Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КААФ («Книги, нарицаемые Кааф»), название нескольких памятников древнерусской книжности, непосредственно не связанных между собой, происходит от названия буквы древнеевр. алфавита «кааф» или «коф». I. Разновидность Палеи Толковой (см.: Истрин В. М. Замечания о составе Толковой Палеи: Книга «Кааф»//ИОРЯС. 1897. Т. 2. Кн. 4. С. 845-905; Он же. Из области древнерус. лит-ры: 4. Редакции Толковой Палеи//ЖМНП. Н. с. 1906. 2. Отд. 2. С. 185-246). II. Сборник толкований преимущественно на книги ВЗ и НЗ, древнейший известный список к-рого (ГИМ. Музейск. 4034) был сделан в 1414 - нач. 1415 г. (закончен 1 янв.) в Кашине священником ц. Рождества Христова Иоанном при участии др. писцов ( Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная книга Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980. Кат. 25). По набору толкуемых текстов, куда помимо извлечений из библейских книг входят фрагменты Толковой Палеи и «Прибавления» к ней (включая заимствования из пространного Жития Константина-Кирилла Философа), фрагменты Беседы трех святителей, Слов свт. Григория Богослова, ряд апокрифических текстов и др., кашинский К. обнаруживает близкое сходство с пергаменным Изборником XIII в. , а также (в меньшей степени) с 4-й частью укр. Мелецкого сб. кон. XVI в. (см.: Федер У. Р. Мелецкий сборник и история древнеболг. лит-ры//Palaeobulgarica. 1982. 3. С. 158-159, 163-164), но заметно отличается расположением текстов и превосходит родственные рукописи по объему. Вопрос о том, является ли К. в своей основе расширенной редакцией Изборника XIII в. или же отражает более древний архетип (сокращенный в пергаменном списке XIII в.), нуждается в специальном исследовании. В существующем виде К. сложился не ранее 2-й четв.- сер. XIV в., поскольку он содержит поучение митр. Феогноста (1328-1353), известное лишь в данном списке (изд.: Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности: 18. Поучение митр. всея Руси Феогноста//СбОРЯС. 1907. Т. 82. 4. С. 118-126). Включение текста в сборник объясняется тем, что он представляет по преимуществу компиляцию из текстов толкового характера. Судя по книгохранительским пометам и номерам, соответствующим монастырским описям 1641, 1701 и 1723 гг. (ср.: Рукописные собрания Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина: Указ. М., 1985. Т. 1. Вып. 2. С. 210-213), кашинская рукопись К. достаточно рано (не позднее сер. XVI в.) попала в б-ку Троице-Сергиева мон-ря, откуда была изъята (вероятнее всего, похищена старообрядцами) между 1723 и 1729 гг. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: «ЗЛАТОСТРУЙ» некалендарный четий сборник относительно устойчивого состава, содержащий Слова и поучения, к-рые преимущественно надписаны именем свт. Иоанна Златоуста АЛЕКСАНДР (кон. XIV в.), дьяк, автор краткого рассказа о святынях К-поля, включенного в Новгородскую IV летопись под 1395 (6903)г., не вполне точно называемого " Хождением "

http://pravenc.ru/text/1319732.html

Внутренняя стабилизация Руси при В. В. сопровождалась обострением внешнеполитических противоречий. Еще в 1112 г. вел. князь выдал свою дочь Евфимию за кор. Кальмана, но вскоре брак был расторгнут венг. стороной. Борьба с Ярославом Святополчичем вылилась в конфликт с Венгрией и Польшей, правители к-рых Иштван (Стефан) II и Болеслав III Кривоустый поддержали бывш. волынского князя. Конфликт завершился гибелью Ярослава под стенами Владимира-Волынского в 1123 г. Сложнее обнаружить конкретные причины войны с Византией, вспыхнувшей в 1116 г. Вероятно, Киев стремился к контролю за Н. Подунавьем - районом, традиционно важным для Руси (и соседней с ней Византии) как в торговом, так и военно-стратегическом отношениях, особенно после того как в кон. XI в. Русь потеряла Тмутараканское княжество. Визант. самозванца Льва Псевдо-Диогена, выдававшего себя за сына бывш. имп. Романа IV Диогена , В. В. женил на своей дочери (или сестре?) Марице (возможно, еще ок. 1095), поддержал его выступление против имп. Алексея I Комнина . После скорой гибели Льва рус. гарнизоны заняли ряд нижнедунайских городов, ранее предавшихся Льву. Однако главную визант. крепость в этом районе - Доростол (совр. Силистра, Болгария) взять не удалось. Мир, условия к-рого неизвестны, был заключен не позднее 1121-1122 гг., когда в Византию «за ц(еса)рь» (предположительно за Алексея, старшего сына и соправителя Иоанна II Комнина , а не за Андроника, как часто считается в историографии) была выдана замуж дочь Мстислава Владимировича, а В. В. заложил в Киеве ц. во имя Иоанна Предтечи, в к-рой, по всей вероятности, была положена доставленная из К-поля реликвия - перст святого. Это событие отразилось в древнерус. проложном сказании о «пренесении честнаго прьста Иоанна Крестителя, десныя его руки, в Русь от Царьграда… при князи Володимере Мономасе» ( Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности//СбОРЯС. 1907. Т. 82. 4. С. 56-57); церковь находилась на Сетомли «у Купшина монастыря», по др. источникам неизвестного.

http://pravenc.ru/text/159100.html

1-й тропарь обычно не связан по смыслу с воспоминанием дня или праздника и играет ту же роль, что и ирмос в каноне. В рукописях (как обычных (см., напр.: Яцимирский А. И. Карансебешский октоих 2-й пол. XIII в.//СбОРЯС. 1906. Т. 82. 1; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 596; Пентковский, Йовчева. С. 59, 60), так и певческих: «Самогласникы ирмоси на блаженах из октаика» (РНБ. Кир.-Бел. 659/916), «На литоргии ирмос блаженна» (РНБ. Кир.-Бел. 681/938)) он регулярно обозначается как ирмос (в отличие от совр. печатных литургических книг). Один и тот же ирмос может использоваться в разных группах тропарей на Б. 1-й тропарь воскресных тропарей Октоиха на Б. используется как ирмос тропарей на Б. в будние дни седмицы соответствующего гласа. 1-й тропарь на Б. утрени Великой пятницы - это воскресный ирмос тропарей на Б. 4-го гласа. Существуют, однако, и исключения из этого правила: уникальны ирмосы тропарей на Б. в четверг Великого канона, в последованиях погребения мирского, монашеского и священнического и др. После ирмоса следуют тропари, посвященные воспоминанию дня или праздника: воскресны, мученичны, мертвены, тропари в честь ангелов, святых и т. д. В этих тропарях раскрывается смысл праздника или воспоминания данного богослужебного дня. В конце цикла обычно приводятся троичен и богородичен . Троичен иногда отсутствует (напр., в последовании погребения священников - Требник большой. Л. 139об.). Троичны - так же как и ирмосы на Б.- часто одни и те же для неск. циклов. В древних слав. рукописях Октоиха троичен воскресных тропарей повторялся и в будние дни. В более поздних Октоихах появились разные троичны на каждый день ( Пентковский, Йовчева. С. 55); в совр. печатном Октоихе остались нек-рые следы древнего употребления воскресного троична во всю седмицу: воскресный троичен 1-го гласа поется также в понедельник и субботу, воскресный троичен 4-го гласа - во вторник, воскресный троичен 6-го гласа - в субботу. Воскресные и будничные тропари на Б. В древнейших рукописях Октоиха (с IX в.) тропари на Б. распределены по службам и не выделены в особый раздел книги, в более поздних рукописях (напр., Sinait. gr. 779, XI в.) они составляют особый раздел, как и в слав. рукописях Октоиха с XIII в. В Октоихах XV в. (напр., в первопечатном слав. Октоихе. Краков, 1491. Л. 54об.- 55) и последующих тропари на Б. снова распределены по службам. В используемом ныне в правосл. Церкви Октоихе для служб недель (воскресений) приведены по 8, для остальных дней седмицы - по 6 тропарей на Б. Праздничные тропари на Б.

http://pravenc.ru/text/блаженны.html

С К. связывают Купшин мон-рь в Киеве, на р. Сетомли, к-рый упомянут в Проложном сказании о перенесении перста св. Иоанна Крестителя из К-поля в Киев при Владимире Мономахе (ок. 1121) ( Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности//СбОРЯС. 1907. Т. 82. 4. С. 56-57; Лосева. 2009. С. 340-341). Возможно, обитель получила свое название потому, что являлась местом хранения мощей святого, выкупленных у язычников. По др. версиям, К. мог основать этот мон-рь или какое-то время подвизаться в нем. Мощи, почитавшиеся как останки К., находились в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры по крайней мере с 1-й пол. XVII в.- они отмечены в сочинении мон. Афанасия Кальнофойского «Тератургима» (К., 1638), а также на плане 1825 г. ( Евгений (Болховитинов). 1847. С. 289, 292). В кон. 80-х гг. XX в. эти мощи были исследованы межведомственной комиссией под рук. д-ра медицинских наук, проф. И. А. Концевич, которая установила, что причиной смерти стал удар рубящим предметом в область правой теменной кости. Возраст на время смерти был установлен в пределах 30-35 лет. Ок. 1643 г. по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг составил Канон преподобным отцам Печерским. К. прославляется в 1-м тропаре 8-й песни Канона: «О Кукшо мучениче, священником правило, постником и преподобным украшение, иже в проповеди Евангелиа с учеником ти честным конец приим яко апостол, молитвами си и мене на путь спасения настави» (Дива Печер. 1997. С. 148). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент. Существует также общая с Октоихом служба К. и прп. Пимену постнику (Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 109-118; с указанием имени ученика К.- Никон).

http://pravenc.ru/text/2462223.html

Т. 2. Стб. 286), по всей видимости родственником имп. Иоанна II Комнина (его старшим сыном и соправителем Алексеем?); данное событие знаменовало урегулирование отношений с Византийской империей после военного конфликта 1116 г. Вероятно, в связи с урегулированием русско-византийских отношений по повелению Владимира Мономаха в киевскую ц. во имя св. Иоанна Предтечи на р. Сетомли была перенесена реликвия, привезенная из К-поля,- перст правой руки св. Иоанна Предтечи ( Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерусской духовной письменности//СбОРЯС. 1907. Т. 82. 4. С. 56-57; Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 340-341; см. также: Флоря Б. Н. К генезису легенды о «дарах Мономаха»//ДГ СССР, 1987. М., 1989. С. 185-188; Щапов. Памятники. С. 220-221). Имеются основания отождествить ц. Иоанна Предтечи на р. Сетомли с церковью «святаго Ивана в Копыреве конци», заложенной Владимиром Мономахом в 1121/22 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 286; Карпов А. Ю. Перенесение перста св. Иоанна Крестителя из Византии на Русь в контексте визант. политики Владимира Мономаха// Он же. Исследования по истории домонгольской Руси. М., 2014. С. 150-151). Не исключено в таком случае, что реликвию мог доставить прибывший на Русь Н. ( Присёлков. 2003. С. 182). Литургическое празднование перенесения данной святыни на Руси было приурочено к 7 янв.- Собору св. Иоанна Предтечи и дню перенесения его десницы из Антиохии в К-поль в 956 г. ( Лосева. 2009. С. 228). Никита, митр. Киевский, затворяет в темнице еретика Дмитра. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 34) Никита, митр. Киевский, затворяет в темнице еретика Дмитра. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 34) По сообщению митрополичьей Никоновской летописи (20-е гг. XVI в. ) под 1123 г., «пресвященный Никита митрополит Киевский и всеа Руси в своем граде в Синелице затвори в темнице злаго еретика Дмитра» (ПСРЛ. Т. 9. С. 152). Представители историографии XIX в.

http://pravenc.ru/text/2565386.html

Имя И., как и имена преподобномучеников Иоасафа и Василия, отсутствует в перечне Псковских святых в «Описании о российских святых», известном в рукописях XVIII-XIX вв. Канонизация И. совершилась включением его имени в Собор Псковских святых, празднование которому было установлено в 1987 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена . И. упоминается в службе Собору Псковских святых, составленной в 1987 г. Ю. Г. Малковым. Л. А. Творогов полагал, что И. служил в Спасо-Мирожском монастыре, был автором поучения «Поклон и благословение от Есифа к детем моим и братии моеи», составленного не позднее нач. XIV в. (опубл.: Никольский Н. К. Материалы для истории древнерус. духовной письменности//СбОРЯС. 1907. Т. 82. 4. С. 127-140). На основании одной фразы из поучения исследователь делал вывод о том, что И. был знаком с ранней рукописью, содержавшей «Слово о полку Игореве» ( Творогов Л. А. К лит. деятельности пресвитера Спасо-Мирожского мон-ря Иосифа, предполагаемого заказчика псковской копии «Слова о полку Игореве». Псков, 1946; ср.: Бурыкин А. А. Псков в истории рукописной традиции «Слова о полку Игореве»: Факты и гипотезы//Псков в российской и европейской истории: К 1100-летию первого летописного упоминания. М., 2003. Т. 2. С. 279). Данная т. зр. представляется неверной (имя Иосиф в отношении к убиенному псковскому священнику появляется в текстах 2-й пол. XVI в., в более ранней рукописи Пролога он назван Ксенофонтом). Лит.: Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 38, 263; Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв. СПб., 2007. Т. 1. С. 363-368; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 199. М. В. Печников Иконография И. представлен на 2 иконах «Собор Псковских святых» из Троицкого собора Псковского кремля - кон. XX в. и 1982 г. Показан в правой части композиции старцем в схимническом облачении, в правой руке держит крест, левую прижимает к груди. У него окладистая борода, слегка раздвоенная на конце.

http://pravenc.ru/text/578420.html

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 260-262; Срезневский И. И. Древние памятники рус. письма и языка (X-XIV вв.). СПб., 18822. Стб. 62; Филарет (Гумилевский). Обзор. 18843. С. 32-33; Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности: 1. К вопросу о неизданном поучении митр. Климента Смолятича//ИОРЯС. 1897. Т. 2. Кн. 1. С. 65-73 (То же//СбОРЯС. 1907. Т. 82. 4. С. 95-103); Голубинский. История РЦ. 1901. Т. 1. 1-я пол. С. 300-315; он же. Вопрос о заимствовании домонгольскими русскими от греков так называемой схедографии, представляющей собою у последних высший курс грамотности//ИОРЯС. 1904. Т. 9. Кн. 2. С. 49-59; Присёлков М. Д. Очерки по церковно-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913. С. 375-390; Соколов П. П. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 60-95; Гранстрем Е. Э. Почему митр. Климента Смолятича называли «философом»//ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 20-28; Творогов О. В. Климент Смолятич//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 227-228; Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Др. Руси. М., 1989. С. 164-169, 187-188, 196-198; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2 (по указ.); Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киев. Руси, 988-1237 гг. СПб., 19962 (по указ.); Поппэ А. Митрополиты и князья Киевской Руси (988-1305)//Там же. С. 455-456; Понырко Н. В. Климент Смолятич//Лит-ра Др. Руси: Библиогр. слов. М., 1996. С. 92-94; она же. Был ли Климент Смолятич создателем первого слав. перевода Толкований Никиты Ираклийского на 16 Слов Григория Богослова//ТОДРЛ. 2008. Т. 59. С. 133-143; Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998 (по указ.); Иткин В. В. Толкования Афанасия мниха на соч. Климента Смолятича в древнерус. рукописных сборниках//Книга и лит-ра в культурном контексте: Сб. науч. ст., посвящ. 35-летию начала археогр. работы в Сибири. Новосиб., 2003. С. 91-109; Толочко П. П. Страсти по митрополитам Киевским//Αντιδωρν: К 75-летию Г. Г. Литаврина. СПб., 2003. С. 110-118; Назаренко А. В. Территориально-полит. организация гос-ва и епархиальная структура Церкви в Др. Руси (кон. X-XII в.)// Он же. Др. Русь и славяне: (Ист.-филол. исслед.). М., 2009 С. 172-206. (ДГВЕ, 2007) (по указ.); Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Князь и митрополит: Штрихи к портрету Климента Смолятича// Они же. Траектории традиции: Главы из истории династии и Церкви на Руси кон. XII - нач. XIII в. М., 2010. С. 21-79.

http://pravenc.ru/text/1841369.html

928 Срезневский И.И. София Цареградская по описанию русского паломника конца XII века//Тр. III Археологии, съезда в России. Киев, 1878. Т. 1. С.95–109 [Айналов Д.В. Примечания к тексту Книги Паломник Антония Новгородца//ЖМНП. 1906. Июнь. С.233–276; 1908. Ноябрь. С.81–106. – Прим. изд. (К.А.)]. 929 Антоний, очевидно, позаимствовал эту эсхатологическую идею из рассказов византийских гидов (Patria) [ср.: Dagron G. Constantinople imaginaire: Etudes sur le Recueil des “Patria”. (Bibliothèque byzantine: Etudes. 8). Paris, 1984. P. 302 sq.; Berger A. Untersuchungen zu den Patria Konstantinupoleos. (Poikila Byzantina. 8). Bonn, 1988. S.160 sq. – Прим. изд. (K.A.)]; ср. также другое место в его сочинении, выдающее знакомство Антония с пророчеством императора Льва Мудрого и с (апокрифическими) видениями Даниила (С. 7 по изд. Лопарева); см. об этом: Podskalsky G. Der Fall Konstantinopels in der Sicht der Reichseschatologie und der Klagelieder//AKG. 1975. Bd.57. S. 71–86, особ. 82–85. 930 Уваров А.С. О блюде вел. кн. Ольги: Новое дополнение к Паломнику Антония//Древности. 1874. Т.4. С.95–98; Лопарев Хр. Новый список описания Цареграда Антония Новгородского//Библиограф. 1888. Т.4. 12. С. 384–388; Айналов Д.В. Дар св. кн. Ольги в ризницу церкви св. Софии в Царьграде. Μ., 1905. 931 Критическое издание Книги Паломник Антония Новгородского в настоящее время готовится к печати проф. Дж. Маджеска, предполагающим сопроводить его столь же обстоятельным археологическим комментарием, каким снабжен уже изданный им свод древнерусских хожений в Царьград XIV–XV вв. (Majeska G.P. Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. [DOS. Vol. 19]. Washington, D.C., 1984). (K.A.) 933 Казанский П. История православного русского монашества. Μ., 1885. С. 122; Строев П.М. Библиографический словарь и черновые к нему материалы. (СбОРЯС. Т.29. СПб., 1882. С.94; Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.З. С. 202 и сл.; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С. 838. Прим.1; Goetz L.K. Das Kiever Höhlenkloster (прим. 279). S. 101–103; Tachiaos А. (прим. 282). Р.504–507 (автор не знаком с изданием Никольского (!) и придерживается старой датировки Филарета 1219 годом). Последнее слово об этом сочинении и его авторе, разумеется, еще не сказано. [Ср.: Прохоров Г.Μ. Досифей//СлККДР. Вып.2/1. С. 198, где Досифей считается настоятелем нижегородского, а не киевского Печерского монастыря. – Прим. изд. (А.Н.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не завидуй тому, кто преуспевает при посредстве неправд, но считай всех людей выше себя, и Сам Бог будет с тобой ( 82, 24 ). Обесчещенный, не возненавидь обесчестившего, скажи сам себе: я достоин того, чтобы все братия осыпали меня бесчестиями ( 82, 25 ). Находясь в обществе братии, сохраняй молчание. Если понадобится сказать им о чем-либо, скажи кротко и со смирением ( 82, 25 ). Люби бесчестия больше, чем почести, люби телесные труды больше, чем успокоение тела, люби ущерб в стяжаниях мира сего больше, чем приобретение ( 82, 26 ). Во всем храни смирение: в наружности, в одеждах, в сидении, стоянии, хождении, лежании, в келлии и в принадлежностях ее. Во всем жительстве своем усвой себе обычай нищеты. Не тщеславься ни в речах, ни в славословии и песнопениях, приносимых Богу. Когда случится быть с ближним, слова твои да не будут растворены хитростью, коварством и обманом ( 82, 28 ). Знай, смирение состоит в том, чтобы ты считал всех людей лучше тебя и был удостоверен в душе твоей, что ты более всех обременен грехами. Голову держи опущенной, и язык твой да будет всегда готов сказать укоряющему тебя: «Прости меня». Предметом же постоянного размышления твоего да будет смерть. Преподобный Антоний Великий ( 82, 32 ). Уничижение себя состоит в том, чтобы признавать себя хуже, чем животные, которые не подлежат осуждению ( 82, 69 ). Однажды старцы сидели за трапезой, а авва Алоний предстоял им и прислуживал. Старцы похвалили его за это. Он ничего не ответил. Один из них спросил его: «Почему же ты не ответил старцам, когда они похвалили тебя?» Авва Алоний сказал: «Если бы я им ответил, это значило бы, что я принял похвалу». Авва Алоний ( 82, 69 ). Однажды диакон патриарха начал укорять его перед всем клиром. Блаженный поклонился ему, сказав: «Прости меня, господин мой и брат». Александр, патриарх Антиохийский ( 82, 72–73 ). Главное, чего мы должны искать, состоит в том, чтобы мы смирились перед братией ( 82, 179 ). Кто считает себя за ничто, признает свое невежество, тот являет этим, что он старается исполнять волю Божию, а не свои страстные пожелания ( 82, 200 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Если тебя поносят и ты скорбишь от этого, то нет в тебе истинного плача ( 82, 221 ). Постараемся всеусильно стяжать слезы и преуспеть мало-помалу в подвиге плача, чтобы посредством его совлечься деяний ветхого человека. При этом будем остерегаться всего, приносящего вред душе. Тогда придет к нам от Бога любовь Его, отнимет от нас образ перстного человека и поставит в сердце наше свой светлый образ. Тогда, очищенные от всякого порока, мы сделаемся достойными Господа. Преподобный авва Исаия ( 82, 238 ). Слезы в молитве – знамения милости Божией, которой душа сподобилась своим покаянием, знамение того, что она принята и начала входить в область чистоты слезами. Преподобный Исаак Сирин ( 82, 269 ). Молчание приводит к плачу, а плач очищает ум и делает его безгрешным. Авва Лонгин ( 82, 309 ). Брат спросил авву Моисея, что должен делать человек при всякой напасти или при нашествии вражеского помышления? Старец отвечал: «Должен плакать перед Благостью Божией, чтобы она помогла ему, и вскоре ощутит спокойствие, если будет молиться разумно». Авва Моисей ( 82, 314 ). Брат спросил авву Пимена: «Что мне делать со страстями моими, возмущающими меня?» Старец сказал: «Будем всеми силами плакать перед Благостью Божиею, пока она не сотворит милости с нами» ( 82, 330 ). Авва Пимен сказал: «Плач – сугуб: делает и хранит» ( 82, 331 ). Желающий освободиться от грехов избавляется от них плачем; и желающий не впадать вновь в грехи – плачем избегает впадения в них. Это – путь покаяния, преданный нам Писанием и отцами, которые сказали: «Плачьте! другого пути, кроме плача, нет» ( 82, 331 ). Невозможно не плакать или здесь произвольно, или невольно в адских муках. Преподобный Пимен Великий ( 82, 332 ). Верую, что Бог причислит к мученикам того человека, который по благой воле предается деланию плача, пролитые слезы Бог примет от него, как пролитую кровь. Феодор Енатский ( 82, 367 ). После путешествия, продолжавшегося сорок лет, сыны Израилевы вошли в обетованную землю. Слезы – земля обетованная. Если войдем в нее, не будем страшиться браней. Но Богу благоугодно удручать душу скорбями, чтобы она непрестанно желала войти в эту землю ( 82, 373 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010