[индиктион; лат. indictio; греч. νδικτιν, νδικτος, πινμησις], 15-летний период, использовавшийся в качестве единицы системы летосчисления. Термин (букв.- указание, разверстка налога) впервые появляется в документах из рим. Египта после 297 г. по Р. Х. в качестве обозначения периода налоговой отчетности, продолжительность к-рого c 287 г. была установлена в 5 лет. С 308/9 г. появляется последовательная нумерация годов И. начиная с 292/3 г.; после 20 лет последовал 1-й И. (312/3 г.), а в 327/8 г. нумерация была начата заново. С этого времени регулярным И. стал период в 15 лет ( Bagnall, Worp. 2004). Однозначное определение даты по году И. требовало дополнительной информации, поскольку сами циклы И. не нумеровались (в отличие, напр., от олимпиад); редчайшим исключением является егип. папирус 933 г., датированный «43-м циклом» (счет И., т. о., идет с 297 г.- Blackburn, Holford-Strevens. 1999. P. 769). Для практических нужд датировка по И. оказалась удобнее традиц. рим. системы счета лет по консулам и уже в IV в. получила широкое распространение по всей Римской империи. Одни из наиболее ранних примеров датировки по И.- дата Антиохийского Собора у свт. Афанасия Великого (консульство Марцеллина и Пробина, 341), 14-й И.- Athanas. Alex. De Synod. 25. 1), а также начало епископата свт. Афанасия в сир. индексе его посланий (44 г. Диоклетиана (327/8), 1-й И.- Histoire «Acéphale» et Index syriaque des Lettres festales d " Athanase d " Alexandrie/Ed. et trad. par A. Martin avec la collab. de M. Albert. P., 1985. P. 226-227). В т. н. досье Сардикийского Собора 343 г. среди прочих документов сохранилась пасхалия, составленная вост. епископами на обособившемся от правосл. отцов соборике в Филиппополе. Она идеально приспособлена к 15-летнему циклу И. (за счет утраты точности) и показывает даты пасхальных полнолуний на 30 лет, начиная с 1-го И. в единодержавное правление Константина Великого, т. е. на 328-357 гг. ( Schwartz E. Christliche und jüdische Ostertafeln. B., 1905. S. 122-123). Подобный тип 30-летнего цикла известен и в поздней рус. пасхалистической традиции (XV-XVII вв.) под названием «руки лунной индиктовой» ( Романова А. А. Древнерусские календарно-хронологические источники XV-XVII вв. СПб., 2002. С. 50-51). Первым офиц. документом, датированным по И., считается декрет имп. Констанция от 15 янв. 356 г. (indictione XV Constantio augusto VIII et Iuliano caesaris consulibus (указанной дате соответствует не 15-й, а 14-й год И.) - CTh. XII 12. 2). По закону Юстиниана I, вступившему в действие с 1 сент. 537 г., И. наряду с годом царствования и консульством был признан обязательным элементом датировки документов (Novell. Just. 47).

http://pravenc.ru/text/индикт.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕДИОЛАНСКИЕ СОБОРЫ (IV-V вв.), церковные поместные Соборы, проходившие в г. Медиолане (ныне Милан). 346 г. После принятия свт. Афанасия I Великого в общение с Римской Церковью (на Римском Соборе 340 г.) окончательно оформился раскол зап. омоусиан (сторонников Вселенского I Собора ) и вост. противников никейского учения о единосущии (в результате противостояния вост. и зап. епископов на Антиохийском Соборе 341 г. и Сардикийском Соборе 343 г.). Для достижения канонического мира и догматического единомыслия имп. Констанций II (сторонник арианства ) принял решение вмешаться в церковные дела, ослабить влияние Римских епископов, а также последователей никейского вероучения. В последнем он видел опасность возрождения монархианского динамизма (см. Монархианство ), проявившегося в богословии еп. Фотина Сирмийского (ученика еп. Маркелла Анкирского). По мнению Ш. Пьетри, М. С. 346 г. был созван с целью примирения Римского еп. Юлия I с вост. епископами в лице Евдоксия Германикийского, Македония Мопсуестийского и Мартирия, предлагавших еп. Юлию мир на основании 4-й Антиохийской формулы, в к-рой обходился молчанием вопрос о единосущии Отца и Сына ( Pietri. 1976. P. 232). Император лично присутствовал на заседании М. С. 22 июня. Собор осудил еп. Фотина Сирмийского как еретика ( Hilar. Pict. Fragm. hist. 2//PL. 10. Col. 645). 348 г. Собор в присутствии имп. Констанция II, низложивший еп. Фотина Сирмийского (Idem. 19//Ibid. Col. 646). Формальное покаяние перед Собором ариан Урсакия, еп. г. Сингидун (ныне Белград), и Валента, еп. г. Мурса (ныне Осиек, Хорватия) (см. Валент и Урсакий ), осужденных правосл. зап. епископами на Сардикийском Соборе 343 г., вероятно, было призвано заслонить собой последовавшую за осуждением еп. Фотина компрометацию перед вост. епископами никейского омоусианства, выставленного в качестве скрытого модализма ( Митрофанов. 2006. С. 123). В результате Собор в еще большей степени выявил проарианскую политику имп. Констанция. В целом М. С. 346-348 гг. стали важным этапом на пути развития конфликта между омоусианами и проариански настроенными епископами, к-рый вылился в открытое противостояние на Соборе 355 г. 355 г.

http://pravenc.ru/text/Медиоланские ...

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Правила Сардикийского Собора Часть 1 Сардикийский или Сердикский Собор был созван в городе Сардике, или Сердике, ныне болгарской столице Софии. Город этот лежал на границе между Восточной и Западной частью Римской Империи. Собор был многочисленный, – в нем участвовало 376 епископов, из которых 300 западных и 76 восточных. Собор был длительный. Некоторые историки полагают, что он продолжался с осени 343 года до весны 344 года. Председательствовал на Соборе Осия Кордубский. Почти все правила Собора начинаются словами: «Осия града Кордубы рек», но в Книге Правил это приводится только в начале правил 1, 7, 13 и 18. Собор был созван в связи с обвинениями против Св. Афанасия Великого , которого он полностью поддержал в борьбе против ариан. Будучи Собором Западным он в Римском Папе видел высшую инстанцию суда. (20 Правил). 1 . Осий, епископ града Кордувы, рек: подобает из самых оснований искоренить не столько худое обыкновение, сколько вреднейшее расстройство дел церковных. Никому из епископов да не будет позволено из малого града переходить в иной град. Ибо в сем деле явна причина, для коей оно предприемлется, потому что никогда не было возможно обрести ни одного епископа, который бы из великого града во град меньший стремился быть переведенным. Отселе явствует, что таковые пламенною страстью многостяжания возжигаются и гордости более работают, да получат большую, по видимому, власть. Итак, будет ли угодно всем, да суровее наказуется такое развращение; думаю же, что таковым не должно иметь общения даже и наравне с мирянами. Все епископы сказали: угодно всем. Ср. Ап. 14 и 15; I Всел. 15. 2 . Если же обрящется кто настолько безумен или дерзновен, что возомнит некое извинение приносить в таковом деле, утверждая, что от народа прислано к нему послание, то явно есть, что могли немногие некие, прельщенные воздаянием и ценою, скопище составить в церкви, как бы желая иметь его епископом. Посему полагаю: сии ухищрения и козни всеконечно наказывать, да никто из таковых, даже и при кончине своей, не будет удостаиваем общения, даже наравне с мирянами. Угодно ли мнение сие? – отвечайте. И отвечали: изреченное приемлем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

I. Friedrich. Die Unächtheit der Canones von Sardica. Separat-Abdruck aus d.Sitzungsberichten d. philos.-philol. und d. histor. Classe d. kgl. bayer. Academie der Wissenschatten 1901, III. München. Тигпег. The genuineness of the Sardican canons. The Journal of the theological studies. April, 1902, 370397. В ряду исторических документов, какие приводятся католическими богословами в защиту папского главенства, особенно важную роль играют 3, 4 и 5-е правила Сардикийского собора 343 года. И нужно сознаться, что изо всех канонических памятников древней церкви только на эти правила можно указывать, как на такой документ, о котором возможны серьёзные споры, не предоставляет ли он Риму каких-либо особых прав, кроме преимущества чести. Так, правило 3-е постановляет следующее 1 : «если кто из епископов будет осужден за какую-либо вину и сочтет свое дело правым, чтобы еще раз возобновить суд, то почтим, если вам угодно, память св. апостола Петра, и пусть те, которые исследовали дело, напишут Юлию, епископу римскому, и если он присудит, что суд должен быть возобновлен, то да возобновится и пусть он даст судей 2 ; если же признает, что вина такова, что не требует возобновления сделанного 3 , то да пребудет твердо то, что (суд) определил». Четвертое правило не имеет особенного значения: оно является только необходимым дополнением третьего и определяет, чтобы кафедра епископа, обратившегося с просьбой в Рим, оставалась незанятой, пока Римский епископ не произнесет своего суждения по делу. Пятое 4 правило гласит следующее: «если епископ будет обвинен и окрестные епископы, собравшись, осудят его и низложат со степени, низложенный же перенесет дело (apellaverit) и прибегнет к епископу римскому, а тот пожелает выслушать его и признает справедливым возобновить суд или исследование дела, то да благоволит написать к епископам сопредельной и ближайшей области, чтобы они тщательно все переисследовали и определили по убежденно в истине. Если же тот, кто просит о вторичном выслушании своего дела 5 , просьбой своей подвигнет римского епископа послать от своего ребра пресвитеров, то да будет во власти епископа то, что он хочет и что найдет нужным (aestimet); и если определит послать их, чтобы они, имея авторитет назначившего их, судили вместе с епископами, то и это да будет в его благорасположении.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Правила Лаодикийского Собора Часть 1 Лаодикийский Собор собрался в Лаодикии, главном городе Фригии, в Малой Азии, иначе называвшейся Лаодикией Ликийской. Ее не надо смешивать с Лаодикией Сирийской. Точный год Собора не установлен. Одни относят созыв его к 343 г., а другие к более поздним датам. VI Вселенский Собор в перечислении Соборов (прав. 2), коих правила должны приниматься Церковью, упоминает Лаодикийский Собор до Сардикийского, который имел место в 343 г., и потому едва ли правильно относить время его созыва позднее этого года. Собор составил 60 Правил. 1 . Свободно и законно соединившимся вторым браком, а не тайно совокупившимся, по прошествии непродолжительного времени и по упражнении в молитвах и посте, должно, по снисхождению, даровать общение. Согласно этому правилу, второй брак после смерти одного из супругов возможен, если он заключается открыто, т.е. если желающие вступить в брак до того не совокупились тайно. Все-таки, второй брак разрешается только в виде снисхождения. Собор в этом правиле не указал длительности епитимьи за вступление во второй брак. По 4 пр. св. Василия Великого , она должна продолжаться один год. Позднее, на второбрачных и даже троебрачных, епитимья не стала более налагаться, но правила предвидят для них некоторые ограничения. Второбрачный не может быть рукоположен ни в какой священнический сан (Ап. 17; VI Всел. 3; Василия Вел. 12). Как некоторое выражение неодобрения, священнику не разрешается присутствовать на брачном пире второбрачных (Неокес. 7). Для второбрачных установлен особый чин венчания, проникнутый покаянным мотивом. 2 . Впадающих в различные согрешения и пребывающих в молитве, исповедании и покаянии, и от злых дел совершенно обращающихся, после того, как по мере согрешения дано им время покаяния, ради милосердия и благости Божией, вводить в общение. Ср. Ап. 52. 3 . Недавно крещенных не подобает производить в священнический чин. Ср. Ап. 80; I Всел. 2. 4 . Посвященные не должны давать в рост и взимать лихву и так, называемые, имиолии, то есть, половинный рост.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ († между 363 и 365), еп. Анкирский (336-360, с перерывами), видный участник т. н. арианских споров, глава богословской партии омиусиан , представлявших умеренное крыло противников вероопределения Вселенского I Собора (см. Подобосущный , а также ст. Арианство ). По профессии был врачом ( Hieron. De vir. illustr. 89). Церковный историк Созомен называет его мужем высокообразованным и красноречивым ( Sozom. Hist. eccl. II 33). На К-польском Соборе (336) сторонники Евсевия Никомидийского избрали В. епископом г. Анкира (митрополия Галатии) на место низложенного за ересь Маркелла . После возвращения Маркелла из ссылки (337) В. вынужден был уступить ему кафедру, к-рую занял вновь после вторичного изгнания Маркелла (ок. 339). Во время Сардикийского Собора (343) В. вместе с большинством вост. епископов покинул заседания и принял участие в отдельном соборе «восточных» в Филиппополе. Правосл. епископы, оставшиеся в Сердике (Сардике), отлучили его от церковного общения как одного из предводителей вост. ариан. В 348 г., когда имп. Запада Констант добился от правившего на Востоке своего брата Констанция II возвращения всех изгнанных защитников Никейского Символа веры, Маркелл вновь занял кафедру, хотя его возвращение и вызвало волнения среди жителей Анкиры, отдававших предпочтение В. В 350 г. имп. Констанций в очередной раз отправил Маркелла в изгнание и В. вернулся в Анкиру ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 23, 26). В. был в числе вост. епископов, последовавших за Констанцием на Запад в период его борьбы с узурпатором Магном Магнецием. В 351 г. В. принял участие в работе первого Сирмийского Собора, осудившего еп. Фотина , ученика Маркелла Анкирского. На состоявшемся при этом в присутствии имп. Констанция диспуте с Фотином В. одержал бесспорную победу и изобличил еретические заблуждения Фотина и Маркелла. После этого он, вероятно, вернулся в Анкиру, где занялся делами своей кафедры.

http://pravenc.ru/text/150685.html

С этого времени В. и У. принимают участие во всех важнейших действиях партии во главе с еп. Евсевием Никомидийским против свт. Афанасия. В 335 г. они появились на Соборе вост. епископов в г. Тире, состоявшем преимущественно из «евсевиан», где оба были избраны членами комиссии, к-рая должна была отправиться в Мареотиду (близ Александрии) для расследования обвинений против свт. Афанасия. В 336 г. В. и У. вместе с Евсевием Никомидийским находились в составе депутации Тирского Собора к имп. Константину Великому; тогда же, по всей видимости, они участвовали и в К-польском Соборе, подтвердившем осуждение Афанасия. На Сардикийском Соборе (343) В. и У. примкнули к делегации вост. епископов и вместе с ними покинули соборные заседания. Перебравшись в Филиппополь, они на отдельном «Соборе» и в очередной раз подтвердили осуждения свт. Афанасия и проч. защитников Никейского Символа веры. Православный Собор в Сердике, в свою очередь, осудил их в числе главных представителей арианской ереси. Кроме того, В. был также осужден за предпринятую им незадолго до этого попытку незаконно захватить кафедру Аквилеи . После этого Собора В. и У., чьи епископские кафедры находились во владениях поддерживавшего никейцев зап. рим. имп. Константа , оказались в сложном положении; оно еще более ухудшилось, когда в 346 г. склонявшийся прежде к арианам вост. имп. Констанций под давлением своего брата Константа вынужден был объявить амнистию всем ранее осужденным защитникам Никейского Символа. Лишившись всякой поддержки как со стороны вост. епископов, так и со стороны императора, В. и У. обратились с покаянными посланиями к Медиоланскому Собору (347) и к папе Юлию (349). В посланиях они анафематствовали Ария и его учение, а также признали ложными все возводившиеся ими обвинения против Афанасия Великого. Др. послание они направили к самому Афанасию, сообщая о своем стремлении пребывать в мире и церковном общении с Александрийским епископом. Папа Юлий отменил решения Сардикийского Собора о низложении В. и У., сочтя их покаяние достаточным. Послания раскрывают истинную сущность иллирийских епископов: склоняясь к строгому арианству, оба готовы были в любой момент поменять свои убеждения при изменившихся политических обстоятельствах. Это проявилось и после 351 г., когда сторонник ариан имп. Констанций установил свою власть над всей территорией Римской империи.

http://pravenc.ru/text/153949.html

Скачать epub pdf Общее причастие за каждой литургией было нормой в Древней Церкви. Оно было тесно связано с общей евхаристической молитвой и жертвой. Находящиеся под запрещением и лишенные права приступать к Св. Чаше не могли участвовать в Литургии. Литургия совершалась по воскресным дням (Учение 12 апостолов, Апология Иустина Мученика , ср.: Деян.20:7 ). В IV веке Евхаристия совершается и в субботу в Александрии и вообще в Египте, в Малой Азии и в Константинополе. В некоторых же общинах Церкви причащение было более частым. Так св. Василий Великий в письме к Кесарии, жене Патриция, пишет: «Причащаемся 4 раза каждую седмицу – в день Господень, в среду в пяток и в субботу; а также и в иные дни, если бывает память святого, но «хорошо преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову». Обычай ежедневного причащения был распространен и в Риме, и в Испании. Небрежение к Евхаристии людей, «утративших крепость и теплоту веры и предавшихся делам и заботам мирским», побудило церковь принять решительные меры. Так, 21-е правило Ельвирского собора (305 года), 2-е правило Сардикийского собора (343 года), повторенное 80-м правилом Трульского собора (692 года) извергает из клира и отлучает мирян, «не приходящих к литургии в три воскресные дня в продолжении трех седмиц». А вот Правила Феодора Студита : Правило 6. О том, кто по неведению не причащается. Тот, кто свыше 40 дней без епитимий оставался без причастия, должен указать причину и, если окажется, что делал это по небрежности, должен подвергнуться епитимий в течении 40 дней. Правило 41. Если кто в день Литургии не причащается, то должен указать причину, а если не укажет, то должен поститься до вечера, делая 50 поклонов. Правило 62. Монах или мирянин, не находившийся под епитимией и по своей небрежности 40 дней не приступавший ко причастию, должен быть отлучен от Церкви на один год 1 . «Весьма удивляюсь, видя, что мы не имеем ревности и усердия часто причащаться. Причащаемся только в день воскресный; а если в иной день бывает литургия, нет. Между тем, как монахам, а в особенности общежительным, если бы можно было бы, надлежало бы всем и каждому повседневно причащаться Св. Тайн; а ныне редко и редко, где так причащаются 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАСИЛИЙ АНКИРСКИЙ, ЕПИСКОП Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru По профессии был врачом . Церковный историк Созомен называет его мужем высокообразованным и красноречивым . На Константинопольском Соборе 336 года сторонники Евсевия Никомидийского избрали Василия епископом Анкирским (митрополия Галатии) на место низложенного за ересь Маркелла . После возвращения Маркелла из ссылки в 337 году Василий был вынужден уступить ему кафедру, которую занял вновь после вторичного изгнания Маркелла (ок. 339 ). Во время Сардикийского Собора 343 года Василий Анкирский вместе с большинством восточных епископов покинул заседания и принял участие в отдельном соборе " восточных " в Филиппополе . Православные епископы, оставшиеся в Сердике (Сардике), отлучили его от церковного общения как одного из предводителей восточных ариан. В 348 году, когда имп. Запада Констант I добился от правившего на Востоке своего брата Констанция II возвращения всех изгнанных защитников Никейского Символа веры, Маркелл вновь занял кафедру, хотя его возвращение и вызвало волнения среди жителей Анкиры, отдававших предпочтение Василию. В 350 году имп. Констанций в очередной раз отправил Маркелла в изгнание и Василий вернулся в Анкиру . Василий Анкирский был в числе восточных епископов, последовавших за Констанцием на Запад в период его борьбы с узурпатором Магном Магненцием . В 351 году епископ Василий принял участие в работе первого Сирмийского Собора , осудившего еп. Фотина, ученика Маркелла Анкирского. На состоявшемся при этом в присутствии имп. Констанция диспуте с Фотином Василий Анкирский одержал бесспорную победу и изобличил еретические заблуждения Фотина и Маркелла. После этого он, вероятно, вернулся в Анкиру, где занялся делами своей кафедры. Основная церковная деятельность епископа Василия Анкирского началась после 358 года, когда он стал основателем и фактическим руководителем новой богословской партии омиусиан , вышедшей из недр расколовшейся антиникейской коалиции. На Соборе в Антиохии в начале 358 года была одобрена 2-я Сирмийская формула , признававшая Сына Божия , Второе Лицо Св. Троицы , во всем меньшим Отца .

http://drevo-info.ru/articles/13679017.h...

Дата и место рождения О. доподлинно неизвестны; вероятно, он род. ок. 256 г. в Испании. О его семье сведений не сохранилось. Упоминаемое свт. Исидором Севильским сочинение О.- послание сестре, посвященное восхвалению девства,- не дошло до нашего времени ( Isid. Hisp. De vir. illustr. V 6). Ок. 295 г. О. был рукоположен во епископа Кордубы ( Athanas. Alex. Hist. arian. 42; см.: De Clercq. 1954. P. 79). Он присутствовал на общеиспан. Соборе в Эльвире (Илиберрисе; вероятно, ныне Гранада), что явствует из сохранившегося списка участников (Concilios visigóticos e hispano-romanos/Ed. J. Vives. Barcelona; Madrid, 1963. P. 1), а также из ссылки самого О. на 21-й канон Эльвирского Собора в его выступлении на Сардикийском Соборе в 343 г. (11-й канон в греч. версии, 14-й - в латинской). Дата проведения Эльвирского Собора неизвестна. Исследователи расходятся в вопросе о том, был ли данный Собор созван до ( De Clercq. 1954. P. 87-103; Duval, Pietri. 1995. P. 145) или после ( Dale. 1882. P. 12-45) гонения на христиан при императорах Диоклетиане (284-305) и Максимиане Геркулии (285-305, 307-308, 310). Во время гонения О., вероятно, открыто исповедал свою веру и подвергся притеснениям от властей, т. к. в послании имп. Констанцию II он называл себя исповедником ( Athanas. Alex. Hist. arian. 44). Неизвестно, находился ли он в заключении и применялись ли к нему пытки. Не вполне ясны также обстоятельства знакомства О. с имп. Константином Великим. Возможно, О. сыграл какую-то роль в обращении Константина в христианство ( Opitz H. G. Die «Vita Constantini» des «Codex Angelicus» 22//Byz. 1934. Vol. 9. P. 557-558). В нач. 10-х гг. IV в. О. становится одним из важнейших советников императора по религ. вопросам. По поручению Константина Великого он составил список служителей Кафолической Церкви в Африке, к-рым император направил денежные средства ( Euseb. Hist. eccl. X 6. 2). Затем он принимал участие в донатистском споре, поддержав еп. Цецилиана Карфагенского и его сторонников ( Aug. Contr. ep. Parmen. I 5. 10). По утверждению донатиста Пармениана, О. призвал Константина Великого казнить раскольников; по др. сведениям, он, напротив, советовал императору прибегнуть к более мягким наказаниям (Ibid. I 8. 13). Возможно, именно в этот период О. был по неизвестным причинам осужден испан. епископами, но оправдан епископами Галлии. По мнению блж. Августина, испан. епископы также признали его невиновность (Ibid. I 4. 7). О. адресован закон имп. Константина (321), санкционирующий практику освобождения рабов в церкви в присутствии епископа (CTh. IV 7. 1).

http://pravenc.ru/text/2581605.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010