РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Августа 7 (20) Священномученик Алексий Воробьев Священномученик Алексий родился 6 февраля 1888 года в деревне Антонково Уржумского уезда Вятской губернии в семье крестьянина Константина Воробьева. В 1900 году у него умерла мать, и Алексей и его младшая сестра Ольга, которой было два года, были взяты на воспитание в семью старшего брата Василия. В Антонкове Алексей окончил земскую школу. Испросив разрешение отца, он перебрался в Казань и устроился на работу в магазин. В 1905 году Алексей уехал в город Свияжск, где его тетка монахиня Васса устроила племянника в Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в Казани. В монастыре Алексей нес послушание канонарха и прислуживал в монастырской гостинице В Иоанно-Предтеченский монастырь из Седмиезерной пустыни под Казанью приезжал великий подвижник и молитвенник схиархимандрит Гавриил (Зырянов) и нередко беседовал с молодыми иноками. Послушник Алексей вначале по робости избегал встреч со старцем. «Возьму благословение, – рассказывал он, – да и в лес!» Потом вдруг спохватился: «Что ж я ухожу и не слушаю его поучений?!» Преподобный Гавриил обратил внимание на благочестивого юношу, приблизил его к себе и взял под свое духовное попечение. Другим воспитанником старца был инок Илия, друг и сверстник Алексея. Отец Гавриил сказал о них: «Илюшу-то не возьмут в армию, а тебя, Алеша, возьмут». В 1911 году Алексея призвали на военную службу, и до 1914 года он состоял рядовым 9 пехотного имени Петра Великого полка, размещавшегося в городе Калуге. Во время Первой мировой войны он служил ездовым в 24 пехотной дивизии, а после октябрьского переворота 1917 года – в дивизионном обозе 161 дивизии. В 1918 году Алексей Воробьев уехал в Антонково, где прожил два года. В 1920 году Алексей Константинович приехал в Москву и устроился работать кладовщиком. Тогда же он поступил на пастырские богословские курсы при церкви святого мученика Трифона в Москве. 26 июня 1921 года он был рукоположен во священника в Александро-Невский храм в Москве, а через год переведен в Преображенский храм в селе Селинское Клинского уезда Московской губернии.

http://fond.ru/foto/627/Aleksiy/

Фото kazan-mitropolia.ru 20 октября 2014 г. 15:59 В Свияжске освящен собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» В субботу, 18 октября, в Свияжске митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий освятил собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и возглавил первую Божественную литургию в новоосвященном храме. Высокопреосвященнейшему Анастасию сослужили епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, настоятель Свято-Успенского Свияжского монастыря игумен Силуан (Хохиашвили), настоятели монастырей, храмов, насельники обители в священном сане и духовенство митрополии, сообщает пресс-служба митрополии. За богослужением пел хор Казанской духовной семинарии под управлением Александра Федотова. В завершение Литургии глава Татарстанской митрополии с сонмом духовенства совершил славление Пресвятой Богородицы перед ее образом «Всех скорбящих Радость», после чего обратился к собравшимся с архипастырским словом. Воссоздан храм тщанием Фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан. «Мы чувствуем поддержку и молитвы всех, кто неравнодушен к нашей обители. Всех, кто приезжает сюда, приобщаясь к богатейшему наследию, которое сохранилось до сего дня и, мы верим, будет приумножаться и впредь», – произнес в своем слове, благодаря всех участников восстановительных работ, настоятель обители. Торжества завершились братской трапезой в храме Преподобного Сергия Радонежского, который также находится на финальной стадии реставрации. СПРАВКА. До революции свияжский Скорбященский собор считался главным храмом Иоанно-Предтеченского женского монастыря (редчайший случай, когда главный храм монастыря назывался не так, как сама обитель). Собор был заложен 17 апреля (ст.ст.) 1898 г. архиепископом Казанским Арсением, освящен 24 сентября 1906 г. архиепископом Димитрием. Автор проекта — Федор Малиновский. Роспись собора осуществлена в 1914 году на средства московского фабриканта С.С.Мечникова (по другим сведениям С.С.Мешкова). В 1997г. В Свияжске возобновлена деятельность Успенского мужского монастыря, и его братия занялась восстановлением храмов по всему острову. 20 октября 2014 г. 15:59 HTML-koд для сайта или блога: В Свияжске освящен собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» В субботу, 18 октября, в Свияжске митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий освятил собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и возглавил первую Божественную литургию в новоосвященном храме. Высокопреосвященнейшему Анастасию сослужили епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, настоятель Свято-Успенского Свияжского монастыря игумен Силуан (Хохиашвили), настоятели монастырей, храмов, насельники обители в священном сане и духовенство митрополии, сообщает пресс-служба митрополии. Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/church/sviyazhskiy_s...

В 1870-х гг. Екзакустодиан заметен и на общественной работе: был членом Вологодского отделения Православного миссионерского председателем Устьянского правления Общества подания помощи при кораблекрушениях (в селе Устье, вблизи разветвленной дельты реки Кубены, где она впадает в Кубенское озеро), Кадниковского уездного тюремного комитета, блюстителем двухклассного народного училища в Корбангской волости. Приходилось ему выполнять и некоторые разовые административно-хозяйственные поручения, поступавшие от консистории. За добросовестное исполнение своих обязанностей он получал благодарности от епархиального начальства и был пожалован золотым наперсным Пастырская и общественная деятельность Екзакустодиана началась при вологодском Преосвященном глубокое уважение к которому он сохранял до конца жизни, а продолжилась при епископе (Шаповаленко;.). Однако с новым епископом у него возникли какие-то разногласия. Смутные намеки на это есть в публикуемых письмах. Став в 1882 г. архиепископом Казанским и Свияжским, Палладий вспомнил об Екзакустодиане и предложил ему в 1885 г. игуменство в казанском Иоанно-Предтеченском монастыре. С Казанью был связан последний период жизни нашего героя, почти четверть века. Через год после переезда в Казань Екзакустодиан, благодаря покровительству Палладия, получил более высокое и почетное звание архимандрита, исполняя также обязанности эконома Казанского архиерейского дома, а в 1892 г. – казначея Епархиального комитета по борьбе с голодом. На посту архимандрита Екзакустодиан активно занимался церковным строительством во вверенном ему монастыре: выстроил трехшатровый Иоанно-Предтеченский храм, по формам своим воспроизводящий более ранний. В Ивановском монастыре он скончался и был погребен в 1909 г. Его деятельность еще при жизни была отмечена орденами Святой Анны и Святого равноапостольного князя Владимира. Одобрительные отзывы о ней он получал также от обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева и управляющего делами Святейшего Синода В. К. Саблера.

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

В 1555 году, после покорения Казани, там была учреждена архиерейская кафедра, на которую назначили архиепископом бывшего игумена Волоколамского монастыря святителя Гурия. Ему было поручено устроить обитель в г. Свияжске, чтобы она была рассадником веры и благочестия в магометанской (Казанской) стране. Настоятелем новой обители Успения Пресвятой Богородицы в г. Свияжске по указанию святителя Гурия был назначен святой Герман. Получив от Грозного царя богатые пособия, Герман ревностно занялся сооружением каменного храма Успения Пресвятой Богородицы и келлий для монашествующих. Благоустрояя обитель, сам Герман жил очень скромно в малой келлии под колокольней. Свияжская обитель сделалась средоточием христианской проповеди для язычников, населявших правый берег Волги. Основа просвещения — книги. И, зная это, святой настоятель за восемь лет управления собрал более 150 книг разного содержания. Опыт в этом деле он приобрел еще в Волоколамской обители. Св. Герман был усердным помощником своему архипастырю по делам веры, и свт. Гурий оказывал ему особенное доверие — поручил суду его все сельские церковные причты Свияжского уезда, а монастырь его освободил от своего суда. По смерти св. Гурия собором святителей Герман был признан достойным занять его кафедру. И 12 марта 1564 года святой Герман был хиротонисан во архиепископа Казанского и Свияжского и успешно управлял епархией в течение нескольких лет, продолжая дело своего предшественника и учителя. Он способствовал утверждению Православия, усилил миссионерскую деятельность, воздвигал храмы, заботился о насельниках монастырей, основал Казанский Иоанно–Предтеченский монастырь, а при Зилантовском монастыре устроил школу для детей. В 1566 году святителя Германа вызвал в Москву Иоанн Грозный и повелел избрать его на митрополичью кафедру. Святитель Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Царь не терпел возражений, и святитель должен был поселиться в митрополичьих покоях до возведения в сан митрополита. Видя несправедливости со стороны царского окружения, свт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

В Якутске Иван завален разными преподаваниями и замерзать некогда ему. От всей моей души прошу принять мой привет Вас с семейством. Постоянный богомолец за вас архимандр[ит] Екзакустодиан. 1893 года. 9-го апреля. P.S. Иереям Ник[олаю] Кирикову и Дмитрееву мой привет.   Помета И. Н. Суворова: Ответч. 24 февраля, получ. 21 февраля 1885 г. С этим утверждением Екзакустодиана можно поспорить: Ивановский монастырь, хоть и являлся в XIX в. заштатным, относился к числу древнейших в Казанском крае, был основан сщмч. Германом вскоре после взятия Казани Иваном Грозным. Об этом упоминается в Житии самого Германа (Жития св. святителей казанских Гурия, Варсонофия и Германа. Казань, 1871. С. 147; Азлецкий П. Описание Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в Казани. Казань, 1898. С. 4). Еще до секуляризации он сильно запустел, а в 1819 г. на средства императора Александра I и некоторых жителей началось его возрождение. Определенный драматизм его ситуации, как считает А. В. Рокщетаев, заключался в том, что мощи основателя сщмч. Германа находились не в нем, а в Богородицком Свияжском монастыре, также основанном им, немного ранее Ивановского (Рокщетаев А. В. Монастыри Казанской епархии в XIX – начале ХХ в. Дис. … канд. ист. наук. Казань, 2001. С. 105). К моменту прихода Екзакустодиана размер земельных угодий Ивановского монастыря составлял 178 десятин, численность насельников – до 28 человек, банковский капитал – 20 тыс. рублей (Там же. С. 58, 106, 130, 156). Скорее всего, имеется в виду книга военного историка, генерала М. И. Богдановича о Крымской войне 1853–1856 гг. (СПб., 1876). Имеется в виду Иван Николаевич Суворов, сын Н. И. Суворова. Николай Васильевич Кириков, в 1866–1874 гг. наставник в Вологодском духовном училище, затем студент и выпускник семинарии, позднее протоиерей и ключарь Софийского кафедрального собора в Вологде, казначей Вологодского комитета Православного миссионерского общества (ВГИАХМЗ, ф. 13, оп. 1, 37, л. 1; Вологодские епархиальные ведомости. 1884. Прибавления к 11. С. 235, 237; Лебедев В. Историческая записка о состоянии Вологодского духовного училища за сто лет его существования. Вологда, 1914. С. 24).

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

Владимир Владимирович Перцов (Перцев) (1875 г.– 29 августа 1921 г.), статистик, ботаник, педагог, коллекционер. Алексей Михайлович Рухлядев (1882–1946 гг.), архитектор, преподаватель Казанских архитектурно-художественных мастерских (АРХУМАС, бывшая художественная школа). Летом 1920 г. уехал в Уфу, на его место был выбран Егерев В. В. Ивановский (Иоанно-Предтеченский) мужской монастырь располагаеься напротив Спасской башни Казанского Кремля. Основан около 1567 г. архиепископом Казанским и Свияжским свт. Германом. С 1764 г. заштатный. После революции 1917 г. некоторое время принадлежал обновленцам, с 1936 г. на территории монастыря располагалась мастерская «по привитию профессиональных навыков беспризорным и безнадзорным детям». С 1992 г. монастырские здания возвращены Казанской епархии. Николай АлексеевичБобровников (1854 г.– 2 февраля 1921 г.), педагог, директор Казанской учительской семинарии, член совета Казанского Родионовского института благородных девиц. В 1906–1908 гг. попечитель Оренбургского учебного округа, затем до 1917 г. член Совета при министре народного просвещения. Член ОАИЭ, с 1919 г. возглавил его Востоковедную комиссию. Митрофанович Руфимский (1864/1865 г.– 30 октября 1923 г.), митрофорный протоиерей (с 1922 г.), священник с 1889 г., кандидат богословия, священник Крестовоздвиженской церкви, законоучитель 1-й казанской гимназии с 1899 г.; член Казанского епархиального совета в 1918–1923 гг., с 1919 г. его председатель. С 3 мая 1919 г. настоятель, протоиерей Грузинской церкви; обновленец. Анатолий (Грисюк; 1880–1938 гг.), сщмч., в 1913–1922 гг. епископ Чистопольский, 1-й викарий Казанской епархии, ректор Казанской духовной академии. С сентября 1918 г. по январь 1920 г. временно управлял Казанской епархией. 26 марта 1921 г. арестован, осужден на 1 год исправительно-трудовых работ. В 1922–1928 гг. архиепископ Самарский, отбыл 3 года в ссылке, с 1928 г. архиепископ, затем митрополит Одесский и Херсонский. 9 августа 1936 г. вновь арестован, осужден 5 годам исправительно-трудовых работ. Умер в заключении.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

На эту последнюю черту надо обратить особое внимание. Основание монастырей было для царя и митрополита одновременно и государственной, и миссионерской задачей. Казанская епархия создана в 1555 г.; первый архиепископ ее, Гурий (1555–1563), был ранее настоятелем Троицкого Селижаровского монастыря и постриженником Иосифо-Волоколамского монастыря. Сразу после завоевания Казани Иван IV основал Успенский монастырь, впоследствии известный под наименованием Зилантова монастыря, поскольку архиепископ Гурий в 1560 г. перенес эту обитель на Зилантову гору. Зверинский. 1286 и 196. В 1556 г. Гурий благословил архимандрита Варсонофия на строительство второго монастыря — Спасо-Преображенского (Каринский. Очерки древней Казани (1879). С. 96). Преемник Гурия архиепископ Герман (1564–1568) построил за городом Иоанно-Предтеченский монастырь (Зверинский. 843). В 1579 г. на средства царя был основан первый женский монастырь — Богородицкий (там же. 55). При архиепископе Вассиане (1575) был построен Феодоровский Троицкий монастырь (там же. 555). Итак, за 25 лет в Казани появилось 5 обителей. В Свияжске, который был административным центром языческого черемисского края, было основано 3 монастыря (Зверинский. 657, 874, 2148). Посмотрев на карту, мы увидим, что монастыри создавались в основном в городах между Волгой и Сурой, южную границу этого района образует река Алатырь до города Тетюши. Лишь два монастыря было основано южнее этой линии: один — в Астрахани, на самом Каспийском море, и другой — в окрестностях Нижнего Ломова, на юго-восточной границе прежнего Рязанского княжества. Область, лежащая между Волгой и Сурой, в это время интенсивно осваивалась московским правительством. Об этом см.: Арзамасские поместные акты. Изд. С. Веселовским (1916), 390; Эмаусский А. Из истории борьбы за землю и крестьян в Арзамасском уезде в XVI–XVII вв., в: Труды Кировского научно-исследовательского института краеведения. 7. 3 (1934). С. 7, 9; Гераклитов А. Арзамасская мордва по писцовым и переписным книгам XVII и XVIII вв., в: Ученые записки Саратовского унив. 8. С. 2. В 1568 г. Иван IV велел игумену Кириллу построить в Астрахани Троицко-Николаевский монастырь и оказывал этой обители денежную поддержку; Россия. 6. С. 544; несколько лет спустя (1573, 1575 и 1588) этот монастырь получил жалованные грамоты на рыбные ловли и солеварение. АИ. 1. 184, 193, 223.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

При этом в опубликованных в местных повременных изданиях некрологах особо было обращено внимание на одно «достойное примечания», «замечательное» совпадение: как отмечалось, в частности, в «Казанских губернских ведомостях», «ровно 13 лет тому назад, также 21 Ноября, почившая была посвящена в Игуменьи Высокопреосвященнейшим Антонием, Архиепископом Казанским и Свияжским с. 647; 28, с. 650 - 652] - и вот в этот же самый день совершается её погребение». [с. 18, с. 472] О игумении Анфии известно, что она была дочерью «отставного военнослужащего, так называемого кандидата из Вятской губернии» с. 46] (по сведениям составителя изданного в 1910 г. краткого исторического очерка «Казанский Богородичный первоклассный женский монастырь» протоиерея А.Ф. Зеленецкого - некоего унтер-офицера Тюлькина) с. 103]. «В самых юных летах (7 или 8 лет)» (по другим сведениям - в 9 лет) с. с. 52] она «поступила в монастырь с своей матерью и, лишившись её, как сирота, принята была в числе прочих на воспитание». с. 46] «Обучаясь грамоте, Закону Божию и разным рукодельям в монастыре под руководством игумении Евпраксии, - сообщалось в " Известиях по Казанской Епархии, - своею скромностию и своею способностию к рукоделию она заслужила особое её расположение. Воспитанная в страхе Божием и в самых возвышенных правилах монастырской жизни, она, по достижении совершеннолетия, пожелала навсегда остаться в монастыре, и в 1831 году (17 генваря) определена в число сестр означенного монастыря, а в 1840 году 30 ноября пострижена в монашество. Так как она обладала редким искусством вышивания золотом и убирания икон жемчугом, то долгое время, при игумениях Евпраксии, Досифее и Каллисте заведовала рукодельною школою в монастыре. Никто в монастыре лучше её не мог шить золотом, в особенности же устроивать митры и ризы, украшенные жемчугом, и шитьё золотом, для икон». с. 46 - 47] 30 марта 1864 г. Анфия (Тюлькина) была определена благочинной, а 6 апреля 1866 г. - казначеей Казанского Богородицкого женского монастыря. В связи с болезнью игумении Каллисты, настоятельствовавшей в обители в 1865 - 1867 гг., с мая - июня 1867 г. управление монастырём «поручено было казначее Анфии с старшими сёстрами обители: Илариею и Сергиею» с. 102]. 18 сентября 1867 г. - после удовлетворения прошения прежней настоятельницы об увольнении на покой в Свияжский Иоанно-Предтеченский женский монастырь - Анфия (Тюлькина) была определена архиепископом Казанским и Свияжским Антонием (Я./И./Г. Амфитеатровым) исправляющей должность настоятельницы Казанского Богородицкого женского монастыря, а 21 ноября - «в день праздника введения во храм Пресвятыя Богородицы» - во время Божественной литургии возведена в сан игумении. с. 47]

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/19/...

«Вследствие кляузных доносов негодных монахов-большевиков Свияжского монастыря и некоторых местных же обще­ственных деятелей, – писал он, – большевистские власти с первых дней своего властительства добирались до епископа Амвросия , желая добиться его выселения за пределы „Казан­ской федеративной республики“ или, по крайней мере, за пре­делы города Свияжска. С этой целью, без всякого сношения с сим епископом, был большевиками освобожден в январе ме­сяце иеродиакон Феодосий (Илюкин), а затем – при самом де­ятельном участии этого разбойника и единокровного его прия­теля иеромонаха Ильи (Борисова) – епископ Амвросий в первой половине марта месяца настоящего года был предан суду Свияжского революционного трибунала. Но здесь, вопре­ки всем стараниям большевиков, обстоятельства благоприят­ствовали подсудимому, и он с большим торжеством для него был судом оправдан. Но местные и казанские большевики, по­срамленные на этом суде, не покидали мысли добиться своего – изгнать из Свияжска ненавистного им за его деятельность „черносотенца“ епископа Амвросия... Придраться, однако, было трудно, ибо епископ Амвросий не мог быть уличен в контр­революционных действиях, хотя, конечно, как и все честные русские люди, ни в своих частных разговорах, ни в своих про­поведях не скрывал своего отношения к большевистской вла­сти, приведшей к явной гибели наше Отечество. Но вот в начале сего июня месяца в Свияжск прибыла „чрезвычай­но-следственная комиссия“ с комиссаром Михайловским во главе, командированным будто бы из Москвы для раскрытия Московско-Казанского контрреволюционного заговора против большевистской власти. Едва ли будет преувеличением, если мы скажем, что эта комиссия прибыла в милый и тихий град Свияжск со специальной целью –  арестовать епископа Амвро­сия и при этом, если явится возможность, ограбить Свияжский и другие окрестные мужские монастыри. Об этом можно судить по тому, что на первых же порах комиссия проявила свою дея­тельность арестом наиболее расположенных к епископу Амвро­сию лиц, интересовалась „богатствами“ Свияжского муж­ского и других соседних монастырей и очень любезно выпытывала кляузные доносы монастырских большевиков-монахов, от которых обитель Свияжская вот уже почти год страда­ет и доселе не может избавиться.

http://fond.ru/foto/585/Amvrosiy/

Но для победы России нужно обустроить жизнь внутри, отказаться от западных моделей организации общества, навязанных в лихие 90-е. И одной из первостепенных задач является политическая реформа, которая позволит освободить от бюрократических пут русское общество, позволит народу получить прямой доступ к Верховной власти, чтобы вместе решать проблемы страны. Вопрос политической реформы выходит сегодня в плоскость государственной безопасности. И в этом смысле данный «круглый стол» даёт понять, что в реальности происходит на местах, какие проблемы местная власть не в состоянии решить, не имея на то нужных ресурсов. Всё это важно доводить до федерального уровня для скорейшего рассмотрения. Александр Степанович Сороковиков, писатель из г. Покров Владимирской области выступил с докладом на тему « Библейское основание Русского самоуправления ». Он отметил, что выборная народная власть в современной России должна основываться на евангельских, библейских, и древнерусских традициях. А за основу можно взять правила Земского устроения, узаконенные «Судебником» Царя Ивана Грозного от 1550 года. Леонид Евгеньевич Болотин, историк, публицист, научный руководитель проекта «Царское Дело» из Москвы, также говорил об этапах развития местного самоуправления в нашей истории. Он предложил день открытия Земского собора, на котором была принята знаменитая земская реформа царя Иоанна Грозного, объявить в сегодняшней России как день самоуправления, что позволит обратить пристальное внимание на способы решения проблем. Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отдела «Русского Собрания» принял участие в «круглом столе» по видеосвязи из Казани. Он рассказал о некоторых особенностях местного самоуправления в регионах Приволжского федерального округа, особенно в сердце Русского православия в Казанском крае граде Свияжск. Состояние современной провинции – это системная проблема всей нашей страны. По его мнению, требуются фундаментальные изменения в России, и если этого не будет сделано в ближайшие годы, то мы потеряем страну. Обществу русской культуры Татарстана в этом году исполняется 30 лет. В честь этой даты в ноябре в Казани будет проходить конференция, куда Михаил Юрьевич пригласил всех заинтересованных участников встречи.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/12/uk...

  001     002    003    004    005    006