I. История православной церкви в пределах нынешней Санкт-Петербургской епархии В настоящее время, в пределах Русской церкви и государства, границы епархий, по большей части, совпадают с пограничными линиями губерний, на которые, за немногими исключениями, разделена вся империя. Санкт-Петербургская же митрополия имеет пространство обширнее своих губернских границ. Кроме Санкт-Петербургской губернии, в состав ее ныне входит еще Финляндия. Причина сей особенности лежит в различных исторических событиях и переменах, от которых географический склад епархии, в течение веков, не один раз, то расширялся, то уменьшался. Самый центр нынешней Санкт-Петербургской епархии, т.е. епархиальное управление, существующее теперь в Санкт-Петербурге, в историческое давно прошедшее время, находился очень долго в Великом Новгороде. При этом и форма управления Санкт- Петербургским краем по духовным делам подвергалась не совсем обыкновенным переменам как в общем своем характере, так и в частнейших подробностях. Так, до учреждения св. Синода, Санкт-Петербургская епархия находилась в ведении новгородских иерархов. С 1721 года центр епархиального управления перешел в Санкт-Петербург, но долгое время сосредоточивался исключительно и непосредственно во власти св. Синода. До воцарения императрицы Елизаветы Петровны, Санкт-Петербургская епархия не имела собственного единоличного епархиального управления, и только в 1741 году ей дан был свой епископ, и при нем устроена особая консистория. Столь различные и крупные перемены дают нам возможность и полное право рассматривать историю Санкт-Петербургской епархии раздельно по периодам, из которых каждый будет иметь не только внешние, определенные границы, но и свою внутреннюю, отличительную особенность. В настоящем первом отделе мы изобразим историю нынешней Санкт-Петербургской епархии, с появления христианской веры в ее пределах до учреждения св. Синода в 1721 году. Во весь этот длинный, многовековой поток времени, построением Санкт-Петербурга разделяемый на две половины, земля, составляющая нынешнюю Санкт-Петербургскую губернию, входила как часть в общий состав епархии Велико-Новгородской. Отдел первый

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Конференция «Богословское наследие митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима» ЦВ 20 (417) октябрь 2009 /  22 октября 2009 г. Визит Патриарха Кирилла в Санкт-Петербург К 200-летию Санкт-Петрбургской духовной академии и 80-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова) был приурочен визит Святейшего Патриарха Кирилла в Санкт-Петербургскую епархию. Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил торжества в Академии и конференцию " Богословское наследие митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима " , а также провел заседание Священного Синода. Вечером 8 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении членов Священного Синода и официальной делегации Русской Православной Церкви прибыл в Санкт-Петербург. Патриарха Кирилла встречали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, викарии Санкт-Петербургской епархии епископ Гатчинский Амвросий и епископ Выборгский Назарий, епархиальное духовенство. В аэропорту Святейшего Патриарха приветствовал вице-губернатор Санкт-Петербурга А.И. Вахмистров. Из аэропорта Патриарх Кирилл направился в Иоанновский ставропигиальный монастырь на Карповке — традиционное место проживания Предстоятеля Русской Церкви во время пребывания в Санкт-Петербурге. 9 октября, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжества, посвященные 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения. Утром в домовом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской духовной академии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. За малым входом Божественной литургии Святейший Патриарх удостоил богослужебных наград ряд преподавателей Санкт-Петербургских духовных школ в священном сане. Проректор СПбДА по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич был возведен в сан протоиерея. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Алексия Кнутова, студента II курса Московской духовной академии, клирика Покровского храма Московских духовных школ, во иерея.

http://e-vestnik.ru/reports/vizit_patria...

Григорий, Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский (Постников Григорий Петрович) Родился в 1784 году в селе Михайловском Никитского уезда Московской губернии в семье диакона. Первоначальное образование получил в Перервинской и Троице-Сергиевской духовных семинариях, а затем окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. 25 августа 1814 года пострижен в монашество; 27 августа рукоположен во иеродиакона; 28 августа – во иеромонаха. 19 марта 1816 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. 18 июля 1817 года удостоен степени доктора богословия и 29 июля того же года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря. С 1 октября 1817 года – экстраординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Со 2 мая 1819 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии и ординарный профессор. С 21 августа 1821 года – член комиссии духовных училищ. 7 мая 1822 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 4 января 1825 года (по другим источникам – с 1826 года)-епископ Калужский и Боровский. С 3 марта 1828 года – архиепископ Рязанский и Зарайский. Со 2 марта 1829 года – член Святейшего Синода. С 28 июля 1829 года (по другим источникам – с 25 июля 1831 года) – архиепископ Тверской и Кашинский. С 1 марта 1848 года – архиепископ Казанский и Свияжский. 26 августа 1856 года возведен в сан митрополита. С 1 октября 1856 года – митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Скончался 17 июля 1860 года. Погребен в Александро-Невской лавре в Свято-Духовской церкви, под алтарем. В студенческие годы Григорий был любимым учеником великого святителя митрополита Московского Филарета (Дроздова) , а впоследствии стал единомысленным с ним архипастырем. Преосвященный Григорий отличался всесторонним образованием. Это был ревнитель чистоты веры и нравственности. Строго соблюдал церковный устав, в догматических убеждениях относительно веры и Православия был стоек, непреклонен и неуступчив. Почти за каждым богослужением преосвященный Григорий говорил поучения простые, краткие и общедоступные.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Михаил, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (Десницкий Матфей Михайлович) Родился 8 ноября 1762 года в селе Топорково Богородицкого уезда Московской губернии в семье пономаря. В день своего крещения он лишился отца. При поддержке митрополита Платона (Левшина , † 1812) окончил Троицкую духовную семинарию, изучал языки в Филологической семинарии, слушал курс в университете и изучал богословские науки в Московской духовной академии. В 1785 году рукоположен во священника и служил в церкви Иоанна Воина в Москве. В 1796 году переведен в придворную церковь Зимнего Дворца. В 1799 году, овдовев, пострижен в монашество и назначен придворным иеромонахом. 6 декабря 1799 года возведен в сан архимандрита Юрьева монастыря и назначен законоучителем в сухопутный шляхетский корпус. 20 июня 1802 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 18 декабря 1803 года переведен епископом Черниговским и Нежинским. 18 ноября 1806 года возведен в сан архиепископа. В 1813 году вызван в Санкт-Петербург. С 30 августа 1814 года – член Святейшего Синода. С 15 февраля 1815 года по 7 февраля 1816 года управлял Псковской епархией, оставаясь архиепископом Черниговским. С 26 марта 1818 года – митрополит Санкт-Петербургский, а с 25 июня того же года – митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, архимандрит Александро-Невской лавры. Скончался 24 марта 1821 года. Погребен в Александро-Невской лавре, в церкви Святого Духа. Преосвященный Михаил начал свой путь с деятельности приходского священника. Уже тогда он был известен как человек благочестивый. Он заботился о своем приходе, о своей пастве, отличался особой ревностью к проповеданию слова Божия. Проповеди говорил языком, доступным для прихожан. Причем, надо сказать, речь его отличалась силой слова, он был наделен даром импровизации. Он сам рассказывал, что этот дар слова как река тек в период его священства в Москве. Однажды его проповедь слышал император Павел, который затем и способствовал возведению Михаила в архиерейский сан. Однако с назначением его на Черниговскую кафедру преосвященный Михаил лишился своего богатого дара и уже не мог говорить проповеди так свободно и без приготовления, как прежде. Но Господь для пользы его паствы, а может и для него самого, отверз уста его. При первом же служении в Санкт-Петербурге он почувствовал в себе желание сказать поучение к пастве и духовенству и, открыв уста свои, начал говорить. И снова слова потекли рекой, дар импровизации был возвращен святителю. С тех пор он каждое воскресенье без всякой подготовки говорил глубокие проповеди. Он был в эту эпоху как труба – слово Божие через него сообщалось для питания и просвещения душ алчущих. Однако, когда об этих истинах пытались говорить с ним вне церкви, то он как бы не понимал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Торжества в Санкт-Петербурге посвященные 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения, возглавил Святейший Патриарх Кирилл 9 октября, 2009. Редакция " Правмира " 9 октября, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества, посвященные 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения. 9 октября, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества, посвященные 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения. Утром в домовом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской духовной академии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Минский и Слуцкий Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Волгоградский и Камышинский Герман, Днепропетровский и Павлоградский Ириней; архиепископы Саранский и Мордовский Варсонофий, Волоколамский Иларион, Верейский Евгений, Берлинский и Германский Феофан, Брюссельский и Бельгийский Симон, Симбирский и Мелекесский Прокл, Новгородский и Старорусский Лев, Тульчинский и Брацлавский Ионафан, Иркутский и Ангарский Вадим, Элистинский и Калмыцкий Зосима, Бориспольский Антоний; епископ Архангельский и Холмогорский Тихон, ректор СПбДАиС епископ Гатчинский Амвросий, епископ Петергофский Маркелл, епископ Солнечногорский Сергий, епископ Выборгский Назарий, духовенство Санкт-Петербургской епархии, выпускники и гости в священном сане, прибывшие на юбилей в духовную академию. За богослужением молились епископ Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси; епископ Бачский Ириней (Сербская Православная Церковь), митрополит Доростольский Иларион (Болгарская Православная Церковь), председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, представители делегаций Поместных Православных Церквей, делегаций Московской, Минской, Кишиневской, Киевской, Свято-Владимирской духовных академий и других духовных школ России, ближнего и дальнего зарубежья.

http://pravmir.ru/torzhestva-v-sankt-pet...

Никанор, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (Клементьевский Николай Степанович) Родился 26 ноября 1787 года в семье священника церкви Успения Божией Матери Сергиева Посада. В 1797 году определен в Троице-Сергиеву лаврскую духовную семинарию. В 1809 году по окончании духовной семинарии назначен учителем в ней же. В апреле 1812 года архимандритом Евгением (Казанцевым, † 1871) пострижен в монашество; рукоположен во иеродиакона митрополитом Платоном (Левшиным , † 1812), а в иеромонаха – епископом Августином (Виноградским . † 1819). В июле 1813 года назначен проповедником Московской духовной академии и соборным иеромонахом Московского Донского монастыря. В 1814 году определен бакалавром исторических наук Московской духовной академии и членом академического цензурного комитета. Через два месяца назначен наместником Троице-Сергиевой лавры с возведением 31 октября 1814 года в сан архимандрита; одновременно назначен настоятелем Спасо-Вифанского монастыря. В августе 1818 года определен ректором и профессором богословия в Вифанскую духовную семинарию с назначением в члены Московской духовной консистории и перемещением в Коломенский Голутвин монастырь. 19 апреля 1819 года перемещен в Московский Высокопетровский монастырь. 28 марта 1826 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, с поручением управления Троице-Сергиевой пустынью. С 1827 года – член конференции Санкт-Петербургской духовной академии. 26 августа 1831 года назначен епископом Калужским и Боровским. С 5 сентября 1834 года – епископ Минский и Гродненский. 21 апреля 1835 года возведен в сан архиепископа. С 1839 года именовался Минским и Бобруйским. С 28 января 1840 года – архиепископ Волынский и Житомирский и архимандрит Успенской Почаевской лавры. В 1842 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 17 января 1843 года назначен архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским с оставлением в должности архиепископа Волынского и Житомирского. С 4 ноября 1848 года – архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Состоялась конференция к 280-летию епархии июля 2022 Настоятель храма святого Димитрия Солунского протоиерей Александр Рябков отметил важность взаимодействия, тем более таких " старинных " приходов Приморского благочиния , как Серафимовский и Димитриевский, хранящих непрерывные традиции, зародившиеся в дореволюционной России: " Зная и помня историю своего храма, мы приобщаемся и к истории страны " . Протоиерей Вячеслав Помаскин в сообщении " Санкт-Петербургской епархии 280 лет " рассказал, что земли, на которых стоит город, были в свое время под началом новгородских архиереев. Так продолжалось и после после отмены патриаршества императором Петром I. После учреждения в 1721 году Святейшего Правительствующего Синода вплоть до образования Санкт-Петербургской епархии северная столица принадлежала к территориальному образованию, которое называлось " Санкт-Петербургская синодальная область " . В нее также вошли части Новгородской и Карельской епархий, отвоеванная у шведов Ингерманландия. Отец Вячеслав рассказал об управлявших Синодальной областью. Известны имена четверых: архимандрита Феодосия (Янковского), в дальнейшем архиерея, митрополита Коломенского Игнатия (Смолу), архиепископа Нижегородского Питирима и епископа Псковского Рафаила (Заборовского). Митрополит Игнатий фактически не осуществлял руководство, хотя и числился в списках управлявших областью вплоть до 1727 года: с 23 февраля 1721 года находился под следствием по обвинению " в оказывании чести и разных услуг " бывшей царице Евдокии Федоровне. Император сохранил ему жизнь, но митрополит попал в опалу. Санкт-Петербургская епархия была образована в 1742 году. Название кафедры и титул правящего архиерея много раз менялись. Санкт-Петербургским и Ладожским правящий архиерей именовался в течение двух периодов: в 1892-1914 годах, а также с 1991 года по настоящее время. Викарных кафедр, входивших в состав Санкт-Петербургской епархии, за всю ее историю было девятнадцать: Таллиннская, Выборгская, Ладожская, Нарвская, Гдовская, Финляндская, Кингисеппская, Кронштадтская, Лужская, Охтенская, Петергофская, Детскосельская, Колпинская, Любанская, Шлиссельбургская, Копорская, Лодейнопольская, Тихвинская и Гатчинская. В настоящее время существуют Кронштадтское и Петергофское викариатства, а Выборгское, Гатчинское и Тихвинское в 2013 году стали самостоятельными епархиями в составе Санкт-Петербургской митрополии. Отец Вячеслав рассказал о выдающихся архиереях, управлявших епархией: священномученике митрополите Вениамине , митрополите Алексие (Симанском) , впоследствии Святейшем Патриархе Алексие I.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. «Вода живая» начинает серию публикаций к 30-летию кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), почившего 5 сентября 1978 года. Как уже сообщалось в нашей ленте новостей, свежий, сентябрьский номер официального журнала Санкт-Петербургской митрополии «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник» посвящен памяти митрополита Никодима. Номер содержит эксклюзивные воспоминания о владыке, собранные непосредственно к юбилею, среди них – интервью правящего архиерея Санкт-Петербургской епархии, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. В беседе с ответственным редактором «Воды живой» протоиереем Александром Сорокиным владыка вспоминает о своих встречах с митрополитом Никодимом и рассуждает о его роли в истории Русской Православной Церкви. – Владыка, первый вопрос к Вам о том, как Вы познакомились с митрополитом Никодимом, каково было Ваше первое впечатление, как складывались у Вас с ним отношения в дальнейшем? - Первый раз я его увидел именно здесь, в Ленинграде, в наших Духовных школах. К тому времени я сам уже закончил Академию и был профессорским-стипендиатом. Владыка Никодим, тогда еще, кажется, в сане игумена, приезжал в библиотеку, будучи студентом заочного обучения. Так случилось, что заболел делопроизводитель заочного сектора, и меня, как стипендиата, поставили его заменить - принимать людей, координировать расписание и тому подобное.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-09-03/9...

Состоялась итоговая пресс-конференция по принесению в Россию мощей святителя Николая июля 2017 В Доме журналиста 27 июля состоялась пресс-конференция по завершению пребывания мощей святителя Николая Чудотворца в России. В ней приняли участие вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Говорунов, наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий , руководитель пресс-службы, пресс-секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла иерей Александр Волков, председатель комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга Леонид Богданов. Вела пресс-конференцию руководитель сектора коммуникаций при епархиальном информационном отделе Наталья Родоманова . Наталья Родоманова напомнила, что принесение мощей святителя Николая Чудотворца из итальянского города Бари проходит с 21 мая; 53 дня святыня находилась в Москве, а 13 июля была привезена в Санкт-Петербург. Завтра, 28 июля, Санкт-Петербург попрощается со святыней, которая будет увезена обратно в Италию. Александр Говорунов поблагодарил журналистов за информационную поддержку и подчеркнул, что в Санкт-Петербурге имеется большой опыт проведения массовых мероприятий; благодаря хорошей координации различных служб была обеспечена безопасность и создана спокойная, дружелюбная обстановка. По предварительным данным, приложиться святыне в Санкт-Петербурге пришли более 500 тыс человек, из них около 80 тыс прошли через социальную очередь, а всего за 67 дней пребывания святыни в Москве и Санкт-Петербурге общее число паломников составило более 2 млн человек. Упомянул вице-губернатор и об организованных группах паломников - приехало более двухсот автобусов из 45 городов России и четырнадцати стран: Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, Молдавии, Украины, Сербии. Больше всего автобусов прибыло из Великого Новгорода и Новгородской области - 44 автобуса. Александр Говорунов обратил внимание на то, что 26 июля было зафиксировано рекордное число паломников, 46 тыс человек, и было принято решение не закрывать собор на ночь, так что доступ к мощам был круглосуточным.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=119...

Александр Рожинцев Андреевский кавалер – Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Палладий (Раев) Скачать epub pdf Приходской священник Оставаясь преподавателем в Семинарии, в День Успения Божией Матери, 15 (28) августа 1856 года, магистр богословия Павел Раев рукоположен был во священники, с определением служить в Нижнем Новгороде в церкви во имя Покрова Божией Матери. Через семь лет семинарской службы священник Павел назначен был на кафедру богословских наук помощником ректора и преподавателем миссионерского отделения. Однако скоро в семейной скорби открылось ему указание Божие, призывавшее приходского пастыря на путь иноческий. В конце 1860 года скончалась любимая супруга отца Павла, и в том он увидел указание Божие оставить мир для иноческой жизни. Принятие пострига 28 января (10 февраля) 1861 года в День памяти в числе других Святых подвижников Божиих преподобного Палладия, пустынника Антиохийского (IV) будущий владыка принял постриг и наречен был именем Палладий. В марте того же года иеромонах Палладий назначен был инспектором Семинарии, а через год, 18 февраля (3 марта) 1862 года, возведен был в чин Архимандрита. Прибытие в Санкт-Петербург и начало служение В 1863 году, 28 августа (10 сентября) Архимандрит Палладий вызван был в Санкт-Петербург для служения инспектором семинарии, в которую через 30 лет вошел он правящим Архиереем. В 1864 году, второго (15) декабря Архимандрит Палладий назначен был ректором Санкт-Петербургской семинарии, в 1865 году – членом Консистории, помощником главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях и членом конференции Духовной Академии. Епископ Ладожский В следующем году Архимандрит Палладий призван был к Святительскому служению. В воскресенье пред Рождеством Христовым 18 (31) декабря 1866 года будущий владыка на 40-м году жизни хиротонисан был в Свято-Троицком соборе Сергиевой Лавры Митрополитом и Андреевским кавалером Исидором (Никольским) в сослужении других Епископов, во Епископа Ладожского. Два с половиной года после своей хиротонии владыка оставался в Санкт-Петербурге викарием, Епископом Ладожским. За время это имя Преосвященного Палладия тесно связано было с работами Комитета по улучшению быта епархиального духовенства, а также с деятельностью Комиссии, рассматривавшей проект об учреждении епархиальных общин сестер милосердия. И в Комитете, и в Комиссии Преосвященный Палладий был председателем. В 1867 году Преосвященный ревизовал Духовную Академию. Епископ Вологодский

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010