Феодорит Кирский, блаж . Псалтирь с объяснением каждого стиха. М. Изд-во храма во имя Преображения Господня. 1997. С. 164. Иоанн Тобольский, свт . Илиотропион/Предисл. и прим. свящ. Александра Гумерова. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. С. 52. Василий Великий, свт . Творения иже во святых отца нашего Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 1. Беседа на 32 Псалом. Издательский отдел МП, М. 1991. С. 272-273. Феофан Затворник, свт . Толкование на Послание ап. Павла к Римлянам. (Главы 9-16). Саввино-Сторожевский мужской ставропигиальный монастырь. М. 2006. С. 251-253. Игнатий (Брянчанинов), свт . Полное собрание сочинений. Аскетические опыты Том 2. М. Изд-во «Паломник». 2014. С. 270-297. Игнатий (Брянчанинов), свт . Полное собрание сочинений. Аскетические опыты Том 2. М. Изд-во «Паломник». 2014. С. 270. Там же. С. 271. Максим Исповедник, прп . Творения, пер. А.И. Сидорова. Главы о любви. 2.46. М.: Мартис, 1993. С. 106. Игнатий (Брянчанинов), свт . Полное собрание сочинений. Аскетические опыты. Том 1. М. Изд-во «Паломник». 2014. С. 402-403. Там же. С. 403. Максим Исповедник, прп . Творения, пер. А.И. Сидорова. Главы о любви. 1. 96; 99, 100. М.: Мартис, 1993. С. 113. Игнатий (Брянчанинов), свт . Полное собрание сочинений. Аскетические опыты. Том 2. М. Изд-во «Паломник». 2014. С. 403-404. Максим Исповедник. прп . Вопросы и недоумения. Пер. Д.А. Черноглазова. Вопросоответ 161. М.; Святая гора Афон, Изд-во «Никея». 2010. С. 174. См. Ефрем Сирин, св. Творения. Т. 3. Издательский отдел МП. М., 1993. С. 395. См . Максим Исповедник, прп . Трудности к Иоанну .10 (amb. 10: PG 91, Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2, Гл. 29/Пер. с греч. и комм. Д.Е. Афиногенова, А.А. Бронзова, А.И. Сарагды, Н.И. Сарагды//Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М.: Изд-во Индрик, 2002. С. 229-230. Игнатий (Брянчанинов), свт . Полное собрание сочинений. Аскетические опыты. Том 1. М. Изд-во «Паломник». 2014. С. 404. Игнатий (Брянчанинов), свт . Полное собрание сочинений. Аскетические опыты. Том 2. М. Изд-во «Паломник». 2014. С. 271. |
Филарет Московский, свт . Избранные творения. 2-е изд. М.: Изд. храма Святой мученицы Татианы, 2004. С. 320. Порфирий Кавсокаливит, прп. Цветослов советов/пер. с новогреч. иером. Агафангела (Легача). Св. Гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2008. С. 412. Там же. С. 431. Порфирий Кавсокаливит, прп. Поучения . URL: Порфирий Кавсокаливит, прп. Цветослов советов. С. 432. Тихон Задонский, свт . Об истинном христианстве. Кн. 1. С. 523. Там же. С. 523. Иоанн Кронштадтский, прав. Указ. соч. С. 507 Там же. С. 402. См. также: Тихон Задонский, свт . Об истинном христианстве. Кн. 1. С. 523. Порфирий Кавсокаливит, прп. Цветослов советов. С. 489. Тихон Задонский, свт . Указ. соч. Кн. 2. С. 164. См., например: Порфирий Кавсокаливит, прп. Поучения. URL: «Все мы дети одного Отца и на самом деле – одно целое». Там же. URL: Филарет Московский, свт . Слово в день венчания на царство. С. 131. Схожее понимание молитвы «Отче наш» можно увидеть у свт. Тихона Задонского: Тихон Задонский, свт . Об истинном христианстве. Кн. 1. С. 523. Там же. С. 131. Марк Подвижник, прп. Указ. соч., 6. С. 140. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея. В 2-х кн. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. Кн. 2. С. 215. Иосиф Исихаст, монах . Полное собрание творений/пер. с греч. и прим. архим. Симеона (Гагатика). М., Ахтырка: Изд. Ахтырского Свято-Троицкого монастыря, 2016. С. 127. Софроний (Сахаров), схиархим . Указ. соч. С. 119 Симеон Новый Богослов, прп. Слова, 35//Творения прп. Симеона Нового Богослова. Слова и гимны. В 3-х кн. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. Кн. 1. С. 554. См. также: Симеон Новый Богослов, прп. Божественные гимны, 58//Творения прп. Симеона Нового Богослова. Слова и гимны. В 3-х кн. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. Кн. 3. С. 709-721. См., например, Симеон Новый Богослов, прп. Божественные гимны, 34. С. 510-520. |
Аверкий (Таушев), архиеп . Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М., 2005. С. 213. Ианнуарий (Ивлиев), архим . Евангелие от Луки. Богословско-экзегетический комментарий. М., 2019. С. 279. Там же. С. 280. Иоанн Златоуст, свт . Толкование на Евангелие от Матфея//Священное Писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста. Т. IV, кн. 2. М., 2006. С. 35–37. Толкование на Евангелие от Матфея. С. 64; Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет. Т. Евангелие от Матфея 1–13. Тверь, 2007. С. 327–328. Ириней Лионский, сщмч . Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. СПб., 2008. С. 310. (3.22.4). Joannes Chrysostomus . Commentarium in saint Mattheum evangelistum//PG. 58. Col. 482. Рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея. С. 64. Там же. С. 65. Joannes Chrysostomus . Commentarius in Acta Apostolurum//PG. 60. Col. 156. Рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт . Беседы на Деяния апостольские//Священное Писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста. Т. VI. М., 2006. С. 259. Там же. С. 366. Joannes Chrysostomus . Commentarius in Acta Apostolurum… Col. 156. Рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Деяния апостольские. С. 259. Николай Сербский (Велимирович), свт . Творения: в 3 кн. М., 2010. Кн. 2: Беседы. С. 347–348. Там же. С. 342–362. Fortunatianus of Aquileia . Commentary on the Gospels. Berlin; Boston, 2017. Р. XV. Главное отличие использования богословия евангелиста Фортунатом Аквилейским составляет то, что он (как и другие святые отцы) не связывал богословие евангелиста с историей происхождения текста Евангелий. Ibid. P. 1. Irenaeus Lugdunensis . Adversus hereses. Libri quinque//PG. 7. Col. 878–879. Рус. пер.: Ириней Лионский, свщмч. Против ересей. С. 244–245 (3.10.6). Ibid. Col. 879. Рус. пер.: Там же. C. 245. Ibid. Col. 888. Рус. пер.: Там же. С. 250–251 (3.11.8). Святитель Амвросий Медиоланский связывал богословие евангелиста с образом агнца. Более подробно об этом см.: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет. Т. III: Евангелие от Луки. Тверь, 2021. С. 1–2. |
Поучение 10, 19. Апокрифическое «Евангелие Никодима» 18, 3. Дамаскин Студит, митр. Сокровищница. Иоанн Дамаскин , прп . Изложение веры 88:64. Евстратий, пресв . Житие Евтихия, патриарха Константинопольского. Григорий Богослов , свт . Послание 99, 1. Григорий Нисский, свт. Толкование на Екклезиаст 3, 26. Свт. Григорий Нисский. На день светов (Vol. 9. P. 237. TLG 2017/14). Андрей Кесарийский, свт. Толкование на Апокалипсис 2, 6, 2,28b-29. Герман Константинопольский, свт. Тайная история Вселенской Церкви 19. Analecta Hymnica Graeca , Canones Junii . (Varia) День 24, канон 16.2 песнь 3. Иосиф Флавий. Иудейские древности 18, 117. Прокл Константинопольский, свт . Гомилия на Богоявление 8, 57. Григорий Палама, свт. Гомилия 60, 2. Иоанн Лествичник, прп.Лествица 4, 709. Василий Великий. Пространные правила. PG 31, 1283-1285. Диадох Фотикийский , св . Сто глав о духовном совершенстве 12. Ср.: Дидим Слепец. О Троице (кн. 3) [Sp.] . PG 39, 885:46-47. Кирилл Александрийский, свт. Комментарии на Матфея (в катенах) Фрагмент 137. Фотий Великий, свт., патриарх Константинопольский. Амфилохии 309. Дидим Слепец. Фрагменты на Псалмы. Фрагмент 848. Кирилл Александрийский, свт. Сокровищница о единосущной Троице PG 75, 16 Кирилл Александрийский, свт. Сокровищница о единосущной Троице. PG 75, 16. Максим Исповедник , прп . Вопросы и затруднения 36. Дидим Слепец. О Троице (кн. 3) [Sp.] . PG 39, 885. Ср.: Иоанн Златоуст, свт. На Иоанна Богослова [Sp.] . PG 59, 611-612 Пс.-Кесарий. Вопросоответы 197. Макариевский корпус . Духовные гомилии 50 (собрание H) . 28. Иоанн Златоуст , свт . На святого апостола Павла (отрывок) P. 428. Фотий Великий, свт., патриарх Константинопольский. |
Увы, в наши дни как никогда стали многочисленны те, кто заглатывают тот же самый крючок, на который лукавый уловил Адама и Еву. Поэтому именно сегодня как никогда остро стоит перед людьми всё та же дилемма. Во главе угла всё те же вопросы. Кто (или что) является критерием добра и зла? Кто на основе этого критерия устанавливает, что – добро, а что – зло? Бог или люди? Каждый мыслящий человек должен для себя ответить, что он ставит в основу своей жизни: завет с Богом, своё субъективное понимание добра и зла или некий общественный договор. Каждый сам решает для себя, идти ли через примирение с Богом к единству с Ним, или же, упиваясь собственным своеволием, удаляться от Бога, рискуя навсегда остаться чужим для Него. «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» (Рим.14:22). Список источников и литературы Источники Блаженный Августин . О Троице .– URL: Григорий Богослов , свт. Слово 45, на святую Пасху//Творения иже во святых Отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. – СПб.: Изд. П. П. Сойкина, 1912. – С. 661–680. Григорий Палама, свт . Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания. – URL: Иоанн Златоуст, свт . Беседы на Книгу бытия. Беседа XVI, 5//Он же. Творения. В 12 т. – СПб., 1898. – Т. 4, Кн. 1 и 2. – С. 1–725. Иоанн Златоуст, Свт . Восемь слов на книгу Бытия//Там же. Т. 4, Кн. 2. – С. 726–775. Ириней Лионский, сщмч . Против ересей. – URL: 7. Святой Макарий Великий. Наставления святого Макария Великаго о христианской жизни, выбранные из его бесед//Добротолюбие. Т. 1. – URL: http://www.hesychasm.ru/library/dobro/index.htm Симеон Новый Богослов, преп . Сто глав практических и богословских//Преподобного Отца нашего Симеона Нового Богослова Главы богословские, умозрительные и практические. |
Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы//Добротолюбие: дополненное. В 5 т./пер. с греч. свт. Феофана Затворника. М.: Сибирская благозвонница, 2019. Т. 3. С. 275. Там же. С. 275-276. Этот труд есть характеристика человека подвизающегося! Ведь любовь к Богу подтверждается делами. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14, 21). Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. С. 275. См. также: Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, прпп . Подвижнические наставления. С. 495. Максим Исповедник, прп. Указ. соч. С. 275. Никольский А., свящ. Молитва и ее значение в жизни христианина. Смоленск, 1909. С. 190. Достойно внимания размышление прп. Иустина (Поповича) на этот счет: Иустин (Попович), прп. Толкование на 1-е соборное послание св. апостола Иоанна. М.: Изд. Московского Подворья СТСЛ, 1998. С. 161-162. Иоанн Лествичник, прп. Слово к пастырю, 12//Лествица, возводящая на небо. 8-е изд. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2013. С. 443. Пестов Н.Е., проф. Современная практика православного благочестия: в 2-х т. СПб.: Сатисъ, 2005. Том 1. С. 365. Феофан Затворник, свт . Толкование первого послания святого апостола Павла к святому Тимофею// Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла к Титу, к Тимофею. М.: Правило веры, 2005. С. 306. Икумений Триккский, прп. Пастырския послания апостола Павла к Тимофею и Титу. Киев: Изд. типографии С. В. Кульженко, 1888. С.11. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на первое послание к Тимофею. С. 320. Там же. С. 323. Там же. С. 323. Там же. С. 322. Филарет Московский, свт . Слово по освящении храма Святаго Духа на Московском Даниловском кладбище// Филарет Московский, свт . Творения. Слова и речи: в 5 т. Репринтное воспроизведение издания 1826-1836. М.: Изд. Новоспасского монастыря, 2005. Т. 2. С. 212. Опять же, мы видим, что грех к смерти понимается не просто как некий греховный поступок или страсть, но как состояние нераскаянности. Игнатий Брянчанинов, свт. Отечник. М.: Благовест, 2013. С. 445. |
Там же... С. 232. Иоанн экзарх Болгарский . Шестоднев, 6// Баранкова Г.С., Мильков В.В. Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского. СПб.: Алетейя, 2001. С. 819. Серафим (Роуз), иером. Православное понимание Книги Бытия/пер. с англ. М.: Паломник, 1998. С. 12. Там же, с. 17. Иоанн Златоуст, свт . О творении мира, 3. С. 757. Буфеев К. прот . 3:384. Буфеев К. прот . 3:385 Там же. Буфеев К. прот . 3:386. Буфеев К. прот . 3:386. Каледа Г., прот . Введение в православную апологетику, с. 616-617. Там же, с. 618. Буфеев К. прот. 3:386. Каледа Г., прот . Библия и наука о сотворении мира, с. 560. Каледа Г., прот . Библия и наука о сотворении мира, с. 561. Каледа Г., прот . Введение в православную апологетику, с. 616. Буфеев К. прот . 3:389. Буфеев К. прот . 3:390. Буфеев К. прот . 3:390. Буфеев К. прот . 3:391. Каледа Г., прот. История апологетики в первые века христианства//Священник Глеб Каледа – ученый и пастырь. М.: Изд-во Зачатьевского монастыря, 2012. С. 630. Григорий Нисский, свт. О Шестодневе//Творения святого Григория Нисского. М., 1861. Ч. 1. С. 25. Филарет Московский, свт . Толкование на Книгу Бытия. М.: Лепта, 2004. С. 38. (Ч. 1. Сотворение мира и история первого мира. День второй). Каледа Г., прот . Введение в православную апологетику, с. 608. Буфеев К. прот . 3:394-395. Буфеев К. прот . 3:394. Буфеев К. прот . 3:401. Каледа Г., прот . Библия и наука о сотворении мира, с. 569-570, прим.; с. 581. Буфеев К. прот . 3:400. Буфеев К. прот. 3:399-400. Каледа Г., прот . Библия и наука о сотворении мира, с. 569-570, прим. Буфеев К. прот . 3:402. Василий Великий, свт . Беседы на Шестоднев, 2//Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 1. СТСЛ., 1900. С. 36-37. Буфеев К. прот. 3:401-402. Буфеев К., прот . 1:76. Буфеев К. прот . 3:380. Буфеев К. прот . 3:546-574. Серебряков Н.С. Образ кожаных риз при описании результатов грехопадения в человеке и в мире//XIII Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: Материалы 2003 г. М.: ПСТБИ, 2003. С. 99. |
Интересно еще одно замечание архипастыря – о социально-благотворительной деятельности монастырей: «Обнять и оценить обширную благотворительность наших монастырей мало кто сумеет, ибо она творится без содействия статистики и светской прессы» с. 212]. Ведь действительно сказано Самим Господом Иисусом Христом в Нагорной проповеди: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( ). Участник Поместного Собора епископ Уральский и Николаевский Тихон (Оболенский, в дальнейшем митрополит, сделал на Соборном заседании следующее заявление о значении монастырей для жизни людей в послереволюционное время: « … монастыри – это больницы для людей больных душою, безусловно нужны и в настоящее время особенно трудно без них обойтись. Иначе где можно найти утешение духовное, куда идти со своим горем, которого так много теперь, кому исповедать свои печали и огорчения и обрести мир душевный. Конечно, в обителях» с. 229]. А вот, что писала Монахиня N в 2008 г.: «… именно в монашестве и только в нем сбылось христианство ; в монастырях складывалось аскетическое мировоззрение, развивалось богословие, торжествовал евангельский идеал. … Монашество – сердце христианства; если оно устанет биться, наступит вырождение, мрак и смерть» с. 394–395]. Естественно, что не всегда и не все было благополучно в монастырях и с среде монашествующих. Но особенностью РПЦ всегда являлось то, что Церковь сама вскрывала и открыто бичевала недостатки и нестроения в своей внутренней жизни. В частности, можно обратиться к критическим замечаниям целого ряда авторов, в том числе, прославленных РПЦ в различных ликах святости: православного духовного писателя и историка Церкви Муравьева А.Н. л. 4], свт Игнатия (Брянчанинова) с. 18], свт Филарета (Дроздова , с. 2], прп Пимена Угрешского (Мясникова) с. 102], свт Феофана Затворника Вышенского с. 59–60,66,88,232], иеромонаха Иоасафа [фамилия не приводится – прим. С.А.М.], участника Первого Всероссийского съезда монашествующих 1909 г. [цит. по 113, с. 149,151], миссионера архиепископа Никона (Рождественского , Вологодского и Тотемского (в последствии – на покое) [цит. по 113, с. 49,59], митрополита Антония (Храповицкого , Киевского и Галицкого (в последующем – первого председателя Архиерейского Синода РПЦЗ) с. 198–199,201], многочисленные недостатки монашествующих и миссии отмечал свщмч прот. Иоанн Восторгов и др. |
Vol. 1. Сенека. Нравственные письма М.: Наука, 1977. Симеон Новый Богослов, прп. Божественные гимны. Сергиев Посад: Тип. И.И. Иванова, 1917. Симеон Новый Богослов, прп. Главизны/пер. И.М. Носова. [Электронный ресурс.] URL: (дата обращения: 10.01.2020). Симеон Новый Богослов, прп. Слова/пер. свт. Феофана Затворника. М., 1892. Вып. 1. Симеон Новый Богослов, прп.; Никита Стифат, прп. Аскетические произведения в новых переводах/под ред. митр. Илариона (Алфеева). Клин: Христианская жизнь, 2001. Симеон Солунский, свт . Послание в поддержку благочестия, против Агарян сочинения об переводов и комментарии)/пер. с древнегр. Ю. Максимова. М.: ПСТГУ, 2012. С. 194–221. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.05.2019) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации . [Электронный ресурс.] URL: (дата обращения: 20.11.2019). Феофан Затворник, свт . Толкования посланий святого апостола Павла. Послание к римлянам. М.: Сретенский м-рь, 1996. Феофил Антиохийский, свт . Три книги к Автолику. М.: Унив. тип., 1865. [Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Сочинения древних христианских апологетов.] Литература Antonopoulos S . Manuel Chrysaphes and his Treatise: Reception History, a Work in Progress//Proceedings of Crossroads Conference 2011 – School of Music Studies, A.U.Th./I.M.S. P. 1–19. Liddell H., Scott R., Jones H. A Greek-English Lexicon. Oxford: Clarendon Press, 1996. Sturz F.W . Etymologicum Graecae linguae Gudianum et alia grammaticorum scripta e codicibus manuscriptis nunc primum edita. Leipzig: Weigel, 1818. Беневич Г.И. Иоанн Филопон//ПЭ. Т. 24. С. 628–647. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. СПб.: Тип. Бера и Германа, 1879. Дамаскин (Христенсен), иером. Святоотеческое учение о космосе до грехопадения//XVI Международные Рождественские образовательные чтения. |
Т. 3. Игнатий (Брянчанинов), свт . Слово о человеке. М., 1997. Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т. 3. Слово о смерти. М.: Правило веры, 1993. Иоанн Дамаскин, прп . Против Манихеев// Иоанн Дамаскин, прп. Творения. М.: Мартис, 1997. С. 30–74. Иоанн Дамаскин, прп . Точное изложение Православной веры.// Иоанн Дамаскин, прп . Полное собрание творений. Т. 1. СПб.: СПбДА, 1913. С. 157–345. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея// Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб.: СПбДА, 1901. Т. 7. Кн. 1–2. Иоанн Златоуст, свт. Толкования на послание к Римлянам// Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб.: СПбДА, 1903. Т. 9. Кн. 2. С. 488–852. Иоанн Златоуст, свт 6, на Святую Пасху [Sp.], 3:3.5// Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб.: СПбДА, 1902. Т. 8, Кн. 2. С. 923–971. Ириней Лионский, свмч . Против ересей// Ириней Лионский, свмч . Творения. СПб.: Изд. Тузова, 1900. Т. 5. С. 19–526. Макарий Великий, прп . Беседа 11//Добротолюбие. М.: СТСЛ, 1992. Т. 1. С. 161. Макарий Египетский, прп. Духовные слова и послания. Афон-Москва: Новая Фиваида, 2015. Максим Исповедник, прп . Главы о богословии и Домостроительстве воплощения Сына Божия// Максим Исповедник, прп . Творения. М.: Мартис, 1993. С. 257–260. Максим Исповедник, прп. Избранные творения. М.: Паломник, 2004. Максим Исповедник, прп . О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы)/пер. Яшунский Р. В. М: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. Максим Исповедник, прп. Вопросответы к Фалассию// Максим Исповедник, прп. Творения. М.: Мартис, 1994. Т. 2. Псевдо-Зонара . Лексикон// Tittmann J . A . . Iohannis Zonarae lexicon ex tribus codicibus manuscriptis. Leipzig: Crusius, 1808. |
|