Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРЛААМ КАЛАБРИЙСКИЙ (мирское имя - Бернардо Массари) (ок. 1290, Семинара, Калабрия - 1348, Авиньон?), визант. писатель, философ и богослов, еп. Джераче. Воспитывался в правосл. вере, хотя и в лат. окружении, посещал лат. школу (Калабрия с VIII в. была номинально подчинена К-польскому Патриархату, но со времени завоевания Юж. Италии норманнами в XI в. там господствовали лат. обычаи). В юные годы поступил в один из мон-рей устава св. Василия (см. ст. Василиане) и принял имя Варлаам. Первоначальное образование получил, по всей вероятности, в василианском мон-ре св. Илии (Сант-Элия ин Галатро) в Калабрии. Здесь В. К. изучал греч. и лат. словесность, занимался философией Платона и Аристотеля, а также получил начальные сведения о лат. схоластике. Без сомнения, ему были известны сочинения Фомы Аквинского (не в полном объеме, но только в виде избранных цитат - Fyrigos. 1980); однако предположение о его знакомстве с трудами Иоанна Дунса Скота и тогдашних номиналистов недостаточно обосновано. Характеризуя образование калабрийского философа в диалоге «Флорентий, или О мудрости», визант. эрудит Никифор Григора дает общую оценку лат. науки того времени, подчеркивая, что В. К. приобрел свою мудрость «не в Калабрии, но в глубине Италии, однако его образование, неполное и неразнообразное, ограничивается исключительно знанием Аристотеля, да и то только его сочинений, посвященных природным явлениям и силлогизмам, что в особенности занимает тамошних латинян и италиотов; да и ту мудрость он усвоил не на языке Аристотеля, но так, как она была перенесена в древности на их сокращенный язык» (Niceph. Greg. Fiorenzo. P. 70). Ок. 1328 г. В. К. отправился в Арту в Эпире и вскоре перебрался в Фессалонику; в 1330 г. он появился в К-поле уже в ореоле славы эрудита и философа. По прибытии В. К. в столицу придворный философ Никифор Григора обратился к нему с письмом, предложив свою дружбу. Однако ответа он не получил и в нач. 1331 г. написал 1-й диалог против В. К.- «Антилогия», где осуждалось высокомерие людей, искушенных в светских науках. Григора считал главной целью приезда калабрийца изучение в подлиннике произведений Аристотеля. В диалоге «Флорентий» он иронично описывает желание В. К. обучиться «языку Эллады» и изображает его как «любителя прекрасного по природе», к-рый решил «непосредственно и чисто приобщиться к мышлению мудреца» (т. е. Аристотеля), смысл сочинений к-рого был искажен в лат. переводах; для этого он изменил «и язык, и бороду, и платье, и наружность, и обычай», стремясь слиться с эллинами (Ibidem). Свт. Григорий Палама считал, что В. К. оставил родную землю «из-за тяги к строгому благочестию (κριβος εσεβεας πθ)» ( Γρηγορου το Παλαμ Συγγρμματα. Τ. 1. Σ. 206).

http://pravenc.ru/text/Варлаам ...

Между тем Джемиль читает: «служил сей преподобный митрополитом пятнадцать лет, блистательно управлял кафедрою патриаршества отец наш сей тридцать два года, в лето αç β ( ­1902) Александра, царя ионийцев, исшел от мира патриарх маар Элия в лето αç β и двадцать в месяце ияре, это – wardyâ [­ οδισμς?] ( ) в седмицу апостолов и именно (lam) первую». Отсюда видно, что патриаршество Элии началось с 1559 г., т. е. Элия VI и Элия VII – одно и то же лицо, как догадывался уже Le Quien. Но с другой стороны, не прав и Захау, когда пишет, будто Элия † «den 20. Май 1591»; нет, он скончался «20х мая 1591», потому что пред «и двадцать», «wъsryn», несомненно пропущено несколько слов. В 1591 г. пасха была 4. апреля, пятьдесятница 23. мая, «первая седьмица апостолов» – 23–29 мая. Следовательно, Элия умер между 24 и 29 мая. Когда бывает «вардая», я не знаю. «The feast of Roses», упоминаемый у аль-Бируни (Albîrûnî, The Chronology of Ancient Nations, translated and edited ву Edward Sachau, London 1879, pp. 292. 295) под 3-м и 15-м «айяр», разумеется, не может разъяснить даты «20 х ияр».-Другой пример: Элия скончался «в понедельник, что после воскресенья [именуемого] «šûb h hrâ d h d h lâ sk h â» [­ Δξα πραντος] в месяце ияре в 26 день лета 1928 ( αç κη) ионийского благословенного». В 1617 г. (пасха 20. апреля) на 25-е мая приходилось «воскресенье 6-е воскресения» (у нас «неделя о слепом»). Латинские писатели, как известно, означают воскресенья по начальным словам «introitus»; напр., нашу неделю о слепом называют «Rogate»; сирские писатели (Assem. В. Or. III, 1, pp. 550. 287–289. 620), в свою очередь, называют иногда воскресенья по начальным словам гимна, именуемого у них «ъôпîт h â» ( ­ responsorius). Ho Codsus diaconus умудрился опустить слова «д-шувхара д-для сака», и получилось: «в понедельник, что после воскресенья», – истина, конечно, бесспорная, но достойная головы Поприщина. – Элия И умер по Codsus и Джемилю «в воскресенье второе апостолов 18 ( ιη) хаирана 1971 ( αç οα) года ионийцев».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Площадь св. Петра в Риме. Гравюра Дж. Б. Пиранези. 1748 г. Площадь св. Петра в Риме. Гравюра Дж. Б. Пиранези. 1748 г. Бернини в работе над проектами храмов отталкивался не только от схем, созданных в эпоху Контрреформации, но и от более ранних, восходящих к эпохе итальянского Возрождения. Реконструируя древнюю ц. Санта-Бибиана (1624-1626), он завершил боковые нефы 2 большими капеллами, построил новый пресвитерий на месте старой апсиды, перестроил фасад, используя в его нижней части мотив триумфальной арки, 3 пролета к-рой разделены наложенными друг на друга пилястрами. Перестраивая интерьер ц. Санта-Мария-дель-Пополо в Риме (между 1655 и 1660), он приблизил его к новому пониманию пространства: широкий центральный неф ведет к просторному средокрестию, перекрытому куполом на световом барабане и обильно украшенному скульптурой. Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале (1658-1670) является барочным инвариантом овального храма эпохи Возрождения (Сант-Анна-деи-Палафреньери и Сант-Андреа-ин-Виа-Фламиния - обе в Риме, архит. Виньола). Но Бернини трактовал этот тип по-своему: поперечная ось стала главной наперекор смысловой оси «вход-главный алтарь», которую он в свою очередь выделил более глубокими и более пластично декорированными, чем остальные, нишами. Бернини подчеркнул контраст между нижним и верхним ярусами, используя для первого достаточно темный мрамор, в то время как барабан и купол изнутри декорированы белым мрамором и позолотой, теряющими материальность в потоках света, обильно льющегося из окон в основании купола. Стремительное вертикальное движение подчеркивают ребра купола и скульптура: статуя ап. Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме. 1658–1670 гг. Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме. 1658–1670 гг. Андрея буквально разрывает фронтон эдикулы, обрамляющей нишу главного алтаря, возносясь в зону сияющего верхнего яруса. Интерьер ц. Сант-Андреа - один из самых ярких образцов архитектурно выраженного противопоставления земного и горнего миров. Вход в церковь впервые в архитектуре барокко отмечен выступающим вперед полукруглым портиком на 2 колоннах, увенчанных полукруглым раскрепованным фронтоном.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Е. Е. Макаров Иконография Первые изображения мучеников Г. и П. могли появиться уже вскоре после обретения и перенесения их мощей в 386 г. в гробницу в базилике Сант-Амброджо в Милане. В мозаичной декорации капеллы Сан-Витторе-ин-Чьель-д " Оро (2-я пол. V в.), включенной в пространство базилики Сант-Амброджо (перестроена после пожаров 70-х гг. XI в.), сохранились самые ранние изображения Г. и П. Крупные, монументальные образы святых представлены парно в крайних простенках окон на сев. стене капеллы; оба - в рост, облачены в светлые туники с клавами и плащи, на ногах сандалии. Г.- темноволосый безбородый юноша, в правой руке держит закрытый свиток, левая скрыта под плащом; П.- седовласый муж с короткой округлой бородой, правая рука в молении, левая также скрыта. Рядом с Г. и П., в центральном простенке,- образ свт. Амвросия Медиоланского, способствовавшего прославлению мучеников и впосл. погребенного рядом с ними. Раннее по времени появление почитания Г. и П. в Равенне отражено в мозаичных ансамблях 2 храмов: базилики Сант-Аполлинаре-Нуово (561-569) и ц. Сан-Витале (546-547). В базилике Сант-Аполлинаре-Нуово мученики представлены в торжественном шествии к престолу Спасителя с венцами в руках. Они молодые, полнолицые, поскольку Г. темноволос, у него хорошо видна тонкая полоска бороды, очерчивающей абрис нижней части лица, у светловолосого П. золотистая линия бородки просматривается значительно хуже; у обоих на голове тонзура. В ц. Сан-Витале оба мученика изображены юными, темноволосыми и похожими друг на друга. Данная иконография святых могла опираться на раннее (между 415 и 450), возможно, созданное в Равенне Мученичество Г. и П., в к-ром мученики названы близнецами. Мученики Гервасий и Протосий. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равене. 561–569 гг. Мученики Гервасий и Протосий. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равене. 561–569 гг. В восточнохрист. традиции средневизант. периода иконографии Г. и П., Н. и К., следуя за агиографическими произведениями того времени, объединяются.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

Осада Мальты длилась ещё в два с половиной месяца после падения Сант-Эльмо. Форты Сант-Анджело и Святого Михаила теперь стали главными целями, а с ними укрепления и валы, защищавшие вход в Биргу и Сенглею. Теперь, когда Сант-Эльмо попал в руки турок, гавань Марсамксетт стала безопасной для турецкого флота Пиале, но северная часть острова все еще оставалась в руках христиан. Почти семьсот солдат, отряд из сорока двух рыцарей; двадцать пять добровольцев, в том числе два англичанина, Джон Смит и Эдвард Стэнли; и шестьсот испанских пехотинцев прибыли с Сицилии и сумели пробиться в Биргу туманной ночью, чтобы влить свои силы в находящийся там гарнизон. 15 июля мусульмане предприняли свою первую атаку на Сенглею. Алжирский отряд во главе с зятем Драгута Хасаном, который также был деем 127 Алжира атаковал форт Святого Михаила. Алжирским воинам предшествовали три лодки, полные скандирующих имамов, призывающих Аллаха благословить эту священную войну против христиан и обещающих быстрое попадание в рай всем, кто будет убит. В то время как алжирцы штурмовали южную оконечность Сенглеи и форт Святого Михаила, десять судов, полных янычар, отошли от горы Скиберрас, чтобы присоединиться к атакующим, но оказались в пределах досягаемости орудийной батареи Сант-Анджело, разбившей девять судов и отправившей их всех на дно. Отчаявшиеся в победе, турки вернулись в свой лагерь после пяти часов тяжелых боев. В тот день погибло три тысячи мусульман. Потери христиан составили 250 человек. Но эти цифры не включают галерных рабов, большинство из которых были христианами, которые, прикованные к своим местам на веслах, пошли ко дну вместе с девятью судами. Теперь Мустафа-паша лично руководил нападением на форт Святого Михаила. Пиале было приказано взять Сант-Анджело, и военно-морские силы перешли под командование заместителя Хасана Канделиссы. В перерывах между атаками турки без передышки обстреливали Биргу и Сенглею. Только на одном холме, Сант-Сальваторе, они установили тридцать восемь орудий, которые без устали обстреливали позиции христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

По концам рукавов укреплены круглые бляхи с изображениями Евангелистов и Архангелов, наведенными финифтью, XVII века, и сверх того – новейшими медальонами академического стиля, с лучистыми коймами, греческой работы; по низу новая надпись излагает известное чудо; вышина креста 1,5 м. Запрестольный крест в соборе Лавры, выш. 1 и. 2 сант, и шир. 73 сант., из листового серебра, набранный камнями: изумрудами, сапфирами, бирюзами, принадлежит к древнейшим памятникам Афона, не позже X – XI столетия. Действительно, украшающие его медальоны, с погрудными изображениями: Спасителя, Богоматери, архангелов Гавриила и Михаила, высокого рельефа, явно, современны описанному выше Евангелию с горельефною фигурою Христа. На то же указывают и орнаментальные бордюры с прекрасными пальметками разных рисунков по краям. Архангелы еще представлены в хламидах с тавлиями. Типы привлекают своею античною округлостью. Памятник заслуживает описания и издания, но ни того, ни другого лаврское монашество пока не разрешает сделать. В алтаре собора Лавры и в ризнице сохраняются также: крест серебряный, шестиконечный, 30 и 17 сант., с частицею Св. Древа, работы или XVII века, хранится в особом кивоте, убранном тоже филигранью, образующею розетки и пальметки. Крест из лучших поздних филиграней и тоже убран яхонтами, алмазами и жемчугом, по углам большими ажурными шариками и под рукавами акантовыми ветвями со звездами из тех же камней. Крест серебряный, с чернью, 29 и 16 сант., с частицами Древа, хитона, трости, тернового венца, восьмиконечный, работы XVI или XVII века, хотя Барский называет его древнейшим. На престоле собора в Протате мы нашли замечательный крест из серебра (табл. XXIX), выш. 35 сант. и шир. 19, покрытый сплошною ленточною сканью из золоченого серебра. Рисунок древнего характера, в виде кружков с крестообразными розетками, но ленточки не так тонки, как в иконе Ватопеда. На обороте надпись: «кресте и пресвятыи знамение велико и страшное христа моего и бога тъ утврди и защити и укрпи ма всегда... (спо)доби мя и свтлости твоеи неизрченни служящаго ти яко хранител моего и желающаго тя от душу: CV MOV КРАТОС О VNAPXHC К CTAVPOC TΟΥ XV Н ΔVNΑMHC HAI ПОΘ ПРО .... на боковой стороне: «бже црь нашъ пржде вк сыи длая посреде земя жезлъ правлениа жезлъ твоего...»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Ф. Випарелли, ссылаясь на «Церковную историю» Ордерика Виталия ( ок. 1142), выдвинул предположение о том, что мощи М. были перенесены в Сант-Агата-деи-Готи в VII в. ( Viparelli F. Riproduzione delle memorie storiche sulla città e diocesi di S. Agata dei Goti con delle aggiunte e maggiori dilucidazioni sul conto di talune cose altra volta esposte. Napoli, 1845. P. 32-33). Впосл. это мнение поддержали нек-рые др. итал. исследователи ( Procaccini. 1883. Р. 25, 51; Pedicini. 1884. Р. 76-78), несмотря на то что оно не находит подтверждения в «Церковной истории» Ордерика ( Gaiffier. 1944. P. 5-6). После Сказания о втором перенесении мощей следует Сказание о посмертных чудесах М., к-рое начинается с повествования о некой женщине и ее лишенном рассудка сыне. Несчастная мать отправилась к мощам свт. Николая в Бари и долго просила у святого даровать ее ребенку разум. Устав от молитв, женщина заснула, во сне ей явился муж в белом одеянии и посоветовал пойти к мощам М. Взяв с собой сына, женщина отправилась на поиски места захоронения святого, но, придя на гору, где, как ей было известно, он подвизался, не обнаружила его останков. Сторож находившейся там полуразрушенной часовни сказал ей, что по воле гр. Роберта мощи М. были недавно перенесены в Сант-Агата-деи-Готи. Как только женщина с сыном вошла в этот город, мальчик выздоровел, после чего они отправились в базилику во имя М. и возблагодарили Бога и святого за чудесное исцеление. Этот рассказ служит подтверждением не только 2-го перенесения мощей М., но и широкой известности святого в Италии. Остальные чудеса - это исцеления жителей Сант-Агата-деи-Готи и др. городов Италии от различных недугов (головной и ушной боли, лихорадки, краснухи): в базилику, где покоились мощи М., больные приносили сделанные из воска части тела, к-рые нуждались в излечении и посвящали их святому в качестве дара. Последнее из описанных чудес связано с гр. Робертом, к-рый за 3 дня до празднования памяти М. находился в Беневенто и заболел лихорадкой. Граф сильно расстроился при мысли о том, что не сможет принять участия в торжествах, и решил, что, если ему все-таки удастся добраться до Сант-Агата-деи-Готи ко дню памяти святого, он непременно получит исцеление. Успев вовремя прибыть в город и войдя в базилику во имя М., Роберт тотчас выздоровел. Вероятно, это событие произошло между 1110 (освящение церкви в Сант-Агата-деи-Готи) и 1115 г. (год смерти графа).

http://pravenc.ru/text/2563246.html

Папа Римский Урбан IV , желая восстановить М.-К., просил гр. Карла Анжуйского направить туда Бернарда (Бернара д " Эглие), аббата монастыря Лерен, известного как способный администратор. При аббате Бернарде I (1263-1282) положение М.-К. стабилизировалось гл. обр. благодаря свержению династии Штауфенов и приходу к власти кор. Карла I Анжуйского (1266). По словам монахов, имп. Фридрих II и его наследники «превратили храм Господень в логово разбойников» (Regesti Bernardi I... 1890. P. 145). Аббатство было разграблено, его владения отторгнуты. Карл Анжуйский вернул М.-К. имущественные права и судебные привилегии, освободил мон-рь от налогов и податей. Аббат Бернард I возродил нек-рые пришедшие в упадок обители, подчиненные М.-К., напр. мон-рь Санта-Мария-ди-Пьюмарола (1278; см.: Bloch. 1986. Vol. 1. P. 173). В Сан-Джермано разместилась постоянная монастырская администрация во главе с 7 старшими монахами; в источниках впервые упоминается протонотарий - глава канцелярии М.-К. При восстановлении патримония аббатства от жителей были собраны сведения о границах домена, земельных держаниях и общинных владениях, определены категории населения, их права и обязанности. На основании полученных данных составили регистры с подробным описанием владений М.-К. Общины «земли св. Бенедикта» направляли в «главную курию» в Сан-Джермано выборных представителей, которые обязывались соблюдать установленные правила. Держатели монастырских земель сопротивлялись попыткам монастырских властей ограничить их права, но эти выступления были разрозненными и плохо организованными. Так, жители укрепления Сант-Элия (ныне Сант-Элия-Фьюмерапидо, пров. Фрозиноне) не согласились с итогами переписи, отказались подчиняться аббату и убили монастырского наместника. В 1273 г. аббат силой подавил мятеж. Повторная перепись имущества и прав М.-К. была проведена аббатом Фомой I (1285-1288) после арагонского вторжения в Италию (т. н. война Сицилийской вечерни). Политика монастырских властей ужесточилась: в отсутствие документальных подтверждений аннулировались привилегии общин и частных лиц, прежде всего статус «свободного» человека (francus). Еще в 1267 г. аббат Бернард I выдал привилегию общине (universitas civium) Сан-Джермано, в которой гарантировал личные и имущественные права жителей (Regesti Bernardi I... 1890. P. 13-17). При аббате Фоме I для урегулирования отношений между М.-К. и городскими общинами были изданы муниципальные статуты Сан-Джермано и Понтекорво, а также церковные статуты капитула ц. св. Германа.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

IV в., Испания). Композиционная схема, известная по античным напольным мозаикам (для ее обозначения К. Леманн ( Lehman K. The Dome of Heaven//Art Bull. 1945. Vol. 27. P. 1 - 17) ввел специальный термин «радиальный тип»), была приспособлена художниками для куполов христ. центрических построек (напр., мавзолея Санта-Констанца (не сохр.), Баптистерия православных, ок. 450, Равенна, капеллы Сант-Акуилино, ок. 400, Милан (не сохр.), баптистерия Сан-Джованни-ин-Фонте, 3-я четв. V в., Неаполь). Хризма. Мозаика баптистерия Сант-Джованни-ин-Фонте в Неаполе. 3-я четв. V в. Хризма. Мозаика баптистерия Сант-Джованни-ин-Фонте в Неаполе. 3-я четв. V в. В раннехристианский и ранневизантийский периоды М. становится ведущей техникой, применяемой для создания монументальной декорации христ. церквей (стены, своды, купола, алтарные ниши), а стекловидная паста (смальта) - главным материалом М. Помимо смальт различных оттенков с V в. используют тессеры золотого и серебряного цветов - их оптические свойства максимально подошли для передачи идеи сакрального пространства христианского храма, места обитания Бога, наполненного невещественным светом, обозначающим Его незримое присутствие. Вероятно, золотые нефигуративные фоны использовали уже в нач. IV в. в христ. базиликах времени имп. Константина I. Явление арх. Михаила Иисусу Навину. Мозаика ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме. 432–440 гг. На примере сохранившихся памятников IV-VI вв. обнаруживаются нек-рые устойчивые элементы в системе декорации этого времени, характерные для раннехрист. построек базиликального и центрического типов. На стенах центрального нефа базилики (напр., Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432-440; Сан-Пьетро-ин-Ватикано, Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме, 2-я пол. V в.; Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, нач. VI в.) помещали сцены из ВЗ и НЗ, в главной апсиде - образ Иисуса Христа (как правило, в варианте теофанического видения, напр. в базиликах Санта-Пуденциана в Риме, 410 - 417; Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме; Сан-Витале в Равенне, ок.

http://pravenc.ru/text/2563936.html

Перестраивая готическую ц. Сан-Франческо (т. н. храм Малатесты - Tempio Malatestiano) в Римини (ок. 1450-1468, не окончена), он намеревался завершить ее с востока обширной купольной ротондой, напоминающей рим. Пантеон (реконструкции первоначального замысла: Ricci. 1924; Salmi. 1960; Ragghianti. 1965). Соединение базиликального тела храма с обширной ротондой на востоке напоминает ц. Сантиссима-Аннунциата с хором, предложенным Микелоццо. В главном фасаде ц. Сан-Франческо Альберти использует мотив 3-пролетной триумфальной арки (образец - арка Августа в Римини, 27 г. до Р. Х.). На боковых фасадах, оформленных аркадами на квадратных пилонах, он располагает надгробия заказчика Сиджизмондо Малатесты, его жены и др. представителей семейства, объединяя тему триумфа над смертью с темой круглого античного героона. Интерьер ц. Сант-Андреа в Мантуе Интерьер ц. Сант-Андреа в Мантуе Церкви Сан-Себастьяно и Сант-Андреа, выстроенные Альберти в Мантуе, представляют собой образцы центрического и базиликального храмов, увиденные сквозь призму античного наследия. Проект ц. Сан-Себастьяно (1460-1529) ок. 1470 г. претерпел изменения, из-за чего первоначальный замысел не до конца ясен ( Lamoureux. 1979). Очевидно, что храм имел квадратное центральное ядро, перекрытое полусферическим куполом, с глубокими прямоугольными капеллами с апсидами с 3 сторон и вестибюлем, образуя тем самым в плане подобие греч. креста. Церковь должна была располагаться на высоком стереобате с лестницей, на фасад в виде плоской декорации был «наложен» портик античного храма. Проект ц. Сант-Андреа (1470, строительство 1472-1488) вдохновлен образом этрусского храма, воссозданным Альберти по описаниям Витрувия ( Krautheimer. 1961), а также базиликой Максенция на рим. форуме ( Theuer. 1912) и имп. термами (возможно, термами Диоклетиана), центральное помещение которых - «просторный и величественный атриум с целлами» ( Альберти. 1935. VIII 10) - он считал близким к этрусскому святилищу. Описанные у Витрувия 3 целлы (Там же.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010