Во время Великой Отечественной войны, в период блокады Ленинграда оставался в городе. Служил литургии и другие уставные службы, часто по священническому чину, молебны, панихиды; постоянно проповедовал, беседовал с каждым, кто к нему обращался, ободрял, утешал, напутствовал умирающих. Часто выступал с патриотическими посланиями. За патриотическую деятельность в дни блокады вместе с группой ленинградского духовенства 11 ноября 1943 г. награжден медалью «За оборону Ленинграда». После кончины Святейшего Патриарха Сергия, 15 мая 1944 г., Священным Синодом назначен Местоблюстителем Патриаршего престола. 2 февраля 1945 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви был единогласно избран Патриархом Московским и всея Руси. Интронизация состоялась 4 февраля в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве. В послевоенные годы при Патриархе Алексии восстанавливались разрушенные войной храмы, возобновлялось церковное издательское дело, открывались духовные школы, восстанавливались связи с православными соотечественниками в рассеянии. В июле 1947 г. по просьбе Патриарха Алексия в Патриарший Богоявленский собор были переданы из музейного хранения мощи святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, в том же году по благословению Святейшего Патриарха перенесенные в Вильнюс. В 1947 г. торжественно отмечалось 800-летие Москвы. В ознаменование этой даты, также по просьбе Патриарха Алексия, из Успенского собора Кремля в Богоявленский собор были перенесены мощи свт. Московского Алексия. В последующее десятилетие по просьбам Патриарха и правящих архиереев в православные храмы из запасников музеев в отдельных случаях возвращались святые мощи, чудотворные иконы и другие святыни. При Патриархе Алексии началось восстановление монашеской жизни. Его трудами Церкви была передана Троице-Сергиева лавра. В пасхальные дни 1946 г., после 25-летнего перерыва, в ней возобновились богослужения, братии монастыря были переданы мощи прп. Сергия Радонежского. Святейший Патриарх Алексий уделял большое внимание делу издания церковных книг. При нем вышли в свет два издания Библии и отдельно Новый Завет на русском языке и ряд богослужебных книг (Типикон, Требник, Служебник, Минея, Октоих, Часослов и др.), стали выходить ежемесячные церковные журналы — «Журнал Московской Патриархии», журналы зарубежных экзархатов, сборник «Богословские труды».

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

При Алексии II избежало раскола и мировое православие, несмотря на исторически сложные, конкурентные отношения между Москвой и Константинополем. Конфликт в связи с возникновением «параллельной» юрисдикции в Эстонии привел лишь к непродолжительному прекращению молитвенно-канонического общения между двумя патриархатами, которое вскоре было возобновлено. В конце жизни он приложил немало усилий для сохранения московско-константинопольского диалога и одновременно для сохранения позиций РПЦ в Украине . Ради этого пожилой больной патриарх совершил в последние месяцы жизни трудные визиты в Киев и Стамбул. Он был прежде всего человеком церкви - и служил ей до самой кончины, несмотря на нездоровье. В нынешнем месяце должен был состояться визит Святейшего в Вену в рамках другого диалога - православно-католического (в последнее время он активно развивался: только осенью нынешнего года Россию посетили три высокопоставленных иерарха Римско-католической церкви). Алексий II был дипломатичен в отношениях с государством, но при этом отстаивал самостоятельность церкви в принципиальных вопросах. Через полгода после своего избрания патриархом он осудил кровопролитие, устроенное союзными силовиками в Вильнюсе. Мудрую позицию церковь заняла во время августовского путча 1991-го и гражданского конфликта 1993-го - в последнем случае она выполняла миротворческую миссию, и не вина священноначалия в том, что политики оказались неспособны достичь компромисса. Позитивную роль в российской политической и церковной жизни сыграло решение Синода под председательством патриарха не разрешать клирикам быть кандидатами на выборах различных уровней - таким образом, церковь оказалась за пределами межпартийной борьбы. При Алексии II была принята социальная концепция РПЦ, которая предусматривает возможность сопротивления антицерковной политике государства - этот документ продолжает традицию патриарха Тихона и ревизирует «сергианский» сервильный подход, способствовавший временному отделению Зарубежной церкви. Уже в нынешнем году, после военных действий на Южном Кавказе, РПЦ оказалась создавать свои структуры на территории Абхазии и Южной Осетии, продолжая признавать эти республики канонической территорией Грузинской православной церкви (сейчас межцерковные отношения остаются, пожалуй, единственным каналом общения между Россией и Грузией).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Борис Лукичев сказал, что переписка Святейшего Патриарха Алексия и Владимира Путина станет темой его отдельного доклада. Священник Владимир Вигилянский в своем выступлении говорил о Святейшем Патриархе Алексии II как о человеке, в котором были явлены самые возвышенные качества русского мира. Также он отметил, что за все 18 лет его первосвятительского служения любая инициатива, служившая благу других людей и Церкви, не только не была наказуема, но всячески поддерживалась. В продолжение этой мысли протоиерей Димитрий Смирнов сказал, что Патриарх всегда способствовал свободной инициативе: «Он дал возможность вырасти новым побегам церковной жизни». На круглом столе выступили также: Андрей Себенцов, начальник отдела Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства РФ; Сергей Ряховский, член Общественной палаты РФ, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников); Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР); священник Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции католических епископов России; Галина Боголюбова, президент Славянского фонда России; Валентин Лебедев, председатель Союза православных граждан России; Андрей Кокошин, депутат Государственной Думы РФ от партии «Единая Россия»; Михаил Шахов, профессор кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ; Евгений Никифоров, председатель православного общества «Радонеж»; протоиерей Алексий Ющенко, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси. Мы публикуем доклад митрополита Калужского и Боровского Климента. Несомненно, одной из самых ярких черт предстоятельства Святейшего Патриарха Алексия стало возрождение духовной жизни в нашем Отечестве. Этому способствовали и внешние причины (в частности изменение отношения государственной власти к религии), однако очевидно, что реализовать представившиеся возможности было делом совсем не простым. Более того, можно с уверенностью сказать, что Патриарх Алексий во многом способствовал положительным изменениям подобного рода. В частности, можно вспомнить известное письмо, направленное тогда еще митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием, управляющим делами Московской Патриархии, главе государства — М.С. Горбачеву, в котором он поставил вопрос о пересмотре государственного законодательства, регламентирующего статус религиозных объединений. Позиция автора письма заключалась в том, что Церковь должна быть реально отделена от государства. Ответом на письмо было указание властей отстранить митрополита Алексия от должности управляющего делами, что и было сделано. Будущий Патриарх в 1986 г. был отправлен из Москвы в «почетную» ссылку на Ленинградскую кафедру. А всего лишь через 4 года Поместный Собор 1990 года, избравший его на престол первосвятителей Московских, проходил уже без какого-либо контроля и вмешательства со стороны государства.

http://e-vestnik.ru/docs/rol_svyatejsheg...

В 1993 г. Святейший Алексий II обратился к мэру г. Москвы Ю.М. Лужкову с вопросом об открытии Покровского женского монастыря и передаче всех зданий. Правительство Москвы поддержало решение Патриарха, и в 1994 году 24 ноября было принято решение Священного Синода об открытии здесь женской обители. На тот момент в Москве уже было открыто четыре мужских и три женских монастыря, поэтому Святейший Патриарх Алексий II решил возродить Покровский монастырь как женскую обитель. — Вас назначили настоятельницей Покровского монастыря немного позже, 22 февраля 1995 года. Как Вы восприняли это назначение? Слышали ли раньше об этой обители? Знали ли, куда едете? — Нет, я не знала, куда еду и в какой монастырь. Резолюция была, что меня переводят на послушание в Московскую Патриархию. Про Покровский монастырь я никогда не слышала и не знала, где он находится. Я была насельницей Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, когда прислали резолюцию. До этого я несколько лет несла послушание в Московской Патриархии, сначала при Патриархе Пимене, потом при Патриархе Алексии II, который знал меня и какие ответственные послушания я несла. Он еще раньше не хотел отпускать меня из Патриархии в Дивеево, но я все-таки отпросилась туда, так как очень любила преподобного Серафима Саровского и очень хотела просто пожить в монастыре, нести послушания, как и все. В 1994 году, еще до открытия Покровского монастыря, Святейший Патриарх Алексий II приезжал в Дивеево, и уже тогда он предложил мне стать игуменией одного из московских монастырей. Но я очень просила, чтобы меня оставили в Дивеевской обители, у батюшки Серафима. И вроде бы Патриарх тогда согласился, я успокоилась, что ничего такого не будет, понадеялась, что мою кандидатуру теперь не будут рассматривать. Но в феврале 1995 года меня вызвали в Москву, вручив указ о моем назначении в Покровский монастырь. — Матушка игумения, скажите, пожалуйста, как Вы помните, с какими чувствами Вы приступили к возрождению обители? Ведь, судя по архивным фотографиям, на которых запечатлены храмы без крестов и другие здания монастыря, здесь была полная разруха, как и в большинстве церквей в то время. Не боялись ли Вы браться за восстановление монастыря — одна, практически без поддержки властей, только по благословению Священноначалия?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5512843...

К 40-летию восстановления Патриаршества в Русской Право- славной Церкви . 295 Торжества по случаю 40-летнего юбилея восстановленного Патриаршества Русской Православной Церкви. (Воспомина- ния и ответы на вопросы) 323 Отношение митрополита Платона (Левшина) к Троице-Сер- гиевой Лавре 334 TOM II. – 265 с. СБОРНИК ОТДЕЛЬНЫХ СГАТЕЙ И ЗАМЕТОК ЗА 1955–1965 гг. СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ Ο ХРАМАХ И МОНАСТЫРЯХ Богоявленский Патриарший собор 6 Храм Знамения Божией Матери 13 Духовская церковь Свято-Троице-Сергиевой Лавры 21 Монастырь преподобного Пафнутия Боровского 26 Монастырь «Новый Иерусалим» 31 ( IV. ПАСХАЛЬНЫЕ Воскресение Господа нашего Иисуса Христа 39 Цель явлений Воскресшего Господа Своим Ученикам 54 РОЖДЕСТВЕНСКИЕ Радость христианина 62 Радость христианина 67 Размышление в день Рождества Господа нашего Иисуса Христа 69 О СВЯТЕЙШЕМ ПАТРИАРХЕ АЛЕКСИИ [ПЕРВОМ] Поместный Собор Русской Православной Церкви 1945 года 75 О Святейшем Патриархе 84 Наш Святейший Владыка (Стихотворение) 86 Богослужение Святейшего Патриарха Алексия в селе Бого- родском 89 День памяти Святителя Алексия, Митрополита Московского [(12) 25 февраля 1960 г.] 93 Служение Святейшего Патриарха Алексия в храме Святителя Николая, что в Кузнецах 97 Совершение Богослужения Святейшим Патриархом Алексием 102 Святейший Патриарх Алексий как проповедник 109 и проповедник (к 20-летн. юбилею Патриаршей деятельности) 132 Святейший Патриарх Алексий в Богослужебно-проповедни- ческой деятельности (к 20-летн. юбилею Патриаршей дея- тельности) 171 Святейший Патриарх Алексий в Богослужебно-проповедни- ческой деятельности (Сокращенный текст доклада, который и был прочитан в день Торжества) 193 О ДУХОВНЫХ ШКОЛАХ Краткие исторические сведения о московских духовных , учебных заведениях 205 Московская Духовная Академия в 1814– 1874 гг. 211 По поручению Московских Духовных школ 236 Проводы масленицы в Московских Духовных школах 244 РАЗНОЕ Совершение Акафиста преподобному Серафиму 249 9-е ноября 1963 года [О юбилее Святейшего Патриарха Алек-

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Десятилетия гонений на Церковь вообще закрыли возможность для публикаций и распространения соборных трудов. И ситуация изменилась только в начале 90-х годов, когда лучшими умами нашей Церкви была осознана необходимость как можно скорее опубликовать и ознакомить церковную общественность с теми трудами, которые были наработаны Собором. Только что возродившийся Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, по благословению Святейшего Патриарха Московского Алексия II, начал факсимильную републикацию трудов Собора. Огромную роль в тот период в этом сыграл архимандрит Иннокентий (Просвирнин), яркий деятель церковной науки и церковного просвещения рубежа 80-х и 90-х годов. И после него при владыке наместнике Алексии в Новоспасском монастыре началась эта работа, которую мы сегодня можем назвать многополезной и ценной, потому что благодаря ей во многих епархиях, приходах, образовательных учреждениях хотя бы в каком-то виде стали известны постановления Собора. Но к нашему времени стала ощущаться необходимость полного издания документов Собора. И вот несколько лет назад в том же Новоспасском монастыре, уже при наместнике епископе Савве, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, началась работа по изучению всего Соборного наследия. Надо отметить, что Соборный архив сохранился практически целиком. Нам известно только о порядке 10–12 единиц хранения Соборного архива, которые были утрачены. Причем утрачены каким-то загадочным путем в 20-е годы, несмотря на то, что в 1921 году один из членов Собора Степан Григорьевич Рункевич свез весь Соборный архив из епархиального дома в Лиховом переулке (где и проходил Собор) в Государственный архив. Соборный архив был принят на хранение в Государственном архиве. С 21-го по 30-й год эти 10–12 единиц хранения, в том числе, например, очень ценные для нашего времени протоколы заседаний Библейского отдела были утрачены. Но, тем не менее, более 95% Соборного архива сохранились в целостности, и на базе этого в 2011–2012 году мы начали публикацию документов Священного Собора.

http://academy.foma.ru/izdanie-dokumento...

На сайте «Газеты» в статье Надежды Кеворковой «Он необходим для души и бесполезен для угождения телу» рассказывается о том, «как правильно держать Великий пост». Автор, коснувшись вопросов питания в пост, пишет: «Церковь в связи с этим разъясняет, что пост - не диета. Он не совершается во имя телесного здоровья, ради улучшения работы внутренних органов, похудания и «очищения от шлаков». Пост с точки зрения верующего человека следует держать во славу Божию, сочетая его с молитвой. Он необходим для души и бесполезен для угождения телу». Однако после этого замечания автор вновь обращается исключительно к кулинарным вопросам, а в конце материала помещает несколько рецептов постных блюд. В этом году с первой неделей поста совпали днем рождения и день тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В понедельник президент России Владимир Путин «лично поздравил Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 75-летием», сообщает сайт «Регионы России» . «Поблагодарив Путина на приезд, Алексий Второй напомнил, что поскольку его день рождения приходится на первую седмицу Великого поста, то празднования по этому случаю были перенесены на июнь. «Но Вы сказали, что коль Церковь у нас отделена от государства, то поздравите меня именно в день рождения», - с улыбкой отметил патриарх. В ответ на это президент также с улыбкой выразил надежду, что «ничего сильно не нарушил». Также о президентском поздравлении сообщили сайты «Вестей» и «Первого канала» . Пресса также не оставила без внимания юбилей святейшего патриарха Алексия II. «Московский комсомолец» желает Святейшему Патриарху Алексию II «Многая лета» и рассказывает в своей статье о жизненном пути Предстоятеля Русской Православной Церкви На сайте «Известий» опубликована статья Валерия Коновалова и Михаила Сердюкова о Святейшем Патриархе Алексии II, которую предваряет краткое интервью. В нем Предстоятель Русской Православной Церкви вновь напоминает читателям о времени поста и призывает  всех «к сознательному взаимному прощению тех людей, которых мы огорчили, обидели, осудили»: «Нужно взаимно простить и тех, кто у нас будет просить прощения за свои обиды, за свои огорчения, за то, что они осуждали нас. Если это будет путь взаимный, то тогда действительно мы примиренными вступим на поприще Великого поста - этого особого спасительного времени, которое называется у святых отцов временем весны духовной, когда душа человеческая должна обновляться благодатью Господней!».

http://pravoslavie.ru/4879.html

Он отметил, что, когда Патриарх Алексий II взошел на патриарший престол, церковную жизнь в СССР «можно было сравнить с пустыней», поскольку в то время Русской Церкви было запрещено заниматься образовательной, воспитательной и миссионерской деятельностью. «Всё то, что Патриарх Алексий II начал - это была такая чистая энергия возрождения: делалось всё, что мы упустили, что не было возможности делать при советской власти... огромное количество людей предлагали свои усилия, чтобы участвовать в этом возрождении. Патриарх всё поддерживал, даже то, на что, казалось, нет никаких ресурсов. Что-то удавалось сделать чудом Божиим: например, открытие Свято-Тихоновского института или создание Православной энциклопедии, которая до сих пор еще выходит - за 25 лет выпущено 70 томов», - пояснил священник. По его словам, одной из главных целей Патриарх Алексий II видел восстановление в стране духовных центров, которые существовали ранее: Оптина пустынь, кафедральный Храм Христа Спасителя в Москве, Валаамский монастырь, Дивеевская обитель и так далее. «Его Святейшество понимал, что восстановление этих центров станет основой возрождения Церкви. Да и сам он, его личность, был " мостиком " между старой (дореволюционной) и новой (после крушения СССР) Россией», - пояснил протоиерей Владимир Вигилянский. Будущий патриарх родился в 1929 году в Эстонии, на тот момент за границей, воспитывался в эмигрантской среде. «По линии отца это были обрусевшие немцы, которые служили Царю и Отечеству, монархисты. Будущий Патриарх пережил войну в оккупированной немцами Эстонии, фактически он стал жить в СССР лишь в 1945 году, в 16 лет. Тогда Алексей Ридигер приехал в Ленинград поступать в духовную семинарию. Он был не похож на тех людей, которые его тогда окружали», - рассказал отец Владимир Вигилянский. Он также обратил внимание на то, что нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – «сподвижник, последователь и младший современник Патриарха Алексия II». «Люди они совершенно разные, но противопоставлять их не стоит, они из одной команды, одного круга, единомышленники. Они вместе занимались возрождением Церкви в период новейшей истории страны. Например, Патриарх Кирилл восстанавливал богословскую школу - Петербургскую духовную академию, можно сказать, что он совершил там просто революцию. Еще в советское время он был направлен на Смоленскую кафедру - самую бедную в России епархию - и ее восстановил. При этом он занимал пост главы Отдела внешних церковных связей. То есть патриарх Кирилл тоже ощутил на себе эту историческую динамику, энергию возрождения Церкви в тот период», - заключил собеседник агентства.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/06/et...

Но более тесное общение у меня с ним было в период моего несения послушания в Московской Патриархии. Занимая должность Управляющего делами Московской Патриархии, в силу своих обязанностей я имел с ним постоянное общение, и увидел в нем пастыря, принимающего очень взвешенные и рассудительные решения, и человека, имевшего дар особой любви к людям. Находясь рядом с ним, я воспринимал его как заботливого отца, который управлял Домом (Церковью) не просто зная проблемы, и переживая их в своем сердце. Это был настоящий Домоправитель и Отец. Он сумел снять ряд внутрицерковных конфликтов и внешних нападок на Церковь. Он внимательно относился к каждому вопросу, и у него не было маловажных, второстепенных вопросов. Умело отстаивал интересы Церкви и выступал перед властью печальником за народ, защищал того, с кем поступили не по справедливости. В Патриархию в то время приходило более десяти тысяч разных писем каждый год, и он каждое прочитывал и давал указания, как и что ответить автору. Каждый раз, уезжая на лечение или реабилитацию, он, кроме того, что звонил по телефону, обязательно писал письма близким людям. Последнее письмо от Патриарха Алексия я получил 3 декабря 2008 года. Читал его, когда ехал в Калугу на всенощную под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, и, конечно, не думал, что держу в руках последние написанные его рукой строки, в которых были слова заботы о Церкви. Я благодарен Богу, что он сподобил на протяжении многих лет находиться рядом с таким великим человеком. Для меня это время тесного общения со Святейшим Владыкой стало поучительным на всю жизнь. Оно явилось школой, открывшей новые аспекты церковной жизни, пастырского служения, постоянной устремленности к Богу и любви к людям. Вечная ему память! Протоиерей Владимир Вигилянский Запись воспоминаний протоиерея Владимира Вигилянского через несколько месяцев после кончины Патриарха Алексия. До своего священства я профессионально занимался литературной деятельностью, и поэтому у меня сохранился писательский взгляд на явления и на людей. И, возможно, то, что я буду говорить о Святейшем Патриархе Алексии — это больше увиденное глазом писателя, чем глазом священника. Я могу повторить то же самое, что рассказали бы другие священники или архиереи. Но я все-таки скажу и то, что другие могли не заметить или не знать.

http://pravmir.ru/pamyati-patriarxa-alek...

Что интересно, Бёрнс способствовал возврату в Россию " Гарвардских колоколов " : это колокола исторической звонницы Данилова монастыря, которые в 1930-х годах были вывезены в США. В 2007 году Бёрнс присутствовал на освящении первого возвращённого колокола, которое провёл Патриарх Алексий в Даниловом монастыре. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл знаком с Бёрнсом. В 2007 году нынешний предстоятель Русской Православной Церкви не только встречался с Бёрнсом по долгу службы в ОВЦС, но и написал ему письмо, в котором подверг критике доклад Комиссии США по международной религиозной свободе, поскольку в докладе тенденциозно и необъективно описывалась ситуация с состоянием свободы вероисповедания в России. В общем, Бёрнс хорошо ориентируется не только в политической, но и в религиозной проблематике, в том числе православной. При этом довольно конструктивный опыт его взаимодействия с Русской Православной Церковью при Патриархе Алексии не должен вызывать лишних надежд. Ведь геополитическая ситуация и характер политики США в отношении России и Русской Православной Церкви с 2008 года существенно изменились в худшую сторону, о чём нет нужды распространяться подробно. Не стоит забывать и про подчинённый Бёрнсу " Московский Центр Карнеги " (МЦК), который среди прочего активно работает над религиозной повесткой и готовит материалы по ситуации в Русской Православной Церкви и в межправославных отношениях. Среди экспертов МЦК – известные антицерковные публицисты и пособники раскола Сергей Чапнин и Ксения Лученко , занимающиеся систематической дискредитацией Русской Православной Церкви. Весьма вероятно, что с учётом опыта и компетенции Уильяма Бёрнса его назначение директором ЦРУ будет способствовать возрастанию напряжённости в межправославных отношениях, усилению и без того серьёзного давления международных сил на Русскую Православную Церковь. Фото: встреча Уильяма Бернса с Главой ВРНС Святейшим Патриархом Кириллом (на тот момент митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл) 4 марта 2008 года.

http://religare.ru/2_120230.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010