«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Светлая Седмица Проповеди святителя в Светлую Седмицу. «Тягостно, братие, и притрудно шествие по пустыни мира для взыскующих горнего града; — но земля обетованная кипит медом и млеком! — Долги иногда и примрачны шесть дней земного делания; но седмый день покоя вечного исполнен веселия неизреченного! Будем ли жаловаться на терние и волчцы, встречающиеся на пути, сами засеяв ими всю землю и непрестанно возвращая их грехами своими? Отложим ли восходить на небо потому только, что надобно идти туда по лествице креста? И теперь, в земле изгнания и бедствий, отрадно воспевать песнь победы над смертью, хотя победа сия еще не усвоена нами: как же восхитительно будет праздновать великий день обновления там, — на новой земле обетования, где на радостный глас: Христос воскресе!Небо и земля, весь сонм творения будет ответствовать: воистину воскресе!Поспешим же, братие, туда духом, доколе не пришли и плотью! Для чего сидеть в бездействии на реках Вавилонских и довольствоваться одним воспоминанием горнего отечества? Смотрите! Царские двери отверзты, и Престол благодати виден всякому: это приглашение домой, зов на вечерю! Поспешим же, братие, поспешим: воскресший Спаситель призывает нас!» Свт. Иннокентий Херсонский Светлая Седмица Поучения на литургии, в первый день Пасхи I Христос воскресе! О чем молились мы в продолжение святыя Четыредесятницы, и чего просили у нашего Господа, то самое ныне вполне даровано нам Его благодатью: мы достигли в пречестные дни страданий Христовых и теперь покланяемся святому и славному воскресению Его! — Радостен, братие, праздник сей и на земле; как же светел и торжествен он должен быть на небе! — О, если бы всем нам достигнуть таким же образом и того блаженного дня воскресения, причаститься и той невечерней Пасхи в царствии Отца Небесного, коим не будет уже конца! — Но, мы достигнем, непременно и все достигнем сего блаженства, если на всю земную жизнь нашу будем взирать, как на святую Четыредесятницу, — как на приготовление к великому дню всеобщего воскресения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Каждый христианин — храм Божий 05.05.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Светлая Пятница , Светлая седмица Слово в пятницу Светлой седмицы Христос воскресе! В пятницу Светлой седмицы после литургии в православных храмах совершается водосвятный молебен перед иконой Божией Матери «Живоносный источник». Само именование иконы выражает тайну Пасхи. Подлинная радость обретается в Боге. И все, что исходит от Него, исполнено радости. Сегодня, в завершение Светлой седмицы, Евангелие, которое мы слышим за литургией — о храме Божием. И наше слово — о тайне храма. Матерь Божия с младенчества была воспитана при Храме. И Она Сама стала храмом Божиим, Живоносным Источником пасхальной радости, Источником исцелений от многих наших грехов и болезней. Где, когда открылась большинству из нас радость Воскресения Христова? Там, где мы собираемся на праздников Праздник и Торжество торжеств, Пасху Христову, — в доме Божием. И в пасхальные дни святая Церковь сугубым образом напоминает нам, как мы должны относиться к нашим храмам. В сегодняшнем Евангелии говорится о событиях в начале служения Господа и накануне Его Крестных Страстей. Христос выходит из Себя и вразумляет торговцев храма с помощью бича. Он хочет, чтобы мы научились относиться с таким же глубоким благоговением к нашим каменным церквам, как и к Церкви, составляемой из камней живых, которая есть таинственное Тело Христово. Никогда возмущение Господа не проявлялось с такой силой. Есть среди нас «проповедники любви», которые говорят, что никакой гнев недопустим в Церкви. И они даже соблазняются действиями Господа. Но Христос, мы видим, опрокидывает столы, рассыпает монеты и выметает торговцев из храма вместе с их скотом как нечистоту. «Где вы находитесь, меркантильные души? Здесь не рынок, не дом торговли!» Почему Господь являет такую ревность о храме? Неужели ради того, чтобы защитить его красоту? Этот храм, только что перестроенный Иродом, был огромен и великолепен.

http://moral.ru/revnost/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " По дороге в Эммаус 03.05.2016 Рубрика: Крест и Воскресение Метки: Светлая седмица , Светлый Вторник Слово на Божественной литургии в Светлый вторник Третий день Пасхи, и радость наша велика, потому что эта радость — утверждение истины. И сегодня к этой радости прибавляется радость о Божией Матери. На третий день Пасхи мы молимся перед Иверским чудотворным образом. Он прославился во времена иконоборчества, когда один воин копием ударил в икону Божией Матери, и тотчас на Ее лике выступила кровь. И этот образ известен нам благоуханным мироточением после канонизации святых Царственных страстотерпцев и всех новых мучеников и исповедников Российских. Благоухание, исходящее от Иверской иконы Божией Матери, заполнило тогда всю нашу Церковь. Одно чудо свидетельствовало о Кресте, а другое — о Воскресении. В этот день за Божественной литургией Господь говорит нам о главных тайнах нашей жизни — о тайне Креста, о тайне слова Божия и о тайне Евхаристии. Все они связаны друг с другом. Луке и Клеопе, идущим в Эммаус, Господь показывает, что Евхаристия всегда предваряется Крестом и Словом Божиим. Мы должны стать перед Крестом и Евангелием на исповеди — прежде чем приступим к Евхаристии. Крест и Евангелие — это как бы Страстная седмица, предваряющая пасхальную радость. В течение Страстной седмицы Церковь предстоит перед Крестом и Евангелием. А Пасха Христова — это и есть Евхаристия. Как говорит святой Иоанн Златоуст в своем огласительном слове среди Пасхи — трапеза исполнена. И призывает всех насладиться пиром веры. Божия Матерь, как никто другой, связана с тайной Креста Христова. Стоя у Креста, когда оружие скорби проходило Ее пречистую душу, Она усыновила всех, за кого Господь пролил Свою Кровь. Как никто другой, Она связана с тайной Писания. Вскормленная с младенчества молоком слова Божия, Она, как никто другой, понимала, что человек жив не хлебом единым, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Каждое слово Христово Она слагала в сердце Своем. Как никто другой, Она могла сказать: «Да будет Мне по глаголу Твоему» (Лк. 1, 38). И более всех Она причастна тайне Евхаристии. Она единственная, кто может повторить слова Господа на Тайной Вечери: «Сие есть Тело Мое» (Мф. 26, 26), потому что от Ее плоти и крови родилось Превечное Слово. Божия Матерь — образ Церкви совершенной, слава будущего века, которая будет принадлежать всем верующим в Христово Воскресение и живущей этой новой жизнью уже теперь.

http://moral.ru/emmaus/

5-12 мая. Светлая седмица . Фото Юлии Кузенковой. – С.43; 12 мая. Неделя 2-я. Фомина . – С.43; 14 мая. Поминовение усопших . Радоница. – С.44; 19 мая. Неделя 3-я по Пасхе . Жен-мироносиц . – С.44; 26 мая. Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном. – С.44; 29 мая. Среда 4-й седмицы по Пасхе. Преполовение Пятидесятницы. – С.44; 2 июня. Неделя 5-я по Пасхе . О самаряныне . – С.44; 9 июня. Неделя 6-я по Пасхе. О слепом. – С.44; 12 июня. Среда 6-й седмицы по Пасхе . Отдание праздника Пасхи. – С.44-45; 13 июня. Четверг 6-й седмицы по Пасхе . Вознесение Господне . – С.45; 16 июня. Неделя 7-я по Пасхе. Память святых отцов Первого Вселенского собора. – С.45; 22 июня. Суббота 7-й недели по Пасхе. Троицкая Вселенская родительская суббота. – С.45; 23 июня. Неделя 8-я по Пасхе. Пятидесятница. День Святой Троицы . – С.45; 24 июня. Понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице. День Святого Духа . – С.45; 30 июня. Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых . – С.45. же см.//Фома. – Спецвыпуск. 2013/Москва Пасхальная. – С.32-35. - (рубрика « Тема номера. Пасха »). Коротко: Мысли Истории. Притчи . Редакция благодарит издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики//Фома. - –май 2013. – С.46. – (раздел « Вера », рубрика « Коротко »). Мераб Мамардашвили . Цитата: «Слушал сегодня классическое рассуждение о том, что человек, знающий, что он умрет, из страха перед смертью и породил идею Бога и бессмертия…». Святитель Иоанн (Максимович) основал в Шанхае приют для детей-сирот. Одна из воспитательниц, М.А.Шахматова, рассказала о таком удивительном случае… один старец копал свой огород, чтобы посадить несколько кустов помидоров. К нему подошел посетитель и спросил: - Что ты делаешь? - Да вот исповедую свой огород, - отозвался старец… Реклама : С.47. Новомученики : Игумен Дамаскин ( Орловский ), секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Блаженная. 14 мая Русская Православная Церковь празднует память мученицы Нины Кузнецовой . Документальные фото, предоставленные автором. Икона «Святая мученица Нина».//Фома. - –май 2013. – С.48-49. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-121-...

Как вы относитесь к «Толковой Библии» Лопухина? Стоит её читать или нет? 18.05.2016 12:05:09 Протоиерей Олег Стеняев Владимир Носов: Прошла Светлая Седмица, но не все провели её так же хорошо, как время Великого Поста. Многие расслабились, а некоторые потеряли всё то, чего достигли во время поста и как бы отброшены назад. Как избежать подобного состояния? Сейчас этим вопросом многие озадачены, потому что сейчас пребываем в радости, но одновременно чувствуем, что как бы и молитва исчезла, и мало читаем слово Божие. Батюшка, что вы посоветуете? О.Олег Стеняев:  Конечно, Пасха - это главный праздник в восточной христианской православной традиции. С чем это связано? Когда Господь наш Иисус Христос умер на кресте, как я часто объясняю, Его враги, Его друзья стали ждать, примет ли Бог Отец эту жертву. И когда Бог Отец воскресил Своего Сына в Духе Святом, и Сам Сын Божий восстал из гроба силой ипостасного Божества -  это было свидетельство, что жертва за наши грехи и преступления принята Богом. Христос воскрес, то есть Он есть тот,  как пишет апостол Павел: «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Это послание к Римлянам (Рим. 4, 25). В каком смысле Он воскрес для оправдания нашего? Святитель Иоанн Златоуст в своих «Гомилиях на послание к римлянам» писал: «Сказав о нашей вере, апостол говорит так же о неизреченном человеколюбии Бога, к которому он всегда обращается, вынося на середину крест. Заметь, каким образом указав на причину смерти, он обращает её в доказательство воскресения. „За что Христос распят?“ — спросишь ты. Не за собственный грех, как видно из Его воскресения. Если бы Он был грешен, то как бы воскрес? А если воскрес, ясно, что Он не был грешником. Если же не был грешен, то как был распят? Ради других. А если за других, то, без сомнения, и воскрес. Чтобы ты не возразил: как мы можем оправдаться, будучи виновны в столь многих грехах, апостол указал на Того, Кто изгладил все грехи, чтобы утвердить Свое учение об оправдании как верой Авраама, которой Он оправдался, так и верой в спасительное страдание, которым мы освободились от грехов.

http://radonezh.ru/text/kak-vy-otnosites...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Вы — свет мира» 28.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 3-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице Сегодня мы слышали Евангелие, где Господь говорит всем нам хорошо известные слова: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» Он говорит о том, что свет в нас есть внутреннее зрение — око, которое должно быть светильником. Как внешнее физическое зрение является светильником для всего тела человека, так внутреннее наше духовное зрение определяет все. Все в нашей жизни зависит от того, какое у нас око, то есть куда мы смотрим и какие цели имеем. Если мы устремляемся к чистоте, к добру, то, естественно, и поступки наши будут добрыми и чистыми, вся жизнь наша будет светлой, и светлым станет наше тело. Если же наше внутреннее око — лукавое, злое и похотливое сердце — устремлено к злу, к развращенности, к приобретению богатства и славы на земле, то, соответственно, туда и будут направлены наши поступки и вся наша жизнь. И тело наше будет темным, как у мертвого человека. Омертвение и потемнение жизни происходит именно по той причине, что человек не туда глядит. Это произошло, как мы знаем, со всем человеческим родом. Это происходит и сегодня, и раскрывается на все большей глубине. Единственным светом, чистотой и добром, к которому должен устремляться человек, если он хочет обрести свое око светлым, если хочет, чтобы свет в нем не стал тьмой, является Сам Христос — Свет мира. «Если око твое будет чисто, — говорит Христос, — то все тело твое будет светло». Вся Церковь светлая, потому что око Церкви — Христос. Вся Церковь сияет светом от ее святых. Апостол Павел обращается ко всем христианам, называя их святыми, поскольку этот свет нам принадлежит, и весь наш путь в Церкви Христовой — через мрак этого мира к преодолению той помраченности, которая в нас есть, светом благодати Христовой. От нас требуется только одно — чтобы мы были в Церкви. Чтобы крещение света, которое мы приняли от Бога, оказалось нам не в суд и во осуждение, а в радость, в свет жизни вечной. Для этого требуется целостность жизни. Христос не говорит, что мы не должны смотреть одновременно туда, где свет, и туда, где мрак. Он говорит, что мы не можем этого делать, потому что не можем одновременно служить двум господам — Богу и ценностям мира сего, на которых мы хотим строить свою как будто прочную жизнь. Как говорит преподобный Исаия, человек не может одним глазом смотреть вверх, а другим вниз. Не то что «не должен», но «не может», потому что это противоестественно. Он не может быть устремленным к небесам и одновременно к земле.

http://moral.ru/kakova-tma/

пресс-конференция, посвященная X Московскому Пасхальному фестивалю 23 марта 2011 г. 18:44 Юбилейный X Московский Пасхальный фестиваль пройдет в пяти странах бывшего СССР Музыкальная Светлая седмица Традиционно в пасхальные дни начнется фестиваль, вдохновленный музыкальным и организаторским талантом прославленного дирижера Валерия Гергиева. За десять лет форум приобрел действительно впечатляющий масштаб. Так, в этот раз планируется провести более 100 концертов в 38 городах России, а также в Минске, Киеве, Вильнюсе, Алма-Ате и Астане. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), выступая на пресс-конференции, посвященной этому событию, отметил, что во многом успех Пасхального фестиваля обусловлен тем, что с самого начала он проходил в тесном контакте и соработничестве с Русской Православной Церковью. «Приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II принимал самое деятельное участие в этом фестивале, и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также с особым вниманием и любовью относится к этому выдающемуся культурному событию. Фестиваль такого масштаба – явление, выдающееся в истории нашей культуры, в истории Отечества; он сумел объединить многие здоровые силы нашего общества», - сказал митрополит Иларион. Программа концертов очень разнообразна и не ограничивается только духовной музыкой. Она составлена с большим мастерством и в полной мере отражает те просветительские и миссионерские цели, которые стоят перед музыкантами. Художественный руководитель Пасхального фестиваля Валерий Гергиев подчеркнул, что для этого необходимо было уйти от стереотипов и повторов и в тоже время показать духовное богатство русской классической музыки. Эту дилемму маэстро решил, обратившись к музыке 20 века. «Мир классической музыки невероятно богат, и выбирать из огромного количества самых достойных произведений - это непростая задача. У нас есть опыт составления десяти концертных программ фестиваля, и мы ушли от идеи выступать с исполнением произведений, которые напрямую связаны с пасхальным праздником. Например, исполнять ли вторую симфонию Малера «Воскресение»? Конечно, ее надо исполнять, потому что это великая симфония, но делать это каждый год, наверное, не нужно... Мы решили, что в этом году нужно открыть фестиваль исполнением «Хороводов» Щедрина, третьего концерта Прокофьева, а после перерыва сыграть замечательное произведение Анатолия Лядова «Волшебное озеро» и завершить программу кантатой Прокофьева «Александр Невский». Мне кажется, это отражает не только богатство традиций русской классической музыки, но и в целом созвучно тому, что испытывает каждый россиянин. Публика должна уйти после концерта с ощущением радости бытия, счастья жизни», - рассказал Валерий Гергиев «Церковному вестнику».

http://e-vestnik.ru/culture/yubileynyy_x...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Светлая седмица 2024: 6–11 мая 3 мин., 25.03.2024 Как вы думаете, сколько времени празднуется православная Пасха? Конечно, не один день, и даже не неделю, а пятьдесят дней, или чуть больше семи недель. С момента, когда ученицы Христа первыми увидели пустой гроб и узнали о Воскресении Господа из мертвых, прошло пятьдесят дней до часа, когда эта Весть прозвучала во всеуслышание на улицах Иерусалима. На пятидесятый день апостолы Христовы перестали таиться и вышли на проповедь Евангелия  (Пятидесятница или день Святой Троицы), обращая сразу тысячи слушающих. На пятидесятый день после Пасхи родилась Церковь, та самая, что существует уже двадцать веков. Та самая, к которой принадлежим и мы с вами. Светлая седмица: 6–11 мая Пасха Воскресения Читайте также: Неделя — это воскресенье, седмица — 7 дней Знаете ли вы, что Светлая седмица в древней Церкви именовалась Пасхой Воскресения? В первые три века христианства название «Пасха» носили две недели: предшествующая дню Воскресения Христова и последующая. Предшествующая именовалась Пасхой Крестной, или Пасхой Страстной, и только после Первого Вселенского собора, прошедшего в 325 году, получила свое современное название — Страстная седмица. Также и Светлая седмица. А собственно Пасхой соборяне постановили называть сам день, в который воскрес Спаситель. Чем это время отличается от обычного, да и от всех иных праздников? Настоящим ликованием, отраженным всеми возможными средствами в церковной жизни! Так, например, если Великим постом пение, где это возможно, уступает место чтению, то на Пасху и Светлую неделю даже часы (богослужение, обычно состоящее исключительно из чтения псалмов) поются! А что меняется в нашей повседневной жизни? Мы оставляем обычное утреннее и вечернее молитвенное правило и вместо них всю первую неделю по Пасхе читаем Пасхальные часы . На время Светлой седмицы обычный во весь год пост по средам и пятницам отменяется. Отменяются до самой Пятидесятницы (50-й день по Пасхе) земные поклоны. Все покаянные молитвы из богослужения на это время исключаются, и каждый день совершается торжественный крестный ход.

http://foma.ru/svetlaja-sedmica.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Лучшее время — то, что сейчас 04.05.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Светлая седмица , Светлая Среда Слово на Божественной литургии в среду Светлой седмицы «Вот Агнец Божий», — свидетельствует пред своими учениками Предтеча, увидев идущего Христа. Принесение в жертву Себя Христом за грехи мира — это то, что должно быть впереди всего в проповеди и служении Церкви. Христос и Крест Его. Этих слов было достаточно для учеников Иоанновых, чтобы они пошли за Христом. «Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: «Что вам надобно?» Что нам надобно? Чего мы ищем? Благополучия, исцеления от болезней и бед или истину, вечную жизнь? «Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь?» Они хотят не просто встречаться c Ним время от времени, а всегда пребывать вместе. «Пойдите и увидите», — говорит Господь. Господь зовет их к Себе. Чем ближе мы приближаемся ко Христу, тем больше видим Его красоту. Не так, как бывает с лжеучителями, которые поддерживают интерес к себе, держа своих учеников на расстоянии. Господь сразу же зовет их. Лучшее время — то, что сейчас. «Ныне — время благоприятное». «Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа». Хорошо быть там, где Христос, — где бы Он ни был. «Учитель, хорошо нам здесь быть!» Когда мы встречаемся с Богом, каждая подробность и даже час этого события запечатлеваются в наших сердцах навсегда. После этого Андрей, весь переполненный Христом, «первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит Христос». Так естественно должно быть для нас искать духовного блага для наших близких! Кто истинно вкусил, как благ Господь, будет стремиться поделиться этим с другими. Господь, взглянув на Симона, сказал: «Ты — Симон, сын Ионин. Ты наречешься Кифа, что значит “камень” (Петр)». Петр по природе своей отличался горячностью и твердостью. Господь видит это, но знает также, что он станет камнем веры благодаря не своим природным качествам, а дару благодати. Однако с самого начала всякий приходящий ко Христу должен быть исполнен решимости хранить Ему верность даже до смерти.

http://moral.ru/svetlaya-sreda/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Продолжается Пасха Господня, праздник сорокадневный. Хотя все очень устали — Пост был, Страстная седмица, — Церковь призывает нас не отлучаться от храма. Подобно тому как первые ученики после Воскресения, как сказано о них в Евангелии, «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24, 53). Невозможно пропускать воскресные службы, особенно в пасхальные дни. Воскресная всенощная входит в воскресную службу, без нее литургия немыслима. Когда-то всенощная действительно длилась всю ночь, и была обязательной подготовкой к причащению. Светлая седмица — это совершенно исключительные богослужения. Каждый день — как двунадесятый праздник. Только на Крещение, на Рождество Христово и в Лазареву субботу поют: «Елицы во Христа крестистеся», а на Светлой седмице — каждый день, и открыты Царские врата. Все ли спешат в храм в эти светлые дни? К сожалению, приходится наблюдать иное: в пасхальную ночь — полный храм народа, а потом праздников праздник для большинства как бы начинает угасать. Мы знаем из книги Деяний Апостолов, что ученики Христовы и после Воскресения посещают Иерусалимский храм. Хотя ветхозаветные установления уже миновали, они знают, что храм — это величайшая святыня, и приходят сюда молиться. Но молятся они отдельно от всех. Все видят, что это христиане, и никто из посторонних, как сказано, не смел присоединиться к ним. В мире, где все более смешивается истинная и ложная духовность, мы должны быть свидетелями Воскресения Христова. Чтобы, глядя на нас, все понимали, что с нами Бог. Чтобы видели — мы христиане, потому что причастились Христову Воскресению. Первые христиане, оттого что они были причастны Воскресению Христову, явили собой Церковь, исцеляющую всех. Как сказано в той же книге Деяний, многие приносили больных, расслабленных и бесноватых к ногам учеников Христовых, и силой Христа воскресшего эти люди получали исцеление. Хотя сегодня мы не можем с такой же чудесной силой являть действие победы Христовой в исцелении от телесных недугов, Церковь Христа воскресшего остается той же. И мы должны показать миру несравненно большее: приходящие ко Христу становятся другими, из духовно мертвых — живыми. Если среди сегодняшнего распада те, кто еще хочет сохранить в себе человеческое достоинство, увидят это, они пойдут только к нам. Потому что некуда больше идти.

http://moral.ru/о-посещении-храма-божия/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010