Святая исповедница Голиндуха Персидская Святая Голиндуха жила во времена персидского царя Хосроя I (531–578). Она происходила из знатной семьи волхвов и была замужем за фанатичным приверженцем зороастризма. Вначале Голиндуха придерживалась веры своего супруга, но испытывала инстинктивное отвращение к поклонению солнцу и огню. Всей душой она стремилась к чистой истинной вере. В ответ на это желание Господь удостоил ее видения, которое продолжалось три дня. Ангел показал ей страшное место, где пылал огонь, каравший ее предков-идолопоклонников. Затем он показал ей из окошка другое место – светлое, где в хороводе радовались многочисленные праведники. Голиндуха захотела пойти туда, но ангел удержал ее, говоря, что туда могут войти только те, кто получил святое крещение во Христа. Тогда в ее душе загорелось пламя веры. Когда видение закончилось, Голиндуха решила стать христианкой и умоляла Господа о помощи. Сказав супругу, что хочет повидаться с родными, она ушла из дома, получила наставления в основах христианской веры и крестилась с именем Мария. По возвращении домой святая решила устроить жизнь в соответствии с христианской верой и разорвала супружеские отношения с мужем. Супруг, не способный понять этого призыва к духовной жизни, пытался всеми средствами заставить ее отречься от веры во Христа и вернуть к удовольствиям плоти. Потерпев неудачу, он в ярости донес царю об отступничестве жены. Хосрой отправил к святой Голиндухе высших придворных сановников, которые пообещали, что царь сделает ее одной из своих жен, если она отречется. Но святая отвечала: «Я сочеталась с бессмертным Царем, а ты предлагаешь мне союз со смертным!» Тогда царь приказал заточить ее в Крепость забвения в Хузистане, которая называлась так потому, что содержавшиеся в ней заключенные были навсегда вычеркнуты из списка живых, и под страхом смерти было запрещено даже произносить их имена. Святая провела там 18 лет, но ее вера нисколько не ослабела. В крепости она встретила других христиан, которые научили ее петь псалмы и читать Священное Писание по-сирийски. Своими речами она привела к христианской вере многих заключенных из язычников. Царь, узнав об этом, велел подвергнуть святую Голиндуху жестоким мучениям.

http://pravoslavie.ru/put/55028.htm

Двадцать восьмой день. Поучение 1-ое. Святая великомученица Параскева. (Утешения для гонимых за правду). I. Святая Параскева (III в.), память коей совершается ныне, была дочь благочестивых родителей, живших в городе Иконии (в Малой Азии). Они умерли, когда Параскева была еще в очень юных годах. Оставшееся после родителей богатое наследство Параскева употребила на дела благотворительности, помогала неимущим и принимала странников. Она старалась также распространять слово Божие среди язычников. В то время император Диоклитиан жестоко преследовал христианство . Сановник императорский, прибыв в Иконию и узнав о том, что Параскева исповедует христианство, заключил ее в темницу, а затем потребовал на суд. Когда святая мужественно отвергла предложение принести жертву идолам и обличила судий, правитель пришел в гнев и приказал предать ее истязаниям. Израненную, еле дышавшую Параскеву бросили в темницу. Но велико было удивление мучителей, когда на другой день, войдя в темницу, они нашли Параскеву спокойно молившеюся, и тело ее не носило следов страданий. Бог исцелил ее по ее молитве. Но правитель подумал иначе. «Видишь», сказал он, «боги наши помиловали тебя и возвратили к жизни; воздай же им благодарность». Святую повели в храм; но едва она вошла, как идолы с шумом упали с своих мест. Озлобленные язычники стали тогда просить правителя наказать Параскеву еще строже, чем накануне, за оскорбление идолов: сжечь ее на медленном огне. «Господи Боже», молилась святая во время мучений, «Ты трем отрокам охладил горячую печь, Ты избавил от огня мученицу Феклу; спаси и меня от рук мучителей моих». Молитва Параскевы была услышана: огонь не сделал ей никакого вреда. Множество язычников, видя это чудо, уверовали в Бога и восклицали: «велик Бог христианский». Волнение в народе испугало правителя и он велел прекратить мучения Параскевы, умертвив ее мечем. Так пострадала за веру Христову св. исповедница. II. Невозможно, братие, исчислить всех гонимых за правду, невозможно заметить все виды злости человеческой, искони изливаемой на праведных.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Страдание святой мученицы Еликониды Память 28 мая Святая мученица Еликонида жила в царствование Гордиана 3489 и Филиппа 3490 ; родилась она и была воспитана в Фессалонике 3491 . Когда началось гонение на христиан, она пришла в город Коринф 3492 . Увидав здесь людей, приносивших жертвы идолам, она стала на высоком месте, и громогласно воззвала: – О несмысленные и жестокосердые мужи коринфские! Я вижу, что вы весьма нечестивы, ибо вы оставили вечного и нетленного Бога и обратились к служению душепагубным идолам. Посмотрите, прошу вас, на высоту небесную, и на широту земную; подумайте о Том, Кто распростёр небо как кожу над головами вашими? Кто основал землю над бездною? Кто может укротить страшным и славным именем Своим неукротимые волны морские? Кто сотворил человека из земли и вдунул в лицо его дыхание жизни? Лишь Тот, Кто содержит дланью Своею всю тварь, есть единый истинный Бог, пребывающий на небесах. «Ибо все боги народов – идолы» ( Пс.95:5 ) суть, немые и бездушные; да будут подобны им и все те, кто им кланяется! В то время как святая говорила это свободно и громко, нечестивые язычники схватили ее и повлекли на суд к игемону своему Периннию. Игемон, посмотрев на нее и увидав, что она была весьма благообразна и честна лицом, начал с кротостью беседовать с нею, говоря так: – Да ниспошлется тебе всякое благо, дочь моя прекрасная, так как я думаю, что ты веруешь, что боги наши вечно пребывают; я радуюсь о тебе. Отвечала святая: – Какая радость может быть у нечестивых? Радость твоя, игемон, обратится в плач, и гордость твоя обратится в немощь. Я верую в Бога, царствующего над всем, и радуюсь, что сподобилась ради Бога моего войти в подвиг этот, в котором с несомненностью надеюсь получить венец победный. Сказал игемон: – Не уподобляйся своим многословием безумным женщинам, но кротко и вкратце скажи нам, какое имя твое? Отвечала святая: – Я не безумна, но мудра о Христе Иисусе, Господе моем; если же ты желаешь узнать имя мое, то я называюсь Еликонидой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Страдание святой мученицы Феодулии Память 5 февраля В царствование Диоклетиана и Максимиана, царей римских 1206 , правителем в городе Аназарве 1207 был некто Пелагий, жестокий гонитель христиан. Он приказал своим слугам идти и разыскивать по всей его области христиан, чтобы взять их и привести к нему на суд, где они, выслушав царское повеление, должны были поклониться богам. Слуги, отправившись исполнять приказание, взяли некую женщину христианку, по имени Феодулию. Она, боясь не столько мук, сколько того, чтобы не быть оскверненною неверными, предлагала им много золота, прося их, чтобы отпустили ее. Но они, не взяв золота, привели Феодулию к своему воеводе, сказав ему о ней, что она хотела откупиться от них золотом. Правитель похвалил слуг, не принявших золота и не отпустивших ее, и за сие наградил их дарами. Сам же, воссев на судилище и, поставив пред собою сию блаженную жену, спросил ее о ее имени. Она отвечала: – Я – христианка. Воевода же Пелагий сказал: – Прежде, чем начну тебя мучить, скажи нам свое имя. Святая отвечала: – Я уже сказала и не солгала, что называюсь христианкою. Сие имя мое почётное и вечное, люди же называют меня Феодулиею, родилась я от родителей христиан и получила доброе воспитание в законе христианском. Правитель сказал: – Я вижу, что ты безумно отвечаешь мне. – Вы сами безумные, – отвечала святая Феодулия, – потому что, оставив Бога, поклоняетесь камню. Правитель продолжал: – Я увещеваю тебя, как сестру, – принеси жертву богам, и тогда иди наслаждаться в моем имении, и будешь ты в великой почести. Феодулия отвечала: – Наслаждайся в своем имении ты сам вместе с отцом твоим – сатаною, и оба наследуете вечные муки. На сие правитель сказал: – Я знаю, что вы – женщины вспыльчивы и гневливы, и досаждаете властям; но я не быстро прихожу в гнев, и с кротостью тебя наставляю, чтобы ты покорилась мне и принесла жертву богам, и не погубила бы своей души. Святая отвечала: – Пребывая в исповедании Божием, я души своей не гублю, но спасаю ее, а тело мое пойдет в землю; итак я, не как безумная, говорю тебе: мучь мое тело, если хочешь. Бог же, видя терпение мое, и полную готовность мою пострадать за Него, подаст мне Свою помощь, ибо и Он Сам пострадал за нас на кресте, устрояя спасение людей Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

иером. Макарий Симонопетрский Память св. исповедницы Голиндухи Персидской, во св. крещении Марии 169 Св.Голиндуха жила во времена персидского царя Хосроя I (531–578). Она происходила из знатной семьи волхвов и была замужем за фанатичным приверженцем зороастризма. Вначале Голиндуха придерживалась веры своего супруга, но испытывала инстинктивное отвращение к поклонению солнцу и огню. Всей душой она стремилась к чистой истинной вере. В ответ на это желание Господь удостоил ее видения, которое продолжалось три дня. Ангел показал ей страшное место, где пылал огонь, каравший ее предков-идолопоклонников. Затем он показал ей из окошка другое место – светлое, где в хороводе радовались многочисленные праведники. Голиндуха захотела пойти туда, но Ангел удержал ее, говоря, что туда могут войти только те, кто получил святое крещение во Христа. Тогда в ее душе загорелось пламя веры. Когда видение закончилось, Голиндуха решила стать христианкой и умоляла Господа о помощи. Сказав супругу, что хочет повидаться с родными, она ушла из дома, получила наставления в основах христианской веры и крестилась с именем Мария. По возвращении домой святая решила устроить жизнь в соответствии с христианской верой и разорвала супружеские отношения с мужем. Супруг, не способный понять этого призыва к духовной жизни, пытался всеми средствами заставить ее отречься от веры во Христа и вернуть к удовольствиям плоти. Потерпев неудачу, он в ярости донес царю об отступничестве жены. Хосрой отправил к св. Голиндухе высших придворных сановников, которые пообещали, что царь сделает ее одной из своих жен, если она отречется. Но святая отвечала: «Я сочеталась с бессмертным Царем, а ты предлагаешь мне союз со смертным!» Тогда царь приказал заточить ее в Крепость Забвения в Хузистане, которая называлась так потому, что содержавшиеся в ней заключенные были навсегда вычеркнуты из списка живых и под страхом смерти было запрещено даже произносить их имена. Святая провела там восемнадцать лет, но ее вера нисколько не ослабела. В крепости она встретила других христиан, которые научили ее петь псалмы и читать Священное Писание по-сирийски. Своими речами она привела к христианской вере многих заключенных из язычников. Царь, узнав об этом, велел подвергнуть св. Голиндуху жестоким мучениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Обыденность подвига: Есфирь, Асенеф, святая Екатерина 26 октября 2012, 11:18 Автор: Бессонов Игорь , кандидат филологических наук В современной православной литературе и прессе мы часто можем встретить рассуждения о том, какой должна быть православная женщина, каким образом она должна строить отношения с окружающим миром. Кроме советов, основанных на Священном Писании и учении святых отцов, большой интерес представляют образы благочестивых женщин, созданные авторами житийной литературы. Однако, обращаясь непосредственно к житиям, мы с горьким недоумением обнаруживаем, что живых примеров для современных христианок, героинь, с которыми они могли бы идентифицировать себя, не так уж много. Перед нами предстают образы мучениц, подвижниц, раскаявшихся грешниц, также ставших подвижницами. Подчас обстоятельства, в которых оказывается героини житий, кажутся столь выдающимися, что возникает впечатление, что их никак нельзя применить к современной жизни. Одной из основных причин такого восприятия классических житий современным читателем является чрезмерная легендарность, даже сказочность многих из них. Жития современных святых, напротив, скорее являются документальными биографиями, а не житиями; им зачастую недостает элемента обобщения, позволяющего отделить образ от конкретной личности, превратив его в символ. Поиск ярких примеров среди героинь Священного Писания тоже далеко не всегда оказывается успешным. Зачастую женщины в нем выписаны довольно бледно; нам трудно представить индивидуальности Ревекки и Рахили; о других женщинах мы знаем очень мало конкретного, как, например, о Марии Магдалине или беседовавшей с Христом самарянке. Однако говорить о том, что ветхозаветная и христианская традиция не создали никаких ярких женских образов, актуальных для современных христианок, тоже не следует. Мы попытаемся обратить внимание читателей на образы трех женщин: одной, известной большинству читателей только по имени, другой – вовсе незаслуженно забытой и третьей – широко известной и почитаемой святой, но, по-видимому, не до конца понятной большинству наших современников. Это царица Есфирь, Асенеф и святая Екатерина. Все они, будучи разными, но в принципе обычными и понятными нам женщинами, благодаря своей вере совершают выдающиеся поступки, способные стать примером для других людей.

http://zavet.ru/a/post_1351235894.html

Скачать epub pdf Житие и страдание святой мученицы Агнии девы Память 21 января Святая мученица Агния родилась в Древнем Риме и была воспитана родителями в христианской вере. На тринадцатом году жизни она временною смертью избавилась от смерти вечной и обрела нескончаемую жизнь, так как возлюбила единого Подателя жизни и привязалась к Нему от юности. Она была юна годами, но стара совершенным разумом, – юна телом, но единою души ее была мудрость (Прем.Сол.4:9), прекрасна лицом, но еще прекраснее глубиною веры. Воспламененная любовью к Сладчайшему Иисусу, родившемуся от Пречистой Девы, она обручилась с Ним своим девством, и кроме Него, никого другого не хотела иметь своим женихом. Благородная по происхождению и прекрасная лицом, она своею красотою настолько привязала к себе очи и сердце одного юноши, сына областеначальника Симфрония, что, когда он увидел ее возвращавшуюся из женской школы, тотчас воспламенился любовью к ней, а затем, расспросив о ней и узнав дом ее родителей, начал посылать к ней обильные дары, обещая еще больше, и прося, чтобы она согласилась стать его невестою и сочеталась с ним браком. Святая Агния отвергла все эти дары, как бы сор, нисколько их не ценя; о себе же она говорила, что она обручена лучшему Жениху и имеет от него лучшие и более ценные дары: будучи невестою Его, она не может оставить его и изменить своей преданности и любви к Нему. Но этот юноша со дня на день воспламенялся все большею любовью к ней и признавал себя почетнейшим и более достойным, сравнительно со всеми другими благородными юношами. Полагая же, что девица желает от него лучших даров, он приготовил в большем количестве и более ценные камни и жемчуг, драгоценные сосуды и одежды, и сам принес их к ней, умоляя то лично, то чрез знакомых, друзей и соседей, чтобы она никого не предпочитала ему. Он указывал на свое знатное происхождение, на богатства, дома, наследственные земли, которыми она будет владеть, если согласится обручиться с ним. Тогда святая начала говорить более ясно: – Отойди от меня, разжигатель греховного пламени, страстный любитель скверны, снедь, уготованная вечной смерти! Отступи от меня, так как тебя предупредил уже другой Жених, Который подарил мне гораздо большие украшения и обручил меня перстнем веры Своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

13-е Святой мученицы Акилины Акилина, уроженка города Библоса (нын. Есбил в Финикии), осиротела от отца через год по рождении и матерью своей воспитана в христианском благочестии. Когда Акилине минуло десять лет, правителем (проконсулом) Палестины сделался некто Волузиан, великий ненавистник христиан. Это было на седьмом году царствования Диоклитианова. Многие христиане пострадали тогда от правителя. В то время Анилина увещевала сверстниц своих познать истинного Бога и отвергнуть ничего не стоящих идолов. «Какого же Бога ты почитаешь?» – спрашивали её – «Бога единого, Который сотворил небо и землю и всё, что существует», отвечала она. – «Мы слышали», говорили подруги, «что ваш Бог распят Иудеями на кресте?» – «Смерть над Ним не имеет власти», говорила Анилина; «не только Сам Он воскрес, но и всех, верующих в Него, оживляет, искупляет от смерти и спасает. Он есть Спаситель всего рода человеческого, возрождает нас в новую жизнь и имеет снова прийти во славе, когда настанет общее воскресение». «Но почему-ж Иудеи, из рода коих Он был, не признают Его?» спрашивали юные язычницы. «Потому что они не возлюбили добра и истины». Так и подобным образом часто беседовала святая с сверстницами своими. И вот один из рабов правителя доносит ему, что есть в городе некая двенадцатилетняя девица, которая открыто поносит богов и проповедует распятого Господа. Проконсул приказал представить её к себе, а это было уже на втором году его управления, и сказал ей: «ты ли противишься царским повелениям, соблазняешь других не чтить богов наших, а покланяться распятому человеку? Принеси жертвы бессмертным богам; иначе я предам тебя мукам!» «Не боюсь мук», отвечала девица; «потому что верую в Спасителя, венчающего веру». «Пощади юность свою», говорил тот: «ты лишишься жизни, и Бог христианский не поможет тебе». Святая отвечала: «не прошу у тебя милости; она отлучит меня от Бога моего». Тогда Волузиан велел бить её по лицу и затем, обнажив, бичевать без милосердия. Он наконец предложил ей несколько дней свободы, чтобы она одумалась, но Анилина не пожелала и один час сомневаться в исповедании своём. После этого разожжённым железом пронзили голову мученицы сквозь уши и наконец обезглавили (в 293 году). Мощи её впоследствии были перенесены в Царьград. Св. Трифиллия, епископа Левкусийского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святая Русь и Соловецкие мученики по рассказу одного из узников (Беседа Д.С. Лихачева с А. Шишкиным) 277 – В интервью итальянской газете «Республика» Вы говорили о том, что в то время, как сейчас много пишут о мучениках науки, о мучениках коммунистической идеи в сталинское время, о мучениках Русской Церкви, молчание не прервано... – Да, сейчас довольно много говорится о жертвах культа личности Сталина в период 30-х годов, с 37-го по 39-й год; но ведь в этот период жертвами являлись главным образом представители партийной и государственной элиты. Жертвы же интеллигенции, жертвы духовенства падают на 20-е и начало 30-х годов. Тогда происходила главным образом такая, я бы сказал, чистка населения, и среди тех, кто в этот период особенно преследовался, были представители духовенства. Ведь преследование духовенства началось в 20-х годах, но аресты – так просто за то, что клирик принадлежал к определенным группировкам Церкви, начались в 27-м, 28-м, 29-м годах, в 30-м, 31-м. И эти жертвы были чрезвычайно тяжелыми: от арестованных требовали отказа от веры; помимо того, что они попадали в тяжелые условия, над ними смеялись, пытались их «вразумить», что ли, «просветить», причем «просветителями» были полуграмотные люди. Эти мученики веры мучились, конечно, гораздо больше, чем обычные люди. Я приведу Вам такой пример. На Соловках, в храмах, в алтарях, были сделаны уборные. Ими не пользовались священники. Их положение было ужасным. Ночью из храма с тройными или четверными нарами не выпускали, а в эту уборную они не могли пойти. Вы простите, что я говорю о таких вещах, но ведь все мучения очень неэстетичны. Так что о мучениях Церкви нужно писать, это совершенно необходимо. Потому что создается впечатление, что страдали главным образом партийные верхи, военные, затем, в какой-то мере, интеллигенция. Слишком мало о мучениях Церкви пишется. – Каков ваш соловецкий опыт общения с мучениками Церкви? – На Соловках мученики Церкви были очень разные... были иосифляне, были сергианцы... И у тех, и у других положение было крайне тяжелым. Недостойно себя ведших было очень мало, но – были. Но это – крайнее исключение. Я не стану называть имена, но это один или два человека. Все остальные были действительно мучениками. Служили на нарах. Один из священников имел антиминс – мог поэтому служить литургию. На нарах. И я ничего более благолепного и более волнующего не слышал и не испытал, как служба шепотом на нарах... и обычная, и воскресная, и праздничая служба...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Страдание святой мученицы Фавсты девицы и с нею Евиласия и Максима Память 6 февраля В правление нечестивого царя Максимиана, в городе Кизике 1235 , жила некая юная девица, по имени Фавста. Она была дочерью богатых христиан, которые воспитали ее в духе христианского учения; но тринадцати лет она осиротела. По смерти родителей девица Фавста всё время проводила в посте, молитве и в чтении Священного Писания. Строго соблюдая свое девство, она презирала все прелести мира сего: и богатство, и роскошь, и всякое плотоугодие, и проходила тесный и прискорбный путь жизни, – почему и стала скоро всем известна и всеми прославляема; ибо столь добродетельная жизнь не могла утаиться от людей, по слову Господа: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» ( Мф.5:14 ). Слух о Фавсте дошел до самого царя Максимиана. Максимиан тотчас же послал в Кизик первого своего жреца, по имени Евиласия, дабы он отыскал и схватил невесту Христову. При этом царь ему сказал: – Если она согласится принести жертву богам, – да будет ей благо; если же нет, – то брось ее в глубину водную. Евиласий, прибыв в Кизик, нашел Фавсту летами юною, но верою и разумом вполне совершенною. Взойдя на судилище свое, он стал принуждать ее принести жертву ложным богам. Но святая на это ему отвечала: – Я не принесу жертвы тем богам, которые и глухи, и слепы, и не более как произведение рук человеческих. Я имею на небесах Отца и Жениха – Иисуса Христа и не могу оставить Его, – не могу оставить наследия, которое имею у Господа моего. Тогда Евиласий сказал ей: – Фавста, принеси жертву богам, чтобы не умереть тебе злою и мучительною смертью. Святая на это отвечала: – Не считай меня женщиною неразумною: хотя мне и мало лет, но сердце я имею мужественное и совершенное. Тогда Евиласий, исполнившись ярости, повелел остричь волосы на голове святой, на бесчестие и поругание ее, и, повесив на дереве, беспощадно бить ее. Фавста же, жестоко мучимая, возведя очи свои на небо, стала молиться Богу. Когда она молилась, блеснула вдруг столь ужасная молния, что многие были убиты ею. Увидев это, Евиласий сильно испугался и призвав святую, сказал ей:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010