Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > В день особый, на Татьяну: эклектика празднования в дореволюционной Москве 25.01.2024 453 Время на чтение 8 минут Источник: газета КУЛЬТУРА Материал опубликован в декабрьском номере журнала Никиты Михалкова «Свой». Можно ли буйную пьянку, отъявленное хулиганство, гадания на судьбу, январские «солнечные» караваи совмещать с прилежной учебой в престижном вузе, а тем более — с христианским благочестием? Может ли что-то тесно связывать, объединять настолько разные вещи и явления? Да, в России бывало и такое... На 25 января в православном календаре приходится День мученицы Татианы Римской диаконисы и с нею в Риме пострадавших (в народе бытуют названия, которые значительно короче: «Татьяна крещенская», «Бабий кут»). В позапрошлом столетии этот день провозгласили праздником Московского университета, а несколько позже — всего российского студенчества. «Была земля белым-бела, мела метель, Татьянин день, Татьянин день, Татьянин день...» — эта песня в исполнении Льва Лещенко звучала по радио в советские годы очень часто. Еще раньше, в эпоху «капиталистической эксплуатации трудящихся», вольнолюбивые московские студенты, чинно отстояв в университетском храме утренний молебен с акафистом святой мученице, «голубице целомудрия», к вечеру упивались в дым, а затем горланили в кабаках и переулках: «Будем веселы и пьяны в день красавицы Татьяны». Ну а русские крестьяне поутру старательно стряхивали старый мусор с половиков, пекли караваи в виде солнца, гадали по зеркалам и в течение суток не пили ничего хмельного. Жившая в начале III века святая Татьяна была дочерью знатного римского вельможи, тайно исповедовавшего Христа. Священное Писание она знала с детства, а став прекрасной девушкой, дала обет целомудрия и была выбрана диаконисой, готовила женщин к крещению. При юном императоре Александре Севере страной фактически управлял ненавидевший христиан епарх Ульпиан. Во время очередной облавы на них была схвачена и Татьяна, которую привели в храм Аполлона, приказав ей поклониться идолам.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/25/v_den_...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Московский Университет празднует Татьянин День 250-й раз (комментарий в свете веры) Святая мученица Татьяна 25 января, в день памяти святой мученицы Татианы, небесной покровительницы Московского Государственного Университета и российского студенчества, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил храм в честь святой мученицы Татианы при Московском Государственном Университете. В день церковного и студенческого праздника отмечается 250-летие основания Московского Университета. После краткой молитвы Святейшего Патриарха приветствовали настоятель храма протоиерей Максим Козлов и ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий. В.А.Садовничий рассказал о программе празднования 250-летия Университета, подчеркнув особое значение возрождения университетского храма и православных традиций первого российского университета. В.А.Садовничий, священнослужители и прихожане храма святой мученицы Татианы вручили Его Святейшеству памятные подарки: образ святой мученицы Татианы и святителя Филарета и золотошвейное изображение Храма Христа Спасителя. В.А.Садовничий объявил, что решением Ученого совета Университета Святейший Патриарх награжден юбилейным нагрудным знаком «250 лет МГУ им.Ломоносова». От Русской Православной Церкви Московскому Университету в лице его ректора В.А.Садовничему были переданы гобелен с изображением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Соборной площади Кремля и другие дары. Святейший Патриарх Алексий сердечно поздравил В.А.Садовничего, архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета при Священном Синоде, ректора Московских Духовных академии и семинарии, и всех присутствующих с днем святой мученицы Татианы и юбилеем МГУ. Затем Святейший Патриарх Алексий направился в Успенский собор Московского Кремля, где по традиции возглавил совершение Божественной литургии. Праздничное богослужение в храме святой мученицы Татианы совершил архиепископ Верейский Евгений.

http://sedmitza.ru/text/401394.html

Двенадцатый день. Святая мученица Татиана. (О бытии ангелов). I. Св. Татиана, память коей совершается ныне, юная дева, воспитанная высокородными благочестивыми родителями в законе христианском, предпочла выгодному супружеству девство и приняла звание диакониссы римской церкви, в царствование Александра Севера. При всей доброте этого государя, и при нем христианам не было спокойного житья, даже в самом Риме: в числе придворных и тогда были такие, которые втихомолку проливали кровь христианскую, как воду. Привлечена была к суду, как христианка, и диаконисса Татиана. Когда она отказалась от поклонения идолу в храме Аполлона, ее подвергли пыткам. Святая нисколько не колебалась от испытываемых ею страданий; вокруг нея незримо для других стояли четыре ангела и ободряли ее, поражая в то же время мучителей. Заключили потом святую в темницу; и здесь явились к ней светоносные ангелы для ее утешения и ободрения. Святую опять подвергли мучениям, и опять ввергли в темницу, и опять светоносные ангелы Божии явились к ней, уврачевали ее от ран и прославляли ее страдания. Заключили наконец страдалицу в храме Меркурия, остригли наперед ее волосы, воображая, что в ее волосах заключается врачующая сила волшебства, и тут светоносные ангелы явились к ней, утешая ее в страданиях и возвестили скорое отрешение от смертного тела. Святая была усечена мечем вместе с своим родным отцом, которого около того времени также судили за принятие христианской веры. Таким образом святая душа Татианы водворилась в мире духов, с ликами светоносных ангелов. II. Жизнь св. Татианы научает нас той отрадной истине, что существует высший мир ангелов, которые по воле Божией посылаются на служение человеку, охраняют его от зла и утешают его среди бедствий. Удивительно, что забвение о небесных силах в некоторых из христиан простирается до того, что сомневаются даже в существовании невидимого мира. а) Если бы не имели мы свидетельства о бытии духовного мира в книге Откровения: мы могли бы найти его в книге природы. На всем видимом написано свидетельство о невидимом. Апостол Павел говорит, что «невидимое Божие, Его присносущая сила и Божество, от создания мира, чрез рассматривание тварей, есть видимо» ( Puм. I, 20 ). Посмотрите на дерево или траву: то, что вы видите, может только увянуть, засохнуть и разрушиться; а то, что производит зелень, рост, цвет и плод, не есть ли невидимое? Оглянитесь на самих себя: то, что в вас чувствует, желает, мыслит, не есть ли невидимое? Приметьте подобную лествице постепенность тварей, которые столько совершеннее одна другой, сколько более открывается в них действие невидимаго; начните от земли и камня, в которых невидимое совершенно погребено; взойдите по лестнице видимых тварей до человека, в котором невидимое может уже господствовать: не естественно ли над сею степенью предполагать тварей, в которых видимое совершенно поглощено, – существа чисто невидимыя, духовныя?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации День святой мученицы Татианы (комментарий в свете веры) Святая мученица Татьяна 25 января Русская Православная Церковь празднует день памяти святой мученицы Татианы и с ней в Риме пострадавших. В честь мученицы Татианы освящен домовый храм при Московском Государственном университете имени М.В.Ломоносова, который празднует в этот день свой престол. В день праздника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил ректору, преподавателям и студентам МГУ им. М.В. Ломоносова поздравительное послание с днем учреждения Московского государственного университета. Фото - Ю. клиценко, Седмица. Ru Ректору Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова академику В.А. Садовничему Многоуважаемый Виктор Антонович! Сердечно поздравляю Вас, профессорско-преподавательский состав и студентов с днем учреждения Московского государственного университета. В связи с принятыми раннее обязательствами я, к сожалению, не имею возможности совершить, уже ставшее традиционным, богослужение в храме святой мученицы Татьяны при МГУ, а также воспользоваться Вашим приглашением и принять участие в празднике Московского университета. Знаменательно, что 253-я годовщина основания Университета совпадает с днем памяти святой мученицы Татьяны. Поистине это праздник для всех студентов, аспирантов, профессоров, сотрудников и многих тысяч выпускников, работающих во всех регионах России и за ее пределами. Ваш Университет, широко известный, как высшее учебное заведение, пользуется в нашей стране и в Европе заслуженным уважением и авторитетом. В нем сложились, сохраняются и развиваются научно-педагогические и профессиональные школы по многим направлениям. МГУ крупное учебно-научное учреждение, с надлежащими условиями для обеспечения высококачественной, отвечающей современным стандартам подготовки специалистов высшей квалификации на всех уровнях непрерывного образования.

http://sedmitza.ru/text/413090.html

Слово в день памяти св. мученицы Татианы Сегодня Святая Православная Церковь совершает память св. мученицы Татианы. Ее служба не имеет праздничного знака, то есть ей по уставу не положено ни бдения, ни полиелея, ни даже славословия. Однако же, вот, мы совершаем ей всенощное бдение. В чем здесь причина? Почему у нас такое особое почитание этой мученицы? Дело в том, что волею судеб, а точнее, – промыслительно, ибо ничего без вышнего соизволения не бывает, у нас в России – это, можно сказать, самое распространенное женское имя. И больше всего именинниц бывает именно в этот день. И «виноват» в этом, видимо, Александр Сергеевич Пушкин… Дело в том, что если в дореволюционной России имена давали преимущественно по святцам, то в революционной России святцы были упразднены, и детям стали давать имена революционеров – Владимир (Ильич), Феликс, Марат, Роза, Карл. Имена революционных праздников – Майя, Октябрина. А также – имена «интернациональные». Например, Эдуард, Роберт, Генрих. А потом даже Адольф. Затем, стали изобретать новые имена: Владлен, Мэлис – по первым буквам имен «основоположников» и вождей социализма. И даже – Трактор и Конституция. И за эти изобретения даже премии давали. Но все эти изобретения, в основном, не привились. Потом, с распространением поголовной грамотности, стали заменять святцы литературными произведениями. Особенно полюбился советскому народу Евгений Онегин. И если раньше детей заставляли учить наизусть Псалтирь – например, Ломоносов, прежде обучения в Славяно-Греко-Латинской академии, 2 года провел в Соловецком монастыре и поэтому знал Псалтирь наизусть, то в советское время один школьный учитель велел своим ученикам заучивать наизусть произведение А.С.Пушкина Евгений Онегин. И советские люди стали давать детям имена его персонажей. Или имя самого автора – некоторым даже давали сразу его имя и отчество. Из-за этого появилось много александров сергеевичей. Даже больше, чем владимиров ильичей. Но особенно много появилось Татьян. Помню, у одной из них и фамилия была – Ларина. С ней в какой-то мере стала конкурировать Наташа Ростова из Войны и Мира Льва Николаевича Толстого. Но Татьяна лидировала.

http://pravoslavie.ru/51186.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Санкт-Петербургские (Ленинградские) Духовные школы во 2-й половине XX — начале XXI века (комментарий в цифрах и фактах) Святая мученица Татьяна Знак святой Татианы Назначенный летом 1996 г. Ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПбДАиС) Епископ Тихвинский Константин (Горянов) благословил возродить в Санкт-Петербурге празднование дня памяти св. мученицы Татианы, как покровительницы российского студенчества. Первое такое торжественное мероприятие с помощью Совета ректоров Санкт-Петербурга, возглавляемого В. Е. Романовым, и Земского молодежного Союза, возглавляемого С. Е. Прокофьевым, состоялось уже 25 января 1997 г. В конце 1999 г. Санкт-Петербургская Духовная Академия, Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга и Молодежный Земский Союз приняли решение об учреждении межвузовского творческого конкурса, приуроченного тогда к 2000-летию от Рождества Христова. Эта инициатива стала продолжением тех добрых традиций, которые сложились еще в дореволюционной России. Тогда наука еще не была искусственно и насильственно разделена с религией. Поэтому при открытии в Санкт-Петербурге первого в России Университета появился особый праздник науки в рамках православной традиции и освященный именем святой мученицы Татьяны. Эта древнехристианская святая олицетворяет в своем образе как молодость, стремление к истинному познанию, так и светлый ум, просвещенный Богом. В каждом учебном заведении Санкт-Петербурга, как и в других городах, действуют инициативные преподаватели и студенты, организовываются кружки, конкурсы, певческие коллективы и многие другие формы молодежного студенческого творчества. В наши дни особенно важно поддержать все эти полезные начинания и традиции, а в эпоху крушения идеалов вдохнуть во всю эту кипучую деятельность подлинный дух высокой христианской миссии и морали, нашей тысячелетней традиции, опыта российской университетской истории.

http://sedmitza.ru/text/415943.html

Святая мученица Татиана родилась в Древнем Риме от знатных родителей. Отец ее, трижды бывший консулом, был тайным христианином и отличался богобоязненностью. Свою дочь, святую Татиану, он воспитал в благочестии и страхе Божьем и научил ее Божественному Писанию. Когда святая Татиана достигла совершеннолетнего возраста, она восхотела проводить жизнь свою в девстве и целомудрии; невестой была она Христу; пламенея к Нему любовью, она Ему единому служила день и ночь, молитвою и постом умерщвляя плоть свою и порабощая ее духу. За свою добродетельную жизнь она сподобилась послужить Церкви: она была поставлена диаконисой и, подобно бестелесным ангелам, она служила Богу во плоти. И Христос Бог венчал невесту Свою мученическим венцом. Она пострадала следующим образом. Когда был убит своими же римлянами нечестивый царь Антонин Гелиогабал 487 , и тело его, влекомое по граду с поруганием было брошено в реку Тибр 488 , на царский престол был возведен Александр 489 , юный шестнадцатилетний отрок. Он имел матерью – христианку, именем Маммею; от нее он научился почитать Христа, но несогласно с верою Христовою, ибо в то же время он продолжал служить идолам и поклонялся им как древним богам римским. В его дворце были изображения Христа и почитаемого язычниками Аполлона 490 , ветхозаветного Авраама и языческого Орфея 491 и многих других. Сам Александр, как сын христианки, не преследовал христиан, но наместники его, правители областей и консулы, сильно притесняли христиан. Так как сам Александр был слишком молод, то управление государством было поручено некоторым из членов совета; главным среди них был городской епарх 492 Ульпиан, жесткий нравом и великий враг христиан. Эти советники от имени царя управляли всем. Они-то и разослали повсюду повеление, чтобы галилеян (так они называли христиан) всюду принуждать поклоняться римским богам, угрожая им, в случае неповиновения, лютыми мучениям и даже смертью. Наблюдать же за тем, исполняется ли христианами это повеление, были избраны следующие лютейшие враги христиан и верные слуги дьявола: комит 493 Виталий, кувикулярий 494 Васс, доместик 495 Кай. Тогда и в Риме, и во всех областях римского государства, полилась кровь христиан подобно воде. Их не щадили, но подвергали мучениям и предавали смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

     Наверное, из всех заповедей Евангелия нет более глубокой, мудрой и вместе с тем таинственной и далеко не всем понятной, чем заповедь «Любите врагов ваших» . Эта заповедь, казалось бы, делает христианина совершенно беззащитным перед злобой мира сего. Но удивительным образом именно она победила ненавидевший христианство языческий мир и многих-многих язычников одухотворила, возвысила, сделала христианами. В историческом романе Генрика Сенкевича «Камо грядеши», изображающем первохристианские времена, злодей Хилон выдает властям известных ему христиан, оговаривая их в поджоге Рима. Во время их истязаний Хилон получает прощение от мучимого, сжигаемого на столбе христианина и, будучи потрясен духовной высотой учеников Иисуса, пленяется сам верой Христовой, исповедует Спасителя и идет за Его имя сам на страдания. Этот литературный пример отражает реальные случаи, имевшие место в эпоху гонений. Удивительную любовь к врагам являли в своей жизни святые. В житии святого Андрея, Христа ради юродивого, повествуется, как однажды толкаемый и оплевываемый прохожими Андрей заметил демонов, записывавших имена его обидчиков, – темные силы рассчитывали судить их за обиды святого в их смертный час. В ответ на это блаженный Андрей своей молитвенной силой стер бесовские записи и сказал: «Я упросил грозного моего Господина (так святой назвал Господа Бога – о. В. Д. ) не вменять им в грех то, что они бьют меня: ведь они не ведают, что творят». Как часто нам хочется буквально уничтожения наших обидчиков. Мы видим в них воплощение зла, думая, что люди неисправимы. А святой Андрей прозревал ценность души другого человека даже сквозь причиняемые ему обиды и молился о самом главном – спасении этих людей в вечной жизни. Искренняя молитва о врагах способна обращать людей от тьмы к свету Когда святую мученицу Татиану предали на мучения, то слуги распорядителя казни стали бить ее по лицу, а потом удицами терзали ее глаза. Святая не только не раздражалась на них и не желала им чего-то плохого, но стала молиться Господу, дабы Он подал им познание истины. И действительно, они увидели четырех Ангелов, окружавших мученицу, а души их ощутили всю мерзость своих грехов, они испросили у святой Татианы прощение и сами стали христианами. Молитва о врагах, произносимая от чистого и милостивого сердца, способна обращать людей от тьмы к свету.

http://pravoslavie.ru/75872.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Бывший пресс-секретарь патриарха издал «дневник священника в фейсбуке» 28.07.2020 1213 Время на чтение 6 минут © Игорь Палкин МОСКВА , 27 июл — РИА Новости, Ольга Липич. Бывший пресс-секретарь патриархов Алексия Второго и Кирилла, а ныне настоятель университетского храма Святой Мученицы Татианы, известный протоиерей-публицист Владимир Вигилянский издал книгу-дневник " Русский ключ " . Она написана на основе собственных эссе в фейсбуке, в том числе на злободневные социально-политические темы, сообщил автор в интервью РИА Новости. Ключи к смыслам " Язык социальной сети и язык книги разные. Тем не менее есть некоторые общие цели. Это стремление в жанре " дневника священника " дать православный ответ на любые частные, общественные и государственные вопросы, способ осветить житейские факты и социальные процессы евангельским светом, насытить смыслами исторические события. Современный мир многие скептики называют безумным и даже бессмысленным. Действительно, смыслы — самый ныне дефицитный товар. Одной из задач моего публицистического творчества было создание этих смыслов " , — сказал Вигилянский. В названии книги, по его словам, много конкретных и метафорических смыслов. " Ключ как источник или родник. Для христианского мировоззрения — это, безусловно, Евангелие. Ключ как отмычка, как инструмент для того, чтобы отпереть дверь или замок. И что делать, если ключи от мира, от " покоя и воли " утеряны? И наконец, ключ как способ разгадать исторические коды, понять метафизические шифры, восстановить забытые пароли " , — отметил автор " Русского ключа " . При этом русский человек в нашей истории — это человек " на изломе " . И он должен иметь " твердую мировоззренческую основу, чтобы не растеряться в хаосе обстоятельств " , " ключ к запутанным жизненным и метафизическим головоломкам " . " Этот ключ у нас есть. Это стремление к святости, это действенная любовь к Богу и к ближним, это наша вера и надежда на Господа нашего Иисуса Христа, это наша святая Церковь, это исполнение заповедей Божиих. Именно это спасало наш народ на протяжении десяти веков " , — убежден Вигилянский.

http://ruskline.ru/opp/2020/07/28/byvshi...

На Литургии присутствовали сестры милосердия и добровольцы православной службы помощи «Милосердие», студенты Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, больничные добровольцы, в том числе добровольцы «красной зоны». «По благословению Святейшего Патриарха Кирилла каждый год мы собираемся здесь в таком большом количестве, для того чтобы помолиться святым новомученикам. И это святое место — не только место скорби, но и, конечно, место радости, — сказал после богослужения викарий Святейшего Патриарха. — Среди тех мучеников, которые сегодня поминаются здесь, особое значение для нас имеет святая мученица Татиана Гримблит. Она помогала заключенным епископам, священникам, мирянам. И она сознательно пошла на это милосердное служение. Поэтому ее светлый образ вдохновляет сестер милосердия, студентов Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, добровольцев на служение Богу и людям». В 1937 году в этот день в Бутово было убито больше 350 человек. Только в период с августа 1937 года по октябрь 1938 года на Бутовском полигоне было расстреляно 20 762 человека. Общее число пострадавших и захороненных в этом месте неизвестно, по некоторым оценкам, оно значительно превосходит указанную цифру. После Божественной литургии была совершена заупокойная лития по невинно убиенным в годы политических репрессий. Святая мученица Татиана (Гримблит Татьяна Николаевна) родилась 1 декабря 1903 года в Томске. После окончания местной гимназии в 1920 году поступила работать воспитательницей в детскую колонию «Ключи». После окончания Гражданской войны и начала массовых репрессий она почти все зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах Томска, меняла на продукты и вещи и передавала их заключенным в местную тюрьму. Она стала медсестрой, чтобы помогать страждущим. Также святая мученица Татиана писала стихи. За активную помощь духовенству, заключенным и репрессированным Татьяна Гримблит неоднократно подвергалась арестам и репрессиям со стороны властей. Последний раз ее арестовали 6 сентября 1937 года по обвинению в «антисоветской деятельности». 22 сентября Татьяну приговорили к расстрелу, а 23 сентября 1937 года она была расстреляна и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5847335...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010