Прибыв в Омирит, святой Григорий стал восстанавливать христианские святыни и проповедовать истину язычникам и иудеям. Святитель Григорий помазал на царство нового царя Авраамия, который велел креститься всем своим подданным. Тогда знатные евреи обратились к царю с просьбой, чтобы он назначил состязание в вере между ними и христианами, обещая, если в этом споре победят христиане, то иудеи примут Крещение. Через сорок дней состоялся диспут, продолжавшийся несколько дней. Святитель Григорий опроверг все доводы еврейского старейшины, раввина Ервана, пользуясь только текстами Ветхого Завета. В видении Ерван увидел святого пророка Моисея, который поклонялся Господу Иисусу Христу. Пророк сказал Ервану, что тот противится истине и потому будет побежден. Благодатью Божией христианская правда одолевала, но Ерван никак не хотел признать себя побежденным и сделал последнюю отчаянную попытку. Он дерзко сказал: «Если хочешь, чтобы я душой уверовал в твоего Христа и признал, что твой Бог – Бог Истинный, – то покажи мне Его, епископ!» Святитель ответил: «Великого ты просишь. Не с человеком споришь, а с Богом. Но, чтобы утвердить в людях Своих веру, Господь может сотворить знамение». В страхе и с дерзновением ожидали христиане, что произойдет дальше. Святой Григорий, имея непоколебимую веру в Бога и крепко уповая на Него, стал молиться вслух. Он вспоминал тайну воплощения Бога Слова, чудеса земной Его жизни, Тридневное Воскресение и Вознесение на Небеса, призывал силу Животворящего Креста: «Яви Себя, Господи, – молил святитель Христов, – ради славы Святого Имени Твоего!» Когда он кончил молитву, земля сотряслась, на востоке отверзлось небо, и в светлом облаке, в пламени и огненных лучах сходил на землю Господь Иисус Христос, и был слышан глас Господень: «Ради молитвы епископа Григория исцелит вас Распятый отцами вашими». Подобно Савлу, который на пути в Дамаск ослеп от Небесного света, ослепли евреи и просили святого епископа исцелить их. Приняв святое Крещение, все они исцелились. Раввин Ерван получил христианское имя Лев. После этого величайшего чуда святитель Григорий еще более тридцати лет управлял омиритской паствой. Почил он в 552 году и был погребен в усыпальнице Великой церкви.

http://pravicon.com/info-2097

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Григорий (Григентий) Омиритский (Зафарский), свт. - житие Святитель Григорий, епископ Омиритский, сын Агапия и Феодотии, от юности был исполнен благодати Божией и имел дар исцелений и чудотворений. Промысл Божий вел его к святительскому служению. Еще в сане диакона в Медиолане он услышал предсказание о своем жребии от старца-отшельника, а затем получил подтверждение его слов от другого духоносного старца-схимника, подвизавшегося в горах. Когда Григорий пришел к схимнику за наставлением, произошло чудо: старец явился в огненном столпе, а ночью он видел его молящимся над землей. Старец открыл святому Григорию, что ему надлежит, помолившись в Риме святым Вонифатию и Аглаиде, направиться в Александрию, принять там сан епископа и укреплять веру Христову в городе Негране, в Эфиопии. Чтобы у Григория не оставалось сомнений в истинности его слов, старец показал, что ему известна сокровенная тайна: в видении святому Григорию являлись святые первоверховные апостолы Петр и Павел и возложили на него архиерейский омофор. Выполняя Божие повеление, святой Григорий, после недолгого пребывания в Карфагене, где был диаконом, прибыл в Рим. Там он еще раз удостоился явления святого апостола Петра у гроба святых Вонифатия и Аглаиды, который дал ему послушание помочь христианам, страдающим за Имя Господне в Негране. А ночью он видел во сне апостола Павла, и тот поднес ему чашу с елеем в предзнаменование получения благодати святительства. В это время войсками царя Эфиопии Елезвоя (память 24 октября) был освобожден от царя Дунаана, происходившего из еврейского рода, Омиритский город Негран, в котором восстановилось христианство. Но вся церковная иерархия была беспощадно истреблена еврейскими завоевателями, поэтому Елезвой отправил послов к патриарху Александрийскому просить для Неграна епископа и клир для храмов. После молитв патриарху явился святой апостол Марк, повелевая найти диакона Григория и, посвятив его в сан пресвитера и затем епископа, отправить к Елезвою. Патриарх так и поступил. Во время хиротонии была явлена над святым Григорием особая благодать Божия: лицо его просияло неземным светом, а от одежд исходил благовонный фимиам.

http://pravicon.com/info-2097

Раава. ( Евр. 11:31 ). Служба, в которой два канона, совершается в воскресный день в пределах 18–21 чисел декабря. 19 Св. муч. Вонифатия. Римлянин, раб Аглаиды. Она послала его на Восток за мощами мученическими; Вонифатий прибыл в Киликийский Тарс, нарек себя христианином и после мук – усекнут. Спутники принесли тело его в Рим к госпоже его, около 307 года. Чет. Минея от Метафраста. (Act. SS. maii III. p. 270. et in Арр. р. 22. Ruinart. Acta primorum, rnartt. р. 283). Мес. В. 20 дек. Март. Р. 14 мая. В службе канон Иосифа. Св. Вонифатия милостивого, епископа Ферентийского. Знаменит нищелюбием, нестяжательностью и чудотворениями. Жил в начале 6 века. Чет. Минея из бесед св. Григория Двоеслова (кн. 1 гл. 9). Март. Р. 14 мая. Свв. мучч. Илии, Прова и Ариса. Египтяне, служившие христианским узникам. На пути в Киликию задержаны в Аскалоне, истязаны и усекнугы Фирмилианом. Пролог. Мес. В. Свв. мучч. Полиевкта и Тимофея. Оба сожжены: Полиевкт в Кесарии (Каппад.), Тимофей диакон – в Мавритании. Пролог. Мес. В. Март. Р. 21 мая. Св. Григория, архиепископа Омиритского. Из Медиолана. Ефиопский царь Елезвой, победив (в 528 г.) Дунаана, царя Омиритского, испросил его у Астерия, патриарха Алсксандрийского в архиепископы Омиритам. Прибыв в Тафар, столицу царства, он крестил многих иудеев, устроил церковь и с миром скончался около 552 года, святительствовав более 30 лет. Чет. Минея от Четии Макария Московского . (Or. Chr. II col. 428. 663, где св. Григорий назван Грегентием, как и в Boissonadii Anecdota graeca V. 73 Fabr. X. 115). 20 Св. священномуч. Игнатия Богоносца . Второй, по Еводу, епископ Антиохийский, ученик еванг. Иоанна Богослова, в Риме растерзанный зверями, при Траяне, в 106 году. Чет. Минея. (Or. Chr. II col. 700. Act. SS. Febr. et apud. Ruinart. Fabr. VII. 32. Morcelli Kalend. CPlit. I. р. 170. Хр. Чт. 1822. VIII.) Мес. В. Март. Р. 1 февр. Перенесение мощей 29 янв. В службе канон Андрея Критского . Св. Филогония, епископа Антиохийского. До святительства был защитником на суде вдов и сирот, во святительстве – поборником правоверия против Ария. Преставился в 323 или 324 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

При покаянье истинном всецело обновляется Душа, что в жертву Богу добровольно предлагается. Так Вонифатий душу от погибели избавил, Костьми лег за Спасителя, и Бог его прославил. От грешника до мученика путь – чрез покаяние. Сколь таинственно-дивно Божие благодеяние! От смерти отделяет нас порой одна лишь пядь. Сподоби нас, о Боже, эту истину понять. 2. Св. Григорий (Григентий), епископ Омиритский . Сперва был диаконом Медиоланской церкви и не раз сподоблялся видений. Божий Промысл привел его в Александрию, где [святой] патриарх Протерий, по[винуясь] небесному откровению, рукоположил его в епископа земли Омиритской в южной Аравии, которую святой царь Елезвой (см. 24 октября) только что освободил от тирана Дунаана Шудея. Святитель Григорий был добрым пастырем и великим чудотворцем. С помощью христолюбивого царя Аврамия он привел в порядок Омиритскую Церковь , построил много храмов и крестил немало иудеев. Молитвой творил великие чудеса, так что даже испросил явление Господа Иисуса Христа пред неверующими иудеями [букв.: пред неверными евреями. – Ред.], что подвигло их принять крещение. Управлял Церковью 30 лет и мирно преставился в вечную жизнь в 552 году. 3. Св. Вонифатий Милостивый, епископ Ферентийский . С детства был необычайно щедрым, так что мать даже упрекала его за это. Однако по его молитве Господь воздавал ему сторицей. Мирно скончался в Италии в VI веке. 4. Преп. Илия Муромец . Киево-Печерский монах. Скончался в 1188 году. Его нетленные мощи чудотворны. Кисть правой руки и поныне сложена в молитвенное троеперстие. Из этого очевидно, что [и] умер он на молитве. К тому же это [и] обличение тем, кто не крестится тремя перстами. Рассуждение Можно ли верой переставлять горы ( Мф. 17:20 )? Конечно можно; и даже более – благодаря вере и Сам Бог может подвигнуться на милосердие к нам, грешным. В омиритском городе Афаре большинство жителей были иудеями. Святитель Григорий старался обратить их в христианство. Тогда иудеи предложили святителю Григорию и царю Аврамию устроить диспут о вере, дав слово, что если они [иудеи] будут побеждены, то всей общиной перейдут в веру Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

VI века. Иоанн постник патр. Константинаграда 595 (сент. 2). Флор е. аминьский (дек. 16). Григорий е. омиритский (дек. 19). Евтихий арх. Константонаграда 582 (апр. 6) 456 . Павсикокав е. синадский (мая 13). Ефрем арх. Антиохийский (июн. 8). Мина арх. Царяграда (авг. 25) 457 . VII века. Иоанн милостивый арх. александрийский 619 (ноябр. 12) 458 . Григорий е. акраганский ок. 685 (ноябр. 23) 459 . Модест патр. иерусалимский 633 (дек. 18). Доментиан мелитинский ок. 685 (янв. 10). Евлогий арх. александрийский 606 (февр. 13). Агафон папа римский 682 (февр. 20). Григорий папа римский 604 (март. 11) 460 . Софроний арх. Иерусалимский 638 (март. 4). Фома патр. Константинаграда 610 (март. 18). Феодор Сикеот епископ Анастасиаграда 613 (апр. 22). Павел арх. Царяграда (авг. 30). VIII века. Стефан е. сурожский 758 (дек. 15) 461 . Георгий е. амастридский (февр. 21) 462 . Павел е. прусидский (март. 7). Е. Евсхимон (март. 14). Герман патр. Царяграда ок. 740 (мая 12) 463 . Андрей арх. критский 712 (июн. 4). Иоанн е. скифский (июн. 26). Каллиник арх. Константинаграда ок. 705 (авг. 23). Веке IX. Иосиф е. селунский (янв. 26). Тарасий патр. Царяграда 806 (февр. 24). Никита е. халкидонский 838 (мая 28). Накифор арх. Царяграда 827 (июн. 2). Мефодий патр. Царяграда 846 (июн. 14) 464 . Феодор арх. едесский ок. 846 (июл. 9) 465 . Сравнивая канонизованных византийских иерархов с русскими, мы можем заметить следующие черты сходства: а) Некоторые кафедры пользуются как бы особенным преимуществом иметь канонизуемых в последствии иерархов. Таковы – в византийской империи кафедры константинопольская, антиохийская, александрийская, римская. Пересматривая вышеприведенный перечень св. иерархов, мы видим, что каждое столетие дало святого представителя – иногда и не одного – почти по каждой из вышеисчисленных кафедр. Тоже повторилось и в нашем отечестве. Из многих архиерейских кафедр киевская, новгородская и московская – преимущественно украшаются святыми иерархами. В Киеве разновременно святительствовали следующие канонизованные иерархи: Михаил 992, Иларион 1066, Иоанн 1088, Максим 1305, Макарий 1497, – в Новгороде: Иоаким 1030, Лука 1059, Никита 1108, Нифонт 1156, Аркадий 1162, Иоанн 1185, Григорий 1193, Антоний 1238, Феоктист 1309, Василий 1352, Моисей 1362, Симеон 1421, Евфимий 1458, Иона 1470, Феофил 1483, Геннадий 1505, Серапион 1516, в Москве: Петр 1328, Алексей 1378 Киприан 1406, Фотий 1435, Иона 1461, Филипп 1560.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Следует отметить, что это не было перемещением архиерея с кафедры на кафедру, что в Древней Руси было довольно редко, но было призванием к архипастырскому служению иерарха, пребывавшего на покое 932 . До конца 1566 года новый Владыка, очевидно, к месту своего служения не отбыл, поскольку 10 декабря 1566 года «священа бысть церковь , предел у Благовещения на сенех, Вход во Иерусалим, а свящал ее Филипп Митрополит, а с ним Афонасей архиепископ Полотцский и епископы и архимандриты и игумены и весь освященый собор» 933 . О его служении в самой западной, порубежной епархии Русской Церкви того времени ничего неизвестно 934 . Можно говорить, что оно было непродолжительным. С 17 мая 1568 года он был уже на покое в обители своего пострижения 935 , с которой был тесно связан. В Кирилло-Белозерский монастырь он постоянно давал вклады: «Псалтырь в десть, писменая, владыки Афонасия Суздалскаго» 936 , «Риза камка бела...» 937 , а так же «Стихарь бархат дымчят Дал в монастырь владыка Афонасей Суздальской» 938 . Следующий вклад относится к полоцкому периоду: «Потыр золот, а в нем весу три гривенки восмь золотник. Дал архиепископ Афонасей Полоцкой» 939 . По его благословению переписывались различные книги, ему принадлежала рукопись «на еретики новгородские», то есть, очевидно, «Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого . В составленной в XVII веке по благословению Патриарха Никона «Описи книгам в степенных монастырях» среди рукописей, находившихся в Кирилло-Белозерской обители, названа «Книга на еретики Ноугородские писменая владыки Афанасия, в полдесть» 940 . Появление в обители преподобного Кирилла Белоезерского рукописи, содержащей труд преподобного Иосифа Волоцкого , может быть связано с именем архиепископа Афанасия, который был постриженником этого монастыря. В конце XVI века в архиве Кирилло-Белозерского монастыря имелись какие-то его письменные материалы – «писмо Полотцково владыки Афонасья всякое» 941 . В кормовой монастырской книге назван также диакон Вассиан, «владыки Афанасия племянник» 942 . Очевидно, именно он по благословению бывшего епископа Суздальского написал книгу жития Григория Омиритского. По нем, будучи Полоцким архиепископом, владыка дал в Кирилло-Белозерский монастырь «Евангелие в десть стоимостью 15 рублей» 943 . Он дал в обитель также книги творений святителя Григория Богослова и затем – святителя Дионисия Ареопагита 944 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Хил. Следов. Псалтири XV в. Собор 1549. Хлуд. М. 146 1388 года. Соф. М. М. XV в. В Сербляке та же служба. Память его еще 30 авг. у сербов в общей службе сербских святителей. Погребен в Петьском храме. См. Филарета: Святые южных славян. Свв. мучч. Африкана, Терентия, Максима и Помпиия и иных 36. 239. МГр. Пролог. Киев. Мес. См. 10 апр. Пр. Иоанна хозевита. Вас. Прол. Апопос. Киев. Мес. Сн. 3 окт. II. Муч. Анны , матери Кириака, свечами ожжена. 1295. (Син. 2 июля 16. Абис. у Иова Люд. 2 окт.). Препп. отец Фирмилиана , архиепископа кесарийского и Мелхиона пресвитера, в половине 3 века. 239. 1295. Св. Февронии , дочери царя Ираклия в мире, † 622 г. Хлуд. 146. Сирл. 1429 (239 и др. окт. 27. См. Филарета: Подвижницы восточной церкви. III. Преставление пр. Иова , игумена почаевского, † 1651 г. 28 окт. Мощи в Почаевской лавре. Священномуч. Неофита , еп. урбнисского. Из персидского военачальника инок и настоятель в обители Шио, потом епископ г. Некреси, убит язычниками за проповедь о Христе в VII в. IV. Павла еп. Екл. (вероятно, фивейский преподобный, сн. V Син. 1). Диомида , муч. левкопольского. Неап. Екл. 239 . Сирм. Мед. (Син. 1. окт. 29). Освящение церкви св. Романа . 1295. Маз. Церковь в Царьграде построена царицею Еленою мученику Роману. Дю-Канж IV, 135. Св. Рома и еже в пропасти восточных отцов. Хлуд. 146. (В 1295 только: τν ντ χσματι τν νατολικν γων πατρν. В 1136 только: в пропасти восточных отец. Ром из Романа выше). Память препп. отцом Паоуди ровану и Тропону . Охр. (испорченные имена. Не есть ли это отцы восточные в пропасти, что выше). Параскевы , игумении полоцкой. Ефем. Ошибочно из муч. Параскевы? Или может быть, ныне день Ангела ее. Григория ,еп. критского? Филим. Или преп. акритский 5 янв. или еп. омиритский 19 декабря. V. Пр. матери нашей Анны новой, дочери Иоанна диедерия Влахернской церкви. 239. 1142. Сирм. в иных диегерия (она же 29 окт. Анна – Евфимиан). Св. Авраамия и дружины его 73. Остр. Шиш. (31 МГр.). Стефана нового, Петра и Андрея . Иер. Кал. Флор. 1. Нан. 1. (28 нояб.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Об этом упоминает и сам Григор в конце своего произведения «Хвала Св. Богородице», говоря: «Я, Григор, последний из учителей и младший из поэтов, сын дочери брата отца Анании, философа, украшенного святым духом и мудрого, а по образу своей чистой жизни достохвального и преславного». Вместе с Григором в той же обители монашествовал его старший брат Иоаннес, о котором он в памятной записи своей книги отзывается с большой похвалой, а в конце «Книги скорбных песнопений» пишет: «Я, Григор, иерей–чернец, последний из поэтов и младший из учителей, при содействии брата моего достойного, по имени Иоаннес, монаха достославной и высокочтимой Нарекской обители; мы, состоя из двух тел, жили как одно тело... были не только родными (братьями. – К.А.), но и единодушными, единоверными... смотрели четырьмя глазами, но имели одни и те же мысли и намерения». Учитель братьев Анания Нарекаци жил во времена католикоса Хачика (972–991). Степанос Таронеци писал о нем: «Великий философ... он написал также книги против тондракийской секты и других ересей». Он был блестящим толкователем Св. Писания, написал ряд толкований и речей («О молитве, посте и слезах», «О раскаянии, слезах и молитвах» и др.), а также «Духовное поучение о том, как человек может мысли свои отрешить от земного, презирать эту жизнь и желать только Бога и небесного царства его». Завершив образование, Григор был пострижен в монахи и в 977 г., как следует из памятной записи к «Толкованию Песни песней», рукоположен в священники. Почти всю жизнь Григор провел в Нарекском монастыре с богатой библиотекой, где имел возможность читать труды античных философов в оригинале и труды отцов Церкви. Он обладал глубокими познаниями в области цауки, знал Библию и богословскую литературу. Благодаря подвижничеству и учености в Нарекском монастыре Григор был назначен «наставником монахов», обучающим их «божественной науке». Сам себя он называет «последним из учителей и младшим из поэтов» или же «последним из поэтов и младшим из учителей». «Других поучаю, сам же неопытен; постоянно учась, никогда не достигаю истины познания», – скромно заявлял он («Книга скорбных песнопений», песнь 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

263 Речь идет о католикосе Ваане I Сюни (968–969). Нерсес Ламбронаци ошибочно упоминает его как современника византийских императоров Василия, Константина и васпураканского царя Сенекерима Арцруни. Эта ошибка восходит к «Хронике» Маттеоса Урхаэци, которая в данном случае служила источником для Ламбронаци (см.: М. Мкрян. Нарекаци. Ереван, 1955, с. 113: Григор Нарекаци, с. 171). 264 В другой редакции жития до этого имеется: «[Григор] был сыном Хосрова Андзеваци» (Григор Нарекаци. Книга..., с. 172). 266 Помимо Ованеса, у Григора Нарекаци был другой брат, Саак, о котором он упоминает в памятной записи к «Толкованию таинства св. литургии» Хосрова Андзеваци: «Итак, первый список этой св. книги в 399 году армянского летосчисления был сделан рукой Саака, сына владыки Хосрова, толкователя сей книги». 267 Как замечают издатели Григора Нарекаци, Нерсес Ламбронаци ошибочно полагал, что Ованеса не было в живых, когда писалась «Книга скорбных песнопеннй». Ламбронаци не обратил внимания на памятную запись Григора Нарекаци к «Книге...», где поэт восторженно говорит о выдающихся способностях брата и подчеркивает, что писал «Книгу...» при его активном участии (см.: Григор Нарекаци, с. 170–171). 268 Апаранский монастырь, или Апаранский монастырь св. Креста, находился в Мокской области. В истории упоминается с X в., в состав этого монастыря входила церковь св. Богородицы, в честь освящения которой и написал Григор Нарекаци «Историю Апаранского креста». Ныне в развалинах, в пределах Турции. 269 Яков Низибинский – почитаемый армянской церковью святой. Национальная традиция связывает его родственными узами с Григором Лусаворичем, считая Якова сыном Хосровуи, сестры Анака (отца Григора Лусаворича). Согласно другим версиям, Яков – сириец, уроженец города Низибина. Долгие годы отшельничал в Кордукских горах. По возвращении в Низибин сблизился с отшельником Маруге, или Маркелом. При Диоклетиане подвергался гонениям. Участник Никейского (325 г.) и Антиохийского соборов. Назван также Чудотворцем. Ему приписывается восхождение на гору Арарат с целью поиска Ноева ковчега. (См. Орманян М. Азгапатум, т. I, кн. I, с. 140–142). Сохранилось его житие, написанное, как явствует из памятной записи, учеником Маркела – Маруге (см.: Избранные жития и мученичества, т. II, с. 83–107). Житие имеет много общего с житием Поля Простака.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Жизнь Нарекаци почти целиком протекала в тиши монастыря в молитве и в духовных размышлениях, в преподавании и в поэтическом творчестве. Многочисленные Славословия Богородице и святым и некоторые места из Книги скорбных песнопений (где, в частности, он упоминает св. миро) говорят не только о его полной правоверности, но и о приверженности формам народного благочестия, поставленным под сомнение тондракийцами. Еще при жизни Григор пользовался известностью не только как святой, но и как необыкновенно одаренный поэт. По преданию, двор Васпуракана поручил ему составить толкование на Песнь Песней 46 . Книге скорбных песнопений Григор Нарекаци посвятил последние годы своей жизни. Это сочинение состоит из 95 бан (песен, речей, диалогов). Сюжет поэмы – трагический конфликт между стремлением человека к Богу и сознанием собственной греховности. Вдохновляясь поэтическими образами Библии (в особенности книг Иова, Притчей, Экклезиаста, Иисуса, сына Сирахова, Премудрости Соломоновой, Псалтири и Песни Песней, а также некоторыми Книгами пророков), Нарекаци адресует Богу вопль души, свою любовь, свою тоску, восхищается творениями, трудами и милосердием Всевышнего и одновременно сокрушается о своих грехах. К первой половине XI в. относится деятельность одного из величайших интеллектуалов Средневековья, знатока греческой культуры, арабского и сирийского языков Григора Магистроса (990–1058), происходившего из знатного рода Пахлавуни. После него на протяжении почти столетия (XII в.) все армянские католикосы были из семьи Пахлавуни и, являясь потомками Магистроса, отличались высочайшей образованностью, открытостью и склонностью к диалогу с Константинопольской и Римской церквами. После взятия сельджуками Ани (1064 г.), столицы и резиденции католикоса, католикосом стал сын Григора Магистроса Григор II Мартирофил (1065–1105). Византия дала согласие на его избрание лишь благодаря явно грекофильским настроениям, господствовавшим в роде Пахлавуни. Несмотря на то, что пребывание Григора II на патриаршем престоле пришлось на сложный период византийской и сельджукской оккупации, когда армянский католикос не имел даже постоянного местопребывания, ему удалось организовать жизнь Армянской церкви в тех поселениях, где находились национальные общины. Известно, что Григор Мартирофил обменялся несколькими письмами с папой Римским Григорием VII. Григор добровольно отказался от своего высокого сана, чтобы посвятить себя собиранию и переводу житий святых и мучеников, из-за чего и получил прозвище Мартирофил. 4. Армяно-византийские отношения

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010