Узнав от старицы Нианфоры, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень. Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: “Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею”. Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивотеКиот в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения. По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы – царевна Рипсимия, мученицы Рипсимия и Гаиания, ее наставница Гаиания. Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй – со свитком в руке, святая Нина продолжила свой путь и явилась в Грузию в 319 году. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день преславного Преображения Господня по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы – Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей. Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа. Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, которая, приняв святое Крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой (память ее совершается 1 октября). Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265 – 342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. “В то самое время, как вымышляли казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь”. Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света. “Но Армаз, Заден, Гаим и Гаци были глухи, и мрак умножился. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило всё своими лучами”. Это событие совершилось 6 мая 319 года.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял святое Крещение вместе со своей свитой. По прошествии нескольких лет в 324 году христианство окончательно утвердилось в Грузии. Летописи повествуют, что святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели). К тому времени, с помощью византийского императора Константина, приславшего по просьбе царя Мириана в Грузию Антиохийского епископа Евстафия, двух священников и трех диаконов, христианство окончательно упрочилось в стране. Однако горные области Грузии оставались непросвещенными, В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа. Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины. Благоговейно приобщившись Святых Тайн, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 году (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Мир тебе и радость от Господа. 295 Борис, благоверный князь Болгарский (в крещении Михаил; † 907; память 215 мая), правивший с 852 года. Борис был сыном хана Пресиана, прекратившего преследования христиан. Вступил на престол будучи еще язычником, но уже ранее его христианство распространилось в Болгарии пленными византийцами. Видя на опыте превосходство христианских народов над языческими, Борис, по окончании войны с греками, при заключении мира крестился в 864(или 865) году. За ним стали креститься его подданные. Сделавшись христианином, он переменил прежний образ жизни и даже направление своей политики. У Бориса нашли поддержку изгнанные из Моравии святые Кирилл († 869; память 1427 февраля, 1124 мая) и Мефодий († 885; память 619 апреля, 1124 мая). Пробыв на княжении до 888 года, Борис ушел в монастырь. 296 Григорий, священномученик, епископ, просветитель Великой Армении († ок. 335; память 30 сентября13 октября). Происходил родом из Парфии, находился в родстве с персидскими и армянскими царями. За исповедание Христа был подвергнут царем Тиридатом III (287–330), на службе у которого находился, различным мучениям, затем – ввержен в ров с болотной жижей и ядовитыми гадами, где провел четырнадцать лет (для поддержания жизни одна женщина бросала ему в ров хлеб). Впоследствии Тиридат впал в жестокое беснование. Молитвами святого Григория, извлеченного изо рва, он был исцелен и затем принял крещение. Сам же Григорий спустя какое-то время был поставлен епископом Армении, причем крестил не только армян, но и многих персов, ассириян и мидян. 297 Нина, равноапостольная, просветительница Грузии († 335; память 1427 января). Дочь римского полководца Завулона, родилась в Каппадокии. После того как отец ее, родственник великомученика Георгия Победоносца († 303; память 23 апреля6 мая, 316 ноября, 1023 ноября, 26 ноября9 декабря), ушел в Иорданские пустыни для иноческих подвигов, а ее мать Сусанна, сестра Иерусалимского епископа, стала диакониссой в Иерусалимском Храме, Нина отправилась в Рим, затем в Персию, но избегая преследований царя Тиридата III (287–330), в 315 году пришла в Иверию (Грузию), в Мцхет, где три года проповедовала христианство тайно. Проповедь о Христе, чудеса, которые совершала святая Нина, и ее добродетельная жизнь привели многих жителей Иверии к вере в истинного Бога. Она обратила ко Христу самого грузинского царя Мириана, бывшего язычником. Тогда были вызваны из Константинополя епископ и священники и построен первый в Иверии храм во имя Святых апостолов. Вскоре и вся Иверия приняла христианство. После своих многолетних апостольских подвигов святая Нина мирно скончалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

  Здесь Георгий Князь по холмам ходил, И глаза Его были грустные. В сердце слышал Он Свой родной мотив, Плыли в памяти горы Грузии.   … Князь о Себе был Царских правил. И что о Нём ни говори, Отец – Царевич, дед и прадед Тем паче – Грузии Цари.   …   Нам Листочек от Древа Давидова Подарила Небесная Мать, Князь Грузинский здесь зореньки видывал, Пил приволжских ночей благодать.   Православный человек, Мария Арсентьевна представила нам Славного Князя как патриота и большого благотворителя. Она поэтически передала народную любовь к этому человеку.   В усадьбе Князя хлебосольно, Раздольно пиршества текли, Гуляньями народа вольно, Нарядно улицы цвели.   И карусель будила выси, И улыбался небосвод. Коль Князь Грузинский веселился, То веселился весь народ.   Эти прекрасные строки о Князе она разместила в своей поэме «Князь Грузинский». А как красиво она описала Макарьевскую ярмарку.   Манили блеском чистой кожи И сапоги, и башмаки. В цилиндрах важно шли вельможи, Мелькали шляпы, сюртуки.   В руках пылали лисьи шубы, Кто нёс верёвки, кто – хомут, И лошадям смотрели в зубы, Которых продавали тут.   Когда мы с Марией Арсентьевной пришли в Лысковскую детскую художественную школу и предложили учащимся нарисовать картины, чтобы украсить книгу «Князь Грузинский и Святая Нина», дети быстро отозвались. Так появилась выставка, которая сейчас украшает помещение детской библиотеки города Лыскова. Поэтически поэт Мария Сухорукова рассказала и о дочери Князя – Анне Георгиевне, назвав поэму о ней «Небесная Золушка». Не забыла она и о Святом Антонии Радонежском – бывшем сыне повара Князя Георгия Александровича, ставшем Архимандритом Троице-Сергиевой Лавры. Поэма о нём называется «Великий земляк духоносный». Лысково – Святая земля. Здесь в течение 50-ти лет находился Крест Святой Равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. А Крест этот ей в сонном видении вручила Сама Матерь Божия. И свою маленьку поэму о Божией угоднице Мария Арсентьевна назвала «Крест Святой Равноапостольной Нины». Описала она и тот удивительный случай, когда в годы Великой Отечественной войны  немецкий лётчик не смог сбросить бомбы на Макарьев монастырь. Ему отказали гашетки.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/09/ro...

gela 21 марта 2014, 11:56 Молитва святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу Божию, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкви Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует православному народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков. Аминь. лариса 17 февраля 2014, 17:12 Моли Бога о нас грешных святая равноапостольная Нина. Андрей 29 января 2014, 20:42 Святая равноапостольная Нина, моли Бога о нас! Где же находится Хитон Господень? 1. По св. Димитрию Ростовскому (Житие св. Нины) - в Москве. Но так ли это? Ведь 10 (23) июля в РПЦ установлен праздник положения не Хитона, но Ризы Господней. Ризу, как известно, воины разорвали на части, а Хитон - остался неразделённым. 2. По Преданию Грузинской Православной Церкви - в основании храма Светицховели (празднование 1 (14) октября http://days.pravoslavie.ru/Life/life1645.htm). См. также, например, статью о Грузинской Православной Церкви в Православной энциклопедии http://www.pravenc.ru/text/638558.html и учебник К. Е. Скурата по Истории Поместных Православных Церквей (Глава о ГПЦ) 3. И неизбежно напрашивается вопрос: чему же поклонялись тысячи паломников в Трире? Есть ли основание в Предании Церкви для нахождения там Хитона?

http://pravoslavie.ru/67858.html

Апостолы – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали христианскую веру по всем странам. Сначала их было двенадцать, потом к ним прибавилось ещё семьдесят. Двое из апостолов, Пётр и Павел, называются первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры. Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову в разных странах, называются равноапостольными . Это, например, благоверные цари Константин и Елена, святая великая княгиня Ольга, благоверный великий князь Владимир, святая просветительница Грузии Нина, святая Мария Магдалина, первомученица Фёкла и другие. Мученики – это христиане, которые за веру во Иисуса Христа приняла жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесённых ими мучений они позже скончались мирно, то их называют исповедниками . Раньше других пострадали за Христову веру архидиакон Стефан и святая Фёкла, поэтому их называют первомученниками . Умершие за святую веру после особенно тяжёлых (великих) страданий, каким подверглись не все мученики, называются великомучениками : например, святой великомученик Георгий Победоносец, святые великомученицы Варвара, Екатерина и другие. Святители – епископы, угодившие Богу своею праведной жизнью и послужившие Церкви Христовой, как, например, святитель Николай Чудотворец, святитель Алексий, митрополит Московский, и другие. Святители и священники, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками . Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей Христианской Церкви. Преподобные – праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в целомудрии, посте и молитве, живя в пустынях и монастырях. Таковы, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Мария Египетская и многие другие. Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.

http://pravmir.ru/imeniny/

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Покланявшиися иногда кумиром и пребывавший во тьме нечестия/от лести идольския твоим пришествием, блаженная Нино, свободишася,/Армаз же вострепета, егда гром возгреме,/и неистовства Задена престаша.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Тобою, Богородице Дево, от рова нечестия подъяти быхом,/егда Ти угодно бысть просвещение наше женою сотворити,/повнегда же изыти нам от купели святыя,/познахом Сына Твоего и Бога нашего блаженною Ниною.  Седален, глас 2 Якоже солнце незаходимое, Солнца Правды – Христа Бога/проповедница, светозарная звезда, светлый вселенныя светильник,/неоцененное сокровище Иверския страны,/днесь Нина в земли нашей сияет и благоухает,/наставница наша, равноапостольная раба Христова. Песнь 4 Ирмос: Рода человеча обновление/древле, поя, пророк Аввакум предвозвещает,/видети неизреченно сподобився образ:/младым Младенец бо из горы – Девы изыде,/людей во обновление, Слово.  Припев: Святая равноапóстольная Нино, моли Бога о нас. Якоже лев, безстрашна пребывши,/крепце Христа Бога проповедала еси:/парфян силою чудес уловила еси,/Гаианию же и Рипсимию подвигом доблественнаго их мученичества в дар Христу принесла еси./Той же сохрани тебе самую,/во еже просветити тобою Иверскую страну.  Припев: Святая равноапóстольная Нино, моли Бога о нас. Якоже орел, во очию твоею возобразила еси Иверскую страну нашу, преславная Нино,/и, святою ревностию по Бозе разжегшися,/святым Евангелием сию просветила еси.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Власть имущи разгнати мглу,/мудраго царя просветила еси,/равноапостольному царю Константину уподобльшися, наставнице наша и врачу смысленный./Сего ради ублажаем имя твое, дево,/проповеднице Христа, великая равноапостольная Нино.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: От лести идольския Тобою, Богородице, избавлены бывше людие Иверстии,/ихже Тебе жребий показа,/и, благовестием преподобныя матере нашея Нины озарени бывше,/взывают к Тебе:/избавление наше, спаси ны, Мати Христа Бога.  Песнь 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

Когда Константин стал полновластным хозяином империи, сердце его все больше склонялось к христианству, и он вступил в чин оглашенных, то есть людей, еще не принявших святое крещение, а пока обучающихся вере. В этом чине равноапостольный Константин Великий пробыл почти до конца жизни. Он крестился только за несколько месяцев до смерти, потому что считал себя недостойным этого великого дара Божия – святого крещения. Император жил и действовал очень мудро. Он был председателем на церковных соборах, умирителем Церкви, построил очень много храмов, его мать Елена по его просьбе в Иерусалиме нашла Крест Господень. Он был человеком образованным, весьма начитанным, хорошо знал Священное Писание, глубоко вник в православное учение, упражнялся и в молитве, и в посте. Его царствование для христиан было весьма и весьма благоприятно, поэтому его называют равноапостольным. Апостол – это тот, кто проповедует Христа и призывает в Церковь множество людей. Апостолы Христовы просветили всю вселенную. Святая равноапостольная Нина была просветительницей Грузии, равноапостольные Кирилл и Мефодий просветили славян, Николай Японский – Японию, митрополит Московский Иннокентий – всю Сибирь, Аляску, Камчатку. А Константин, хотя и не ходил с проповедью, но обратил сотни тысяч людей своим примером. Он разрушил множество языческих храмов, многие превратил в православные. И то, что император уверовал во Христа, произвело такое колоссальное впечатление на его подданных, что вся империя стала обращаться ко Христу, сотни и сотни тысяч, миллионы людей пришли к Церкви, и Церковь из гонимой стала торжествующей. В этом его огромная роль; он совершил целый поворот, конечно, по особому избранию Божию. Жизнь каждого святого для нас чем-то поучительна, поэтому святая Церковь святых и прославляет, чтобы мы, взирая на них, учились. Чему нам можно поучиться у Константина, ведь нам царский венец и скипетр, как говорится, не угрожают? Хотя кто знает, всякое случается, бывают такие на свете чудеса: играет какой-то мальчишка в футбол, проходит лет пятьдесят, смотришь – он уже царь. Не знал даже, не думал, не гадал, а так оказалось. В чем же достоинство Константина Великого как христианина? В том, что он очень внимательно относился к воле Божией и не шел против нее, а поступал именно по ней. Как ему Господь указал, так он и действовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

В самом деле – зачем нужна Церковь? Для улучшения нравов общества? Для того, чтобы максимальное количество людей стало верующими? Если да, то почему верующих не становится больше, а количество православных социальных проектов все еще незначительно? Первый вариант ответа – Церковь как организация Один из самых содержательных докладов на конференции «Бердянские чтения» представил иерей Александр Мазырин, магистр богословия, кандидат исторических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Он подробно рассказал о том, как по-разному миссию церкви понимали митрополит Сергий Страгородский и новомученики, отказавшиеся идти на уступки большевикам. Идея владыки Сергия состояла в том, чтобы ценой компромиссов и сделок с совестью попытаться сохранить Церковь как земную организацию с ее бюрократическим аппаратом. На что ему многие новомученики указывали: не вы спасете Церковь, а Церковь спасает вас. Сотрудничество, хоть и формальное, с НКВД, не спасло Церковь от дальнейшего разгрома. С 1927 г., когда владыка Сергий подписал печально известную «Декларацию», и до начала войны преследования и уничтожение верующих продолжались. Фактически митрополит Сергий искажено понимал миссию Церкви. Конечно, не только это стало основной причиной церковного конформизма, вошедшего в историю под термином «сергианство». Но самое ужасное было в том, что митрополит Сергий пытался построить целую богословскую теорию на собственном малодушии. Второй вариант ответа – миссия мирян Что делает Церковь для снижения ненависти, для улучшения нравственности? Задавая такая вопросы, обычно смотрят на деятельность священников или архиереев. Ведь именно они и есть Церковь – так, по крайней мере, представляется большинству. Но миряне – это не просто люди, которых нужно «окормлять» и куда-то вести. В истории Церкви множество случаев, когда именно миссии простых мирян приводили ко Христу целые народы. Яркие примеры такой мирянской деятельности привел в своем докладе историк Александр Дворкин , профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Святая равноапостольная Нинапросветительница Грузии, святой Григорий Великий – просветитель Армении, святой Фрументий, половший начало христианству в Эфиопии .

http://pravmir.ru/zachem-nuzhna-cerkov-p...

Радуйся, истины Царствия Божия уразумети имущая; радуйся, от юности Христа возлюбившая. Радуйся, от младости материю своею Сусанною благочестию наученная; радуйся, отца своего Завулона утешение. Радуйся, святителем Иувеналием в страсе Божии упасенная; радуйся, Божиим словесем обученная. Радуйся, во святем граде Иерусалиме возращенная; радуйся, течением своим к славе Божией во младости праведных удивившая. Радуйся, земным благом небесная предпочетшая. Радуйся, святая равноапостольная Нино, просветительнице Грузии. Кондак 3 Сила Вышняго воздвигши тя, святая Нино, любовию благочестия, желанием поклонитися хитону Господню и ревностию апостольскою, постави тя яко светильник лучезарен, да приемлющии от тебе свет Богоразумия взывают к Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имущи святая Нина непоколебимую ревность ко благоугождению Господеви, возгарашеся желанием приити во страну Иверскую и поклонитися тамо сокровенным святыням. Мы же, видяще в ней таковое святое ревнование, возопиим к ней: Радуйся, измлада суету мира презревшая; радуйся, истинную мудрость возлюбившая. Радуйся, верное сокровище Богомудрия в Божественном учении обретшая; радуйся, возлюбивших суету мира добродетельным житием превозшедшая. Радуйся, на непоколебимем камени заповедей Христовых утвердившаяся; радуйся, преданностию воле Божией Ангелы и человеки удивившая. Радуйся, постом и молитвою плоть свою духови покорившая; радуйся, любовию своею ко храму Божию томужде многи научившая. Радуйся, добротою нрава к служению апостольства уготовившаяся; радуйся, чрез добродетельное житие свое сосудом Духа Святаго соделавшаяся. Радуйся, святая равноапостольная Нино, просветительнице Грузии. Кондак 4 Бурею житейских страстей смущаеми, недоумеем, како достойно воспевати твое дивное мужество, святая богоизбранная Нино, не устрашила бо ся еси исполнити хотение свое, еже шествовати о имени Христове во языческий град Рим. Пречистая же Матерь Господа нашего благоизволи дати ти честныма рукама Своима святый крест и призвати тя ко благовестию спасения во стране Иверстей всем хотящим взывати Богу: Аллилуиа. Икос 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010