Надеевская пустынь, урочище. Николо-Надеевская пустынь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Впервые упоминается в 1532 г., когда пустынь разорили казанские татары. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь — Никольский погост. В 1826 г. погост был приписан к Кривоезерской Троицкой обители. Возобновление пустыни начато с 30-е гг. XIX в. прп. Тимоном Надеевским, учеником прп. Серафима Саровского. С 1856 г. — самостоятельная обитель. В 1912 г. монастырь из мужского обращен в женский. Пустынь закрыта в 1919 г., в ней был создан совхоз «Восход». В советское время ансамбль пустыни полностью разрушен. Николаевская-Надеевская пустынь имела два храма: Успенский и Троицкий. Первый был построен в 1837 году, второй в 1868 году к востоку от первого. Успенская церковь, зданием каменная, четвероугольная, одноэтажная, о пяти главах, с трапезою, и во оной приделы на южной стороне святителя Николая и северной - преподобного Макария Унженского чудотворцев; с папертью и колокольнею с двумя верхними пролетами. Троицкий каменный пятиглавый собор построен на месте древнего деревянного Никольского храма. Пустынь уже существовала в середине XVII столетия; в 1724 приписана к Ипатьевскому монастырю; в 1816 году отписана к Троицкой-Кривоезерской пустыни, а в 1856 году восстановлена в правах заштатной обители. С 1825 по 1840 год в Надеевской пустыни подвизался преподобный Тимон, где в 1832 году, по благословению своего духовного наставника преподобного Серафима Саровского, приступил к строительству каменного Успенского храма. Одновременно преподобный ископал вблизи монастыря источник, освятив его в честь святителя Николая. Пройдя долгий и многотрудный путь земной жизни, преподобный Тимон мирно преставился ко Господу 21 января (ст. ст.) 1840 года; погребение его состоялось в Надеевской пустыни, за алтарем Успенского храма. К началу 20-го века внутреннее и внешнее благосостояние обители пришло в упадок, и в 1912 году она была обращена в женскую. С наступлением скорбных для Церкви событий ХХ столетия Николо-Надеевская пустынь подверглась закрытию и разорению. Однако верующие продолжали приходить на могилу старца Тимона, на выкопанный им Никольский источник. По сей день молитвами преподобного Тимона на источнике совершаются исцеления больных. Прославление преподобного Тимона, старца Надеевского, в лике местночтимых святых Костромской епархии состоялось 25 декабря 2003 года.

http://sobory.ru/article/?object=24186

Знаменитая Глинская Рождество-Богородицкая пустынь основана в начале XVI века в 160 км от Курска на месте явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. В течение почти пяти столетий пустынь является могучим центром духовного просвещения. Просветительная деятельность обители многогранна, действенна и поучительна для потомков. За несколько веков пустынью накоплен огромный опыт в этой области. Обитель издавна славилась своей миссионерской, издательской деятельностью, борьбой с сектантством, ересями, большим вкладом в дело народного просвещения и образования. Поэтому изучение ее богатых традиций столь важно сегодня. Святые Русской Православной Церкви, архиереи, известные церковные историки издавна отмечали огромное нравственное влияние этой обители. Преподобный Серафим Саровский называл Глинскую пустынь «великой школой духовной жизни», алтайский миссионер преподобный Макарий (Глухарев) – «школой Христовой, светлейшей точкой на земле», архиепископ Ювеналий (Половцев) – «идеалом христианского богослужения и местом духовного подвига», митрополит Антоний (Храповицкий) – «лучшей обителью», а Глинских старцев – «украшением монашества». 3 Святитель Филарет (Дроздов) писал, что «Глинская пустынь процветает благодатью». 4 Глинская пустынь поставлена на первое место в определении Поместного Собора Русской Православной Церкви (6 – 8 июня 1988 года), посвященного юбилею 1000-летия Крещения Руси, при канонизации преподобного Паисия Величковского : «Русская школа старчества, возрожденная на протяжении всего XIX века и позднее, приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской, Оптиной и в других монастырях и пустынях...». 5 В житии преподобного Паисия сказано, что известная Глинская пустынь была продолжательницей духовного наследия старца Паисия и вместе с Оптиной «определяла духовное возрождение русского народа в XIX веке». 6 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II называет Глинскую пустынь монастырем особой духовной судьбы и значения. 7 Что же лежало в основе того огромного духовного потенциала обители, за который ее и назвали «школой Христовой»?

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава XV. Старчество и аскетизм XVIII–XIX вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 5. Саровская пустынь и препод. Серафим В последней четверти XVIII и особенно в 1-й половине XIX в. одной из обителей, отличавшихся особой строгостью жизни своих насельников, стала сравнительно новая Саровская пустынь. Своим расцветом она обязана целому ряду монахов и настоятелей — здесь мы видим пример того, что наличие даже малого числа подвижников может преобразить всю жизнь обители и надолго создать в ней подлинно монастырскую атмосферу. Саровская пустынь, расположенная в 40 км от города Темникова в Тамбовской епархии, почти на границе с соседней Нижегородской, приобрела значение духовного центра сразу для обеих этих епархий и их монастырей. Возникла она сравнительно поздно, около 1692 г., ее основателем был иеромонах Исаакий († 1737), который настоятельствовал в пустыни до 1731 г., потом передал управление игумену Дорофею (1731–1746), а сам принял великую схиму (1731) с именем Иоанн . Он ввел очень строгий общежительный устав, подобный уставу Афонской горы, который хранился и при его преемниках. Для Саровской пустыни большой удачей было то, что в течение 150 лет управление ею находилось в руках настоящих монахов-подвижников. Почти все настоятели этой эпохи — Дорофей (1731–1746), Филарет (1746–1749), Ефрем (1758–1777), Пахомий (1777–1794), Исаия I (1794–1807), Нифонт (1807–1842), Исаия II (1846–1858) — были достойными иноками: управляя обителью, они стремились не только неукоснительно хранить правила общежительного устава, но и наполнить эти правила жизнью, придать им внутренний духовный смысл; они умели правильно воспитывать новоначальных иноков, стекавшихся в Саровскую пустынь. Можно сказать, что в ту пору в Саровской пустыни настоятель являлся и духовным отцом (pater spiritualis), как это часто бывало в древней Церкви. Внутренняя, духовная жизнь пустыни была укоренена в древнехристианской аскезе.

http://sedmitza.ru/lib/text/436687/

Саров. Успенская пустынь. Саровский монастырь Карта и ближайшие объекты Вся история Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, подвижничество, духовные и физические тру­ды сестер обители тесно увязаны с деятельностью ши­роко известного в России Саровского мужского монасты­ря. Две соседствующих друг с другом святых обители со­ставляют как бы единое целое в составе Русского Право­славия, пополняющего его служение высоким, неруши­мым христианским началам. Первым и самым важным письменным источником о начальном этапе деятельности Саровской пустыни и пос­ледующей ее истории является сочинение иеромонаха Иоанна, удостоенного впоследствии саровской братией доверия быть первоначальником обители. Сочинение было написано между 1710-1712 годами. Первоисточник-сочинение свидетельствует, что датой начала деятельности Саровского монастыря яв­ляется день освящения первого храма - 16/29 июня 1706 года. До этого же здесь на лесном холме у слияния речек Сатиса и Саровы жительства не было. А среди окрестной мордвы и русских крес­тьян это место именовалось Старым Городищем. Местные исследователи раннего времени утверждают, что возникновение Городища связано с прихо­дом в этот дикий лесной край и на лесной холм монголо-татар, которые появились здесь в 1298 году. Они и избра­ли холм местом своей стоянки. Далее исследователи указывают, что и название реч­ки Саровы пришло из татарского наречия, что означает заболоченная река. Оно так и было: берега речки Саро­вы у холма в те далекие времена и много позднее пред­ставляли собой болотистую низменность. Исследователи коснулись и происхождения названия - пустынь, Саровская пустынь. Утверждается, что воины Дмитрия Донского под предводительством князя Бориса Константиновича Городецкого наголову разбили здесь в 1377 году татаро-монголов, стерли с лица земли их горо­док с названием Сараклыч, превратив его в пустынное место. Отсюда, по мнению исследователей, среди окрес­тных жителей и закрепилось название места, на котором потом встала Саровская обитель - Старое Городище.

http://sobory.ru/article/?object=01580

Глава 3. История Оптиной Пустыни. Архимандрит Моисей Оптина Пустынь находится в нескольких верстах от Козельска Калужской губернии. Она расположена на берегу быстрой речки Жиздры, отрезающей ее от остального мира, и окружена девственным бором. Оптинский монастырь представляет собой величественный белый кремль с 4-мя храмами, крепостными стенами и башнями. Высокая духовная жизнь Оптиной гармонирует с ее внешней красотой. Гоголь после посещения Оптиной описывает ее исключительную духовность и благотворное ее влияние на все с ней соприкасающееся. Из Долбина от И.В. Киреевского Гоголь с М.А. Максимовичем съездил в соседнюю обитель Оптину. За две версты, Гоголь со своим спутником вышли из экипажа и пошли пешком до самой обители. На дороге встретили они девочку с миской земляники и хотели купить у нее землянику, но девочка, видя, что они люди дорожные, не захотели взять от них денег и отдала им свои ягоды даром, отговариваясь тем, что «как можно брать с дорожных, т.е. странствующих людей?» – «Пустынь эта распространяет благочестие в народе», – заметил Гоголь, удивленный этим трогательным проявлением ребенка, «и я не раз, – продолжал он, – замечал подобное влияние таких обителей»... О посещении своем Оптиной Пустыни (в июне 1800 г.) вот что писал Гоголь графу А.П. Толстому: «Я заехал по дороге в Оптинскую Пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю на самой Афонской горе не лучше. Благодать видимо там присутствует. Это слышится и в самом наружном служении… Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не распрашивал, кто из них как живет: их лица сказывали сами все. Самые служки меня поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхождения; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышим ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше. Вы постарайтесь побывать в этой обители; не позабудьте также заглянуть в Малом Ярославце к тамошнему игумену, который родной брат Оптинскому игумену и славится также своею жизнью; третий же их брат игуменом Саровской обители и тоже, говорят, очень достойный настоятель» («Жизнь и труды М.Н. Погодина», Николая Барсукова, XI книга, стр. 145–46).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

иеромонах Авель 10. Валаамский Игумен Назарий Во время управления Саровскою пустынею Игумена Нифонта жил в ней на покое игумен Назарий, муж добродетельный, любивший проходить уединенное, пустынное, безмолвное житие. По желанию пустынножительства, он оставил Игуменство и проживал в пустыне в трех верстах от монастыря, где подвизался, провожая время в молитвах, и служа для братии примером добродетельной жизни. В своей пустынной келлии, угождая Богу подвигом совершенного отшельничества, он, в восхищении духа говорил, последуя за Святым Василием Великим : «О уединенное житие, дом небесного учения и божественного разумения; училище, в нем же Бог есть вся, чему учимся. Пустыня, рай сладости, где и благоуханные цветы любви то пламенеют огненным цветом, то блистают снеговидною чистотою; с ними же мир и тишина; живущие в низменных пребывают не движимы от ветра. Там фимиам совершенного умерщвления, не только плоти, но и, что славнее, самой воли, и кадило всегдашней молитвы, непрестанно горит огнем любви Божественной; там различные цветы добродетели, блистая различными украшениями, процветают благодатию неувядаемой красоты. О пустыня, услаждение душ святых, рай неисчерпаемый сладости! ты пещь, в ней же силу горящего пламени отроцы Святые устужают молитвою, и горением веры угашают окрест себя ярящееся пламя, в котором и стрелы и оковы горят, но окованные не сгарают, только узы греха разрешаются и к пению божественных хвалений душа возводится, вопия: расширил еси уста моя. Тебе пожру жертву хвалы». Игумен Назарий родился в Тамбовской губернии в селе Аносове, отстоящем от города Кадома в 15 верстах, от отца именем Кодрата, а званием причетника, и матери Мавры. В мире имя его было Николай. Возлюбив Бога, он оставил мир в самых юных еще летах своего возраста. В Саровскую пустынь пришел он в 1752 году при пятом Строителе Иеромонахи Исаакие. В монашество пострижен 1760 года сентября 23, в Астрахани, тамошним Преосвященным Епископом Мефодием. Во Иеродиакона посвящен там же и в том же году Октября 22; а в 1765 году опять возвратился в Саровскую пустынь. Причиною, побудившею старца Назария быть в Астрахани, полагать должно не иное что, как душевное его уважение к высокой жизни вышеупомянутого Святителя Мефодия, который желал и сам переселиться в Саровскую пустынь на покой, как это видно из собственноручных писем Архипастыря, хранящихся в сей пустыни. В иеромонаха отец Назарий посвящен 1776 года, декабря 6 дня, Преосвященным Иеронимом, Епископом Владимирским. В 1781 году указом Святейшего Синода потребован в С. Петербург, где в 1782 году по убеждению Преосвященного Митрополита Гавриила определен в Строителя в Валаамский монастырь для заведения в оном общежития и порядка по правилам и примеру обителей Саровской 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Преподобный Назарий Саровский чудотворец (1735 – 23 февраля 1809) Игумен Назарий (в миру Николай Кондратъев) родился в семье причетника в с. Аносове Тамбовской губернии. Возлюбив Бога, он оставил мир еще в самые юные годы. В Саровскую пустынь пришел он в 1752 г. и прожил там три года. Затем находился в астраханском Спасо-Преображенском монастыре под духовным руководством епископа Мефодия, кем и был пострижен в монашество 23 сентября 1760 г.; во иеродиакона посвящен 22 октября 1760 г. В 1765 г. опять возвратился в Саровскую пустынь. В иеромонаха посвящен епископом Владимирским Иеронимом 6 декабря 1776 г. В 1781 г. указом Святейшего Синода потребован в Санкт-Петербург, где в 1782 г. по убеждению митрополита Гавриила назначен строителем в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь для заведения в нем общежития и порядка по правилам и примеру обители Саровской. Его попечением Валаамская обитель была возрождена из запустения и преумножена братией. В мае 1785 г. удостоен сана игумена. В обители им введен строгий церковный служебный порядок и приобретены угодья на ее постоянное содержание. Игуменом Назарием в Валаамском монастыре устроено было три рода жизни: общежительная, скитская и пустынная. Слава о монастыре при новом настоятеле перешагнула границы России: даже со святой Афонской горы приходили паломники на поклонение святыням обители, удивляясь ее устроению «по благообразию и чину». Игумен Назарий имел особенный дар прозорливости и дальновидности, иногда узнавая без испытания человеческие мысли, характеры и склонности, и каждого приходящего побуждал к исправлению недостатков, какие прозорливо в нем замечал. От Бога старец Назарий был одарен обильным духовным рассуждением, поучая братию и всякого к нему приходившего с удивительным благоразумием. Был кроток, смирен, и сердце его пылало любовью к Богу, так что он ни в какое время не переставал творить молитву Иисусову, всегда с нею перебирая в руках четки. В монастыре о. Назарий имел отшельническую келью, в которую имел обыкновение удаляться для уединенной молитвы,

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sarovs...

Авдотьино. Николо-Берлюковская пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1701. Ссылки:   Адрес: Московская область, Ногинский район, Авдотьино Координаты: 55.929065, 38.233434 Проезд:От Щелковского вокзала на автобусе 320 до остановки Громково, далее до Берлюков пешком 2 км и еще 3 км - до Воскресенского. Из Москвы своим ходом, от ст. метро Щелковская автобусом 321 до остановки д. Авдотьино. По Щелковскому шоссе на автомобиле 30 км от МКАД, после реки Воря повернуть направо Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Николо-Берлюковская пустынь основана в начале 17 в., восстановлена в конце 18 в. Николо-Берлюковский монастырь находится близ села Авдотьина, в 20 километрах от Богородска. Предание говорит, что название Берлюки происходит от прозвища жившего здесь когда-то разбойника. Здесь в XVII веке рядом с храмом святителя Николая поселился монах Варлаам, пришедший, скорее всего, из соседнего Троице-Стромынского монастыря. В Смутное время храм сожгли поляки, и Варлаам построил небольшую деревянную часовню. Вскоре на месте часовни была сооружена небольшая каменная церковь. После упразднения патриаршества Петром I эти земли перешли к кремлевскому Чудову монастырю, а затем - к Троице-Стромынскому. Иноки обители образовали при Никольском храме общину. В 1732-1734 годах ею управлял саровский иеромонах Иосия. При его преемнике строителе Сильвестре (так называли настоятеля) община уже имела в Москве небольшое подворье. По описи имущества 1764 года за Николо-Берлюковской пустынью числился храм с двумя престолами - Живоначальной Троицы и святителя Николая, деревянная колокольня, братские и настоятельские кельи. К ней были приписаны и три часовни в близлежащих деревнях. Братии насчитывалось восемь человек. Екатерина II продолжила политику Петра I по закрытию монастырей. В 1770 году обитель упразднили, ее имущество передали подмосковной Екатерининской пустыни. Но вскоре митрополит Московский Платон (Левшин), гостивший в имении сенатора В.И.Лопухина Саввинском (неподалеку от Берлюков), решил возобновить ее. В 1777 году он пригласил из Стефано-Махришенского монастыря Владимирской губернии игумена Луку, которого через два года сменил энергичный монах Иоасаф из подмосковного Перервинского монастыря, тоже основанного в честь святителя Николая. В августе 1778 года в Берлюки доставили церковную утварь из московского храма святителя Николая в Мыльниках. Возрождающейся обители оказывали помощь многие зажиточные москвичи, чьи имения располагались в этих местах.

http://sobory.ru/article/?object=00768

Закрыть itemscope itemtype="" > Радуйся, земля Сиверская! 18.10.2008 422 Время на чтение 7 минут Древний край подвижников Есть некая таинственная связь в том, что родоначальница древнерусского монашества Киево-Печерская лавра украшена чудотворной иконой Успения Пресвятой Богородицы, которую, по преданию, Сама Матерь Божия вручила строителям киевского Успенского собора, а Глинская пустынь на севере Украины , где некогда пролегал кордон Киевского и Литовского княжеств, имеет своей покровительницей чудотворную икону Рождества Пресвятой Богородицы. Впрочем, все три славные обители Сиверской земли - Путив льская Молченская, древняя Софрониевская и Глинская - созданы в честь Рождества Приснодевы Марии, а Софрониевская поминается еще в летописях Киевской Руси. Отчего же возлюбила так Царица Небесная эти земли? Надо полагать, за великую любовь к Ней, ходатайства и подвижническую жизнь пустынников этой земли - смиренных иноков, прославившихся подвигами и чудотворениями в дремучих и непроходимых лесах, вдали от городов и весей, «в благоговении и постничестве правоверно живущих и благочестно служащих и молящихся о всем Божием мире». В начале XVI века открылся на высокой сосне образ Матери Божией крестьянам-пчеловодам, ставившим в лесу ульи; а из-под корней огромного древа проистек чудотворный источник - символ воды вечной. И на этом месте стали селиться подвижники. С тех пор просияла в землях Русских Глинская пустынь. Она то расцветала и возвышалась, то, по козням врага рода человеческого, через злых людей и завоевателей приходила в упадок. До революции 1917 года Глинская пустынь входила в состав Курской губернии и являлась духовным связующим звеном с Малой Россией, нынешней Украиной, внеся в свой строгий подвижнический устав афонскую преемственность и школу старческого окормления святого Паисия Величковского, духовно перекликаясь и поддерживая связь со знаменитой Оптиной пустынью. Надо полагать, через сиверские обители прошел молодой Прохор Машнин, будущий всемирный светильник преподобный Серафим Саровский, когда он паломничал из Курска в Киев за благословением на монашество - и преподобный Досифей Киевский благословил юношу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Киев. Троицкий мужской монастырь (Китаевская пустынь). Китаевская пустынь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1767. Ссылки:   Адрес: Украина, г. Киев, ул. Китаевская, 15 Координаты: 50.366757, 30.541566 Проезд: на общественном транспорте: от станции м. «Лыбедская» — автобусом до остановки «Школа» или автобусом до остановки «Улица Китаевская»; от станции м. «Выдубичи» — автобусами 43 и 265 до остановки «Проспект Науки». От Киево-Печерской Лавры до Китаевской обители маршрутка 470. На автом ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда на общественном транспорте: от станции м. «Лыбедская» — автобусом до остановки «Школа» или автобусом до остановки «Улица Китаевская»; от станции м. «Выдубичи» — автобусами 43 и 265 до остановки «Проспект Науки». От Киево-Печерской Лавры до Китаевской обители маршрутка 470. На автомобиле из центра Киева по Набережному шоссе, переходящему в Наднепрянское шоссе, и далее в Столичное шоссе, поворот (направо) на проспект Науки. За переездом прямо — первый поворот налево на Китаевскую улицу, на которой стоит обитель. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий Китаевский мужской монастырь находится в семи верстах от Киево-Печерской Лавры. История нашого монастыря уходит во глубину векав, во времена князя Андрея Боголюбского († 1174, пам. 4/17 июля), по прозвищу или по языческому имени - " Китай " - крепость. Благоверный князь даровал в 1159 г. Киево-Печерскому монастырю ставропигиальную грамоту о владении землей. В китаевских пещерах жили подвижники в период XI - XVII вв.. В начале XVII в. Здесь был основан Лаврский скит. В 1716 г. Киевский военный губернатор князь Д.М. Голицын построил деревянную церковь прп. Сергия Радонежского и братские келлии при ней. В 1767 г. на месте обветшавшей деревянной церкви была построенная нынешняя каменная Свято-Троицкая церковь с приделами прп. Сергия Радонежского и свт. Димитрия Ростовского. К северу от храма был сад, в котором погребали братию из различных киевских монастырей и известных горожан в период с XVII века до 50-х годов XX века и насчитывалось от 3 до 5 тысяч захоронений. В 30-е годы XIX ст. были построены тёплый храм во имя Двенадцати святых Апостолов, при братской трапезе, и каменная колокольня. В том же столетии построены корпус настоятеля, три братских корпуса и другие постройки, которые обнесли каменной стеной с экономическими воротами в виде арки. В 1898 г. построен трёхэтажный кирпичный жилой дом для братии, а также свечной завод с хозяйственными и жилыми постройками. Церковь прп. Серафима Саровского, с богодельней при ней, была построена через год после канонизации этого святого, в 1904 г.

http://sobory.ru/article/?object=06709

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010