План храма и постройка его принадлежали профессору Академии Художеств Альфреду Александровичу Парланду, известному строителю храма Воскресения - на Крови в Санкт-Петербурге. Престолов в храме было три: главный в честь Успения Божьей Матери, правый южный в честь св. Московских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, и левый северный во имя пр. Сергия, Радонежского чудотворца. В 1934 г. Успенская церковь была взорвана. Источник: schwarze.livejournal.com В конце 1880-х годов санкт-петербургский купец 2-ой гильдии Алексей Герасимович Барышников, сделавший состояние на торговле в Большом Гостином дворе кружевами и лентами, решил, находясь уже в преклонном возрасте, увековечить своё имя в камне. Проживая недалеко от собора Казанской Божией Матери на Невском проспекте, он пользовался почётом в местной общине и был выбран в церковные старосты храма. Хотя в справочниках Алексей Герасимович указывается как «санкт-петербургский купец», родом он был из небольшого городка Опочка в Псковской губернии: двенадцатилетним мальчиком Барышников приехал в столицу, где и прожил следующие пятьдесят лет своей жизни. Но у него на родине оставался дом, изредка он там бывал, и задумал бывший опочанин выстроить огромный храм в центре Опочки. В маленьком городке к 1890-му году не было ни одной больницы, ни одной библиотеки, но существовало целых шесть храмов: четыре каменных церкви и две деревянные. Все они были полностью возведены на «капиталы старинных граждан г. Опочки... Одна из деревянных опочецких церквей – во имя Успения Пресвятыя Богородицы, построенная в 1772 году гражданином Михаилом Лаврентьевичем Викулиным, просуществовав слишком 100 лет, должна была подчиниться всесокрушающему времени и, хотя была выстроена из прекраснаго сосноваго леса, однако в конце XIX столетия обветшала и, покривившись на южную сторону, наглядно говорила всем любящим благолепие Дома Божия о необходимости заменить ее новою церковью». Но Алексей Герасимович выбрал для своего патронажа эту церковь из шести действующих не из-за её ветхости, а потому, что именно в ней он был крещён.

http://sobory.ru/article/?object=35469

27 апреля Воскресенский Новодевичий монастырь отпразднует второе обретение образа «Отрада и Утешение». График пребывания святынь в Санкт-Петербургской митрополии Вышенские святыни и икона «Отрада и Утешение» прибывают в Санкт-Петербург 26 апреля в 17.40. На Московском вокзале делегацию со святынями встречает епископ Царскосельский Маркелл и духовенство Санкт-Петербургской епархии, после чего они отправятся в Новодевичью обитель, где пройдет богослужение в Казанском храме монастыря. 27 апреля в 10.00 Божественную литургию в Казанском храме Новодевичьего монастыря возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. По завершении богослужения и крестного хода состоится пресс-подход. Вышенские святыни и икона «Отрада и Утешение» будут доступны для поклонения верующих в Казанском храме Новодевичьего монастыря с 26 апреля по 8 мая. Перед ними будут свершаться молебны. Верующим будут раздаваться складни с образом святителя Феофана Затворника, иконой Казанской Вышенской и образом «Отрада и Утешение», а также брошюры с житием и духовным наследием святителя Феофана. Во время пребывания в обители ковчег с мощами святителя Феофана и образ «Отрада и Утешение» посетят хоспис 1, детские дома, городские больницы и женский СИЗО 5. Так святыни окажутся доступными для тех, кто в силу различных обстоятельств не может прийти к ним сам. Кроме того, в рамках просветительской программы пребывания святынь в Санкт-Петербурге: Аккредитация СМИ во время пребывания вышенских святынь в пределах Санкт-Петербургской митрополии осуществляется пресс-службой Санкт-Петербургской митрополии. Руководитель: иерей Алексий Волчков +7 (931) 361-40-88; координатор: Калашникова Надежда +7 (953) 345-40-94. Тел: 274-16-45, e-mail: mitropolia.pressa@gmail.com. Воскресенский Новодевичий монастырь — 26 апреля — 8 мая (Санкт-Петербург, Московский пр. 100) Подворье Введенского мужского монастыря Оптина пустынь — 9-11 мая (Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, 27) Собор Покрова Пресвятой Богородицы г. Гатчины — 12-18 мая (Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Красная 1-а)

http://patriarchia.ru/db/text/3637164.ht...

19 января 2008, 00:00 17 января в Российской Христианской Гуманитарной академии в Петербурге состоялась презентация сборника докладов Всероссийской конференции «Церковное искусство: его восприятие и преподавание». Среди выступавших на встрече были искусствоведы, богословы, священнослужители, преподаватели, а также мастера церковного искусства. 18 января 2008, 17:58 16 января книга «Дионисий иконник» с иллюстрациями фресок великого русского иконописца XV века передана в дар северной столице. Книга подарена городу общественным объединением " Золотая книга Санкт-Петербурга " . По словам дарителей, эта инициатива приурочена к 100-летней годовщине преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского. 17 января 2008, 16:26 17 января в Исаакиевском соборе попрощались с директором музея " Исаакиевский собор " Николаем Викторовичем Нагорским. В 10 утра началась Божественная Литургия, которую возглавил протоиерей Виктор Московский, благочинный Петроградского округа, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери. 17 января 2008, 12:45 15 января 2008 года в Петербурге на Васильевском острове состоялось малое освящение часовни иконы Божией Матери Милующей. Часовня расположена в помещении одноименного храма, ныне занимаемом учебным центром ВМФ России (Большой пр. ВО, д. 102). При советской власти в этом храме был устроен тренировочный бассейн для водолазов, который функционирует и по сей день. 17 января 2008, 12:02 Конференцию, которая приурочена к Международному году семьи, проводит благотворительная общественная организация " Детский кризисный центр " , при участии Христианского межцерковного диаконического совета и общественной организации " Родительский мост " . В состав Оргкомитета приглашены представители всех христианских конфессий Санкт-Петербурга. 16 января 2008, 18:06 Государственный музей истории религии совместно с Санкт-Петербургским клубом старинного танца подготовил программу " Религия, танец и мода в Западной Европе XIII-XVII веков " . Посетители смогут ознакомиться с ней 27 января.

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=156

дух. ак. 1814, 1817 и 1823 гг., памятные книжки спб. семинарии 1868 и 1873 г. и пр. Затем, в качестве пособий и справочных книг, я имел под руками разные сочинения, относящиеся к истории духовно-учебных заведений и духовного просвещения, также письма, воспоминания, записки разных лиц, имевших то или другое отношение к духовно-учебному ведомству и в частности к с. -петербургской семинарии. Таковы: истории наших дух. академий – с. -петербургской Чистовича, московской – Смирнова, киевской – пр. Макария (Булгакова) и Аскоченского, казанской – Благовещенского; истории духовных семинарий – пермской архим. Иеронима, в 3-х частях, владимирской – К. Надеждина, казанской – Благовещенского, тверской (истор. записка) Розанова. Далее, такие сочинения, как Духовные школы Знаменского, История российской иерархии Амвросия (Орнатского) , Историко-статистическое описание с. -петербургской епархии, в 10 томах, Списки иерархов и настоятелей монастырей – Строева, Списки архиереев и архиерейских кафедр, Ю. Толстого, Об устройстве духовных училищ в России – Ростиславова, О способах содержания духовных училищ – Покровского (Странник 1860–62 г.), Обзор русской духовной литературы – архиеп. Филарета (Гумилевского) , История перевода библии на русский яз. – Чистовича (Христ. Чт. 1872 и 73 г.) 50-ти летний юбилей киевской дух. академии (Тр. киев. акад. 1869 т. XI–XII), Сборник изд. в Москве по поводу 100-летнего юбилея митр. Филарета. Письма митр. Филарета к преосвящ. Григорию, Гавриилу, Смарагду, Алексею, Филарету (Гумилевскому) и др., архимандриту Антонию, А. Н. Муравьеву, к родным и пр.; некоторые из писем преосв. Иннокентия Борисова (помещ. напр. в Чтен. в общ. ист. и др. росс.), Филарета Гумилевского (Твор. св. отц. 1883 г. и сл.) Игнатия еп. кавказского, Никодима еп. красноярского, Афанасия (Соколова) архиеп. казанского, с сведениями о его жизни (Душеп. Чт. 1868 и 1870 г.); Воспоминания митр. Филарета (Прав. об. 1868. VIII), Записки митр. Иосифа Семашко , Спб. 1883. Записки Никодима, еп. красноярского, о митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воскресенский Новодевичий женский монастырь был построен в середине XIX века; с 2003 при монастыре действует Группа самопомощи для алко- и наркозависимых. Группа работает по программе «12 шагов». В группу анонимных алкозависимых входят около 20 человек. Группу анонимных наркозависимых посещают 50 человек. Помощь оказывается еженедельно. Адрес: Санкт-Петербург, Московский проспект, 100. Телефон: 8 (812) 252-37-59 (монастырь); 8 (901) 305-58-04 (группа самопомощи для зависимых). Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург) [ править править код ] Церковь Тихвинской иконы Божией Матери построена в 2005-2006 года. С 2005 года при храме действует Консультационная служба. Ее цель — создание базы данных городских и районных государственных и общественных социальных учреждений, районных больниц, поликлиник, учреждений правопорядка, ночлежных домов, приютов; учреждений работающих с наркозависимыми. Задачей является оказание консультативной помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, когда человек не знает, как ему поступить или куда обратиться за помощью и поддержкой. Информацию можно получить по телефону или обратиться в храм с просьбой или вопросом, где по возможности окажут помощь или направят к квалифицированному специалисту. Адрес: Санкт-Петербург, пр. Науки, д. 22, корп. 2. Телефон: 8 (905) 22-871-22 (храм); 8 (952) 224-37-33 , 8 (961) 801-71-38 (консультационная служба). Центр трезвости прп. Серафима Вырицкого (Пошитни) [ править править код ] Серафимо-Вырицкий реабилитационный центр для мужчин с наркозависимостью действует с 1995 года. Одним из учредителей является петербургское братство св. вмц. Анастасии Узорешительницы. Курс реабилитации подопечные проходят в стационаре, расположенном в Псковской области. Длительность курса — полгода. Центр использует православную реабилитационную программу с элементами системы «12 шагов». Наркозависимые ходят на богослужения в Святогорский Свято-Успенский монастырь. Центр является проектом благотворительного фонда «Диакония».

http://azbyka.ru/palomnik/Реабилитационн...

В 1935 году матушку Феофанию, вслед за арестованными раннее в 1931-1932 гг. монахинь Новодевичьего монастыря, отправили в ссылку в Башкирию. В разоренном монастыре остались одни больные и престарелые, которых закрыли в подвале, обрекая их на смерть. Афонская церковь была закрыта последней в апреле 1938 года. Разграбили монастырский собор, взорвали колокольню. Одно из самых живописных кладбищ Петербурга подверглось надругательству. Сильно пострадал некрополь, где погребены многие выдающиеся государственные, общественные и военные деятели, поэты, композиторы, литераторы: Ф. Тютчев, М. Врубель, Э. Направник, Н. Некрасов, Н. Римский-Корсаков, А. Майков, А. Лядов, М. Чигорин, П. Багратион, С. Боткин, А. Краевский, П. Демидов, Г. Невельской - гордость и слава Отечества. Поныне сохранились погребения сестер обители. Среди дорогих могил и праведница XIX столетия, блаженная Дарьюшка (инокиня Исидора). На Новодевичьем кладбище сохранилась одна из немногих могил новомучеников. Эта могила архиепископа Илариона Троицкого . Когда архиепископа отправляли из Соловков на вечное поселение в Среднюю Азию, по дороге он заболел и скончался в Ленинграде в тюремной больнице. Рождественским постом 1996 года с первыми насельницами началось возрождение монашеской жизни в Воскресенском Новодевичьем монастыре. К этому времени была обретена могила приснопамятной основательницы. 29 декабря 1996 года, в день ее тезоименитства, духовником Санкт-Петербургской Епархии архимандритом Кириллом (Начисом) была отслужена Божественная Литургия и освящен крест на могиле петербургской подвижницы. При благоустройстве территории в 2003 году были обретены ее честные останки. Адрес: Санкт-Петербург, Московский пр., 100 (ст. метро " Московские ворота " ) Телефон: +7 (812) 387-53-64 Сайт: novodev.spb.ru Святыни Воскресенского Новодевичьего монастыря: Действующие храмы Новодевичьего монастыря: Богослужения в Новодевичьем монастыре: С понедельника по субботу с 7:00 совершаются утренние богослужения. В субботу литургия с 9:00, в праздничные и воскресные дни - с 9:40. Начало вечерних Богослужений в 17:00. Иоанновский ставропигиальный женский монастырь [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Санкт-Петербур...

В 1895 году работы по сооружению колокольни были окончены. Колокольня с воротами была поставлена по оси Воскресенского собора, от нее отходила полуовалом каменная монастырская ограда, выстроенная вдоль Забалканского проспекта между часовнями. В ходе строительства первоначально утвержденный проект был скорректирован: несколько изменено объемно пространственное решение, появились дополнительные объемы в нижнем ярусе, более стройными стали пропорции самой колокольни. Несомненно, были внесены изменения в конструктивное решение, в частности, заглушены несколько проемов нижнего яруса звона, что, очевидно требовалось для размещения лестницы более удачной конструкции. Значительно было проработано и декоративное решение, ставшее более строгим и выверенным. Монастырь был закрыт в 1918 году. С 1918 года новой властью предпринимались попытки отчуждения территории и зданий монастыря с целью их нового использования. В начале 1930-х гг. была взорвана и затем разобрана колокольня, разобрана ограда, снесены купола Воскресенского собора. Сохранившиеся фотографии начала 1930-х гг., зафиксировавшие здание колокольни в процессе сноса, позволяют с высокой долей уверенности предполагать, что она была разобрана заподлицо с дневной поверхностью и возможно выявление его плановой конфигурации, толщины стен, мощности и состояния фундамента, оснований конструкций лестничных маршей, уровня и характера мощения воротного проезда в ходе археологического раскрытия остатков здания. Воссоздание утраченной колокольни объекта культурного наследия федерального значения " Монастырь Воскресенский Новодевичий " по адресу Санкт-Петербург, Московский пр-т, д.100 В настоящее время ведутся работы по воссозданию колокольни с надвратным храмом в честь " Положения пояса Пресвятой Богородицы " . Современный проект воссоздания колокольни опирался на архивные чертежи, сохранившиеся исторические фотографии, очерки современников того времени, аналогичные проекты авторов. Также архитекторы тесно сотрудничают с ярославским колокольным заводом (г. Тутаев), который делится своим ценным опытом по устройству колоколен. Проектом заложено вернуть помещение церкви преподобного Исидора Пелусиота над проездом со Святыми воротами, сохранить устройство нижнего и верхнего звонов с колоколами по историческому описанию «Колокола были отлиты на средства жертвователей и самих монахинь. Первоначальный набор составили десять колоколов весом от 18 до 104 пудов.

http://sobory.ru/article/?object=05264

Митрополит Варсонофий: Санкт-Петербургу нужна " духовная закваска " сентября 2014 Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в интервью «ПД» рассказал о крестном ходе по Невскому пр., религиозном образовании и отношении к противникам строительства храмов. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в интервью " ПД " рассказал о крестном ходе по Невскому пр., религиозном образовании и отношении к противникам строительства храмов. " Петербургский дневник " : Двенадцатого сентября состоится крестный ход в честь перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. В прошлом году в нем приняли участие более 100 тыс. человек. На ваш взгляд, сколько верующих примут участие в этом году? Митрополит Варсонофий: Наверное, стоит напомнить, что до Октябрьской революции день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского - 12 сентября - был большим общегородским праздником. Императрица Елизавета Петровна установила проводить в этот день крестный ход по главной улице Петербурга - Невскому пр. - к Александро-Невской лавре, которую называют духовным серд­цем города. Как известно, основатель города Петр I собственноручно перенес в новопостроенную монашескую обитель мощи святого князя Александра Невского. И в этом году исполняется 290 лет с того знаменательного дня, как город на Неве стал хранителем мощей святого князя и обрел свое­го небесного покровителя. " Петербургский дневник " : В прошлом году, когда отмечалось 300-летие Александро-Невской лавры, стало очевидно, что жители Петербурга до сих пор воспринимают 12 сентября как общегородской праздник. Митрополит Варсонофий: Двенадцатого сентября 2013 г. в праздновании юбилея обители принял участие предстоятель Русской православной церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Впереди праздничного крестного хода по Невскому пр., который был возобновлен после более чем 90-летнего перерыва, несли одну из главных святынь Петербурга - чудотворную Казанскую икону Божией Матери. И в этом году мы надеемся, что петербурж­цы и гости города примут участие в общегородской молитвенной процессии.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пояс Пресвятой Богородицы в Петербурге Великая христианская святыня из Ватопедского монастыря на Афоне будет находиться в Новодевичьем монастыре с 20 по 24 октября 11.10.2011 6133 Пояс Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря на Афоне будет пребывать в Санкт-Петербурге с 20 по 24 октября. Поклониться великой христианской святыне можно будет в Новодевичьем монастыре (Московский пр., 100), сообщает сайт Петербургской епархии . До сих пор святыня никогда не бывала в России. Ее принесение организует Фонд Андрея Первозванного. Много лет ватопедские монахи делают маленькие пояски, освящают их на Поясе Пресвятой Богородицы и раздают верующим. Благодаря предстательству Божией Матери пояски помогают женщинам в исцелении бесплодия, способствуют здоровому вынашиванию и рождению ребенка. Поскольку Пояс Богородицы хранится на Афоне, куда доступ женщинам закрыт, у наших соотечественниц появится редчайшая возможность поклониться святыне, помолиться о даровании потомства, здоровья родным и близким. Пояс будет находиться в России с 20 октября по 23 ноября, посетит 12 городов. Одновременно пройдут специальные конференции в рамках программы Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы «Святость материнства». После Санкт-Петербурга святыня посетит следующие города: Екатеринбург — 24-27 октября, Норильск — 27-29 октября, Владивосток — 29 октября-1 ноября, Красноярск — 1-4 ноября, Дивеево — 4-7 ноября, Саранск — 7-10 ноября, Самару — 10-13 ноября, Ростов-на-Дону — 13-16 ноября, Калининград — 16-19 ноября и Москву — 19-23 ноября. Согласно преданию, отраженному в письменных византийских источниках, пояс и риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и из поколения в поколение хранились в Палестине. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (395-408) драгоценный ковчег с поясом Богородицы перенесли в Константинополь. Впоследствии святыня делилась на части, местопребывание которых не раз менялось.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/10/11/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кто виноват в топонимическом коллапсе в Петербурге? Член Топонимической комиссии города Сергей Басов объяснил, почему в Северной столице застопорился процесс возвращения исторических названий 06.09.2010 632 Время на чтение 5 минут Как сообщает « Фонтанка.ру », Топонимическая комиссия Санкт-Петербурга надеется на возвращение исторических названий улицам, которые были переименованы в советское время. Однако Смольный, вопреки появившимся в ряде СМИ сообщениям, пока не решился на эти изменения. Тема переименования ряда улиц актуализировалась в связи с тем, что жилищный комитет вознамерился до конца текущего года поменять истертые таблички с наименованиями улиц в центре города. В Василеостровском, Петроградском, Центральном и Адмиралтейском районах указатели будут сделаны в едином стиле с историческими зданиями. В Московском, Невском и Фрунзенском - они должны гармонировать с современной застройкой. Но главное требование - большие буквы и обязательное написание название улицы ещё и на латинице. Указатель должен хорошо читаться. Замена табличек обойдется городу в 100 миллионов рублей. На эти деньги, в общей сложности, установят около 45 тысяч новых указателей. Результат этих преобразований петербуржцы увидят в ноябре. Но, так как темы возвращения исторических названий обычно упираются в необходимость менять таблички, то есть в деньги, на этот раз специалисты топонимической комиссии надеются «вписать в бюджет» свои идеи. То есть совместить вопросы, связанные с заменой наименований улиц не только на новые указатели, но и на новые надписи на этих указателях. Изначально в список проездов, входящих в программу по замене адресных знаков, возвращение исторических названий которых было одобрено Топонимической комиссией до 2007 года, входили следующие: ул. Белинского - Симеоновская ул.; ул. Блохина - Церковная ул.; ул. Воскова - Большая Белозерская ул., ул. Восстания - Знаменская ул.; пр. Добролюбова - Александровский пр.; ул. Котовского - Малая Вульфова ул.; Красноборский пер. - Рождественский пер.; ул. Красного Курсанта - Большая Спасская ул.; Красноградский пер. - Вознесенский пер.; ул. Кропоткина - Малая Белозерская ул.; ул. Куйбышева - Большая Дворянская ул.; ул. Ленина (от Сытнинской ул. до Большого пр. П.С.) - Матвеевская ул.; ул. Ленина (от Большого пр. П.С. до Левашовского пр.) - Широкая ул.; ул. Марата - Николаевская ул.; ул. Мира - Ружейная ул.; Мичуринская ул. - Малая Дворянская ул.; ул. Радищева - Преображенская ул.; наб. Робеспьера - Воскресенская наб.; ул. Розенштейна - Лейхтенбергская ул.; 1-10 Советские ул. - 1-10 Рождественские ул.; пл. Труда - Благовещенская пл.; ул. Тюшина - Воздвиженская ул.; ул. Чапаева - Большая Вульфова ул.; ул. Шкапина - Везенбергская ул.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/06/kto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010