Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма — Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом. 10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов; + 1934) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: « Я оставляю блестящий мир …но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих ». В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты ; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность». Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.

http://pravmir.ru/svyataya-prepodobnomuc...

Когда через три месяца после смерти мучеников нашли место их упокоения, то увидели, что Великая княгиня лежала на бревенчатом выступе на глубине пятнадцати метров, с образом Спасителя на груди, который был благословлен ей в день присоединения ее к Православию. Праведники во веки живут! И русские новомученики – это те, ожидаемые Вселенской Церковью жертвы, кои дополнили число убиенных за Слово Божие. И кто знает, сколько еще продлится то “малое” апокалиптическое время, в кое дозревает земная Церковь до Суда Божия, который отмстит живущим на земле за кровь праведников? Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Из " Слова в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских " 18 июля 2005 г. скрыть способы оплаты Комментарии Марина Анатольевна 18 июля 2021, 12:52 Матушка Елизавета, помолись Христу Богу о грешнице Марине! Иулиания 17 июля 2021, 22:49 Рубен, любые времена делают люди. Не надо перекладывать ответственность за свои поступки на кого-то или что-то. Человек наделен Богом свободной волей и всегда может выбрать: творить добро или зло. Рубен Хачикян 11 октября 2020, 03:50 Отличная статья, информативная, правильная. Заставляет и задуматься, как вообще на Руси появились люди, учинившие такое безумие. Сегодня оять модно говорить, " о если только тогда жили мьi а не те, поступили б иначе " , тем caмьiм не зная того, повторяя Евангелие... А вот когда вскроется, что чей-то прадед например участвовал в убиение княгини, и сегодня сразу скажут " времена такие, исполнял приказ, сам не виноват, искренне служил Родине, Ленину " и т.п. И опять упаси Боже, окажется, что у каждого своя правда... Ольга 18 июля 2019, 15:11 Великая Женщина! Даже когда читаешь про Неё, тебя окутывает какое-то тепло. И слёзы текут ...Святая преподобномученица Елизавета Федоровна, моли Бога о нас, грешных! Наталья 23 июля 2018, 11:32 " Побеждай благим злое " (Рим.12.21)Спасибо за память трудов о.Иоанна (Крестьянкина) алексей 20 июля 2018, 11:39 Вечная память!!! Елена 19 июля 2018, 17:43 Святая преподобномученица Елисавета и инокиня Варвара молите Бога о нас грешных!

http://pravoslavie.ru/1896.html

Затем со словами приветствия к собравшимся обратилась исполнительный директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова: «Сегодня, действительно, день очень значимый. Когда здесь был президент Рустам Нургалиевич Минниханов и первый президент Минтимер Шарипович Шаймиев, состоялся разговор о том, что сделано очень много. Но нужно, чтобы Пещерный храм, который уже воссоздан, был намолен. Поэтому сегодня совершилось освящение, и это станет стимулом для всех, кто в настоящее время работает в верхнем храме. Поверьте, все они работают от души или для души, как говорит Минтимер Шарипович. Они работают с полной ответственностью перед историей, республикой и городом, понимая, что поруганный некогда храм должен служить людям. Многоуважаемый владыка, спасибо Вам за преданность. Как только Вы приехали на нашу землю, Ваша первая мечта была о воссоздании этого храма. И Вы активно действуете, чтобы этот храм был воссоздан. Да будет так». Затем архипастыри совершили первую Божественную литургию в новоосвященном храме Рождества Пресвятой Богородицы. После прочтения заамвонной молитвы было совершено славление перед ковчегом с мощами преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. В завершение молитвенного торжества митрополит Феофан вновь поздравил всех с освящением храма. «Войдя в этот храм, сразу ощущаешь, что место сие свято. Это ощущение еще более усугубляется, ибо ныне святая мученица великая княгиня Елизавета со своей верной спутницей инокиней Варварой стоят уже у престола Всевышнего Бога и молятся, конечно же, и за тех, кто будет приходить в то место, куда они вложили столько любви», — сказал, в частности, владыка Феофан. Со словом к верующим также обратились митрополит Марк и епископ Савва. В завершение богослужения архипастыри поклонились месту обретения Казанской иконы Божией Матери и пропели тропарь, кондак и величание Пресвятой Богородице. Верующие приложились к ковчегу с мощами преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Татарстанская митрополия /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/5597176.ht...

— Где можно узнать о программе пребывания святых мощей? — На официальном сайте Митрополичьего округа в Республике Казахстан программа  уже размещена. Дополнительную подробную информацию с расписанием богослужений можно будет получить на сайтах наших епархий, а также в храмах. — Ваше Высокопреосвященство, в Вашей жизни были ли какие-то особые моменты, связанные с алапаевскими преподобномученицами? — На протяжении двадцати лет мое архипастырское служение проходило в Костромской епархии , главной святыней которой является чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Этим образом в 1613 году в стенах Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря был благословлен на царство юный боярин Михаил Феодорович Романов. Согласно традиции, немецкие принцессы, выходящие замуж за князей императорского Дома Романовых и принимающие Православие, получали не только новое имя, но и отчество — Феодоровна, в честь почитаемой Феодоровской иконы. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, Великая княгиня перешла в Православие и приняла имя Елисавета и отчество — Феодоровна. Святая преподобномученица Елисавета дважды посещала Кострому — с 18 по 20 мая 1913 года, в дни празднования 300-летия Дома Романовых, и 8-9 июля 1916 года. Всю свою жизнь она была связана узами духовной дружбы с настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы игуменией Сусанной (Мельниковой). В «Игуменском» или Восточном корпусе возрожденного Богоявленско-Анастасииного монастыря расположилось епархиальное управление Костромской епархии. Мой рабочий кабинет был устроен в тех самых покоях, где в начале XX века останавливалась Елисавета Феодоровна. В память о посещении Великой княгиней монастыря на стене Восточного корпуса была открыта мемориальная доска. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны включено в Собор святых, небесных покровителей Костромского края. 7-8 февраля 2005 года мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары по благословению Святейшего Патриарха Алексия и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра в ходе поездки по России пребывали в пределах Костромского края.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1934633...

Людмила 26 марта 2016, 23:28 Слава Богу,что есть такой сайт!!! Православие.RU ! тамара 17 февраля 2016, 03:26 Святая Елизаветушка,моли Бога о грешной р.Б.Тамаре. Помоги,если Богу будет угодно,посетить ещё раз Иерусалим и поклониться твоим мощам,помолиться в Храме Воскресения Господня,Храме Успения Божией Матери. Георгий 8 сентября 2015, 21:46 Согласен со всеми участниками комментария - ныне мало встречается таких лиц; они есть, незаметны в силу скромности. Однако, Россия не оскудевает, как следует из описаний, людьми добрых дел. В Православии наше спасение: вот вам национальная идея, что там мудрствовать и искать, если даже мца Елисавета восприняла нашу религию всем сердцем! Все фотографии хороши, особенно те, на которых Великая Княгиня одна... Св. мца Елисавета, моли Бога о нас. тамара 4 февраля 2015, 23:00 Святая Елизаветушка,благодарю тебя за чудо,которое мне было явлено в Иерусалиме,когда я посещала монастырь,где находятся мощи,в Москве,в Марфо-МАРИИНСКОЙ обители .Я всегда помню, и никогда этого не забуду,пока буду жива.Моли БОГА обо мне,великой грешнице. для ИРИНЫ АХУНДОВОЙ!!!!!как Ваши дела,как здоровье Вашего брата??? Галина 6 ноября 2014, 12:13 Преподобномученица Елизавета, моли Бога о нас грешных! О душе сына моего р.Б.Андрея! Ксения 6 ноября 2014, 01:27 Мы едины во Христе, нет национальности или происхождения, Христос объединяет всех, и память Святой Елисаветы окрыляет, глядя на эти образы, всматриваясь в них, в эту глубину- чувствуешь продолжение добра, его всегда не хватало, но такие памятные дни согревают и напоминают нам, какое это счастье жить во Христе и со Христом. Сергий 3 ноября 2014, 21:19 1 ноября с утра ощутил духовную поддержку,несмотря на обременение грехами. Уверен,что по молитвам преподобномученицы Елизаветы,ведь молился ей как мог,насколько раз был в минском монастыре ее честь. Юлия 3 ноября 2014, 16:23 В монашеском одеянии она еще прекраснее, чем в светском. Ее икона в Сретенском монастыре очень утешает. Татьяна 2 ноября 2014, 21:15 Святая Елизавета прости нас, укрепи мою слабую душу и помоги молиться за сына болящего.

http://pravoslavie.ru/74761.html

Идея Марфо-Мариинской обители милосердия — главного детища великой княгини — тоже возникла не на пустом месте. Элла видела, как ее мать занимается судьбами обездоленных, больных людей. По субботам принцесса Алиса водила дочерей в больницы и приюты, воспитывая в них сострадание; именно она организовала Женский комитет Красного креста; а когда Пруссия и Австрия вступили в войну — распорядилась отдать под госпиталь свой дом. Милосердие – это слово и этот образ жизни будущая преподобномученица впитала с младых ногтей. Лики смерти Смерти в лицо Элла заглянула очень рано. Ей было 9 лет, когда несчастный случай унес жизнь ее младшего брата, трехлетнего Фридриха. Мальчик выпал из окна третьего этажа, и она была первой, кто оказался на месте трагедии. Фридрих был еще жив, Элла перенесла его в дом, а ночью бедняжка скончался… Прошло около пяти лет, и от дифтерии умерла младшая сестра Эллы, четырехлетняя Мария. Складывается впечатление, все это готовило девочку к еще более страшному удару — смерти матери, от той же болезни. Эллу в это время забрала в Англию ее бабушка, королева Виктория, пытаясь оградить от эпидемии, и принцесса Алиса умерла в отсутствие дочери. Это случилось в декабре 1878 года. Будущей преподобномученице было 14 лет… Ее не было рядом и тогда, когда умер отец (в 1892 году) — Елизавета к тому времени уже жила в России. Она рано поняла, что значат страдания и смерть, и это воспитало ее характер. Научило утешать других. Но самая страшная потеря, конечно, ждала ее впереди. И неизвестно, как бы она с ней справилась без крепкой веры. Трудный шаг протестантки «Я все время думала и читала, и молила Бога указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином», — так в самом начале 1891 года писала великая княгиня Елизавета Федоровна своему отцу, прося его благословить ее решение оставить протестантизм ради православия. Иностранки, которые выходили замуж за наследников престола, по обычаю должны были принять православие. Но для невест других членов царской фамилии это было необязательно.

http://pravmir.ru/svyataya-eisaveta-ange...

Казанская духовная академия была создана в 1797 году на основе семинарии. Образование будущего духовенства носило целенаправленный миссионерский уклон: преподавались языки восточных народов Российской Империи: татарский, калмыцкий, монгольский, а также классический арабский. На миссионерских отделениях изучали буддизм, магометанство. При более глубокой специализации студенты посещали лекции в университете, изучая предметы, которые не преподавались в академии. Следует иметь в виду и то, что Казанская духовная академия была включена в систему русских богословских учреждений, работавших над переводами святоотеческих творений на русский язык. Эта программа была составлена еще святителем Филаретом Московским, и Казанская академия внесла большой вклад в общецерковное дело, в особенности в отношении переводов с древних восточных языков (сирийского, коптского и др.). В академии Виктор Милов ревностно занялся учено–богословскими трудами. Первой его работой, получившей оценку " пять с плюсом " , было сочинение о Филоне Александрийском. Однако " сердце льнуло больше к монахам и церкви " . По счастью, в Казанской академии ему наконец удалось встретить преподавателей, в которых глубокая ученость сочеталась с личным монашеским подвигом и миссионерским горением. Многие из них, особенно преподаватели–монахи, оформлялись у старца Гавриила (Зырянова; 1844–1915), постриженника Оптиной пустыни, а в описываемый период наместника Седмиезерной пустыни под Казанью. Отец Гавриил воспитал целую плеяду церковных деятелей, сыгравших не последнюю роль в судьбах Русской Церкви в 1920–1930 годах: архиепископа Феодора (Поздеевского), архиепископа Гурия (Степанова), епископа Иону (Покровского), епископа Варнаву (Беляева), архимандрита Симеона (Холмогорова) и многих других . Известно также, что у отца Гавриила окормлялась святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна и некоторые из сестер ее обители   Почти все указанные отцы и архиереи (и целый ряд других) составляли цвет казанского ученого монашества. Но душой казанского академического иночества был инспектор архимандрит Гурий (Степанов) , будущий архипастырь. Выдающийся богослов, востоковед, знаток буддизма, переводчик богослужебных книг на языки народов Центральной Азии, он сыграл огромную роль в монашеском становлении владыки Вениамина. В своей квартире архимандрит Гурий устраивал монашеские собрания, на которых присутствующие — преподаватели и студенты — могли свободно обмениваться мыслями. В академической церкви практиковалось строгое уставное пение, в котором Виктор неизменно принимал участие. К казанскому же периоду относятся первые проповеднические опыты тогда еще студента Виктора Милова — и это также по настоянию отца инспектора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=907...

Даже если бы великая княгиня Елисавета ничего более не совершила, а лишь пострадала ради Христа так, как пострадала, мы бы ее сегодня прославляли. Но, как правильно сказала игумения Елисавета, ее кончина была венцом ее жизни — в этой кончине словно сфокусировалось все то, чем она жила, во что верила, что было ей дорого, ради чего она готова была умереть. А это был Господь Иисус Христос, Который открылся ее сердцу, ее разуму, и она восприняла Христа Спасителя всей силой своей души — и это эпоху в так называемого модерна, когда ко Христу мало кто обращался, а бльшая часть интеллигенции от Него отказывалась, обольщенная чужими идеями и чужими философскими взглядами. Поэтому весь жизненный путь великой княгини Елисаветы — это путь абсолютно замечательный, который для очень многих может служить примером; а кончина, действительно, — царственный венец этого пути. И сегодня, вспоминая события 100-летней давности, мы возносим молитвы ко святой преподобномученице великой княгине Елисавете и просим ее молиться пред лицом Божиим о земле нашей, о Церкви нашей и о всех тех, кто в своей жизни желает повторить хотя бы часть ее жизненного подвига, связанного с трудами милосердия и благотворительности. Хотел бы поблагодарить игумению Елисавету и всех, кто содействовал возрождению этой святой обители, приведению ее в дивный порядок, какой мы сейчас видим. Вспоминаю свое первое посещение этого места, когда здесь еще не было обители, а лишь некое сестричество, — и как же то первое впечатление разнится от сегодняшнего! Сегодня сердце мое действительно исполнено благодарности Богу за все то, что здесь произошло. И не только с точки зрения благоукрашения, но и с точки зрения организации многих служб, направленных на оказание помощи ближним, а значит, на продолжение в этом месте подвига святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы. И дай Бог, чтобы это служение укреплялось в нашей Церкви — в епархиях, монастырях, приходах. Вера без дел мертва есть (Иак. 2:26). Если мы не будем споспешествовать в добрых делах, то вера наша будет угасать, ибо добрые дела — как кислород, необходимый для того, чтобы пламя горело; а когда нет кислорода, пламя затухает, сколько бы горючего ни было. Точно так же и жизнь христианина затухает вне зависимости от сана, от положения в Церкви, от образованности, от всего, чем человек наполняет свой интеллект и свою жизнь, если нет добрых дел. Добрые дела — это кислород, без которого не может возгораться пламя веры, и да поможет нам святая преподобномученица Елисавета хотя бы частично повторить то, что она совершила, и стать наследниками ее славы — славы той, которая жизнь свою посвятила ближним. Собственно, это и есть идеал христианского бытия, и если каждый из нас будет стараться так жить, то жизнь наша изменится до неузнаваемости. Пусть пример преподобномученицы великой княгини Елисаветы укрепляет нас на всех путях наших нашей христианской жизни. Аминь.

http://pravoslavie.ru/116424.html

С земным поклоном умолял он избавить его от этой высокой награды, говоря: «Никогда я не был золотоносцем». Для него было естественно служить литургию в деревянных сосудах и в облачении из простого холста. Как будто даже через это он хотел прикоснуться жизни Спасителя, Который в юные годы занимался ремеслом древодела. Мы знаем, как преподобномученица великая княгиня Елисавета все оставила — и богатство, и высокое положение, — чтобы всей жизнью своей служить Господу в основанной ею Марфо-Мариинской обители, как приходила она на Хитров рынок к искалеченным грехом и страданиями людям, неложно свидетельствуя им о Христе. И как она евангельски убийцу мужа своего простила. Все служение этих святых неразрывно связано с судьбами нашей Церкви и нашего Отечества. Навсегда останется в памяти России благословение преподобным Сергием святого благоверного князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, и участие в этой битве схимонахов Осляби и Пересвета. Точно так же, как служение раненым во время Первой мировой войны великой княгини Елисаветы с сестрами ее обители. Мы знаем, как эти святые непостижимым образом связаны не только с Христом Богом, но и друг с другом. В известном видении матушки Любови, которое было ей за пять лет до революции, преподобномученица Елисавета и ее духовник преподобноисповедник Сергий стоят во славе в белых одеждах рядом с преподобным Сергием, игуменом Радонежским. Мы знаем, что отец Митрофан Сребрянский принял постриг с именем Сергий — в честь Преподобного. Вокруг головы великой княгини — сияние и надпись из светозарных букв: «святая многострадальная великая княгиня Елисавета». Остановимся еще на том, как эти святые участвовали в Божественной литургии. Преподобный Сергий был во время ее весь «аки в огне», как сказано в его житии. И некто из служащих неоднократно видел ангела, стоящего рядом с ним у престола. И мы все помним про огонь — тот самый огонь, который сошел на апостолов в Пятидесятницу, — в потир Преподобного сходящий. Он поистине этому огню в полноте причастился.

http://moral.ru/prepodobny/

Эти скорбные дни стали для нас великими праздниками, потому что святые мученики ХХ века, разлучившись с нами, остаются с нами своим духом. Святые страстотерпцы до сих пор царствуют над нашей страной в Царствии Божием, а святая преподобномученица великая княгиня Елисавета до сих пор пребывает в своей обители. Она утешает нас и помогает тем, кто трудится здесь: матушке игумении, сестрам, сотрудникам и всем, кто приходит сюда с просьбами о помощи, всем паломникам. Невидимо руководя обителью, она помогает нам обрести духовную радость и показывает пример той праведной жизни, которая ведет в Горний Иерусалим к нашему Небесному Отцу. Я очень рад, дорогие братья и сестры, что сегодня вы в таком множестве собрались здесь, чтобы почтить память преподобномученицы. Вчера 100 тысяч паломников вместе со Святейшем Патриархом Московским и всея Руси Кириллом прошли крестным ходом более 20 километров от Храма-памятника на Крови в Екатеринбурге до монастыря святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма. С каждым годом число людей, почитающих преподобномученицу великую княгиню Елисавету Феодоровну, увеличивается, все больше людей узнает о ее подвиге, и церковные праздники в ее честь становятся более торжественными и радостными. Это явный признак святости человека, ведь о таких людях не забывают после их смерти, а, наоборот, любят и ценят их еще больше, обращаются к ним с молитвой. В ответ на нашу любовь Царственные страстотерпцы, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна, и ее сподвижница преподобномученица Варвара, и все святые, которые жили в обители в трудные и страшные времена, молятся о нас у Престола Божия. И поэтому нам с вами ни в коем случае не стоит унывать, малодушествовать и скорбеть. Нам нельзя печалиться даже о мирском, а только радоваться и всегда Бога благодарить. Аминь " . В завершение прихожане и гости обители были приглашены на праздничное чаепитие. В течение всего дня для паломников были организованы экскурсии по территории обители милосердия, Покровскому собору и дому-музею преподобномученицы Елисаветы.

http://religare.ru/2_115999_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010