Согласно поступившим в Отдел отчетам, на сегодняшний день на территории епархии действует 165 Воскресных школ с общим количеством учащихся 8210 (из которых 4740 - это дети, и 3470 - взрослые), а учебный процесс осуществляют 731 преподаватель. Но цифра становится не утешительной при том, что полноценных приходов в Епархии в два раза больше. Причины отсутствия воскресной школы на большинстве приходов различные. К сожалению, неприглядным становится тот факт, что при существовании полноценных приписных приходов, воскресная школа есть только при том храме, к которому эти приходы приписаны. От Святейшего Патриарха КИРИЛЛА  поступило распоряжение о создании условий для учреждения воскресной школы или воскресной группы обучающихся при каждом действующем храме. По этому вопросу мой первый заместитель находится в постоянном взаимодействии с Синодальным отделом образования. Необходимо в ближайшее время отцам благочинным уделить особое  внимание вопросу создания новых воскресных школ или учебных групп на тех приходах, которые пока еще не осуществляют образовательную деятельность. Положительная динамика развития религиозного образования в Епархии свидетельствует о том, что в 38 приходах помимо школ действуют духовно-просветительские центры, лектории, клубы и общества различной направленности. Хотелось бы здесь напомнить всем настоятелям о том, что если на приходе ведется какая-либо деятельность по подготовке кадров в сфере религиозного образования (педагогов, катехизаторов и т.п.) необходимо иметь разрешение на эту деятельность Правящего архиерея по ходатайству епархиального Отдела образования. На приходах очень важны те формы работы, которые дают возможность подросткам в  самый кризисный возрастной период найти в Церкви свое место. Эту работу выполняют скаутские группы, военно-патриотические клубы, спортивные секции, творческие мастерские и дискуссионные группы. Во многих храмах, в рамках работы воскресных школ, консультативную помощь прихожанам оказывают психологи, врачи и юристы. Во многих школах существуют библиотеки, в некоторых есть видеозалы. Деятельность детских воскресных школ включает в себя игровые предметы, здесь широко представлены занятия изобразительным и декоративным искусством, существуют художественные и театральные студии, музыкальные ансамбли.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=204...

Каждый из детей, обучающихся в воскресной школе, получает позитивный опыт общения и знания о нашей христианской цивилизации, нашей русской культуре. Такой ребенок пойдет и поделится чем-то хорошим, что он тут услышал, с друзьями и близкими. Конечно, для такого мегаполиса, как наш Санкт-Петербург, этой " духовной закваски " , я бы сказал, не хватает. Важно, чтобы и в школах, и дома родители поддерживали усилия по духовному воспитанию детей, продолжая словом и делом то, что преподается в воскресных школах. Но без посредничества воскресных школ многие дети были бы лишены возможнос­ти на своем опыте узнать, почувствовать красоту и смысл право­славного богослужения, заповедей господних. Я глубоко убежден, что изучение и поддержка глубоких право­славных традиций русского народа жизненно необходимы. И очень важным вкладом в развитие личности будущего гражданина и петербуржца мне представляется учебный предмет, введенный недавно в учебные программы общеобразовательной школы, - " Основы православной культуры " . Это важный шаг на пути знакомства с религиозными традициями православия. Показателен выросший процент выбора этого предмета в школах Санкт-Петербурга в этом году - около 30%. Я надеюсь, что эти цифры будут увеличиваться и в будущем. " Петербургский дневник " : А вам не кажется, что и у взрослых есть потребность больше узнать о религии? Митрополит Варсонофий: Мы готовы организовать при приходах такие курсы для взрослых. Пусть приходят, сразу говорят: " Батюшка, хочу получить образование! " . Просто многие пассивны в плане образования. " Петербургский дневник " : К сожалению, не всегда в городе строительство новых храмов воспринимается как настоящая потребность верующих. Есть случаи, когда агрессия к верующим выплес­кивается в хоть и не массовые, но публичные акции. Я помню сходы противников строительства храма на Долгоозерной ул. Тогда вышли и сторонники возведения храма. Последних, кстати, было больше. Что бы вы хотели сказать людям, которые негативно настроены по отношению к церкви?

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

- содействие районным и муниципальным образовательным структурам в организации и проведении для учащихся общеобразовательных школ района образовательных и культурно- просветительских мероприятий, в том числе, олимпиад по ОПК и других православных олимпиад, организуемых Православным Свято-Тихоновским государственным университетом; - содействие в подготовке и проведении мероприятий, организуемых на территории Санкт- Петербургской епархии Епархиальным Советом по культуре. IV. Руководство и обеспечение деятельности Центра 4.1. Ответственным за работу Центра духовной культуры и образования благочиния является директор Центра, который в своей деятельности подчиняется Отделу и подотчетен благочинному. 4.2. Функции директора Центра должны быть возложены на священнослужителя благочиния, имеющего достаточную профессиональную подготовку и положительный опыт работы в сфере духовно-нравственного воспитания и образования, а также призвание к данному виду деятельности. 4.3. Функции директора Центра может исполнять помощник благочинного по религиозному образованию и катехизации в священном сане, в том случае, если он не совмещает деятельность в сфере религиозного образования и катехизации с работой по другим профильным направлениям деятельности в благочинии (социальное, молодежное миссионерское). 4.4. Кандидатуру на должность директора Центра благочинный представляет Отделу на согласование. Отдел ходатайствует перед правящим Архиереем об утверждении кандидатуры. 4.5. Директор Центра осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с педагогом- методистом благочиния, который отвечает за консультационную и методическую работу в сфере духовно-нравственного развития, воспитания и образования, в том числе, в рамках преподавания предмета " Основы православной культуры " в общеобразовательных школах района. 4.6. Педагог-методист благочиния должен являться профессионалом в сфере духовно- нравственного воспитания и образования, а также иметь призвание к данному виду деятельности. Педагог-методист не может осуществлять свою деятельность одновременно в двух и более благочиниях.

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

Значительные преобразования затронули в новом учебном году подразделение самого высокого уровня — академию. Так получилось, что, в отличие от Московской духовной академии, где в русле реформы богословского образования уже в 2004 году были открыты четыре отделения, в Санкт-Петербургской академии к лету 2009 существовало только два (библейское и богословское). Чтобы восполнить этот пробел, с сентября месяца было открыто церковно-историческое отделение, в следующем году планируется открытие церковно-практического. Открытие недостающих отделений необходимо для того, чтобы привести учебные планы в соответствие с теми программами, которые рекомендует Учебный комитет, и тем самым достичь цели реформы — согласно ей семинария мыслится как учебное заведение, дающее фундаментальное богословское образование, тогда как в академии происходит специализация, или, лучше сказать, используя терминологию профессора СПбПДА Н.Н. Глубоковского, предлагавшего подобную реформу еще 100 лет назад, «сосредоточенность» на конкретной области исследования. Для нормального функционирования новых отделений потребуются аудитории, места в общежитии и другие материальные ресурсы. Учитывая, что академий в России только две, логично будет в Санкт-Петербурге несколько перераспределить общие для семинарии и академии ресурсы в пользу академии. Качественный скачок для решения указанных организационных проблем мог бы произойти в результате возвращения исторического здания духовной академии на набережной Обводного канала, 7, которое сейчас занимает физкультурно-спортивный техникум. Несмотря на постановления о передаче здания на разных уровнях, в том числе на федеральном, данный вопрос окончательно до сих пор не решен представителями власти. В Санкт-Петербургской духовной академии — как до революции, так и во второй половине XX века — традиционно были сильны библейское, церковно-историческое и патрологическое направления. Работы профессора протоиерея Александра Рождественского и его лекции по Священному Писанию до сих пор представляют интерес, а труды профессора Н.Н. Глубоковского в новозаветной сфере являются во многом непревзойденными. Много потрудился на ниве библеистики А.П. Лопухин, инициатор издания «Толковой Библии». Расцвет исторической науки был связан с именами профессоров И.Е. Троицкого, А.И. Бриллиантова и В.В. Болотова. Патрологическая дисциплина разрабатывалась братьями Н.И. и А.И. Сагарда.

http://pravmir.ru/rascvet-bogoslovskoj-n...

Экспозиция выставок, организованных в Российской Национальной библиотеке и Церковно-археологическом музее Санкт-Петербургских Духовных школ, включала оригинальные труды Н. Н. Глубоковского , в том числе тетради с рукописными лекциями по курсу Священной истории Нового Завета, которые до сих пор ждут своего издания и пристального изучения специалистами в области богословия. Н. Н. Глубоковский по праву считается одним из выдающихся специалистов в области церковной истории. По выражению Н. В. Покровского , он «Геркулес русского богословия». В состав экспозиций были включены его фундаментальные работы, в частности его магистерская диссертация о блаженном Феодорите. Н. Н. Глубоковский, работая над ней, имел дело не только с трудами самого блаженного Феодорита , при этом перевел 268 писем, опубликованных впоследствии в 7-м и 8-м томах творений блаженного Феодорита, но и ознакомился с теми первоисточниками, которыми пользовался сам святой отец. Большинство работ ученого отличает скрупулезная добросовестность. Н. Н. Глубоковский явился преемником А. П. Лопухина в трудах по подготовке и изданию Православной Богословской энциклопедии, 6-й – 12-й тома которой вышли под его редакцией. При этом он проявил себя и как талантливый организатор – коллектив сотрудников вырос при нем с тридцати до двухсот человек. Ему удалось увлечь работой таких выдающихся ученых, как Кондаков, Соболевский, Шаховской. Среди представленных на выставке книг Н. Н. Глубоковского следует особенно выделить «Православие по его существу», посвященную митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) , а также книгу «По вопросам Духовной школы (средней и высшей) и об учебном комитете при Святейшем Синоде». Большой интерес представляют также оставшиеся в рукописи, исписанные бисерным почерком ученого листки под заглавием «Общие указания по вопросу об исправлении славянского и русского переводов Нового Завета». Вниманию студентов были представлены фотографии, запечатлевшие родственников, наставников и учителей, покровителей и сподвижников выдающегося русского богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Слава Богу, с каждым годом увеличивается число воскресных школ для детей, продолжается их аттестация. В период продолжающейся аттестации воскресных школ прошу собратьев епархиальных архиереев уделить большее внимание их деятельности. Сегодня только на территории Российской Федерации 11 тысяч воскресных школ разных типов. На встрече с руководителями и координаторами конкурса «Православная инициатива» от Санкт-Петербургской митрополии Его Святейшество обратил особое внимание на работу с подростками: «Воскресная школа предполагает научение детей, но опыт показывает, что дети отзываются на такую классно-кружковскую манеру преподавания религиозных истин до какого-то определенного возраста». Воскресная школа, безусловно, должна давать знания о Боге, мире и человеке. Но она также призвана помочь детям и особенно подросткам и молодежи осознать себя частью Церкви, найти в ней свое место и служение, обрести личный духовный опыт, в том числе и посредством практической деятельности, через участие в делах милосердия, работе молодежных объединений, патриотических, краеведческих, творческих и иных мероприятиях. Одной из наиболее эффективных форм образовательной работы с молодежью является проведение различных образовательных форумов, тематических летних лагерей и слетов. Важно, чтобы в таких мероприятиях принимала участие молодежь из разных регионов. Более активное участие в организации подобных встреч могли бы принимать православные молодежные объединения и общественные организации. Еще одним важным фактором духовно-нравственного просвещения в регионах должны стать епархиальные культурно-просветительские центры. Они могут быть значимыми площадками для организации методической работы, повышения квалификации педагогов и специалистов-катехизаторов, проведения мероприятий духовно-нравственного содержания для детей и молодежи, организации волонтерского служения. Важно, чтобы подобные центры были проводниками книжной культуры в обществе. Библиотека и магазин православной книги должны занимать в них достойное место.

http://patriarchia.ru/db/text/4355624.ht...

Секреты успеха наших слушателей состоят в том, что они: 1. Осознанно выбрали трезвость, очистив свой рассудок от ложных «питейных» и «табачных» представлений, усвоив достоверные трезвенные убеждения. 2. Познав невозможность собственными силами избавиться от глубоко укоренившихся в душе страстей, обрели упование на Бога и веру в Него. 3. Покаялись за содеянное, совершили глубоко прочувствованную исповедь в храме. Искреннее покаяние и твердое намерение не возвращаться более к дурному пристрастию обязательно привлекают благодатную помощь Божию. 4. Приняли решение жить в согласии с Божией волей и своей совестью, которая с каждым днем сильнее и сильнее понуждает очищать душу от зла. 5. Обрели высокую цель жизни – спасение души. 6. С Божией помощью упорно преодолевают жизненные препятствия, учатся видеть окружающий мир, в котором есть место добру. 7. В случае срыва пытаются разобраться в том, что сделали неверно, зная: падение - еще не гибель, а нераскаянный грех - это смерть. 8. В неудачах винят себя, а не обстоятельства или людей, воспринимают окружающий мир как духовное училище, в котором одна ситуация учит добродетели, другая подсказывает, как делать не стоит, а третья оказывается экзаменом выученному уроку. 9. Стремятся помогать высокому делу утверждения трезвости, откликаясь на призыв трезвых людей: «Выбрался сам - помоги другому». 10. Отношения в семье строят по пословице «где любовь да совет – там и горя нет» (это сделать легче, если курс Школы трезвения посещают члены семьи). В последние годы в нашем обществе происходит удивительное явление. Трезвость становится престижной. Да-да, именно так! Все больше и больше людей видит в обретении трезвой жизни залог счастья и житейского благополучия. Только вот птицу трезвого счастья самостоятельно поймать трудновато. Гораздо легче решать подобные задачи в группе, где можно найти поддержку и понимание, необходимые знания и примеры многолетней трезвой жизни. В Санкт-Петербургской епархии есть несколько Школ трезвения. Три из них тесно сотрудничают с нами. Они действуют при обществах трезвости в городах Луге и Всеволожске, а также в поселке Володарский Красносельского района Санкт-Петербурга. Результат нашей работы – трезвость выпускников. Их круг постоянно расширяется. Общение с ними душевно окрыляет наших слушателей, которые делают в Школе трезвения первые шаги на пути к трезвости. Если вы намерены преодолеть алкогольную или табачную зависимость, можете прийти к нам. Пусть трезвых людей станет больше.

http://pravoslavie.ru/news/14607.htm

Еще одним направлением, призванным помочь специалистам, стала публикация академических научных журналов «Прибавления к трудам святых отцов в русском переводе» и «Богословский Вестник», которые издаются в МДА с 1843 года по настоящее время. Таким образом, было подготовлено и опубликовано более 5500 статей из богословской научной периодики. Следующий этап, к которому мы приступаем сегодня — перевод сканированных изображений в текстовый формат. Нас радует, что к этой деятельности присоединяются и другие духовные школы: Санкт-Петербургская духовная академия уже подготовила электронную версию «Христианского чтения»; начинаются работы и в Киевской духовной академии по сканированию и обработке «Трудов КДА». Хочется надеяться, что общими усилиями нам удастся создать единый корпус распознанных текстов всех дореволюционных богословских журналов на русском языке. А это — неисчерпаемый кладезь информации не только для богословов, но и для широкого круга светских исследователей. Несмотря на сложные судьбы духовных школ в ХХ веке, в них все-таки велась исследовательская деятельность, писались статьи, кандидатские и докторские диссертации. Однако ввиду закрытого типа духовных школ лишь единицы из числа светских ученых имели доступ к этим материалам. Одним из важных шагов по преодолению отчуждения стала публикация росписей дипломных работ, кандидатских, магистерских и докторских диссертаций, которые были защищены в Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академиях в ХХ веке, а это более 2500 описаний. Следующий этап — размещение полных текстов представленных диссертаций. Благодаря взаимодействию с Российской государственной библиотекой, где в настоящее время находится фонд  Московской духовной академии, близится к завершению процесс сканирования рукописей: магистерских и докторских диссертаций, курсовых, сочинений и рецензий. Недалек тот момент, когда наши посетители получат доступ и к научным трудам профессоров и студентов старой Академии. Важной вехой во взаимодействии со светской образовательной сферой стало решение Ученого совета Московской духовной академии об обязательном внешнем оппонировании защищаемых кандидатских диссертаций и проведении публичных диспутов, а также публикация апробационных статей и авторефератов на портале. Комментарии и замечания, порой нелестные и даже провокативные, которые оставляли посетители портала, позволили, с одной стороны, улучшить общий уровень диссертаций, с другой — открыли возможность светской аудитории познакомиться с актуальными исследованиями духовных академий.

http://patriarchia.ru/db/text/349315.htm...

Ещё одним направлением, призванным помочь специалистам, стала публикация академических научных журналов «Прибавления к трудам святых отцов в русском переводе» и «Богословский Вестник», которые издаются в МДА с 1843 года по настоящее время. Таким образом было подготовлено и опубликовано более 5500 статей из богословской научной периодики. Следующий этап, к которому мы приступаем сегодня - перевод сканированных изображений в текстовый формат. Нас радует, что к этой деятельности присоединяются и другие духовные школы: Санкт-Петербургская духовная академия уже подготовила электронную версию «Христианского чтения»; начинаются работы и в Киевской духовной академии по сканированию и обработке «Трудов КДА». Хочется надеяться, что общими усилиями нам удастся создать единый корпус распознанных текстов всех дореволюционных богословских журналов на русском языке. А это - неисчерпаемый кладезь информации не только для богословов, но и для широкого круга светских исследователей. Несмотря на сложные судьбы духовных школ в ХХ веке, в них всё-таки велась исследовательская деятельность, писались статьи, кандидатские и докторские диссертации. Однако ввиду закрытого типа духовных школ лишь единицы из числа светских учёных имели доступ к этим материалам. Одним из важных шагов по преодолению отчуждения стала публикация росписей дипломных работ, кандидатских, магистерских и докторских диссертаций, которые были защищены в Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академиях в ХХ веке, а это более 2500 описаний. Следующий этап - размещение полных текстов представленных диссертаций. Благодаря взаимодействию с Российской государственной библиотекой, где в настоящее время находится фонд Московской духовной академии, близится к завершению процесс сканирования рукописей: магистерских и докторских диссертаций, курсовых, сочинений и рецензий. Недалёк тот момент, когда наши посетители получат доступ и к научным трудам профессоров и студентов старой Академии. Важной вехой во взаимодействии со светской образовательной сферой стало решение Учёного совета Московской духовной академии об обязательном внешнем оппонировании защищаемых кандидатских диссертаций и проведении публичных диспутов, а также публикация апробационных статей и авторефератов на портале. Комментарии и замечания, порой нелестные и даже провокативные, которые оставляли посетители портала, позволили, с одной стороны, улучшить общий уровень диссертаций, с другой - открыли возможность светской аудитории познакомиться с актуальными исследованиями духовных академий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Одну из главных своих задач как организатора церковной науки и образования архиепископ Кирилл видел в соединении церковного знания с нуждами современной церковной и общественной жизни: открытые и сформулированные отцами и учителями Церкви знания о Боге, Церкви, человеке необходимо вписывать в конкретный историко-культурный контекст. Ректор привлекал преподавателей и студентов Ленинградских духовных школ к участию в международной деятельности. Представители Ленинградской духовной академии участвовали в богословских диалогах, в ассамблеях Синдесмоса, заседаниях центрального комитета и различных рабочих групп ВСЦ. В Ленинградских духовных школах проводились международные семинары и конференции, на которые приглашались видные богословы из-за рубежа; студенты и преподаватели Ленинградской духовной академии смогли в декабре 1980 г. посетить Святую землю. С 26 декабря 1984 г. архиепископ Кирилл был освобожден от должности ректора Ленинградских духовных академии и семинарии и направлен на Смоленскую кафедру. Перевод был в значительной мере связан с активизацией церковной работы с молодежью Северной столицы, что не соответствовало линии государства на искоренение религиозных убеждений в первую очередь в молодежной среде. В 1988 г. в академии был открыт факультативный иконописный класс. В 1997 г. на базе факультативного иконописного класса было создано Иконописное отделение при Санкт-Петербургской академии, первый выпуск которого состоялся в 2001 г. После большого перерыва, связанного с действовавшим в советское время запретом на издательскую деятельность, начала восстанавливаться работа академической типографии. В 1991 г. в типографии были напечатаны первые учебники. В апреле 1990 г. духовные школы после 73-летнего перерыва вновь стали издавать свой журнал — «Вестник Ленинградской духовной академии», вскоре обретший историческое название «Христианское чтение». С началом выхода своего издания просветительское значение духовных школ Северной столицы значительно возросло. Как только появилась возможность, Ленинградские духовные школы в лице своих преподавателей и студентов развернули и широкую социально-благотворительную деятельность. Так, в 1989/1990 уч. г. в одном из флигелей здания академии была устроена церковная больница имени святой блаженной Ксении Петербургской.

http://patriarchia.ru/md/db/text/1560938...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010