Скачать epub pdf Глава 1. От рождения до встречи со святителем Иоанном Златоустом Детство и юность. – Олимпиададиаконисса Церкви Константинопольской. – Ее духовный облик Святая Олимпиада 1 происходила по отцу от одной из самых знатных римских фамилий – князей Анисиев, от проконсула Селевка и Олимпиады. Она родилась в Константинополе около 370 года. Мать святой Олимпиады была еще в детстве обручена с Константом, сыном императора Константина Великого . По смерти жениха она вышла замуж за царя Армении Арсака. Селевк, отец Олимпиады, был вторым мужем ее матери. По матери Олимпиада была внучкой епарха Авлавия, имя которого упоминается в чудесах святителя Николая. Но «по духу, – как говорит о ней епископ Еленопольский Палладий, родственник и современник святой Олимпиады, – она была истинным чадом Божиим» 2 . Господь еще в детстве посетил Олимпиаду тяжкими испытаниями. Смерть безжалостно похитила одного за другим ее родителей и ближайших родственников. Воспитанием святой Олимпиады занималась умная и добродетельная женщина Феодосия, сестра святого Амфилохия 3 и тетка святого Григория Богослова . Святой Григорий упоминает об этом в письме к святой Олимпиаде: «Есть у тебя Феодосия… Она для тебя – живой образец всякого слова и дела; она приняла тебя от отца и образовала в тебе добрые нравы» 4 . Таким образом, еще ребенком, быть может на коленях благочестивой и мудрой воспитательницы, Олимпиада узнает о едином Боге, Спасителе мира, о славных подвигах первых христиан. Можно себе представить, с каким напряженным вниманием слушает святая девочка! Она вся слух: чуткая, нежная душа ее жадно воспринимает спасительные истины. Языческое нечестие предков, к счастью, не успело еще омрачить ее чистоты. Семена веры, правды и христианской любви падают на добрую почву и приносят обильную жатву. Лишь только сознательная жизнь открылась в душе Олимпиады, как юная отроковица спешит оставить языческое заблуждение и прибегает ко Крещению. С тех пор, несмотря на свой нежный возраст, она неудержимо предается подвигам: начинает строго поститься, подолгу молится по ночам, читает Священное Писание и книги христианского благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святая Олимпиада и церковный корабль В Церкви – всегда сложные времена. С тех пор, как бичевали и унижали Христа. 7 августа, 2016 В Церкви – всегда сложные времена. С тех пор, как бичевали и унижали Христа. О золотом веке Церкви, нежелании святой диакониссы лицемерно радоваться и утешительных письмах Иоанна Златоуста — Ольга Шульчева-Джарман. Времена святого Иоанна Златоуста кажутся нам порой золотым веком Церкви. Действительно – гонений нет, арианство побеждено, императоры православны, язычество изгоняется, народ валом валит в Божии храмы, оставляет языческое злочестие, приобщается православному благочестию… Эх, нам бы в эти времена — когда святой Иоанн говорил свои вдохновенные проповеди и служил Литургию, составленную им. Какое незамутненное, чистое было время! Даже гонения на праведника кажутся нам словно разыгранными в театре – ну в самом деле, не бывает же праведного без скорбей, вот и было попущено святой диакониссе, и её златоустому учителю пострадать – но дела церковные шли своим чередом, благообразно, без сучка и без задоринки. « И все же дела Церкви постоянно росли, процветали через знамения, светлели вследствие (положенных в их основание) начал. Один был спущен через окно и таким образом избежал рук начальника; других вывел Ангел и таким образом освободил от уз; иных, изгоняемых теми, которые обладали могуществом, принимали и услуживали всяким образом торговцы и ремесленники, торгующие пурпуром женщины, приготовляющие палатки и кожевники, живущие на самых окраинах городов, подле самого берега моря. А часто ученики Христовы даже не осмеливались и показываться в центре городов; если же они сами и осмеливались, то не дерзали оказывавшие им гостеприимство. Так-то текли дела посреди искушений, посреди успокоений, и раньше соблазненные впоследствии поправлялись, заблудшие приводились опять на путь и разрушенное до основания устраивалось еще лучше ».(свт.Иоанн Златоуст, Письма к Олимпиаде). С таким грустным юмором пишет святитель о той поре, которая была для его современников «золотым веком Церкви». Наверное, христиане четвёртого века хотели бы жить в веке первом, когда всё было настоящее, нелицемерное, искреннее, чистое… такое, как грезится нам о веке четвертом.

http://pravmir.ru/svyataya-olimpiada-i-t...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Во вторую книгу третьего тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошли различные беседы, слова и письма. Главное в этом томе — знаменитые письма Иоанна Златоуста к диаконисе Олимпиаде. Святая диакониса Олимпиада была другом и духовной дочерью свт. Иоанна Златоуста, одной из его ближайших сотрудниц (в обязанности диаконисы входили: забота о страждущих, катехизация женщин, услужении при совершении над женщинами св. Таинств». «Лавсаик» сообщает о св. Олимпиаде: «она раздала все свое, чрезвычайно большое, богатство, и помогала просто всем без различия. Ни город, ни деревня, ни пустыни, ни остров, ни отдаленные страны не были лишены щедрот этой славной девы… рассылала милостыни по всей вселенной». Когда на Иоанна Златоуста за его дерзновенную проповедь евангельской истины обрушилось гонение, его соратники тоже пострадали: св. Олимпиаду оклеветали, таскали по судам, наконец изгнали. Так и появились эти письма: гонимый Иоанн Златоуст утешал и наставлял гонимую Олимпиаду. Эти письма — великий памятник истинной святости, свидетельство драматических событий в истории Церкви, бесценные размышления свт. Иоанна Златоуста о зле и страдании. Читаемость: Язык: Объём текста: play Беседы - Введение Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . play Беседы - Богатство Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . play Беседы - Пришельствование Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . play Беседы - Пост Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . play Беседы - Цель поста Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin .

http://pravbiblioteka.ru/book/besedy-slo...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Беседы, слова и письма Во вторую книгу третьего тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошли различные беседы, слова и письма. Главное в этом томе — знаменитые письма Иоанна Златоуста к диаконисе Олимпиаде. Святая диакониса Олимпиада была другом и духовной дочерью свт. Иоанна Златоуста, одной из его ближайших сотрудниц (в обязанности диаконисы входили: забота о страждущих, катехизация женщин, услужении при совершении над женщинами св. Таинств». «Лавсаик» сообщает о св. Олимпиаде: «она раздала все свое, чрезвычайно большое, богатство, и помогала просто всем без различия. Ни город, ни деревня, ни пустыни, ни остров, ни отдаленные страны не были лишены щедрот этой славной девы… рассылала милостыни по всей вселенной». Когда на Иоанна Златоуста за его дерзновенную проповедь евангельской истины обрушилось гонение, его соратники тоже пострадали: св. Олимпиаду оклеветали, таскали по судам, наконец изгнали. Так и появились эти письма: гонимый Иоанн Златоуст утешал и наставлял гонимую Олимпиаду. Эти письма — великий памятник истинной святости, свидетельство драматических событий в истории Церкви, бесценные размышления свт. Иоанна Златоуста о зле и страдании. ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ТОМ ТРЕТИЙ КНИГА ВТОРАЯ Набор и обработка текста Колосковой Натальи, Москва, монахини Хариессы, Барнаул, Ольги Филиной.   1. БЕСЕДА на Евтропия евнуха, патриция и консула. 2. БЕСЕДА когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен, и о садах и писаниях, и на слова: «Стала царица одесную Тебя» (Пс. 44:10). 3. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии. 4. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь. 5. СЛОВО о принятии Севериана. 6. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским. 7. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Святитель Иоанн Златоуст высоко ценил святую Олимпиаду и оказывал ей свое расположение и духовную любовь 7 августа. ПРАВМИР. Церковь чтит память святой Олимпиады диакониссы. Святая Олимпиада диаконисса была дочерью сенатора Анисия Секунда и внучкой по матери знаменитого епарха Евлалия (упоминается в сказании о чудесах святителя Николая ). До брака с Анисием Секундом мать Олимпиады была замужем за армянским царем Арсаком и овдовела. Когда святая Олимпиада была еще совсем юной, родители обручили ее с благородным юношей. Брак должен был состояться по достижении святой Олимпиадой совершеннолетия. Однако жених вскоре умер, а святая Олимпиада не пожелала вступать в брак и предпочла девственную жизнь. После смерти родителей она осталась наследницей большого состояния, которое стала раздавать щедрой рукой всем нуждавшимся: нищим, сиротам, вдовам; посылала также большие средства в церкви, монастыри, больницы, приюты для убогих и странников. Святой Патриарх Нектарий (381–397) назначил святую Олимпиаду диакониссой. Свое служение блаженная проходила честно и непорочно. Много помогала святая Олимпиада приезжавшим в Царьград святителям Амфилохию, епископу Иконийскому , Онисиму Понтийскому, Григорию Богослову , Петру Севастийскому , брату Василия Великого, Епифанию Кипрскому, служа всем с великою любовью. Имение свое она не считала своим, а Божиим, и раздавала его не только добрым людям, но и своим врагам. Святитель Иоанн Златоуст († 407; память 13 ноября) высоко ценил святую Олимпиаду и оказывал ей свое расположение и духовную любовь. Когда ни в чем не повинного Святителя несправедливо изгнали, святая Олимпиада вместе с другими диакониссами глубоко переживала это. Выходя в последний раз из церкви, святитель Иоанн Златоуст позвал святую Олимпиаду и диаконисс Пентадию, Проклию и Сальвину и сказал им, что возбужденное против него дело, видимо, приходит к концу, и вряд ли они еще увидят его. Он просил их не оставлять церковь и повиноваться епископу, который будет назначен вместо него, ибо Церковь не может быть без епископа. Святые жены, обливаясь слезами, пали перед Святителем.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Святая Олимпиада, диакониса Константинопольская К 1600-летию со дня кончины Житие святой Олимпиады при всей его сказочной высоте поразительно документально. Святая Олимпиада происходила по отцу от одной из самых знатных римских фамилий – князей Анасиев (Анициев). Мать Олимпиады была дочерью епарха Авлавия (Аблабия), того самого епарха, к которому во сне явился святитель Николай и повелел отпустить из заточения трех оклеветанных мужей с угрозой, что в противном случае он будет съеден червями и вся семья его погибнет. Из жития Николая Чудотворца мы знаем, что епарх не ослушался святителя, а посему и не погибла его семья, но дала редкий плод благочестия в его внучке – святой Олимпиаде. Мать святой, Олимпия, еще в детстве была обручена с Константом († 350), сыном императора Константина. Однако этот брак не состоялся из-за смерти Константа, и она вышла замуж за царя Армении Арсака (Аршака; † 367). Селевк Анасиев, проконсул, отец святой Олимпиады был вторым мужем ее матери. Ближайшим родственником святой был также и епископ Елеонопольский Палладий, автор знаменитого «Лавсаика» – египетского патерика. Родственная принадлежность к таким высоким и знаменитым родам, ее знатность и богатство уже способствовали тому, чтобы имя ее было отражено в истории. Но не это было истинным достоинством святой Олимпиады, а высота редчайших духовных качеств выделила ее из окружающей знатной среды, и она как яркая звезда просияла среди множества святых своего времени. Ее наставлял святитель Григорий Богослов, и его знаменитые «Советы Олимпиаде», стали советами для многих девушек, желавших подвизаться в благочестии. Младший брат Василия Великого – святитель Григорий Нисский по ее просьбе написал и посвятил ей толкование на «Песнь песней» в 15-ти беседах. С детства воспитывалась она благочестивой Феодосией, сестрой святителя Амфилохия и теткой святителя Григория Богослова. Но самым близким, ревностным, пришедшим в самый плодотворный и скорбный период ее жизни наставником Олимпиады был святитель Иоанн Златоуст. В таком редчайшем созвездии выкристаллизовалась редкая по красоте душа святой. Вот почему житие ее, отраженное в письмах к ней и о ней, в ее собственных письмах, в памятниках, написанных людьми, ее современниками, воскрешает нам ее образ с несомненной подлинностью, раскрывая не только внешнее проявление ее благочестия, но и состояние ее души и мыслей.

http://pravoslavie.ru/31501.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Олимпиада Константинопольская, св. Описания иконы Олимпиада Константинопольская, св. - житие Святая Олимпиада диаконисса была дочерью сенатора Анисия Секунда и внучкой по матери знаменитого епарха Евлалия (упоминается в сказании о чудесах святителя Николая). До брака с Анисием Секундом мать Олимпиады была замужем за армянским царем Арсаком и овдовела. Когда святая Олимпиада была еще совсем юной, родители обручили ее с благородным юношей. Брак должен был состояться по достижении святой Олимпиадой совершеннолетия. Однако жених вскоре умер, а святая Олимпиада не пожелала вступать в брак и предпочла девственную жизнь. После смерти родителей она осталась наследницей большого состояния, которое стала раздавать щедрой рукой всем нуждавшимся: нищим, сиротам, вдовам; посылала также большие средства в церкви, монастыри, больницы, приюты для убогих и странников. Святой Патриарх Нектарий (381-397) назначил святую Олимпиаду диакониссой. Свое служение блаженная проходила честно и непорочно. Много помогала святая Олимпиада приезжавшим в Царьград святителям Амфилохию, епископу Иконийско[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 25 июля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 8997.jpg:   Размер: 352x1200, 0.42 MPix, 67 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (146) , (2) . Описание: Святая мученица Олимпиада Период создания: 1911 г. Материал, техника: бумага, литография цветная Размер: 14,5 х 11,5 см Место создания: — Номер в Госкаталоге: 46317279 Номер по КП (ГИК): СМК 6845 Инвентарный номер: — Внешняя ссылка: — Местонахождение Государственное учреждение культуры " Саратовский областной музей краеведения " Файл 35836.jpg:   Размер: 659x800, 0.53 MPix, 79 Kb. Дата: 2023-12-07, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (1) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2595

Дополнительные сведения о служении диаконисс сохранились в погребальной надписи VI века некой диакониссы Марии из Каппадокии, где сказано: «Здесь покоится почтенной и блаженной памяти диаконисса ( … δικονος) Мария, которая, согласно апостольскому слову, растила детей, принимала странников, омывала ноги святых, разделяла свой хлеб с нуждающимися. Помяни ее, Господи, когда придешь, во Царствии Твоем»; из надписи очевидна социальная направленность деятельности диаконисс (см.: Eisen . 2000. P. 164–167). В IV–VII веках служение диаконисс было распространено на Востоке (некоторые исследователи полагали, что диаконисс не было в Александрийской Церкви (см.: Martimort . 1982. P. 73–97), но, как показал У. Дзанетти ( Zanetti . 1991), аргументация, на которой основывается это утверждение, неверна). Среди прославленных святых христианского Востока есть несколько диаконисс — например, сестра святителей Василия Великого, Григория Нисского и Петра Севастийского блаженная Феозва (греч. Θεοσεβα — Феосевия; память 10 января [ст. ст.]); мать святителя Григория Богослова святая Нонна (память 5 августа [ст. ст.]), посвященная в диакониссы одновременно с поставлением ее мужа, святителя Григория (старшего), в епископы Назианза; сподвижница святителя Иоанна Златоуста святая Олимпиада (память 25 июля [ст. ст.]), поставленная в диакониссы святителем Нектарием Константинопольским; подвизавшаяся в Милассе в Карии уроженка Рима преподобная Ксения (память 24 января [ст. ст.]); преподобная Ирина, игумения монастыря Хрисовалантон (память 28 июля [ст. ст.]), и другие (см. список известных по имени диаконисс древней Церкви (около ста имен) в книге: Madigan, Osiek . 2005. P. 217–218). В частности, немало диаконисс было в Константинополе. Так, в новелле, изданной в 535 году св. императором Юстинианом I Великим в связи с постройкой заново храма Св. Софии, при храме было определено сорок диаконисс (Novell. Just. 3. 1; это количество подтверждено при императоре Ираклии в 612 году — RegImp. Bd. 1. S. 18. N 165). При патриархе Кириаке (596–606) в Константинополе был воздвигнут храм Божией Матери «[в районе] Диакониссы», пользовавшийся известностью; в приписываемом Кодину сочинении происхождение упомянутого названия объясняется тем, что патриарх Кириак жил на месте этого храма, когда был диаконом, а его родная сестра стала диакониссой этого храма (PG. 157. Col. 585); впрочем, вероятнее всего, что храм получил название по имени квартала, в котором был некогда расположен дом какой-то богатой диакониссы (см.: Janin . Églises et monastères. P. 174–175). Константинопольские диакониссы принимали активное участие в церковном пении, образуя отдельный хор в храме Св. Софии ( Karras . 2004. P. 283–287), размещавшийся в «женском нартексе» (το γυναικτου νρθηκος — Const . Porphyr . De cerem. T. 1. P. 171; о месте, усвоенном диакониссам в храме Св. Софии, и о различении «нартекса диаконисс» и «гинекона диаконисс» см. в статье: Taft . 1998. P. 65–70).

http://pravmir.ru/diakonissa/

Оптиму – он умер в Царьграде – она закрыла глаза своими руками. Не только святым и добродетельным людям делала она добро, но и крамольникам и врагам, как Антиоху, епископу птолемаидскому, Акакию веррийскому, Севериану гавалийскому и их подобным. Она была незлобива и всю себя отдала Богу, потому и имение свое она считала не своим, а Божьим. Ее уважал святой Иоанн Златоуст , как великую рабу Божию и любил ее духовною любовью, как некогда святой Апостол Павел Персиду, о которой пишет: «Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе» ( Рим.16:12 ). И Олимпиада святая сделала не менее Персиды, много трудясь ради Господа и служа святым с великою и теплою любовью. Когда ни в чем неповинного святого Иоанна Златоуста несправедливо свергли с престола, блаженная Олимпиада горько плакала об этом вместе с другими диакониссами. Выходя в последний раз из церкви, Иоанн Златоуст вошел в крестильню, позвал блаженную Олимпиаду с диакониссами Пентадиею, Проклиею и Сальвиною, добродетельною вдовою, и сказал им: – Подите сюда, дети мои, и послушайте меня. Что против меня ведется, вижу я, подходит к концу. Я свое дело сделал и думаю, едва ли вы еще увидите меня. Поэтому прошу вас, не оставляйте церкви из-за епископа, которого поставят на мое место, по принуждению ли, или общим советом, но повинуйтесь ему, как повиновались Иоанну: церковь не может быть без епископа. Итак, да будет с вами милость Божия, поминайте меня в своих молитвах! Они же, обливаясь слезами, упали ниц перед ним; и отправился святой в путь к месту своего заточения. После его изгнания загорелась соборная церковь ; и немалая часть города выгорела; поэтому все сторонники святого Иоанна, неповинные, допрашивались начальником города об этом пожаре: предполагалось, что они подожгли церковь ; тогда пострадала и святая Олимпиада, как будто бы и она была виновна в том поджоге; ее приводили на суд и сурово допрашивали (начальник был жесток и бессердечен). Хотя и не нашлось за ней никакой вины, однако, он несправедливо присудил Олимпиаду уплатить большое количество золота за поджог, в котором она не была виновна. После этого святая покинула Царьград и отправилась в Кизик 4881 , однако, враги не оставили ее в покое и там; ее осудили на изгнание и заточили в Никомидию 4882 ; узнав об этом, святой Иоанн Златоуст написал ей из своего заточения послание, утешая ее в ее скорби 4883 . Пробыв долгое время в заточении и претерпев много горя, блаженная преставилась 4884 ко Господу. После кончины, когда ее честное тело не было еще погребено, святая явилась во сне епископу никомидийскому и сказала: – Положи мое тело в деревянный ковчег и брось в море; куда выбросит его на берег волнами, там и пусть будет оно погребено.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Феодосий Великий был в то время еще на Западе, и когда в 391 году он возвратился в столицу, то повелел вернуть Олимпиаде все ее имущество. «Такая добродетельная девица лучше нас сумеет употребить блага временные», – сказал император. С тех пор Олимпиада открыла свой дом для епископов, монахов, священников и других духовных лиц, приходивших в Константинополь. Ей был в то время двадцать один год, не более. Избавившись таким образом от двойной опасности, Олимпиада вступает в сан диакониссы и всецело посвящает служению Богу и ближним все свое состояние, свое положение в свете, способности своего богатого ума и обширные знания, приобретенные основательным образованием. Патриарх Нектарий, оценивший высокие качества Олимпиады, посвятил ее в диакониссы гораздо ранее положенного возраста. Святая Олимпиада в своем новом звании вся отдалась святому делу благотворения. Она питала неимущих служителей алтаря, опекала дев, помогала вдовам, воспитывала сирот, ухаживала за старцами, о всех болезновала. Многих заблудших возвращала она на путь добра, посещала больных, плакала с грешниками и утешала страждущих. Многих женщин, имевших мужей-язычников, наставляла она в вере; давала им средства к пропитанию. Как диаконисса, она должна была готовить детей и женщин ко Крещению, помогать епископу при Таинстве Крещения и Миропомазания. Часто приходилось ей быть восприемницей их от купели и наставницей их в христианской жизни. Добродетели Олимпиады были предметом утешения и удивления всей Церкви. Знаменитые святители того времени говорили о ней с глубоким уважением. Святой Амфилохий Иконийский , святой Епифаний Кипрский 16 , святой Петр Севастийский 17 , епископ Оптат пользовались ее щедрой благотворительностью и славили за нее Бога, благодеющего в лице Своих избранников. Она чтила священство, благоговела перед подвижничеством и «всей жизнью своей оставила по себе вечно незабвенное имя благотворительницы», – говорит о ней епископ Палладий 18 . Не было ни города, ни деревни, ни пустыни, где бы не пользовались милостынями знаменитой Олимпиады. Она доставляла приношение церквам, монастырям, странноприимным домам, темницам, местам ссылки. Не сосчитать тех невольников, которым она даровала свободу уплатой за них денег их господам. «Выкупив из рабства множество рабов, она сделала их равночестными своего благородства», – говорит епископ Палладий 19 . Святитель Димитрий Ростовский так описывает ее благодеяния: «О нищих и больных, уязвленных, на улице поверженных, всеми пренебрегаемых, – она была прилежная попечительница и воистину всех дел милосердия истинная была делательница. Какое несметное количество имения своего истощала она на благодеяния, подавая золото и серебро, одежду и пищу нищим и все потребное убогим, невозможно описать» 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010