В-третьих, в течение года ассоциация выпускает информационный бюллетень " Покровский вестник " на 4 - 8 полосах, в котором содержится информация о текущей деятельности ассоциации и анонсы студенческих и молодежных программ, проводимых при поддержке ассоциации. В 2005 году " Покровский вестник " вышел 6 раз тиражом по 400 - 600 экземпляров и распространялся на межвузовских конференциях, православных выставках, молодежных вечерах, проводимых ассоциацией. В дальнейшем объем, тираж, и места распространения " Покровского вестника предполагается увеличивать, шире привлекая к подготовке материалов и распространению вестника участников ассоциации. Необходимо расширять сотрудничество с существующими в вузах СМИ. В-четвертых, ассоциация на протяжении последних полутора лет постоянно участвует в межрегиональных православных выставках " Православная Русь " и других в Санкт-Петербурге и Москве. На выставках распространяются информационные материалы и буклеты о программах ассоциации, готовятся фото-стенды, продаются сборники научно-просветительских конференций ассоциации и труды ученых. III Культурно-просветительская деятельность Первое - это проведение межвузовских праздников. Главным из них несомненно является День Святой Татьяне, учрежденный в Санкт-Петербурге десять лет назад по инициативе Совета ректоров, Санкт-Петербургской епархии и молодежных организаций. Праздничная церемония вручения Почетных знаков Святой Татьяны в Казанском соборе стала петербургской традицией, которая объединяет представителей вузов, церковных приходов, государственных органов и молодежных организаций. За десять лет Почетным знаком Святой Татьяны награждено около 210 молодых людей и около 180 наставников молодежи. В 2005 году ассоциация во многом взяла на себя организационную работу по подготовке праздничных мероприятий Татьянина Дня и в дальнейшем будет активнее привлекать студентов и преподавателей вузов, входящих в ассоциацию, к подготовке и участию в этом общероссийском государственном празднике. Кроме Дня Святой Татьяны ассоциация в 2005 году впервые стала проводить межвузовские вечера, приуроченные к различным праздникам. Так в концертном зале Педагогического университета прошли вечера на Пасху, Покров, день Андрея Первозванного, в которых приняли участие студенты и преподаватели различных вузов - педагогики, филологи, богословы, курсанты и другие.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=177...

- Журнал и информагентство пересекаются, но все-таки это разные структуры. Мы находимся в тесном взаимодействии, некоторые новости публикуются в журнале. Но там другой руководитель и другой кадровый состав.   - Ваш главный редактор - митрополит Варсонофий .  Он лично участвует в работе редакции? - Каждый месяц он готовит для журнала текст проповеди и пишет " Слово главного редактора " . Он в курсе нашей деятельности, но непосредственно на редакционную политику влияния не оказывает.   - А кто формирует редакционную политику? - В первую очередь ответственный и выпускающий редакторы. Однако мы, конечно, находимся в постоянном контакте с епархиальным руководством и руководством епархиальных отделов. Это, кстати, тоже специфика нашей работы как корпоративного издания митрополии.   - Обязательно ли журналисту " Воды живой " быть православным? - Естественно, должен быть какой-то уровень уважения к Православной Церкви и в нашей тематике. Чтобы человеку было интересно этим заниматься и об этом писать. В большинстве своем наши журналисты - православные христиане. Но это не обязательно.   - Какие требования предъявляются кандидатам при приеме на работу? - Как и везде - обычные профессиональные требования. Человек должен хорошо писать, обладать журналистскими навыками. Ну и иметь что-то за душой, чем-то по жизни интересоваться - искусством, историей, богословием, философией. Важно, чтобы сам человек был интересным.   - Обязательно ли иметь знания в области богословия? - Не обязательно, но мы стараемся, чтобы люди в процессе работы просвещались в этом отношении. У меня у самого богословское образование. Я окончил Санкт-Петербургский институт богословия и философии, а также магистратуру филфака СПбГУ на кафедре библеистики. Профессионально занимаюсь византийской философией.   Журнал " Вода Живая: Санкт-Петербургский церковный вестник " - официальное издание Санкт-Петербургской епархии. В журнале Тимур Щукин работает с 2009 года. Начал с должности внештатного автора, потом стал редактором раздела, затем выпускающим редактором. До этого работал редактором в издательствах, публиковался в научных и научно-популярных журналах.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Мартинович В. А . Идентификация новых религиозных движений в белорусской науке//Вестник Синодального центра сектоведения. 2023. Том. 8. 4 (43). С. 6–20. В статье проводится анализ идентификации новых религиозных движений в белорусской науке. На основе выборки из 798 научных работ автор статьи занимается изучением специфики реакций ученых на феномен нетрадиционной религиозности, распределения субъектов идентификации новых религий по научным дисциплинам, конфигурации религиозных организаций в Беларуси, идентифицированных учеными в 1988–2020 гг. Автор статьи отмечает, что к числу наиболее значимых показателей реакции институтов общества на религиозное многообразие относится социальная идентификация религиозных организаций с одним из типов религиозности. Мартинович В.А . Сектоведение в Беларуси (1990–2023гг.)//Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. (20). С.63–88. Статья В. А. Мартиновича посвящена описанию истории сектоведения в Беларуси в 1990–2023 гг. Автор выделяет основных церковных, общественных и государственных акторов, обозначает их место и роль в общем контексте истории сектоведения. Автор приходит к выводу о несоразмерности всех инициатив и реакций на сектантство реальным процессам, протекающим в среде новых религиозных движений. По его словам, имеют место нескоординированность действий, высокая автономность сектоведов, их нечувствительность к религиозному многообразию, ориентация на практические действия без фундаментальной теоретической проработки материала. Прилуцкий А.М . Апологетический комментарий в Интернет-дискурсе «Царя-схимитрополита Зосимы»//Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. (19). С.106–117. Автор статьи анализирует основные апологетические стратегии, используемые в интернете адептами «схимитрополита-царя Зосимы», под именем которого скрывается авантюрист Леонид Власов. По словам автора, к основным стратегиям сторонников Зосимы относятся инвективные, императивные, вокативно-кооперативные и констатирующие стратегии. Согласно выводам автора, анализ особенностей применения этих стратегий сторонниками секты не только позволяет поставить вопрос о духовном состоянии ее адептов, но и предположить наличие среди них лиц, нуждающихся в медицинской помощи.

http://bogoslov.ru/article/6194930

Академик Олег Германович Ульянов является действительным членом Iuris Canonici Medii Aevi Consociatio (ICMAC Society for Medieval Canon Law) и Фонда греческих исследований в Москве. Член Экспертного Совета РАЕ (с 11.07.2018 г.), экспертного совета Научного журнала «Международный журнал экспериментального образования». Под эгидой VII Санкт-Петербургского международного культурного форума 15.11.2018 г. состоялась творческая встреча с академиком О.Г. Ульяновым в Санкт-Петербургском доме архитектора. 15 июня 2020 г. 60-летний юбилей русского академика с мировым именем Олега Германовича Ульянова был широко отмечен академическим сообществом России (УЛЬЯНОВ ОЛЕГ ГЕРМАНОВИЧ: К 60-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ//СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. М.: Издательство: Издательский дом Академии Естествознания, 2020. С. 182-185). В адрес юбиляра поступили многочисленные поздравительные адреса от действительных членов РАН (И.П. Медведев и др.), президиума РАЕ, научных сообществ и органов государственного управления России, а также из-за рубежа, в т.ч. от Святого престола. Автор более 300 научных, богословских и энциклопедических работ. Публикуется в академическом альманахе РАН «Вестник истории, литературы, искусства», ежегоднике Научного совета РАН «Памятники культуры. Новые открытия», «Большой Российской энциклопедии», «Богословских трудах», «Православной энциклопедии» и целом ряде др. научных и церковных изданий. Авторские курсы византийского и древнерусского искусства, церковной археологии и литургики, канонического права в МДА и др. учебных заведениях РПЦ, а также пресс-конференции и интервью в российских и зарубежных информ-агентствах, публичные лекции на ТВ и радио. Библиография работ автора: Ульянов О.Г. Старшее Каширское городище по данным раскопок В.А. Городцова и на современном этапе исследований. М., 1984. Ульянов О.Г. Коллекция колоколов из собрания ГМЗК. М., 1985 г.//Архив ГМЗК. Оп. 2/н. Д. 87. Ульянов О. Г. Отчет об археологических исследованиях в Рославле в 1987 г.//Архив РИХМ. Ф. 3. Оп. 12.

http://bogoslov.ru/person/616055

Еще одним направлением, призванным помочь специалистам, стала публикация академических научных журналов «Прибавления к трудам святых отцов в русском переводе» и «Богословский Вестник», которые издаются в МДА с 1843 года по настоящее время. Таким образом, было подготовлено и опубликовано более 5500 статей из богословской научной периодики. Следующий этап, к которому мы приступаем сегодня — перевод сканированных изображений в текстовый формат. Нас радует, что к этой деятельности присоединяются и другие духовные школы: Санкт-Петербургская духовная академия уже подготовила электронную версию «Христианского чтения»; начинаются работы и в Киевской духовной академии по сканированию и обработке «Трудов КДА». Хочется надеяться, что общими усилиями нам удастся создать единый корпус распознанных текстов всех дореволюционных богословских журналов на русском языке. А это — неисчерпаемый кладезь информации не только для богословов, но и для широкого круга светских исследователей. Несмотря на сложные судьбы духовных школ в ХХ веке, в них все-таки велась исследовательская деятельность, писались статьи, кандидатские и докторские диссертации. Однако ввиду закрытого типа духовных школ лишь единицы из числа светских ученых имели доступ к этим материалам. Одним из важных шагов по преодолению отчуждения стала публикация росписей дипломных работ, кандидатских, магистерских и докторских диссертаций, которые были защищены в Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академиях в ХХ веке, а это более 2500 описаний. Следующий этап — размещение полных текстов представленных диссертаций. Благодаря взаимодействию с Российской государственной библиотекой, где в настоящее время находится фонд  Московской духовной академии, близится к завершению процесс сканирования рукописей: магистерских и докторских диссертаций, курсовых, сочинений и рецензий. Недалек тот момент, когда наши посетители получат доступ и к научным трудам профессоров и студентов старой Академии. Важной вехой во взаимодействии со светской образовательной сферой стало решение Ученого совета Московской духовной академии об обязательном внешнем оппонировании защищаемых кандидатских диссертаций и проведении публичных диспутов, а также публикация апробационных статей и авторефератов на портале. Комментарии и замечания, порой нелестные и даже провокативные, которые оставляли посетители портала, позволили, с одной стороны, улучшить общий уровень диссертаций, с другой — открыли возможность светской аудитории познакомиться с актуальными исследованиями духовных академий.

http://patriarchia.ru/db/text/349315.htm...

Ещё одним направлением, призванным помочь специалистам, стала публикация академических научных журналов «Прибавления к трудам святых отцов в русском переводе» и «Богословский Вестник», которые издаются в МДА с 1843 года по настоящее время. Таким образом было подготовлено и опубликовано более 5500 статей из богословской научной периодики. Следующий этап, к которому мы приступаем сегодня - перевод сканированных изображений в текстовый формат. Нас радует, что к этой деятельности присоединяются и другие духовные школы: Санкт-Петербургская духовная академия уже подготовила электронную версию «Христианского чтения»; начинаются работы и в Киевской духовной академии по сканированию и обработке «Трудов КДА». Хочется надеяться, что общими усилиями нам удастся создать единый корпус распознанных текстов всех дореволюционных богословских журналов на русском языке. А это - неисчерпаемый кладезь информации не только для богословов, но и для широкого круга светских исследователей. Несмотря на сложные судьбы духовных школ в ХХ веке, в них всё-таки велась исследовательская деятельность, писались статьи, кандидатские и докторские диссертации. Однако ввиду закрытого типа духовных школ лишь единицы из числа светских учёных имели доступ к этим материалам. Одним из важных шагов по преодолению отчуждения стала публикация росписей дипломных работ, кандидатских, магистерских и докторских диссертаций, которые были защищены в Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академиях в ХХ веке, а это более 2500 описаний. Следующий этап - размещение полных текстов представленных диссертаций. Благодаря взаимодействию с Российской государственной библиотекой, где в настоящее время находится фонд Московской духовной академии, близится к завершению процесс сканирования рукописей: магистерских и докторских диссертаций, курсовых, сочинений и рецензий. Недалёк тот момент, когда наши посетители получат доступ и к научным трудам профессоров и студентов старой Академии. Важной вехой во взаимодействии со светской образовательной сферой стало решение Учёного совета Московской духовной академии об обязательном внешнем оппонировании защищаемых кандидатских диссертаций и проведении публичных диспутов, а также публикация апробационных статей и авторефератов на портале. Комментарии и замечания, порой нелестные и даже провокативные, которые оставляли посетители портала, позволили, с одной стороны, улучшить общий уровень диссертаций, с другой - открыли возможность светской аудитории познакомиться с актуальными исследованиями духовных академий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Одну из главных своих задач как организатора церковной науки и образования архиепископ Кирилл видел в соединении церковного знания с нуждами современной церковной и общественной жизни: открытые и сформулированные отцами и учителями Церкви знания о Боге, Церкви, человеке необходимо вписывать в конкретный историко-культурный контекст. Ректор привлекал преподавателей и студентов Ленинградских духовных школ к участию в международной деятельности. Представители Ленинградской духовной академии участвовали в богословских диалогах, в ассамблеях Синдесмоса, заседаниях центрального комитета и различных рабочих групп ВСЦ. В Ленинградских духовных школах проводились международные семинары и конференции, на которые приглашались видные богословы из-за рубежа; студенты и преподаватели Ленинградской духовной академии смогли в декабре 1980 г. посетить Святую землю. С 26 декабря 1984 г. архиепископ Кирилл был освобожден от должности ректора Ленинградских духовных академии и семинарии и направлен на Смоленскую кафедру. Перевод был в значительной мере связан с активизацией церковной работы с молодежью Северной столицы, что не соответствовало линии государства на искоренение религиозных убеждений в первую очередь в молодежной среде. В 1988 г. в академии был открыт факультативный иконописный класс. В 1997 г. на базе факультативного иконописного класса было создано Иконописное отделение при Санкт-Петербургской академии, первый выпуск которого состоялся в 2001 г. После большого перерыва, связанного с действовавшим в советское время запретом на издательскую деятельность, начала восстанавливаться работа академической типографии. В 1991 г. в типографии были напечатаны первые учебники. В апреле 1990 г. духовные школы после 73-летнего перерыва вновь стали издавать свой журнал — «Вестник Ленинградской духовной академии», вскоре обретший историческое название «Христианское чтение». С началом выхода своего издания просветительское значение духовных школ Северной столицы значительно возросло. Как только появилась возможность, Ленинградские духовные школы в лице своих преподавателей и студентов развернули и широкую социально-благотворительную деятельность. Так, в 1989/1990 уч. г. в одном из флигелей здания академии была устроена церковная больница имени святой блаженной Ксении Петербургской.

http://patriarchia.ru/md/db/text/1560938...

16 января 1918 институт военного и морского духовенства в русской армии был ликвидирован приказом Народного Комиссариата по военным делам. Из армии было уволено 3700 священников. 14 апреля 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви призвал " государство, общество и все традиционные религии России совместными усилиями воссоздать институт военного духовенства " . В начале 2007 года при Отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви открыта «Начальная школа военного духовенства» (10-ти месячные курсы по катехизации военнослужащих и гражданских лиц мужского пола). С 1 декабря 2009 года директивой начальника Генштаба в штат воинских частей введена должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими, на которую будут назначаться священнослужители в качестве гражданского персонала. В феврале 2010 года министр обороны России утвердил положение о функциональных обязанностях помощников командиров частей по работе с верующими военнослужащими в Вооруженных силах РФ. К середине 2011 года в военных частях на штатной основе служили шесть православных священнослужителей и один мулла. К концу 2013 года в штат Вооруженных сил России зачислено около 120 православных священников. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года было утверждено Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации . Статистика 1891 Ведомство протопресвитера военного и морского духовенства включало: соборов – 12; цервей – 806 полковых, 12 крепостных, 24 госпитальных, 10 тюремных, 6 портовых, 3 домовых, и 34 при разных учреждениях. Всего – 907 храмов. Протопресвитер – 1, протоиереев - 106, иереев – 337, протодиаконов – 2, диаконов – 55, псаломщиков – 68. Всего– 569 духовных лиц, из которых 29 закончили духовные академии, 438 - духовные семинарии, а 102 имели училищное и домашнее образование. Периодические издания « Вестник военного духовенства », журнал (с 1890 года; в 1911 - 1917 годах – «Вестник военного и морского духовенства», в 1917 году – «Церковно-общественная мысль. Прогрессивный орган военного и морского духовенства»).

http://drevo-info.ru/articles/4753.html

Первым редактором журнала стал Е. А. Карманов . Однако на третьем номере, вышедшем в 1992 г., издание журнала прекратилось и было возобновлено лишь в 1998 г. по инициативе иеромонаха Илариона (Алфеева) (ныне митрополита Волоколамского, председателя ОВЦС). Данный журнал, став серьёзным богословским изданием, тем не менее, подобно «Богословским трудам», не являлся плодом трудов конкретной духовной школы и, в отличие от «Трудов», выходит из печати ежеквартально. Не желая оставаться в стороне от процесса возрождения богословских изданий, в 1993 г. Московская духовная академия объявила о возобновлении своего дореволюционного издания — «Богословского вестника» , которое и состоялось по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Главным редактором журнала стал профессор А. И. Осипов, в своей статье, помещённой в первом выпуске первого номера «Вестника», охарактеризовавший и главные задачи журнала: «Во-первых, публикации переводов святых отцов; творений русских святых и подвижников благочестия, в основном не издававшихся у нас ранее; агиографических архивных материалов. Затем, публикации работ, исследований и статей по наиболее актуальным проблемам научно-богословского, церковно-практического, исторического, религиоведческого, религиозно-философского характера и др., отвечающих основному направлению журнала. И, естественно, будут рецензии, критика, библиография» . В силу разных причин возрождённый «Вестник» в 1993 г. вышел лишь в двух выпусках, а второй номер журнала увидел свет через три года в 1996 году. Впоследствии «Богословский вестник» издавался нерегулярно, с 2003 по 2015 гг. как ежегодный сборник, с 2015 по 2017 гг. — в сдвоенных номерах два раза в год, и с 2018 г. — ежеквартально. Как и Санкт-Петербургская духовная академия, МДА также учредила несколько тематических богословских журналов, издаваемых и в настоящее время. По количеству научных периодических изданий Московская духовная академия является безусловным лидером среди духовных учебных заведений Московского Патриархата.

http://bogoslov.ru/article/6172957

Важной вехой в осмыслении проблемы канонического наследия явилось программное выступление профессора МДА доктора богословия С.С. Глаголева «Задачи русской богословской школы», опубликованное в «Богословском вестнике» в 1905 году. Автор отмечал: «В области права мы имеем действующие законы, которые не исполняются и нарушаются постоянно. Положим, праведнику закон не лежит. Но ведь мы не праведники, и мы хотели бы иметь такое действующее право, которое мы бы понимали, которое могло бы осуществляться и осуществлялось... Мы имеем церковный устав, который для большинства православных людей абсолютно не выполним. Благочестивейший профессор нашей академии Д.Ф. Голубинский, вся жизнь которого была осуществлением религиозных постановлений, жаловался, что не может выполнять устава, и многократно поднимал вопрос о его смягчении. Я не встречал людей более религиозных, чем он; поэтому думаю, что я не встречал исполнителей устава. Мы имеем, таким образом, пред собой собрание мертвых букв, предписывающих нам жить и мыслить так, как мы, будучи православными, не можем мыслить... Нужно согласовать нашу совесть с законом и нашу мысль с верой». Одним из наиболее болезненных вопросов церковно-общественной жизни оставалось устройство церковного суда. Священники часто писали о бесправии духовенства перед властью епархиального архиерея. Приведем авторитетное мнение профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея А.П. Рождественского: «Рассматривая те канонические правила, которые положены в основание церковного суда над духовными лицами и определяют наказания за различные преступления, находим, что некоторые из них составлены под влиянием временных обстоятельств и бытовых условий, при отсутствии которых они естественно теряют свою действительную силу (Карф. 12, 29). Затем, многие правила, приложение которых к современным порядкам было бы очень желательно, или не действуют, или видоизменены до такой степени, что утратили свое первоначальное значение... Отсюда возникают вопросы: что нужно считать в канонах Соборов и отцов Церкви действующим и обязательным для судебной власти законом? И где критерий для различения того, что остается в них обязательным для настоящего времени и что отошло в область истории? Ни церковная практика, ни наука, ни законодательство не дают такого прочного и надежного критерия.

http://sedmitza.ru/text/400974.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010