После сугубой ектении митрополит Варсонофий прочитал молитву о мире на Украине. Во время причащения духовенства преподаватель СПбДА, настоятель Благовещенского собора г. Шлиссельбурга протоиерей Евгений Горячев обратился к молящимся спроповедью. После отпуста было совершено славление у иконы апостола и евангелиста Иоанна Богослова, прочитана молитва святому апостолу, провозглашены уставные многолетия. По окончании богослужения с архипастырским словом к участникам Литургии обратился митрополит Варсонофий. Архиерей поздравил начальствующих, учащих и учащихся духовной академии с днем ее небесного покровителя и передал благословение и поздравления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, подчеркнув, что Предстоятель Русской Церкви всегда с особой любовью и теплотой вспоминает о своей родной духовной школе. В ответном слове архиепископ Амвросий сердечно поблагодарил митрополита Варсонофия за приветственные слова, переданное Патриаршее благословение. В память о прошедшем богослужении ректор СПбДА подарил правящему архиерею Санкт-Петербургской епархии образ святого праведного Иоанна Кронштадтского — выпускника Санкт-Петербургской духовной академии. Также архиепископ Амвросий поблагодарил всех гостей, прибывших разделить с учащими и учащимися радость престольного праздника. Затем в актовом зале праздничные мероприятия продолжились традиционным торжественным Актом, который возглавил митрополит Васонофий. После приветственных слов архиепископа Амвросия присутствующим был показан посвященный Санкт-Петербургской духовной академии фильм «Академия как личность», снятый выпускником СПбДА К. Шнуровым. По традиции, открывая торжественный акт, со словами приветствия к собравшимся обратился архиепископ Амвросий. Он отметил, что в этот раз академия отмечает свой ежегодный праздник в дни торжеств, посвященных 700-летнему юбилею преподобного Сергия Радонежского, и напомнил о недавних значимых событиях празднования — богослужении в Троице-Сергиевой пустыни и прошедшей конференции «Преподобный Сергий Радонежский: личность в контексте эпохи и история его почитания».

http://patriarchia.ru/db/text/3785976.ht...

Церковь Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни в С.-Петербурге. 1872–1884 гг. Фотография. 70-е гг. XIX в. Фото: В. Краснокутский П. совмещал архитектурную деятельность с педагогической: в 1885-1894 гг.- преподаватель архитектуры и ордеров в АХ, читал курсы по архитектуре Др. Греции и Рима; в 1892-1918 гг. преподавал живопись акварельными красками в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. С 1907 г. в Московском археологическом ин-те и его Смоленском отд-нии читал курс лекций «История греч. архитектуры и античной декорации» на базе личной коллекции артефактов, обмеров и зарисовок, выполненных во время неоднократных поездок по Италии и Греции (в частности, в 1911). Автор первого в России учебника по архитектуре Др. Греции (М., 1909), П. видел в древнегреч. искусстве «прекрасное равновесие» идеи - духа и материи, основных составляющих художественного произведения. П. считал, что «архитектурная декорация греков побудилась существующими до нее примерами египетских, вавилонских и ассирийских памятников» и в свою очередь «дала новую жизнь… италианской декорации, существовавшей и прежде в памятниках этрусского искусства» (К истории архитектурной декорации в Италии. 1913. С. 3-4). Он систематизировал виды архитектурной декорации. Первый церковный заказ П. получил сразу после выпуска из АХ. По рекомендации Гримма Игнатий (Малышев) , архимандрит Санкт-Петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни , привлек архитектора в соавторы для строительства ц. Воскресения Христова в пустыни (проект 1872, сооружена в 1872-1884, снесена в нач. 50-х гг. XX в.). Трехпридельный храм в визант. стиле сочетал 5-купольное завершение с прямоугольным планом (см.: Савельев Ю. Р. Визант. стиль в архитектуре России, 2-я пол. XIX - нач. ХХ в. СПб., 2005. С. 82-86). Также П. спроектировал 2 мраморные надгробные часовни для монастырского кладбища (1873, мастерская скульптора Н. И. Баринова). Проект П. для храма Троице-Сергиевой пуст. положен в основу строящейся ц. во имя прав. Иоанна Кронштадтского в г. Нелидово Тверской обл.

http://pravenc.ru/text/2579045.html

На самом деле это далеко не так. При владыке Иоанне жизнь в епархии развивалась деятельно и динамично, при нем были открыты десятки храмов, основан целый ряд религиозных учебных заведений. В частности, Институт философии и богословия Русской христианской гуманитарной академии, Высшая религиозная философская школа, епархиальные курсы. Владыка Иоанн способствовал открытию целого ряда монастырей, в том числе Иоанновского монастыря на Карповке, который из подворья был превращен в самостоятельный монастырь и стал динамично развиваться. При нем же началось возрождение и Троице-Сергиевой пустыни. Владыка был в курсе всех восстановительных мероприятий, всячески помогал делом и советом. Можно без преувеличения сказать, что основы нынешнего величия Санкт-Петербургской епархии закладывались и при Святейшем Патриархе Алексия II во время его митрополичества, но в особенности при владыке Иоанне, митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском. При всем этом он был действительно народным пастырем. Его приемная всегда была полна народом, это были почтенные протоиереи и архимандриты, простые миряне, убеленные сединами старушки и молодые люди. Для всех них владыка находил время и возможность побеседовать, наставить на путь истинный, дать нужный совет в должное время… Я вспоминаю, как владыка Иоанн на моих глазах разрешил целый ряд запутанных житейских ситуаций, как он умудрялся выступать примирителем в, казалось бы, совершенно запутанных конфликтах. Как он мог молодых, неопытных и непутевых людей направить на правильный жизненный путь и даже, в конце концов, привести к пастырству. У митрополита Иоанна была не только житейская мудрость, но и большая любовь к людям. Часто своих духовных чад он проводил через горнило испытаний, и, в конечном счете, результат его пастырской и духовнической практики был глубоко замечательным. Но в силу того, что многие из тех, о ком я говорю, живы, я не хотел бы расшифровывать те жизненные ситуации подробно. Владыка Иоанн действительно был добрым пастырем. В своих беседах с семинаристами он постоянно говорил им о народе Божием, о его чаяниях и стремлениях, о том, что священники должны служить народу. Он постоянно напоминал им: «помните за чей счет вы живете». В эпоху известного отчуждения между народом и духовенством, возникшего в результате нынешнего олигархического порядка вещей, об этом, безусловно, необходимо помнить.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/25/on...

6 февр. 1899 г. на Нарвскую кафедру переведен викарий Саратовской епархии Вольский еп. Никон (Софийский). В том же году он был награжден орденом св. Владимира 3-й степени. 10 дек. 1901 г. перемещен на Вятскую и Слободскую кафедру, в тот же день на его место назначен Сумской еп. Иннокентий (Беляев), викарий Харьковской епархии. Ученик С.-Петербургского митр. Антония (Вадковского) по Казанской ДА, еп. Иннокентий был его ближайшим другом и единомышленником. Епископом Нарвским он оставался до 8 февр. 1903 г., когда получил в управление Тамбовскую епархию, где 19 июля должны были совершиться торжества прославления прп. Серафима Саровского. Геннадий (Туберозов), еп. Нарвский, свт. Тихон, патриарх Московский и всея России, и митр. Петроградский сщмч. Вениамин (Казанский) в Петрограде. Фотография. 1918 г. Геннадий (Туберозов), еп. Нарвский, свт. Тихон, патриарх Московский и всея России, и митр. Петроградский сщмч. Вениамин (Казанский) в Петрограде. Фотография. 1918 г. 22 февр. 1903 г. епископом Нарвским, 3-м викарием столичной епархии, был утвержден старший цензор С.-Петербургского духовно-цензурного комитета магистр богословия архим. Антонин (Грановский ; хиротонисан 2 марта 1903; с 10 мая 1904 - 2-й викарий, с 31 окт. 1905 - 1-й викарий). После издания имп. мч. Николаем II Александровичем манифеста от 17 окт. 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» выступал против использования правосл. Церкви в целях пропаганды и охраны самодержавия. По окончании революции 1905-1907 гг. он был уволен по личному распоряжению императора при вмешательстве епископов священномучеников Ермогена (Долганёва) и Серафима (Чичагова ; впосл. митрополит), представивших ему в дек. 1907 г. в обход Синода свое видение церковной обстановки и записку «О современном положении Церкви». Митр. Антоний (Вадковский) писал обер-прокурору Синода П. П. Извольскому : «Удалить человека, Государю неугодного,- дело правильное, но без вмешательства Гермогена и Серафима. Тут для меня самое непереваримое» ( Дамаскин (Орловский), игум. Еп. Гермоген (Долганёв). М., 2010. С. 67). Попытка епископов Ермогена и Серафима добиться увольнения самого митрополита успехом не увенчалась. Уход еп. Антонина на покой 8 февр. 1908 г. был оформлен как удовлетворение поданного им 29 янв. прошения «по приключившемуся нездоровью». Еп. Антонин проживал в санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни . 26 авг. 1908 г. император утвердил назначение ему пенсии в размере 1 тыс. р. в год с производством с 8 февр. 1908 г.

http://pravenc.ru/text/2564682.html

Синод удовлетворил рапорт митрополита об освобождении по состоянию здоровья от должности настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Николая (Парамонова) и о назначении на эту должность игумена Варлаама (Переверзева) . Владыка напомнил, что 31 января на 78-м году жизни скончалась настоятельница Староладожского Свято-Успенского монастыря игумения Ангелина (Васильева) , и исполняющей обязанности настоятельницы назначена насельница Новодевичьего монастыря монахиня Евфросиния (Берлизова) - ее кандидатура предложена для утверждения Синодом. Митрополит еще раз обратился к теме недавно прошедших в Москве XXXI Международных Рождественских образовательных чтений и к докладу Святейшего Патриарха Кирилла. В выступлении Предстоятеля говорилось, с какими сложными, поистине историческими вызовами столкнулось Отечество в последнее время. Это касается не только политики или экономики, но и того, что относится к внутреннему миру человека - явлениям культуры, нравственности и религии. В этой области гражданам России пытаются навязать чуждые нам ценности и установки. Предстоятель говорит, что необходимо уделять особое внимание укреплению в обществе духовно-нравственных ценностей, и важную роль в этом должна играть Церковь. Святейший упомянул документы, уже принятые для успешной работы в этом направлении, - в частности, " Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей " .  Владыка подчеркнул, что многое зависит от деятельности духовенства на местах: священнослужителям следует продолжать ревностно трудиться на благо воспитания молодежи в духе христианской нравственности - входить в диалог с представителями образования и культуры, способствовать увеличению процента выбора модуля ОПК, предлагать собственные инициативы - например, по созданию православных школ. Там, где есть возможность открыть хотя бы начальную школу с православным компонентом в учебе и воспитании, надо ее использовать. Правящий архиерей обратил внимание присутствующих на то, что в этом году будет отмечаться ряд памятных дат, полный список которых указан в его докладе на епархиальном собрании. Он попросил владыку Силуана поделиться соображениями относительно проведения мероприятий в связи с 45-летием со дня кончины митрополита Никодима (Ротова) . Протоиерею Евгению Шогенову было предложено сообщить о плане мероприятий по случаю 35-летия со дня прославления блаженной Ксении Петербургской, а протоиерею Роману Ковальскому - о грядущем праздновании 165-летия освящения Исаакиевского собора . 

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В 1799 г. прот. Евфимий овдовел, к тому времени скончались и все трое его детей. Благодаря рекомендательному письму Бантыш-Каменского прот. Евфимий был приглашен С.-Петербургским митр. Амвросием (Подобедовым) в столицу, 3 марта 1800 г. определен префектом, преподавателем философии и высшего красноречия в СПбДА. 9 марта принял монашеский постриг с именем Евгений в Александро-Невской лавре в честь Святой Троицы , 11 марта возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Зеленецкого во имя Святой Троицы монастыря , 15 марта определен присутствующим в С.-Петербургской консистории. 15 сент. 1801 г. участвовал в коронации имп. Александра I в Москве, был пожалован алмазным наперсным крестом. 27 янв. 1802 г. назначен архимандритом санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни , 5 апр. стал учителем богословия в СПбДА, являлся членом с.-петербургского комитета Благодетельного об-ва. Евгений (Болховитинов), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский. Гравюра А. А. Осипова. 1816 г. (ГПИБ) Евгений (Болховитинов), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский. Гравюра А. А. Осипова. 1816 г. (ГПИБ) 17 янв. 1804 г. Е. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Е. стал одним из авторов реформы системы духовного образования, проведенной в России в 1808-1814 гг. После обсуждения проектов реформы с митр. Амвросием Е. получил задание составить «Предначертание о преобразовании духовных училищ». Согласно проекту Е., представленному Александру I в 1805 г., духовные академии, подобно ун-там, должны были стать центрами духовных учебных округов, наделенными функциями книгоиздания, цензуры и надзора за духовными школами более низких ступеней. Е. предлагал сократить курс изучения латыни, придать духовному образованию более научный и менее дидактический характер. За составление «Предначертания...» Е. был награжден орденом св. Анны 1-й степени. Живя в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня мон-ре, Е. подружился с Г. Р. Державиным, к-рый посвятил ему неск. сочинений, в т. ч. стихотворение «Евгению. Жизнь званская», написанное в 1807 г., когда Е. гостил в имении поэта. Переписка Е. с Державиным продолжалась до смерти последнего в 1816 г.

http://pravenc.ru/text/186969.html

В авг. 1916 г. поступил в Петроградскую ДА. С 1917 г. работал помощником библиотекаря академии, составил неск. тематических библиографий и указателей лит-ры. Не смог окончить академию в связи с ее закрытием в 1918 г. В авг. того же года выехал в научную командировку в Олонецкую губ. для обследования и описания памятников местной церковной старины. С осени того же года состоял в братии Муромского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря в Олонецкой губернии. С апр. 1919 г. исполнял обязанности настоятеля домовой ц. свт. Николая Чудотворца Александро-Невского об-ва трезвости на Спасской ул. в Петрограде. 15 авг. того же года назначен настоятелем санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни , но не был принят ее братией и вернулся к служению в храме во имя свт. Николая на Спасской ул. 20 сент. 1919 г. официально утвержден в должности настоятеля (до апр. 1923). В марте 1920 г. основал при своем приходе благотворительное Спасское братство, открыл при храме бесплатную столовую для нуждавшихся. Был вынужден совмещать пастырское служение со светской работой, т. к. являлся настоятелем маленького бедного храма. Окончил Петроградские высшие библиотечные курсы при Институте внешкольного образования, работал старшим библиотекарем при Всероссийском центральном педагогическом музее Главпрофобра Наркомпроса РСФСР . Одновременно был библиотекарем Центральной б-ки 1-го городского района Петрограда. В янв.-февр. 1921 г. уволен с обеих должностей как служитель религиозного культа. Поступил на службу конторщиком адм. службы в управление Муромской железной дороги в Петрограде. В янв. 1922 г. был уволен. В 1921-1923 гг. преподавал Свящ. Писание ВЗ на богословских пастырских курсах в Петрограде. В это время М. был малоизвестен в образованной церковной среде, однако его благотворительная деятельность создавала ему популярность среди бедных слоев населения. «К нему на исповедь шли простые, обиженные судьбой люди. К нему льнул «мелкий люд», которого так много было тогда в Питере - кухарки, почтальоны, кондукторы,- они знали, что у него они всегда найдут слово утешения и помощи - у этого сгорбленного иеромонаха с быстрыми, порывистыми движениями, с громким молодым голосом» ( Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 359).

http://pravenc.ru/text/2561884.html

В декабре 1912 года, возвратившись из поездки по Западной Европе, он защитил магистерскую диссертацию на тему «Очерки из истории догмата о Церкви» и был утвержден в звании доцента. К тому времени уже был заведен порядок, согласно которому к защите должна была быть опубликована книга. Защита прошла блестяще. Правда, недавно было опубликовано и иное свидетельство о том, как проходила защита магистерской диссертации Владимира Троицкого, но, как и любые новые источники, это свидетельство требует критической оценки в контексте тех, которые уже известны. В выпуске 7 «Богословского вестника» помещены воспоминания Александра Волкова, бывшего Керженского епископа Павла, снявшего с себя сан. В своих воспоминаниях, написанных в 1950 году, он высказывает несколько несправедливых, на наш взгляд, упреков: он недоумевает по поводу того, почему Владимир Троицкий во время магистерского диспута не ответил на вопрос профессора Митрофана Дмитриевича Муретова, касающийся определения Церкви, хотя профессор явно указывал на определение «Церковь – Тело Христово», которое восходит к апостолу Павлу. Нет сомнений, что В. Троицкий знал это определение, хотя его собственное определение Церкви было несколько иным, но он помнил судьбу защиты Евгения Аквилонова, будущего протопресвитера, который защищал магистерскую диссертацию в Санкт-Петербургской духовной академии 1894 году: Аквилонов тогда не был утвержден Синодом в звании магистра именно потому, что настаивал на этом определении Церкви, говорил о Церкви как о «богочеловеческом организме». Члены Синода посчитали это определение новацией и отказались утвердить Аквилонова в магистерском звании. Только через два года, переписав работу и изменив ее название, Аквилонов защитился. 28 марта 1913 года исполнилось давнее желание Владимира Троицкого о принятии монашества. Понятно, почему он не дал монашеских обетов раньше: он посвящал все свои силы и время научному труду; теперь же, защитив диссертацию – диссертацию блестящую, до сих пор сохраняющую актуальность, – он мог всего себя отдать служению Церкви. В Параклитовой пустыни Троице-Сергиевой лавры состоялся монашеский постриг Владимира Троицкого. Его совершал учитель и наставник его епископ Феодор (Поздеевский), ректор МДА. (Хочется выговорить: «святитель Феодор». Думаю, он и будет канонизирован, когда рассеются те сомнения, которые вызваны недостаточно критическим восприятием его следственного дела 1937 года, которое во многом, по моему убеждению, недостоверно.)

http://pravoslavie.ru/33307.html

Составителем «О. р. с.» был иером. Арсений (в миру Валентин Троепольский), родившийся в Москве. Он обучался в Московском ун-те, в 1825 г. поступил в московский Симонов мон-рь, где его наставником стал иером. Иларион (Ремезов); в 1830 г. был пострижен в монашество с именем Арсений, в 1831 г. рукоположен во диакона, а в 1832 г.- во иерея. В 1833 г. иером. Арсений перешел в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь , в 1835 г. принят в братство Киево-Печерской лавры , с янв. 1837 г. находился в санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни , в дек. переведен в Заиконоспасский в честь Нерукотворного образа Спасителя московский мужской монастырь . С 1842 г. был наместником московского Симонова монастыря , а в 1847 г. переведен в Саввин Вишерский мужской монастырь . С 1852 по 1854 г. находился в Балаклавском во имя великомученика Георгия Победоносца мужском монастыре , откуда перешел в малоярославецкий Черноостровский Николаевский мон-рь; с 1857 г. находился в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре . Скончался в с. Наро-Фоминском Верейского у. Московской губ. (ныне г. Наро-Фоминск Московской обл.), где и был погребен. На протяжении жизни иером. Арсений (Троепольский) занимался чтением сочинений духовного содержания, из к-рых делал пространные выписки, а также составлением различных текстов, большая часть которых посвящена молитве. Незадолго до кончины он объединил свои материалы в 15-томное собрание -«Подвижнический сборник, содержащий выписки из святых отцов, в XV частях», 10-ю часть к-рого составляла созданная весной 1863 г. сводная авторская редакция «О. р. с.». В ее состав входят авторское предисловие, 7 глав, называемых «свиданиями» (первые 5 из них содержат рассказы странника, а 6-е и 7-е «свидания» представляют собой диалоги с его участием), и аналитическое «содержание», соответствующее разделению текста на параграфы. Работа над 1-м рассказом странника, содержавшим критический разбор различных наставлений, повествование о поисках и об обретении непрестанной устной Иисусовой молитвы по научению старца, а также о ее благотворных действиях, завершена 6 нояб.

http://pravenc.ru/text/2581709.html

Взгляды большинства членов Архиерейского Синода были монархическими. Если говорить о попытках западных правительств оказать влияние на РПЦЗ, то ситуация сложилась парадоксальная. С одной стороны, во всех странах русского рассеяния православная эмиграция сталкивалась с проблемами. Но если говорить о влиянии, то, скорее наоборот, Русская Церковь в изгнании, по крайней мере в 1920-х годах, оказывала влияние на западные правительства в их решениях о Советской России. Можно привести пример. 27 июня 1923 года Патриарх Тихон был освобожден из-под стражи. Большинство исследователей считают это уступкой советского правительства в ответ на ноту Керзона, врученную Народному комиссариату иностранных дел 8 мая 1923 года от имени правительства Великобритании. Нота содержала угрозу разрыва отношений с СССР, и среди прочего - требование прекратить репрессии против Церкви и духовенства. Секрет такого влияния, возможно, кроется в том, что во главе западных правительств в то время находились люди, которые помнили о дореволюционных связях с Русской Церковью. Многие политические деятели до 1917 года бывали в России, обязательной частью протокола было их участие в богослужениях и знакомство с ведущими представителями Церкви. Представительства Русской Церкви были во всех странах, эти связи, в том числе материальные, были сильны. Не случайно советским правительством был инициирован ряд судебных процессов с целью захвата имущества Русской Церкви за границей " . Иеромонах Никодим (Хмыров) родился в 1982 году. Учился в магистратуре и аспирантуре СПбДА , в аспирантуре Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики. Кандидат богословия, кандидат исторических наук. Насельник Троице-Сергиевой пустыни . ИА " Вода живая " , 16.01.21 Поделиться Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010