По завершении Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил крестный ход вокруг Успенского собора. В Успенском соборе Патриарх Кирилл обратился к присутствующим с Пасхальным поздравлением и Первосвятительским словом. 20 апреля в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и художественный руководитель, директор Государственного академического Мариинского театра Валерий Гергиев открыли Хоровую программу VIII сезона Московского Пасхального фестиваля (подробнее см. с. 15). Вечером 20 апреля, в понедельник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. В Троицком соборе Предстоятель поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского. В Успенском соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил Пасхальную вечерню. За богослужением Святейший Патриарх Кирилл возвел наместника Троице-Сергиевой лавры епископа Феогноста в сан архиепископа. Предстоятель Русской Православной Церкви удостоил права ношения наперсного креста священнослужителей из числа лаврской братии. Вечером 20 апреля, после богослужения в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь. Здесь Его Святейшество встречали настоятельница монастыря игумения Елисавета и сестры обители. Святейший Патриарх Кирилл посетил храм в честь преподобного Стефана, Махрищского чудотворца, где совершил молебен перед мощами первоначальника Махрищской обители. После богослужения Предстоятель поздравил матушку игумению и сестер обители с праздником Пасхи. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил монастырский приют, в котором проживает 20 девочек от 3 до 20 лет, и осмотрел территорию Стефано-Махрищского монастыря. 21 апреля, во вторник Светлой седмицы, день праздника Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

История храма в советские годы подобна судьбам многих других церквей. В 1922 году были изъяты ценности, в 1929 — сняты колокола, в 1930 — собор закрыт и здание передано под спортивный клуб, в связи с чем интерьер был полностью уничтожен. Во время фашистской оккупации храм действовал, но в ноябре 1944 года был вновь закрыт и преобразован в Дворец физкультурников. С 1945 по 1993 годы в соборе находился спорт-клуб «Петровец» завода им. Г. И.Петровского. Лишь в сентябре 1993 года храм возвращен верующим Украинской православной церкви и храм начали восстанавливать. Успенский кафедральный собор является памятником архитектуры XVIII века и входит в комплекс охранной зоны исторической застройки города. Описание [ править править код ] Успенский собор — возрождающаяся святыня Херсона. Храм постепенно восстанавливается после надругательства во времена безбожной власти. И хотя трудов потребуется ещё очень много, община живёт полноценной литургической жизнью. Главный предел собора, как нетрудно догадаться, освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы и наш Храмовый День — праздник Успения 28 августа. Южный придел освящен в честь святителя Николая (престольный праздник 19 декабря), а северный — в честь великомученицы Варвары (престольный праздник 17 декабря). Сейчас оба придела находятся на реставрации. В настоящее время богослужение совершается во временном храме, расположенном в притворе coбopa.IMG_0507 Благодатное НебоОсобенно почитается прихожанами собора и всеми православными Херсонщины чудотворная икона Божией Матери «Благодатное Небо». Церковное празднование в честь этой иконы установлено в понедельник Светлой Седмицы. Святыни [ править править код ] Богослужения [ править править код ] Понедельник: 8.00 — Божественная Литургия, по окончании — молебен, панихида. 17.00 — вечернее богослужение. Вторник: 8.00 — Божественная Литургия, по окончании — молебен с акафистом вмц. Варваре и панихида. 17.00 — вечернее богослужение. Среда: 8.00 — Божественная Литургия, по окончании — молебен о страдающих от недуга пьянства с водоосвящением и акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», панихида. 17.00 — вечернее богослужение.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

права ношения Патриаршего наперсного креста права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш» права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской песни» За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Максима Галкина, клирика храма Казанской иконы Божией Матери в Орлово г. Москвы, во пресвитера. Перед причастием епископ Солнечногорский Сергий огласил  Пасхальное послание  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На  телеканале «Союз»  шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. По окончании Литургии Святейший Владыка возглавил пасхальный крестный ход вокруг собора. На Ивановской площади Кремля со ступеней Успенского собора Святейший Патриарх обратился к верующим с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие братья и сестры! Все, кто собрался сегодня здесь, на Ивановской площади, во второй день спасительной Пасхи Христовой, у стен древнего Успенского собора, главного храма нашей Церкви! Всех вас сердечно поздравляю с этим великим вероспасительным праздником! Пасха наполняет наш разум подлинными непреходящими смыслами, наше сердце — радостью, наши чувства просветляются. Она дает огромный духовный, нравственный, эмоциональный и даже эстетический толчок человеку к пониманию того, что есть подлинная Божия красота, что есть гармония жизни, что есть гармония человеческих отношений, что есть жизненный идеал, к которому следует стремиться. И хотя сегодня многие предлагают свои модели этого жизненного идеала, опыт и история показывают, что непреходящим является лишь то, к чему нас Сам Бог призывает. И в день Святой Пасхи это особенно ясно и четко осмысляется и переживается. От всего сердца я еще раз всех вас поздравляю с этим мироспасительным праздником. Каждому желаю крепкой веры в сердце, способности разумом и сердцем воспринимать Бога, в соответствии с Его великими заповедями, с Его нравственным всепобеждающим законом строить свою личную, семейную, общественную жизнь. И дай Бог, чтобы этого светлого начала было больше в жизни государств, в жизни тех людей, которые создают государственные законы, с тем чтобы всегда и при всех обстоятельствах то, что требует государство, не расходилось бы с тем, чего от нас требует Бог, потому что когда возникает это внутреннее противоречие, то Церковь выдерживает, а государство, две тысячи лет истории это показали, разрушается.

http://patriarchia.ru/db/text/4458974.ht...

Согласно этому Сказанию, в правление имп. Феофила (829-842) одна благочестивая вдова, жившая близ Никеи (но не в самом городе - ν τ θματι Νικαας), хранила в домовой церкви икону Божией Матери (Л. 226 об.- 227). Воины-иконоборцы, случайно увидевшие у вдовы икону, потребовали от нее крупную сумму денег, грозя в противном случае донести властям. Вдова попросила их прийти за деньгами на следующий день и, чтобы уберечь икону от поругания, пустила ее ночью по морю, и та чудесным образом стоя поплыла по волнам на запад (Л. 227 об.). Юный сын вдовы отправился в Македонию, «еще свободную от нашествия варваров» (Л. 228), т. е. арабов, опустошавших малоазийское побережье ( Порфирий (Успенский). Афон. 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 161). Он принял постриг в одном из афонских мон-рей (возможно, в груз. обители Афо) и рассказал братии о происшедшем с иконой. Икона много лет пробыла в море и появилась близ Афона при Павле, «проэстосе лавры Иверов» (Л. 229 об.), к-рого еп. Порфирий (Успенский) безосновательно считал настоятелем обители Афо и современником прп. Евфимия Святогорца (Там же. С. 162). Монахи, увидев в море столп света, пытались приблизиться к иконе на лодках, но она удалялась от них. В это время среди монахов Иверского мон-ря был отшельник прп. Гавриил Иверский , родом грузин, подвизавшийся в летнее время в нагорной келлии, а зимой - на юж. стороне Афона в местности Сисик, находившейся на границе владений мон-рей Ксиропотам и Руссик (Л. 229 об.- 230). Ему явилась Божия Матерь, велев взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского мон-ря, что Она дарит им Свою икону. Иверские монахи вместе с Гавриилом отправились к морю крестным ходом. Прп. Гавриил вошел в воду, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел к ней по волнам, как по суше, а икона приплыла прямо к нему в руки. На месте, где прп. Гавриил вышел с иконой из воды, была построена часовня (ныне кафизма Пресв. Богородицы Портаитиссы). Это произошло во вторник Светлой седмицы. Сначала образ Божией Матери поместили в соборе Иверского мон-ря. Однако икона дважды покидала свое место в алтаре и оказывалась над вратами. Пресв. Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем мон-ря. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница» (в ркп. Πορτιατσσα вместо Πορτατισσα - Л. 222 об.).

http://pravenc.ru/text/293359.html

В оперативном управлении Московской митрополией мне помогают секретарь Патриарха Московского по Московской области протоиерей Дионисий Казанцев и руководитель Юридической службы Московской митрополии иерей Василий Лосев. Следует правильно понимать причины образования новых епархий. Главная цель — отнюдь не пятикратное увеличение численности церковного бюрократического аппарата и не желание усилить административный контроль. Основной принцип нашей деятельности можно сформулировать так: проще, яснее, понятнее и эффективнее. Осуществлять наше служение народу Божию по всем сформировавшимся направлениям нужно таким образом, чтобы люди постоянно ощущали присутствие Церкви в своей жизни, чтобы архиереи были не формально, а реально вовлечены в события, происходящие на канонической территории епархий, вверенных их попечению. Для меня всегда большой радостью является молитвенное общение с Преосвященными архипастырями, духовенством, монашествующими и мирянами, будь то за богослужениями в кафедральном Храме Христа Спасителя, в Успенском соборе Кремля или при посещении храмов и монастырей Подмосковья. 6 ноября 2022 года мною было совершено великое освящение храма равноапостольного великого князя Владимира, главного храма войск Национальной гвардии Российской Федерации в городе Балашихе; 8 ноября — малое освящение воссозданной колокольни-храма в честь мучеников Адриана и Наталии при Знаменском храме поселка Дубровицы городского округа Подольск. 1 января 2023 года я совершил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца в городе Одинцове. 18 апреля того же года, во вторник Светлой седмицы, я посетил Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь, где совершил Божественную литургию в сослужении архипастырей и духовенства Московской митрополии. 15 октября мною были совершены великое освящение и Божественная литургия в Троицком храме в Коломне. Каковы бы ни были внешние обстоятельства бытия Церкви, целью ее миссии неизменно остается спасение верующих во Христа. Именно это должно быть главным ориентиром в служении архипастырей и пастырей. В сложных условиях необходимо прежде всего помнить о самом важном: о благоговейном совершении богослужений и проповеди слова Божия.

http://patriarchia.ru/db/text/6104417.ht...

" Царские чертоги " в комплексе " Монастырь Троице-Сергиева лавра " является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). Кирилл Аминов, 8 апреля 2015 г. Открытие Московской духовной академии в стенах Сергиевой обители состоялось на Покров - 1 октября 1814 г. С тех пор этот день всегда отличался особой торжественностью. После Литургии, совершенной в одном из лаврских храмов, в академической зале для публичных испытаний проходил акт, на котором ректор Академии произносил речь, зачитывались списки студентов, лучших награждали. В первые полвека своего пребывания в Лавре у Академии не было собственного храма. Молебны, всенощные бдения и другие последования, которые можно совершать вне освященного храма, обычно проходили в академической зале. Божественную литургию в воскресные и праздничные дни академическое братство, в котором всегда было немало монашествующего и белого духовенства, совершало в лаврских храмах: в осеннее и зимнее время – в теплой Трапезной церкви в честь Преподобного Сергия, со Светлой седмицы до осени – в Успенском соборе. В весеннее время в соборе было весьма холодно, так что приходилось довольствоваться ранними Литургиями в небольших церквях Лавры. Академическое священноначалие, по согласованию с лаврским, определяло, в какой из церквей будет совершаться богослужение, кому в нем участвовать и тому подобное. В любую погоду к началу богослужения студенты шли попарно под предводительством инспекции (с середины XIX в. парное шествие уже не практиковалось). Иногда вся академическая семья собиралась в небольшой Смоленской церкви. Ввиду многих неудобств, связанных с таким порядком, в Академии назрело желание иметь домовую церковь. Первым высказал такое предложение ректор архимандрит Евсевий (Орлинский), начальствовавший в Академии с 1841 по 1847 г. Но митрополит Филарет (Дроздов) не видел необходимости в устроении отдельной академической церкви. При этом он обыкновенно говорил, что в Лавре и без того достаточно храмов, где можно молиться.

http://sobory.ru/article/?object=06574

Вот почему важно всегда и во всех обстоятельствах жизни Божественное сочетать с человеческим. Мы для этого имеем свободу, разум и чувства, данные нам Богом, и, что самое главное, мы все способны любить, а любовь это и есть высший нравственный закон. Всем вам, мои дорогие, я и желаю жизни в соответствии с тем, чему учит нас Бог, жизни по законам любви». Затем Святейший Патриарх Кирилл отметил присутствие на богослужении и приветствовал православных верующих из Китая: «Сегодня среди нас — особенная группа людей. Это православные китайцы, потомки албазинцев, русских казаков, которые в XVII веке, защищали крепость Албазин на Амуре, а затем были пленены и отведены в Пекин. Но никто не стеснял их православной веры. Они уже, конечно, в значительном количестве поколений стали китайцами, они имеют русско-китайскую культуру и внешность, которая свойственна китайской нации, но они продолжают сознавать себя потомками этих русских православных албазинцев.  Пройдя через самое тяжелое время культурной революции, уничтожение всякой веры в Китае, они сохранили православную веру. И хотя им запрещали посещать храмы, это было небезопасно, и хотя многие священники закончили жизнь свою в изгнании, в лагерях, православные китайцы сохранились как замечательное свидетельство жизненности Православия и того, что Православие — это не просто русская вера, Православие — это вера Христова, которая способна жить в любой культурной среде и приносить великие плоды. Среди делегации православных китайцев много тех, у кого родственники — отцы, деды — были священнослужителями. Их уже нет в живых, но как замечательно, что их дети, внуки, и правнуки сохраняют православную веру. Всем вам, дорогие мои китайские братья и сестры, я низко кланяюсь. Вы сохранили веру православную. Я благодарю китайское руководство, которое сегодня создает более благоприятные условия для жизни православных. Вы можете приезжать теперь в Россию, ясно отождествляя себя с Православием, и это уже большой успех и большой шаг вперед. Сегодня мы в Китае восстанавливаем храмы. Совсем недавно китаец, студент Санкт-Петербургской духовной академии, был рукоположен в сан священника. После долгих десятилетий, в течение которых в нашем православном храме в Харбине не было богослужений, сегодня этот батюшка совершает в Харбине богослужения на радость и китайцам, и русским.

http://patriarchia.ru/db/text/4458974.ht...

иеромонах Емилиан (Коротенко), насельник лавры; иеромонах Иона (Репухов), насельник лавры; иеромонах Клавдиан (Сафонов), насельник лавры; иеромонах Стратоник (Маторин), насельник лавры; иеромонах Христофор (Цветков), насельник лавры; священник Алексий Марочкин, клирик Гефсиманского Черниговского скита; священник Александр Юденко, клирик Пересветовского подворья лавры; священник Олег Давидкевич, клирик Троице-Сергиева Варницкого монастыря; священник Андрей Наймушин, клирик Всехсвятского подворья лавры; священник Максим Каскун, клирик храма прп. Сергия Радонежского при Сергиево-Посадском детском доме слепоглухих. Правом ношения двойного ораря награжден иеродиакон Кронид (Маленков), насельник лавры. После чтения Евангелия Патриарх Кирилл обратился к молившимся с проповедью о пасхальных евангельских текстах, объединенных темой веры и неверия. Патриарх Кирилл возглавил крестный ход вокруг Успенского собора. По окончании богослужения предстоятель Русской Православной Церкви поздравил паству с праздником Светлого Христова Воскресения. Патриарх Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру накануне вечером 20 апреля, в понедельник Светлой седмицы. В Успенском соборе Патриарх Кирилл совершил Пасхальную вечерню. Ему сослужили архиепископ Верейский Евгений, епископ Сергиево-Посадский Феогност, насельники лавры в священном сане. За богослужением Патриарх Кирилл возвел наместника Троице-Сергиевой лавры епископа Феогноста в сан архиепископа. Предстоятель РПЦ  удостоил права ношения наперсного креста священнослужителей из числа лаврской братии: иеромонаха Тихона (Васильева), казначея московского Троицкого подворья Лавры; иеромонаха Агафона (Болотина); иеромонаха Валентина (Восканяна); иеромонаха Евсевия (Перевозчикова); иеромонаха Мисаила (Сарафанова); иеромонаха Романа (Шубенкина); священника Сергия Зуевича, клирика храма Вознесения Господня — подворья лавры. По окончании богослужения Патриарх обратился к молившимся с пасхальной проповедью. «В пасхальные дни, — сказал Патриарх, — мы говорим о той радости, которая является не результатом человеческого веселья, а результатом прикосновения к нашему сердцу Божественной благодати. Эта радость есть глубокий внутренний религиозный опыт, который укрепляет нашу веру. Если крепка вера, то на сердце радость, потому что именно через веру в Бога человеку и открываются подлинное счастье, радость, мир, любовь — самые высокие и самые великие ценности. Праздник Светлого Воскресения Христова обладает огромной силой воздействия на душу человека. От Божественного прикосновения к нам в пасхальную ночь наша немощная и слабая вера хоть чуточку становится сильнее. И даже это небольшое изменение мы воспринимаем, потому что реально чувствуем и сознаем присутствие Божие в нашей жизни».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мы можем отказаться и от того, чтобы принимать внешнюю энергию солнца. Мы можем загородиться бетонными стенами, мы можем зарыться в землю, мы можем уйти от этого внешнего источника энергии, и если будет так, мы долго не проживем. По этой же аналогии можно судить о том, насколько человек способен огородить себя от энергии Святого Духа. Размышляя на эту тему, святитель Василий Великий говорит, что человеческие страсти так же делают душу неспособной принять благодать Святого Духа, как больной глаз не способен принять солнечный свет. Это сравнение очень точное и очень правильно описывающее роль человека в спасении. Своей силой человек спастись не может – только Святой Дух спасает человека и вводит его бессмертную душу в Божественное Царство. Но подобно тому как мы можем отказаться от пищи, как можем зарыться в пещеру или отгородить себя от лучей солнечного света, так своими страстями и своим грехом мы можем закрыть душу от воздействия благодати Святого Духа и тогда – никакого Божественного Царства, никакой жизни души. То, что описывает святитель Василий Великий, на греческом языке обозначается словом «синергия», то есть совместная энергия, совместное действие Бога и человека. Дело спасения – это дело Божие, ибо без силы Святого Духа не может жить и тем более спасаться душа. А человек свободно участвует в этом процессе, либо открывая свою душу навстречу Божественной благодати, либо ее закрывая. В этой синергии гармонично сочетается Божественное всемогущество и человеческая свобода, возможность выбирать и сила Божественного промышления. Из слова после Литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 24 апреля 2014 года, в четверг Светлой седмицы Вера является той самой силой, которая способна нас ввести в вечность Господь не сказал, что для того, чтобы иметь жизнь в Нем, нужно делать какие-то конкретные дела, например построить или создать что-то, что потрясло бы сознание людей, совершить научные открытия, невероятные прозрения в области мысли, замечательные произведения искусства. Он не сказал о том, что для того, чтобы иметь жизнь в Нем, нужно иметь человеческую власть и использовать ее во благо. Он не сказал, что для того, чтобы иметь жизнь в Нем, нужно быть могущественным человеком, сильным, богатым, преуспевающим. Он сказал только одно – что тот, кто верит, что Иисус есть Христос, то есть Спаситель, и Сын Божий, тот будет иметь жизнь во Христе, в Боге. Значит, вера является той самой силой, которая способна нас ввести в вечность, и никакой другой силы, никакой другой добродетели, никакого иного гуманистического измерения жизни недостаточно для того, чтобы обрести вечность в Боге, – только вера имеет значение.

http://pravoslavie.ru/70272.html

После заамвонной молитвы Патриарх Кирилл освятил артосы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился ко всем собравшимся со словами пасхального приветствия. 19 апреля, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Центр социальной адаптации «Люблино» для лиц без определенного места жительства, организованный Департаментом социальной защиты населения г. Москвы. В сопровождении директора центра С.В. Бадальяна Патриарх Кирилл посетил храм иконы Божией Матери «Семистрельная», находящийся на территории организации. Во дворе центра Святейший Патриарх совершил Пасхальный молебен, после чего обратился со словом к собравшимся бездомным. Благословив бездомных, Святейший Патриарх раздал им пасхальные подарки — продуктовые наборы и куличи. 19 апреля, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения митрополит Ювеналий от лица Священного Синода, всей полноты Русской Православной Церкви, представительств поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле поздравил Святейшего Патриарха Кирилла со Светлым праздником Пасхи и преподнес в дар Его Святейшеству пасхальное яйцо с изображением Воскресшего Спасителя и московского Новодевичьего монастыря. 20 апреля, в понедельник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. За малым входом Божественной литургии Святейший Патриарх возвел архиепископа Тульского и Белевского Алексия в сан митрополита. Епископ Волоколамский Иларион был возведен в сан архиепископа. Ряд клириков г. Москвы были удостоены богослужебных наград. Правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской» награждены: протоиерей Владимир Воробьев, настоятель храма Свт. Николая Мирликийского в Кузнецах; протоиерей Герасим Иванов, сверхштатный клирик храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше; протоиерей Леонид Кучерук, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке; протоиерей Василий Скоробогатов, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Зеленограде. Правом ношения митры награжден протоиерей Владимир Волгин, настоятель храма сщмч. Антипы на Колымажном дворе, и.о. настоятеля храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010