В описании благодатного значения крестной силы мы воспользовались буквальными выражениями Постной Триоди, чтобы свободной передачей их содержания не затемнить подлинной красы литургической речи. Все сказанное о действии Христа Спасителя чрез образ креста можно обобщить в форме таких заключительных положений: Крестом сообщается верующим светоносная благодать Божия чрез Христа Спасителя во Св. Духе Отчем при условии сердечного призывания имени Иисуса Христа во время борьбы со страстями и демонскими прилогами. Крестная благодать есть просвещающая и освящающая людей Божия сила, знак снисхождения Бога к человеку, щит от страстей и злых духов и сокровище благодатных дарований. Крестное животворящее действие — показатель всегдашней близости Господа Спасителя ко всякому христианину в всей вселенной Церкви. Крест животворящ в том смысле, что изливаемая в образе и начертании его благодать Божия составляет идеальную жизненную силу души и необходимейшие условие раскрытия самых благородных и возвышенных человеческих познаний, чувств и навыков. Пяток Сырный утра, 2 Трипеснец, 1 и 2 тр. 9 п.; Пяток 1 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 и 5 тр. 9 п. Среда 2 Седм. Вел. Поста утра, Седальны по 2 и 3 стихосл.; Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п., 2 и 5 тр. 9 п.; Среда 3 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1, 2 и 5 тр. 3 п., 1 Трипеснец, 1 тр. 8 п., 2 тр. 9 п., 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п., 5 тр. 9 п. Нед. 3 Седм. Вел. Поста утра, Седален по Полиелее, Канон, 2 и 3 тр. 1 п., 2 тр. 3 п., 1 и 2 Седальны по 3 песни, 3 тр. 4 п., 1 и 4 тр. 5 п., 2 и 3 тр. 8 п.; Нед. 3 Седм. Вел. Поста вечера, 2, 3 и 4 стихиры на Господи воззвах; Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 9 п. Пяток 3 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихословии; Нед. 3 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах. Пяток 1 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихослов.; Пяток Сырн. утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Среда 1 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихосл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1021...

От людей отступает глубочайшая тьма лености. В это время добродетелей потемненные прегрешениями встают на добрейшую тропу очищения, сосредоточиваются на одних Божественных желаниях и насыщаются световидной чистотой, светозарной всенощной молитвой и чистой любовью к Богу и людям [ 4 ]. Отмеченное нравственное значение поста можно обобщить в кратком заключении: пост очищает душу от страстности, подчиняет плоть духу и утверждает в человеке светлые мысли, чувства, устремления и навыки. Среда 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 8 п.; Четверг 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 4 п.; Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра, Канон, 3 тр. 5 п.; Понед. 5 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах. Пяток Сырн. утра, 1 стиховная стихира. Нед. Мясоп. утра, 4 стихира на Хвалитех; Нед. Сырн. утра, 2 стихира на Хвалитех; Понед. Сырн. утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 1 п.; Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.; Среда Сырн. вечера, 1 стиховная стихира; Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Вторник 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.; 2 Трипеснец, 1 и 2 тр. 2 и 9 п.; Вторник 3 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.; 2 Трипеснец, 1 тр. 9 п. Среда Сырн. утра, 1 Трипеснец, 4 тр. 3 п., 5 тр. 9 п., Канон, 6 тр. 8 п.; Четверг Сырн. утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 8 п., 1 стиховн. стихира; Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 1 п.; Вторник 2 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Суббота 4 Седм.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1021...

По виду крест мал, своей же силой шире небес. Невещественные блистания его светятся по всей Божией Церкви и всюду исходят именно от него [ 4 ]. У православных церковных проповедников не принято говорить о крестной силе в литургических выражениях, применительно к идее невещественно-благодатного светосияния. Равным образом и в системах школьно-догматического богословия, хотя и ведется речь о сообщении людям благодати таинств Церкви в видимом знаке и под видимым знаком , но почему-то этот знак определенно не называется крестным знамением или начертанием креста. Может быть умолчание о невещественном блистании благодати, исходящей чрез крест, вызвано ощутительностью его только для христианского душевного чувства и редкостью зрения его телесными очами. В связи с этим церковные проповедники обычно останавливаются вниманием лишь на всеобщности чувства крестной силы, свойственной личному сердечному опыту христиан, и опускают намеренно факт возможности телесного созерцания благодатного сияния креста. Замечательно, что и церковные песнопевцы называют фактически изливающуюся крестную силу мысленными лучами или представляемыми только в уме. При всем том нельзя забывать и таких явлений в Церкви, когда верующие, — отверстыми Богом телесными очами своими, бывают способны физически видеть крестное сияние, исходящее от пастырских рук при благословении ими пасомых и в момент совершения церковных таинств. Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 5 п. Четверг 1 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Пяток 1 Седм. Вел. Поста, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 и 3 стихословии. Неделя 3 Седм. Вел. Поста утра. Ирмос Катавасия по 5 п. Канона, Канон, 2 и 5 тр. 6 п., 4 тр. 7 п., 4 тр. 9п., 1,2-3 стихиры на хвалитех, 1 стихира на целование креста. Неделя 3 Седм. Вел. Поста утра, 4 стихира на целование креста; Понед. 4 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Понед. 4 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихосл., 1 Трипеснец, 1 тр. 1 п. 1 и 2 тр. 9 п., 2 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Вторник 4 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихословии, 2 Трипеснец, 5 тр. 2 п.; Среда 4 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихословии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1021...

После начального возгласа на утрени, литургии и вечерне пасхальной седмицы должен ли священник совершать каждение по всей церкви, или в алтаре и пред иконостасом, или только пред престолом? Из 50 гл. Типикона видно, что утреня и вечерня в понедельник и прочие дни Светлой седмицы должны начинаться так же, как и в первый день св. Пасхи (см. посл. этих служб в понедельник Светлой седмицы; сравн. посл. утрени и вечерни в прочие дни той же седмицы). А в примечании к последованию вечерни первого дня Пасхи о каждении сказано так: «Яко повнегда начати иерею (т. е. после начального возгласа и троекратного пения «Христос воскресе», когда произносит стихи: «Да воскреснет Бог»… и проч.), кадить святую трапезу по обычаю, и весь алтарь». Отсюда, кажется, ясно, что как на утрени, так и на вечерне во все дни Светлой седмицы иерей после начального возгласа и троекратного пения «Христос воскресе» должен кадить св. трапезу и весь алтарь. У нас обыкновенно так и делается: по начальном возгласе и троекратном пении «Христос воскресе» на утрени и вечерне всей пасхальной седмицы иерей кадит престол, весь алтарь. У нас обыкновенно так и делается: по начальном возгласе троекратном пении «Христос воскресе» на утрени и вечерне всей пасхальной седмицы иерей кадит престол, весь алтарь и иконостас, как внешнюю часть алтаря. Точно такое же каждение совершается и на литургии всей пасхальной седмицы – после начального возгласа и троекатного пения тропаря (Р.д.С.П., 1889 г., На утрени первого дня пасхи и всей пасхальной седмицы следует ли священнику во время пения каждой песни канона переменять облачение и совершать каждение по всему храму? Хотя, по указанию Типикона, на утрени первого дня Пасхи предстоятель должен в начале канона кадить святые иконы, оба лики и братию по чину (послед.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не приводя, впрочем, других мест, в которых встречается и имеет значение седмиричное число, потому что таких мест очень мы обратим только внимание на употребление и важность этого числа в книге Апокалипсис. Оно представляется любимым числом писателя этой книги, так как мы читаем в ней седмь посланий к седми Церквам, о седми золотых светильниках, седми печатях, седми трубах, седми чашах гнева Божия, седми язвах, о седми светильниках огненных или духах Божиих, об Агнце с седмью рогами и седмью глазами. В 1упоминается о седми звездах; в 4– о седми свойствах Божиих; далее, в 12:3, читаем о с седмью головами и в 13– о звере с седмью головами. Из этого очевидного значения и важности числа седмь ясно что выражение семь духов означает всесовершеннейшего Духа, Бога Духа Святого, имя Которого всегда стоит в апостольских приветствиях. При всяком же другом толковании трудно было бы объяснить, почему в апокалипсическом приветствии не упомянуто о Святом Духе. Такое понимание выражения «семь духов» согласно не только со всеми местами Писания, в которых употребляется это выражение, как, в 3:1; 4и 5:6, которые не допускают другого толкования, но и словами же Апокалипсиса в 5:6. В этом месте читаем: «Агнец... имел семь рогов, и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» ( ). Семь рогов означают полную, всеобщую власть над всем, семь очей – совершеннейшую премудрость, и семь духов – всесовершеннейшего Духа, именно, как Он здесь называется, Духа Божия. Совершенно согласно с этим и сказанное прор.Исайей в его о Духе Божием, Которого он изображает в семи следующих говоря: «И почиет на Нем (то есть Спасителе Иисусе Христе) Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» ( Ис.11:2–3 ). Здесь мы также имеем семь духов в одном Духе, Которым помазан был Иисус Христос, и это или полнота Божества, о которой говорит апостол, что она во Христе телесно ( Кол.2:9 ). В пророческих словах Исаии мы имеем как бы перечисленными или в отдельности упомянутыми те семь духов, которые, как всякого рода духи или дарования, но однако только как один Дух, посылаются во всю землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Духовные светлые, Божественным содействием производимые сновидения суть такие души представления, которые человека к добру побуждают, полезные наставления сообщают, будущее открывают, средства, как поступать в нечаянных случаях, предписывают, и которые все клонятся или ко спасению души, или к существенной пользе тела. Каковых сновидений весьма много в пример представлено в Священном Писании . Но мы, не приводя других примеров, коснемся только при сем случае сновидений Фараоновых, в пользу целого Египетского народа и самого верующего мужа Иосифа от Бога открытых. Бысть по двою лету дней, тако повествует Писание, после двух лет, как освобожден был Евнух фараонов из темницы и забыл Иосифа, Фараон виде сон: мняшеся стояти при реце. И се аки из реки исхождаху седмь крав добры видом и избранны телесы, тучны, пасяхуся по брегу. Другия же седмь крав изыдоша по сих из реки, злы видом, и телесы худы, и пасяхуся с кравами добрыми по брегу речному. И поядоша седмь кравы злыя и худыя телесы седмь крав добрых видом и избранных телесы. И сии последния невидимы быша, яко внидоша в чресла их. Воста же Фараон, пробудился видев сие. Но вскоре после того паки заснул, и виде сон вторый: и се седмь класи исхождаху из стеблия единаго избранны и добры. Друзии же седмь класи тонцыи, истончени или изсушени ветром, израстаху по них. И пожроша седмь класи тонцыи и истончени ветром седмь класов избранных и полных. Воста же Фараон, и бяше сон, проснулся и думал, что это сон не обыкновенный, не естественный, но особенный, высший, что-нибудь важное означающий. Бысть же заутра, и возмутися душа его: и послав, созва вся сказатели Египетския и вся мудрыя его: и поведа им Фараон сон свой: и не бяше сказуяй того Фараону, никто не мог изъяснить сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

людие, пост облобызаем: приспе бо духовных подвигов начало: оставим телесное сладострастие, возрастим душевныя дарования, спостраждем, яко раби Христови, и да прославимся, яко чада Божия и Дух Святый в нас вселься, просветит душы наша» (тропарь 8-й песне канона вторника сырной седмицы). день воздержания наста, светлым лицем приидите, усрящим, душе моя, Владыку, благодати низпослатися свыше нам просяще, и многих прегрешений исправление обрести» (тропарь 9-й песне канона утрени пятка сырной седмицы). пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков» (стихира на стиховне утрени понедельника первой седмицы). людие, непорочный пост, иже есть душам спасение, поработаим Господеви со страхом, елеем благотворения главы помажем и водою чистоты лица умыем, не много глаголем в молитвах, но яко научихомся, тако возопиим: Отче наш, иже на небесех, остави нам прегрешения наша, яко Человеколюбец» (стихира на стиховне утрени вторника первой седмицы). и истинный смысл христианского поста, по учению нашей Постной Триоди, изображается в таких привлекательных чертах: не ошаяние (воздержание) брашен точию совершим, но всякия вещественныя страсти отчуждение» (стихира на стиховне утрени вторника первой седмицы). постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение – пост истинный есть и благоприятный» (стихира на стиховне понедельника первой седмицы). чистый, удаление греха, отчуждение страстей, любовь к Богу, молитвы прилежание, слезы со умилением и о убогих попечение, Христос в писаниях завеща» (тропарь 1-й песне канона утрени понедельника второй седмицы Великого поста). братие, вземше пост, языком не глаголите льстивная, ниже полагайте претыкания брату в соблазн» (стихира на «Господи воззвах» среды второй седмицы).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

558 Триодь Цветная, Пяток Светл. Седм. утра, Кан. Б.М., 4 тр. 4 п.; Среда 4 Седм. по Пасхе утра, 1 Канон, Богород. 9 п. 569 Триодь Постная, 2 Нед. Вел. Поста, 2 Канон, Богород.6 п.; O.I.,1 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 5п. 573 Триодь Постн., Субб. Мясоп. утра, Канон, Богород. Седальна по 3 п.; Нед. Блуд. Сына утра, Кан., Богор. 9 п. 576 Триодь Постная, Нед. 4 Седм. Вел. Поста, Канон Покаян., Богород. 3 п.; Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, Богород. 9 п. 581 О. II., 5 гл. Понед. Повеч., Кан. Б.М., Седален по 6 п.; 6 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.; О. II., 7 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 9 п. 595 О. I., 4 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 4 п., 1 тр. 3 п., 3 тр. 3 п.; О. II., 6 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 3тр. 8п. 597 Триодь Постная, Пяток утра, 3 Седм. Вел. Поста, 1 Трипеснец, Богород. 8 п.; Триодь Цветная, Четверг 6 Седм. по Пасхе утра, 1 Канон, Богор. 3 п.; 2 Канон, Богор. 3 п. 610 О. I., 4 гл. Нед., Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 8 п.; 3 гл. Нед. вечера, 7 стихира на Господи воззвах и 4 стиховная стихира. 612 Триодь Цветная, Вторник Седм. Ваий утра, Богород. Седальна по 3 стихосл., 1 Трипеснец, Богород. 8 п.; Среда Седм. Ваий утра, 1 Трипеснец, Богород. 3 и 9 пп.; 2 Трипеснец, Богород. 3 п. 614 О. II., 6 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 1 п., 1 и 4 тр. 3 п., 1 тр. 5 п., 2 и 4 тр. 7 п.; 7 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п. 620 О. II., 6 гл. Четверг веч., 6 стихира на Госп.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

1 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 8 п. Понед. 2 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стиховн. стихира. Среда 1 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Среда 2 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихословии. Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Вторник 5 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах. Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п. Понед. Сырн. утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п. Понед. 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 1 и 3 тр. 9 п. Пяток Сырн. утра. Канон, 3 тр. 9 п. Понед. Сырн. утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 9 п.; Пяток Сырн. вечера, 1 стиховн. стихира и 3 на слава . Четверг Сырн. утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 8 п. Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 4 тр. 5 п. Там же. Канон, 1 тр. 9 п. Часть 2 Смиряясь, постящиеся молятся Богу о спасении и прощении грехов на всякий час, — день и ночь. Мысленный и сердечный взор их пристально, неотрывно, всецело устремлен к Престолу Божию с совершенною верою [ 1 ]. Из уст их вырываются немногословные, но горячие восклицания ко Господу, наподобие следующих: Отче наш, сущий на небесах! Прости нам прегрешения наши [ 2 ]. Христе мой! не гнушайся мною согрешившим, но очисти меня покаянием [ 3 ]. Иисусе! Дай мне ныне умиление и воздыхание, чтобы восплакать о моих злых делах, безмернейших моря [ 4 ]. Господи! светом Лица Твоего исправь меня ныне [ 5 ]. Я без числа прегрешил пред Тобою, Слове! Ожидаю бесконечной муки. Дай мне слезы, да приобрету ими прощение [ 6 ]. Иисусе Боже! Я чужд Тебя... обнищал от всякого благого деяния и потемнел [ 7 ]. Видишь печаль сердца моего, видишь мои слезы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1021...

«Любезно, людие, пост облобызаем: приспе бо духовных подвигов начало: оставим телесное сладострастие, возрастим душевныя дарования, спостраждем, яко раби Христови, и да прославимся, яко чада Божия и Дух Святый в нас вселься, просветит душы наша» (тропарь 8-й песне канона вторника сырной седмицы). «Светлый день воздержания наста, светлым лицем приидите, усрящим, душе моя, Владыку, благодати низпослатися свыше нам просяще, и многих прегрешений исправление обрести» (тропарь 9-й песне канона утрени пятка сырной седмицы). «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков» (стихира на стиховне утрени понедельника первой седмицы). «Начнем, людие, непорочный пост, иже есть душам спасение, поработаим Господеви со страхом, елеем благотворения главы помажем и водою чистоты лица умыем, не много глаголем в молитвах, но яко научихомся, тако возопиим: Отче наш , иже на небесех, остави нам прегрешения наша, яко Человеколюбец» (стихира на стиховне утрени вторника первой седмицы). Сущность и истинный смысл христианского поста, по учению нашей Постной Триоди, изображается в таких привлекательных чертах: «Пост не ошаяние (воздержание) брашен точию совершим, но всякия вещественныя страсти отчуждение» (стихира на стиховне утрени вторника первой седмицы). «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение – пост истинный есть и благоприятный» (стихира на стиховне понедельника первой седмицы). «Пост чистый, удаление греха, отчуждение страстей, любовь к Богу, молитвы прилежание, слезы со умилением и о убогих попечение, Христос в писаниях завеща» (тропарь 1-й песне канона утрени понедельника второй седмицы Великого поста).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010