляда на историю, мы не сможем строить наше настоящее и наше будущее.

http://patriarchia.ru/db/text/2986273.ht...

Сортировать по Исключить новости Учение святителя Григория Паламы о двойственном знании Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 8 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 Известный богослов и философ XIV века Варлаам из Калабрии во время своего пребывания в Византии принял горячее участие в обсуждении двух важнейших вопросов: об исхождении Святого Духа и о монашеской исихии. В первом вопросе он выступал как противник римо-католической точки зрения, во втором — как противник исихастов. В обоих случаях он применял гностические критерии, приравнивая философию к богословию, что вызвало резкий отпор со стороны святителя Григория Паламы. Аргументация Паламы в этой полемике опиралась на целый ряд позиций, среди которых видное место занимает его учение о двойственном знании . В этом учении различимы три аспекта: противопоставление философии и богословия; различение внутри богословия двух путей познания Бога и, наконец, установление отличия богословия от видения Бога, или теопсии .   I. Философия и богословие Первое противопоставление есть результат конфликта между христианством и греческой философией и ведет свое начало от апостольских времен. Этот конфликт то и дело обострялся, а в эпоху Возрождения стал главным фактором интеллектуальной жизни. Чем больше расширяли свою деятельность гуманисты, тем большее значение в познании Божественных вещей приобретал человеческий фактор; философия, следовательно, ценилась все больше и больше. Варлаам, один из самых даровитых провозвестников Возрождения, дошел до отождествления философии и богословия, их метода и результатов; его довод гласил, что всякое человеческое благо есть дар Божий, а значит, все блага в высшей степени ценны. Подобно тому, — заявлял он, — как не существует двух видов здоровья — здоровья, даруемого Богом, и здоровья, приносимого врачами, не бывает и двух видов знания — знания человеческого и знания Божественного, а есть только одно знание. Философия и богословие как дары Божии имеют равное достоинство 1 .

http://pravmir.ru/uchenie-svyatitelya-gr...

О новом издании трудов святителя Иннокентия, митрополита Московского 25 ноября 2012 г. 15:04 В рамках празднования Дней Республики Саха (Якутия) в Москве Издательство Московской Патриархии выпустило первые три тома собрания сочинений и писем святителя Иннокентия (Вениаминова), просветителя Америки и Сибири. Издание приурочено к 380-летию вхождения Якутии в состав Российского государства, 215-летию со дня рождения свт. Иннокентия и 35-летию со дня его канонизации. О проекте рассказывает Ж.П. Григорьева, заведующая отделом научно-богословских изданий Издательства Московской Патриархии. — Жанна Павловна, что связывает святителя Иннокентия, митрополита Московского, и Якутию? — Митрополитом Московским свт. Иннокентий стал лишь на склоне лет, в 1867 г., после кончины свт. Филарета (Дроздова). А до этого он отдал 16 лет своей жизни служению в русских колониях в Северной Америке — на Алеутских островах и острове Ситха (ныне — остров Баранова, штат Аляска). Затем в сане епископа (с 1850 г. — архиепископа) Камчатского, Курильского и Алеутского служил на кафедре, территория которой включала Восточную Сибирь, Камчатку, Курильские острова и владения Российской империи в Северной Америке. Именно свт. Иннокентий хлопотал об устройстве сначала Якутского викариатства, а затем и основания отдельной Якутской кафедры. Просвещению якутского народа свт. Иннокентий отдал много времени и сил. Лично объезжал огромные территории этого края, и якуты отвечали ему безусловным уважением и любовью. При нем были осуществлены переводы литургических текстов на якутский язык, а день первого богослужения на родном языке — 19 июля 1859 г. — стал для якутов национальным праздником. Преемство святителя продолжилось — под руководством нынешнего якутского архиерея владыки Романа (Лукина) осуществлен перевод всей Божественной литургии на якутский язык. Надо сказать, что идея издания трудов свт. Иннокентия принадлежит епископу Якутскому и Ленскому Зосиме (Давыдову) , который скончался в 2010 г. Ему посвящено это издание. Средства на собрание сочинений по поручению президента Якутии Е.А. Борисова выделили представители делового сообщества региона.

http://patriarchia.ru/db/text/2610064.ht...

Скачать epub pdf Неизвестный автор Два друга. Василий Великий и Григорий Богослов 186 Христианская религия в лице Константина Великого взошла на престол кесарей и сделалась господствующей в Римской империи, а потому и в Афинах. Но афиняне еще не забывали шумных празднеств прежнего своего язычества; идолопоклонство и побежденное еще продолжало воспламенять воображение их различными воспоминаниями. Оно напоминало им о славе их героев, поэтов, ораторов и философов книгами и памятниками, изящными произведениями наук и искусств, языческими обычаями и нравами. В Афинах в это время учились и обращали особенное на себя внимание два каппадокийца – Василий из Кесарии и Григорий из Назианза. Решившись обогатить себя сокровищами мирской мудрости, они посещали школы Кесарии, Александрии, Византии и наконец пришли в Афины. Здесь они сблизились и сделались друзьями. При всей своей любви к мирским наукам, в городе просвещеннейшем и развращеннейшем они чуждались всякого светского развлечения; их узнавали по важной и скромной поступи, отличали от сверстников и называли «двумя христианами»; между тем их любили, им удивлялись, их уважали. Василия почитали как старца в юношеском теле: человеческая философия не имела для него непостижимостей, но он был проникнут высшей, неземной философией, и его ожидало служение апостольское. На Григория смотрели как на поэта, исполненного силы и приятности, но он готовился петь величие Нового Завета и проповедовать тайны Откровенного богословия. Тогда же и в Афинах же отличался юный грек, под философской одеждой скрывавший порфиру кесарей: то был Юлиан, внук Константина Великого , одаренный счастливейшими способностями, но развращенный до крайнего сумасбродства платониками того времени. Сохраняя наружность христианина, он тайно предан был язычеству, а введенный в Елевсинские таинства 187 , дал обещание восстановить языческую религию на место христианской. Но каппадокийским юношам пришло, наконец, время оставить Афины и возвратиться в отечество. Друзья и учителя не хотели разлучиться с ними и просили их остаться. «Город видит в вас будущих своих ораторов, – говорили им. – Он предназначает вам венки и торжественные колесницы, на вашей стороне будет мнение всего народа». Василий не поколебался, но, приметив, что убеждения друзей и наставников колеблют его друга и он слабо им противится, сказал Григорию: «Оставайся, если хочешь, но я с тобой оставляю половину самого себя». Выговорив это, он исторгся из объятий дружбы и поплыл к берегам Азии – в свою Кесарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Святителя Григория Двоеслова, Папы Римскаго ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры, глас 6. Подобен: Все отложше: Святительства одеян одеждою, треблаженне,/вшел еси во святая святых,/хвалу Владыце твоему/усердно, всемудре, чистыми устнами возсылая, якоже Ангел,/и, просвещаемь богодетельными светлостьми,/люди верная наставил еси/Богословию веры, Григорие Богосветле,/яко Рима Божественный пастырь,/яко Церкве учитель,/яко таинник Божия благодати. Господу прилепляяся выну, иерарше,/и Божественному Углю чисте соединяемь,/священнодейственник Литургии был еси,/Преждесвященных Честных Даров,/люди, преподобне, верныя,/во дни поста теми освящая/и изымая сих козней сопротивнаго,/ко ограде Небесней добре вел еси,/столп огнен являяся/сиянием благочестия/и Божественных учений озареньми,/отче Богоносе Григорие. Непорочно соблюл еси/святительства помазание святое,/священне Григорие,/и того дарования, яко таланты,/возрастил еси благодатию Христовою/в любви, и кротости,/и теплоте веры,/в щедротах же и молениих,/и во всех, имиже благоугождается/Единый славы Господь,/отонудуже, Богоглаголиве,/благочестно упасл еси/словесное Христово стадо/на пажити спасительней. Яко солнце, ныне возсия/Божественная память твоя/мира концем, всечестне,/верных всех тайными сияньми/радостно озаряющи,/юже, собравшеся, почитаем/священными псалмы и песньми,/просяще тя Христу молитися/о воспевающих тебе, Богославне. Слава, глас 3: Прияв от Христа, Григорие,/кормило Римския Церкве,/корабль ея управил еси/во спасительное пристанище/и спасл еси ю от вражиих обуреваний/учением Богомудрых словес твоих,/святителю великоимените,/дерзновение убо имея,/молися прилежно ко Господу/о мире мира и спасении душ наших. И ныне, Богородичен. На стиховне стихиры, глас 4. Подобен: Яко добля: Веры Православныя поборника,/благочестия учителя,/ветхаго Рима архипастыря,/святителей украшение,/христиан утешителя,/нищих помощника и питателя,/недугующих врача,/восхвалим днесь достославнаго Григория.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О поэзии Св. Григория Богослова 1 Поэтическое наследие св. Григория Богослова до сих пор продолжает оставаться недостаточно изученным. Оно так и не было ни разу издано в соответствии с современным уровнем патристических исследований. Большая часть поэтических текстов, приведенных в последней компьютерной версии TLG 5, дана по греческой патрологии Ж.-П. Миня, в свою очередь основанной на бенедиктинском издании А.Б. Кайо (A.B. Caillau) 2 . И только отдельные стихотворения или циклы стихотворений удостоились критических изданий 3 . При этом число рукописей, относящихся только к византийскому периоду, исчисляется сотнями. Блаженный Иероним считал св. Григория автором более чем 30 000 стихотворных строк 4 . Хотя две трети стихотворных произведений святителя утрачены, тем не менее объем сохранившегося корпуса значителен и насчитывает свыше 400 произведений. Большинство стихотворений было написано в арианзском уединении, где святитель находился в последние годы своей жизни (383–390 гг.). По свидетельству самого св. Григория, он обратился к поэтическому творчеству, отчасти ища утешения в изящной словесности, которую любил в течение всей своей жизни, отчасти соревнуясь с теми авторами, сочинения которых всегда считались достоянием языческой культуры, а также ради опровержения еретиков и наставления собственной паствы 5 . Поэзия святителя Григория продолжает античную традицию в тех поэтических жанрах, которые хорошо были известны ему со школьной скамьи. Он пишет квантитативным стихом, используя гекзаметры, элегические дистихи, ямбы, ямбические триметры и пентаметры. При этом в его стихах нельзя обнаружить какого-либо сирийского влияния, которое явственно прослеживается не только у св. Ефрема, но и у св. Романа Сладкопевца , и даже у св. Мефодия Олимпийского 6 . В целом можно отметить, что в своей поэзии св. Григорий попытался собрать воедино и описать в стихотворной форме все аспекты христианской жизни. Уже при беглом сопоставлении содержания стихов с другими творениями святителя видно, что в них полностью отражен круг его богословских интересов. Выражаясь в стихах своих гораздо более сжато и образно по сравнению с прозой, св. Григорий изложил учение о непостижимости Бога, Его святом Отцовстве, о Христе-Логосе и, в то же время, – Жертве, Первосвященнике и Пастыре, и о неоспоримости Божественной природы Святого Духа. Возможно, одной из целей святителя было добиться того, чтобы его стихотворения можно было заучивать наизусть и декламировать в качестве противовеса весьма распространившимся в то время гимнам ариан и аполлинаристов 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010