IV При трапезе никому ни с кем ничего ни тихо ни в голос не говорить и никаким образом не соглашаться и не раздражаться, но внимать чтению. Если что в чтении покажется кому недоуменное, чтобы он выписал для памяти; а во время свободное предлагать нам для протолкования. Когда время идти в церковь , и шли бы все вместе, и по них (при них – В.Ф.) большие, також и из церкви Во дни воскресные пред литургиею читать с книги одному, а прочим слушать толкования заповедей, и одну заповедь отправить одним чтением. А по литургии малым ребятам совопрошаться от заповедей, двоим от одной, а другим двоим от другой следующей. И тако в одно время отправлять по две заповеди очередно. Во дни господские пред литургиею, троим одному по другом, наизусть проговорить повесть краткую, богословскую, и сие очередно делать по троим на праздник. В гулянии вне дому всем быть вместе и единому от других далее пятидесяти сажен не отлучаться. Дабы одни другим в случае помощи, и одни других о обхождении и некоем (сохрани Боже) припадке свидетельствовать могли. Играния употреблять безбедные и незлобообразные; например, в городки палками не играть; на грагли (городки. – В.Ф.) метать пули двоих аршин; по сторонам игры тойе близко не стоять, победителям на побежденных не садиться и ничего непристойного не делать; в свайку никому отнюдь не играть. Когда которому нужда будет изыйти из дома куды ни на есть (близко или далеко), тогда докладывать нам, в небытности нашей первому, кто будет из службной фамилии, и требовать позволения. И во всей этой отлучке, даже до возвращения в дом, был бы при нем один из слуг наших, дворянин или иной кто служитель. А того соприсутствующего не поить. И по возвращении нам, или не в присутствии нашем, кому пристойно представить для свидетельствования, что он не пьян. А если кто против вышеположенному одиннадцатому артикулу дерзнет учинить, то всяк из детей наших, да и прочих, кто о том знать может, должен нам объявить, под жестоким за умолчание наказанием. Дополнение к вышепомянутым регулам

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергиев Посад. 1894. С. 86–176; Строев П.М. Словарь библиографический и черновые материалы словаря//Сб. ОРЯ и С. Имп. АН. Спб, 1882. Т. 29. С. 16. 121 Христианство: энциклопед. словарь. М., 1995. Т. 2. С. 431; Религиоведение: энциклопед. словарь. М., 2006. С. 781–783. 126 Орлов С.Н. Археологические исследования на территории бывшего Антониева монастыря в Новгороде//Новгородский край. Л., 1984. С. 152–156. 128 Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеке православного Востока. Киев. 1895. Т. 1, ч. 1. С. XXX. О Федоре Студите и Студийском Уставе более подробно будет рассмотрено при изложении строительной деятельности Антония. 132 Впервые эту версию высказал В.Д. Сарабьянов в книге «Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде» (М., 2002. С. 8–10), но в дальнейшем он откорректировал данную версию, предположив, «что Антоний был одним из первых монахов-миссионеров, посланных в Новгород из Киева и продолжавших исполнять свое послушание, оставаясь в юрисдикции киевского митрополита». При этом исследователь не исключает чужеземного, скорее всего, греческого происхождения Антония (см.: Сарабьянов В.Д. Монашеская тема во фресках собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде//Византийский мир : искусство Константинополя и национальные традиции: к 200-летию христианства. М., 2005. С. 338–341). 133 Житие преподобного и богоносного отца нашего Антония римлянина новгородского чудотворца//НЕВ. 1897. 12. С. 771–773. Текст Жития напечатан по хранившемуся в Антониевом монастыре списку. В списке Жития XVII в. из Чудовского собрания (ГИМ) речь свт. Никиты, обращенная к посадничьим детям, передается так: «.чада мае, послушайте мене, есть бо в отечествии вашем селцо близ во отечествии града рекомое Волховской, Бог изволи и Пресвятая богородица воздвигнути на месте том храму Пречистыя богородици честнаго и славнаго ея Рождества, и устроити обители странным сим преподобным Антонием, и возлется молитва к господу о сретении душ ваших и воспомяновение будет родителям вашим.».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

перев. П. Николаева. Москва, 1900 г.), 3) на «Философию права» проф. Б.Н. Чичерина (Москва, 1900 г., кн. 3-я, гл. И-я), 4.) отчасти на нашу статью в «Христианск. Чтении»: «К вопросу о нравственной статистике и свободе человеческой воли» (1897 г., апрель), 5) на книгу Астафъева П.Е. «К вопросу о свободе воли» (М., 1889 г.); чит. «3-й выпуск» «Трудов Московского Психологического общества», «0 свободе воли» (М., 1890 г.); 6) отчасти на «Лекции по Введению в круг богословских наук» архим. (после еписк.) Михаила (Грибановского ); Казань, 1899 г. стр. 209 и след. и на друг. сочин. 14 «Обзор русской духовной литературы», цитов. изд., стр. 441 (здесь есть и другме сведения о переводчике). 17 См. в «Энциклопед. Словаре·» Брокгауза-Ефрона, XIII полут. 1892 г., Спб., стр. 172; также в «Истории новой философии» Фалькенберга (русск. изд. 1894 г., Спб.), стр. 263 и в друг. сочин 18 «Духовные школы в России до реформы 1808 года». Сочин. П. В. Знаменного. Казань, 1881 г., стр. 754–755. 19 См. в «Энциклопед. Слов.» Брокгауза-Ефрона, XV полут., 1892 г., Спб., стр. 279–280. Чит. о нем в особенности в цитов. труде Luthardt " а: G. d. chr. Eth. " Zw.Hlft. Leipz. 1893, S. 412–420, a об его «moralischen Vorlesungen», в частности, S. 416. Чит. и друг. источн. 20 Здесь он «сильно читался, начиная с 70-х годов» X40;VII-ro «и до 20-х годов» XIX-ro века (Энц. Слов. Брок.– Ефр. 1. cit., стр. 280. Тут-же см. и о других русск. Переводах сочинений Геллерта). 21 См. о Шуберте, напр., у Wuttke («Handbuch der christlichen Sittenlehre», 2 Aufl., Erster Band; Berlin, 1864, S. 257), y Schmid " a («Christlichen Sittenlehre», Stuttgart, 1861, S. 100) и друг. 22 См. о Фергюсон, напр., в цит. соч. Luthardt’a, (tom. cit., S. 455, § о «морали английского деизма и утилитаризма»), в цит. соч. Фалъкенберга: стр. 189 и у друг. 23 Об этике Меланхтона см. нашу статью в «Хр. Чт.» (1897 г., Май): «К характеристике наиболее существенных особенностей нравственного мировоззрения Филиппа Меланхтона (по поводу исполнившегося 400-летия со дня его рождения)» 24 О Бенед.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Парфененков В. О. К историографии трудов Кирика Новгородца/ О. Парфененков//Петербургские чтения-97: Петербург и Россия: (материалы энциклопед. б-ки «Санкт-Петербург-2003»). СПб., 1997. С.384–396. Парфененков В. О. Кирик-Новгородец –древнерусский ученый/В. О. Парфененков.//Петербургские чтения-96: (материалы энциклопед. б-ки «Санкт-Петербург-2003») СПб., 1996. С. 343–346. Пашков А. М. От заблуждений к правильной оценке творчества Кирика Новгородца/А. М. Пашков, Р. А. Симонов//Вопросы истории естествознания и техники. 1986. 4. С. 92–94. Пашков А. М. Кирик Новгородец в письмах Н. В. Степанова к А. А. Шахматову/А. М. Пашков, Р. А. Симонов//Историкоматематические исследования. М., 1987. Вып. 19. С. 311–324. Пиотровская Е. К. Кирик Новгородец/Е. К. Пиотровская//Словарь книжников и книжности Древней Руси: XI –первая половина XIV в. Л., 1987. С. 215–217. Пиотровская Е. К. «Летописец вскоре» константинопольского патриарха Никифора и «Учение о числах» Кирика Новгородца/Е. К. Пиотровская//Византийские очерки. М., 1977. С. 216–224. Пиотровская Е. К. Кирик/Е. К. Пиотровская//Литература Древней Руси: биобиблиограф. слов./под ред. О. В. Творогова. М., 1996. Пиотровская Е. К. Об одном списке «Учения о числах» Кирика Новгородца и собрания архива ЛОИИ СССР АН СССР/Е. К. Пиотровская//Труды Отдела древнерусской литературы/Ин-т рус. лит. АН СССР. Л., 1985. Т. XL. С. 379–384. Пихоя Р. Г. Опыт изучения ранних новгородских памятников церковного права (Правило «Аще двоеженец» и «Вопрошание Кириково»/Р. Г. Пихоя//Вспомогательные исторические дисциплины. Свердловск, 1973. Т. 1. С. 9–16. Пихоя Р. Г. Церковь в Древней Руси (конец X –перв. пол. XIII в.). Древнерусское покаянное право как исторический источник: автореф. дис. ... канд. ист. наук/Р. Г. Пихоя. Свердловск, 1974. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.)/Подскальски Г. СПб., 1996. С. 306–310, 374. Позоровский Д. И. О старинном русском счислении часов/Д. И. Позоровский.//Труды второго археологического съезда. СПб., 1881. Вып. 2. С. 165.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Отличаясь храбростью, он не был безумно отважен, не бросался в неравный бой, не тратил сил напрасно, а с расчетливым мужеством отражал врага: сначала он нападал на менее опасного противника, что­бы заставить трепетать и храбрейших неприятелей. Огромный поэтический талант доставил ему, «сыну невольницы» высокую честь быть в числе семи славнейших поэтов, произведения которых были вывешены в Каабе. В своей поэме он воспевает любовь к Абле, своей возлюбленной, которая, будучи близкой его родственницей, отдала поэту свою руку за его рыцарскую храбрость и геройские подвиги в битвах родного племени. В своих рыцарских подвигах он мог соперни­чать с знаменитым Амруль-Кайсом и кончил жизнь в преклонной старости от раны стрелой. Впоследствии его героическая личность по­служила неизвестному автору сюжетом для романа «Сират Антарат альбаттал» т. е. приключения бойца Антары. В романе Антара являет­ся рыцарем-певцом, защитником и поклонником женщины, и мстителем за кровь родных. (См. Энциклопед. словарь, составл. русскими учеными и литераторами. С.-Петербург, 1862. Том 4, стр. 510–511. Энциклопед. Словарь, издан. под ред. пр. И. Е. Андреевского. Т. 1. С.-Петербург, 1890 г. стр. 827). 244 В настоящее время многие даже бедные бедуины имеют ружье и запас пуль. Хаджии рассказывают, что все одеяние бедуина не превышает по стоимости пяти рублей, а ружье и до 50 зарядов в патронташе стоит не менее 50 рублей. 253 В описании путешествия по Востоку и Святой Земле Великого Князя Николая Николаевича в 1872 г. рассказывается, что бедуины во время междоусобиц или воинственных игр, садят в украшенную шелковыми материями и богатыми чепраками и укрепленную на горбах верблюда лодку самую красивую девушку, около которой и происходит самая ожесточенная драка, возбуждаемая воинственными криками девуш­ки. Кто овладеет верблюдом и лодкой, тот считается победителем, и все племя его становится участником победы. (См. Рус. Вестн. 1876 г. 8, стр. 716). Читать далее Источник: Издание Сыр-Дарьинского Областного Статистического Комитета. Ташкент. Тип. при канц. Турк. Г. Губернатора. 1910. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Далее идут частные роды, начиная с рода великого государя святейш. Никона патриарха Моск. и всея великия и малыя и белыя России: святейш. патриарха Никона (вписано после) помяни Господи души усопших раб своих и рабынь: раба своего Мины, Марианны, Иоанна, монахини Макрины, Василия В., Гавриила, Марины, Пелагии, Иоанна, Никифора м-ца, Григория м-ца, Симеона м-ца, Анны м-ца, Алексея м-ца, Марии м-ца, Василия м-ца, священноиерея Мирона, Иова, Василия, священномонаха Авраамия (?), Прокопия, Евдокии. Далее поминаются архиепископы Ростовские, епископы Пермские, начиная со Стефана, род гр-ва духовника благовещенского протопопа Андрея Савиновича, род стольника Батурина, род соловецкого архимандрита Макария, р. арх. Сергия, Феофана, р. дворянина Хвостова, р. Крестн. м. архим. Ионы, р. архим. Лаврентия, р. Кожеоз. м. монаха Серапиона, (бывшего строителя Сырьенской пустыни) игумена Павла, схимонаха Моисея, Иоакима, схимонахини Соломии, Иоанна, Петра, Ксении, Стефана, Неонилы, р. монаха Ионы Корабля, р. Константина Калашника (с Москвы) р. капитана Петра Кореневского (Арх. город.) Кочманова, р. Василия Боташева. Здесь же находится помянник монахов Крестного монастыря на нескольких разнописанных страницах. Сверху родов крестьян помечается из каких мест они. Причем большинство родов значится из окружных сел: Ворзогор, Прилука и т.под. 2 . Другой Синодик Крестного монастыря более, и даже совершенно сохранился. Он тоже переплетен в кожу. Но кожа покрывает не дерево, а картон. На внутренней обложке его написано: «Синодик Крестного монастыря». На следующей же странице написано: «Опись Синодика 2». Синодик начинается словом о усопших, которое озаглавливается так: «Предисловие о еже в вере усопших, яже о них бываемыя службы и благотворения пользуют зело их». Оно читается так: «Зане божественнейшии отцы духоноснии узакониша совершати памяти от века благочестно скончавшихся человеков всех, вины ради сицевыя; понеже бо неции, безгодную многажды на странстве подяше смерть, в мори же и непроходных горах: стремнинах же и пропастех, и пагубах, и гладех, и запалениях, и ледах, и бранех, и студениях, и иныя всякия смерти претерпевше, равно же и убозии суще, и немощнии и узаконенных псалмов и песней памяти не получиша.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Закрыть В преддверии Рождества Христова В Санкт-Петербурге откроется Зимняя православная выставка 17:20 19.12.2023 69 Время на чтение 8 минут Фото: Предоставлены организаторами Зимняя православная выставка посвящена приближающемуся празднику Рождества Христова. В день открыт ия 22 декабря в 12.00 часов будет отслужен молебен перед святым образом преподобного Серафима Саровского, сообщили РНЛ организаторы. Духовно-просвет ительская программа включает презентац ии новых книг, встречи с их авторами, общедоступные лекции врачей, новые краеведческие программы, показ тематических фильмов. Посетители смогут подать записки в монастыри, пообщаться с представителями обителей, приобрести книжные новинки этого года, календари-2024, книги, свечи, иконы, утварь, средства народной аптеки, предметы народных промыслов , мёд и продукцию пчеловодства и многое другое. Место проведения: ТЦ «Шайба» г. Санкт-Петербург, пр. Стачек, д.66. ст. м. «Кировский завод». Даты проведения: 22-28 декабря 2023 года . Время работы 11.00-19.00. Вход свободный. 0+ Контактная информация: Сайт мероприятия . Группа « ВКонтакте » Тел.: 8-921-767-16-43. Программа Зимней православной выставки 22-28 декабря 2023 в ТЦ «Шайба» 22 декабря, пятн ица 12.00. Молебен на открытие выставки перед святым образом прп. Серафима Саровского. 14.00. Ц икл лекц ий « Здоровье православному человеку». «Новое слово в защите здоровья. Продукты " Правит " . Соли " Правит " ». Разработка и воплощение соли начиналась доктором Владимиром Николаевичем Вишневым (+2021), сейчас реализуется его коллегами – православными учеными . На встрече вы узнаете, как соль оказывает профилактическое действие на деятельность желудочно-кишечного тракта, оздоравливает организм, значительно повышая его иммунный статус, сможете задать вопросы специалистам. 15.30. Показ фильма «Прп. Серафим Саровский. Дух мирен. Библейский сюжет». 16.00. Лекц ия « " Прославляющих Меня Я прославлю " . Сомолитвенники преподобного Серафима Саровского»: - священномученик митрополит Серафим (Чичагов)

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/19/v_...

А.В. Абрамов, А.А. Доценко Обзор третьего тома «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского» (Книга 2) Источник Аннотация. Вторая книга третьего тома «Летописи жизни и творений святителя Феофана, затворника Вышенского » посвящена служению святителя Феофана Затворника на Владимирской земле с начала января 1865 года до конца июля 1866 года, когда завершилось служение епископа Феофана на Владимирской кафедре и состоялся его уход на покой в Вышенский монастырь. В статье проводится обзор проповеднической, административной, пастырской деятельности святителя Феофана в рассматриваемый период. Говорится о его переписке с святителем Игнатием (Брянчаниновым) в связи с дискуссией двух святителей о природе ангелов, а также о переписке святителя Феофана с другими лицами по различным вопросам. Вторая книга третьего тома «Летописи…» посвящена служению святителя Феофана Затворника на Владимирской земле с начала января 1865 года до конца июля 1866 года, когда завершилось служение епископа Феофана на Владимирской кафедре и состоялось его прощание с Владимирской паствой и отправка на покой в выбранный им Вышенский монастырь. Вторая книга третьего тома «Летописи…» включает в себя именной указатель по обеим частям третьего тома «Летописи…», поэтому их изучение должно носить комплексный характер и рассматриваться в совокупности как одно целое исследование. Об этом свидетельствует и общее для обоих томов предисловие в начале первой книги третьего тома «Летописи…», анализирующее обе части книги вместе, охватывая целиком период служения епископа Феофана на Владимирской кафедре. По количеству использованных источников во второй книге третьего тома указана та же библиография, представленная девятью архивами и четырьмя периодическими изданиями, отличием только является одно дополнение в библиографию по второй книге третьего тома в рубрике отдельные издания, дополненной книгой Попов А.В. «Православные русские акафисты». М., 2013. По количеству страниц вторая часть третьего тома «Летописи…» получилась более объемной, чем первая, и насчитывает 800 страниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Однако прочтение новооткрытого текста вызвало серьезные недоумения. Для читателя, знакомого с первым томом творений Святого Отца, невозможно было не заметить странных несовпадений: так, если автор первого тома считает адские мучения вечными (I.58), то автор второго называет такое мнение богохульным (II.39). Если автор второго тома заявляет, что «смерть Господа нашего была не для искупления нашего от греха, и не для какой-либо иной цели, а единственно для того, чтобы мир познал любовь, которую Бог имеет к твари (II.3)», то у автора первого тома такого, мягко говоря, странного противопоставления не обнаруживается: «и Сам Христос по любви Своей к нам послушен был Отцу в том, чтобы с радостью принять на себя поругание… Посему-то Господь в ту ночь, в которую был предан, сказал: сия есть кровь Моя, яже за многих изливаема во оставление грехов (I.48)»; если автор второго тома говорит, что даже если бы Адам и Ева «не нарушили заповедь, они всё равно не были бы оставлены в раю навсегда (II.39)», то для автора первого тома такое мнение явно странно, поскольку он считает, что рай, из которого был изгнан Адам «советом дьявольским», есть «любовь Божия (I.83)». Наконец, если автор первого тома ссылается в качестве авторитетов на св. Григория Богослова и св. Кирилла Александрийского , то автор второго — на «блаженного» Феодора Мопсуестийского и «святого» Диодора Тарсийского. Эти и другие несовпадения оказались замечены весьма многими людьми. На страницах православной печати в ряде работ были высказаны сомнения в том, что новонайденные тексты принадлежат перу великого подвижника Православия. В ответных статьях о. Иларион и раскольник В. М. Лурье оспорили доводы противной стороны. Разгорелась полемика. На наш взгляд, даже не столько сами несовпадения, сколько то, что одни и те же вопросы на страницах первого и второго тома решаются совершенно противоположным образом и исходя из разных предпосылок, является главным свидетельством того, что эти страницы не могут принадлежать одному автору. Наиболее яркий пример — понимание того, что есть загробное наказание. Автор «второго тома» убеждён, что это есть нечто внешнее по отношению как к самому мучимому, так и по отношению к Богу, Который будет «всё во всём»; исходя из чего он делает тот вывод, что такое наказание исключает Божественную любовь, противоречит ей. Преподобный же Исаак Сирин , напротив, считает, что сама Божественная любовь является наказанием для нераскаявшихся грешников. При подобном подходе невозможно возникновение того противоречия, которое становится фундаментом «оптимистических» рассуждений автора второго тома. Странно, что такой маститый патролог, как о. Иларион, не заметил этого. Даже характер авторов обоих томов иной. Если прп. Исаак Сирин предстаёт пред нами как богослов-мистик и тайнозритель, то автор второго тома — скорее как богослов-теоретик. Не заметить этого различия не смог даже о. Иларион, однако почему-то не придал этому никакого значения.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatye-otc...

94. Письмо к Юлиану 95. Письмо к Минервию и Александру – монахам 96. Письмо к Гебидии 97. Письмо к Алгазии 98. Письмо к Рустику. О покаянии 99. Письмо к Агерухии 100. Письмо к Авиту 101. Письмо к Рустику монаху 102. Письмо к Марцеллину и Анапсихии 103. Письмо к девице Принципие, или надгробное слово вдове Марцелле 104. Письмо к Гавденцию 105. Письмо к Дардану 106. Письмо к Деметриаде 107. Письмо к Ктезифонту 108. Письмо к Августину 109. Письмо к Рипарию 110. Письмо к Апронию 111. Письмо к пресвитеру Киприану 112. Письмо к Августину 113. Письмо к Августину 114. Письмо к Алипию и Августину 115. Письмо к Экзуперанцию 116. Письмо к Евангелу 117. Письмо к Сабиниану Содержание 4-го тома Жизнь Павла пустынника Жизнь св. Илариона Жизнь пленного монаха Малха Предисловие блаженного Иеронима к сделанному им латинскому переводу правил св. Пахомия Разговор против люцифериан О приснодевстве бл. Марии Две книги против Иовиниана Книга против Вигилянция Книга против Иоанна Иерусалимского, к Паммахию Апология против книг Руфина, посланная к Паммахию и Марцелле Содержание 5-го тома Апология против книг Руфина, посланная к Паммахию и Марцелле (продолжение) Разговор против пелагиан в лице Аттика православного и Критовула еретика Книга о знаменитых мужах, написанная к Декстру, преторианскому префекту Изложение хроники Евсевия Памфила Изложение хроники Евсевия от Рождества Христова до 329 г. Хроника бл. Иеронима Перевод книги Дидима о Святом Духе Содержание 6-го тома Толкование на книгу Екклезиаст, к Павле и Евстохии Перевод двух бесед Оригена на книгу Песнь Песней Шесть книг толкований на пророка Иеремию Содержание 7-го тома Пролог Восемнадцать книг толкований на пророка Исаию (кн. 1–8) Содержание 8-го тома Восемнадцать книг толкований на пророка Исаию (продолжение кн. 9–14) Содержание 9-го тома Восемнадцать книг толкований на пророка Исаию (продолжение кн. 15–18) Содержание 10-го тома Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля (кн. 1–8) Содержание 11-го тома Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля (продолжение кн. 9–14) Содержание 12-го тома

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010