поиск:   разделы   рассылка Немало вопросов возникает у людей в дискуссии вокруг возможности передачи Церкви Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Ответить на наиболее частые из этих вопросов мы попросили руководителя сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову. Почему об Исаакиевском соборе вспомнили только сейчас? Об Исаакиевском соборе никогда и не забывали. Исторически он всегда был неотъемлемой частью духовной жизни Петербурга. Напомним, что сразу после своего освящения в 1858 году он стал главным собором Русской Православной Церкви. Ежегодно в нем отмечалось до 90 церковных праздников, служились благодарственные молебны в памятные дни еще петровских побед – Ништадтского мира, Полтавской баталии. Особенно торжественно отмечали День основания Санкт-Петербурга, а также 300-летие императорского Дома Романовых. Более 60 лет пространство Санкт-Петербурга освящалось многотысячными крестными ходами, которые соединяли между собой Исаакиевский собор, Казанский собор и Александро-Невскую Лавру. Штат собора насчитывал около 80 человек. А вот выдержки из доклада Николая Викторовича Нагорского (бывшего директора ГМП " Исаакиевский собор " ), посвященного настоятелям Исаакиевского собора: Собор прп. Исаакия Далматского накладывал на настоятеля особую ответственность за его содержание и убранство, наличие всего необходимого для совершения богослужений, ведение богослужебного журнала, хранение приходского архива, осуществление официальной церковной переписки, руководство Приходским советом, ежегодный отчет о состоянии прихода – вот далеко не полный список обязанностей, возложенных на настоятеля. Приход Исаакиевского Кафедрального собора включал в себя Зимний дворе и центральные аристократические кварталы Санкт-Петербурга. Настоятель Исаакиевского собора назначался указом правящего архиерея для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В 1864 году у Исаакиевского собора появляется собственная печать – знак того, что Комиссия по построению собора завершила работу, и он полностью перешел в ведение настоятеля.

http://religare.ru/2_107177.html

Санкт-Петербург (монастыри) Материал из Азбука паломники Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра [ править править код ] Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, д. 1. Сайт: lavra.spb.ru Петр I основал лавру в установление исторической связи между собой и героем Невской битвы. Александр Невский разбил шведов в устье Невы, а Петр I разбил и изгнал шведов с невских берегов и основал в устье Невы новую столицу России – Петербург. Основан монастырь в 1710 г. В 1723 Петр I повелел перенести мощи князя Александра из Владимира в новую столицу. В настоящее время, по установившейся традиции, в день Перенесения мощей, 12 сентября, по окончании Литургии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский в сопровождении духовенства крестным ходом выходит из монастыря на площадь Александра Невского на Невском проспекте. После революции, в 1922 г. монастырь лишился своей главной святыни. Мощи святого князя были изъяты и долгое время находились в музее атеизма. Драгоценная рака оказалась в Эрмитаже, где находится и поныне. Только летом 1989 г. мощи св. Александра Невского были возвращены Церкви. Ежедневно перед мощами совершаются молебны, поются акафисты, звучат молитвы. Действующие храмы Александро-Невской лавры: Святыни Александро-Невской лавры: Богослужения в Александро-Невской лавре: Ежедневно совершаются ранние и поздние литургии (в 7:00 и в 10:00) и вечернее богослужение в 17:00. В воскресение литургия совершается также в 9:00 в Никольском храме и в храме преподобного Серафима Вырицкого (попеременно). С понедельника по субботу служатся братский молебен и полунощница (в 6:00). Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь [ править править код ] Пустынь основана архимандритом Варлаамом (Высоцким) в 1732г, настоятелем Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Императрица Анна Иоанновна, духовником которой был Варлаам, подарила для обители бывшее владение своей сестры — царевны Екатерины Иоанновны, герцогини Мекленбург-Шверинской. В 1764 монастырь отделился от лавры и стал управляться собственным архимандритом. Перед переворотом в октябре 1917 в монастыре было 7 храмов и жило около 100 человек братии, из среды которых по традиции выбирались судовые священники для русского военного флота. Со времен Екатерины Второй на кладбище хоронили умерших из знатных и родовитых семей Санкт-Петербурга: Апраксиных, Мятлевых, Нарышкиных, Чичериных, Строгановых, Дурасовых и других. Здесь погребены дочери и внуки Суворова и Кутузова, канцлер Горчаков, архитекторы Штакеншнейдер и Горностаев. Кладбище считалось одним из наиболее красивых в Европе.

http://azbyka.ru/palomnik/Санкт-Петербур...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Маханько М. А. Семинарский храм Санкт-Петербургской духовной академии Рецензия на книгу:  Берташ А., свящ., Галкин А. Семинарский храм Санкт-Петербургской духовной академии. СПб.: Санкт-Петербургская православная духовная академия, 2012. 144 с. В 2012 г. в издательстве Санкт-Петербургской духовной академии вышла книга священника А. Берташа и А. Галкина «Семинарский храм Санкт-Петербургской духовной академии». Автор настоящей рецензии – искусствовед и рассматривает изложенный в книге материал именно в той части, которая касается истории архитектуры, проектирования, строительства, возведения, украшения и наполнения необходимой утварью и изображениями. То изложение, которое имеет отношение до исторических обстоятельств, персоналий, вопросов из истории Церкви и ее маленькой ячейки, я принимаю на веру и оставляю на суд других специалистов, сведущих именно в данных областях. Насколько можно судить по интонации, представленным в книге фото и архивным материалам, именно эта, человеческая история организации была той тайной, к раскрытию которой, и сбережению которой для потомков стремились авторы. И в этом преуспели. Книга заявлена как альбом, что заранее создает иллюзию подарочного издания с обилием иллюстраций, которые способна предоставить полиграфия наших дней. Однако работа выглядит совершенно иначе. На страницах небольшого, почти карманного формата, подходящего скорее для жанра pocket-book, в строках убористого текста отложилась кропотливая работа авторов с архивными делами и старыми изданиями, мемуарной литературой и живыми свидетелями. Авторы предприняли попытку представить историю одного, в своем роде выдающегося, храма в разных аспектах. Это и история здания, архитектурного сооружения с уникальными подробностями строительства, которые позволили упомянуть не только императора Николая Павловича и обер-прокурора Священного Синода графа Н. А. Протасова, скульптора Ф. Демут-Малиновского и архитектора А. Ф. Щедрина, но и строительного подрядчика, рядовых строителей, лепщиков. Это и история пространства, наполненного иконными изображениями и необходимой утварью, сложная не только в силу общеисторических условий: храм претерпел значительное разорение в ХХ в., но и в силу художественных предпочтений получившего в новейшее время на какой-то момент иные, чужие, отличные от изначальных византинизирующие «одежды». Для авторов этот момент оказался настолько важен, что даже в оформлении издания было отдано предпочтение цветовой гамме «петербургского» стиля: напоминающие фарфоры Веджвуда или рельефы Ф. Толстого строгие сочетания серо-голубого тона и белого.

http://sedmitza.ru/lib/text/4511212/

В.Алексеев, студент СПбДС Скачать epub pdf В декабре 2003 года в Санкт-Петербурге отмечалась знаменательная дата – 140-летие со дня рождения профессора Санкт-Петербургской Духовной академии, Санкт-Петербургского университета и академика Софийской Академии наук, доктора богословия Николая Никаноровича Глубоковского (1863–1937). Н. Н. Глубоковский родился 6/19 декабря 1863 года в селе Кичменгский Городок Вологодской губернии, в бедной многодетной семье священника. В двухлетнем возрасте он лишился отца. Начальное образование получил в Кобыльской церковноприходской школе (1870–1873), затем учился в Никольском Духовном училище (1873–1878), в Вологодской Духовной семинарии (1878–1884) и в Московской Духовной академии (1884–1889), которую окончил с исключительным успехом и был оставлен при ней профессорским стипендиатом по кафедре общей церковной истории. Его научными занятиями руководил известный историк Церкви профессор А. П. Лебедев , под руководством которого Н. Н. Глубоковский писал свое магистерское сочинение о блаженном Феодорите, епископе Кирском. В 1891 году Н. Н. Глубоковский представил в Ученый Совет Московской Духовной академии сочинение «Блаженный Феодорит , епископ Киррский» и был удостоен степени магистра богословия. С 1890 года преподавал в Воронежской Духовной семинарии, а в 1891 году переведен в Санкт-Петербургскую Духовную академию, на кафедру Священного Писания Нового Завета, со званием доцента. В 1897 году молодой ученый защитил в Московской Духовной академии докторскую диссертацию «Благовестие Апостола Павла по его происхождению и существу». В 1898 году Н. Н. Глубоковский был избран ординарным профессором Санкт-Петербургской Духовной академии. После закрытия Академии в 1918 году преподавал в Петроградском Богословском институте. В 1921 году эмигрировал в Финляндию, затем в Германию, в 1922 году – в Чехословакию, через год – в Сербию. С 1923 года вплоть до своей кончины 18 марта 1937 года известный и уважаемый ученый трудился на кафедре Священного Писания Нового Завета Софийского университета Болгарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В день своего 60-летия митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Литургию в Казанском соборе северной столицы 4 июня 2015 г. 11:30 3 июня 2015 года, в среду 1-й седмицы по Пятидесятнице, память Владимирской иконы Божией Матери и святых равноапостольных Константина и Елены, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии, совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии . В этот день владыке исполнилось 60 лет. Его Высокопреосвященству сослужили председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан , митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , митрополит Смоленский и Рославльский Исидор , митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий , митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Владимир , архиепископы Петергофский Амвросий , Пятигорский и Черкесский Феофилакт , епископы Выборгский и Приозерский Игнатий , Царскосельский Маркелл , Кронштадтский Назарий , Краснослободский и Темниковский Климент , Павлодарский и Экибастузский Варнава , Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав , Гатчинский и Лужский Митрофан , Армавирский и Лабинский Игнатий , Щигровский и Мантуровский Паисий , а также секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов, духовенство епархии, гости в священном сане из епархий Русской Православной Церкви, прибывшие на торжества в честь юбилея владыки. За богослужением молились монашествующие, в том числе настоятельница Толгского монастыря Ярославской епархии игумения Варвара (Третьяк), настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София (Силина), настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова). Вместе с приходским хором богослужебные песнопения исполнили хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии и смешанный хор духовных школ. В центре храма находился ковчег с десницей святого великомученика Георгия Победоносца, который пребывает в Санкт-Петербурге со 2 по 6 июня.

http://patriarchia.ru/db/text/4108954.ht...

В Санкт-Петербурге проходит конференция, посвященная святому Феофану Затворнику 4 февраля 2022 г. 13:36 3 февраля 2022 года в Санкт-Петербургской духовной академии открылась VII Всероссийская научно-практическая конференция «Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии». Организаторы форума — Санкт-Петербургская духовная академия, отдел Санкт-Петербургской епархии по церковной благотворительности и социальному служению, Епархиальное общество православных психологов имени святителя Феофана Затворника, храм святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице. Конференция открылась молебном в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который совершил иеромонах Феофан (Друганов). Председатель Общества православных психологов Лариса Шеховцова рассказала об истории и деятельности общества. Общество православных психологов Санкт-Петербурга организовано в 2008 году, в ноябре 2014 года реорганизовано в Епархиальное общество православных психологов имени святителя Феофана Затворника. Цель общества — объединение усилий психологов православного исповедания и священнослужителей для духовно-нравственного развития верующих граждан. Общество входит в структуру епархиального отдела по социальному служению, организует психологическое консультирования на базе общества и на приходах, а также по епархиальному телефону доверия. Члены общества — специалисты разных направлений, доктора и кандидаты наук, священники, в том числе с психологическим образованием, опытные психологи-практики. Лариса Шеховцова также отметила, что в рамках конференций «Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии» обсуждаются проблемы личности, проблемы сознания и всегда присутствует практическое направление — «Секция добрых дел». Было зачитано приветствие председателя епархиального отдела протоиерея Николая Брындина. «На площадках конференции собираются неравнодушные люди, которые вносят свой вклад в развитие христианской психологии, благотворительной деятельности и социального служения, — сказано, в частности, в приветствии.

http://patriarchia.ru/db/text/5893831.ht...

В Санкт-Петербургской духовной академии прошел актовый день 10 октября 2019 г. 10:52 9 октября 2019 года в  Санкт-Петербургской духовной академии  отметили память небесного покровителя этой духовной школы — апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Это 210-й престольный праздник, который Академия на Неве встретила в статусе высшего учебного заведения. Божественную литургию в домовом академическом храме возглавил  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . Его Высокопреосвященству сослужили:  митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ,  митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим , наместник  Сретенского ставропигиального монастыря  г. Москвы, ректор  Сретенской духовной семинарии   архиепископ Верейский Амвросий , наместник  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры   епископ Кронштадтский Назарий ,  епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав , ректор СПбДА  епископ Петергофский Силуан , председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви  протоиерей Максим Козлов , первый проректор СПбДА заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, преподаватель Академии архимандрит Августин (Никитин), клирик Новгородского Софийского кафедрального собора протоиерей Александр Ранне, регент хора  Киевской духовной академии  архимандрит Роман Подлубняк, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Лодейном Поле Ленинградской области протоиерей Михаил Николаев, настоятель часовни святой блаженной Ксении Петербургской в Хельсинки протоиерей Орест Червинский, протоиерей Евгений Стойка, проректор по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин и настоятель храма святителя Алексия Митрополита Московского при Санкт-Петербургском госпитале ветеранов войн протоиерей Алексей Балакай, ректор Екатеринбургской духовной семинарии иеромонах Корнилий (Зайцев), а также гости Академии, духовенство  Санкт-Петербургской митрополии  и выпускники в священном сане; диаконский чин возглавил протодиакон Андрей Левин.

http://patriarchia.ru/db/text/5511063.ht...

Доклад митрополита Варсонофия на епархиальном собрании декабря 2016 Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий выступил 14 декабря с докладом на епархиальном собрании. Ниже публикуется текст доклада. Доклад митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на епархиальном собрании (Санкт-Петербург,  14 декабря 2016 г.) Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Досточтимое собрание! Уходящий год был " летом благости Божией " для Санкт-Петербургской епархии и ознаменован многими событиями, которые имели большое значение в жизни верующих, жителей нашего города. Отрадно отметить положительную динамику во многих сторонах епархиальной жизни, о чем подробно будет сказано по ходу доклада. Духовенство старалось благочестиво и ревностно совершать своё служение, умело пользуясь мудрыми советами священноначалия, которые мы с благодарностью принимали, как в прежние годы, так и в этом году. Чтобы пройти путнику по незнакомой местности, требуется карта, так и нам, идущим с проповедью слова Божия в условиях меняющегося мира, нужны правильные ориентиры. Вместе с тем епархия столкнулась с препятствиями, мешающими делу церковного созидания - делу не человеческого хотения, а Божиего произволения. Но мы не теряем надежды, потому что знаем - эти препятствия благополучно разрешатся. Многочисленные примеры из Священного Писания нас в этом убеждают. Сегодня, как обычно в годовом докладе, я расскажу о событиях уходящего года, о наших задачах и планах на будущее. Много внимания при этом будет уделено статистике. Общецерковные события Санкт-Петербургская епархия является неотъемлемой частью Матери нашей - Русской Православной Церкви, поэтому все происходящее на общецерковном уровне в разной степени касается и нас с вами. Общецерковные события в этом году развивались динамично, мы имели возможность видеть, как шла подготовка к Всеправославному Собору, который должен был состояться на Крите, а также встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Франциском на Кубе. Оба события обещали стать эпохальными в истории христианства, и одно из них действительно стало таковым. Это встреча с Папой Римским, носившая исключительно гуманитарный, церковно-дипломатический характер. В Гаване была подписана совместная декларация, в которой обозначены проблемы современного мира. Это гонения на христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Это и терроризм, христианофобия в некоторых странах Западной Европы. Это нравственность и семейные ценности. В документе осуждена уния как ошибочный способ единения христианских общин. Благодаря этой встрече голос Русской Церкви, приходы которой разбросаны по всей земле, был услышан мировым сообществом.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

Евгений, митрополит Киевский и Галицкий (Болховитинов Евфимий Алексеевич) Родился 18 декабря 1767 года в семье приходского священника. Окончил Воронежскую духовную семинарию и, как лучший ученик, был отправлен для продолжения образования в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Одновременно с занятиями в академии слушал лекции в Московском университете. По окончании образования был назначен преподавателем в Воронежскую духовную семинарию. В 1793 году в Воронеже рукоположен во священника. С 1796 года – префект Воронежской духовной семинарии. В 1798 году лишился троих детей, а в 1799 году овдовел. Эта потеря совершенно прервала его видимую связь с миром. Он принял монашество. В 1800 году назначен префектом Александро-Невской академии. С 11 марта 1800 года – архимандрит Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии. С августа 1800 года и весь 1801 год исполнял чреду священнослужения в Петербурге. 27 января 1802 года переведен в Троице-Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом. 17 января 1804 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородского. В 1805 году избран почетным членом Московского университета; в 1806 году – действительным членом Российской академии. С 24 января 1808 года – епископ Вологодский. В этом же году избран членом Санкт-Петербургской медикохирургической академии. В 1810 году избран членом Санкт-Петербургского общества любителей наук, словесности и художеств; в 1811 году – почетным членом и – соревнователем Санкт-Петербургской «Беседы любителей русского слова», почетный член Общества истории и древностей Российских при Московском университете. С 19 июля 1813 года – епископ Калужский. С 1814 года – член Санкт-Петербургской духовной академии. С 1815 года – Московского Общества врачебных и физических наук. 7 февраля 1816 года возведен в сан архиепископа и назначен в Псков. Избран членом Казанского общества любителей отечественной словесности при университете. С 1817 года – член Харьковского и Казанского университетов. С 1818 года – член Комиссии составления законов империи Российской.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 27 июля 2011 года 27 июля 2011 года в Синодальном зале Киевской митрополии в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре состоялось очередное заседание летней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий Архиепископ Берлинский и Германский Феофан Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московский Патриархии ЖУРНАЛ 64 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви. Справка: Со времени предшествующего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: 28 мая 2011 года Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Санкт-Петербург. В поездке Его Святейшество сопровождали руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. Из аэропорта Святейший Патриарх Кирилл направился в социальную усадьбу «София», расположенную на мызе Поги в Тосненском районе Ленинградской области, и посетил здесь храм Смоленской иконы Божией Матери. 29 мая Святейший Владыка совершил молебен на обновление домовой церкви Санкт-Петербургской духовной академии храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий, епископ Петергофский Маркелл, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Выборгский Назарий, профессоры и преподаватели Санкт-Петербургских духовных школ в священном сане, духовенство города на Неве.

http://pravoslavie.ru/47792.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010