библ., XVI–XVII в., 369 и 370. Напечатана в Памятн. отреч. литер., II, 11–17). 7 . Сказание о статуе Спасителя, поставленной Вероникой в Панеаде (в август. Минеи Солов. библ., 636; в сборн. Солов. библ., 811; в Прологе Муз. Киев. Акад., XVII в., 178). 8 . Богомильские сказания об Иисусе Христе, обозначаемые в индексах под именем болгарских басней попа Иеремии: об иерействе Иисуса Христа; как Христос плугом орал; как Пров Иисуса Христа другом назвал (в сборн. Солов. библ., 889. Напечатаны Ягичем в Starine, кн. V, 79–95). 9 . Слово Иоанна Богослова на успение Божией Матери (в ркп. Рум. Муз., 434–435; в ркп. Синод. библ., 213; в ркп. Сергиевой лавры, в Торжественнике XV–XVI в., Солов. библ., 369–370. Напечатано в Чтен. общ. истор. и древностей, 1880 г., кн. 3). 10. Слово на успение Божией Матери Иоанна Селунского (в ркп. Рум. Муз., 436; в ркп. Синод. библ., 213; в ркп. XVII в., Импер. публ. библ., LXXXIII; в Торжественнике Сол. библ., XVI–XVII в., 370; в сборн. Солов. библ., 805 и 811. Напечатано в Чтен. общ. ист. и древн., 1880 г., кн. 3). 11. Слово Епифания, иеромонаха обители Каллистратовы, о рождении и воспитании пречистыя и преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии (в ркп. Синод. библ., III, 198; в Лествице Сергиевской лавры, XV в., 175; в сборн. Солов. библ., 811, 854 и 882; в Торжественнике Солов. библ., XVI–XVII в., 370. Напечатано в Макар. Четь-минеях, вып. 1, под 8 сентября). 12. Возношение Пилата к Тиверию Кесарю (в сборн. Солов. библ., 854; напечатано в Памятн. стар. русск. литерат., III, 106–108). 13. Сказание о приходе в Рим сестер Лазаря, Марфы и Марии (в сборн. XVII в., Импер. публ. библ., LXXXIII; в сборн. Солов. библ., 854). 14. Повесть о хитоне Спасителя (в сборн. публ. библ., XVII в., 16; в Шестодневе Солов. библ., 117. Напечатано в Дворц. разрядах, том II, столб. 767–796). 15. Слово похвальное (31 августа) на положение честнаго пояса Богоматери (в ркп. XVI в., Сергиевой лавры, 199). 16. О спутнике, распятом со Христом (в Солов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Первую из новообразовавшихся групп молитв воспроизводят рукописи Синайской библ. 988, 978, рукоп. Святогробской библ. в Константинополе 615, рукоп. Афоно-Пантелеймоновского монастыря 805, рукоп., иерусалимской патриаршей библ. 875 и отчасти рукоп. Синайской библ. 981 (иная третья молитва) 36 . Вторая группа молитв встречается в первый раз в рукоп. XIV ст. Синайской библ. 994 37 . Семь молитв этой последней: 1-я «Безначально, вечне, святе святых, 2-я «Благоутробне Господи, едине ми­лостивый и человеколюбивый»; 3-я «Владыко Господи, Боже Вседержителю, св. царю славы»; 4-я «Благий и человеколю­бивый, благоутробный и многомилостивый Господи»: 5-я «Господи Боже, наказуяй и снова исцеляй»; 6-я «Благода­рим Тебя, Господи Боже наш, врачу душ и телес наших»; 7-я «Владыко Господи Боже наш, врачу душ и те­лес, временныя страсти уврачевавый», повторяются без всяких изменений в рукой. XIV ст. Ватопедской Афонской библ. Да 183 (744), в рукописях XV в. – Афоно-Иверской библ. 780, Афоно-Дионисиатской библ. 450, Синайской библ. 980, 972, Лавры препод. Афанасия Афонского 88, Афоно-Костамонидской 19, библ. архимандрита Антонина (Импер. публ. библ.), библ. лавры преподобного Афанасия Афонского I, 103, Московской Синодальной библ. 280, 281, Севастьяновского собрания 472, 473, и, наконец, в рукописях XVI в. – Афоно-Есфигменской библ. 208, 214, Афоно-Ватопедской 134, Синайской библ. 975 и Александрийской патриаршей библ. в Каире 455 38 . Совер­шенно особую группу образуют далее молитвы рукоп. XV в Афоно-Пандократорской библ. 149, Святогробской библ. в Константинополе 8 и рукоп. XVI в. Синайской библ. 978, 985 и 989 39 . За исключением двух первых молитв и пятой: с ними совпадают молитвы рукой. XV в., Синай­ской библ. 968 и рукой. XVI в. той же библиотеки 977 и 979 40 . Совсем одиноко стоят, наконец, молитвы рукой. XIV ст.: Московской Синодальной библ. 279 и XV в. 498 41 . Как видно из только что сделанного обзора, наибольшею устойчивостью и распространенностью отли­чается вторая группа молитв, встречающаяся в первый раз в рукой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Образование других, более мелких подробностей принадлежит XVI ст. А. Петровский 1 См. статью А. Катанского. Очерк истории обрядовой стороны таинства елеосвящения. Хр. Чтение. 1880 г. 11 ч., стр. 115 и д. 2 Его выводы и взгляды повторяет прот. Архангельский в иссле­довании «О тайне св. елея.» С. – Петербург, 1895. 4 Паннихида не в смысле похоронной, или заупокойной по умер­шим службы, а в смысле особой службы, справлявшейся в древности после вечерни, отдельно от повечерия и полунощницы. См. статью И . Мансветова О песненном последовании. Писненная паннихида. Творения св. Отцев. 1880. 4 кн. Стр. 1020 и д. 8 Дмитриевский. Стр. 481; 370; 881. Богослужение в русской церкви в XVI в. Приложение 10. Стр. 119; прим. 4. 9 Рукоп. Ватопедской Афонской библ. 133; Синайской библ. 965; Афоно-Кутлумушскаго монастыря 491; Афоно-Иверской библ. 780; Афоно-Дионисиатской 450; Святогробской библ. 8, 015, 68; Афонской Костамонидской библ. 19; Афоно-Пандократорской 149; библ. архим. 10 Антонина; библ. лавры Афанасия Афонского 103; Афоно-Дионисиатской библ. N° 452; Александрийской патриаршей библ. в Каире N° 455–116; Афоно-Ватопедской N° 134; Афоно-Лантелеймоновской N° 305; Афоно–Есфигменской 208, 214; Синайской библ. N° 965, 968, 980, 995, 972, 988, 977, 975, 978, 979, 985; Иерусалимской библ. 375, 367; Московской синод. библ. 280, 281. Дмитриевский. Стр. 185 13 Они встречаются даже в памятниках XVI в. См. рукоп. Иеруса­лимской патриаршей библ. 367. Дмитриевский. Стр. 933 14 См. вышеперечисленные рукописи. Дмитриевский. Стр. 276, 320, 353. 370, 481, 720, 810, 490, 502, 625, 645, 667, 769, 827, 843, 845, 405, 432, 445, 576, 710, 857, 861, 867, 881, 929, 932, 16 Дмитриевский. Стр. 405, 576, 588, 383, 645, 481, 499. Богослу­жение в русской церкви в XVI в. Приложение 10, стр. 119, пр. 4 20 Рукопись лавры пренод. Афонасия Афонского 139; рукоп. Ватопедской Афонской библ. Синайской библ. 965: рукоп. Афоно- Кутлумушского монастыря 491. Дмитриевский. Стр. 185; 276; 320–1; 353 21 Рукописи Афоно-Пверской 780: Афоно-Дионисиатской 450; Синайской 980; Афоно-Костамонидской 19; рукоп. архимандрита Антонина и рукоп. Московской синод. библ. 280, 1. Стр. 370, 384; 434; 499; 502. Богослужение в русс. церкви. Прил. X. Стр. 120. Особый состав имеет вторая часть с рукоп. Свитогробской библ. 8 и Афоно-Пандократорской 149. Стр. 482, ср. стр. 881; 490. 29 Рукоп. Синайской библ. XIV в. 965, XVI в. рукоп. Афоно-Иверской библ. 780 и т.п. Ibid. Стр. 321. 334, 370. 33 Одинцов. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI в. Стр. 167–9. 34 Рукоп, лавры препод. Афанасия Афонского 189. Дмитриевский, Описание. Стр. 185–6. С перестановкой двух последних молитв одной на место другой данная группа молитв встречается в рукоп. XIII в. Синайской библ. 960. Стр. 199–201. 38 Дмитриевский. Описание. Стр. 276; 370–1; 384; 433: 576; 443; 499: 502; 625. Богослужение русской церкви. Стр. 123–33 и прим. Приложение 10 – Описание. Стр. 843; 845; 769; 857; 667.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Входя в состав крещения еще в период его соединения с литургией, чтение апостола естественно осталось в данном чинопоследовании и после его обособления, отделения от евхаристии. Показателем этого являются греческие и славянские списки крещения, начиная с XVI ст. 12 См. Чин литургии Иоанна Златоуста и Василия В. по рукописи Ватиканской библ., 14 XV в. Красносельцев. Сведения о некоторых литургических рукоп. Ватиканской библ., стр. 165, 167. Ср. чин крещения по рук. Солов, библ. XV в. Ibid., стр. 100. 13 См. рукописи XIII в. – Патмосской библ. Синайской библ. XIV в. – Синайской библ. XV в. – Афоно-Костамонидской библ. Афоно-Пантелеймоновского монастыря Московской Синод, библ. Севастьяновского собрания XVI в. – Святогробской Константинопольской библ. и Афоно-Пантелеймоновского монастыря А.А.Дмитриевский . Описания. II т. стр. 154, 209, 332, 492, 572, 812, 827. Его же. Богослужение в русской церкви в XVI в. Приложения, стр. 23, 17, прим. 1. 14 См. рукописи Синайской библ. IX–X в. 957; X в. 956, Пантелеймоновской на Афон X–XI в. 162, Синайской XI–XII в. 962 и XIV в. 981, Святогробской библ. в Константинополе XV в. 8, Афоно-Пандократорской библ. XV в. 149, Святогробской константинопольской библ. XVI в. 615 и библ. Афоно-Пантелеймоновского монастыря того же века 305. А. А. Дмитриевский . Ibid., стр. 3, 17, 39, 70, 340, 458, 487, 739, 827 15 «После крещения священник берет его (новокрещенного) и входит в храм с пением: «Блаженни, им же»... Здесь он читает молитву: «Благословен еси, Господи Вседержителю, источниче благих»; помазует его святым миром, говоря: «Печать дара Духа Святого», а затем отходить, поя: «Елицы во Христа». А.А. Дмитриевский . Ibid., стр. 195. 16 Рукоп, Синайской библ. XIV в. 981. А.А.Дмитриевский . Ibid., стр. 439. Симеон Солунский : «когда певчие поют псалом: «блаженни, их же оставимася», священник, предшествуя крещенному, приводить его пред жертвенник и там преподает ему страшное причастие». Писания отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. II т. стр. 73. 19 См. рукописи: Синайской библ. 1426 г. 968, библ. лавры пр. Афанасия на Афоне 1435 21, Синайской библ. 1475 г. 980. А.А.Дмитриевский . Описание. II т. стр.400, 419, 432. Проф. А.И. Алмазов утверждает, согласно Gaar’oм, что обхождение вокруг купели практиковалось уже в IV ст., являясь символом и выражением духовной радости. История чинопоследования крещения и миропомазание, стр. 437. Но подобному мнению не благоприятствует отсутствие данного акта в списках крещения до XV ст. Как нельзя более гармонирует с поздним появлением обхождения вокруг купели и то обстоятельство, что только в XVI в., возникают попытки его объяснения. «Делают три круга, читаем в чин крещения по Евхологию Ватиканской библиотеки XVI в., во образ, думаю, трисиятельного луча Св. Троицы». Красносельцев. Сведения. Стр. 94.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Апокрифические сказания об апостолах известны нам как общие сказания об апостолах (Acta apostolorum), каковы: апокрифическая история апостолов Левкия Харина (Λεκιος Χαρνος, по другим Левкия и Харина, Λεκιος κα Χαρνος) и история апостолов Авдии, первого епископа вавилонского 79 , и как отдельные сказания о разных апостолах. Уже в древних, греческих и латинских, индексах упоминается много сказаний об апостолах. Не имея в виду в настоящее время отдельно и подробно разбирать эти сказания, мы здесь перечислим только те из них, которые известны в славянских переводах, по славянским рукописям. Эти сказания следующие: 1) Путешествия апостолов (περοδοι κα διδαχα τν ποστλων, в славянских индексах – обходы апостольстии), под заглавием: слово святых апостол Петра и Андрея, Матфея и Руфа и Александра (напечатано в Памятн. отреч. литерат. II, 5–17); 2) Деяния и мучение святых и славных апостол Петра и Павла (у Тишендорфа: Acta apost. apocrypha, 1–39; в сборн. Ундольского XV в. 1299; в Торжественнике XVI в. Солов. библ. 370); 3) Деяния апостола Павла и великомученицы Феклы, сохранившиеся в отрывке XI в. (Древн. памятн. русского письма и языка, 170–171) и в глаголической рукописи (смотр. Апокрифические жития святых в глаголических списках И. Срезневского . Сведения о малоизвестных памятн. LXXIV); 4) Деяния апостола Филиппа (у Тишендорфа: Acta apost., 75–94; в Четь-минеи Ундольского, 1187; в сборн. XVI в. Императ. публичной библ. 84, Описание А. Ф. Бычкова, стр. 436; в ноябр. Минеи Солов. библ. 623); 5) Деяния и мучение апостола Фомы (у Тишендорфа: Acta apostol, 190–234; 235–242; в Четь-минеи Ундольского. 1187; в ркп. XVI в. Импер. публичной библ. 436; у Г. Ягича в Starine V, 96–108; в Синод. сборнике XVII в. 331; в ноябр. Минеи Солов. библ. 622); 6) Мучение апостола Матфея (у Тишендорфа: Acta apostol. 167–189; в ноябр. Минеи Солов. библ. 622); 7) Житие св. Иоанна Богослова (у Тишендорфа: Acta apostol. 266–276; у Цана: Acta Ioannis; в ркп. XVI в. Император. публичной библиотеки, 84; в сборнике Солов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

сборн., 889 и 925). 17. Сказание Иеронима об Иуде Предателе (в сборн. Импер. публ. библ., LXVIII; в Великом зерцале XVII в., Солов. библ., 240 и 244. Напечат. в Киеве около 1770 г., в Памятн. древн. письменности, вып. IV, 1881 г.). 18. Страсти Христовы (существуют во многих списках и несколько раз были напечатаны в Львове, Почаеве и Супрасле). 19. Апокрифические слова: в великий четверг на воскресение друга Божия Лазаря (в сборн. Солов. библ., XVII в., 848); слово во святый великий пяток Евсевия, архиепископа Александрийского, о сошествии Иоанна Крестителя во ад (в том же Солов. сборн., XVII в., 848); слово в великую субботу св. Епифания Кипрского (в ркп. Солов. библ., 168). 20. Наконец, несколько мелких апокрифических отрывков: имена персидских волхвов, имена жен мироносиц, имена разбойников, распятых со Христом; сколько мучений и ран Господь претерпел; имена воскресших во время крестной смерти Спасителя. – В виду особенной важности и значения некоторых из перечисленных сочинений, позволяем себе войти относительно их в необходимые подробности. Из апокрифических евангелий мы остановимся только на двух – Первоевангелии Иакова и Евангелии Никодима. Содержание всех вообще апокрифических евангелий составляют разные добавления и подробности к каноническим евангелиям. В истории Иосифа древоделя Иисус Христос , беседуя однажды с учениками на горе Елеонской, рассказывает им о происхождении праведного Иосифа, о его детях – четырех сыновьях и двух дочерях, о его плотническом ремесле, о смерти и погребении Иосифа. В истории о рождении Марии и Первоевангелии Иакова описываются родители Пресв. Девы, благовестие о ее рождении, само рождение, ее жизнь в Храме, обручение Иосифу, благовещение и два последующих за ним события – недоумение Иосифа относительно непраздного положения Пресв. Девы и обличение его и святой обручницы посредством воды обличения. По сказанию канонических евангелий Иисус Христос детство свое провел в уничижении; апокрифические евангелия само уничижение представляют только кажущимся и стараются доказать, что Его божественное достоинство постоянно и ясно обнаруживалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

232 Сборн., ркп. Парижск. Национ. библ. (du fonds) 393, 127–190; Номок., греч. ркп. Моск. Синод, библ 214, ср. 272–273 об. Впрочем, и в русских переводных списках мы также встречаем иногда отсутствие указываемой молитвы. См., напр. Псалтырь с возсл., ркп. Кирилло-Белозерск. библ. 43 / 300 , л. 467 об.–468. (Устав представляет нарочитое извлечение из псевдо-зонарина номоканона и надписан «Правило сты х ап с л. и сты х се д ми собор вселенскы х ») и Требн., ркп. Соф. Библ., 1080, л 14 об.–15 (также). 233 Известный сборн., ркп. 1482 г., Кирилло-Белоз. библ. 6 / 1083 , л. 165–166 об. Устав помещен изолированно от других, имеющихся здесь и относящихся к исповеди, статей и надписан: «Сие писано в никонове послании слов г7.-е». 243 Так в ркп. Афинск. универс. 14, он занимает гл. 249, в ркп. же Святогроб. библ. 667, – гл. 277–278. 244 В ркп. (Богослуж. сборн. XVI в.) Святогробской библ. 762 он составляет особую тетрадку, писанную другою рукою и очень бывшую в употреблении. 245 Номокан., ркп. Святогробск. библ. 136 (XV в.), φ. 26–27, 30 об–36 об.; сборник, ркп. библ. Barberini 245, φ. 9–20. Оба списка почти без всяких вариантов друг от друга. (См. прилож. отд. I, 8) 247 А не применительно к порядку Десятословия, как говорит проф. Горчаков в своей книге «К истории епитимийных номоканонов» (См. отчет о XVI присужд. наград, гр. Уварова. Спб. 1874 г.). «И прочие, – читаем мы в конце этой статьи, – воспоминает грехи смертные. Гордость, лихоимание... и вся грехи седми матерей раждающияся, со всяким разсудным испытанием...» и пр. (См. в Больш. требнике последование о исповедании). 250 Посему-то она и заменялась иногда этою последнею (т. е.– πνευματικ! βλε...») См. номокан., ркп. библ. Пантелеимоновск. монастыря, 143, φ. 134–145 об. 251 Таковы ркпп. – υχολ . Румянцевск. музея (из собр. Севастьянова) и Номок. библ. мон. св. Пантелеимона, 149, σελ. 25–42. 252 Номоканон, – ркп. нач. XVII в., библ. Vaticanae 1545, φ. 1–18; ркп. библиот. Barberini 71, φ. 13–27 (номокан. в 235 гл.); библиот. Афинского университ. (σ. ε».) 118 (XVII в., без начала; номоканон при евхологии; чин написан другою рукою); (σ. ε».) 123 (XVII в.; при евхол. номоканон), (σ. θ».) 153 (1571 г.; среди ркп. номоканон; чин с незначительными вариантами); 242 (XVII в.; собственно типик, среди коего номоканон; чин исповеди на 15-ти листах); библиот. Афонского Пантелеимоновск. монаст. – 312 (XV–XVI в.), φ. 15–30 об.; 314 (пис. в 1782 г.), φ. 15–36 об.; 315 (XVII в.), φ. 7 об.–15; Святогробск. библ. 596 (XVI–XVII в.), φ. 1–14 (устав исповеди – только по тираду о женах); 603 (1628 г.), φ. 9–14 об.; 606 (XVII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

633 Cp. ibid, и Εχολ., ркп. (XIV в.) Парижск. Нац. библ. fonds) 324, φ. 111–об.; л. 194; библ. Barberini φ. 18 об.–19; φ. 115–об.; библ. Vatican. (по исповеди), и др. 635 Служебн. и Требн., ркпп.: Соф. библ. л. 127 об.–128 об.; л.246–247; л. 184 об.; л. 267–268; л. 209–210; л. 207 об.–208 (гл. 52), л. 159 об.; л. 286 об.–288; л. 248 об.–249 об. (гл. 6); л. 217 об.–218 (гл.40); л. 160–161 (гл. 13); л. 231 об.–232 об. (гл. 12); л. 282 об.–284; л. 91–92; л. 151–152; л. 450–451 об.; л. 354–355; л. 93–об.; Кирилло-Белоз. библ. л. 192–193 об.; л. 202–об.; л. 217–218; л. 112–113; Импер. Публ. Библ. I.) 110, л. 144–об.; собр. Погодина л. 304; л. 171–172 об.; Общ. Древн. Письм. (Q) IX, л. 288–289. 641 Устав с требн., ркп. Импер. Публ. библ. I.) 100, л. 120 (гл. 92). Буквальный текст надписания: «Mo л на [#разлчение#] души, архиепископа Константина гр д кир Михаила томже» (т. е. глаголена попа). См. прилож. отд. III. 643 Εχολ., ркп. (Алляция) библ. Barberini φ.18 об.–19 – «Εχ τρα» (вообще ες ψυχορραγοντας (sic). Ερνη πσιν. Του Κυρου δεηϑμεν); библ, Афинск. Унив. ε».) 123; (σ. ε».) 110 (к концу). 646 Εχολ., ркп. той же библ. φ. 161–162 (конец рукописи); ркп. библ. Vatican. (просто «Εχ τρα το γου Εστρατιου»). 648 В параллель этой молитве, как молитве чисто субективной, в греческих рукописях встречается еще одна молитва с надписанием «Εχ το γου Νφωνος ες ψυχορραγοντας – Κριε Θες τν δυναμων, μγας κα φοβερς...». При субективном характере, данная молитва со вне отличается пространностью, а по происхождению, как связанная с именем Нифонта, (разумеется епископа Кипрского IV в.) она едва ли может быть отнесена к разряду молитв, признанных Церковью (Сбора., ркп. XV в., библ. Афонск. Пантелеим. мон. φ. 113–116). 651 Ср. Требнн.:ркп. Румянц. муз. 47–об., ркп. Соф. библ. л. 246–247; л. 184–об.; л. 267–268; л. 209–210; л. 248 об.–249; л. 160–161 (гл. 13); л. 450–451 об.; л. 355–об. (гл. 89), ркп. собр. Погод. л.171 об.–172; Кирилло-Белоз. библ. л. 111–112 (в обратном порядке с указываемою – сопутствующею); Постригальщик, ркп. той же библ. л. 194; Канонник, ркп. той же библ. л. 203–об.; л. 218 (во всех последних трех случаях в заглавии так – ...«[# отца во браз афесима сиречь поуста#]»); Устав с требн., ркп. Импер. Публ. библ. I.) 100, л. 144 об.–145. См. прилож. отд. III.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

213 Самая старая русская рукопись, заключающая в себе рассматриваемую молитву, это служ. XIV в. Син. биб 601 (т. н. Киприановский), л. 122 об. 214 С таким надписанием (или подобным) эта молитва встречается в следующих рукописях XV–XVI в: Ркп. служ. Солов. библ. 1019, л. 95 об.; служ. Синод. б. 612, л. 94 об.; требн. Синод. библ. 895, л. 549 об.; требн. Кир.-Белоз. мон. (библ. СПБ. д. Акад.) 528 (723); ркп. требн. Соф. б. 1063, л. 12. 215 Ркп. треб. Синод. библ. 898, л. 549; ркп. служ. той же библ. 624, л. 94 об.; ркп. требн. Кирил.-Бел. мон. (библ. СПБ дух. Акад.) 528 (785), л. 287. 216 Иногда, вместо совершения августовского освящения воды, предписывалось окроплять храм св. богоявленской водою. Требн. ркп. Солов. библ. 1107, л. 33 об.; Синод. библ. 898. л. 549; Кир.-Бел. мон. (библ. СПБ Дух. Акад.) 528 (785), л. 287. 217 См. ркп. Синод. библ. 616, л. 197; требн. ркп. Кир.-Бел. м. (библ. СПБ Дух. Акад.) 528 (785), л. 286 об. 218 Русск. Истор. Библ., т. VI, стр. 922. Случаи закрытия оскверненного храма и даже на большее количество времени известны нам и из древнегреческой богослужебной практики. Так, если в церкви умирал человек, или рожала женщина, или животное, то таковая церковь пребывала закрытою, и в ней нельзя было совершать литургии в течении 40 дней. 221 Это предположенье подтверждается одним рукописным требником XVI в, где означенная молитва надписывается так: «на истертие церкви от пожара». Требн. рукоп. Соф. библ. 1062, л. 251 об. 222 Отсутствие рассматриваемой молитвы в южнорусских богослужебных памятниках о. прот. Никольский объясняет тем, что южнорусцы более терпимо относились к иноверцам и инославным. В подтверждение этого, автор ссылается на отзывы путешественников по России XI-XVII в. С мнением о. протоиерея вполне можно согласиться. См. его «О службах, бывших…», стр. 304. 223 Русское происхождение этой молитвы может быть подтверждено еще и следующим аналогичным фактом: в наших требниках существовала еще особая молитва «егда сука ощенится в храме» (См. ниже). Та собака почиталась нечистым животным и для обыкновенных жилищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

21 Сборн. М. Синод. библ. 703. Л. 84–89 Оба чина, и патриаршего поставленья, и митрополичьего, целиком помещены тут же (л. 89–95). Последний — тот самый, что напечатан в Собр. госуд. грам. 2. 50 Отселе, начиная с Собора, бывшего в Москве 17 генваря, и до самого поставления Иова в патриархи, подробного описания событий в Статейном списке. 3 нет, а сказано только, после ответа Иеремии, данного 13 генваря Годунову и Щелкалову, следующее: «И генваря в 26 день, по повелению благоверного и христолюбивого великого государя царя... Вселенский патриарх Иеремия на Московское и всея России патриаршество Иова митрополита в патриархи по нареченью поставил. А подлинно писано патриарше поставление и действо в особных книгах» (с. 80–81). Из этих-то особных книг, вероятно, и заимствовано то подробное сказание о всех последующих церемониях и происшествиях, какое находим в сборн. М. Синод. библ. 703 и в Отрывке из записки о поставлении патриарха Иова: Русск. истор. библ. 2. 103 22 Сборн. М. Синод. библ. 703. Л. 95–101 Затем помещен сполна и самый «приговор» (л. 101–108). 23 Сборн. М. Синод. библ. 703. Л. 108–109 Акт избрания кандидатов на патриаршество напечатан в Собр. госуд. грам. 2. 58 24 Весь «чин и устав» о поставлении патриарха Иова помещен в сборн. М. Синод. библ. 703. Л. 109–119 . Присяга Иова сходна с напечатанною в Акт. эксп. 1. 184. С. 161–162 Обе речи царя и нового патриарха тождественны с напечатанными в нашей «Истор. Русск. Церкви». 8. 65–66 25 Сборн. М. Синод. библ. 703. Л. 119 об.— 123 об. Здесь сказания этого сборника и оканчиваются, как и самый сборник. Подробнее — в Русской историч. библиот. 2. 103 А еще более подробное описание всего вышеизложенного и особенно пребывания патриархов у царицы, равно перечисление всех даров и поминков, находится у Арсения Елассонского (Старчев. Hist. ruth. script. exmeri. 2. P. 375–381 и можно читать у Муравьева (Сношен. России с Вост. 1. 213–220 26 Статейн. список. 3. С. 81–89 Отселе Статейный список возобновляет свой прерванный рассказ. О поднесенных патриарху поминках напечатано в Истории Карамзина. 10. Прим. 214

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010