Скачать epub pdf ЧАСТЬ 1 СВЯТАЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА «Поприще отверзеся богоданнаго воздержания, светло усрящем (с радостью встретим) требующий милости: жаждет бо Благоутробный (Господь) нашего спасения, и еже дати прощение простирается, ищущим Его усердно и любовию работающим». 385 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ВЕЛИКОПОСТНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ Приготовив верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их и в самые подвиги. Богослужение Великого Поста так же, как и богослужение подготовительных Недель, представляет нам постоянные побуждения к посту и покаянию, изображает самое состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому общему содержанию великопостного богослужения вполне отвечает внешний образ его совершения. В своем богослужении Церковь отлагает всякую торжественность. И, прежде всего, она не совершает самого торжественного христианского богослужения – полной Литургии – в седмичные дни Великого Поста, исключая субботы и воскресенья. Однако по средам и пятницам полагается совершать Литургию Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб Церковь изменяет сообразно со временем. Так, она почти прекращает в седмичные дни пение, как выражение радостного состояния духа. Выбор чтения она также применяет ко времени. Вместо радостного благовествования Евангелия Христова верующим предлагаются чтения из Ветхого Завета. В большем, чем обычно, объеме читается Псалтирь, которая преимущественно способствует пробуждению молитвенного и покаянного состояния духа. Во всех церковных службах присутствует молитва святого Ефрема Сирина с великими поклонами. Наконец, дневные церковные службы – третий, шестой и девятый часы – Церковь соединяет с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост. Великий Пост охватывает собою дни Святой Четыредесятницы и дни следующей за ней Страстной седмицы. ВЕЧЕРНЯ СЫРОПУСТНОЙ НЕДЕЛИ Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни сыропустной Недели. Сыропустное воскресенье называется также Прощеным воскресеньем. Сообразно с читающимся в последний день перед Великим Постом (в воскресенье сыропустное) Евангелием, призывающим нас простить согрешения ближним и примириться со всеми, в древние времена египетские пустынники собирались в последний день сырной Недели для общей молитвы. Они испрашивали друг у друга прощения и благословения и при пении пасхальных стихир – как бы в воспоминание ожидаемой Пасхи Христовой – расходились по дебрям и пустыням для уединенных подвигов на все время Четыредесятницы. Возвращались они только к Неделе Ваий.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПОСТ - ЗАПОВЕДЬ БОЖИЯ По сочинениям митр. Стефана Яворского Учение Православной Церкви о святых постах ОГЛАВЛЕНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ О ПОСТАХ 1. Грехи, их виды и их духовное врачевание 2. Пост как воздержание и его слагаемые РАЗДЕЛ 1 О ПОСТЕ ВООБЩЕ, ЕГО НАЧАЛЕ И УСТАНОВЛЕНИИ 1. Установление поста в Новом и Ветхом Заветах 2. Как постились ветхозаветные праведники.... 3. Примеры поста, взятые из Нового Завета и святых отцов 4. О многоразличной пользе поста 5. Похвала святому посту, приносимая отцами и учителями Церкви РАЗДЕЛ II СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ И ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЯ О ПОСТЕ 1. Ветхозаветная Церковь и пост 2. Пост-послушание Матери-Церкви 3. Святые Соборы о посте и трапезе РАЗДЕЛ III О ПОСТАХ, СОБЛЮДАЕМЫХ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1. Великий сорокадневный пост а) Вселенские и Поместные Соборы об установлении Святой четыредесятницы б) Свидетельства святых отцов об установлении Святой Четыредесятницы в) О причинах установления Святой Четыредесятницы 2. О четырех постах, совершаемых в течение года 3. О качестве пищи, необходимой для постящихся 4. О соблюдении поста в среду и пятницу ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ О ПОСТАХ 1. Грехи, их виды и их духовное врачевание Различные болезни требуют и различного врачевания, но здесь предстоит нам беседа не о телесных болезнях и не о телесном врачевстве, но о духовном. А духовные болезни, коими душа наша немоществует, суть грехи, разделяющиеся на три рода: некоторые грехи совершаются в теле, другие - в душе, а иные обнаруживаются посредством любостяжания. Грехи, относящиеся к телу, следующие: чревонеистовство, пресыщение, пьянство, блуд, прелюбодеяние и всякая плотская греховная нечистота. Грехи, относящиеся к душе, суть все злые помыслы, из сердца исходящие: беззаконное вожделение, гордость, властолюбие, превозношение, славолюбие, зависть и тому подобные. А что касается любостяжания, то к нему относятся следующие грехи: корыстолюбие, воровство, хищение, убийство и всякое неправедное приобретение.

http://zavet.ru/book/post-yv.htm

I. Служба Страстной седмицы. Еще несколько дней, и чадолюбивая многопопечительная наша Мать Святая Церковь усталым труженикам святого поста, в утешение и ободрение их, будет песнословить: «Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти твоея просим видити, человеколюбче, еже прославити в ней величия твоя и неизреченное нас ради смотрение твое, единомудренно воспевающе: Господи, слава Тебе». Итак, окончен трудный путь покаяния и молитвы, как время душеполезных подвигов для верующих, и Святая Церковь приглашает всех нас прославить в наступающие святые дни воспоминания страстей Господних, особенную к нам грешным милующую любовь Божию, ради которой Господь Бог не пощадил и Единородного Сына своего, но предал Его за нас на крестную позорную и мучительную смерть. С окончанием дней Святой четыредесятницы, в которую слышались песни покаяния и сокрушения о грехах, меняется и характер церковных песнопений. Теперь среди воспоминаний о страданиях Христа Спасителя в наше назидание Святая Церковь предлагает иные мотивы, песни милующей к нам любви Божией, Его бесконечной благости к грешным людям и отрадного утешения для истинных его последователей – в невечернем дни воскресения Его приобщиться плодам Его спасительных страданий. От скорбных песнопений о суровых подвигах поста, покаяния и сокрушительной о грехах молитвы к радостным песням милующей и торжествующей любви Святая Церковь , как чадолюбивая Мать, установила праздновать два торжественнейших и великих события в земной жизни Спасителя – воскрешение Лазаря и торжественный, поистине царский, вход Его в Иерусалим, при громких и немолчных восклицаниях народа и детей: «Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев!» с бросанием под ноги жребяти, на котором возсел ради нашего спасения Спаситель, ваий и ветвей. Воспоминанием этих величайших и знаменательных моментов в жизни нашего Спасителя, Святая Церковь как бы желает рельефнее и выразительнее для нашего назидания подчеркнуть и противопоставить – бесконечную благость Божию к нам, безмерное милосердие и милующую любовь Его, с одной стороны, а с другой, человеческое непостоянство, черную людскую неблагодарность и полное наше ничтожество и недостоинство пред теми милостями, какие излило на нас Небо чрез крестные страдания Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Пост — это не только труд, это ещё и радость 23 февраля, 2015. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан Мы можем не поститься. Но мы постимся. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в нижнем храме в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви Богоявленского кафедрального собора. После чтения Евангелия владыка обратился к прихожанам с проповедью. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Наступает то время, которое именуется днями Святой Четыредесятницы. Апостол об этом времени говорит так: «Ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13:12). В течение года большую часть своего времени человек посвящает заботам о своём существовании. Но есть особое время, когда Церковь призывает нас большую часть своих забот отдать «единому на потребу», самому главному — своей бессмертной душе. И нет для этого более удобного, приятного времени, чем дни Святой Четыредесятницы, к которым мы приблизились. С завтрашнего дня начинается Великий пост — духовная весна, которая обновляет нашу жизнь и наши духовные силы. Этот труд, подвиг поста и молитвы заканчивается праздником праздников и торжеством торжеств — Светлым Христовым Воскресением. В пасхальную ночь мы радостно празднуем не только воскресение Христа из мертвых, но и воскрешение нашей души от сна греховного и встречу её с Богом. Пост — это труд, с одной стороны. И как всякий труд, он предполагает, что человек будет прилагать определённые усилия, тратить силы на этот труд. Но, с другой стороны, пост — это не только труд. Это ещё и радость. И именно об этом в сегодняшний день говорит нам Святая Церковь: когда постишься — не омрачай своё лицо и не делай так, чтобы всем, кто на тебя смотрит, казалось, что ты несёшь какую-то ненужную ношу, что этот труд для тебя невыносим и тяжек. Человек привык всю жизнь получать радость от земных вещей и земных удовольствий, но Церковь хочет, чтобы он получал радость не только от них. Чтобы он не был похож на животное, но получал радость ещё и от общения с Богом. И именно к этой радости ведёт нас труд Великого поста. Именно к этой радости общения с Богом ведут нас те подвиги, к которым нас в эти дни призывает Святая Церковь. Если ты не хочешь этой радости, если ты к ней не стремишься, если она тебе не нужна, то и пост тогда не нужен — в нём нет никакого другого смысла.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

В неделю сыропустную Слово 24. О падении Прародителей И изгна его Господь Бог из рая сладости делати землю, от неяже взят бысть. И изрину Адама. ( Быт. 3:23–24 ). Святая церковь в предшествовавшие три седмицы предуготовляла вас к покаянию смиренною молитвою Мытаря, примером обращения блудного сына к отцу, представлением страшного последнего суда всех человеков в настоящую седмицу, полагая предел всякому нашему сластопитанию и тем, вводя нас в самое попроще покаяния и поста, представляет нашему воспоминанию то плачевное событие, которое, ввергнув нас в гибельное состояние греха и растления, сделало для нас необходимым путь очищения и покаяния. Это плачевное событие есть грехопадение и изгнание из рая сладости наших прародителей. В нашем праотце–Адаме и мы все, как дети в отце, как члены в своей главе ниспали из состояния блаженства, в котором и для которого первоначально созданы были. О чем ныне благовременнее воспоминать, о чем благопотребнее беседовать, как не об общем нашем в прародителях падении? О нем нарочито воспоминает ныне святая церковь , дабы, приведши в живое чувство греховной нашей болезненности, со всею решительностию обратить нас к употреблению средств духовного врачевания, каковы суть–покаяние, и необходимые принадлежности его, пост и молитва . И мы стоим теперь в преддверии постного подвига, чтобы вступить в великое поприще святой четыредесятницы. Предложим для собственного назидания событие падения наших прародителей, и с тем вместе нашего греховного падения. Первобытное состояние невинности человека Преблагий Бог , сотворив человека по образу и подобию Своему, для явления в нем совершенств Своих на земли, сотворил первых прародителей наших совершенными во всем существе и по телу и по душе. Тело, хотя взято из персти земной, но·непосредственным действием премудрости и благости Божией образованное и разнообразными и внешними и внутренними чувствами одаренное, возведено на высшую степень земного совершенства, и, как благоустроенное жилище, уготовано для богоугодной жизни богоподобного духа. По телу прародители были совершенно здравы, крепки, благообразны, особенно потому, что были чисты и непорочны.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Се время благоприятное, се ныне день спасения 13.03.2017 455 Время на чтение 6 минут Митрополит Лимасольский Афанасий Святая и великая Четыредесятница - светлое и благоприятное поприще добродетелей, которое Церковь нам предлагает в определенный период и открывает нам свои двери, чтобы все мы с радостью и добрым расположением вошли в нее, дабы воспринять на себя особый подвиг и принести Богу как дар наше собственное время. «Се время благоприятное, се ныне день спасения», - такие умиленные слова мы слышим на вечерней службе. Се ныне время благоприятное для служения Богу, время покаяния и время спасения. Святая Четыредесятница характеризуется благодатью покаяния, которое привлекает благодать Святого Духа в сердце человека. По этой причине с первого дня святой Четыредесятницы Мать-Церковь полагает как фундамент прощение и оставление обид между нами. «Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный» (Ср.: Мф. 6: 14), - говорит Христос в Евангелии. Когда человек борется со страстями и немощами, он нуждается в присутствии Божественной благодати, потому что это не просто борьба собственными силами с самим собой, страстями, диаволом и миром (в отрицательном понимании этого слова). Также пост не является диетой, которую соблюдают ради телесного здоровья, по строго заданной программе, надеясь только на свои собственные ресурсы. У Великого поста совершенно другой смысл и предназначение. Смысл его состоит в привлечении Божественной благодати в сердце человека, в избегании греха, в том, чтобы умертвить страсти, мертвящие нашу душу. Сердце, очистившееся от страстей, Господь просвещает Своим Божественным светом, и оно становится способным узреть правильный путь в Царствие Небесное. Нам необходимы телесные подвиги и труд поста, но они нуждаются и в Божественной поддержке. Для того мы и просим прощения друг у друга, смиряясь друг перед другом, - чтобы Дух Святой освятил наши души и открыл наши глаза, дабы мы смогли узреть нашу собственную греховность и стали способными всецело развернуть себя к Богу и испросить прощения наших собственных согрешений. Потому что если весь наш подвиг не направлен на прощение грехов и благословенное состояние покаяния, то тогда он, к сожалению, остается бесплодным.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, — говорится в Синаксаре, — превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…» По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях. Каждый день Страстной недели — великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, — все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы.

http://pravmir.ru/kak-provesti-strastnuy...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление О Страстной седмице Страстной седмицей , или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, – говорится в Синаксаре , – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…» По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни все тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях. Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них в храмах совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Про песнопения Страстной седмицы можно сказать, что они входят в золотую сокровищницу церковной гимнографии. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или предсказано, а в Новом – изображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека , – все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в богослужениях Страстной седмицы.

http://azbyka.ru/kak-provesti-strastnuyu...

Разделы портала «Азбука веры» Страстная седмица – последняя седмица перед Пасхой . Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя : Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»). Все дни Страстной седмицы называются великими. Наименования седмицы Эта седмица имеет два варианта именования: Великая и Страстная. Великой седмицей она называется у греков, а в наших книгах это название встречается редко (синаксарь Великой Субботы). Зато у нас популярно связанное с этой традицией именование каждого в отдельности дня седмицы Великим (Великий Понедельник, Великий Вторник и др.). Другое название – Страстная седмица – в Типиконе встречается лишь однажды (в 17й главе, посвященной расписанию кафисм). Зато в быту и в современной церковной периодике именование «Страстная седмица» весьма популярно и встречается гораздо чаще, чем «Великая седмица». Эта неделя особо чтится Церковью. “Все дни – говорится в Синаксаре – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…”. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на кресте, и далее – до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления , к воспоминанию которого мы готовимся.

http://azbyka.ru/strastnaya-sedmica

Скачать epub pdf 4. Неделя мясопустная. О страшном суде. О милосердии Божием и суде Божием (Мф. 25:31–46) «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25:34 ). Наступает, благочестивые слушатели, последняя неделя перед святой четыредесятницей. Начиная с недели мытаря и фарисея, святая Церковь напоминает нам о необходимости покаяния дивным, трогающим наши сердца, церковным песнопением: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В притче о мытаре и фарисее святая Церковь предложила нам образ истинного покаяния в лице мытаря, смиренно и сокрушённо в притворе храма каявшегося в грехах своих и взывавшего к Богу: Боже, милостив буди ко мне грешному ( Лк. 18:13 ). В истекшую неделю, неделю о блудном сыне святая Церковь продолжала готовить нас к святой четыредесятнице, назидая ещё более глубоким примером покаяния – образом блудного сына. В этом образе дана вся история человеческого греха, начиная с его зарождения (своеволия), развития (распутства), кончая покаянием (в себя пришед) и возвращением к Отцу Небесному. Велика радость Отца о каждом кающемся грешнике, ибо мёртв и ожил, пропадал и нашёлся ( Лк. 15:32 ). Братия и сестры! Неизреченная милость Божия, как это видно из двух указанных притч, ожидают всякую раскаявшуюся душу, если раскаяние её приводит к перемене жизни, к возвращению в дом Отца Небесного. Об этих милостях Божиих святая Церковь напоминает нам и в наступающую неделю, неделю Сырную, Евангельским повествованием о Страшном суде при втором славном пришествии Сына Божия. Внешним выражением этого суда будет разделение людей на два группы: праведников – справа и грешников – слева от Престола Божия. Праведникам будут сказаны слова великого милосердия Божия: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. «С какими благами может сравняться это наименование – благословеннии, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – Сколько чести, сколько блаженства в этих словах! Он не оказал: приимите, но сказал: наследуйте Царство, как своё обетованное, как отеческое, как от века вам принадлежащее».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010