27) Заседания духовно-окружного суда, кроме города, где суд имеет постоянное местопребывание, могут быть открываемы и в других местах, к округу принадлежащих 49 . Глава IV. О Судебном отделении и общем собрании Святейшего синода. 28) Судебное отделение Святейшего синода состоит из первоприсутствующего и членов архиерейского сана и пресвитерского. Членов архиерейского сана, со включением и первоприсутствующего, полагается две трети, а пресвитерского – одна треть. 29) Первоприсутствующий и члены судебного отделения Святейшего синода назначаются Высочайшею властью. 30) Первоприсутствующий и члены судебного отделения Святейшего синода, должны быть свободны от исправления других обязанностей, кроме судейских. 31) Присутствие судебного отделения Святейшего синода для решения дел должно состоять не менее как из трех членов. По делам о лицах архиерейского сана в заседании присутствуют не менее как три архиерея. 32) Для рассмотрения дел по жалобам на приговоры судебного отделения Святейшего синода, постановленные оным в качестве первой инстанции, и для суда над членами и присутствующими Святейшего синода, составляется общее собрание обоих отделений Св. синода. 33) В судебном присутствии общего собрания обоих отделений Святейшего синода, число членов судебного отделения Святейшего синода не должно быть менее числа членов административного отделения Святейшего синода. 34) В общем собрании обоих отделений Святейшего синода председательствует первенствующий член Святейшего синода 50 . Глава V. О прокурорском надзоре. 35) При каждом духовно-окружном суде и при судебном отделении Святейшего синода состоят прокуроры. Прокурорские обязанности в общем собрании Синода исполняет прокурор судебного отделения оного. При прокурорах духовно-окружных судов состоит определенное число товарищей по штату.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

по 16 Мая того же года и с 19 Декабря 1908г. по 22 Мая 1909г. – и имевшего на пространстве этого времени 22 заседания, входили: Обер-Прокуроры Святейшего Синода Извольский (до ухода его из ведомства 5 Февраля 1909г.) и Лукьянов, Товарищ Обер-Прокурор Рогович, Управляющий Канцеляриею Святейшего Синода Григоровский, Юрисконсульт при Обер-Прокуроре Святейшего Синода Дылевский, Обер-Секретарь Святейшего Синода Рункевич. При обсуждении же вопросов, имеющих отношение к медицинской науке, принимали участие в Совещании только в первую его сессию избранные Медицинским Советом совещательные члены оного: Бехтерев, Отт и Бертенсон. Во вторую сессию Совещания в состав его вошли еще следующие лица: Преосвященный Епископ Холмский Евлогий и Обер-Секретарь Святейшего Синода Исполатов (в первой сессии принимавшие участие лишь при решении вопроса об уклонении одного из супругов от Православия как поводе к разводу), член Учебного при Святейшем Синоде Комитета Остроумов и профессора С.-Петербургской Духовной Академии Глубоковский и Соколов. Делопроизводителями Совещания состояли Секретари Святейшего Синода: сначала Соколов, а затем Попов и Судницын. Результаты работ Совещания выразились в представлении Святейшему Синоду двух проектов изменений и дополнений, предложенных Совещанием к внесению в ныне действующие в Русской Православной Церкви положения о поводах к разводу. Первый из этих проектов, представленный 29 Мая 1907г. Председателем Совещания на уважение Святейшего Синода, по определению последнего от 6/22 Июня того же года, был разослан Членам Святейшего Синода и присутствовавшим в оном (Митрополитам С.-Петербургскому, Московскому и Киевскому, Преосвященным Экзарху Грузии, Новгородскому, Тверскому, Финляндскому, Рижскому и Протопресвитерам Янышеву и Желобовскому) для ознакомления и сообщения Святейшему Синоду отзывов по содержанию принятых Совещанием положений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

Святейшего Синода от 3–15 марта 1877 г. об образовании в мужских монастырях отрядов сердобольных братьев//Церковный вестник. 1877. 13. Ч. Офиц. из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода… за 1877 год. С. 21–22. ф. 1204, оп. 1, ч. 7, д. 12467, л. 1. же, л. 11–11 об. ф. 796, оп. 158, д. 1413 а, л. 36 об.–37 об. из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода… за 1877 год. С. 20. ф. 797, оп. 97, д. 353, л. 139. же, л. 139–139 об.; Определение Святейшего Синода от 16 сентября 1877 г. о новых мерах для облегчения нужд больных и раненых воинов//Церковный вестник. 1877. 39. Ч. Офиц. С. 181. из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода… за 1877 год. С. 24. же. С. 24–25; РГИА, ф. 796, оп. 158, д. 1413 б, л. 3–5. из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода… за 1877 год. С. 25–26. же. С. 25. ф. 1204, оп. 1, ч. 7, д. 12426, л. 10–11, 42 об. же, ф. 1205, оп. 1, д. 100, л. 2–4, 5–12, 28, 35. ф. 796, оп. 158, д. 1413 а, л. 58 об.–59. по: РГАДА, ф. 1205, оп. 1, д. 100, л. 2–4; Там же, ф. 1204, оп. 1, ч. 7, л. 72–73; РГИА, ф. 796, оп. 158, д. 1413 а, л. 58 об.–60. ф. 1204, оп. 1, ч. 7, д. 12465, л. 11–12. же, ф. 1205, оп. 1, д. 100, л. 32–32 об. ф. 796, оп. 158, д. 1413 а, л. 71, 74–76. из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода… за 1877 год. С. 23, 26–27; РГИА, ф. 796, оп. 158, д. 1413 а, л. 60 об. из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода… за 1877 год. С. 26–27; РГИА, ф. 796, оп. 158, д. 1413 а, л. 11 об. Гурьев В. Письма священника с похода 1877–1878 гг. М., 2007. С. 142. Цитович А. Из памятной книжки полкового священника. (От перехода через Дунай до пленения Шипкинской армии)//Калужские епархиальные ведомости. Прибавления к епархиальным ведомостям. 1878. 7. С. 126–127. Цитович А. Из памятной книжки полкового священника…//Калужские епархиальные ведомости. Прибавления к епархиальным ведомостям. 1878. 8. С. 151. Гурьев В. Письма священника с похода 1877–1878 гг. С. 55.

http://sedmitza.ru/lib/text/9196136/

Гораздо позже, и притом случайно, узнал Московский митрополит Филарет о ходе возбужденного им дела о переводе Св. Писания на русский язык и писал по этому поводу (20-го января 1863 г.) к обер-прокурору святейшего синода Л. П. Ахматову, преемнику гр. А. П. Толстого: «Только вчера, при чтении одной из сообщенных (из синода) мне записок, узнал я, что первый акт по сему предмету выставлен как мое личное мнение. Это не верно. Истина должна быть восстановлена. Это было не мое мнение, а определение святейшего синода, постановленное в его собрании, в котором присутствовали 4 митрополита, 4 архиепископа, каковой полноты не бывало со времени учреждения святейшего синода... Вместо того, как теперь оказывается, решение святейшего синода переименовано в мое мнение и отправлено к митрополиту Киевскому; и по получении его мнения опять неправильно поступлено в том, что не предложено святейшему синоду, а прямо представлено Его Императорскому Величеству. Мнение достопочтенного митрополита Киевского с указанием еще на безымянные духовные лица при сокрытии мнения целого святейшего синода, могло привлечь решительное Высочайшее внимание. Однако явилась над сим делом рука провидения Божия и сердце Царево в руце Божией. Государь Император обратил дело к порядку и первоначальное решение святейшего синода явилось вновь и вошло в силу». Таким образом великое дело перевода Священного Писания на русский язык взято было теперь в руки высшим церковным правительством, святейшим синодом: это придавало переводу церковный авторитет, устранявший всякие недоразумения и оппозицию. Отныне всякий, с доверием и себе в назидание, мог пользоваться книгами Священного Писания на русском языке, издаваемыми «по благословению святейшего синода».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

(Псков, 1868 г. ), Владычне-Покровская (Москва, 1870 г. ), Иосифовская (Екатеринославская губерния, 1873 г. ). (Санкт-Петербург, 1844 г. ), Стурдзовская (Одесса, 1850 г. ), Община сестер милосердия Литейной части (Санкт-Петербург, 1853 г. ), Крестовоздвиженская (Санкт-Петербург, 1854 г. ), Покровская (Санкт-Петербург, 1858 г. ), Марии Магдалины (Псковская губерния, 1865 г. ). см.: Мельникова Л. В. Общины сестер милосердия и женские православные монастыри во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг.//Российская история. 2016. 6. С. 28–45. Крест … С. 85–86. ф. 797, оп. 97, д. 353, л. 170; Определение Святейшего Синода от 23 ноября 1877 г. о разрешении обнашивать в церквах при каждом богослужении кружки для сбора пожертвований в пользу больных и раненых воинов//Церковный вестник. 1877. 50. С. 212. Святейшего Синода от 6–9 мая 1877 г. о пожертвованиях по духовному ведомству в «Общество Красного Креста»//Церковный вестник. 1877. 20. Ч. Офиц. ф. 797, оп. 97, д. 353, л. 115. же, л. 133. же, л. 102–102 об.; Определение Святейшего Синода от 11–13 мая 1877 г. о пожертвовании, сделанном членами и присутствующими Святейшего Синода на военные надобности//Церковный вестник. 1877. 20. Ч. Офиц. С. 143. из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа по Ведомству православного исповедания за 1877 год. СПб., 1878. С. 15; РГИА, ф. 797, оп. 97, д. 353, л. 129. из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода… за 1877 год. С. 18–19. ф. 797, оп. 97, д. 620, л. 145–145 об. же, ф. 796, оп. 158, д. л. 62 . В эту сумму помимо денежных пожертвований, отправленных в Главное управление Общества попечения о раненых и больных воинах, вошли также расходы на устройство и содержание в ряде обителей военно-временных госпиталей. Подробнее об этом см. ниже. же, л. 69–69 об. Святейшего Синода от 24 ноября 1876 г. об изготовлении отрядов сердобольных сестер для отправления в лазареты, имеющие устроиться внутри империи//Церковный вестник. 1876. 48. Ч. Офиц. С. 211.

http://sedmitza.ru/lib/text/9196136/

Пресвятой Богородице в честь Ее иконы Абалацкой Определение: Святейшего Синода от 11/15 января 1891 г. за 60. АСС. VI отд. 1 стол. 159. Пресвятой Богородице в честь Ее иконы Аксайской Определение: СПбДЦК от 26 января 1893 г. Пресвятой Богородице в честь Ее иконы Балыкинской Составил: М. А. Определение: Святейшего Синода от 4/18 августа 1893 г. за 2146. АСС. VI отд. 1 стол. 151. Пресвятой Богородице в честь Ее иконы Балыкинской Составил: свящ. И. Т. Определение: СПбДЦК от 8 октября 1896 г. Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Благодатное Небо» Составил: Л. И. Д. Определение: МДЦК от 1893 г. (сообщено автором акафиста). Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Блаженное Чрево» Составил: свящ. С. С. (представлялся несколько раз). Определение: Святейшего Синода от 9 июля 1876 г. СПбДЦК от 24 августа 1899 г. Святейшего Синода от 10 мая 1900 г. за Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Боголюбивая» Составил: иером. В. Определение: СПбДЦК от 1860 г. и 27 июня 1861 г. Святейшего Синода от 18 сентября 1868 г. за 1870. Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Боголюбивая» Составил: кн. Н. Щ. (представлялся дважды). Определение: МДЦК от 31 июля 1885 г. за 2642. МДЦК от 12 мая 1886 г. за Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Взыскание погибших» Определение: СПбДЦК от 1869 г. Пресвятой Богородице в честь Ее иконы Владимирской Составил: иером. Г. Определение: СПбДЦК от 10 февраля 1884 г. МДЦК от 20 февраля 1885 г. Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Всех скорбящих Радосте» Определение: СПбДЦК от 29 мая 1864 г. Пресвятой Богородице в честь Ее иконы Греческой Составил: В. П. Определение: Святейшего Синода от 29 февраля/15 марта 1896 г. за 670. АСС. 1896. VI отд. 1 стол. 6. Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Грузинская» Составил: Ш. Определение: Святейшего Синода от 25 мая/1 июня 1894 г. за 1342. Пресвятой Богородице в честь Ее иконы Донской Составил: А. Ф. К. Определение: МДЦК от 16 марта 1892 г. Пресвятой Богородице в честь Ее иконы Донской Определение: СПбДЦК от 10 декабря 1893 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 5 Сентября 1866 г. мнению Государственного Совета причислен к специальным средствам духовного ведомства православного исповедания ВЫСОЧАЙШЕ утвержденный сбор с церковных причтов, не пользующихся содержанием от казны, под наименованием «суммы, поступающие в распоряжение Хозяйственного Управления при Святейшем Синоде на предмет выдачи из оных единовременных пособий городскому и сельскому духовенству» 17 .(5 Сент. 1866 г. П. С. 3. 43.617.) Примечание. Сбор этот вносится в подлежащие подразделения сметы специальных средств ведомства Святейшего Синода. (Там.) На производство пенсий священнослужителям епархиального ведомства и их семействам открыть особый кредит из государственного казначейства в размере суммы, составляющейся из процентов на переведенный в казну пенсионный капитал духовного ведомства, и 2% вычета из содержания причтов кафедральных соборов и других церквей. Из свободной части этого кредита предоставлено Святейшему Синоду выдавать, по его усмотрению, священнослужителям епархиального ведомства и их семействам единовременные пособия 18 .(9 Мая 1866 г. П. С. 3. 43.288.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 2 Ноября 1882 года, мнению Государственного Совета, предоставлено Святейшему Синоду право остатки от сумм, назначенных по 6 ст. 1–4 финансовой сметы Святейшего Синода на содержание городского и сельского духовенства, обращать по истечении каждого года, начиная с 1882 г., на удовлетворение различных нужд духовенства по ближайшему усмотрению Святейшего Синода. (Ц. В. за 1883 г. 5.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 24 Апреля 1884 г. мнению Государственного Совета, в дополнение и изменение действующих сметных правил постановлено: все остатки от кредитов, ассигнуемых по финансовым сметам Святейшего Синода (по ст. 1–4 6) на содержание городского и сельского духовенства, миссий и миссионеров причислить, по истечении каждого сметного периода, к специальным средствам Святейшего Синода. (Ц. В. за 1884 г. 25.) Тем же ВЫСОЧАЙШЕ утвержденным мнением Государственного Совета предоставлено Обер-прокурору Святейшего Синода сделать распоряжение о причислении к специальным средствам Святейшего Синода сумм, собранных до настоящего постановления, на образование запасного строительного капитала духовенства западных епархий 19 . (Там. п. 2.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

К ограждению достоинства Патриарха надобно полагать, что он подписал послание 24 апреля по избытку доверия к внушившему и составившему оное. На представленную в послании первенствующего члена Святейшего Синода правду и доказательства её в послании Патриарха не обращено никакого внимания». Представив затем Святейшему Синоду «образцы языка и содержания Патриаршего послания», митрополит Филарет говорит, что «послание не может быть оставлено без ответа, и что ответ не должен быть раболепно уступчивым, но, при возможном миролюбии, оправдательным для Святейшего Синода» 200 . Чрез и. о. обер-прокурора Святейшего Синода Ю. В. Толстого представлена была на благовоззрение Государя Императора обстоятельная записка в августе месяце 1866 года относительно всех неустройств и столкновений, возникших в Иерусалимской Миссии за последнее время управления архимандрита Леонида, и копии с переписки по этому поводу с Патриархом Кириллом, в которой от лица Святейшего Синода выражено было намерение на послание Патриарха от 21 апреля, признанное «неудовлетворительным», ответить письмом к Его Блаженству «в словах скромных, но с настоянием» и подтвердить Патриарху «справедливость требований Святейшего Синода, указав на нескромность употреблённых им выражений», архимандриту Антонину «поручить непременно и неуклонно представить ему всю непритязательность требований Святейшего Синода» 201 . Ответное послание Святейшего Синода, составленное Митрополитом Московским от имени Новгородского митрополита Исидора от 26 июня 1866 года, гласит так: «Блаженнейший Владыко, высокочтимый Архипастырь. Послание Вашего Блаженства встречено мною с глубоким уважением и надеждою, что из него воссияет свет совершеннего мира между двумя Православными Священноначалиями, столь благопотребного для совершенного мира Православных Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Положение Святейшего Синода во время министерства духовных дел и народного просвещения представляется во многом изменившимся, впрочем, не относительно его состава, в котором совершались обычные изменения. Из них прежде всего следует упомянуть о новом штате Святейшего Синода и его конторы. Штат этот рассматривался в Государственном Совете по представлению министра духовных дел и народного просвещения, который «во исполнение Высочайшего соизволения, дабы канцелярия Святейшего Синода была сравнена с канцелярией Правительствующего Сената относительно окладов жалования, составя проект штата для канцелярии Святейшего Синода и московской конторы, представил на рассмотрение Государственного Совета». При этом «имея в виду, что Высочайшее повеление, объявленное генералом от артиллерии графом Аракчеевым председателю Государственного Совета, по которому должны быть возвышены оклады жалования сенаторам, министр сделал сообразное положение и относительно того, какую можно произвести прибавку к жалованию членов и присутствующих Святейшего Синода и московской оного конторы». Государственный Совет одобрил своим мнением предположения министра, которые вместе со штатами и удостоились Высочайшего утверждения 9 июля 1819 г. По этим штатам в Святейшем Синоде положены из архиереев четыре члена: первенствующий, другое два, присутствующий архиерей-каждому из них по 4000 руб., из архимандритов два-каждому по 3000 руб.; но при этом в штате замечено: «ныне их не состоит, а положенные для них оклады должны быть обращены один армии и флота обер-священнику, а другой Его Императорского Величества духовнику»; сверх сего из протоиереев один с жалованием 3000 руб. всего на присутствие Святейшего Синода по этому штату исчислялось 25000 р. Означенный штат и по составу членов и по окладам содержания значительно разнился от штатов предшествующего времени. Под влиянием начинавшейся слагаться и устанавливавшейся практики этот штат, по-видимому, придерживался прежних традиций, в действительности же проводил другие принципы. Вообще позволительно будет сказать, что начертание этого штата как бы соображено было с тогдашним наличным составом Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

При каждом духовно-окружном суде и при судебном отделении святейшего Синода полагается прокурор из лиц гражданского ведомства, получивших высшее образование и практически знакомых с судебной частью. Прокурор судебного отделения святейшего Синода исполняет прокурорские обязанности и в общем собрании святейшего Синода. При прокурорах духовно-окружных судов полагается определенное число товарищей по штату. Прокурор судебного отделения назначается высшей властью, а прокуроры и их товарищи при духовно-окружных судах определяются обер-прокурором святейшего Синода, под наблюдением которого они и исполняют свои обязанности, сущность которых состоит: 1) в наблюдении за единообразным и точным применением закона, 2) в преследовании перед судом законопреступных деяний и 3) в предложении суду предварительных заключений в случаях, определенных уставом судопроизводства. Высший надзор за прокурорской частью сосредотачивается в лице обер-прокурора святейшего Синода, коему принадлежит и право возбуждения законодательных вопросов по постановлениям духовно-судебных мест и по представлениям лиц прокурорского надзора. При духовно-судебных установлениях состоят особые канцелярии: при духовно-окружных судах-из секретаря и его помощников по штату, назначаемых председателем суда, -при судебном отделении святейшего Синода-из обер-секретарей и из помощников, назначаемых обер-прокурором святейшего Синода. Заседания духовно-судебных мест предположены или распорядительные, или судебные, -последние происходят публично, за исключением случаев, указанных в законе; решение суда, постановленное публично, может быть печатаемо и обсуждаемо на основании общих постановлений государства. Наблюдение за правильностью и скоростью делопроизводства в каждом учреждении возлагается на председательствующего. Надзор за духовно-судебными установлениями и должностными лицами, кроме чинов прокурорского надзора, принадлежит высшим в порядке постепенности судебным местам.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010