XVII. Св. Синод в царствование Николая I В царствование императора Николая I Святейший Синод пережил многое и в особенности изменилась его внешняя обстановка в деле заведывания отдельными частями управления. Причина сего в том, что министерство духовных дел и народного просвещения, хотя и пало, но, по своем падении, оставило как бы в наследие Святейшему Синоду то самое отделение департамента духовных дел, в котором сосредотачивались дела по Святейшему Синоду, поступавшие в министерство духовных дел и народного просвещения на усмотрение и распоряжение министра. Приходилось считаться с этим наследием тем более, что единовременно с назначением особого министра народного просвещения-адмирала Шишкова и закрытия министерства духовных дел был дан комитету министров особый Высочайший указ, коим повелевалось, чтобы «первое отделение департамента духовных дел, состоящее из двух столов по делам греко-российского исповедания, находилось в ведении обер-прокурора Святейшего Синода». Таким распоряжением предуказывалось и отчасти уже намечалось, что синодальный обер-прокурор имеет занять положение бывшего министра относительно дел синодального ведомства и войти в наследие его преимуществ. Разъяснение такой перемены не заставило себя долго ждать. 8 июня 1824года синодальный обер-прокурор князь П. С. Мещерский предложил Святейшему Синоду отношение к нему графа Аракчеева следующего содержания: «вследствие Высочайшей Государя Императора воли из комитета гг. министров сообщено будет вашему сиятельству о последствиях Высочайших указов, содержащих последние перемены о течении духовных дел». При этом граф Аракчеев сообщил высочайшую волю и о том, чтобы «дела Святейшего Синода, подлежащие Высочайшему рассмотрению и разрешению, обер-прокурор присылал всегда Его Императорскому Величеству в запечатанных конвертах со следующей надписью: «Его Императорскому Величеству-от обер-прокурора Святейшего Синода, -в собственные руки». Этим определялось положение обер-прокурора в отношении к Святейшему Синоду.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Предложения Святейшему Правительствующему Синоду по вопросу о переменах в церковном управлении Источник Скачать epub pdf Ведомство православного исповедания Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода Отделение II. Стол 3. 28 июня 1905 года. No 100. Санкт-Петербург. Распубликованию не подлежит Святейшему Правительствующему Синоду Предложение Согласно Высочайшей резолюции на всеподданнейшем докладе Святейшего Синода о созвании Собора епархиальных епископов для учреждения Патриаршества и для обеспечения перемен в церковном управлении, следует признать предложение Синода о созвании Собора Высочайше одобренным. Но Его Величеству благоугодно было предоставить Себе созвать Собор Всероссийской Церкви для канонического обсуждения предметов веры и церковного управления, «когда наступит благоприятное для сего время». Хотя невозможно в настоящую минуту определить время, когда станет по Высочайшему усмотрению возможным созвание поместного Собора Всероссийской Церкви, но ожидание события столь чрезвычайной важности требует ныне же, заблаговременно, подготовительных к нему трудов, кои по важности своей и многосложности должны занять немалое время. Намеченное определением Святейшего Синода от 18–22 марта с[его] г[ода] в самых общих чертах переустройство всего церковного управления, сложившегося в двухвековой период Синодального Управления, представляет великую реформу, объемлющую духовную жизнь всей страны, и возбуждает множество самых серьезных и важных вопросов, требующих предварительной обширной разработки, которая может быть совершена только при содействии людей, глубоко осведомленных с историей Церкви вообще и существующим положением нашего церковного управления и притом стоящих на высоте разумения церковных и государственных интересов в их взаимодействии. Само созвание Поместного Собора нуждается в точном определении на основании канонических постановлений и церковной практики, его состава, в установлении порядка рассмотрения и разрешения дел Собором и организации при нем временного руководственного и подготовительного органа работ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В.М. Скворцов Содержание Предисловие издателя В.М. Скворцова Введение. Граф Лев Николаевич Толстой в его учение. Проф. Н. Ивановский Как и когда совершилось отпадение гр. Льва Ник. Толстого от православной Церкви. В. Скворцов Как относилась православная Церковь к религиозному блужданию гр. Толстого Определение Святейшего Синода от 20–22 Февраля 1901 года 557, с посланием верным чадам Православной Греко-российской Церкви о графе Льве Толстом Протест гр. С.А. Толстой против синодального определения Письмо графини С.А. Толстой к митрополиту Антонию Ответ высокопреосвященного митрополита Антония Открытое письмо православного к графине С.А. Толстой По прочтении письма графини С.А. Толстой. Московский врач Ф. Н. Ответ Л.Н. Толстого на постановление Св. Синода от 20–22 февраля По поводу ответа Св. Синоду графа Л.Н. Толстого Мысли Высокопреосвященнейшего Антония, митрополита С.-Петербургского и письмо гр. Бобринского Отзыв епископа о новой исповеди графа Л. Толстого. Сергий, Епископ Ямбургский Какого духа, «новая исповедь» Л.Н. Толстого? Иером. Михаил Справедливо ли учит гр. Толстой (в своем ответе св. Синоду), что любовь приобретается «молитвой, состоящей в восстановлении и укреплении в своем сознании смысла своей жизни и своей зависимости только от воли Бога»? Отклики бывших единомышленников графа Толстого Открытое письмо графу Л.Н. Толстому от бывшего единомышленника, по поводу ответа на постановление Св. Синода. М. А. Новоселов Открытое письмо болящему гр. Л.Н. Толстому от бывшего его поклонника. Михаил С-ко «Ех ungue Leonem». Размышление бывшего толстовца по поводу ответа гр. Толстого Св. Синоду. М. С-ко Голоса из среды мирян Открытые письма гр. Л.Н. Толстому по поводу его отлучения от Церкви 1-е письмо. Кто прав? Известный вам врач Апраксин 2 письмо. Какой Бог дал вам право? Деятель 3 письмо. От любящего читателя (богослова). Π. Π. Т. 4 письмо. Убийственная ваша, гр., вера! П. В–й Из писем в редакцию «Поучающий кощунника наживет себе бесславие». Мисс. Н. Булгаков О главном сомнения гр.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

Часть пятая (писана в ноябре 1861 года) 1852 год За 1852 год, по-прежнему, поименую более замечательные факты и сведения, именно: 1) Подчинены епархиальному ведомству три Виленские церкви военного ведомства с их причтами. 2) Преобразовано, по Высочайшему повелению, управление воспитательного в Вильно дома. Консистории от 8 февраля – приложение 3) Поручено священнику Ковенского собора Петкевичу рассматривать книги на самогитском и литовском языках, поступающие в Виленский цензурный комитет. 4) Приняты в Православие из Латинства иеромонах Ковнацкий и священник Касперович. Первый оказался негодником, подался на Латинские каверзы и сослан на поселение. Второй, престарелый, умер честно через несколько лет. 5) Роздано мною Виленским бедным 425 рублей серебром по случаю возведения в митрополиты. 6) Было дело о восполнении по воссоединённым церквам богослужебных книг, печатанных в Православных типографиях, особенно по церквам, присоединённым недавно к Литовской епархии. Это восполнение впоследствии и сделано. Консистории и Синоду от 25 мая – приложения 3. 7) Было дело о явлении якобы какой-то женщине Божией Матери в зарослях на болоте в Токарском приходе, о поставлении там креста и служении при нём молебнов, при стечении народа. Резолюции мои от 20 августа, 17 сентября и 26 октября – приложения 5, 6. 8) Подобное злоупотребление случилось в Виленской Николаевской церкви, своевольным допущением почитания мощей пресвитера Иоанна. Консистории от 7 декабря – приложение 9) Борьба продолжалась и в сем году, по весьма многоразличным предметам. Гражданские начальства, хотя были умереннее и осторожнее, однако, всё-таки пристрастны к римляно-польской партии. В сем году 25 ноября я представил Святейшему Синоду об учреждении в Вильно училища для девиц духовного звания, хотя о назначении для них помещения ещё шла упорная переписка. Письмо графу Протасову от 25 ноября в тетради, приложенной под 10) Стоит также обратить внимание на письмо моё, в той же тетради, к графу Протасову от 25 сентября, и на упоминаемые в нём два рапорта Св. Синоду: от 21 сентября, о своевольной постройке Латинских каплиц и определении ксёндзов туда, где их прежде не бывало, и от 25 сентября, о крещении подкидышей Виленского воспитательного дома, показанных сомнительно крещёнными по Римскому обряду. Приложения 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

ЖУРНАЛИ Священного Синоду 30 травня 2011 року 30 травня 2011 р. 15:30 30 мая 2011 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали:   Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата Митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий Архиепископ Берлинский и Германский Феофан Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии   ЖУРНАЛ 35 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об участии Русской Православной Церкви в памятных мероприятиях, посвященных 25-й годовщине катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, и о состоявшемся в связи с этой датой Первосвятительском посещении Украинской Православной Церкви. Справка: 26 апреля 2011 года, в связи с 25-й годовщиной трагедии на Чернобыльской АЭС, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла во всех храмах Русской Православной Церкви 26 апреля 2011 года по особому чину совершалось молитвенное поминовение жертв катастрофы на Чернобыльской АЭС. С 25 по 27 апреля 2011 года Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Украину в связи с 25-летием Чернобыльской трагедии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1498450...

Итоговый документ совещания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с правящими архиереями юга России 23 июня 2005 г. 16:50 В ходе визита Святейшего Патриарха Алексия на Кубань (15-16 июня) состоялось совещание архиереев юга России. В нем приняли участие сопровождавшие Святейшего Патриарха Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент , архиепископ Истринский Арсений , архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий , епископ Сергиево-Посадский Феогност , а также архиереи южных епархий: митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор , архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон , архиепископ Майкопский и Адыгейский Пантелеимон , епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима , епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан , епископ Ейский, викарий Екатеринодарской епархии Тихон. Обсудив различные вопросы духовной жизни российского юга и церковного служения в местных епархиях, иерархи приняли итоговый документ, текст которого приводится ниже. Итоговый документ совещания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с правящими архиереями юга России Мы, архиереи Южного федерального округа, собравшиеся на Кубанской земле в городе Геленджике под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на совещание по насущным вопросам взаимоотношения Церкви и государства, Церкви и общества, роли и месте Церкви в жизни общества, отмечаем, что инициатива Святейшего Патриарха проведения расширенных межепархиальных совещаний в ходе посещения Святейшим Патриархом епархий является весьма актуальной и своевременной. На встречах подобного рода архиереям представляется реальная возможность услышать слово Первосвятителя, его мнение по различным направлениям жизни Церкви, что позволяет им более выверено и скоординировано развивать свою последующую деятельность на региональном и епархиальном уровне. С другой стороны, архипастыри и духовенство имеют возможность непосредственно поделиться с главой Церкви проблемами, с которыми они сталкиваются в окормляемых епархиях и регионах. Это дает возможность Святейшему Патриарху и Священному Синоду из первых уст иметь четкую и ясную картину церковной жизни на местах.

http://patriarchia.ru/db/text/26469.html

В исходе 1727 года, тиунская контора, по определению святейшего Синода, закрыта. Святейший Синод, еще по случаю воцарения императора Петра II, выехал в Москву, и там, в течении нескольких лет, а именно до начала 1732 года, имел постоянно свое присутствие. В С.-Петербурге осталась синодальная контора, которой святейший Синод поручил заведовать епархией. Для этой цели, в контору поступили все епархиальные дела из тиунской палаты. Первое место в синодальной конторе занимал преосвященный Питирим, архиепископ нижегородский, вызванный святейшим Синодом из епархии. Из белого духовенства в ней оставлен был член Синода Иоанн Семенов, протопресвитер троицкий, пользовавшийся в то время большим уважением. Три канцеляриста и восемь копиистов, за штатом оставшиеся после тиунской избы, причислены были, с прежним трактаментом от святейшего Синода, к синодальной конторе. В ней, под председательством архиепископа, уполномоченного святейшим Синодом, производились всякие дела по С.Петербургской епархии. Контора определяла священноцерковнослужителей к местам и даже разрешила постройку новых церквей. Епархиальная жизнь шла своим чередом, правда, медленнее, но без остановок. В марте 1729 года, контору вытребовали в Москву к святейшему Синоду со всеми чиновниками и бумагами. Многие из бумаг, после этой поездки, не возвратились в С.-Петербург, и ныне заметны некоторые пробелы в С.-Петербургских духовных архивах. У дел бывшей тиунской конторы и у прочих остался, якобы епархиальным заказчиком, один троицкий протопоп Иоанн Семенов. Ему предписано состоять в С.Петербургской епархии заказчиком, как и в прочих епархиях в десятинах, заказчики учреждены. А которых дел собой решить ему, протопопу, не можно, о тех присылать в Москву в св. Синод донесения, с приложением своих мнений. Протопопу Семенову переданы все дела тиунской избы. Для письма и отправления дел, предоставлено ему самому приискивать добрых и не подозрительных подьячих, a пропитание подьячим иметь от акциденции (т. е. случайных доходов) за труды, кто что даст, как в домах архиерейских обходится, и писаться ему, протопопу, С.-Петербургским духовных дел управителем. Для помещения отведено духовному управлению несколько палат в синодском доме, а на канцелярские расходы велено брать со всякой венечной памяти по три копейки денег, сверх уреченных пошлин. Св. Синоду о делах рапортовать помесячно, с коллегиями и канцеляриями иметь сношения промемориями, a в подчиненные места адресовать указы. Семенов пригласил к себе в сотрудники, по письменной части, одного подканцеляриста. Так положено основание новой форме епархиальной администрации: Духовному правлению. Под ведением очередного епископа Рафаила псковского, дела производились в нем, конечно со значительным сокращением прав, тем же порядком, как и в бытность синодальной конторы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Скачать epub pdf Донесение Святейшему Правительствующему Синоду Первенствующего Члена оного Антония, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского от 21 июля 1903 года Благодарение Господу! Великое и всерадостное для нашей Православной Церкви торжество открытия святых и многоцелебных мощей преподобного Серафима, Саровского Чудотворца, совершилось 19-го минувшего июля, согласно ранее установленному чину, с подобающим благолепием. Возгорелся новый благодатный светильник в Церкви Российской, богоблаженный Серафим, который, подобно богоносным отцам нашим Антонию и Феодосию Печерским и Сергию Радонежскому, будет просвещать светом Христовой истины и утверждать в вере православный русский народ. Радость, проистекающая для Православной Церкви от совершившегося в Саровской обители торжества, была усугублена пребыванием на сем торжестве венценосного Вождя русского народа, Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, пожелавшего вместе со Своим народом воздать молитвенное поклонение праведному старцу на самом месте его великих подвигов. Его Величество изволил прибыть в Саровскую пустынь в 5 ½ часов пополудни 17 июля в сопровождении Их Императорских Величеств Государынь Императриц Александры Феодоровны и Марии Феодоровны, а также и Их Императорских Высочеств Великой Княгини Ольги Александровны с Ее Августейшим Супругом, Великого Князя Сергея Александровича с Супругою Великою Княгинею Елисаветою Феодоровною, Великих Князей Николая Николаевича и Петра Николаевича с Супругою Великою Княгинею Милицею Николаевною и Великой Княгини Анастасии Николаевны с Ее Августейшим Супругом. При встрече Государя Императора во святых вратах обители мною была произнесена краткая приветственная речь. Прослушав в Успенском соборном храме пустыни краткое молебствие, Его Величество пожелал тотчас же поклониться всечестным останкам преподобного Серафима, для чего мною введен был, вместе со всеми прибывшими Высочайшими Особами, в церковь святых Зосимы и Савватия, где находился гроб со всечестными останками.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

220–221. На опасном пути К сожалению, приходится отметить, что вождь имебожников А. Булатович не подает надежды к смиренному сознанию своего заблуждения. Вступив на путь самочинного мудрования, он стал на почву полемики с церковною властью, уже воображая себя вполне правоспособным богословом для такой полемики и для формулирования новых, в богословской науке еще неизвестных догматов. Почва опасная и Церковью не благословляемая! А что это так, что он на опасном пути, видно из того, что ведь не может же он отказаться от заявления схимонаха Илариона, что ими открыт “новый догмат», доселе как бы незамеченный, именно – что “имя Божие есть Сам Бог». А святые отцы, учители подвижничества, Иоанн Лествичник , Варсонофий Великий и другие, строго запрещают рядовым монахам заниматься исследованием догматов, указывая им смиренный путь послушания и предоставляя “догматствование» епископам. Ныне Булатович заявляет в своем “прошении» Святейшему Синоду, что “по одному своему званию схимонаха будучи всегда готов “смириться» (это слово он почему-то ставит во вносные знаки, что производит странное впечатление, как будто призыв Святейшего Синода к смирению по адресу инока носит какой-то специфический характер), да и вообще никогда не стыдясь сознать свою ошибку, в особенности если эта ошибка может иметь пагубные последствия не только для него, но и для многих других», он “с радостью готов и смириться и отстать от заблуждения, но»... Но прежде, чем читать его условия, на каких он “готов смириться», я не могу не напомнить ему нашей беседы в больнице, в Петербурге: г. Троицкий и я довели его до сознания, что он неправильно перевел из греческой Постной Триоди слово Бог, для понятия “Бог» у греков есть специальное слово. Мы предложили ему немедленно, теперь же, напечатать в “Колоколе» или в каком угодно издании, что он исправляет свою ошибку. На это он не согласился, сказав, что исправит во втором издании своей “Апологии». Правда, он дал на бумаге нечто вроде такой поправки для представления Святейшему Синоду, но когда я прочитал эту поправку в Синоде, то она была признана довольно двусмысленною и недостаточной, да притом автор все же меня не уполномочил ее напечатать. Итак: мы вправе сомневаться и теперь, что он действительно “готов» сознаться в своем заблуждении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

I.1.5. Высший Церковный Совет Высший Церковный Совет (из Устава Русской Православной Церкви) См.: Устав Русской Православной Церкви. Глава VI. О создании Высшего Церковного Совета (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2011 г., «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 6) 6. Освященный Собор, поддерживая намерение Святейшего Патриарха Кирилла проводить регулярные совещания глав синодальных учреждений, определяет придать этим совещаниям формальный статус с именованием их Высшим Церковным Советом, по аналогии с органом, учрежденным Всероссийским Церковным Собором в 1917 году и прекратившим работу в годы гонений. Священному Синоду поручается принять решение об образовании Высшего Церковного Совета после того, как будут разработаны соответствующие нормативные документы. Решение Священного Синода и необходимые поправки к Уставу Русской Православной Церкви следует представить на утверждение очередного Архиерейского Собора. Положение о Высшем Церковном Совете (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 22 марта 2011 г., журнал 10) 1. Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви (далее – Высший Церковный Совет) является исполнительным органом Русской Православной Церкви, действующим при Патриархе Московском и всея Руси (далее – Патриарх) и Священном Синоде Русской Православной Церкви (далее – Священный Синод). В период междупатриаршества Высший Церковный Совет действует при Местоблюстителе Патриаршего престола (далее – Местоблюститель) и Священном Синоде. 2. Высший Церковный Совет подчиняется и подотчетен Патриарху (Местоблюстителю) и Священному Синоду. 3. Высший Церковный Совет рассматривает следующие вопросы: • вопросы богословского образования, просвещения, миссии, церковного социального служения, информационной деятельности канонических подразделений Русской Православной Церкви и церковных СМИ; • вопросы взаимоотношений Церкви с государством, обществом, Поместными Православными Церквами, инославными конфессиями и нехристианскими религиями;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010