Грузинская/Новости Грузия отмечает 1000-летие храма Баграта в Кутаиси HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Грузия отмечает 1000-летие храма Баграта в Кутаиси Храм носит имя Баграта Третьего (978-1014) – царя-объединителя Грузии, сделавшего своей столицей Кутаиси. В юбилейных мероприятиях участвует и специально прибывший Константинопольский Патриарх Варфоломей, который вместе с Грузинским Патриархом отслужил праздничный молебен в Гелатской церкви. Празднества продолжатся до 27 сентября. / Тбилиси, 21 сентября 2003 г. Грузия отмечает 1000-летие соборного храма Баграта – одного из самых величественных памятников средневекового зодчества этой закавказской страны. Патриарх-Католикос всея Грузии Илия II , президент Эдуард Шеварднадзе и тысячи паломников собрались сегодня в Кутаиси, где находится собор – символ собирания грузинских земель в единое государство. В юбилейных мероприятиях участвует и специально прибывший Константинопольский Патриарх Варфоломей , который вместе с Грузинским Патриархом отслужил праздничный молебен в Гелатской церкви. Празднества продолжатся до 27 сентября. Храм носит имя Баграта Третьего (978-1014) – царя-объединителя Грузии, сделавшего своей столицей Кутаиси. В настоящее время от этого собора сохранились лишь стены и часть сводов. Тем не менее в нем продолжаются богослужения. Кроме того, храм внесен в список мировых исторических и культурных памятников ЮНЕСКО. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Закрыть itemscope http://schema.org/Article > Саакашвили сводит счеты с героями Великой Отечественной 20.12.2009 354 Время на чтение 4 минуты Для Саакашвили, отдавшего 8 августа 2008 года приказ стереть с лица земли мирный город Цхинвал вместе с оставшимися в нем женщинами и детьми, а затем прятавшегося за спины своих телохранителей и жевавшего галстук в прямом телевизионном эфире, видимо, невыносима сама мысль о том, что когда-то на грузинской земле жили настоящие герои, вместе со славянскими братьями по оружию сокрушившие армады вермахта и освободившие Европу от фашистского рабства. На фоне подвига этих грузин ничтожество Саакавшили становится очевидным для всех. Именно поэтому он и пытается на глазах у всего мира свести счеты со славным прошлым своего народа. Мемориал Славы в Кутаиси - самый крупный в Грузии памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. Его открыли в 1981 году, церемонию показывали по грузинскому телевидению. Под пение хора зажгли вечный огонь. Автором памятника стал скульптор Мераб Исидорович Бердзенишвили. На фронт во время Великой Отечественной из Грузии ушли почти 700 тысяч человек, практически каждый пятый житель республики. Половина солдат не вернулась домой. Только из города Кутаиси на фронт ушли 45 тысяч солдат. На мемориале в их честь висели семь колоколов. Сегодня этих символов памяти уже нет. Власти Кутаиси заявляют, что в 90-е годы мемориал был разграблен и теперь восстановлению не подлежит. 12 декабря 2009 г. начался демонтаж монумента боевой славы. Решение о переносе парламента из Тбилиси во второй по значимости город республики - Кутаиси грузинские законодатели приняли этой осенью по инициативе президента Саакашвили. Здание для парламента, по некоторым источникам, предполагают поставить на месте Мемориала Славы. Огонь в память о погибших, зажженный здесь почти 30 лет назад, оказался не вечным. По словам чиновников, после сноса этого памятника в другом районе города будет возведён новый монумент - в честь тех погибших в Второй Мировой войне, кто «прославил Грузию в тот период». Не исключено, что речь идет о коллаборационистах, служивших в так называмых «национальных» грузинских частях СС и Вермахта.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Тб., 1984. Вып. 68. С. 64-66 (на груз. яз.); он же. Мон-рь Моцамета//Гантиади (Рассвет). Кутаиси, 1991. 8. С. 189-191 (на груз. яз.); он же. Ряд настоятелей Моцаметы в период Экзархата//Сакартвелос сидзвелени (Древности Грузии). Тб., 2006. 9. С. 167-172 (на груз. яз.); Гегечкори Г. Моцамета. Кутаиси, 1991(на груз. яз.); Ланчава О., Карцидзе Н. Укимериони - «город-крепость Цкалцители»//Тр. Кутаисского гос. ист. музея. Кутаиси, 2009. Вып. 19. С. 9-16 (на груз. яз.); Ланчава О., Мумладзе Ц. Гармония цветов груз. рукописи. Кутаиси, 2010; Ткешелашвили Л. Моцамета. Кутаиси, 2010 (на груз. яз.). Г. Чеишвили Архитектурный комплекс Архитектурный комплекс благодаря местоположению на высоком скалистом мысе, омываемом с 3 сторон рекой, и мощной ограде создает впечатление хорошо укрепленной крепости. Комплекс составляют кафоликон, колокольня, 2 башни, ограда, келейный корпус, др. постройки. Вход в мон-рь возможен с севера через мост; еще один мост соединяет основную территорию монастыря с частью, где расположены жилищные и хозяйственные постройки. Кафоликон в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Кафоликон в честь Благовещения Пресв. Богородицы. VIII в., 1844–1845 гг. Кафоликон в честь Благовещения Пресв. Богородицы. VIII в., 1844–1845 гг. Кафоликон в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Вахушти Багратиони (XVIII в.) называет бескупольной церковью. По описанию Авалишвили 1819 г., церковь М. была сводчатой и бескупольной. Совр. кафоликон представляет собой купольный храм типа вписанного креста, созданный в 1844-1845 гг. на основе старой однонефной церкви (VIII), от к-рой сохранились апсида алтаря с конхой и росписью (XIV-XVI); стены совр. церкви также могут включать фрагменты древнего храма. В вост. части сев. фасада расположен вход в склеп, лестница ведет в арочное пространство под церковью, откуда через юж. арочный проход можно попасть в крипту прямоугольной формы со сводчатым перекрытием, находящуюся под алтарем.

http://pravenc.ru/text/2564254.html

Жилые кварталы древней части Кутаиси представляют собой живописные одноэтажные и небольшие двухэтажные домики, террасами спускающиеся к реке. На их фоне совершенно удивительно смотрится так называемый Королевский квартал — более трех десятков зданий в духе европейской эклектики, выстроенных на пересечении улиц Циспери Канцелеби и Ниноцминда во второй половине XIX века. Роль символического входа в квартал выполняет арка с надписью на французском Mon Plaisir. Регулярная планировка, улицы, выложенные булыжником, величественные здания, чистота — подобный уголок Франции можно встретить в Грузии еще разве что в Тбилиси. Значительные изменения в облик Кутаиси внес советский период. Самый яркий образец «сталинского ампира» с национальным колоритом — это, конечно, здание Драматического театра имени Ладо Месхишвили на центральной площади. Впрочем, ценителям монументального и помпезного неоклассического стиля послевоенного периода нужно обязательно доехать до города-курорта Цхалтубо в 14 км от Кутаиси и полюбоваться на величественные заброшенные здания санаториев с колоннадами, скульптурами и фонтанами. Символом нового этапа в истории города и страны стало напоминающее стеклянную улитку или черепаху здание парламента, который базировался в Кутаиси в 2012–2018 годах. Его спроектировал испанский архитектор Альберто Доминго Кабо, прославившийся проектами типовых полицейских участков, возведенных по всей стране при президенте Михаиле КУТАИССКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ Музей размещен в трехэтажном здании, построенном в 1894–1896 годах для Национального банка Грузии. В экспозиции представлены предметы истории начиная с каменного и бронзового веков, значительные античная и раннесредневековая коллекции, предметы культуры и быта XVII–XIX столетий. Особого внимания заслуживают колхидские драхмы и статер с изображением Александра Македонского, а также икона Христа XI–XII века из монастыря Святых Давида и Константина и иллюминированное Золотое Евангелие 1502 года. Кутаиси, ул. Пушкина, 18

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Находки, сделанные во время археологических раскопок в Кутаиси и его окрестностях, подтверждают существование здесь в античную эпоху высокоразвитой культуры. Известно, что примерно в VI веке до н.э. выходцами из Милета тут были основаны греческие торговые колонии, в том числе Айа, она же Кутайя, она же Кутаиси. Колхида фигурирует и в древнегреческих мифах: именно сюда аргонавты отправились за золотым руном, а дочерью местного царя была как раз Медея. В расположенном в 40 км от Кутаиси Археологическом музее Вани представлены предметы, обнаруженные на месте античного города. Вид города, на переднем плане – Благовещенский собор. Фото: Евгений Суворов/Фотобанк Лори К Средним векам относится построенный на рубеже X–XI столетий царем Багратом III храм Успения Богородицы, главный собор единого Грузинского царства. Возвышающееся на холме в центре Кутаиси сооружение относят к числу важнейших памятников грузинской церковной архитектуры. В XVII–XVIII веках Кутаиси был под властью турок, которые в 1691 году взорвали храм, в результате чего обрушились купол, своды и верхние части стен. Собор простоял в руинах до недавнего времени. В начале 2010-х стараниями тогдашнего президента Михаила Саакашвили храм Баграти превратился в стройплощадку. Сегодня он выглядит как новый — и как раз за это был лишен статуса памятника ЮНЕСКО. Зато построенный другим великим грузинским монархом, Давидом Строителем, монастырь Гелати сохранил не только средневековые стены, но и великолепные фрески и мозаики XII века. Монастырский комплекс в 10 км от центра Кутаиси включает в себя большой храм Рождества Богородицы XII века и еще два храма веком помладше. На алтарном своде главного собора сохранилась единственная в Грузии мозаика XII столетия — изображение Богоматери Никопеи с младенцем Христом на руках в окружении архангелов Гавриила и Михаила. На фресках изображены не только традиционные религиозные сюжеты, но и заказчики, правители, члены царской семьи и церковные деятели Грузии. С 1994 года Гелатский монастырь в списке ЮНЕСКО.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Кутаиси. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Собор Баграта. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Собор Богоматери в Кутаиси (Баграти) (XI век) Сооружение собора Баграти, названного в честь Баграта III, первого короля объединенной Грузии, началось в конце X века и завершилось в первых годах XI-oro. Он был освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Собор не дожил до наших дней, но его руины до сих пор сохранились в центре Кутаиси. Они находятся на холме Укимериони и являются культурным памятником города. Храм царя Баграта был особым местом, где оказалась сосредоточена вся интеллектуальная жизнь наших предков, а кроме того, в нём отмечались все великие события того времени, и там же можно было найти защиту от врага. Вообще собор имел не только духовное предназначение, но рассматривается также как символ объединённого грузинского народа. Согласно записи сделанной на северной стене храма Когда этот пол был положен, был хроникон 223 (1003 г.) Один из лучших образцов поздней средневековой архитектуры, Баграти, отличается изысканными, гармоничными пропорциями, изящными разновидностями декора и обширным внутренним пространством. Собор Баграти, это крестоообразное здание с куполом, опирающееся на четыре мощных столба, и его восточная, южная и северная ветви, заканчиваются полукруглыми апсидами. Его западный трансепт использовался для размещения хора. Вазы и капители были покрыты лепными украшениями, стены и пол - украшены мозаиками, фрагменты которых ещё видны. В южном вестибюле можно также проследить случайные фрагменты фрески Пресвятой Богородицы. С 1952 года проводится восстановление Собора и его научное исследование. В 1994 году в Кутаиси был основан фонд возрождения Багратского Собора. К настоящему моменту фонд всё ещё активно функционирует в заданном направлении. В наше время как и в прошлые времена прихожане собирались в Багратском Соборе на все большие религиозные праздники. Когда мы говорим о исторических и художественных ценностях этого памятника, невозможно не сослаться на событие связанное с Баграти. 16-летний Давид Строитель был там коронован 900 лет назад. Кто бы мог тогда подумать, что этот молодой человек способен объединить Грузию. Это причина, по которой Багратский Собор стал привлекательным и дорогим молитвенным местом для всей Грузии.

http://sobory.ru/article/?object=04718

Теймураз Багратиони в 15-летнем возрасте был обручен с дочерью картлийского князя Гиви Амилахвари, однако в 1735 году, вошедший в Тбилиси с войском, Надир-Шах Авшар (с 1736 года шах Ирана), отнял у него невесту и вынудил Гиви Амилахвари покориться его воле. Потрясенный молодой Теймураз Багратиони сперва приютился в монастыре Давид Гареджи, а после перешел в Имеретию. Эта трагедия, случившаяся с его невестой и с ним, окончательно отвернула его от светской карьеры. Он искал покой и утешение в стенах церкви. В Давид Гареджи он вел монашеский образ жизни. В 1738 году Теймураз Багратиони и его мать Елена под статусом монахини Елисабед отправились в Россию. Елена хотела видеть своего сына на картлийском царском троне и искала покровительства российского императора, но Елену дальше Астрахани не пустили и вернули в Черкесию. Здесь мать и сын попали в опасную среду. Во время ожидания нового распоряжения из России Елена помогла сыну тайно уйти в Кутаиси. В 1738 году Теймураз Багратиони в Гелатском храме постригся в монахи, приняв имя Антон. В 1739 году Антон стал игуменом Гелати. (Игумен является настоятелем православного монастыря, обычно в сане архимандрита). Большой талант и твердые знания открыли Антону широкую дорогу для восхождения по иерархической лестнице. В 1740 году Католикос Абхазии (Западной Грузии) Григол пожаловал пост митрополита Кутаиси Антону I (вместо Тимоте Кутатели, который в то время был послом в России). Спустя два года в Имерети произошли беспорядки и покровителя Антона, царя Имеретии Александрэ, с помощью турков изгнал его брат Георгий. Антон I был вынужден оставить Кутаиси и прибыть в Телави ко двору Теймураза II, супруга которого, царица Тамар, была двоюродной сестрой Антона. В 1742 году изгнанный царь Имеретии Александрэ вернул себе трон и Антон вновь вернулся в Кутаиси.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сейчас на территории монастыря находится несколько построек: Собор мучеников Давида и Константина, колокольня 1845 года постройки и каменная стена с башней, тоже поздняя. Еще до недавнего времени монастырь был не действующим, но буквально в прошлом году закончилась реставрация и к монастырю была проведена хорошая дорога. Монастырь не похож на Гелатский. Здесь тише, скромнее и уютнее. В атмосфере ощущается что-то итальянское. Вокруг красивый каньон. Летом 2010 года монастырь приводили в приличный вид, клали мостовую и ремонтировали стены, так что сейчас там все чисто и аккуратно. Между обеими монастырями существует тропа, ведущая по каньону и через гору. Найти ее непросто, но можно попробовать. В каньон просто необходимо спуститься - это красивейшее место в округе. От Моцамета до Кутаиси не то 2 километра, не то три. Совсем рядом, только горка заслоняет город. Так что вполне можно уйти в Кутаиси пешком. Храмовый праздник в монастыре называется Моцаметоба и отмечается 15 октября. Давид Вартумашвили http://vartumashvili.com/ubisi; http://travelgeorgia.ru/167/ Монастырь Моцамета (Монастырь Свв. Давида и Константина) – это одна из ярких достопримечательностей не только Кутаиси, но и всей Грузии. Монастырь располагается над бурной рекой Риони всего в 3 км от города Кутаиси, поэтому большинство туристов предпочитают совершать к нему пешую прогулку. Рядом расположен более знаменитый Гелатский монастырь. Согласно преданиям, монастырь был возведен на горе, где мусульманскими захватчиками были казнены грузинские князья Давид и Константин Мхеидзе, которые отказались принимать ислам. В XI ст. здесь был построен величественный храм и основан монастырь, получивший название «Моцамета», что значит «мученики», в честь князей Давида и Константина, которых причислили к лику святых Грузинской Церкви. И сегодня в небольшом зале обители на возвышении можно увидеть огромный ковчег прямоугольной формы с мощами благочестивых князей. В наши дни Моцамета – это красивый, утопающий в зелени монастырь, украшенный круглыми башенками, завершенными остроконечными шатровыми куполами. На территории храма находится небольшой фонтанчик с питьевой водой, которые многие считают целебной. Древние росписи в самом храме не сохранились. Все, что можно увидеть в нем сегодня, – это творения современных мастеров. Неподалеку от храма располагается колокольня, точная дата ее постройки до сих пор неизвестна.

http://sobory.ru/article/?object=35806

Моцамета. Монастырь Давида и Константина. Монастырь Моцамета, Карта и ближайшие объекты Монастырь Моцамета правильно называется Монастырем Святых Давида и Константина. Он находится совсем рядом с Гелатским монастырем, но отгорожен от него каньоном и небольшой горой. Попасть сюда из Кутаиси даже проще, чем в Гелати — Моцамета ближе. Некоторые ходят сюда из Кутаиси пешком через рионскую дамбу. А вот из Гелати добраться сюда сложнее - сперва надо вернуться на основную трассу, пройти несколько километров на Кутаиси, найти поворот на Моцамета и дойти до монастыря. Несложно, если есть машина, а вот пешком утомительно. Монастырь это маленький, не такий информативный, как Гелати, и по сути является приложением к Гелати. В начале VIII века здесь находилась церковь. Во время нашествия арабской армии Мервана Глухого арабы сожгли церковь. Вся область Лихского хребта тогда называлась Аргвети, ей управляли мтавары Давид и Константин, резиденцией которых была крепость Шорапани. Они вышли с армией против арабов, но были разбиты и захвачены в плен. По какой-то причине Мерван захотел обратить их в ислам и переманить на свою сторону, но братья (или просто близкие родственники) отказались. Их мучали 9 дней, затем утопили в реке Риони. Когда их тела были найдены на берегу, люди услышали Божий голос, который велел нести их на восток до того места, где процессию застанет рассвет. Этим местом оказались руины сожженной церкви — примерно в 3 километрах от Риони. Там Давид и Константин были захоронены. В середине XI века здесь построили большой храм и основали монастырь «моцамета» (мученики). Примерно тогда же было составлено «Мученичество Давида и Константина». В 1923 году пришла советская власть и монастырь закрыли. В том же году по приказу Орджоникидзе тела Давида и Константина были вытащены из могилы. Их привязали к лошади и протащили по дороге до самого Кутаиси. Из чего, кстати, следует, что это были не просто кости, а именно тела целиком. Потом их бросили в реку. Местные жители успели подобрать некоторые части мощей и позже они хранились в кутаисском музее.

http://sobory.ru/article/?object=35806

Сколько она жила так, между небом и землей, сказать трудно. Но потом все же откуда-то взялись силы дойти до церкви. Постепенно Гулизар втянулась в ритм неторопливых служб, и созрело у нее желание жить при женском монастыре. Тут и тихо, и мир душевный восстановится. Потому что жизнь ее без пяти минут кончена, и что еще ей надо. Примерно так Гулизар представляла себе свое каплями истекающее оставшееся будущее. Но человек предполагает, а Бог располагает. Тут, в монастыре, Гулизар обратила внимание на двух инвалидов, которые добирались сюда с превеликим трудом. Подошла, помогла, заговорила. Вроде ничего особенного, и вдруг осенило ее гениально простое. – Сколько еще вот таких инвалидов по всему Кутаиси сидят взаперти, полностью оторванные от общества. Свои же, родные, их стесняются и на улицы стараются не выводить без особой нужды. А им, беднягам немощным, и так невесело отчуждённо целый день сидеть и в одном и том же окне постылый пейзаж видеть. Вот бы их всех объединить под одной крышей. По-любому так и веселее, и человек человеку лекарство. А место для сбора и искать не надо. У Гулизар дом большой, пустует напрасно. И пошла она обходить весь Кутаиси, искать инвалидов с любыми диагнозами, ходячих и не очень, говорящих и с речевыми проблемами. И пошла она обходить Кутаиси, искать инвалидов с любыми диагнозами Открывали ей двери крайне неохотно. – Кто вы такая? Что надо? Много вас таких из собеса и перед выборами ходит, очки на чужом горе записывает и ничего не делает. Большого труда стоило Гулизар убедить родственников, чтоб приводили к ней в дом своих детей или сестер, братьев с ограниченными возможностями – просто посидеть, пообщаться, а она на правах хозяйки найдет им всем занятие по силам. И ничего ей больше не надо, никакого тонко запланированного интереса она от этого не имеет. Тихо, тихо пошло дело. Привезли сперва Нино на коляске, потом пришла сама Кетино на костылях, дальше – больше, потянулись к Гулизар разные люди. Хозяйка дома еще с молодости имела старомодное увлечение – вышивать цветы и пейзажи крестиком на пяльцах. Сейчас вспомнила свое хорошо забытое хобби, поискала в доме остатки ниток и обрезки ткани и предложила его своим новым гостям.

http://pravoslavie.ru/134406.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010