Гимн 54. Молитва ко Святой Троице 361 . О Отче, Сыне и Душе, Троица Святая, Благо неисчерпаемое, для всех текущее, Красота многолюбезная, не имеющая насыщения, Чрез веру одну и сверх надежды спаси меня. О Свет трисиянный, о Троица Пресвятая, Троица лицами и Единица существом, Чрез веру одну и сверх надежды спаси меня. Источник премудрости, излияние святыни, Чрез веру одну и сверх надежды спаси меня. О огнь, очистительный для грехов, Душу мою очисти от прегрешений, (Душу мою омой от неведения) 362 , Душу мою исхити от скверн, Властвуй над помышлениями души моей, Царствуй над представлениями ума (моего) 363 , Покажи меня всесильным царем над страстями, Господством ума воссияй в сердце моем, Освободи от всякого греха, Просвети и украси омраченного, Воззри на меня оком милостивейшим, (Очисти и удобри потемненного). О Отче, Сыне и Душе, Троица Святая, Ты мне подай светоносного Ангела, Уму помощника, пестуна, защитника, (Хранителя души моей и тела), Руководителя, направляющего ко спасению. Очисти душу мою и плоть, Ты меня смертного соделай освященным, Ты меня устрани от земного мудрования, Ты иссуши во мне источники злобы, Ты мне источи дожди слез. Ибо Ты – Бог сострадательный, благодетель, Незлобивый ко всем беззаконновавшим, Весьма доступный для всех согрешивших И долготерпеливый ко всем отвергшимся. Неправедным и освященным, Не беспорочным и просвещенным 364 Ты определил спасение искупления. Ты подал образы покаяния даже и Мне нечистому и непотребному, Мне лукавому и скверному, Мне помраченному и оскверненному. Ибо я беззаконничал более древних, Весьма прогневал и раздражил Тебя; Свыше числа бесчисленных звезд, Свыше песка морского я согрешил пред Тобою; Нет (такого) вида зла и лукавства, Нет постыдной злобы и порока, Которого я не совершил во всякое время и (на вся ком) месте, Душою, помыслом, словами и делами. Умножились мои пороки и мерзости, (Без числа умножились мои злодеяния), Увеличилось бремя грехов моих, (как бы железное) 365 . Мысленными цепями согбена шея моя,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Сортировать по Исключить новости Что нам подарила Святая Троица Бесплодны и даже вызывают жалость мучительные попытки человека познать Бога путём каких-то личных потуг – умственных, душевных, аскетических. Всё и проще, и величественнее, и прекраснее, чем мы можем себе это представить. 22 июня, 2013 Бесплодны и даже вызывают жалость мучительные попытки человека познать Бога путём каких-то личных потуг – умственных, душевных, аскетических. Всё и проще, и величественнее, и прекраснее, чем мы можем себе это представить. Увы и ах, а, может быть, наоборот хорошо, что наши естественные возможности ограничены. И не только физические, но и душевные и психические… хоть и бродит масса таинственных историй о «неисчерпаемых глубинах» человеческой психики. На самом деле глубины эти вот уж воистину глубины, но уж никак не высоты, что и подтвердили, например, господин Фрейд и иже с ним. Человек падший – вот предмет изучения психоаналитиков, и мы все – вот тут уж воистину, увы – являемся падшими созданиями, с омрачённой природой. Но есть у нас и радость. Неизреченная радость обетования, надежды на преображение, на обретение немыслимой с точки зрения «естественности» полноты. Ах, если бы мы только могли оценить эту невероятно счастливую возможность! Мы бы всё время нашей земной жизни употребили бы на кропотливое и настойчивое искание этой божественной и счастливейшей полноты. Но омрачение -страшная вещь, и страшно оно прежде всего тем, что человек перестаёт понимать и чувствовать – к чему он призван, к чему ему должно стремиться, чего искать. И от этого нечувствия рождается и ширится в душе страшная уничтожающая пустота, ставшая в последнее время просто приметой времени. Нынешний человек (особенно молодое поколение) – это или человек развлекающийся, прикалывающийся, убивающий время… или человек скорбящий и озлобленный, задавленный непроходимой бессмысленностью тяжкого быта. Оба эти типа порождение маловерия или вовсе даже неверия. Человек молодой большей частью своей развлекается… и это уже не просто безделица, а мировоззрение, единственная возможность наполнить свою опустошенную жизнь хоть призрачным подобием осмысленного существования. Я живу, чтобы развлекаться – страшная, но реальная формула наших дней.

http://pravmir.ru/nam-podarila-svyataya-...

Историки христианской мысли, равно как и богословы практически всех конфессиональных оттенков, озабоченные проблемами христианского единства, признают, что сформулированные уже к IV веку 2 типа концепций о Троице, которые можно было бы назвать как «каппадокийская» (восточная) и «августиновская»  (западная), по существу своему есть две различные системы мысли, предопределившие дальнейшее развитие восточного и западного богословия. Вкратце суть этих концепций можно представить следующим образом. Латинское или августиновское богословие исходит из факта божественного сущностного единства как положения, не требующего доказательства, – и потом уже только показывают, что Бог есть также и Троица Лиц. Греческая же мысль начинает с утверждения божественности Логоса и Духа (что является главной темой анти-арианской патристической литературы), признавая как очевидный факт, что они суть два различных божественных Лица (не только πρσωπα, но именно υπστασις – более строгий термин, указывающий на раздельность существования). Иногда каппадокийцев обвиняли даже в тритеизме, что вынудило св. Григория Нисского написать свой знаменитый трактат «К Авлавию», в котором он доказывает, что «не суть три бога», поскольку Отец, Сын и Дух обладают одной общей энергией, что обнаруживает единство их божественной природы. С другой стороны, на защитников августиновской триадологии иногда смотрели как на модалистов. Так, в начальный период полемики о Filioque св. Фотий говорил о западных как о «полу-евномианах», потому что они недооценивали уникальный характер личностных свойств божественных Лиц, сводя эти свойства до уровня только взаимных отношений. Большинство православных богословов на сегодня, как правило, согласно с той мыслью, что греческая патристическая традиция находит своё завершение в богословии св. Григория Паламы – афонского исихаста XIV века, впоследствии архиепископа Фессалоникийского, сформулировавшего учение о Св. Троице в терминах, различающих в Боге трансцендентную сущность, три Ипостаси и нетварные энергии. Паламитское богословие было официально признано рядом поместных Соборов, проходивших в Константинополе (1341, 1347, 1351, 1368) и принятых Православной Церковью наравне с Вселенскими и включенных в литургические сборники, став практикой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Святыня или экспонат? 17 ноября 2008 года в Государственной Третьяковской галерее состоялось собрание расширенного научного совета (искусствоведов, реставраторов и музейных хранителей), посвященное вопросу о возможности временного перемещения прославленной иконы «Святая Троица» (нач. XV в.) письма преподобного Андрея Рублева на три дня церковных празднеств – 6–8 июня 2009 года – из музея на ее духовную родину, в Троице-Сергиеву лавру. Как самый ход обсуждения этой проблемы, так и отрицательный его итог еще раз показали, насколько прискорбным остается и поныне нравственное состояние нашего, все еще во многом постсоветского, обезбоженного общества, в том числе, увы! и значительной части интеллигенции. Ибо в защиту возможности трехдневной встречи иконы с ее прежней законной владелицей – Троице-Сергиевой лаврой (у которой «Троица» и была насильственно отнята большевиками в революционные годы) и, что еще важнее, встречи образа с огромным числом православных верующих России, ожидаемых на летних лаврских торжествах, из примерно 80 присутствовавших на совещании в ГТГ выступили всего лишь двое (!): известный реставратор-искусствовед и публицист С.В. Ямщиков и давний сотрудник Третьяковской галереи Э.К. Гусева. С их позицией солидаризировалась также и Л.А. Щенникова, автор новейшей книги о Рублеве, один из ведущих искусствоведов Музеев Московского Кремля, приславшая собранию свое мнение в письменном виде. Почему же с безусловно нравственной позицией этих троих не согласились остальные участники собрания? Не свидетельство ли это того, что «просвещенческий» и, с христианской точки зрения, во многом псевдокультурный туман западного (в основе своей – прометеевски-богоборческого) мировидения все еще застилает сердца и умы большей части нашей интеллигенции? И не говорит ли это о том, что, как и прежде, «мирское» (в данном частном случае оказавшееся как бы «научным») все еще явно верховенствует в сознании, например, того же музейщика-«спеца»? Увы, многие считающие себя представителями русской интеллигенции продолжают и поныне чувствовать и думать в категориях того – во многом бездуховного, а потому и искаженного в основных своих ценностных категориях – сознания, что было столь характерно для прежних десятилетий коммунистического владычества с его воинствующим атеизмом. Жившие в ту пору в условиях всеобъемлющей фальши советского общества, всей его нравственной и духовной глухоты, они, по-видимому, незаметно для себя и как бы исподволь духовно оглохли и сами. В итоге одни перешли от истинной, ответственной духовности к поверхностной душевности, другие подменили внутреннюю культуру внешней цивилизованностью, и многие предпочли конкретной христианской нравственности неопределенный псевдогуманизм сугубо человекопоклоннического толка.

http://pravoslavie.ru/jurnal/29606.htm

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > По линии фронта Продолжение рассказа о крестном ходе вдоль линии фронта Первой мировой. Часть 3 15.10.2012 815 Время на чтение 18 минут Часть 1 Часть 2 Почаев - Каменец-Подольский - Одесса - Киев - Москва Прошли белорусско- украинс кую границу в местечке Верхний Теребежов, недалеко от города Столин. Времени это заняло очень много, пришлось объяснять историю создания и передвижения наших икон, декларировать большие иконы. Зато пограничники и таможенники узнали много нового и душеполезного. Мне показалось, что некоторые из них специально подходили к нам по нескольку раз, чтобы узнать побольше о Крестном ходе и побыть подольше около святынь. Все же православные. В кабинетах иконы висят. Один таможенник рассказал, как ездил с семьей в город Туров и там на кладбище камень крестообразной формы растет каждый год на несколько см. Местная чтимая святыня. К нам отнеслись вполне уважительно, а узнав о цели Крестного хода - выполнить Волю Царицы Небесной пронести Песчанскую икону вдоль линии фронта первой мировой войны, переданную в 1914 году, старались поддержать. Но я все равно против этих искусственных границ. У нас Святая Русь, триединая, как Святая Троица: Великая, Малая и Белая Русь. Что там пьяный Ельцин подписал в Беловежской пуще противоречит всей нашей исторической реальности и законам, а потому нелитигимно. Поэтому сегодня линия фронта пролегает между продавшимися Западу сепаратистами и либерастами всех мастей и нашей славной многовековой общей историей, клятвами на верность русскому Царю и войнами с пролитием русской крови за Русь Святую, за веру, Царя и Отечество. Но пока действуют эти нелититимные законы, есть границы. Теперь наш Крестный ход двигается по территории Украины к Луцку. Это дальше, приходится сделать крюк, но нам очень важно проехать здесь с иконами и с молитвой, так как город тоже значится на военных картах октября 1915 года на линии фронта. Стемнело, мы ехали по очень плохой и неосвещенной дороге, ребята сильно молились. Машину встряхивало на каждой кочке, я чувствовала себя отвратительно: слезы, насморк, температура. Пришлось прилечь на заднем сиденье, читала по четкам Богородицу и Иисусову молитву и думала о том, что хоть бы Пресвятая Богородица приняла наши жертвы, ведь за это время мы стали такие изнеженные, что идти по линии фронта пешком было бы просто нереально.

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/16/...

А.Г.Дунаев 1. Современные переводы Во всех современных переводах интерпретация 13-й главы «Вопросов и недоумений» 2 одинакова. Приведем эти варианты в хронологическом порядке появления публикаций. Французский перевод Э. Понсуа 3 Pourquoi dans la prothèse du précieux corps et sang du Seigneur est-ce la coutume de l’Église de proposer les pains et les coupes inégales? Tout ce qu’accomplit l’Église a une raison surnaturelle, parce que, par excellence, ces symboles sont des mystères et des images de lessence divine et que celle-ci est non composée. Toute créature est composée, seule, je répète, la Sainte Triade est simple, non composée. C’est pourquoi l’Église propose des pains et des coupes inégales, caractérisant par la le divin. Английский перевод Д. Прассас 4 For what reason, in the preparation 5 of the precious body and blood of the Lord, is there in the church the custom of setting out the loaves of bread and the cups of wine unequally? All things that are accomplished in the church have an extraordinary reason. Since these symbols, especially, are mysteries and representations of the divine essence, and it [the essence] is incomposite – every creature is composite but only, as it is said, is the Holy Trinity simple and incomposite – for this reason, therefore, the church sets out the loaves of bread and the cups unequally, characterizing the divine in these things. Перевод П. К. Доброцветова 6 Ради чего в предложении Честного Тела и Крови Господа в Церкви есть обычай предлагать неравные хлеба и чаши? Все совершающееся в Церкви имеет сверхъестественный смысл, поскольку в особом смысле эти символы являются изображениями и таинствами Божественной сущности, а Она – несложна, в то время как все тварное – сложно. Одна лишь Святая Троица, как сказано, проста и несложна, и поэтому в Церкви хлеба и чаши предлагаются неравные, характеризуя этим Божественное 7 . Перевод под ред. Г. И. Беневича 8 По какой причине во время приношения 9 честного Тела и Крови Господа есть обычай у Церкви хлеба и чаши предлагать неравные?

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Скачать epub pdf Суббота седмицы 30-й по Пятидесятнице Господь нас создал по образу Своему и по подобию. А поскольку Господь – это есть Святая Троица, то нам также присуща троичность, которая наблюдается во всем. Например, человек состоит из тела, души и духа, хотя он часто этого даже и не знает. Некоторые доходят даже до того, что отрицают существование души и считают, что состоят только из одного тела – и практически так, собственно, и получается порой. Если мы долгое время будем только сидеть или лежать, то по прошествии нескольких месяцев наши ноги атрофируются, мы уже ходить не сможем, нам придется учиться этому заново. Если нам завязать глаза и в течение года не давать смотреть на Божий свет, а потом внезапно повязку снять, то мы ослепнем, потому что глаза отвыкли от света, атрофировались. И так происходит со всем, что касается нашего тела, с любым органом. То же самое и с душой. Если душа человека не действует, то она постепенно атрофируется, она как бы засыпает и исчезает. То же самое и с духом. Дух – это самая важная, бессмертная часть нашей души, которая должна быть обращена к Богу. А большинство людей, живущих на земле, совершенно не пользуются этой главной частью своей души, она никак не действует. Поэтому дух как бы умирает в человеке, и он превращается в животное – сперва разумное животное, а потом уже и неразумное. Действительно, иногда смотришь на человека и думаешь: почему же он так неразумно поступает? А именно потому, что душа его и дух деградировали. В зависимости от того, какая сфера в них развита, люди так и называются: духовными, душевными или плотскими. Человек, который пренебрегает жизнью телесной и душевной, развивает в себе сферу духовную. Он не думает о том, во что ему одеваться, что есть, пить, какие ему книжки читать, какой сегодня фильм по телевизору. Его это абсолютно не волнует. Его волнует только то, угодил ли он Богу, как он исполняет заповеди Божии, есть ли у него возможность сегодня в храм пойти. Он жаждет постоянно причащаться Святых Христовых Тайн, он любит читать слово Божие, святых отцов, любит молиться – то есть его интересует только духовное. Такого человека называют духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Сортировать по Исключить новости Святейший Патриарх Кирилл: Любая человеческая жизнь бесценна Если мы с вами не пойдем навстречу — эта Благая Весть может и не дойти до других; если мы с вами не откроем свои сердца, чтобы поделиться переполняющей нас радостью, — она может никогда не прикоснуться к тем, кто ее не имеет, но кто готов ее принять. 6 января, 2014 Если мы с вами не пойдем навстречу — эта Благая Весть может и не дойти до других; если мы с вами не откроем свои сердца, чтобы поделиться переполняющей нас радостью, — она может никогда не прикоснуться к тем, кто ее не имеет, но кто готов ее принять. Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сегодня наши храмы наполнены людьми, которые пришли прославить Новорожденного Богомладенца — Христа Спасителя и Его Пречистую Матерь — Деву Марию. Рождество Христово — центральное событие всей человеческой истории. Человек всегда искал Бога: но во всей полноте Бог Сам открыл Себя человечеству только в воплощении Своего Единородного Сына. С пришествием Сына Божия — и Сына человеческого — мир узнал, что Бог есть Любовь, а не только Высшая Сила, Бог есть Милость — а не только Мздовоздаятель, Бог есть источник жизни и радости — а не только Грозный Судья, Бог есть Святая Троица, внутренним законом жизни Которого является также любовь, — а вовсе не одинокий Владыка мира. И сегодня мы празднуем событие, в корне переменившее весь ход человеческой истории. Бог входит в самые недра человеческой жизни, становится одним из нас, берет на Себя всю тяжесть наших грехов, человеческих немощей и слабостей — приносит их на Голгофу, чтобы освободить людей от невыносимого бремени. Бог отныне — не где-то в неприступных небесах, а здесь, с нами, среди нас. Каждый раз во время совершения Божественной литургии произносятся слова «Христос посреде нас!» — и ответ: «И есть, и будет!» Это яркое свидетельство о присутствии Самого Воплотившегося Бога — Христа Спасителя — среди Своих верных. Регулярно причащаясь Его Святых Тела и Крови, прилагая усилия к исполнению Его заповедей, мы входим в реальное общение с Ним, с нашим Спасителем, и обретаем прощение грехов.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-k...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТРОИЦА Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Троица, А. Рублёв, 1425 - 1427. Государственная Третьяковская галерея Святая Троица - раскрываемое Христианством учение о Триедином Боге , едином по существу и троичном в Лицах ( Ипостасях ) Отца, Сына и Святого Духа. Бог Отец , Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый Бог в трех Лицах, или Ипостасях, равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе. Отец – не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно (вневременно, безначально, бесконечно) рождается от Отца; св. Дух – предвечно от Отца исходит. Как же Бог может быть одновременно Один и Троица? К Богу неприложимы привычные для нас земные измерения, в том числе категория числа. Ведь исчислять можно только предметы, разделённые пространством, временем и силами. А между лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения. Божественная Троица есть абсолютное единство. Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму. Некоторыми видимыми примерами, грубыми аналогиями Её могут служить: солнце – его круг, свет и тепло; ум, рождающий слово, выражаемое дыханием; память, слово и воля. По преданию, святой Патрик Ирландский (V в.) в качестве иллюстрации Троицы использовал трилистник клевера. Он спрашивал: " Здесь один листочек или три? Если один, то почему у него три лепестка одинакового размера? А если три, то почему только один стебелек? Если ты не можешь объяснить такую простую загадку, как клевер, то как можешь ты надеяться понять такую глубокую тайну, как Святая Троица? " Познание Троичности Бога возможно лишь в мистическом откровении по действию Божественной благодати , человеку, чьё сердце очищено от страстей . Святые отцы опытно созерцали Единую Троицу, среди них можно особо выделить Великих Каппадокийцев ( Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского ), свт. Григория Паламу , прп. Симеона Нового Богослова , прп. Серафима Саровского , прп. Александра Свирского , прп. Силуана Афонского .

http://drevo-info.ru/articles/21000.html

Сортировать по Исключить новости Святая Троица 15 августа, 2015 В чем смысл и значение Святой Троицы? Каково православное учение о Троице? Святая Троица в православии Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога . Это одно из важнейших понятий православия. Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии. Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная. Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении. Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально. Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения. Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы». Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.» Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:

http://pravmir.ru/svyataya-troica/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010