Сама постановка вопроса «есть ли у духовности материальный носитель» возвращает нас к спору двух величайших святителей второй половины XIX века — епископов Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника . Высоко оцененное с аскетической точки зрения «Слово о смерти» свт. Игнатия вызвало возражение со стороны свт. Феофана по вопросу материальности душ и ангелов. Свт. Игнатий предполагал наличие тонкой, почти невесомой, прозрачной субстанции, называемой эфиром, из которой состоят духовные сущности. Любопытно, что во времена жизни святителей физика изучала гипотезу эфира как среды–носительницы электромагнитных волн. Гипотеза эфира была полностью опровергнута лишь в опытах Майкельсона-Морли, и окончательно похоронена постулатом постоянства скорости света во всех системах отсчета в теории относительности Эйнштейна. Свт. Феофан выдвинул и обосновал на примерах из св. отцов идею о том, что души и ангелы не являются материальными объектами, что они, подобно уму или мысли, не имеют ни веса, ни своей особой субстанции. Сегодня большинство богословов поддерживают позицию свт. Феофана Затворника , и это не случайно. Наличие материального носителя духовности разрушает строгую картину Творения, ибо требует включения в шестоднев некоторого особого этапа сотворения эфира, вещества, из которого «состоят» ангелы и души. Астрологи в Госплане Совершенно очевидно, что перед нами интеллектуальный продукт нынешнего постхристианского, постмодернистского времени.  Попытаемся определить истоки подобной псевдонаучной подделки. Все началось с перестройки, с конца 80х годов прошлого столетия, когда под видом запрещенных якобы ранее цензурой «секретных» направлений в науке полезли из всех щелей самый безумные идеи для псевдонаучных разработок. Астрология с ее гороскопами, еще недавно представлявшая подпольное чтиво. Уфология, в конце 70х ходившая в виде лекций профессора Ф. Зигеля, и первого «профессионального уфолога» В. Ажажи по студенческим аудиториям, и поражавшая умы «полетом» фантастических гипотез.

http://sueverie.net/film-voda-dokumental...

Я хлопнула родной калиткой и вступила в обычную круговерть: ужин, лекарства, стирка, собака… Что надо делать, чтобы в этих хлопотах, в этой усталости не забыть о своем обретении, не дать погаснуть свету в сердце? Переделав, наконец, всё и уложив маму спать, ухожу в свой красный угол. И чувствую, что молюсь уже иначе, не так, как вчера. Чуть-чуть, но – иначе. Наверное, моя молитва когда-то сможет стать песнью к Богу. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Игорь Ковалев 10 июля 2022, 01:34 Продолжение//.Марина.//Свт. Феофан Затворник: " Наконец то,–говорите,– поняла я,что есть радостотворный плач,или радостопечалие»,– и решаетесь развивать в сердце сильнейшее и сильнейшее сокрушение.–Се добре,и предобре!Бог благословит. Однако ж ведайте,что это радостопечалие подается,а не приобретается.Состояние это похоже на то,какое испытываем,увидавшись с родными после долгой разлуки:и радостно и жалостливо,–слезы текут. Радостопечалие бывает,когда Господь свидится с душой и душа с Господом. От св. причастия можно этого ожидать.И бывает.Увидьте из сего,что сокрушение надо развивать,но оно не есть радостопечалие,а пролагает к нему путь.Радостопечалие подает Господь душе... " Игорь Ковалев 10 июля 2022, 01:28 Марина.Не про тщеславную радость цитаты св. Отцов приводил,а как раз про молитвенную и после Таинств.Для нас безопасно радостопечалие,т.к.и отличить радость по Богу от обольщения не можем и в самомнение не впадём.У меня была такая радость на молитве,немного со смущением,хорошо почти сразу опомнился,т.к. как раз читал свт. Игнатия Брянчанинова. Св.Григорий Синаит:«Величайшее есть оружие – держать себя в молитве и плаче,чтобы от молитвенной радости не впасть в самомнение,но сохранить себя невредимым,избрав радостопечалие. " Марина 9 июля 2022, 10:58 Игорь, я боюсь, что мы с вами о разных вещах говорим. Быть христианином и не стремиться к радости о Христе - невозможно.Молиться без радости о Господе -все равно, что в тюрьму себя запирать, а мы призваны к свободе, как апостол писал. Но - одно дело радость о Боге, другое - радость от того, что ты, якобы, достиг высоких духовных степеней, и тебе что-то такое особенное уже даровано. Вот такая радость, действительно, опасна как прелесть. Но к тексту это не имеет отношения. В тексте речь - не о достижении высоких степеней, а об открытии радости, необходимой каждому христианину.

http://pravoslavie.ru/147030.html

Покаяние есть дщерь надежды и отвержение отчаяния (прп. Иоанн Лествичник , 57, 59). Источник. Покаяние есть крепкое утеснение чрева, уязвление души в глубоком чувстве (прп. Иоанн Лествичник , 57, 59). Источник. Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного (прп. Иоанн Лествичник , 57, 59). Источник. ...Удаление от зла есть начало покаяния (прп. Иоанн Лествичник , 57, 215). Источник. Добровольное терпение всего скорбного есть настоящий спасительный путь покаяния (прп. Иоанн Лествичник , 90, 537). Что значит покаяться? Значит: сознаться, раскаяться в грехах своих, оставить грехи свои... и уже более не возвращаться к ним. Таким образом многие грешники претворились в святых... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 99). Источник. Покаяние должно сопутствовать вере во Христа, предшествовать крещению во Христа; а после крещения оно исправляет нарушение обязанностей уверовавшего во Христа и крестившегося во Христа (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 101). Источник. ...Сущность покаяния заключается в смирении и сокрушении духа нашего, когда дух восплачет по причине смирения (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 204). Источник. Без покаяния невозможно ни признать Искупителя, ни пребывать в исповедании Искупителя. Покаяние есть сознание своего падения, соделавшего естество человеческое непотребным, оскверненным, и потому постоянно нуждающимся в Искупителе... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 508–509). Покаяние есть подвиг, есть жительство, преподанные и заповеданные Богом всему человечеству, без исключений (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 430). Источник. Существо покаяния – в пременении на лучшее (свт.Феофан, Затв. Вышенский, 81, 255). Источник. Сущность Таинства покаяния состоит в разрешении сказанного греха (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 241). Покаяние как добродетель ...Кающиеся, отжените от себя лукавства этого века, вас погубляющие. Облекитесь же во всякую добродетель, чтобы вы могли соблюсти... заповеди, и ничего не прибавлять ко грехам вашим. Ибо если снова не будете грешить, то загладите прежние грехи (св. Ерм , 94, 211).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Зеньковский В., прот. Апологетика. М.: Изд-во Дом «Грааль», 2001 Зорька: Детский иллюстрированный журнал воскресной и церковно-приходской школ храма Всех Святых, что в Красном Селе. 4/1998, 1/1999 Зубов А.Б. Победа над «последним врагом». Богословский вестник, МДА. 1. Вып. 2. Сергиев Посад, 1993 Иаков, мон. Толкование на книгу Иова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, б. г. Иванов Николай, прот. И сказал Бог... Библейская онтология и библейская антропология: Опыт истолкования Книги Бытия. Клин: фонд «Христианская жизнь», 1999 Игнатий (Брянчанинов) , свт. Творения. Т. 1–5. М.: Сретенский монастырь, 1996–1998 Игнатий Брянчанинов , свт. Отечник. М., 1996 Игнатий Брянчанинов , свт. Слово о человеке. СПб., 1995 Игнатий Брянчанинов , свт. Странник. М. – СПб., 1998 Иларион (Алфеев) , иг. Таинство веры: введение в православное догматическое богословие. М. Клин: Изд-во бр-ва свт. Тихона, 1996 Иннокентий, митр. Московский, свт. Указание пути в Царствие Небесное. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 Иннокентий, митр. Московский, свт. Избранные труды. М., 1997 Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры . М. – Ростов-на-Дону: братство святителя Алексия, 1992 Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. М., 1993 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Полн. собр. твор. в 12-ти тт. Т. 7. Кн. 1. М.: Изд-во «Святитель Иоанн Златоуст », 2000 Иоанн Кронштадтский , св. прав. Душа христианка: созерцания и чувства христианской души (из дневника за 1904 год). М. – СПб., 1997 Иоанн Кронштадтский , св. прав. Моя жизнь во Христе. Т. 1. СПб., 1893 Иоанн Кронштадтский , св. прав. Неизданный дневник. Воспоминания епископа Арсения об отце Иоанне Кронштадтском . – М., 1992 Иоанн Лествичник , преп. Лествица. СПб., 1996 Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский патерик. М.: Самшит, 1997 Иоанн (Маслов), схиархим. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993 Иоанн Мосх, блж. Луг духовный. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1915 Иовлева Лидия. Виктор Васнецов//Художники в Третьяковской галерее. М.: Трилистник, 1998

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Также источниковедческой базой для данной диссертации являются следующие апокрифы: арабское Евангелие детства Спасителя 14 , Евангелие детства (Евангелие от Фомы) 15 , Евангелие от евреев 16 , Евангелие от псевдо-Матфея 17 . Кроме того, для выстраивания основ христианской христологии послужили труды отцов Церкви: свт. Феофила Антиохийского 18 , свт. Иоанна Златоуста 19 , свт. Иринея Лионского 20 , свт. Василия Великого 21 , свт. Григория Богослова 22 , свт. Кирилла Иерусалимского 23 , свт. Афанасия Александрийского 24 , свт. Кирилла Александрийского 25 , блж. Иеронима Стридонского 26 , прп. Симеона Нового Богослова 27 , свт. Григория Паламы – «Письмо своей Церкви» 28 , «Гомилии» 29 и «Диспут с хионами» 30 , прп. Феофана Исповедника 31 , прп. Макария Великого 32 , прп. аввы Дорофея 33 , прп. Исаака Сирина 34 , прп. Иоанна Дамаскина – «Точное изложение Православной веры» 35 и «Источник знания» 36 , прп. Максима Грека 37 , прп. Никодима Святогорца 38 , свт. Игнатия Брянчанинова 39 , св. Иоанна Кронштадтского 40 , свт. Феофана Затворника 41 , свт. Луки Крымского 42 , свт. Николая Сербского 43 . Кроме того, в работе были использованы Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов IVIII веков на Книгу Откровения Иоанна Богослова 44 и на Первое послание к Коринфянам 45 святого апостола Павла. Также использовано толкование на Евангелие 46 и Апостол 47 блж. Феофилакта Болгарского . К святоотеческим источникам можно отнести Творения 48 , Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви 49 и Толкование на Книгу Бытия 50 святителя Филарета Московского . Основные положения, выносимые на защиту: 1 . Определенный потенциал для выстраивания диалога между исламом и православием содержится в изучении христологии этих двух мировых религий, в которой находятся не только отличительные черты, но и сходства, выявленные в данной диссертации. 2 . Критика и отрицание исламом учения о Пресвятой Троице, Божественности и распятии Иисуса Христа, а также непризнание подлинности Библии своими корнями уходят в ошибочно воспринятое и неправильно понятое Мухаммедом христианское учение. Причиной отрицания послужило влияние многих еретических учений и разного рода апокрифов, оказавших большое влияние, как на сознание самого исламского лидера, так и его последователей.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Конечно же, проповеди святителя имеют и экзегетическое значение. В числе прочего свт. Игнатий истолковал и молитву Господню («Отче наш»), а значение прошения «да святится имя Твое» раскрыл так: «В этом прошении заключается прошение о даровании искреннего покаяния. «Да святится имя Твое в моем душевном храме! Прошу этого, потому что не нахожу в себе этого. Нахожу противное: я — в горестном порабощении у греха и у падших духов, изобретших грех, заразивших меня грехом, поработивших себе и держащих в порабощении посредством греха. (…) Даруй мне, Отец мой Небесный, могущественное покаяние, которое очистило бы внутренний храм мой от всех нечистот и зловония, соделало бы меня способным принять данное Тобою усыновление, соделало бы меня ещё во время моего земного странствования жителем неба». Эпистолярное наследие свт. Игнатия включает около 1100 писем. Они обращены к архиереям, настоятелям монастырей, мирским особам (в т. ч. знатным), духовным чадам. Среди адресатов посланий свт. Игнатиясвт. Филарет Московский и свт. Феофан Затворник (с последним у свт. Игнатия был известный спор на тему относительной «телесности» ангелов). Интересно, что «из общего количества писем св. Игнатия только в 42 встречается оценка текущих событий или исторических фактов. И это объясняется не монашествующей отстраненностью их автора от мира, отсутствием интереса к внешним обстоятельствам жизни, (…) а тем, что у него уже сформирован ясный взгляд на судьбу страны, он отчётливо видит направление её движения» . Отметим, что при всей строгости и назидательной тональности святителя он обращается исключительно искренне, кротко, деликатно, с высочайшей любовью и уважением к любому человеку, независимо от его социальной принадлежности . Свт. Игнатий и проблемы церковной жизни Как многообразна жизнь человека, в т. ч. церковная, так многочисленны связанные с нею проблемы и вопросы. Сложно и едва ли возможно в полной мере охватить как их, так и наследие свт. Игнятия. Но будет небесполезным проанализировать, по крайней мере, некоторые наиболее острые проблемы современной жизни в свете мыслей русского святого. Так, можно указать следующие: Обмирщение (секуляризация), т. е. «приспособление Церкви к миру, разрушение границы между священным и профанным, тáинственным

http://ruskline.ru/opp/2020/05/19/pravos...

В 1859 году при КазДА выходят творения уже упоминавшегося нами преп. Максима Грека . Вначале на славянском языке – без перевода, затем некоторые из них издаются в 1860 году в «Православном собеседнике» (журнале при той же Академии), а с 1864 по 1897 год там же, в Казани, выходят три тома Творений преп. Максима Грека 297 1 на русском языке. В разных изданиях в 60-х годах XIX века публикуются творения, в том числе полемического антиеретического характера, таких отцов Русской Церкви XIV-XV веков, как сет. Фотий, митрополит Киевский, преп. Зиновий Отенский , свт. Киприан, митрополит Московский Во второй половине XIX века начинают издаваться сочинения сщмч. Гермогена, патриарха Московского (1530–1612), в основном агиографического характера, в том числе повествования о свт. Гурии, архиепископе Казанском, о явлении Казанской иконы Божией Матери. Более поздний автор XVIII века, аскетический писатель преп. Паисий Величковский (1722–17194), возродитель русского исихазма, переводил на славянский язык с греческого творения святых отцов. Он стал издаваться только в XIX веке, с 1847 года (Житие и писания. Оптина пустынь, 1847). В конце XIX – начале XX века вышли его собственные творения: «Об умной или внутренней молитве» (М., 1892; до революции было четыре издания); «Крины сельные» (два издания: Одесса, 1905; 1910). Однако главный массив издаваемых русских святоотеческих творений XIX века приходится на авторов, живших в ту эпоху, таких как свт. Филарет Московский , свт. Игнатий Брянчанинов , свт. Феофан, Затворник Вышенский , св. прав. Иоанн Кронштадтский . Свт. Филарет Московский (1782–1867) – фигура весьма значимая для русского патристического книгоиздания (именно в церковное правление свт. Филарета и происходит его взлет). Свои первые труды свт. Филарет опубликовал в печати в 1814 году, будучи архимандритом и ректором СПбДА, среди них – молебный чин по поводу «избавления Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ними дванадесяти язык», а также «Обозрение богословских наук». Увидели свет два самых полных и не повторенных ни до революции, ни после нее издания трудов митрополита Филарета: «Собрание мнений и отзывов Филарета, митр. Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам» в пяти томах (пятый том в двух частях) вышли с 1885 по 1888 год в Санкт-Петербурге (СПб., Синодальная типография) 298 с двумя частями указателей; «Сочинения Филарета митр. Московского и Коломенского: Слова и речи» в пяти томах вышли в Москве в типографии Мамонтова (М., 1873–1885).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Всю свою богословскую «мощь» он обрушивает на термин «пресуществление». 2. Термин «пресуществление» . Первый вопрос к автору, в связи с термином «пресуществление» (лат. – transsubstantiatio), почему он не включил этот термин в построенный им общий ряд святоотеческой терминологии? Неужели А. Зайцев не считает святыми свт. Геннадия Константинопольского, свт. Филарета Московского, свт. Игнатия (Брянчанинова), свт. Феофана Затворника, преподобных оптинских старцев, св. Иоанна Кронштадтского, свт. Николая (Велемировича), пр. Иустина (Поповича) и многих других святых Православной Церкви, которые сознательно употребляли этот термин и не считали его духовно вредным или еретическим? Более того, едва ли кто заподозрит их в богословской необразованности и непонимании специфики католического богословия. Тогда чем руководствовался автор, проигнорировав их святоотеческую богословскую позицию? Универсальный богословский ярлык «католическое влияние» к вышеперечисленным авторам никак не подходит. (Свт. Игнатий (Брянчанинов), например, проявлял в вопросах католического заимствования предельную строгость, но употреблял термин «пресуществление» без каких-либо оговорок: «По призвании архиереем или священником Святого Духа и по освящении образов, эти образы Тела и Крови Христовых пресуществляются в Тело и Кровь Христовы» ). Более того, их духовный опыт столь значим, в силу их исторической близости для нас, что едва ли они заслуживают молчаливого игнорирования. Уверен, что А. Зайцев не считает себя понимающим в тайне Евхаристии что-то больше и глубже, чем они, но почему он обошел их молчанием – это вопрос, на который хотелось бы получить ответ. Автор делает объемный экскурс в историю римо-католичества и показывает, что этот термин встречается в тех или иных западных текстах. Но разве это кто-то оспаривает? Да, встречается, но что из этого? По всей видимости, А. Зайцев надеется, что этот обзор произведет впечатление на читателей и приведет к убеждению, что термин «пресуществление» несовместим с православным вероучением в силу его активного употребления на Западе.

http://pravoslavie.ru/put/1876.htm

архиеп. Тобольский и Сибирский Варлаам (Петров-Лавровский) дал подвижникам разрешение проживать на территории Тобольской епархии. Весной 1801 г. старцы побывали в Ишимском, Каинском, Томском, Енисейском, Красноярском округах. Наконец зимой 1801/02 г. прибыли в Кузнецкий окр. Удалившись на 40 верст от последней деревни, ископали в лесу землянку, в к-рой перезимовали в тяжелейших условиях. Решив найти др. место для постоянного пустынного жительства, поселились близ р. Томь в местности Три Курьи. Ближайшим селением в 20 верстах была дер. Сидоровка на пути к Кузнецку (ныне Новокузнецк), до к-рого было ок. 50 верст. В др. направлениях в радиусе 200 верст никакого жилья не было. Здесь они и прожили 20 лет в 2 небольших деревянных кельях, находившихся на расстоянии ок. 100 саж. одна от другой. Отшельники пребывали в совершенном безмолвии, лишь субботу, воскресенье и большие праздники проводили вместе, читали творения св. отцов, беседовали. Завели небольшой огород, ловили рыбу в озерах. Во время Успенского поста по р. Томь добирались до Кузнецка, чтобы причаститься Св. Таин. В пасхальные дни отшельников посещал некий крестьянин Тимофей. Прп. Зосима (Верховский). Рисунок. Кон. 20-х - 30-е гг. XIX в. (архив Зосимовой пуст.) Прп. Зосима (Верховский). Рисунок. Кон. 20-х - 30-е гг. XIX в. (архив Зосимовой пуст.) Согласно Житию, первоначально З. подвергался бесовским страхованиям, боролся с помыслом оставить отшельничество, но спустя 3 года, по собственному признанию, перестал чувствовать страх и смотрел на бесов как на «надоедающих мух». Некоторое время со старцами жил 20-летний подвижник св. прав. Петр (Мичурин) . Став свидетелем «высочайшего к Господу горения» юноши, З. составил его жизнеописание. Одновременно З. в особой рукописи продолжал фиксировать молитвенный опыт старца Василиска. Свт. Игнатий (Брянчанинов) , прочитав впосл. это сочинение, отозвался так: «Житие Василиска есть евангельское, мудрование его евангельское, очищенное и просвещенное» ( Игнатий (Брянчанинов) , свт.

http://pravenc.ru/text/Зосима ...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Прот. Валериан Кречетов. Ещё раз о пользе поста. Избранные беседы и проповеди/ред.-сост.: С. Скворцова». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-822-3424.     11 .       Заявитель: С. Скворцова. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Прот. Валериан Кречетов. Счастье жить в истине. Сборник бесед и проповеди/ред.-сост.: С. Скворцова» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Прот. Валериан Кречетов. Счастье жить в истине. Сборник бесед и проповеди/ред.-сост.: С. Скворцова». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-822-3425.     12 .       Заявитель: издательство «Родное слово». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Добрострой души (по св. прав. Иоанну Кронштадскому)» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Добрострой души (по св. прав. Иоанну Кронштадскому)». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-822-3426.     13 .       Заявитель: ООО «ИПП " КУНА " ». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Свт. Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Свт. Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-822-3427.     14 .       Заявитель: ФАУ " ИЦ ОКСИОН " .

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010