Святитель Григорий Богослов

  001  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Ипостась в учении святителя Григория Богослова : ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Документа ….. «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного ра... Ипостась в учении святителя Григория Богослова [ Александр (Синяков) , иеромонах Точность богословских формулировок во многом определила исход триадологических споров IV века. Творения отцов-каппадокийцев стали основой для развития христологии, как одной из областей богословия. В публикуемой статье иеромонах Александр (Синяков) рассматривает богословские взгляды святителя Григория Назианзина и особенности употребления им терминов «ипостась», «свойство» и «лицо». Подобно Василию Великому и Григорию Нисскому, святитель Григорий Богослов основывает свое учение о Троице на различии между тем, что является общим для Отца, Сына и Святого Духа, и тем, что свойственно отдельно каждому из них. Общим для Трех Лиц является божество, обозначаемое понятиями сущности (οὐσία) или природы (φύσις) . Различают их свойства (ἰδιότητες) , которые Григорий Богослов называет также ипостасями, или лицами. Однако как бы парадоксально это ни казалось для нас, привыкших мыслить в категориях сущность – ипостась, термин «ипостась» не является центральным в тринитарном учении святителя Григория; ему более близко понятие ... далее ...
Святитель Григорий БогословИскать в ИсточникеИсточник
... Слово надгробное брату Кесарю, говоренное при жизни родителей [1]. Может быть, думаете вы, друзья, братия и отцы, любезные делом и именем! что я охотно приступаю к слову, желая слезами и сетованием сопроводить отшедших от нас, или предложить длинную и витиеватую речь, каковыми многие услаждаются. Нет; не так о мне разумейте, если хотите разуметь справедливо. Не буду более надлежащего плакать об умершем я, который не одобряю сего в других; не стану и хвалить сверх меры и приличия... Однако же, пролью слезы, и почту удивлением, сколько сие оправдывает данный на то закон; так как память праведных с похвалами ( Притч. 10, 7 ) . Над мертвецем источи слезы, и якоже зле страждущ начни плач ( Сир. 38, 16 ) . Потом покажи немощь человеческого естества, упомяну и о достоинстве души. Как сетующим подам должное утешение, так скорбь от телесного и временного возведу к духовному и вечному. Какое же из совершенств его наименую первым, или важнейшим? о чем умолчу без величайшего ущерба слову? Кто доверчивее его был к наставникам? Кто дружелюбнее с сверстниками? Кто больше его убегал сообществ и бесед с неблагоправыми? Кто вступил в теснейшее общение с людьми отличнейшими? Какого рода ... далее ...
О созерцательных умозрениях преподобного Максима ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... троичный чин: престолы, херувимы, серафимы], говорит он, пребывает всегда около Бога, близко к Нему и прежде других, непосредственно, согласно преданию, соединяется с Ним». Небесная Иерархия, 6. 2. [42] Преподобный Максим Исповедник. Мистагогия V. Перевод В. В. Петрова [43] Псевдо–Дионисий Ареопагит: «Имя же херувимов – их разумность и боговидность, способность воспринимать высочайшее светодаяние и созерцать в первозданной силе благолепие Богоначалия, преисполняться умудряющего преподания и обильно приобщать вторичных к излитию дарованной премудрости». Небесная Иерархия, 7. 1. [44] Святитель Григорий Богослов. Слово 38. [45] Псевдо–Дионисий Ареопагит. Небесная иерархия, 3, 2. Илия: Уважаемый Виктор! У меня к Вам огромная просьба: остановитесь в своём «правильном» и «вне сомнении верном» «истолковании – интерпритации» равенства философствований Плотина и Исповедании Святой Троицы ортодоксальным христианством. ----------------------------------- Уважаемый, Илия. Я согласен с вами в том, что учение о Святой Троице иное нежели учение Плотина о триаде Единое-Ум-Душа. В статье и комментариях я высказал лишь предположение о возможных соответствиях между двумя учениями, но ни ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Святитель Григорий БогословИскать в ИсточникеИсточник
... Господеви вся земля ( Пс. 95, 1 ) ! И скажу обоим в совокупности: да возвеселятся небеса и радуется земля (11) ради Небесного, потом Земного! Христос во плоти; с трепетом и радостью возвеселитесь, — с трепетом по причине греха, с радостью по причине надежды. Христос от Девы: сохраняйте девство, жены, чтобы стать вам матерями Христовыми! Кто не покланяется Сущему от начала? Кто не прославляет Последнего? Опять рассеивается тьма, опять является свет; опять Египет наказан тьмой, опять Израиль озарен столпом. Древняя мимоидоша, се быша вся нова ( 2 Кор. 5, 17 ) . Буква уступает, дух преобладает; тени проходят, их место заступает истина. Приходить Мелхиседек; рожденный без матери рождается без отца, — в первый раз без матери, во второй без отца. Нарушаются законы естества; мир горний должен наполниться. Христос повелевает, не будем противиться. Вси языцы восплещите руками ( Пс. 46, 2 ) ; яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Егоже начальство на раме Его, ибо возносится со крестом, и нарицается имя Его: велика совета — совета Отчего Ангел ( Ис. 9, 6 ) . Да провозглашает Иоанн: уготовайте путь Господень ( Мф. 3, 3 ) ! И я провозглашу силу дня. Бесплотный ... далее ...
К вопросу о «православном эволюционизме» : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... понимать их только в смысле историческом, или же они означают что-либо и иносказательно, как они согласны с Евангелием и по какой причине книга Бытия так начинается. В историческом, далее, смысле возможен вопрос, что значит в начале, т. е. в начале ли времени, или в Начале – в самой Премудрости Божией» [9]. Святитель Василий Великий: «Состояние в мiре, предшествовавшее сотворению света, была не ночь, но тьма; а что стало отлично от дня, то названо ночью; сему и наименование дано после дня. И так бысть вечер, и бысть утро ( Быт. 1, 5 ) . Пророк разумеет продолжение дня и ночи » [10]. Святитель Григорий Богослов: «Перое творение начинается днем недельным (а сие видно из того, что седьмый от него день делается субботой, потому что он день упокоения от дел) , так и второе творение начинается опять тем же днем» [15]. Святитель Афанасий Великий: «Вся видимая тварь создана в шесть дней; и в первый создан свет, который и нарече Бог день; во второй создана твердь; в третий Бог, собирая воедино воды, явил сушу и произвел на ней различные плоды; в четвертый сотворил Солнце и Луну и весь звездный сонм; в пятый создал животных в море и птиц в воздухе, в шестой сотворил ... далее ...
Святитель Григорий БогословИскать в ИсточникеИсточник
... и с доброю целью установлен закон чтить день Обновления, лучние же сказать, с днем Обновление чтить новые благодеяния, и чтить не однажды, но многократно, всякий раз как с новым обращением года возвращается тот же день, дабы дарованное благо со временем не изгладилось из памяти, и не исчезло, потерявшись в глубине забвения. Обновляются, как читаем у Исайи, острови к Богу ( Ис. 41, 1 ) : что бы ни надлежало разуметь под сими островами, а по моему мнению разуметь должно Церкви, недавно устроенные из язычников, возникающие из горького неверия и получающие твердость удобовосходимую для Бога. Обновляется, у другого Пророка (Иерем, 1, 18) , стена медяна, то есть, как думаю, душа твердая и златовидная, новоутвержденная в благочестии. Мы имеем повеление петь Господеви песнь нову ( Пс. 149, 1 ) , увлечены ли мы были грехом в Вавилон, в эту лукавую слитность, и потом счастливо возвратились во Иерусалим, и как там, быв на земле чуждой, не могли петь божественной песни, так здесь составили и новую песнь и новый образ жизни, или постоянно пребывали и преуспевали в добре, и иное уже совершили, а иное еще совершаем при помощи Святого и обновляющего Духа. Обновляется, и притом весьма ... далее ...
Вступление в монашество и выход из него. Часть 3 ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... этот род жизни» в руководство себе. На родине святого Василия – в Каппадокии – было уже немало отшельников, но они находились в постоянных сношениях с миром и не имели тесного общения между собою (как египетские отшельники) , посему они не удовлетворяли идеалу святого Василия» [10]. Тогда Василий совершает паломничество по святым местам Сирии, Египта и Палестины, где вплотную знакомиться с монашеской жизнью многих подвижников благочестия. По возвращении из путешествия он поселился в родовом имении Аниса, где вместе с родным братом Навкратием проводил уединенную жизнь. Сюда к нему приезжал святой Григорий Богослов. Здесь он написал первые правила для прохождения (идеальной) монашеской жизни. «Плодом отшельничества святого Василия стало составление сборника фрагментов из сочинений Оригена “Филокалия”. А также он составил сборник “Монашеских правил”, эскизами к которым явились два его письма: Ер. 2 и Ер. 22 (Amand de Mendieta. 1949. P. 86–102) . К этой работе святитель Василий возвращается в продолжении всей жизни, отвечая на запросы насельников основанных им общин (Humbertclaude. P. 38) » [11]. Еще до рукоположения святого Василия в епископы появились так называемые ... далее ...
Святитель Григорий БогословИскать в ИсточникеИсточник
... торжествовали мы пресветлый день Светов; да, и прилично было сделать праздничным день нашего спасения, гораздо приличнее, нежели плотским друзьям ежегодно праздновать дни брака, рождения, наречения имени, вступления в юношеский возраст, новоселья, и другие у людей торжественные дни. Ныне же кратко побеседуем о крещении и о благотворном его действии на нас; хотя вчера не остановилось на сем слово, потому что требовала того краткость времени, а вместе и самое слово не хотело обременить вас собою: ибо обременение словом столько же неприязненно для слуха, сколько излишняя пища для тела. Между тем предлагаемое стоит внимания, и слово о таких предметах должно слушать не поверхностно, но с усердием, потому что познать силу сего таинства есть уже просвещение. Писание показывает нам троякое рождение: рождение плотское, рождение чрез крещение и рождение чрез воскресение. Первое из них есть дело ночи, рабское и страстное; второе есть дело дня, оно свободно, истребляет страсти, обрезывает всякий покров, лежащий на нас от рождение, и возводит к горней жизни; третие страшнее и короче первых; оно в одно мгновение соберет всю тварь, чтобы предстала Творцу и дала отчет в здешнем порабощении ... далее ...
Вечны ли адские муки? Часть 1 / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... характере личной свободы: абсолютном именно потому, что эта свобода – по образу Божию» [25]. С точки зрения православного богословия, человеческая свобода, по точному выражению о. Георгия Флоровского, должна включать в себя и свободу принять решение даже против Бога, «ибо не насилием и самовластием, но убеждением и добрым расположением уготовляется спасение человеков. Потому всякий полновластен в собственном своем спасении, чтобы и увенчиваемые, и наказываемые справедливо получали то, что избрали» (преподобный Исидор Пелусиот) [26]. «Бог почтил человека, даруя ему свободу, – пишет святитель Григорий Богослов, – чтобы добро принадлежало лично тому, кто его выбирает, не меньше, чем Тому, Кто положил начало добра в природе» [27]. Упомянутый нами о. Сергий Булгаков, наиболее серьезно разрабатывавший «оптимистическую» аргументацию, признавал наличие такой проблемы. По его мнению, она должна была решаться тем образом, что «такая свобода… не имеет в себе устойчивости как напрягающаяся самость. Свобода во зле предполагает судорожное волевое усилие непрерывного бунта, почему с нее и можно сорваться. “Вечные муки” имеют лишь отрицательную вечность, это только тень, ... далее ...

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Прочитать книгу можно здесь
Святитель Григорий БогословИскать в ИсточникеИсточник
... Слово о любви к бедным [1]. Братия и соучастники бедности (ибо все мы бедны и имеем нужду в благодати Божией, хотя и кажется один превосходнее другого, когда измеряем людей малыми мерами) . Примите слово о любви к бедным, не с бедным, но с щедролюбивым расположением духа, да наследуете богатство царствия. А вместе помолитесь, чтобы и я мог предложить вам богатое слово, мог напитать им ваши души и раздробить алчущим хлеб ( Исх. 58, 7 ) духовный, или, подобно древнему Моисею, низводя, как дождь, пищу с неба ( Исх. 16, 4 ) и подавая хлеб ангельский ( Пс. 77, 25 ) , или насыщая немногими хлебами в пустыне многие тысячи, как после Иисус — истинный хлеб ( Ин. 6, 32 ) и истинной жизни виновник. Нелегко найти превосходнейшую из добродетелей и отдать ей первенство и преимущество, подобно как и на лугу многоцветном и благовонном не вдруг можно выбрать прекраснейший и благовоннейший из цветов, когда то тот, то другой привлекает к себе обоняние и взор, и прежде всех заставляет сорвать себя... Но если, по учению Павла и самого Христа, первою и важнейшею заповедию должно почитать любовь, как сокращение закона и пророков ( Мф. 22, 37–40; 1 Кор. 13, 13 ) ; превосходнейшую часть ея ... далее ...
  001  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Святитель Григорий Богослов
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера