В слове Зиновия Зосиме и Савватию (Православный Собеседник . 1859. Кн. 2. С. 354, Кн. 3. С. 113); в слове Димитрию Прилуцкому (Сборник НСБ. 1320. Л. 78); в житии Кирилла Белозерского (Сборник НСБ. 1424. Л. 114 об., 115). В слове Зиновия Зосиме и Савватию (Православный Собеседник. Кн. 2. С. 355 и след., 506); в слове Александру Невскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 166 об); Димитрию Прилуцкому (Сборник НСБ. 1320. Л. 75). В слове Александру Невскому (Сборник НСБ. 1491. Л.167:168); Михаилу Клопскому (Сборник НСБ. 1491. Л.234:235). В слове Александру Невскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 168–180); Михаилу Клопскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 220 и след., Л. 236). Православный Собеседник. 1859. Кн. 2. С.368:471, 472, 473. История Русской Церкви преосвященного Филарета. Ч. III. С. 136. АИ. Т. I. 45. С. 92; 66. С. 118. АИ. Т. I. 27. С. 28. АИ. Т. I. 19. С. 28. Книга Степенная. Ч. I. С. 480. Сборник НСБ XVI в. 1444. Л. 65–73; здесь оно надписывается так: “поучение и послание Изосима святого к Настасии дщери своей”, а на стороне против этого послания сделана приписка: “прочитать черноризцам сие слово на пользу и на спасении души”. Послание издано в: Духовный Вестник. 1862. Июль. АИ. Т. I. 19 и 22. Так же надписал свои послания и митрополит Киприан (Там же. 11. С.19:20). “Послал есьм грамоту к вам с поучением”. — АИ. Т. I. 281. С. 516. Древняя Российская Вивлиофика. Ч. 6. С. 66. ДАИ. Т. I. 221. С. 369. Там же. 43. С. 60. АИ. Т. I. 112. С. 169. Митрополит Даниил в послании к неизвестному епископу говорит, что он писал прежде ему послание, “ныне же повторих на пользу твою и инех”. — Сборник НСБ. 1281. Л. 227. Таково послание протоиерея Сильвестра Казанскому воеводе, где он вместе с наставлением этому князю делает наставления ко всем людям того царства, “обше господам моим молю и челом бию всем священническому чину, и князем, и бояром, и всем христианом, простым людям, богатым и нищим”. В конце своего послания Сильвестр делает приписку: “Благоверный княже Алекандре! Аще угодно ти будет от нашего скудного разума Божественное сие писание”, прочитай сам и “не скрый сего святого писания и прочим государским воеводам советным ти о государеве деле и священническому чину и христоимянитому стаду, да со вниманием прочетшее на пользу душам своим, и начнут вся сия творити и учити, яже есть писано…”. — Сборник НСБ. 1281. Л. 393–399.

http://azbyka.ru/propovedi/russkaya-prop...

ААЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицею АН. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею. Новгородская Софийская библиотека. Полное собрание русских летописей. Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 2 В житии Иоасафа царевича читаем: “Так как путь, ведущий к добродетели, жесток не как есть и остр, и паче иже николиже и еще отнюду неприложшимся к Богу, но страстным мучительством и еще боримом; сего ради и многих требуем, иже к нему понужающих нас, овех убо притчами, овех жития описанием, иже преже сих шествовавших, иже паче неболезненно привлачит к нему и неотчаятися устрояет шествия прискорбнаго; понеже и ходящаго путем неудоб ходимым и жестоким утешая, и убо ничто, и повелевая меньшее сотворити, показая же многи тем уже прошедших, тако и конца добре постигших”. – Рукопись Соловецк. 210. 3 В слове Зиновия Зосиме и Савватию (Православный Собеседник. 1859. Кн. 2. С. 354, Кн. 3. С. 113); в слове Димитрию Прилуцкому (Сборник НСБ. Л. 78); в житии Кирилла Белозерского (Сборник НСБ. 1424. Л. 114 об., 115). 4 В слове Зиновия Зосиме и Савватию (Православный Собеседник. Кн. 2. С. 355 и след., 506); в слове Александру Невскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 166 об); Димитрию Прилуцкому (Сборник НСБ. 1320. Л. 75). 5 В слове Александру Невскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 167, 168); Михаилу Клопскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 234, 235). 6 В слове Александру Невскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 168–180); Михаилу Клопскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 220 и след., Л. 236). 13 Сборник НСБ XVI в. 1444. Л. 65–73; здесь оно надписывается так: “поучение и послание Изосима святого к Настасии дщери своей”, а на стороне против этого послания сделана приписка: “прочитать черноризцам сие слово на пользу и на спасении души”. Послание издано в: Духовный Вестник. 1862. Июль. 14 АИ. Т. I. 19 и 22. Так же надписал свои послания и митрополит Киприан (Там же. 11. С. 19, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

244 В слове Александру Невскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 167, 168); Михаилу Клопскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 234, 235). 245 В слове Александру Невскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 168–180); Михаилу Клопскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 220 и след., Л. 236). 252 Сборник НСБ XVI в. 1444. Л. 65–73; здесь оно надписывается так: “поучение и послание Изосима святого к Настасии дщери своей”, а на стороне против этого послания сделана приписка: “прочитать черноризцам сие слово на пользу и на спасении души”. Послание издано в: Духовный Вестник. 1862. Июль. 253 АИ. Т. I. 19 и 22. Так же надписал свои послания и митрополит Киприан (Там же. 11. С. 19, 20). 259 Митрополит Даниил в послании к неизвестному епископу говорит, что он писал прежде ему послание, “ныне же повторих на пользу твою и инех”. — Сборник НСБ. 1281. Л. 227. 260 Таково послание протоиерея Сильвестра Казанскому воеводе, где он вместе с наставлением этому князю делает наставления ко всем людям того царства, “обше господам моим молю и челом бию всем священническому чину, и князем, и бояром, и всем христианом, простым людям, богатым и нищим”. В конце своего послания Сильвестр делает приписку: “Благоверный княже Алекандре! Аще угодно ти будет от нашего скудного разума Божественное сие писание”, прочитай сам и “не скрый сего святого писания и прочим государским воеводам советным ти о государеве деле и священническому чину и христо­имянитому стаду, да со вниманием прочетшее на пользу душам своим, и начнут вся сия творити и учити, яже есть писано…”. — Сборник НСБ. 1281. Л. 393–399. 262 В предисловии к нему преподобный Иосиф говорит: “Святи Божественни отцы написаша на древния еритики, и в множайших местных изъявиша имена их и ериси их, того ради, яко да ведомо будет и в древние роды, яко сих учение диавольска суть изображения. Собрах же в едино от различных писаний Божественных, яко да ведящии Божественная писания прочетшее да воспомянуть себе, не ведущии же прочетшее да разумеют. И аще кому что потребно будет противу еритическим речем, и благодатию Божиею обрящет готово без труда в коемждо слове”. — Православный Собеседник. 1855. Кн. 3. С. 63.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

58 По церковным правилам всякому вновь поставленному священнику делается наставление от архиерея. В наше время священнику даётся грамота, в которой от имени святителя излагаются обязанности новопоставленного; кроме этой грамоты иногда в наше время архиереи дают и устные наставления посвящённым ими. В древнее время на Руси наставления вновь поставленным священникам и диаконам давались так: “Егда предстоит новопосвященный поп урок свой у соборныя церкви, якоже обычай есть, епископ, отпущая к порученней ему церкви, наказая и, даст ему от руку своею молитвенная словеса и прочая, прочтет ему свиток, положить на олтари, велит ему взяти видение память священия”. Свитки эти и носили название “поучения новопоставленному иерею”. — Сборник НСБ. 1454. Л. 6 об., 12. Это поучение встречается во множестве других сборников и имеет несколько редакций. Оно издано преосвященным Макарием в Духовном Вестнике (1862. Май. С. 99) и археографической комиссией (АИ. Т. 1. 109). 59 Все эти поучения встречаются и в сборниках Новгородской Софийской библиотеки; они даже собирались вместе и в рукописях помещалось одно за другим. Так в сборнике НСБ 1454 за поучением к новопоставленному иерею на л. 13, сразу следует “поучение епископле ко иереом”, а на об. 103 л. помещено “наказание Василия Великаго о божественней службе”, буквально сходное местами с вышеприведёнными поучениями, и начало его: “подщися, о презвитере! Представити себе делателя непостыдна”, точно такое же, как и в поучении в АИ. Т. 1. 109. С этими поучениями сходно небольшое “поучение Василия Великаго ко иереом” (Сборник НСБ. 1466. Л. 36) и сразу же следующее за ним “поучение к иереом”, приписываемое в рукописи Иоанну Златоусту (Там же. Л. 38). 69 Сборник НСБ. 1289. Л. 351 и сл. “Послах вы епистолью на землю”. — Там же. Л. 353 об. Преосвященный Макарий относит время появления этого слова ко временам татарского ига, см.: Духовный Вестник. 1862. Март. 73 АИ. Т. 1. 261. С. 491. Буквально сходны с этим местом слова Геронтия митрополита (АИ. Т. 1. 97. С. 141). ДАИ. Т. 1. 28. С. 28; 43. С. 58.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

латиняне, назв. франкоговорящих купцов в Австрии и Венгрии 291, 335, 335 Лаузиц, см. Лужицы лендзяне, славянское племя на русско-польском пограничье (см. также: Lendizi) 28 Ленчица, г. в Польше 167, 200, 200 Лехия, лехиты, искусственные литературные назв. Польши и поляков (см.) 305, 310, 314, 322 Лёвенштадт, г., который пытался построить на Балтике саксонский герц. Генрих Лев 271–272 Либице, г. в Чехии 48 Ливония (Ливонский орден) 343 Лимож, г. во Франции 86 Линкольн(шир), гр-во на вост. Англии (между р. Трент и побережьем Сев. м.) 195 Линц, г. в Австрии 32, 32–33 Литва, литва, обл. и нар. 70, 85, 85, 228, 235, 235, 278, 278 Локкум, замок в Центр. Саксонии 339–340, 339, 342 Лолланн, один из датских о-вов (к югу от Зеландии) 146 Ломбардия (Сев. Италия), обл. 94 Лонгобардия (Ломбардия), лонгобарды, см. Лагувардия Лонгобардия (Лонгобардское кор-во), лонгобарды, гос-во германских лонгобардов в Италии 36, 86–87, 94–95, 117, 215 Лондон 132, 132–133 Лорх, г. в Австрии 32 Лотарингия, лотарингцы, обл. к зап. от Рейна и ее население 49, 49, 161, 215, 309, 333 Лотарингия Ниж., герц-во 49, 156, 181, 234, 242 Луара, р. во Франции 166, 238 Лувен, г. в Бельгии 231, 231 Лужицы (Лаузиц), лужичане (сербо-лужичане, сорбы), племенной союз полабских славян в сред, течении Лабы (Эльбы) и его обл. (см. также: Верхнелужицкая, Нижнелужицкая марка) 30, 30, 43, 67–68, 130–131, 167, 220, 220, 268 Лукания, обл. на зап. побережье Юж. Италии 94 Луцк, г. и кн-во на Волыни 310 Льеж, см. Люттих Любек, г. в земле ободритов 235, 258–259, 267, 271–273, 272–273, 282–283, 283, 343 Любекская бухта 272 Любушское еп-во, в Зап. Польше 269 Люксембург, замок и гр-во в Лотарингии 234, 234 Люнебург, г. на сев. Саксонии 276, 326 лютичи, племенной союз эльбо-одерских славян (см. также: велеты, вильцы) 56, 62, 106, 125–127, 126, 143–144, 144, 216–217, 216, 235, 253–254, 254–255, 329 Люттих (Льеж), г. во Фландрии 180, 184 ляхи, древнерусское назв. поляков (см.) 28, 112, 139, 19, 250 Маастрихт, г. в Бельгии 288, 291, 333

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(См. там же указатель к этому обозрению. С. 717 (397)). 2) Служебников – а) пять в Московской Синодальной библиотеке (Савв. С. 251 (375)); б) десять в Новгородской Софийской (Куприан. С. 55, 313–318 (312)); в) три в Румянцевском музеуме (Восток. 604–605 (246)); г) два в Воскресенском монастыре (Амфил. 264, 269 (235)). У г. Срезневского в означенный (1250–1400) период показано пять (указател. 739 (397)). 3) Апостолов – а) два в Московской Синодальной библиотеке (Савв. 156 (375)); б) один в Новгородской Софийской (Куприан. 227 (312)); в) два в Толстовской (Описан. 68, 211 (297)); г) два в библиотеке Царского (Опис. 4 (404)); д) один в Воскресенском монастыре (Амф. 261 (235)); е) один в Кирилле-Белоезерском (Варл. 10 (241)). У г. Срезневского – четыре (указател. 709 (397)). 4) Октоихов – а) два в Московской Синодальной (214 (375)); б) пять в Новгородской Софийской (301–303 (312)); в) четыре в Толстовской (2. 469, 498 (297)); г) один в Воскресенском монастыре (275 (235)). У г. Срезневского – четыре (указател. (397)). 5) Трефологиев, или праздничных Миней,– а) три в Московской Синодальной библиотеке (260 (375)); б) шесть в Новгородской Софийской (290–293, 299, 318 (312)); в) один в Румянцевском музеуме (396 (246)); г) один в Толстовской библиотеке (170 (297)). У г. Срезневского – один (указат. (397)). 6) Псалтирей – а) две в Московской Синодальной (223, 224 (375)); б) две в Новгородской Софийской (54, 55 (312)); в) две в Толстовской (168, 207 (297)); г) две в Румянцевском музеуме (463, 464 (246)); д) одна в Воскресенском монастыре (263 (235)); е) одна в Кирилло-Белозерском (11 (241)); ж) одна в библиотеке Московского исторического общества (Опис. 59 (401)). У г. Срезневского – три (указат. (397)). 7) Уставов церковных – а) пять в Московской Синодальной (262 (375)); б) один в Толстовской (6 (297)); в) один в Румянцевском музеуме (710 (246)); г) один в Воскресенском монастыре (272 (235)). 8) Триодей постных – а) две в Новгородской Софийской библиотеке и две вместе с цветною (319 (312)); б) одна в Румянцевском музеуме (707 (246)); в) три в Воскресенском монастыре (89, 281, 286 (235)).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В XVII в. все башни были надстроены высокими шатрами, кроме Никольской: у нее шатер появился только в нач. XIX в. С кон. XVII до нач. XX в. стены и башни белили. За более чем полутысячелетнюю историю мн. башни М. К. и отдельные участки стен неоднократно разрушались и восстанавливались. В нач. XIX в. ров, к тому времени давно утративший оборонительную функцию, был засыпан. I. Угловые башни. 1. Собакина (Угловая Арсенальная) - именовалась по находившемуся поблизости двору бояр Собакиных, совр. название получила по расположенному рядом зданию Арсенала. Одна из самых мощных башен М. К. Была поставлена над родником-колодцем, служившим для снабжения гарнизона питьевой водой. 2. Беклемишевская (Москворецкая) - прежде именовалась по находившемуся рядом двору бояр Беклемишевых, ныне - по названию реки, у переправы через к-рую была размещена, занимая т. о. важное стратегическое местоположение. Почти не подвергалась серьезной реконструкции. Спасская башня. Архит. П. А. Солари. 1491 г. Спасская башня. Архит. П. А. Солари. 1491 г. 3. Свиблова (Водовзводная) - старое название также связано с располагавшимся вблизи боярским двором; служила для защиты брода в устье р. Неглинной. Совр. название получила после устройства в башне в 1633 г. англ. инженером Христофором Галовеем водоподъемного механизма, при помощи к-рого вода набиралась в расположенный в верхней части башни резервуар, откуда по свинцовым трубам через систему водонапорных башен распределялась по территории М. К. В 1805-1806 гг. была разобрана до основания и возведена вновь под рук. архит. И. В. Еготова. В 1812 г. взорвана отступавшими из Москвы французами. Восстановлена в 1817-1819 гг. по проекту архит. О. И. Бове. Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием и Варлаамом. Надвратный образ на Спасской башне. Сер.— 2-я пол. XVII в. Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием и Варлаамом. Надвратный образ на Спасской башне. Сер.— 2-я пол. XVII в. II. Проездные башни. 1. Фроловская (Спасская) - была поставлена в 1491 г.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

I. Спб., 1839); Соколов, II, Каталог обстоятельный росс. рукописям, служебным и до церковной истории касающимся, в библ. Имп. Акад. Наук хранящимся (Спб., 1818); Строев, П. М., Рукописи слав.-росс., принадлежащие Н. Царскому (М. 1836 и 1848); Титов, А., Охранный каталог слав.-русск. рукописей (в. 1–6 , Ростов, Москва, 1881–1895); его же, Рукописи, принадлежащие И. Вахрамееву (в. 1–4 , М., 1882–92); его же, Описание рукоп. Ростовского музея (ч. 1–2 , Ярославль, 1886–89): Рукописи гр. Уварова (т. 2, Спб., 1858, 1 т. не выходил); Ундольский, В. М., Описание слав. рукоп. Московспой патриашей библ. (М. 1847–48); его же, Слав.-русск. рукописи В. М. Ундольского, им самим описанные (М., 1870); Херсонский, И., Описание рукоп. Макарьевского Унженского мон. (Кострома, 1887); Шляпкин, И. А., Описание рукоп. суздальского Спасо-Евфимиева мон. (Спб., 1880); Яцимирский. А. И., Опись рукоп. собрания П. И. Щукина (М., 1887). – Описания рукописей и старопечатных книг вместе: Строев, П., Библиотека Имп. Общ. истории и древностей Росс. (М., 1845); Попов, А., Описание рукописей и книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова (М., 1872–75). – Описание ц.-слав. старопечатных книг: Каратаев, И., Хронологическая роспись слав. книг, напечатанных кириловскими буквами 1491–1730 (Спб., 1861); его же, Описание славяно-русских книг (т. I с 1491 по 1652, Спб., 1883); Пекарский, П., Наука и литература в России при Петре В. (1–2 т., Спб., 1862); Сахаров, И., Обозрение славяно-русской Б. (Спб. 1849, изд. не окончено); Строев, П. М., Описание старопеч. кн. библ. Царского (М., 1836); его же, Описание староп. кн., служащее дополнением к опис. библиотек гр. Толстого и купца Царского (М., 1841); Ундольский, 75. М., Очерк слав.-русской библиографии. Вып. I. Хронологич. указатель славяно-русских книг церковной печати с 1491 по 1864 г., с доп. А. Бычкова и Викторова (М., 1871), и Я. Головацкого, (Спб., 1874); Барсуков, Е., Список книг церковной печати, хранящихся в библ. Св. Синода (Спб., 1871); Родосский, А.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Вестерберг У., см. Westerberg U. Веттины, знатный восточносаксонский род (по замку Веттин в Тюрингии) (со втор, пол. X в.) 280, 309 Вибальд, аб. м-ря Ставло, канцлер германского имп. Фридриха I Барбароссы (ум. в 1159 г.) 251 Виберт, автор записки о св. Бруно Кверфуртском (XI в.) 91 Вибольт, аб. м-ря Корвай (сер. XII в.) 280 Вигберт, еп. мерзебургский (1004–1009) 85 Виггер, еп. бранденбургский (1138–1158/61) 280 Вид, венгерский гр. (третья четв. XI в.) 357–358, 357–358 Видон, герц, сполетанский, кор. итальянский (889–994) 238 Видукинд Корвайский, немецкий хронист (ум. после 973 г.) 64 Викперт, см. Випрехт Виктор III, п. римский (1086–1087), до этого под именем Дезидерия – аб. м-ря Монтекассино (с 1058 г.) 50, 328, 328 Виктор IV, (анти)п. римский (1159–1164) 258 Виктор I, патр. Градо (848–853) 53, 53 Вильгельм I Завоеватель, герц, нормандский, кор. английский (1066–1087) VII, 111, 134, 134–135, 139, 239 Вильгельм II, кор. английский (1087–1100) VII, 195 Вильгельм II, норманнский кор. Сицилии (1166–1189) 249, 249 Вильгельм VI Толстый, герц, аквитанский (1030–1038) 119, 119 Вильгельм VII, б. предыдущего, герц, аквитанский (1038–1058) 119 Вильгельм, мгр. Саксонской северной марки (1044–1056) 328, 328–329 Вильгельм III, гр. ваймарский (1003–1039) 230 Вильгельм IV, гр. ваймарский, с. предыдущего, мгр. майсенский (1046/50–1062) 230, 230 Вильгельм I, гр. люксембургский (1096–1130) 234, 234 Вильгельм, архиеп. майнцский (954–968) 42, 47–49, 47–49 Винцентий Кадлубек, еп. краковский (1208–1218), польский хронист (ум. в 1223 г.) 257, 296–325, 345, 347, 396 Винцентий Пражский, чешский хронист (третья четв. XII в.) 261–266 Виоанн Василий, см. Василий Виоанн Випон, немецкий историограф (сер. XI в.) 96–99 Випрехт (Викперт) I, гр. «области бальзамов» (сер. XI в.) 218–219, 218–219 Випрехт (Викперт) II, гр. гройчский (ум. в 1124 г.) VI, 218, 219–220, 219, 232, 232, 234 Випрехт (Викперт) III, гр. гройчский (ум. в 1135 г.) 234, 234 Виталиан, п. римский (657–672) 327 Виталий I, патр. Градо (856–875) 53, 53

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

in Ps. 1//PG. 29. Col. 224). Если в мирских науках (геометрия, арифметика, медицина) вера как принятие без доказательств основных принципов предшествует знанию, то в христ. учении знание, почерпнутое из Божественного Откровения, предваряет веру, поскольку для веры прежде всего нужно усвоить понятие о существовании Бога (Ep. 235. 1). В таком случае вере необходимо довериться рассудку (τ διανο), чтобы иметь умственное представление о Боге (Hom. 3//PG. 31. Col. 216). «За подобным знанием следует вера, а за верой - поклонение (προσκνησις)» (Ep. 235. 1; ср.: Clem. Alex . Strom. I 6). II. Условия и пределы богопознания. Изначально человек обладал знанием Бога. Душа его, сотворенная по образу Божию, постигала благо, пребывая в созерцании прекрасного и наслаждении умопостигаемым (Hom. 9//PG. 31. Col. 344). Из-за происшедшего от диавола смятения (συϒχσεως) изменившие Богу, лишившись ведения истинного Бога, стали обращаться к идолам. Утрата подлинного ведения сказалась также на нарушении точности в суждении (δικρισις) о др. предметах (Hom. in Ps. 45//PG. 29. Col. 417). Хотя в человеке сохранилось убеждение в том, что его прибежище - в Боге, многие, заблуждаясь, не следуют за Спасителем (Ibid. Col. 416). Однако душа человеческая не может жить, не зная своего Творца. В. В. утверждает, что неведение (ϒνοια) Бога - смерть для души (Hom. 13//PG. 31. Col. 424); познания Бога желает всякая разумная природа (Hom. 5//PG. 31. Col. 256), хотя мир и не может познать Его (Reg. fus. 5. 49). В Боге различаются «сущность» и «свойства», к-рые В. В. чаще называет действиями или проявлениями (νρϒειαι) (Ep. 189. 6-8; 234. 1; ср.: Василий (Кривошеин) . 1967. С. 230). Сущность Божия остается для человека совершенно непостижимой. Бог не явил ее даже святым Своим - Аврааму, Исааку и Иакову (Adv. Eunom. I 13; ср.: Исх 6. 3). Она превосходит всякий ум и знание не только человеческое, но и ангельское (Adv. Eunom. I 14). Она ведома лишь Самому Богу, поэтому то, что говорится богословами о сущности Божией, выражается иносказательно (Ibidem). Возможно указать на свойство сущности - бытие как таковое (ατ τ εναι) (Ibid. I 10). Знание (εδησις) Божественной сущности есть ощущение (ασθησις) ее непостижимости (Ep. 234. 2). «Знать» (ϒινσκειν) Бога не означает уразуметь сущность или измерить Его величие: знание Бога есть соблюдение Его заповедей (Hom. 23//PG. 31. Col. 596-597). «Довольно тебе знать,- говорит святитель,- что Пастырь добр, что положил душу за овцы. Вот предел богопознания! А как велик Бог? Какая мера Его? Каков Он в сущности? Подобные вопросы опасны для вопрошающего и затруднительны для вопрошаемого» (Ibidem). Спасительно для христиан не исследование того, каков Бог ( το τ στιν), но исповедание того, что Он существует ( το τι στιν) (Adv. Eunom. I 14; Hom. in Ps. 115//PG. 30. Col. 105; Ep. 234. 2).

http://sedmitza.ru/text/929111.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010