Общественное, государственное служение составляет существо подвига многих прославленных новгородских владык, которые занимают среди русских святителей особое место. Вплоть до потери Новгородской республикой самостоятельности они являлись ее фактическими правителями и прославились строительством храмов, каменных палат, деятельностью скрипториев, щедрой милостыней, даваемой не только в русские храмы, но и в царьградские (константинопольские), афонские и иерусалимские. Политическая деятельность в сильной степени окрашивает и церковное служение митрополитов Московских: Петра, Алексия и Ионы. Однако в отличие от новгородских владык, отстаивавших местные интересы Новгородской республики, митрополиты Московские проводили политику, имевшую общенациональное значение. Самый цельный образ епископа-правителя создан в житии митрополита Алексия, трудившегося в качестве регента в дни малолетства князя Дмитрия Донского над созданием московского государства. Деспотический режим правления первого русского царя Ивана Грозного потребовал от святителей этой эпохи подвига в исповедничестве правды перед тираном. Отстаивание истины благочестия, требование прекратить проливать кровь христианскую стоило жизни митрополиту Филиппу (Колычеву). С усилением царской власти роль митрополитов в политической жизни Руси постепенно падает. Государи не только отстранили их от большой политики, но все чаще по праву сильного стали навязывать им свою волю в делах церковных. Отныне епископское служение в основном ограничивается миссионерской деятельностью. Особым временем, потребовавшим от епископов подвигов исповедничества, стали 1920–1930-е годы. Новое советское правительство, пришедшее к власти в результате Октябрьской революции 1917, фактически предприняло попытку путем физического устранения верующих уничтожить Русскую православную церковь. С этой точки зрения особую «опасность» для власти представляли церковные иерархи. Огромное число священников, митрополитов, епископов, иноков было оторвано от паствы, сослано и расстреляно.

http://pravicon.com/info-3292

По данным духовенства Воронежской Епархии за 1900 г., в штате церкви числился священник Николай Алексеевич Марковский. Дворов в селе насчитывалось 184, в них проживало 1175 чел. Храм был закрыт в 1964 г. Церковь представляет собой один из наиболее интересных памятников культового зодчества второй половины XVIII в. на территории Липецкой области. В архитектуре храма соединены стилевые формы барокко и раннего классицизма. Согласно постановления главы администрации Липецкой области от 27 февраля 1992 г. 106 церковь Рождества Христова в селе Манино является памятником архитектуры и объектом исторического и культурного наследия областного значения (объект 4800000387). В 2014 г. приход открыт, началось восстановление храма и сейчас в нём идут службы. http://rustemple.narod.ru/lp_manino.html 16 октября 2016 года, в день памяти свтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев, Высокопреосвященнейший митрополит Липецкий и Задонский Никон совершил освящение Христо-Рождественского храма села Манино Хлевенского района. Рождественская церковь в Манино была построена в 1784 году на средства прихожан села. Храм представляет собой один из уникальных памятников церковного зодчества второй половины XVIII века на территории Липецкой области. В его архитектуре соединены стилевые формы барокко и раннего классицизма. В 1964 году приход был закрыт. В 2014 году в Манино был открыт приход, и началось невероятно быстрое возрождение святыни. Усердием отца настоятеля и прихожан за два года храм полностью восстановлен из руин. За любовь к дому Божиему Высокопреовященнейший Никон вручил настоятелю храма иерею Владиславу Медяному священническую награду – камилавку. В этот день архипастырского внимания удостоились также благотворители и меценаты храма. Архиерейскими грамотами были награждены: Курышева Наталья Григорьевна; Гладышева Раиса Антоновна; Бухонов Юрий Николаевич; Пивоваров Валерий Васильевич; Абатурин Виталий Михайлович;Половченко Сергей Владимирович; Меринов Антоний Александрович.

http://sobory.ru/article/?object=09545

5 июня 1756 г. заказчиком, протоиереем Федором Кочневым, по благословению Тобольского Митрополита Павла, в Березовском заводе заложен был деревянный храм во имя св. Пророка Илии, с приделом во имя трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Придел 7 янв. 1767 г. освящен тем же протоиереем Кочневым. Когда и кем освящен Ильинский храм – сведений не сохранилось. 23 дек. 1803 г. деревянная церковь сгорела до основания. Вместо сгоревшей церкви, жители пожелали устроить каменный и довольно обширный храм; но, за неимением средств, решили построить на кладбище небольшую деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, каковая 15 авг. 1804 заложена была членом Екатеринб. духовного Правления, Павлом Золотавиным, и в этом же году освящена, по благословению Пермского епископа, протоиереем Феодором Карпинским. Через 60 лет эта деревянная церковь пришла в такую ветхость, что отправлять богослужение в ней было опасно. На том же кладбище 20 июля 1868 г. епископом Екатеринбургским Вассианом заложена была каменная церковь в честь Успения Божией Матери и освящена 18 авг. 1874 года тем же епископом. Церковь эта в настоящее время считается приписной. Главный каменный двухпрестольный храм воздвигнут на том самом месте, где сгорела первая деревянная церковь. По благословению Пермского епископа Иустина, заложение храма в июне 1810 г. было совершено Пермским Протоиереем Иоанном Миновановым. Придельный храм во имя трех святителей освящен благочинным, священником Иоанном Поповым 30 янв. 1812 года, а 28 авг. 1813 года " отцемъ Ioahhoмъ " , священником Екатерининского собора освящен и главный Пророко-Ильинский храм. В Березовском заводе существуют три школы: церковно-приходская и две школы грамоты: мужская и женская. Причт состоит из 3 свящ., 1 диакона и 4 псалощмиков. Источник: " Приходы и церкви Екатеринбургской епархии " . Екатеринбург, 1902. В июне 1810 г. заложена Пророко-Илиинская церковь, каменная, 2-престольная. Построена на средства казны. Придел во имя свтт. Петра, Алексия и Ионы, митр. Московских освщ. 30 января 1812 г. Главный храм во имя прор. Илии освщ. 28 августа 1813 г. Закрыта в 1930 г. В здании размещался ДК рудника.

http://sobory.ru/article/?object=52518

Бородатово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Покровская с. Бородатово зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1819 г. на средства прихожан. Ограда деревянная с кам. столбами. Кладбище при церкви. Престолов 3: а) в честь Покрова Божией Матери, б) святителя Николая Чудотворца и в) свтт. Петра, Алексия и Ионы Московских. Расстояние от Костромы 58 в. Ближайшие церкви: Воскресенская с. Залужья в 4 в., Богословская с. Барана в 7 в. и Афанасие-Кирилловская с. Замошья в 8 в. В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд в Андомский стан. В 1628 г. упоминается церковь " Никола чуд. в селе Бородатом в вотчине Ивана Ерлыкова " . В августе 1615 г. " Микитино поместье Шадрина село Бородатое, а в нем Божие милосердие храм Николы чуд. стал после писцов, да в селе двор помещика, двор людцкой, двор пономаря " . В 1629 г. " за Иваном Ивановым Ярлыковым в вотчине по государеве жаловальной вотчинной грамоте за приписью дьяка Герасима Мартемьянова 1619 г., что ему дано за осадное Московское сидение Королевичева, ... село Бородатое, а в селе церковь Николы чудотворца, да другая церковь Покрова Пречистыя Богородицы деревяна клецки, да в приделе престол Петра митрополита на вотчинникове земле, а в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церк. строенье вотчинниково и приходных людей, да церковнаго причету поп Устин Симонов, дьячек Степка Кондратьев, просвирня Дарьица, пономарь Карпик, да в селе двор вотчинников, 2 двора людских " . В декабре 1714 г. " дана перехожая память села Бородатова попу Ивану Васильеву в Галицк. уезд в село Реброво на место попа Сергия, а по его попове Иванове месте иному попу не быть " . В марте 1739 г. " села Бородатова церкви Покрова Пр. Богородицы дьячек Григорий Алексеев в поданном в Синод. Казен. приказ прошении писал: " бьют челом Андомскаго стану церкви Покрова Пр. Богородицы села Бородатова действительныя поп Иван Степанов, дьячек Григорий Алексеев и все той церкви приходские люди, в вышеозначенном селе ... имеется церковь Покрова Пр. Богородицы и при той церкви придел Трех Святителей Петра, Алексея и Ионы Московских чуд., другая церковь Николая чуд. деревянные церкви, и из тех вышеозначенных церквей Покрова Пр. Богородицы и при ней придел весьма ветхи и сгнили, и от того в них священнодействия не бывает, что и имевшиеся на престолах антиминсы весьма ж обветшали, и ныне мы по обещанию своему желаем вместо той ветхой церкви Покрова Пр. Богородицы с приделом Трех Святителей Петра, Алексея и Ионы Московских чуд. новую церковь построить и, построя, освятить... " .

http://sobory.ru/article/?object=56280

5. Среда. Свтт. Московских Петра, Феогноста, Алексия, Киприана, Фотия, Ионы, Геронтия, Иоасафа, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария . Мц. Харитины. Прпп. Дамиана пресвитера, целебника, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерских, в Ближних пещерах. Приводим порядок совершения полиелейной службы святителей. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры святителей, глас 4-й и глас 6-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителей, глас 6-й: «Человецы Божии...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителей – 3. На стиховне стихиры святителей, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителей, глас 3-й: «Святителие всечестнии...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Без семене от Божественнаго Духа...». По Трисвятом – тропарь святителей, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителей, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны святителей (по дважды). Полиелей. Величание святителей и избранный псалом. Седален святителей по полиелее, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителей, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – святителей. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителей...». Стихира святителей, глас 6-й: «Божественная благодать...». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителей на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – седален святителей, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос святителей, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителей (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

http://patriarchia.ru/bu/2023-10-18/

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Пятница, 18 октября 2024 г. (5 октября ст.ст.) Седмица 17-я по Пятидесятнице Глас 7, Пост. Пища с растительным маслом мц. Харитины Амисийской (Понтийской) (304) . свтт. Петра, Феогноста, Алексия, Киприана, Фотия, Ионы, Геронтия, Иоасафа, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея Руси чудотворцев . прпп. Дамиана, пресвитера, целебника (1071) Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085), прозорливых, Печерских, в Ближних пещерах . прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся, игумении (1281) . сщмч. Дионисия Александрийского, епископа (264-265) . мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344) . прп. Григория Хандзтийского, архимандрита (861) (Груз.) . исп. Гавриила (Игошкина), архимандрита Мелекесского (1959) . Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Еф.4:17-25 Ев.- Лк.7:31-35 свтт.: Лит.: Ап.- Евр.7:26-8:2 Ев.- Лк.6:17-23 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. мученице Харитине Амисийской Тропарь мученице Харитине Амисийской, глас 4 Агница Твоя, Иисусе, Харитина/зовет велиим гласом:/Тебе, Женише мой, люблю/и, Тебе ищущи, страдальчествую,/и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию, пожершуюся Тебе./Тоя молитвами,//яко Милостив, спаси души наша. Кондак мученице Харитине Амисийской, глас 2 Крепким разумом, Харитино,/душу утверждши верою,/борителя врага яве посрамила еси,/у Христа предста, всеблаженная,/червленицу от кровей твоих носящи,/и присно со Ангелы радуешися,//моли за ны, страстотерпице. святителям Московским

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-10-...

В Великий четверг Предстоятель Русской Церкви совершил вечерню и Литургию св. Василия Великого в Храме Христа Спасителя и удостоил ряд клириков московских храмов Патриарших наград 20 апреля 2006 г. 13:58 20 апреля, в четверг Страстной Седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил вечерню и Литургию св. Василия Великого в Храме Христа Спасителя. Его Святейшеству сослужил архиепископ Истринский Арсений, викарий Московской епархии . За Малым входом Святейший Патриарх Алексий удостоил Патриарших наград ряд клириков храмов г. Москвы. За усердное служение Церкви Божией, пастырское душепопечительство, труды по восстановлению порушенных храмов, к празднику Святой Пасхи права ношения наперсного креста удостоены: Священник Виктор Алипичев, клирик храма св. Параскевы Пятницы в Бутово. Священник Димитрий Бабьев, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино. Священник Сергий Белов, клирик храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках. Священник Андрей Близнюк, клирик храма свт. Николая в Кузнецах. Священник Кирилл Быков, клирик храма свтт. Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа при б. Епархиальном училище и клирик храма Всех Святых б. Ново-Алексеевского монастыря . Священник Иоанн Власов, клирик храма свв. бесср. Косьмы и Дамиана в Шубине. Священник Евгений Зуев, клирик храма Рождества Христова в Измайлове. Священник Евгений Каньшин, клирик храма Всех Святых б. Ново-Алексеевского монастыря . Священник Николай Киселев, Настоятель храма Знамения иконы Божией Матери в Захарьино. Священник Константин Кобелев, клирик храма свт. Николая в Бирюлево. Священник Николай Козулин, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском. Священник Николай Крюков, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах, представительства Болгарской Церкви. Священник Александр Лаврухин, клирик храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще. Священник Георгий Ланкин, настоятель храма свв. равноапп. Кирилла и Мефодия в Ростокино, клирик храма мчч. Адриана и Наталии в Бабушкине. Священник Владимир Мишкорез, клирик храма Троицы Живоначальной в Останкино. Священник Андрей Спиридонов, клирик храма свт. Митрофана Воронежского на Хуторском. Священник Константин Стриевский, клирик храма свт. Николая в Кузнецах. Священник Алексий Тимаков, клирик храма прпп. Зосимы и Савватия в Гольянове. Священник Андрей Чернеев, клирик храма пророка Божия Илии в Обыденном переулке. Иеромонах Авраамий (Шарафутдинов), почетный настоятель храма вмч. Георгия Победоносца в Коптево. По окончании Божественной литургии состоялась беседа Предстоятеля Русской Православной Церкви с награжденными священниками. Пресс-служба Московской Патриархии/ Седмица.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/106595.htm...

СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ УКАЗАТЕЛИ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ЧТЕНИЙ (ПАРИМИЙ) Сокращения пн. – понедельник вт. – вторник ср. – среда чт. – четверг пт. – пятница сб. – суббота вс. – воскресенье янв. – январь фев. – февраль апр. – апрель авг. – август сент. – сентябрь окт. – октябрь нояб. – ноябрь дек. – декабрь † – обозначает день преставления святого (указано только для святых, которые имеют несколько дней памяти в году) КАЛЕНДАРНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЧТЕНИЙ 640 Сентябрь 1 Прп. Симеона Столпника и Новый церковный год I – Ис. 61 , 1–9 II – Лев. 26 , 3–12, 14–17, 19–20, 22, 33, 40–41 III – Прем. 4 , 7–15 5 Св. пророка Захарии и св. прав. Елисаветы I – Быт. 18 , 1–14 II – Суд. 13 , 2–20 III – 1 Цар. 1 , 9–20 7 Свт. Иоанна Новгородского – паримии святителя 8 Рождество Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 9 Прп. Иосифа Волоцкого – паримии преподобного Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия Черниговского – паримии святителей 11 Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев – паримии преподобных 13 Обновление храма Воскресения Христова I – 3 Цар. 8 , 22–23, 27–30 II – Прит. 3 , 19–34 III – Прит. 9 , 1–11 14 Воздвижение Креста Господня I – Исх. 15, 22–27; 16, 1 II – Прит. 3 , 11–18 III – Ис. 60 , 11–16 19 † Св. блгв. кн. Феодора и чад его – паримии преподобного 20 Свв. мчч. кн. Михаила и болярина его Феодора, Черниговских – паримии мученика 21 Свт. Димитрия, митр. Ростовского – паримии святителя 25 † Прп. Сергия Радонежского I – Прит. 10, 7, 6; 3, 13–16; 8, 6, 34–35,4, 12, 14, 17, 5–9; 1, 23; 15, 4 II – Прит. 10, 31–32; 11 , 1–2, 4, 3, 5–12 III – Прем. 3 , 1–9. 27 Прп. Савватия Соловецкого – паримии преподобного 28 Прп. Харитона исповедника – паримии преподобного 30 Прп. Григория, чудотворца Вологодского – паримии преподобного Октябрь 1 Покров Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы Прп. Саввы Вишерского – паримии преподобного 4 Обретение мощей свтт. Гурия, первого архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского – паримии святителя 5 Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских – паримии святителя

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Святителя Гурий и епископ Варсоний почитаются как первоначальники Православия в Казани, с 1984 г. в день обретения их мощей был установлено празднование Собора святых Казанских.   Православные праздники 18 октября — Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. 8 таких разных московских святых Собор московских святых: Знает ли Москва своих святых? Московская Русь: рожденная святыми СВЯТИТЕЛЬ ПЕТР Посох святителя Петра, митрополита Московского. Инфографика Крестный ход со святителем Петром СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ Введенский владычный монастырь: обитель святителя Алексия Чудов монастырь, истоки СВЯТИТЕЛЬ ИОНА Значение имени Иона ПАТРИАРХ ГЕРМОГЕН Патриарх Гермоген Патриарх Гермоген, Василий Шуйский и русская культура Литературный портрет патриарха Гермогена Люди Смутного времени: коллективный портрет на фоне катастрофы Русская смута МИТРОПОЛИТ ФИЛИПП Митрополит Филипп: Рубрика Имя Филипп: апостол, святитель и герой Льва Толстого СВЯТИТЕЛЬ ИОВ Святитель Иов, патриарх Московский МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ Святитель Филарет Московский до сих пор является примером образованности, считает патриарх Кирилл ПАТРИАРХ ТИХОН Немощь Патриарха 5 ВОПРОСОВ О РЕВОЛЮЦИИ И ПАТРИАРХЕ Патриарх Тихон — главный враг советской власти? Струсила ли Церковь в 1917 году? 1917: Почему Синод не вступился за царя? Жизнь Святителя Тихона: история в картинках О РОЛИ ПАТРИАРХА История Патриаршества: В картинках Сергей Милов. Собор московских святых 9 октября Русская Церковь празднует прославление в лике святых патриарха Московского и всея Руси Тихона. СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ Святителю Иннокентию (Вениаминову) открыли памятник в Магадане   Празднование установлено в 1596 г. патриархом Иовом в честь Всероссийских святителей Петра (1326 г.), Алексия (1378 г.) и Ионы (1461 г.). Впоследствии в Собор были включены свт. Макарий (1536 г.), свт. Филипп (1569 г.), свт. Иов (1607 г.), сщмч. Ермоген (1612 г.), свт. Филарет (1867 г.), свт. Иннокентий (1879 г.), свт. Тихон (1925 г.), свт. Макарий (1926 г.) и сщмч. Петр (1937 г.)

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Отражением учительной стороны святительского служения русских епископов являются памятники древнерусской литературы – «слова» и проповеди святых епископов: Кирилла Туровского и Луки (Жидяты) Новгородского. Но ярче всего учительное призвание древнерусского епископа выражалось в христианской проповеди язычникам. К благовестникам принадлежат многие основатели русских кафедр: Новгорода, Ростова, Перми, Казани. Новгородцы чтут своего крестителя в корсунянине (греке) Иоакиме , сокрушителе Перуна и строителе первых деревянных храмов. Ростовцы в поздних житиях повествуют о борьбе с язычеством своих древних, хотя и не самых первых, епископов: свт. Леонтия и свт. Исаи и (конец XI в.). Святитель Стефан Пермский (†1396) был просветителем зырян. Вологодская церковь , преемница Пермской, чтит первых трех его преемников, как и он, просветителей края: Герасима, Питирима и Иону , погребенных в селе Усть-Выми, в бывшей своей кафедральной церкви. После завоевания Казани в ней была учреждена в 1555 г. новая епархия, кафедру которой получил свт. Гурий . В помощь ему был придан целый штат монахов – миссионеров, среди которых выделялись будущие святители: Герман Казанский и Варсонофий Тверской. В новейшее время среди русских святых иерархов миссионерское служение несли свтт. Иннокентий Иркутский, Иоанн и Павел Тобольские, Иннокентий Вениаминов , Николай Японский . XVIII–XIX века оставили Церкви и замечательные образцы письменного и устного учительного служения святителей. Достаточно вспомнить таких крупнейших церковных писателей – архиереев, как свт. Тихон Задонский , свт. Филарет Московский , свт. Игнатий Брянчанинов , свт. Феофан Затворник . Яркие примеры общественно-политического служения и исповедничества святителей, отмеченные Пахомием Логофетом в подвигах новгородских владык, видим в житиях Московских святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена и Тихона, а также свт. Германа Казанского . Почитание митрополита Петра , первого из русских митрополитов, установилось непосредственно по его кончине (21 дек. 1326 г.). Уже при погребении его начали совершаться чудеса. О пастырском служении Петра, к сожалению, мы знаем немного. Это немногое говорит о его учительности, о его путешествиях и попечении о пастве, «ослабевшей из-за поганых иноверцев» (татар). Его национальное значение связано с предпочтением Москвы – еще не в качестве митрополии, а лишь места своего погребения. Молодая Москва тогда «честна лишь кротостию», а не славой, хотя ее князю Ивану Даниловичу удалось перетянуть из Твери великое княжение. Святитель Петр начал строение Успенского собора, завещав князю его окончание. Связанное с этим строительством предсказание о будущем величии Москвы читаем лишь в позднейшем житии, составленном митр. Киприаном (ок. 1400), но мысль его совершенно в духе святителя Петра, в котором потомки недаром видят основоположника Московской державы. После прп. Сергия, митр. Петр, быть может, был самым чтимым из московских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010