Благословение Моисея израильским коленам: происхождение и общий анализ Втор. 33//Труды СПДС: Сб. Вып. IX. Саратов, 2015. С. 66-84. Богослужение праздника Воздвижения Креста Господня: идейное содержание//Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. 2015. Вып. 2 (1). С. 13–23. Восхождение пророка Илии на небо: интерпретация события//Труды СПДС.: Сб. Вып.  10. Саратов, 2016. С. 64-75 Пророк Елисей и вефильские дети: экзегетический анализ 4 Цар. 2:23–24.//Христианское Чтение: научный журнал/Санкт-Петербургская духовная академия. – СПб, 2017, 4 [июль-август]: Теология. Философия. История. С. 113–138. Одесную Его огнь закона: экзегетический анализ Втор. 33, 2//Труды СПДС.: Сб. Вып.  11. Саратов, 2017. С. 87-98 Разделение на «базовый» и «профильный» уровни в преподавании библейских дисциплин на бакалавриате духовных учебных заведений РПЦ (на примере исторических книг Ветхого Завета).//Сборник материалов студенческой научно-богословской конференции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». 2, 2017, весна-осень. Сергиев Посад, 2018. С. 22-28 Ной и его сыновья: сравнительный анализ традиционного иудейского и православного христианского комментариев.//Ипатьевский вестник: Научно-богословский журнал. Вып. 6, 2018./Костромская духовная семинария. Кострома, 2018. С. 223-229 Глас хлада тонка: что увидел пророк Илия на Хориве?//Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки: материалы IX международной научно-богословской конференции, посвященной столетию начала мученического и исповеднического подвига Русской Православной Церкви, 28-29 сентября 2017 года/Санкт-Петербургская духовная академия. СПб: Изд-во СПбПДА, 2018. С. 234-242 Ной и его сыновья: начало виноградарства и виноделия, опьянение и нагота патриарха (комментарий Быт. 9:18–21)//Христианское Чтение: научный журнал/Санкт-Петербургская духовная академия. – СПб, 2018, 5 [сентябрь–октябрь]: Теология. Философия. История. С. 109-123 Ной и его сыновья: преступление Хама, добродетель Сима и Иафета (комментарий Быт. 9:22–24)//Христианское Чтение: научный журнал/Санкт-Петербургская духовная академия. – СПб, 2018, 6 [ноябрь–декабрь]: Теология. Философия. История. С. 67-78.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Я не побоюсь так сказать, это не громкие слова. Когда я здесь учился и даже когда я был здесь ректором, произнести такие слова было невозможно, потому что они показались бы абсолютно фантастическими. Церковь жила в изоляции, в гетто; конечно, все мы верили в то, что наступит другое время, но связать наши мечты и надежды с какой-то конкретикой было просто невозможно. Но эти времена наступили, и сегодня мы можем ставить и перед школой, и перед Церковью нашей, перед образованным нашим духовенством совершенно конкретные задачи, без всякого прожектерства, опираясь на реальную интеллектуальную и духовную базу. От качества духовенства — да простят мне слушатели именно это слово, — от их способностей, от их умений, от их профессионализма, но, самое главное, от их духовного состояния зависит во многом будущее нашей Церкви. Санкт-Петербургская академия, насчитывающая уже 300 лет истории и замечательных педагогических традиций, всегда была флагманом православного духовного образования в России. И в XIX веке, и в начале XX века академия являлась не только престижным учебным заведением, но и крупным научно-исследовательским центром. Профессора и студенты Санкт-Петербургских духовных школ вели масштабную переводческую работу. Это и знаменитый Синодальный перевод на русский язык Священного Писания, выполненный в 1876 году, и перевод многих святоотеческих творений, в частности, свт. Иоанна Златоуста, прп. Феодора Студита, прп. Иоанна Дамаскина. Уверен, каждому из здесь присутствующих студентов хорошо известна «Толковая Библия» Лопухина. Однако профессор Санкт-Петербургской академии Александр Павлович Лопухин был известен не только как крупный издатель, редактор авторитетных для своего времени академических изданий «Христианское чтение» и «Церковный вестник», но и как инициатор издания «Православной богословской энциклопедии». Над составлением и написанием статей для этой энциклопедии трудились профессора всех четырех дореволюционных академий, профессора некоторых университетов, видные ученые начала XX века, но при всем том именно Санкт-Петербургская духовная академия являлась тогда своеобразным флагманом в этом столь важном для развития русской богословской науки деле. К сожалению, в дореволюционный период завершить этот проект не удалось. Но, как вы знаете, он был возобновлен и очень хорошо, на мой взгляд, реализуется в настоящее время. В стенах духовных школ Северной столицы трудились многие выдающиеся богословы, церковные историки, литургисты и правоведы. Имена таких профессоров, как Василий Васильевич Болотов, Николай Никанорович Глубоковский, протоиерей Герасим Павский, Николай Васильевич Покровский известны не только в России, но и за ее пределами. Программы обмена студентами из других Поместных Церквей, широкое взаимодействие со светскими университетами, активное развитие научной и издательской деятельности — все это было реальностью академической жизни в ΧΙΧ и особенно в начале XX века.

http://patriarchia.ru/db/text/5927716.ht...

Французов С.А. Четыре смерти святого Георгия//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Сер. 3. 4/49. 2016. С. 87–95. Фролов Д.В., Моисеева С.А. Камень в Евангелии от Матфея//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Сер. 3. 4/49. 2016. C. 96–116. Шумило С.М. Духовный стих «Плач Иосифа Прекрасного» и его сирийский литературный источник//Труды Отдела Древнерусской Литературы. 64. 2016. C. 595–600. 2017 Аржанов Ю.Н. Сирийская философия природы в раннеисламский период//Христианский Восток. 8 (XIV) 2017. C. 253–266. Брюн С.П. Церкви Востока пред крестоносным правителем Заморской земли: князь Боэмунд IV Одноглазый и христиане Леванта//Исторический вестник. 20. 2017. C. 58–81. Калинин М.Г., Преображенский А.М. К вопросу об авторстве второго тома прп. Исаака Сирина: свидетельство Иосифа Хаззайи//Богословский Вестник. 18–19. 2015 C. 68–86. Кобищанов Т.Ю. После столетий одиночества: изменение социальной психологии сирийских христиан в новое время//Исторический вестник. 20. 2017. C. 218–255. Кольченко В.А. Припишпекское (Кара-Джигачское) средневековое христианское кладбище по данным архивных документов о раскопках 1886 года//Религии Казахстана и Центральной Азии на Великом Шёлковом пути. Алматы, 12-13 июня 2017 года. – Алматы, 2017. С. 167–179. Кораев Т.К. Политическая идентичность сиро-христианского социума под властью Хулагуидских ильханов XIII–XIV вв.: Некоторые наблюдения//Исторический вестник. 20. 2017. C. 82–105. Крамаровский М.Г. О христианских конфессиях Солхата в XIII–XIV вв. (предварительное сообщение)//Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии 22. 2017. C. 399–326. Мещерская Е.Н. Сирийские монастыри как центры книжно-письменной культуры//XXIX Международный конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки, 21–23 июня 2017 г.: Материалы. СПб., 2017. С. 69–71. Мещерская Е.Н. Ветхозаветные апокрифы и «Исход Марии»//Восток. 8 (XIV). 2017. С. 283–296. Мельников А.А. В. Петерсен о зависимости прп. Романа Сладкопевца от прп. Ефрема Сирина//Труды и переводы (Санкт-Петербургская духовная академия, Кафедра древних языков, Кафедра иностранных языков). 1. 2017. C. 124–130.

http://bogoslov.ru/article/6168507

10. Протодиакон Сергий Голубцов, кандидат богословия. «Московская Духовная академия – очаг образования и просвещения в русской культуре XIX–XX вв.». 11. Гостев Олег Алексеевич, член Московского Союза художников. «“Будьте как дети” (ср.: Мф. 18, 1–6). Детский портрет в русском искусстве XVIII–XX вв.». 12. Протоиерей Димитрий Грудогло, настоятель храма во имя св. благоверного князя Александра Невского, директор церковно-приходской школы в г. Кинешма; Ракоца Александр Николаевич, помощник благочинного Кинешемского, Юрьевецкого и Заволжского районов Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии. «По страницам альманаха “Свет Православия” Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии». 13. Захарченко Елена Владимировна, член Санкт-Петербургского Союза художников и Союза писателей «Литературный Петербург». «Культурные традиции православных национальных приходов Санкт-Петербурга». 14. Кедрина Светлана Дмитриевна, член Союза писателей Москвы. «Церковь, обряд, торжественность – основа моего понимания в раннем детстве. К 50-летию со дня смерти и 100-летию со дня рождения поэта Дмитрия Кедрина (1907-1945)». 15. Ковалевская Ольга Тимофеевна, член Союза художников Санкт-Петербурга, заведующая отделом прозы журнала «Костер», представитель журнала «Вестник русского христианского движения» в Санкт-Петербурге. «Творческий и духовный путь монахини Елены (Казимирчак-Полонской)». 16. Кублановский Юрий Михайлович, поэт, член Союза писателей России, заведующий отделом поэзии журнала «Новый мир». «Религиозные мотивы в современной русской поэзии». 17. Кузинков Алексей Михайлович, лейтенант Космических войск Российской Федерации (Санкт-Петербург). «К возрождению храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены при Павловском военном училище (ныне Военно-Космическая академия)». 18. Кузнецова Татьяна Феликсовна, ст. н. с. музея архитектуры им. А. В. Щусева, кандидат культурологии. « Музей и церковь: исторические аспекты и поиск путей взаимодействия». 19. Лебедев Валентин Владимирович, председатель «Союза православных граждан», гл. редактор журнала «Православная беседа». «Проблемы духовной культуры на страницах российской церковной периодики».

http://pravoslavie.ru/428.html

Но эти времена наступили, сегодня мы можем ставить и перед школой, и перед Церковью, образованным духовенством конкретные задачи, без всякого прожектерства, опираясь на реальную интеллектуальную и духовную базу. От качества духовенства - да простят мне слушатели именно это слово, - от их способностей, умений, профессионализма, но, главное, от их духовного состояния зависит во многом будущее Церкви. Санкт-Петербургская академия, насчитывающая уже триста лет истории и замечательных педагогических традиций, всегда была флагманом духовного образования в России. И в XIX веке, и в начале двадцатого академия была не только престижным учебным заведением, но и крупным научно-исследовательским центром. Профессора и студенты вели масштабную переводческую работу. Это и знаменитый Синодальный перевод на русский язык Священного Писания, выполненный в 1876 году, и перевод многих святоотеческих творений - в частности, святителя Иоанна Златоуста, преподобных Феодора Студита, Иоанна Дамаскина. Уверен, каждому из здесь присутствующих студентов хорошо известна " Толковая Библия " Лопухина. Однако профессор Санкт-Петербургской академии Александр Павлович Лопухин был известен не только как крупный издатель, редактор авторитетных для своего времени академических изданий " Христианское чтение " и " Церковный вестник " , но и как инициатор издания " Православной богословской энциклопедии " . Над составлением и написанием статей для этой энциклопедии трудились профессора всех четырех дореволюционных академий, профессора некоторых университетов, видные ученые начала XX века, но при всем том именно Санкт-Петербургская духовная академия являлась флагманом в этом столь важном для развития русской богословской науки деле. К сожалению, в дореволюционный период завершить этот проект не удалось. Но, как вы знаете, он был возобновлен и хорошо, на мой взгляд, реализуется. В стенах духовных школ северной столицы трудились многие выдающиеся богословы, церковные историки, литургисты и правоведы. Имена таких профессоров, как Василий Васильевич Болотов, Николай Никанорович Глубоковский, протоиерей Герасим Павский, Николай Васильевич Покровский известны не только в России, но и за ее пределами.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Председатель епархиальной Комиссии по канонизации протоиерей Владимир Сорокин сообщил, что комиссия выявила 4467 человек, репрессированных в епархии по признаку православной веры. Готовятся документы для прославления некоторых клириков. Среди них — протоиерей Феодор Кедров, протоиерей Павел Соловьев, протоиерей Феодор Знаменский. Отец Владимир призвал настоятелей делать возле своего храма стенды с именами пострадавших за веру. Для этого епархиальная комиссия составила синодики по каждому храму. Также протоиерей Владимир Сорокин сообщил, что указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен настоятелем храма, который будет построен в Левашовской пустоши на месте уничтожения 47 тыс. репрессированных, половина из которых были священнослужителями. Председатель Отдела религиозного образования и духовного просвещения протоиерей Александр Зелененко отметил, что в епархии совершенствуется катехизаторская работа, накапливается опыт огласительных бесед, которые проводятся уже в 14 храмах епархии. Многие приходы окормляют больницы, интернаты, детские дома, тюрьмы, имеют собственные издания. Подписаны договоры о сотрудничестве с областным и городским комитетами по образованию. Интерес школьников вызвали конкурсы «Уроки добра и милосердия», посвященные святому Александру Невскому и праведному Иоанну Кронштадтскому. В 2011 году пройдет новый конкурс — «Уроки верности и любви», посвященный блаженной Ксении Петербургской. Председатель Отдела по благотворительности протоиерей Александр Степанов отметил, что этой деятельностью занимаются десятки приходов и монастырей. Значимым событием стала региональная конференция по социальному служению, которая прошла в Санкт-Петербурге в октябре. Одним из важнейших событий года священник назвал открытие 1 июня детского хосписа в Невском районе под окормлением протоиерея Александра Ткаченко, где юным пациентам оказывается амбулаторная и стационарная помощь. Во время визита в Санкт-Петербург 20 ноября хоспис посетил Святейший Патриарх Кирилл. Председатель Издательского отдела протоиерей Александр Сорокин остановился на вопросах информационно-издательской деятельности. Он отметил, что основное периодическое епархиальное издание «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник» не только выходит регулярно и без сбоев, но и непринудительно распространяется. Теперь его можно купить и в городских киосках «Метропресс». Под эгидой журнала регулярно проходят конференции, семинары, лекции, дискуссии. Редакция плодотворно сотрудничает с сетью книжных клубов «Буквоед», где выступают авторы журнала. Действует информационное агентство «Вода живая».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1327785...

Затем Владыка перешел к вопросам приходской жизни. Его Высокопреосвященство указал, что за хозяйственными делами прихода в повседневной суете священник не должен забывать о самом главном в своем служении: совершении Евхаристии, богослужении и душепопечительстве. Нужно, чтобы во всех храмах был дежурный священник, а в больших храмах в такие дежурства надо включать и диаконов с тем, чтобы они учились разговору и общению с людьми. Особое внимание на приходах нужно уделять подбору тех лиц, которые стоят за свечным ящиком и регистрируют таинства. Они первыми встречают людей, пришедших крестить, отпевать, заказать молебен, от них во многом зависит душевное состояние приходящих в храм людей, которых должна встречать христианская любовь к ним, а не грубость и упреки. Митрополит Владимир также высветил проблемные места в современной приходской жизни. Это и встречающееся иногда неблагоговейное поведение священнослужителей, особенно в алтаре, и не должный внешний вид некоторых из них, и подчеркнутое проявление роскоши, благоденствия ряда священнослужителей нашей епархии. Особое внимание следует уделять таинству покаяния, которому в ряде приходов придается " поточное " , а не глубокое духовное значение. Частную, личную исповедь кающийся не везде может получить. После каждой Божественной Литургии, особенно в воскресные и праздничные дни пастырь обязан обратиться со словом назидания к прихожанам. Несмотря на наши рекомендации иметь священнослужителям не более двух выходных дней в неделю, в некоторых храмах расписание череды служения составляется так, что священнослужители имеют возможность отдыхать по целым неделям. Владыка остановился и на вопросах социального служения. Люди сегодня разуверились в словах и верят только делам. И отрадно отметить, что есть у нас в епархии люди, которые дела милосердия ставят во главу угла своей деятельности. Далее митрополит Владимир осветил вопрос издательской деятельности. На каждом приходе должна быть библиотека, и в ней обязательно должны быть официальные издания нашей Церкви, такие как " Православная энциклопедия " , " Журнал Московской Патриархии " , епархиальные издания: журнал " Санкт-Петербургские епархиальные ведомости " и " Санкт-Петербургский церковный вестник " , а также газета " Православие и жизнь " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=279...

Один из организаторов Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА). С 2018 г. — член Совета НОТА и председатель Научного совета НОТА. В 2019 г. возглавил работу по изданию международного отраслевого научного журнала «Вопросы теологии», утвержден главным редактором журнала. Входит в состав редакционных коллегий и советов ряда научных изданий («Христианское чтение», «Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии», «Теология и образование», «Угрешский сборник. Труды преподавателей Николо-Угрешской православной духовной семинарии», «Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии» и др.) Решением Священного Синода от 30 мая 2019 г. ( журнал 61 ) включен в состав номинационной комиссии Учебного комитета Русской Православной Церкви. Решением от 21 января 2021 г. (протокол 30) Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации включен в состав Комиссии по развитию теологического, религиозного и духовно-нравственного образования указанного Совета. В августе 2022 г. возглавил созданный в Санкт-Петербургском государственном университете новый учебно-научный центр — Институт теологии СПбГУ. Миссией Института определены развитие научно-исследовательской, образовательной, экспертно-аналитической деятельности в области теологии, возрождение традиции преподавания теологических дисциплин студентам и аспирантам. Одновременно вошел в состав руководства Российского православного университета святого Иоанна Богослова в качестве проректора по научной работе, с августа 2023 г. — советник при ректорате. С 2023 г. — член Экспертного совета Общественной палаты Санкт-Петербурга. Научные труды, публикации: Монографии и сборники статей Учебники и учебные пособия Награды: Церковные: Светские: E-mail: d.shmonin@spbu.ru Web-caйm: http://theology.spbu.ru Portal publications Патриархия.ru «Аспирантура вновь становится местом подготовки научных кадров». Интервью с профессором Д.В. Шмониным [Interview] Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.)

http://patriarchia.ru/en/db/text/5296105...

Далее Скворцов в очередной своей статье, которая была опубликована уже после смерти Аквилонова и предваряла назначение на пост протопресвитера Георгия Шавельского , отмечая, что о. Георгий «кандидат из достойнейших», продолжал настаивать на том, что во главе ведомства должен находиться именно епископ. Любой заинтересованный человек после даже самого поверхностного знакомства с биографиями трех протопресвитеров военного духовенства мог отметить одну общую деталь, что все они, как уже выше отмечалось, были выпускниками Санкт-Петербургской духовной академии. Однако В. Скворцов, пытаясь доказать и отстоять свой тезис, идет дальше и указывает на еще одно сходство. Все трое на момент назначения были уже вдовцами. «Лишь личные симпатии покойного кн. Владимира Александровича, – утверждает В. Скворцов, – склонили весы в пользу не протопресвитера собственно, а о. Желобовского. Причем иерархи, назначая его, как вдового, имели надежду, что он примет монашество и будет возведен в архиерейское достоинство. Не потому ли о. Аквилонов, и ныне о. Шавельский избираются Св. Синодом предпочтительно пред другими, казалось бы, более их по летам службы и опыту административному соответственных, что они вдовцы и не имеют таким образом непреодолимых препятствий к восприятию епископства, когда приспеет для сего время благоприятное» 12 . Насколько справедливым было данное замечание о желании и предпочтении членов Св. Синода, судить сложно. В своих рассуждениях В. Скворцов ссылается на каноническое право, на сложность времени и на то, что епископу гораздо проще управлять военным духовенством, или точнее, «всероссийской военной епархией», каковой, по мнению автора, в сущности, управляет протопресвитер. Такое обилие статей В. Скворцова на одну и ту же тему не могло не вызвать реакции. Так, на страницах официального издания Санкт-Петербургской духовной академии «Церковный вестник» за подписью редактора издания профессора Б.В. Титлинова появилась статья, в которой отстаивалась существующая практика назначения на пост протопресвитера именно белых священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Литература: Никанор (Каменский) , архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 481. Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. – Пг., 1916. – С. 470. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича . – СПб., 1913. Благовещенский А. История Казанской духовной семинарии. – Казань, 1871. – С. 37. Опатович С., священник. История Санкт-Петербургской епархии//Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в 10 т. – СПб., 1869–1885, т. 6. – С. 92–94. Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 127–133. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1406, 1410, 1411, 1414. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 82. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 235, 242. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 265, 289, 294, 381, 4 44, 605. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 82. Щегольков H. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранны е Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911. – С. 99. Труды Киевской духовной академии. – 1874, март. – С. 4. Известия по Казанской епархии. – 1885, 18. – С. 599–600. – 1907, 8. – С. 242. Симбирские епархиальные ведомости. – 1898, 12. – С. 90. Исторический вестник. – 1885, февраль. – С. 467. – 1888, август. – С. 414, 415. Православный собеседник. – Казань, 1858, август. – С. 583. – 1859 июнь – с. 203–210. – 1866, июль. – С. 247. – 1867, январь. – С. 60, 64. – 1874 июнь – с. 91–95 – 1901, январь. – С. 24–25.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010