Святитель Григорий Богослов

  001  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Литургико-экзегетическое рассмотрение текстов ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Троицы: «Оте́ц бо безле́тно роди́ Сы́на соприсносу́щна и сопресто́льна, и Дух Святы́й бе во Отце́ с Сы́ном прославля́емь…». Ипостасное свойство Отца (отличительное от иных Лиц Святой Троицы свойство) есть рождение Сына. В стихире оно именуется «безлетным», что значит «вневременн ы м» ( греч. ἀχρόνως, ) ахр о нос () . Все творение возникает во времени. Рождение Сына вне времени, и оно относится к внутренней природе Бога. На «безлетность» рождения Сына особое внимание обращал святитель Епифаний Кипрский. В своих творениях он 10 раз в различных контекстах обращается к этой теме [33]. Святитель Григорий Богослов в своем крещальном Символе веры уточняет и углубляет понятие «безлетности» рождения Сына и говорит о том, что оно было «предвечным» и «безтелесным» (нематериальным) [34]. Немалое значение представление о «безлетности рождения Сына» играет и для богословской системы святителя Афанасия Великого [35]. Сам автор стихиры – император Лев Мудрый – в одной из своих гомилий еще раз обращается к образу «безлетного рождения Сына» [36]. Развивая тему ипостасных свойств Святой Троицы, император Лев подчеркивает, что природа Духа Святого также коренится в Отце. Это, в ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Святитель Григорий БогословИскать в ИсточникеИсточник
... Слово надгробное брату Кесарю, говоренное при жизни родителей [1]. Может быть, думаете вы, друзья, братия и отцы, любезные делом и именем! что я охотно приступаю к слову, желая слезами и сетованием сопроводить отшедших от нас, или предложить длинную и витиеватую речь, каковыми многие услаждаются. Нет; не так о мне разумейте, если хотите разуметь справедливо. Не буду более надлежащего плакать об умершем я, который не одобряю сего в других; не стану и хвалить сверх меры и приличия... Однако же, пролью слезы, и почту удивлением, сколько сие оправдывает данный на то закон; так как память праведных с похвалами ( Притч. 10, 7 ) . Над мертвецем источи слезы, и якоже зле страждущ начни плач ( Сир. 38, 16 ) . Потом покажи немощь человеческого естества, упомяну и о достоинстве души. Как сетующим подам должное утешение, так скорбь от телесного и временного возведу к духовному и вечному. Какое же из совершенств его наименую первым, или важнейшим? о чем умолчу без величайшего ущерба слову? Кто доверчивее его был к наставникам? Кто дружелюбнее с сверстниками? Кто больше его убегал сообществ и бесед с неблагоправыми? Кто вступил в теснейшее общение с людьми отличнейшими? Какого рода ... далее ...
Значение канонов в жизни Церкви : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... вообще всякой самости» [13]. В другом месте сочинения«О поминовения усопших по уставу Православной Церкви» святитель Афанасийнастаивал на том, что «... надо заставить себя, приучить себя по возможности точнодо мелочей исполнять Устав» [14]. А в примечании к этойфразе он указывал: «И к уставным " мелочам " должны быть относимы слова Христовыо верном в мале ( Мф. 25, 21, 23 ) » [15]. Вообще, можно признать, что в деле спасения не бывает мелочей — всё имеет значение, меньшее тесносвязывается с большим. «Маловажному не противься слабо, чтобы не встретитьсякак ни есть с худшим», — писал святитель Григорий Богослов [16]. Известно, что неисполнение некоторыхканонов стало сегодня практикой, обычаем. Между тем значительная частьканонов — неуклонно исполняется. Как объяснить это противоречие? Построгому судусвятых отцов исполнение одного и неисполнение другого являетсяуклонением отпослушания и проявлением своеволия и в первом, и во втором случае. ПреподобныйВарсонофий Великий так обращается к вопросившему его монаху: «Гдепослушание? Где отсечение своей воли во всем? Если же в одном отсекаешь свою волю, а вдругом нет, то явно, что и в том, в чем ты её отсек, ты имел другую, ... далее ...
Святитель Григорий БогословИскать в ИсточникеИсточник
... Господеви вся земля ( Пс. 95, 1 ) ! И скажу обоим в совокупности: да возвеселятся небеса и радуется земля (11) ради Небесного, потом Земного! Христос во плоти; с трепетом и радостью возвеселитесь, — с трепетом по причине греха, с радостью по причине надежды. Христос от Девы: сохраняйте девство, жены, чтобы стать вам матерями Христовыми! Кто не покланяется Сущему от начала? Кто не прославляет Последнего? Опять рассеивается тьма, опять является свет; опять Египет наказан тьмой, опять Израиль озарен столпом. Древняя мимоидоша, се быша вся нова ( 2 Кор. 5, 17 ) . Буква уступает, дух преобладает; тени проходят, их место заступает истина. Приходить Мелхиседек; рожденный без матери рождается без отца, — в первый раз без матери, во второй без отца. Нарушаются законы естества; мир горний должен наполниться. Христос повелевает, не будем противиться. Вси языцы восплещите руками ( Пс. 46, 2 ) ; яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Егоже начальство на раме Его, ибо возносится со крестом, и нарицается имя Его: велика совета — совета Отчего Ангел ( Ис. 9, 6 ) . Да провозглашает Иоанн: уготовайте путь Господень ( Мф. 3, 3 ) ! И я провозглашу силу дня. Бесплотный ... далее ...
«Мед и цикута» философии: св. отцы о светской ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... выразить на языке эллинской мудрости. В курсе лекций по Догматическому богословию, предлагаемом для духовных семинарий, вопрос о роли и месте философии решён недвусмысленно и ясно: «Отцы и учители Церкви не чуждались науки, а охотно пользовались всем, что было в ней родственного христианской истине, и нередко для доказательства или пояснения истин веры обращались к помощи диалектики, философии, истории, естествознания и других наук. Они использовали научные факты для подтверждения христианской истины, пользовались языком и методами современной им философии в своих богословских построениях. Святитель Григорий Богослов строго порицал тех, кто проявлял неуважение к внешней учености, тех, кто желал бы всех видеть подобными себе невеждами. Он вменял в заслугу святителю Василию Великому то, что тот в совершенстве владел диалектикой, при помощи которой с лёгкостью опровергал философские построения противников христианства» [7]. Однако святые отцы категорически отрицали возможность чисто рассудочным путем получить какое-либо точное ведение о Боге. Они отвергали философию как метод религиозного познания. Ещё ап. Павел предупреждал о том, что между естественным философским знанием и ... далее ...
Святитель Григорий БогословИскать в ИсточникеИсточник
... и с доброю целью установлен закон чтить день Обновления, лучние же сказать, с днем Обновление чтить новые благодеяния, и чтить не однажды, но многократно, всякий раз как с новым обращением года возвращается тот же день, дабы дарованное благо со временем не изгладилось из памяти, и не исчезло, потерявшись в глубине забвения. Обновляются, как читаем у Исайи, острови к Богу ( Ис. 41, 1 ) : что бы ни надлежало разуметь под сими островами, а по моему мнению разуметь должно Церкви, недавно устроенные из язычников, возникающие из горького неверия и получающие твердость удобовосходимую для Бога. Обновляется, у другого Пророка (Иерем, 1, 18) , стена медяна, то есть, как думаю, душа твердая и златовидная, новоутвержденная в благочестии. Мы имеем повеление петь Господеви песнь нову ( Пс. 149, 1 ) , увлечены ли мы были грехом в Вавилон, в эту лукавую слитность, и потом счастливо возвратились во Иерусалим, и как там, быв на земле чуждой, не могли петь божественной песни, так здесь составили и новую песнь и новый образ жизни, или постоянно пребывали и преуспевали в добре, и иное уже совершили, а иное еще совершаем при помощи Святого и обновляющего Духа. Обновляется, и притом весьма ... далее ...
Конфликт интерпретаций: «чудо благодатного огня» ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... чистейшею жертвою, Христом Господом... всегда созерцая Его» [24] [1] Седакова О. А. «Церковнославяно-русские паронимы: материалы к словарю». - М. : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2005. - С. 397. [2] Сергей Aверинцев. Собр. сочинений Под ред. Н. П. Аверинцевой и К. Б. Сигова. Киев: София-Логос. Словарь, 2006 г. - С. 498-502. [3] См. главу «Знак. Знамя. Знамение» в кн. : Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М., 1997. - С. 114-134. [4] Сергей Aверинцев. Собр. сочинений Под ред. Н. П. Аверинцевой и К. Б. Сигова. - Киев: София-Логос. Словарь, 2006 г. - С. 499. [5] Святитель Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х томах. Репринтное издание. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. - Т. 1. - С. 539, 17; о понимании святителем Григорием таинства см. Слово 39-е, с. 532 и далее. Этому же вопросу посвящен раздел 5-й «Праздник как таинство» 2-й главы «Жизнь человека в Церкви и обществе» в кн. : Игумен Иларион (Алфеев) Жизнь и учение св. Григория Богослова. - М, 1998. - С. 195-225. О святоотеческом понимании таинств см. также раздел «Жизнь в таинствах» в главе VIII «Таинства» в кн. : Иеромонах Иларион (Алфеев) Таинство веры. Введение в православное ... далее ...
Святитель Григорий БогословИскать в ИсточникеИсточник
... торжествовали мы пресветлый день Светов; да, и прилично было сделать праздничным день нашего спасения, гораздо приличнее, нежели плотским друзьям ежегодно праздновать дни брака, рождения, наречения имени, вступления в юношеский возраст, новоселья, и другие у людей торжественные дни. Ныне же кратко побеседуем о крещении и о благотворном его действии на нас; хотя вчера не остановилось на сем слово, потому что требовала того краткость времени, а вместе и самое слово не хотело обременить вас собою: ибо обременение словом столько же неприязненно для слуха, сколько излишняя пища для тела. Между тем предлагаемое стоит внимания, и слово о таких предметах должно слушать не поверхностно, но с усердием, потому что познать силу сего таинства есть уже просвещение. Писание показывает нам троякое рождение: рождение плотское, рождение чрез крещение и рождение чрез воскресение. Первое из них есть дело ночи, рабское и страстное; второе есть дело дня, оно свободно, истребляет страсти, обрезывает всякий покров, лежащий на нас от рождение, и возводит к горней жизни; третие страшнее и короче первых; оно в одно мгновение соберет всю тварь, чтобы предстала Творцу и дала отчет в здешнем порабощении ... далее ...
О созерцательных умозрениях преподобного Максима ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... нежели существующее [сущее]. Причем оно не есть сущее не таким образом, каким движение и покой сущего не суть само сущее, но как подобие сущего, или, пожалуй, нечто даже в еще большей степени не-сущее, [нежели подобие]. А именно таково все чувственное и все состояния чувственного; таковы далее — все случайные свойства чувственных вещей; таково начало чувственного; такова каждая отдельная из наполняющих чувственный [мир вещей]». Перевод Бородай Т. Ю. Плотин в русских переводах. Издательство «АЛЕТЕЙЯ», Санкт-Петербург, при участии Греко-латинского кабинета Ю. А. Шичалина, Москва, 1995. [18] Святитель Григорий Богослов: «Бог измышляет, во-первых, ангельские и небесные силы… Так и по таким причинам сотворен Богом умный мир… Поскольку же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир – вещественный и видимый; и это есть стройный состав неба, земли… Итак, ум и чувство, столь различные между собой, стали в своих пределах…». Слово 38. [19] Платон. VI книга «Государства» [20] Платон. Тимей, 39 e, 50 c. [21] А. Ф. Лосев: «И " эйдос " , и " идея " указывают на некое видение, видимость, ту или другую непосредственно созерцаемую данность… Разумеется, немыслимо ни фиксирование ... далее ...
Святитель Григорий БогословИскать в ИсточникеИсточник
... Слово о любви к бедным [1]. Братия и соучастники бедности (ибо все мы бедны и имеем нужду в благодати Божией, хотя и кажется один превосходнее другого, когда измеряем людей малыми мерами) . Примите слово о любви к бедным, не с бедным, но с щедролюбивым расположением духа, да наследуете богатство царствия. А вместе помолитесь, чтобы и я мог предложить вам богатое слово, мог напитать им ваши души и раздробить алчущим хлеб ( Исх. 58, 7 ) духовный, или, подобно древнему Моисею, низводя, как дождь, пищу с неба ( Исх. 16, 4 ) и подавая хлеб ангельский ( Пс. 77, 25 ) , или насыщая немногими хлебами в пустыне многие тысячи, как после Иисус — истинный хлеб ( Ин. 6, 32 ) и истинной жизни виновник. Нелегко найти превосходнейшую из добродетелей и отдать ей первенство и преимущество, подобно как и на лугу многоцветном и благовонном не вдруг можно выбрать прекраснейший и благовоннейший из цветов, когда то тот, то другой привлекает к себе обоняние и взор, и прежде всех заставляет сорвать себя... Но если, по учению Павла и самого Христа, первою и важнейшею заповедию должно почитать любовь, как сокращение закона и пророков ( Мф. 22, 37–40; 1 Кор. 13, 13 ) ; превосходнейшую часть ея ... далее ...
  001  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Святитель Григорий Богослов
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера