В час как с Проклом Толпа молилась, Земля тряслась. Отрок юный Духом чистым вознесся к небу И слышал глас; Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, Помилуй нас. В Небе Ангел Пел с другими, Сияли хоры, Горел алмаз. Юный отрок Всем поведал, И песнь ответно С земли неслась. Чуть пропели, Стало тихо, Земля окрепла В великий час. Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас. Публикуется по первому нотному изданию. Музыка П. Г. Чеснокова, смешанный хор (1910). Свете Тихий Свете чистый пречистыя славы негасимых сияний Отца, Свете тихий, сияй нам, сияй нам, свете тихий, сияй без конца. Мы пришли до закатного солнца, свет вечерний увидели мы, Свете тихий, сияй нам, сияй нам, над великим разлитием тьмы, Свет вечерний увидев, поем мы – Мать и Сына и Духа-Отца, Свете тихий, Ты жизнь даровал нам, Свете тихий, сияй без конца, Ты во все времена есть достоин в преподобных хвалениях быть, Свете тихий, сияй нам, сияй нам, научи нас в сияньях любить Свете тихий, весь мир Тебя славит, Ты, сияя, нисходишь в псалмы, Ты спокойная радуга мира, над великим разлитием тьмы. Свете тихий, закатное Солнце, свет вечерний дневного Отца, Свете тихий, сияй нам чрез ночи, Свете тихий, сияй без конца. Небесная роса День погас, и ночь пришла. В черной тьме душа светла. В смерти жизнь, и тает смерть. Неба гаснущая твердь Новой вспыхнула красой: Там серебряной росой, В самой смерти жизнь любя, Ночь усыпала себя. Ходят ангелы во мгле, Слезы счастья шлют земле, Славят светлого Творца, Любят, любят без конца. Ночью мне виделся кто-то таинственный Тихо склонялся Он, тихо шептал; Лучшей надеждою, думой единственной, Светом нездешним во мне трепетал. Ждал меня, звал меня долгими взорами, К небу родимому путь открывал, Гимны оттуда звучали укорами, Сон позабытый все ярче вставал. Что от незримых очей заслонялося Тканью телесною, грезами дня, Все это с ласкою нежной склонялося, Выше и выше манило меня. Пали преграды, и сладкими муками Сердце воскресшее билось во мне, Тени вставали и таяли звуками,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

В этом свидетельстве, по-видимому, отличается песнь со словами «хвалим Отца, Сына…», может быть, Свете тихий от песни мч. Афиногена с упоминанием о Духе 387 ]. Образ исполнения Относительно образа исполнения «Свете тихий» Типикон говорит: «и мы поем», что вполне отвечает поэтически-музыкальному характеру этого «вечернего благодарения». Но на будничной вечерне эта песнь читается («глаголет»), впрочем, не простым чтецом, а самим предстоятелем (гл. 9 Типикона), подобно другим важнейшим молитвословиям (молитвословия, читаемые предстоятелем, исчислены в 7 гл. Типикона, примечание «зри»). Древние уставы о Свете тихий Студийский устав требовал петь Свете тихий «вълы» (медленно и тихо?), как и шестопсалмие (о котором там в другом месте замечено, что оно поется или «глаголется тонком гласом умиленом»), как конец утрени, как предначинательный псалом на вечерне, Сподоби Господи, Ныне отпущаеши, Трисвятое и в противоположность Бог Господь и аллилуиа на утрене, которые, по Студийскому уставу, исполнялись «с воплем и с пением» «светлым гласом», 388 ]. Это, должно быть, между прочим вследствие неизменного повторения первого рода песней на каждой службе. Этого рода пение, хотя оно совершалось всею братиею, было похоже на чтение. Отсюда колебание дальнейших уставов и споры в Русской Церкви о том, петь или читать нужно эти молитвословия, и в частности «Свете тихий». О способе исполнения последнего на бдении древние списки Иерусалимского устава говорят неопределеннее нынешнего Типикона. Груз. ркп. «народ: Свете тихий»; греч. ркп. и печати. «и мы: Свете 389 ]; славянские рукописи: по Служебн. Соф. библ. при СПб. Дух. Ак. и диакон: «Свете тихий святыя славы»; клир: «Безсмертнаго Отца 390 ]. По древнейшим слав. ркп. уставам: «диакон, начертав крест кадилом, возгласит: Свете тихий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

этом свидетельстве, по-видимому, отличается песнь со словами «хвалим Отца, Сына…», т. е., может быть, Свете тихий от песни мч. Афиногена с упоминанием о Духе Святом. Образ исполнения образа исполнения «Свете тихий» Типикон говорит: «и мы поем», что вполне отвечает поэтически-музыкальному характеру этого «вечернего благодарения». Но на будничной вечерне эта песнь читается («глаголет»), впрочем, не простым чтецом, а самим предстоятелем (гл. 9 Типикона), подобно другим важнейшим молитвословиям (молитвословия, читаемые предстоятелем, исчислены в 7 гл. Типикона, примечание «зри»). Древние уставы о Свете тихий устав требовал петь Свете тихий «вълы» (медленно и тихо?), как и шестопсалмие (о котором там в другом месте замечено, что оно поется или «глаголется тонком гласом умиленом»), как конец утрени, как предначинательный псалом на вечерне, Сподоби Господи, Ныне отпущаеши, Трисвятое и тропарь, – в противоположность Бог Господь и аллилуиа на утрене, которые, по Студийскому уставу, исполнялись «с воплем и с пением» «светлым гласом», «ясно». Это, должно быть, между прочим вследствие неизменного повторения первого рода песней на каждой службе. Этого рода пение, хотя оно совершалось всею братиею, было похоже на чтение. Отсюда колебание дальнейших уставов и споры в Русской Церкви о том, петь или читать нужно эти молитвословия, и в частности «Свете тихий». О способе исполнения последнего на бдении древние списки Иерусалимского устава говорят неопределеннее нынешнего Типикона. Груз. ркп. XIII в.: «народ: Свете тихий»; греч. ркп. XIII-XVI в. и печати. XVI-XVII в.: «и мы: Свете тихий»; славянские рукописи: по Служебн. XIII в. Соф. библ. при СПб. Дух. Ак. 518 и 524 – диакон: «Свете тихий святыя славы»; клир: «Безсмертнаго Отца Небеснаго».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

По 1-й: Яко Твоя держава. По 2-й: Яко благ и человеколюбец. По 3-й: Яко Ты еси Бог наш. Господи воззвах. Стихиры на «Господи воззвах» на 4-ре. Господи воззвах. Стихиры на «Господи воззвах» на 6-ть. Господи воззвах. Стихиры на «Господи воззвах» на 6-ть (в седмичные дни) и на 10-ть (в недели). Господи воззвах. Стихиры на «Господи воззвах» на 6-ть и на 8-мь. Господи воззвах. Стихиры на «Господи воззвах» на 8-мь и на 10-ть. Слава и ныне. Богородичен или стихира Слава и ныне. Богородичен или стихира Слава и ныне. Богородичен или стихира Слава и ныне. Богородичен или стихира Слава и ныне. Богородичен или стихира Вход (иногда). Вход – в вечер недель (воскресения) 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й седм. и недели Ваий. Свете тихий. Свете тихий. Свете тихий. Вонмем (особ. кн. 1-й седм.). Свете тихий. Вонмем (Тип., гл. 2 и 7). Иерей: Мир всем. Диакон: Премудрость, вонмем. (Тип., гл. 2 и 3). Свете тихий. Вонмем (Тип., гл. 2). Иерей: Мир всем. Диакон: Премудрость, вонмем. (Тип., гл. 2 и 3). Прокимен дне. Прокимен дне или Аллилуиа в субботы: Мясопустную и пред Пятидесятницею. Прокимен паремии.(Тип.) в недели: 1, 2, 3, 4, 5-ю – прокимен великий, в нед. Ваий – прокимен дне. (В седм. дни). Премудрость. (Того-то) чтение. Вонмем (oc. кн. 1-й седм.). Чтение паремии (кн. Бытия). Вонмем. Прокимен дне. Премудрость. (Того-то) чтение. Вонмем Чтение паремии Прокимен дне. Премудрость. (Того-то) чтение. Вонмем Чтение паремии Прокимен паремии. Премудрость. (Того-то) чтение. Вонмем. Чтение паремии (кн.Притчей). Ектенья: Рцем вси. Возгл.: Яко милостив и человеколюбец; Ектенья: Рцем вси. Возгл.: Яко милостив и человеколюбец; Сподоби Господи. Сподоби Господи. Сподоби Господи. Сподоби Господи. Сподоби Господи. Ектенья: Исполним вечернюю молитву. Возгл.: Яко благ и человеколюбец. Мир всем. И духови твоему. Главы ваша Господеви приклоним. Возгл.: Буди держава царствия Твоего. Ектенья: Исполним вечернюю молитву. Возгл.: Яко благ и человеколюбец. Мир всем. И духови твоему. Главы ваша Господеви приклоним. Возгл.: Буди держава царствия Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Своими последними стихами «Свете Тихий» и «Ранняя обедня» она предстала перед Богом... Троицын день Дожидаются березы белоснежные, На коре, застыв, росятся слезы нежные, Сломим ветви и в пучки завяжем тесные. Пахнет горечью прохладною, древесною. Уберем весь дом наш листьями душистыми, И травою, и цветами золотистыми. На траве, в цветах и с веткою зеленою Встретим Троицу пред ветхою иконою. И помянем мы в молитве травы нежные, Желтоцветы и березы белоснежные. Свете Тихий О. Беляевской В сельском храме, простом, убогом, Свет вечерний на Лике строгом. К ветхой ризе он льнет, алеет. Вздох молитвы под сводом реет. Меркнут окна, чуть рдеют главы. «Свете Тихий Святыя славы»... Ангел сходит к земле с приветом, Весь одетый вечерним светом. Молит Бога над темной пашней, Встретив вечер, задень вчерашний. Тихо молвит: «Леса, долины, Небо гаснет, но Свет единый Ждите завтра, молясь, с утра вы... Свете тихий, святыя славы...» Вторят росы, вздыхают травы: «Свете Тихий Святыя Славы»... Пыль веков Ф. Сологубу Моя душа вместить не в силах Вечерних веяний тоски. О неоплаканных могилах Пустынно шепчут ей пески. Об утомлении великом Ей говорят кресты путей, Пред ней невинно-страшным ликом Встают страдания детей. Каким смирю я заклинаньем Рожденный от начала страх? И утолю каким молчаньем Весь крик, пронесшийся в веках? К моим уныниям все строже, Как с ядовитых лепестков, Ты в душу мне свеваешь, Боже, Всю скорбь земли, всю пыль веков! 1910 Сосны сухие и ели мохнатые черные К берегу тесно столпились. Мрак их недвижный и тяжкие ветви узорные В сонной воде повторились. Там, над деревьями, яркое небо закатное Все обещаньями рдеет... Слышит вода заклинанье деревьев невнятное, Небу ответить – не смеет. Так, угрожая, все помыслы, тьмою одетые, Душу мою обступили, Падают руки, к далекому небу воздетые, В сердце молитвы остыли.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Во время пения Богородична пред песнью «Свете тихий» на великой вечерне, священник, в предшествии диакона с кадилом, совершает вход в алтарь чрез северные двери в царские врата. Вход изображает в священнодействиях то самое, что выражается в песнопении «Свете тихий», т.е. что для людей воссиял тихий свет в кротком лице Спасителя, Который, ради немощи людей, умерил в Себе славу бессмертного Отца небесного, сошел с небес. Открываются царские двери в знак того, что с пришествием Господа открывается людям Царствие Божие. Из алтаря, как с неба, идет, в образе Господа, священник прост (прямо, не согнувшись), имея фелонь опущенную для изображения смирения и величия, пред ним идет как бы Предтеча, диакон, держащий в руке кадильницу. Кадильница с фимиамом изображает, что чрез ходатайство Господа наши молитвы, как фимиам, возносятся к Господу, и Святый Дух присутствует в храме. Диакону предшествует светильник, означающий собою духовный свет, принесенный Господом на землю. Когда на вечерне бывает чтение Евангелия, тогда на входе выносится диаконом Евангелие, для яснейшего представления шествия Господа на проповедь , придя к царским вратам, священник стоит прямо против них, диакон же одесную священника глаголет тихо: «Господу помолимся». Священник же произносит тайно молитву входа. Диакон орарем, держа тремя перстами, показывает на восток, где был рай, и говорит священнику: «Благослови, Владыко, святый вход». Священник крестообразно благословляет к востоку, говоря: «Благословен вход святых Твоих, Господи». Изображение креста показывает, что чрез крестный путь Господь отверз нам двери рая. Диакон входит в алтарь, возглашая: «Премудрость, прости». Словом «премудрость» дает знать предстоящим, что имеющее быть за сим пение «Свете тихий» и чтение из Св. Писания прокимна или паремий открывает премудрость Вышнего. Говоря: «Прости», т.е. стойте прямо, диакон внушает стоять с благоговением, не рассеиваться другими помышлениями. После сего, по входе лик поет «Свете тихий». Священник, поклонясь к престолу и целовав св. двери, входит в алтарь. Там, взойдя на горнее место, одесную престола, обратясь к западу, стоит, ожидая (окончания) прокимна.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

«Свете тихий» – это песнопение, которое имеет множество мелодических вариантов в рукописях и в печатных изданиях. Так, в Обиходе 1893 г. синодального издания содержится 5 вариантов «Свете тихий»: знаменного распева, «ин роспев» (то есть иной распев), киевского распева, сокращенного распева и еще один «ин роспев» . Песнь «Свете тихий» уже в XVI веке, при Иване IV Грозном распевали троестрочно, в три строки – путь, низ и верх. Эта песнь распета в различных композиторских интерпретациях, в том числе у композиторов-классиков – Чайковского, Римского-Корсакова. Особенно глубокой проникновенности достиг С.В. Рахманинов. В качестве мелодической основы он взял ту же простую, плавную мелодию киевского распева. Волнообразная мелодия раскачивается, словно колыбельная, но центральная фраза в песнопении у Рахманинова – «Поем Отца, Сына и Святого Духа Бога» – выделена солирующим тенором. С.В. Рахманинов стремился подчеркнуть смысл песнопения с помощью различных музыкальных приемов и особенно ярких и свежих гармоний. Песнопение «Свете тихий» вдохновляло к творчеству не только композиторов, но и поэтов. И.А. Бунин в 1888 г. написал стихотворение, в котором описал свое впечатление от этой песни: Любил я в детстве сумрак в храме, Любил вечернею порой Его, сияющий огнями, Перед молящейся толпой; Любил я всенощное бденье, Когда в напевах и словах Звучит покорное смиренье И покаяние в грехах. Безмолвно, где-нибудь в притворе, Я становился за толпой; Я приносил туда с собой В душе и радости, и горе; И в час, когда хор тихо пел О «Свете Тихом», – в умиленье Я забывал свои волненья И сердцем радостно светлел... Такие же теплые слова о песнопениях вечерни есть и в поэзии Хомякова. Вообще, в русской поэзии тема созерцания света вечерней зари, умиротворения всей природы приводила многих замечательных поэтов к мысли о сравнении этого света с благой вестью о Свете Невечернем. Это отражено у православного мыслителя и поэта XIX в. А.С. Хомякова в его стихотворении «Вечерняя песнь». Стихотворение было написано в 1853 г.

http://bogoslov.ru/article/6192118

«Свете тихий» – это древняя песнь, которая распета многими распевами. Обратимся к древнейшему, киевскому распеву. Его мелодия силлабического типа имеет узкий диапазон. В ней отсутствуют резкие скачки и акценты. Волнообразная мелодия вращается в пределах терции или кварты (до – ми, ре – фа, до – фа). Звуки передвигаются постепенно. Плавный напев песнопения льется сплошным потоком, без пауз и остановок, подчеркивая лишь смысловые акценты. Мелодия песнопения тесно связана с интонированием слов, ритмика ровная, плавная: пунктир встречается лишь в конце песнопения, на словах «мир Тя славит» (см. илл. 1). Илл. 1. Праздники певческие, крюковые. Певческая рукопись начала XVШ в., киевская нотация, песнь «Свете тихий» Схема песнопения «Свете тихий» киевского распева по строкам Свете Тихий святыя Славы/edced Безсмертнаго Отца Небеснаго/dedcded Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе/defeedcded пришедшу на запад солнца/defed видевше свет вечерний/defeded поемъ Отца, Сына и Святаго Духа Бога/cdefeded, defedcdc достоинъ еси во вся времена/dededefedc пет быти гласы преподобными/edefe Сыне Божий, живот даяй/cdedc тем же мир Тя славит/edcdefedcd В схеме этого песнопения покачивающееся мелодическое движение связано с перемещением тонов внутри строк, среди них есть опорные тоны каждой строки, которые часто являются и конечными звуками строк. Этот древний тип мелодики, он основывается на перемещении опорных звуков со ступени на соседнюю ступень. Движение звуков внутри строк плавное, оно основано на ходах по секундам вверх или вниз. Движение мелодии ориентировано на текст. Ритмика размеренная и вместе с тем свободная, в этом заключается главная особенность песнопения: мелодия опирается на ритм слов. В тексте нет тактовых черт. Звуки песнопения разделяются на опорные – конечные, завершающие мелодическое развитие строк (чаще всего это звук ре – d), и проходящие. При этом звуки эти неизменно меняют свою функцию: из опорного они превращаются в проходящий. Каждое, даже небольшое движение мелодии привносит новую краску и становится весьма значительным, например появление звука фа в 3-й строке на словах «святаго блаженнаго» или в 6-й строке на словах «поем Отца, Сына…», которая является центральной в этом песнопении, в ней мелодия охватывает кварту до – фа. Во фразе «Достоин еси во вся времена пет быти…» (строки 7–8) мелодическая волна поднимается к фа и спускается к до, после чего звучит заключительная фраза песнопения: «Тем же мир Ты славит», которая тоже построена в виде мелодической волны, которая восходит на кварту и завершается на конечном тоне – звуке ре.

http://bogoslov.ru/article/6192118

Диакон : «Премудрость прости». Чтобы обратить внимание молящихся на мудрый, глубокий смысл вечернего входа, диакон возглашает: «Премудрость» и прибавляет слово «прости!», т. е. «стойте прямо»! Хор поет : «Свете Тихий». Хор заканчивает вечерний вход пением молитвы «Свете Тихий», в котором говорится о тихом свете, о смирении Сына Божия, явившегося не в полной божественной славе Отца Небесного, а тихим светом этой славы. Тотчас после пения «Свете Тихий» читаются отрывки из Ветхого Завета о событиях, которые мы вспоминали в течение вечерни. На вечернях воскресных и не праздничных от этого чтения остались только так называемые Прокимен , напр.: «Господь воцарися, в лепоту (т. е. красоту) облечеся». «прокимны», – краткие стихи из псалмов, которые попеременно читает диакон и поет хор. После ветхозаветных чтений наше внимание опять обращается к нашим обычным, будничным нуждам – произносится сугубая ектения, на прошения которой хор поет: «Господи Помилуй» по три раза. (Ектения эта иногда пропускается). Сугубая ектения. «Сподоби, Господи» Просительная ектения . Потом читается молитва: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам» и произносится просительная ектения. Если всенощная служится накануне больших праздников, то сразу после просительной ектении начинается так называемая лития, т. е. просительное моление, в конце которого освящаются пять хлебов, пшеница, вино и елей. В древности, когда всенощная длилась действительно всю ночь, молящимся было необходимо подкрепиться пищей, которую за всенощной освящали и вкушали до полуночи, чтобы можно было причаститься на литургии. В еще более древние времена, в первые века христианства, богослужение всегда соединялось с так называемыми «агапами» – вечерями любви, на которых предлагалась общая братская для всех трапеза.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вход, представляющий собой центральную часть вечерни, описан в рубриках Служебников наиболее подробно. Рукописи РНБ. , ГИМ. Щук. 745 и РГБ. Рум. 398 приводят слова священника при благословении входа: нашего всегда..., после чего диакон, как и в современной практике, возглашал: прости 72 , и начиналось пение вечернего гимна «Свете тихий». В отношении исполнения «Свете тихий» те Служебники, которые упоминают этот гимн, разделяются на две категории. В одних говорится о пении гимна диаконом, в других – народом (или хором) 73 . После «Свете тихий» следуют диаконский возглас «Вонмем», священническое приветствие «Мир всем» и вечерний прокимен, предваряемый диаконским возгласом «Премудрость!» (см. примеч. 56–58). В нескольких рукописях описано окончание вечерни (см. примеч. 66–68). После диаконского возгласа «Премудрость!» следовали священническое благословение Сыи (ср. с современным: «Сый благословен Христос Бог наш...») и отпуст. Никаких сведений о содержании отпуста вечерни Служебники не приводят, однако материал чина утрени (см. ниже) показывает, что отпустом служило то же обращение священника к прихожанам, что и в позднейшей традиции: «Христос, истинный Бог наш... помилует и спасет нас...». Как и на утрене, обращение, вероятно, предварялось словами священника – во всяком случае, в РГБ. Рум. 398 эти слова выписаны вместо возгласа Сыи V. 2. Чин утрени Чин утрени, реконструируемый на основе рубрик древнерусских Служебников, таков: 1) начальный возглас 74 , 2) «псалмы обычныя» 75 (т. е., очевидно, шестопсалмие), 3) мирная ектения 76 , 4) «Бог Господь» 77 и тропари 78 , 5) кафизма 79 , 6) пятидесятый псалом 80 , 7) канон с малыми ектениями по 3-й, 6-й и 9-й песнях 81 , 8) хвалитные псалмы 82 и стихиры 83 , 9) великое славословие 84 , 10) Трисвятое, «Пресвятая Троице» и «Отче наш» 85 , 11) тропарь 86 , 12) чтение Евангелия, если утреня совершается в воскресенье 87 ,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010