22 нояб. 1846 г. Половцев был уволен от службы в военном ведомстве в чине подпоручика и 15 марта 1847 г. поступил в Оптину пуст., поселился в Иоанно-Предтеченском скиту, в келье рядом с мон. Феодосием. 19 (20(?)) авг. 1848 г. утвержден послушником, нек-рое время служил пономарем. Написал заметку «Почему я сделался монахом?», по прочтении к-рой прп. Макарий предостерег послушника: «Да, гладко написано, но посмотрим, на деле так ли будет». К 1850 г. стал ближайшим учеником, письмоводителем (см., напр.: РГБ. Ф. 213. К. 76. Ед. хр. 17; К. 78. Ед. хр. 10) и помощником прп. Макария (Иванова). Старец познакомил его со мн. представителями ученого монашества. В окт. 1851 г. Половцев совершил поездку в малоярославецкий Черноостровский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь к игум. Антонию (Путилову) , а оттуда в Пафнутиев Боровский мон-рь к архим. Геннадию (Горнецкому); встречался с архим. прп. Антонием (Медведевым) . Неск. раз, в т. ч. в мае 1852 г., вместе с о. Макарием по делам духовного книгоиздания посещал Москву и Троице-Сергиеву лавру, общался с И. В. Киреевским и свт. Филаретом (Дроздовым) , который отметил его «широкую образованность и твердое монашеское устроение». В том же году (до декабря) Половцев был облачен в рясофор. В июне 1853 г. Орловский архиеп. Смарагд (Крыжановский) безуспешно убеждал Половцева продолжить образование в духовной академии. Летом того же года в Оптину пуст. прибыл К. К. Зедергольм (см.: иером. Климент (Зедергольм) ), которого 10 авг. послушник Иоанн сопровождал в Козельск «для переговоров о присоединении его к Православной Церкви, посредством соборного протоиерея» (Летопись скита. 2008. С. 281). В июне-июле 1854 г. вместе с послушником Владимиром Половцев побывал в Киево-Печерской лавре и др. обителях, изучал уставы и повседневную жизнь насельников. 29 апр. 1855 г. архим. Моисей постриг послушника Иоанна в монашество с именем Иувеналий в честь свт. Иувеналия , патриарха Иерусалимского, 8 нояб. 1856 г. в калужском Троицком соборе еп. Калужский и Боровский Григорий (Митькевич) рукоположил его во диакона, 11 июля 1857 г.- во иерея.

http://pravenc.ru/text/1237739.html

Вып. 1(55)). Здания мон-ря были отремонтированы в 1858-1859 гг. Последняя реставрация была предпринята в 1976-1977 гг. киприотом архим. Аркадием (впосл. митрополит Аскалонский). Специальное исследование, позволяющее определить, включает ли существующая 3-нефная базилика (купол к-рой был утрачен при реставрации) фрагменты средневек. постройки, не проводилось. У сев. стены находятся гробницы Вифлеемских епископов Илии († 1345) и Михаила († 1811). Позднейшее предание связывает одну из этих гробниц с именем Иерусалимского патриарха Илии (Илии II?). В обители хранятся частица мощей свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, и звенья цепей вмч. Георгия Победоносца, от к-рых происходят исцеления. В наст. время в И. п. м. подвизается 1 монашествующий - игум. Парфений. В 1992 г. во время работ по расширению шоссе Иерусалим-Вифлеем близ И. п. м. были обнаружены развалины церкви визант. периода. С юж. стороны она граничит с колодцем Бир-Кадисму. Во время раскопок окт. 1992 - февр. 1993 гг. была исследована зап. часть церкви и обнаружены мозаичные полы, засыпанные затем для сохранности. При раскопках 1997 г. стало ясно, что церковь была сооружена в V в., перестроена в VI в., в VIII в. превращена в мечеть и вскоре после этого разрушена. Эту постройку отождествили с известной по письменным источникам ц. Кафизмы Пресв. Богородицы (см. подробнее в ст. Кафизмы мон-рь ), построенной на месте, где Она отдыхала по пути в Вифлеем. Согласно Житию прп. Феодосия Великого, монастырская ц. Кафизмы была сооружена богатой вдовой при свт. Иувеналии , архиеп. Иерусалимском (422-458), прп. Феодосий некоторое время был игуменом мон-ря Кафизмы ( Cyr. Scyth. Vita Theod. S. 235-241). В центре 8-угольной в плане церкви находится скала, напоминающая по своей форме сиденье. Почти все церковные помещения имели мозаичные полы, некоторые из них были добавлены в VIII в. ( Гева. 2000. С. 42-43). Лит.: Ραπτπουλος Ζ. Κ. Ταξιδεοντας στν Αγα Γ: Οδηγς προσκυνητο. Λεμεσς, 19966. Σ. 139-141; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1998. Vol. 2. P. 224-227; Гева Х. Археологические раскопки в Израиле. Иерусалим, 2000. С. 42-43. [Важнейшие места, связанные с историей христианства]; Св. Земля: Ист. путеводитель. М., 2000. С. 102; Αγιοταφικν Ημερολγιον 2008. Ιεροσλυμα, 2007. Σ. 40, 122; Леонид (Кавелин), архим. Старый Иерусалим и его окрестности: Из зап. инока-паломника. М., 2008. С. 260, 263. Э. П. А., К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: ИОАННА ЗЛАТОУСТА МОНАСТЫРЬ БЛИЗ КУЦОВЕНДИСА находится на оккупированной Турцией территории Сев. Кипра, принадлежит Святогробскому братству Иерусалимской Православной Церкви ИСКУШЕНИЯ МОНАСТЫРЬ действующий, принадлежит Иерусалимскому Патриархату, расположен на краю Иудейской пустыни и долины Иордана КАТАМОН мон-рь во имя прав. Симеона Богоприимца, муж., действующий, принадлежит Иерусалимской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/389257.html

Интерьер церкви свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского, Казанского мон-ря в Колычёве. Фотография. 2011 г. Интерьер церкви свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского, Казанского мон-ря в Колычёве. Фотография. 2011 г. В 1865 г. Степанова пожертвовала богадельне ок. 227 дес. 784 кв. саж. земли, из к-рых 1 дес. 1809 кв. саж. находилось «под усадьбой», 4 дес. 792 кв. саж.- «под огородами», под строевым лесом - 80 дес. 1712 кв. саж., под дровяным - 75 дес. 1465 кв. саж., пахотной земли - 9 дес. 1320 кв. саж., луговой - 8 дес. 1959 кв. саж. и «мелколесья с луговыми пустошами» - 46 дес. 1327 кв. саж. В 45 саж. от монастыря находился хутор, который Т. И. Васильева купила у помещика Вишневского и пожертвовала обители. К хутору с 3 жилыми домами, конюшней, птичьим двором, ригой, сараем прилегало 6 дес. пахотной земли. К 1875 г. во владении общины находилось 30 дес. пахотной земли, под строевым лесом - 83 дес. 1712 кв. саж., под дровяным с покосами - 122 дес. 392 кв. саж.; наличного капитала насчитывалось 10 тыс. р. серебром. В 1914 г. земельные владения К. м. составляли 369 дес., в т. ч. «под лесом и кустарником» - 262 дес., «под строениями, садом, речкой и огородом» - 14 дес., под посевами - 30 дес., «лесного сенокосу» - 63 дес. Монастырь располагал «неприкосновенным» капиталом в размере 36 619 р., проценты расходовались на содержание сестер и жалованье священнослужителям. 1919-2012 гг. К 1919 г. в К. м. проживали настоятельница игум. Амвросия (Никифорова), 43 монахини, 160 рясофорных послушниц, в монастырских храмах служил свящ. Михаил Васильевич Троицкий. 13 мая 1919 г. в присутствии настоятельницы К. м. игум. Амвросии был составлен «Акт передачи церковного имущества» и по описи совершена передача представителю Егорьевского уездного земельного отдела И. Ф. Шамонову «всего инвентарного имущества означенного монастыря», в т. ч. всех построек, как в самой обители (келейные и хозяйственные корпуса), так и за оградой (на хуторе, на даче в Герасимовке в 7 верстах и др.). С мая 1919 г. Егорьевский уездный совет открыл дело о «намеренной порче» изъятого в обители имущества сестрами. Одно из зданий К. м. было занято волостным исполнительным комитетом, другое - волостным советом и волостным военным комиссариатом, дом на хуторе - «Троицким культурно-просветительным кружком».

http://pravenc.ru/text/1319838.html

По преданию, еще в нач. XX в. на 2-м ярусе колокольни, над св. вратами, планировалось открыть домовый храм, но до 1917 г. строительные работы не были завершены. В 2002 г. здесь была устроена ц. во имя свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского. В 2012 г. на территории К. м. келейный корпус переоборудован из построенного в 60-х гг. XX в. клуба. Среди святынь обители - почитаемый Казанский Колычёвский образ Божией Матери (вероятно, точная копия первоначальной явленной иконы), напрестольный крест и плащаница Божией Матери, сохраненные верующими г. Егорьевска после разорения мон-ря. Сестры мон-ря окормляют Колычёвский психоневрологический интернат, дом-интернат престарелых и инвалидов, Егорьевский противотуберкулезный диспансер. 18 нояб. 2005 г. было учреждено подворье обители - Михаило-Архангельский храм в Егорьевске при противотуберкулезном диспансере. Арх.: ГАРО. Ф. 129. Оп. 19. Д. 24. Л. 104; Оп. 32. Д. 21. Св. 424. Л. 45 об.; Ф. 627. Оп. 126. Д. 10. Св. 2034; Оп. 134. Д. 25. Св. 2065; Оп. 139. Д. 48. Св. 2084; Оп. 142. Д. 20. Св. 2090; Оп. 143. Д. 7. Св. 2091; Оп. 148. Д. 11. Л. 42; Оп. 161-177. Д. 76. Св. 2180. Л. 280; Оп. 208. Д. 3. Св. 220; Оп. 240. Д. 40. Св. 26; Д. 44. Л. 55; Ф. 6788. Оп. 1. Д. 694. Л. 23; ЦГАМО. Ф. 4570. Оп. 1. Д. 211. Л. 29-32. Лит.: Рязанские ЕВ. 1886. 1. С. 2; Там же. 1898. 20. С. 708-715; Добролюбов И. В., свящ. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиогр. указаниями. Рязань, 1891. Т. 4. С. 371; Рязань православная/Сост.: Ю. А. Дегтев. Рязань, 1993. С. 63, 113; Памятники архитектуры Московской обл./Общ. ред.: Е. Н. Подъяпольская. М., 1999. Вып. 2. С. 26-30; Нарциссов П. И., прот. Ист. записки по устроению Колычевского Казанского жен. мон-ря Егорьевского у. Егорьевск, 2002п; ЖНИР: Моск. 2005. Доп. т. 3. С. 93-96; Жизнеописание иеросхим. Макария (Петрова)//Московские ЕВ. 2009. 5/6. С. 130-133; Разрозненные записки священника с. Ухолово Василия Окаемова. Рязань, 2009. С. 192.

http://pravenc.ru/text/1319838.html

Сщмч. Иувеналий Аляскинский. Икона. 2007 г. Иконописец Хитер Маккин (миссия сщмч. Иувеналия в г. Каилуа, Гавайи) (Говорухин Иаков Фёдоров; 1761, Екатеринбург - 1796, близ сел. Квингагах (Куинагак), Аляска), сщмч. (пам. 7 авг.- в Соборе Валаамских святых, 2 июля, 24 сент.- в Соборе всех святых Аляски, 12 дек.- в Соборе первомучеников Американской земли), иером., миссионер. Род. в семье шихтмейстера (горного чиновника 14-го класса), работавшего на Нерчинских заводах. В 1784 г. Говорухин был зачислен в армию в чине «инженерного прапорщика», служил на Колывано-Воскресенских заводах и рудниках. В 1791 г. был уволен «на собственное пропитание», поступил в Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь . После учреждения в 1793 г. Северо-американской кадьякской духовной миссии во главе с архим. Иоасафом (Болотовым) И. был рекомендован для участия в ней в сане иеродиакона, но митр. Новгородский и С.-Петербургский Гавриил (Петров) указал рукоположить его во иеромонаха. 25 мая 1793 г., вероятно в Александро-Невской лавре, пострижен в монашество с именем в честь свт. Иувеналия , патриарха Иерусалимского. В состав миссии вошел также родной брат И. Михаил Фёдоров Говорухин, послушник Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря , ранее служивший «унтер-шихтмейстером» на Нерчинских заводах. Путь к месту расположения миссии проходил через Иркутск, где по просьбе архим. Иоасафа послушник Михаил 20 апр. 1794 г. был пострижен в монашество с именем Стефан и 30 апр. рукоположен во иеродиакона. По отзыву архим. Иоасафа, «Ювеналий… довольно рачителен, а брат его… отец Стефан, хотя и молодой человек, но такой добрый, простонравный, услужливый и умный, что хотя бы из Валаамского братства выбрать, так и днем с огнем наищешься столь способного по здешнему месту». В др. письме архим. Иоасаф называл И. «добрым человеком» ( Деменков. 1842. С. 229; Письмо Иоасафа, преосв. Кадьякского, к ректору Ярославской семинарии [архим.] Иерониму (Понятскому)//ДЧ. 1910. Ч. 1. 2. С. 273-281). Из Иркутска миссионеры отправились по Лене до Якутска, а затем до Охотска, откуда отплыли в Америку.

http://pravenc.ru/text/1237735.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУВЕНАЛИЙ (Масловский Евгений Александрович; 15.01.1878, г. Ливны Орловской губ.- 24.10.1937, Томск), сщмч. (пам. 11 окт., в Соборе Курских святых, Соборе Рязанских святых и Соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Рязанский и Шацкий. Из дворянской чиновной семьи, рано лишился матери. С детства отличался смирением и благочестием. После окончания Гродненской классической гимназии поступил в 1899 г. в КазДА. Во время учебы стал духовным сыном старца иеросхим. прп. Гавриила (Зырянова), поддержавшего его стремление к скорейшему принятию монашеского пострига. 10 февр. 1901 г. ректором КазДА Чистопольским еп. Алексием (Молчановым) пострижен в монашество с именем Иувеналий в честь свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского. 25 февр. того же года рукоположен во диакона, 31 июня 1902 г. Казанским и Свияжским архиеп. Димитрием (Самбикиным) рукоположен во иерея. В 1903 г. окончил КазДА со званием кандидата богословия. Был направлен для служения в Урмийскую духовную миссию среди правосл. ассирийцев на северо-западе Ирана. Сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский и Шацкий. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский и Шацкий. Фотография. 30-е гг. ХХ в. С 1904 г. преподавал гомилетику в Псковской ДС. В апр. 1906 г. назначен временно исполняющим обязанности настоятеля Великопустынского Спасо-Елеазарова муж. мон-ря (см. Елеазаров во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастырь ). В июне был возведен в сан игумена, а 4 окт. того же года указом Синода утвержден настоятелем Елеазаровского монастыря, преобразованного в общежительную пустынь. Старшую братию составили переселившиеся в Елеазаровский мон-рь насельники Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни Духовником обители И. пригласил стать своего духовного отца схиархим. прп. Гавриила (Зырянова), проживавшего в обители с кон. июля 1908 по авг. 1915 г. Для него рядом с монастырским собором был построен деревянный дом с домовым храмом во имя арх. Гавриила. Прп. Гавриила посещали в обители его духовные дети, в том числе вел. кнг. прмч. Елисавета Феодоровна , покровительствовавшая мон-рю. 16 окт. 1910 г. И. был назначен настоятелем Юрьева новгородского мужского монастыря . 14 ноября того же года возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/1237737.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУВЕНАЛИЙ [Ювеналий; лат. Iuvenalius; греч. Ιουβενλιος] († 2.07.458 (или 459), Иерусалим), свт. (пам. 2 июля), архиеп. Иерусалимский (с 422); первый предстоятель Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ), официально носивший титул патриарха; участник Вселенских Соборов в Эфесе 431 г. и в Халкидоне 451 г. О жизни И. до епископской хиротонии почти ничего не известно. Имя И. указывает на возможные лат. корни его семьи. По актам III Вселенского Собора можно судить, что помимо греч. языка И. хорошо владел латынью и не нуждался в переводчиках при общении с папскими легатами и при изучении представленных ими документов (ACO. T. 1. Vol. 1(3). P. 54; ДВС. Т. 1. С. 293). Возможно, до хиротонии был монахом одного из монастырей в Иерусалиме. Монофизитский автор Феодор Тримифунтский в соч. «О житии и изгнании свт. Иоанна Златоуста» упоминает о чтеце И., к-рый был отправлен в К-поль ок. 400 г. неким легендарным епископом Иерусалима Сильваном ( Theodori Trimithuntis De vita et exilio et affectionibus//PG. 47. Col. LXIII). Эти сведения, очевидно, недостоверны, но могут основываться на каких-то действительных контактах между Церквами Иерусалима и К-поля на рубеже IV и V вв. Свт. Иувеналий, архиеп. Иерусалимский. Икона. XX в. (Мон-рь св. Онуфрия, Иерусалим) Свт. Иувеналий, архиеп. Иерусалимский. Икона. XX в. (Мон-рь св. Онуфрия, Иерусалим) И. был преемником архиеп. Праилия и занимал Патриарший престол 36 лет. Вскоре после восшествия на престол И. принял участие в длительных христологических спорах в связи с ересями Нестория , Диоскора и Евтихия (см. в статьях Вселенские Соборы , несторианство , монофизитство ). В Соборах сер. V в. И. выступал в основном как церковный политик, последовательно и успешно добивавшийся возвышения авторитета и укрепления положения ИПЦ. Активная деятельность И. окончательно закрепила статус ИПЦ как отдельного Патриархата, а также положение Иерусалима как первенствующей кафедры внутри ИПЦ, прежде оспаривавшееся епископами Кесарии Палестинской .

http://pravenc.ru/text/1237733.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРОФЕЙ Сщмч. Иерофей Афинский. «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Сщмч. Иерофей Афинский. «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Успение Пресв. Богородицы. Роспись ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани, Сербия. 1263–1268 гг. Успение Пресв. Богородицы. Роспись ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани, Сербия. 1263–1268 гг. [греч. Ιερθεος; лат. Hierotheus], сщмч. (пам. 4 окт.). По преданию, ученик ап. Павла и 1-й еп. Афинский (I в. по Р. Х.). Сведения об И. содержатся гл. обр. в корпусе «Ареопагитик» . В трактате «О Божественных именах» автор неск. раз упоминает, что И. был его наставником в богословии ( Areop. DN. P. 139, 141, 143), с к-рым они вместе присутствовали при Успении и погребении Пресв. Богородицы (Ibid. P. 143). Упоминание о присутствии сщмч. Дионисия Ареопатита при погребении Богоматери сохранилось и в других, более ранних, источниках; т. о., автор «Ареопагитик» опирался на уже утвердившуюся церковную традицию. Визант. церковный историк Никифор Каллист (рубеж XIII и XIV вв.) в уста свт. Иувеналия , патриарха Иерусалимского (422-458), вкладывает рассказ об Успении Пресв. Богородицы и взятии Ее тела на небо ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XV 14), обращенный к св. имп. Пульхерии в ответ на ее просьбу получить что-либо из мощей Богоматери. Иувеналий ссылается на авторитет сщмч. Дионисия Ареопагита, к-рый якобы лично присутствовал при погребении Богородицы; при этом цитируется вышеуказанное место из соч. «О Божественных именах». Однако в 450 г. Иерусалимский патриарх не мог цитировать этот источник, поскольку «Ареопагитики» появились не ранее 480 г. ( Godet P. Denys l " Aréopagite//DTC. Vol. 4. Col. 429-436). Никифор Каллист в данном случае почти дословно пересказывает, не ссылаясь на автора, 2-ю проповедь прп. Иоанна Дамаскина на Успение Пресв. Богородицы, где свт. Иувеналий также приводит цитату из трактата «О Божественных именах» (ср.: BHG, N 1097; CPG, N 8062; PG. 96. Col. 748-753). Источником этих сведений служит т. н. «Евфимиевская история», по всей видимости, представлявшая собой описание Халкидонского Собора (451) и предшествующих ему событий и получившая название по месту, где проходило заседание Собора,- ц. вмц. Евфимии. Предположительное время составления этого источника - 2-я пол. - кон. VI в. или немного позже. Сочинение полемического характера было направлено против монофизитов. Составитель «Евфимиевской истории», вероятнее всего, впервые привел цитату из «Агеопагитик» от лица свт. Иувеналия. Допустимо также предполагать, что рассказ свт. Иувеналия из «Евфимиевской истории» является позднейшей интерполяцией в проповедь прп. Иоанна Дамаскина редактором или переписчиком. В одной из синайских рукописей (Sinait. gr. 491, VIII-IX в.) ответ Иувеналия Пульхерии, извлеченный из «Евфимиевской истории», фигурирует как самостоятельное произведение (CANT, N 104).

http://pravenc.ru/text/293742.html

В 451 г. имп. Маркианом и Пульхерией был созван IV Вселенский Собор в Халкидоне, на к-ром свт. Иувеналий Иерусалимский присутствовал во главе делегации 19 епископов ( Mansi. T. 6. Col. 565-580; ДВС. Т. 2. C. 57-65; Bagatti. 1971. P. 92-95). При открытии Собора 8 окт. свт. Иувеналий занял место рядом с Диоскором, но на 1-м заседании он, видя неминуемый разгром партии монофизитов, демонстративно вновь поддержал позицию гос. власти. Тем не менее ему не удалось избежать обвинения в свой адрес, поскольку его роль в осуждении Флавиана в 449 г. была весьма заметной. На том же заседании Иувеналий вместе с Диоскором и неск. иерархами был признан виновным в беззаконном суде над православными, объявлен низложенным и от последующих заседаний отстранен ( Mansi. T. 6. Col. 935-938; ДВС. Т. 2. С. 219-220). После суда над Диоскором на заседании 17 окт. Собор постановил вернуть в число участников большинство ранее удаленных епископов, в т. ч. и Иувеналия. При условии покаяния и полной поддержки ими новых соборных постановлений с Иувеналия и др. прежних сторонников Диоскора обвинения были сняты. В последующие дни Иувеналий участвовал в комиссии, составлявшей соборный орос. Наконец, после разрешения важнейших богословских вопросов на одном из последних заседаний Собора (26 окт.) были определены границы юрисдикции Антиохийской и Иерусалимской Церквей. По соглашению свт. Иувеналия Иерусалимского и патриарха Максима Антиохийского в юрисдикции Иерусалимской кафедры были окончательно закреплены провинции Палестина Первая, Вторая и Третья с митрополиями в Кесарии, Скифополе и Петре; проч. провинции диоцеза Восток оставлялись в юрисдикции Антиохии ( Mansi. T. 7. Col. 34-47; ДВС. Т. 3. С. 70-73). Это решение стало завершением почти полуторавекового пути ИПЦ - от скромной общины близ вост. границ империи к одному из 5 наиболее значимых церковных престолов христианской ойкумены. Иерусалим окончательно был отделен от Антиохийской Церкви и теперь канонически приобрел одинаковые права с Патриаршими престолами Рима, К-поля, Александрии и Антиохии.

http://pravenc.ru/text/293788.html

известил свт. Кирилла Александрийского, поручив ему действовать против Нестория. Возвращавшемуся в Александрию диак. Посидонию папа вручил письмо свт. Кириллу с приговором Несторию (ACO. T. 1. Vol. 2. P. 5-6), а также послания, адресованные Несторию (Ibid. P. 7-12), клиру и народу К-поля (Ibid. P. 15-20) и первенствующим на Востоке епископам - Иоанну Антиохийскому, Иувеналию Иерусалимскому, Руфу Фессалоникийскому и Флавиану, еп. г. Филиппы (Ibid. P. 21-22). В послании Несторию, извинившись за задержку с ответом, К. указывал, что сначала патриарх произвел хорошее впечатление, испорченное затем надменными письмами, а также донесениями из Александрии. Римский Собор осудил учение Нестория, патриарху надлежало принести покаяние перед свт. Кириллом Александрийским, которому поручено привести в исполнение вынесенный в Риме приговор. К. упрекал Нестория в том, что он, зная об осуждении пелагианской ереси Папским престолом, тем не менее предоставил убежище еретикам. Недовольство К. касалось в основном неподобающего поведения патриарха, попиравшего церковную дисциплину, о его учении в папском послании говорится не столь подробно. Возможно, К. избегал точных вероучительных формулировок, принимая во внимание сложности, к-рые возникли при переводе догматических понятий. В то же время папа отмечал, что не желает вести богословскую полемику с Несторием, т. к. его обязанность, как преемника ап. Петра и хранителя истинного учения апостолов, состоит лишь в том, чтобы указать еретику на его заблуждения (Ibid. P. 9; см.: Wessel. 2004. P. 109-111). Определенный интерес К. проявил только к сотериологическим импликациям доктрины Нестория, отвергавшего положение Символа веры, по которому Христос родился от Св. Духа и Девы Марии: если бы Христос, сын Марии, не был идентичен Сыну Божию, каким образом Он смог бы спасти мир? Т. о., свт. Кирилл Александрийский получил от К. поддержку и одобрение действий против Нестория. Однако имп. Феодосий II не признал отлучение Нестория, провозглашенное Римским Собором, и принял решение созвать Вселенский Собор, открытие к-рого должно было состояться на Пятидесятницу 431 г.

http://pravenc.ru/text/1684145.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010