Во время обучения в Кёльне К. жил в доме теолога Андреаса Херля близ ц. мч. Гереона (Санкт-Гереон). Здесь собирался кружок богословов и священников, по своим религ. убеждениям близких к движению Devotio moderna (см.: Diez. 1987. S. 42-63). Особое влияние на К. оказал часто бывавший в доме католический пресв. Николаус ван Эссе (1507-1578), духовный наставник общины бегинок , возглавляемой представительницей католич. мистицизма Марией ван Ойстервейк († 1547). Под влиянием частых бесед с ван Эссе, которому К. отводил главную роль в деле своего духовного становления (PCEA. Vol. 1. P. 17-19), в кон. 30-х гг. XVI в. он все чаще стал задумываться о том, чтобы избрать для себя монашеский путь или стать священником. Одно время К. намеревался поступить в мон-рь картузианцев (мон-рь мц. Варвары) в Кёльне, однако ему было отказано из-за юного возраста, слабого здоровья и отсутствия родительского согласия. Отец хотел видеть К. преуспевающим светским или церковным юристом; в Неймегене он вел переговоры о предоставлении ему бенефиция. По настоянию отца К. в нач. 1539 г. отправился изучать каноническое право в Лёвен, однако пробыл там недолго. В нач. 1540 г. он вернулся в Кёльн, по-видимому уже окончательно приняв решение отказаться от мирской карьеры. Несмотря на это К. не стал поступать в к.-л. монастырь, а решил завершить образование и получить степень д-ра теологии. В мае 1540 г. он стал магистром искусств и вскоре приступил к занятиям на теологическом фак-те. Особое внимание он уделял изучению Свящ. Писания и сочинений церковных писателей, преимущественно духовно-мистической направленности. Об интересе К. к католич. мистике и монашеской духовности свидетельствуют тесные отношения, сложившиеся у него во время жизни в Кёльне с картузианцами, приором которых был Герхард Калькбреннер († 1566), а его помощником - известный аскетический писатель того времени Иоганн Юстус фон Ландсберг († 1539). Возможно, именно по побуждению картузианцев К. подготовил издание на нем. языке проповедей и др. сочинений знаменитого мистика 1-й пол. XIV в. Иоганна Таулера ; в основу издания были положены рукописи, хранившиеся в кёльнском монастыре доминиканцев (Des erleuchten D. Johannis Tauleri, von eym waren Evangelischen leben, Goetlische Predig, Leren, Epistolen, Cantilenen, Prophetien... Cöllen, 1543; изд. было осуществлено под именем Петра Новиомагского (Petrus Noviomagus); некоторые исследователи сомневались в причастности к нему К. (см., напр.: Brodrick. 1935. P. 38-40), однако в наст. время считается, что он мог быть издателем; подробнее см.: Pelsemaeker. 1960; ср.: Streicher. 1933. P. Oswald. 1996. S. 23).

http://pravenc.ru/text/1470217.html

2. Источники, сообщающие о фиванском легионе, переброшенном в последний период правления Диоклетиана из Верхнего Египта (древние “стовратные Фивы”) на Запад, существенно разнятся в самой трактовке мученического подвига египетских солдат. Согласно “Страданию Епископа Евхерия Лионского” (ок. 450 г.), легион в 6600 человек был востребован при августе Максимиане (286–305 гг.) из Фив, должен был перейти Альпы и начать погром христиан в западной части империи; видимо, в Аганауме (совр. Сен-Морис д’Агон), а затем в Октодуруме (совр. Мартиньи), то есть в Швейцарских Альпах, Максимиан потребовал от них приступить к выполнению своего предназначения, но они отказались и сами объявили себя христианами, после чего началось их поголовное уничтожение. Среди их предводителей в тексте названы Маврикий (ему также посвящен храм в Кельне), Экссуперий, Кандид, а затем Виктор и Урс 4 . Согласно несколько более поздним агиографическим источникам, датируемым 475–500 гг., причиной мученичества фиванцев был их отказ принести жертву идолам. Еще один источник — сочинение святителя Григория Турского “Книга прославления мучеников”, глава 61 (ок. 590 г.), где указывается, что “в Кельне есть базилика, в которой [похоронены] 50 человек знаменитого Фиванского легиона, претерпевшие мученическую кончину” 5 . Но первый агиографический текст, включающий имя святого Гереона — проповедь, дошедшая под условным названием “Страдание Гереона” (Passio Gereonis), прочитанная одним из кельнских епископов на рубеже X–XI вв. В тексте принята вторая версия, а именно, что требование принести жертвы идолам было отвергнуто целой когортой числом более 660 человек. На берегах Роны (Галлия) дважды отбирали каждого десятого и убивали, после чего были убиты все. На Рейне близ Вероны (Бонн) пострадала другая когорта, в том числе Кассий и Флоренций вместе с 7 (12) другими легионерами. Третьим местом избиения стало также побережье Рейна, как раз Кельн, где и пострадал святой Гереон, бывший в офицерском чине, вместе с 318 другими солдатами-христианами. После всех мученичество принял святой Виктор и 330 солдат у Тройи (Ксан­­тен на Рейне) 6 . В литании всем святым Кельнского собора архиепископа Хильдебальда (после 808 г.) наиболее известные страдальцы упоминаются поименно в последовательности: Маврикий, Экссуперий, Кандид, Иннокентий, Урс, а затем уже названные Кассий, Флоренций, Гереон и Виктор 7 .

http://pravmir.ru/svyatyie-gereon-i-ursu...

Существует легенда, включенная в один из агиографических текстов XI–XII вв., согласно которой нынешний храм святого Гереона был заложен при святой равноапостольной Елене, которой ее сын, святой Константин, поручил везде “возвышать” и почитать гробницы мучеников, но равноапостольная царица скончалась в 343 г., а храм был заложен позднее, никак не ранее середины IV в. 10 . Зато вполне аутентично свидетельство о восторге наблюдателей в V–IX вв. по поводу невероятного изящества и утонченной роскоши храма, который, по святителю Григорию Турскому, называли местом “для золотых святых” (ad sanctos aureos); в X–XIbb. базилику называли “словами неописуемой, искусством не воспроизводимой, восхитительной и искуснейшей” 11 , что, по наблюдению автора этих строк, если и содержит преувеличение, то незначительное, ибо речь и в самом деле идет об одной из жемчужин романской Европы. Однако украшением и обновлением базилики, воздвигнутой в честь святого Гереона и его сподвижников, почитание славного мученика не ограничилось. Король Теодорих после убийства своего близкого родственника принес покаяние в 612 г. именно в базилике святого Гереона. К концу VIII в. святой Гереон, наряду с несколькими другими угодниками Божиими, призывался в молитвах в качестве покровителя королевского дома. Ок. 840 г. упоминается в дополнение к базилике и монастырь, посвященный памяти фиванских мучеников, который впоследствии, начиная с Х в., стал знаменитой кельнской художественной школой. Изображения святого Гереона можно обнаружить во многих кельнских церквях, что свидетельствует о его статусе местночтимого святого еще задолго до эпохи Лохнера (см. выше). Так Господь, не забывающий угодников Своих, прославил того, чьи останки были сброшены в “братскую могилу” последними гонителями христианской веры 12 . 3. Документы о святой Урсуле располагаются в четкой хронологической последовательности, и самые ранние среди них заслуженно претендуют на значительную древность. Первый из этих документов относится к эпиграфике.

http://pravmir.ru/svyatyie-gereon-i-ursu...

Святые Гереон и Урсула — покровители Кельна Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 2000 23 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 2000 1. Продолжая выполнение “наказа” великого православного иерарха ХХ столетия и чудотворца святителя Иоанна (Макси­мовича) изучать жития древних западных святых 1 , мы сочли наиболее естественным обратиться к агиографическим преданиям второго по древности (после Трира) германского города — славного Кельна. Важнейший культурно-исторический центр Северной Рейн-Вестфалии начал свое существование уже в 38 г. до Р. Х., когда Марк Агриппа переместил германское племя убиев с правого берега Рейна на левый, а затем назначил двум римским легионам постоянное местопребывание близ Ara Ubi­orum (“жертвенник убиев”). В этом лагере и родилась Агриппина, супруга императора Клавдия, которая основала там в 50 г. по Р. Х. колонию ветеранов, и новый город, получивший италийское право, был назван Colonia Agrippina и вскоре стал метрополией провинции Нижняя Германия. Христиане должны были здесь быть, судя по сведениям основного сочинения священномученика Иринея Лионского “Против ересей” (I.10.2), уже по крайней мере со II в., а христианскими покровителями города стали не местные жители, но провозвестники истины Христовой, которых Промысл Божий направил сюда для принятия мученичества с дальнего юго-востока и с ближнего северо-запада. Характеристики покровителей Кельна превосходно демонстрируются на лучшем, как представляется, произведении религиозной живописи знаменитого Кельнского собора — на алтарном триптихе-складне капеллы святой Агнесы выдающегося кельнского мастера Стефана Лохнера (†1451), обеспечившего в свое время возрождение кельнской художественной культуры 2 . Центральную часть триптиха составляет “Поклонение волхвов”, на створках — “Святой Гереон” и “Святая Урсула”, обращенные лицом друг к другу, в одеждах времени художника (который изобразил и себя рядом со святым Гереоном) во главе групп мучеников и мучениц.  Совершенство изображения неоднократно

http://pravmir.ru/svyatyie-gereon-i-ursu...

Открываемые святой Лиобой женские монастыри жили по строгому уставу, соединявшему труд, образование с молитвой. Игумению почитали правители, духовенство и простые люди. Незадолго до своей кончины святой Вонифатий поручил преподобную Лиобу и её сестричество попечению своего ученика епископа Лулла и братии руководимого им монастыря в Фульде. Священномученик Вонифатий завещал похоронить святую рядом с собой, дабы они, бывшие духовно близкими при жизни, могли вместе восстать из мертвых при всеобщем воскресении. После смерти Вонифатия в 754 году Лиоба часто посещала Фульду. Будучи в преклонном возрасте, преподобная Лиоба оставила своё служение и уединилась в женском монастыре в Шорнсхайм, где усилила свои молитвенные подвиги. Скончалась преподобная около 782 года в Шорнсхайме недалеко от Майнца и была погребена в Фульде, рядом с местом погребения святого Вонифатия. На её могиле были явлены многие чудеса. В IX столетии мощи преподобной Лиобы были перенесены в церковь на горе Святого Петра в Фульде. 10. Мученик Маврикий и иже с ним мученики Фиванского легиона: Гереон, Кассий, Флорентий и иные († около 300) Коптский офицер по имени Маврикий и 6600 воинов Фиванского легиона умерли ради Христа от руки нечестивого императора Максимиана 285–305 по Р.Х.Фиванский легион полностью состоял из христиан, призванных в римскую армию в Вернем Египте, но затем направленных на военную службу в Европу. Даже взяв в руки оружие, воины не забывали отдавать Богу Божие, а Кесарю кесарево. После того, как восстание галлов было подавлено, император Максимиан издал приказ о том, чтобы вся армия присоединилась к жертвоприношениям языческим божествам за успех. Приказ включал убиение захваченных галлов христиан. Воины Фиванского легиона, будучи христианами, отказались исполнить императорский приказ. После их единодушного отказа император приказал убить в легионе каждого десятого. Когда солдаты снова не повиновались, император продолжал выносить смертные приговоры. Так все легионеры были усечены мечом.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/04/...

Тогда все они были казнены. Кроме св. Маврикия, сохранились имена следующих Агаунумских мучеников: Экзюперий, Кандид, Виталий, два Виктора, Александр Бергамский и Гереон Кельнский. Мощи некоторых из этих мучеников почивали в специально построенной в Агаунуме (ныне Сен-Морис-ан-Вале в Швейцарии) базилике. С Фивейским легионом связана замечательная святая по имени Верена (III–IV в.; память 1/14 сентября). Св. Верена родилась и была крещена в Египте. Будучи родственницей одного воина из Фивейского (Фиваидского) легиона (возможно, св. Виктора), она отправилась вслед за ним в Европу, где поселилась в Реции (в нынешней Швейцарии). Там она вела подвижническую жизнь, обращала в православную веру алеманнов, заботилась о больных. Со временем она переселилась в окрестности нынешнего города Цюрих, где до конца своих дней вела отшельническую жизнь и прославилась многими чудесами. После смерти св. Верены над ее могилой воздвигли церковь и монастырь. Одна из наиболее почитаемых святых жен Швейцарии. В честь св. Верены до сих пор освящены многие церкви, часовни и приделы церквей.  Афра Аугсбургская († ок. 304; память 5/18 августа) – святая мученица, пострадавшая в Аугсбурге (на территории нынешней Германии) при Диоклетиане. Святую почитали в Аугсбурге с незапамятных времен, а монастырь в этом городе был освящен в ее честь. В 1804 году мощи св. Афры были торжественно открыты в церкви св. Ульриха в Аугсбурге.  Достоверных сведений об этих мученицах (III или IV в. (?); память 21 октября/4 ноября) не сохранилось, несмотря на то, что их в средние века очень почитали. По легенде, св. Урсула была дочерью некоего британского правителя. Она приняла христианство и отказалась от брака с языческим принцем. Святая отличалась такой красотой и мудростью, что слава о ней распространилась далеко за пределы Британии. Однажды она решила совершить паломничество в Рим вместе с другими девами, которых обратила ко Христу. По пути в Рим ей явился ангел и предупредил, что скоро святая примет мучения за Христа.

http://pravoslavie.ru/65185.html

Житие святого Гереона, которого иногда считают легендарным офицером в целом реального фиванского легиона 25 , вызвало, помимо уже упомянутых возражений, как мы убедились, несущественного характера, одно более значительное: правдоподобно ли, что более шестисот хорошо вооруженных, профессиональных воинов могли отдать себя без сопротивления в жертву как агнцы на заклание 26 ? Другой вопрос, который может показаться естественным — должны ли мы полагаться в связи с самим именем святого Гереона на сведения, которые отстоят от описываемых событий как минимум на пять-шесть столетий, учитывая при этом, что имена ряда других виднейших легионеров уже были представлены в памятнике, отстоящем от тех же событий не более чем на полтора столетия? На первый вопрос можно было бы ответить, что фиванские мученики действительно не перестали бы быть мучениками и героями веры, если бы и оказали должное сопротивление кровожадным исполнителям приказа Галерия. Были бы они правы в этом случае и с точки зрения христианской позиции в вопросе об отношении Церкви и государства: им заповедано было отдавать кесарю только кесарево, но не Божие, на которое тот претендовал. Но они, видимо, хотели сделать большее, чем отдать жизнь за Христа (что им пришлось бы в конце концов сделать, насколько мы можем судить о твердом характере августа Максимиана) — они хотели Ему уподобиться, и потому предсказанное о Нем пророком Исаией: как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен (Ис 53:7) было для них не благочестивой метафорой, но прямым и безусловным “руководством к действию”, обращенным к каждому из них лично. Относительно же достоверности имен фиванских мучеников можно сказать, что Предание в его историческом измерении — гораздо более глубокая реальность, чем кажется, и позволяет транслировать историческую информацию, опираясь не только на память церковной общины, но и на откровение, которое оповещает Церковь, семенем которой, как известно, является кровь мучеников, о тех, в чьих жилах эта кровь текла и кто именно ее затем пролил.

http://pravmir.ru/svyatyie-gereon-i-ursu...

святой Александр (Alexander) Следующие святые были замучены в Турине: святой Октавий (Octavious) святой Адвентор (Adventor) святой Сотутор (Sotutor) Этот святой замучен в Пьяченце (Piacenza): святой Антоний (Antonius) из Пьяченцы Эти святые были замучены в Коттианских (Cottian) Альпах: святой Констанций (Constantius) святой Алверий (Alverius) святой Сабастьян (Sabastianus) святой Магий (Magius). Эти святые были замучены в Пинероло (Pinerolo): святой Маурелий (Maurelius) святой Георгий (Georgius) святой Тиберий (Tiberius) Следующие святые были замучены в Милане: святой Максимий (Maximius) святой Кассий (Cassius) святой Секунд (Secundus) святой Северин (Severinus) святой Лициний (Licinius) Этот святой замучен в Вентимилии (Ventimilia) среди многих других: святой Секунд (Secundus) из Вентимилии В Германии замучены святые в Трире (Terier) наряду со многими своими товарищами: святой Тирс (Tyrsus) святой Палматий (Palmatius) святой Бонифатий (Bonifatius) Эти два святых были замучены в Бонне среди многих других из их когорты: святой Кассий (Cassius) святой Флорентий (Florentius) Этот святой был замучен наряду с 318 другими в Кельне: святой Гереон (Gereon) Следующие два святых были замучены наряду с 330 другими в Ксантене (Xanten): святой Виктор святой Маллозий (Mallosius) Во время мучений произошли многие чудеса, которые сильно повлияли на массовое обращение жителей этих областей в христианство. В Цюрихе, например, трое казненных – святые Феликс, Регула и Экзюперантий чудесным образом встали и со своими главами в руках, взошли на вершину холма. Там они встали на колени, помолились и, наконец, легли. Позже на том месте воздвигли большой собор. Трое святых, несущих в руках свои головы, присутствуют на гербе и печати Цюриха до сего дня. Святой Виктор, Орс и их товарищи были варварски замучены Хиртакусом (Hirtacus), римским губернатором Солотурна. Во время пыток произошло несколько чудес, – кандалы внезапно спали, а огонь погас. Те, кто это видел, были переполнены удивлением и восхищались Фивейскими легионерами, за что разъяренный Хиртакус казнил и их тоже. Без малейшего сопротивления они подставили палачам свои шеи. Тела обезглавленных святых воссияли ярким светом, а когда их бросили в реку Аар (Aar), то они, достигнув берега, вышли из воды, взяв в руки свои главы, а затем встали на колени и молились на месте, где позже воздвигли Базилику святого Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Описывая подвиг своих братьев, лионские и вьеннские христиане подчеркивают их смирение и истинную любовь к ближним. «Многократно мучимые, бросаемые зверям и возвращаемые в тюрьму, все в ожогах, рубцах и ранах, они не только сами не объявляли себя мучениками, но запрещали нам их так называть». Они говорили: «Мы просто исповедники ничтожные» и «со слезами просили братьев усиленно молиться, чтобы им устоять до конца». Они молились за палачей и не превозносились над падшими. Исповедники, «проливая за них обильные слезы перед Отцом, просили даровать им жизнь, и Он давал ее; они отдавали ее ближним и, победив все, отходили к Богу» 327 . 2. Фиваидский легион Фиваидский легион был переброшен для преследования христиан из Фив (Египет) через Альпы в Европу. Там воины отказались выполнять свою задачу, исповедали Христа и приняли мученическую кончину. Места их подвига источники называют по-разному: Швейцарские Альпы, берега Роны в Галлии (Франции), побережье Рейна близ Бонна и близ Кельна. Возможно, в каждом из этих мест пострадала часть легиона. В горах Швейцарии, в месте, называемом Аганаум (совр. Сен-Морис д’Аргон), впоследствии была воздвигнута базилика, а затем, в VI в., монастырь «Неусыпающих», где богослужение совершалось постоянно, по Уставу знаменитой Константинопольской обители «Неусыпающих». Один из офицеров этого легиона св. Гереон является покровителем Кельна. Его св. мощи до настоящего времени хранятся в храме рядом с Кельнским собором. Есть в Кельне и собор, посвященный св. Маврикию 328 . 3. Преподобный Максим Исповедник (память 3 февраля н. ст., 580–662) Преподобный Максим происходил из старинного и знатного рода. Родился в Константинополе, получил серьезное образование. Особенно глубоко Максим знал философию, церковную и светскую литературу. Житие сообщает, что он занимал должность первого секретаря имп. Ираклия (610–641). С юности прп. Максим отличался не только любомудрием, но и смиренномудрием, к тому же имел врожденную склонность к созерцанию. Поэтому он очень скоро оставил шумную и полную интриг придворную жизнь и поселился в Хризопольском монастыре недалеко от Хадкидона, где «процветало любомудрие». Смиренный подвиг Максима стяжал ему уважение братии, и он против своей воли был избран игуменом. Но священный сан принять отказался, и всю жизнь оставался простым монахом. В монастыре прп. Максим подвизался, по-видимому, до 30-х годов VII века. Вся последующая его жизнь была посвящена борьбе с ересью монофелитства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

30 . Сказание о жизни и подвигах блаженный памяти Старца Оптиной Пустыни Иеросхимонаха Макария, составленное оной же пустыни И[еромонахом] Л[еонидом]. Изд.2. – М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1881. 31 . Сказание о жизни блаженной старицы Матроны/Сост. и записала Жданова З. В. – Б.м.: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. 32 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Жития Святых. – СПб., 1892. 33 . Шохин В. К. Святые Гереон и Урсула – покровители Кельна/Альфа и Омега: журн. – М., 2000. 1 (23). 34 . Шохин В. К. Святой равноапостольный Ансгарий – просветитель Скандинавии/Альфа и Омега: журн. – М., 1999. 2 (20). Богослужебные книги 1 . Минея. – М.: Издат. Совет Русской Православной Церкви, 2002. 2 . Общая Минея. – М.: Правило веры, 2004. 3 . Октоих. Т. 1–2. – М.: Правило веры, 2003. 4 . Цветная Триодь. – М.: Изд. Московской Патриархии, 1999. Литература 1 . Аверкий (Таушев) , архиеп. Четвероевангелие: Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: ПСТБИ, 1999. 2 . Алексий (Кузнецов), иером. Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. – Репр. воспр. изд. 1903 г. (СПб.). – М., 2000. 3 . Анатолий (Грисюк) , иером. Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века. – Киев, 1911. 4 . Андрей Филипс, свящ. Четверо святых английского графства Суффолк [Электронный ресурс]/Пер. с англ. Е. Ваниной-Хеннес/Православие. Ru: [Web-caйm]. http://ww.pravoslavie.ru/put/060609152759.htm (3.09.2008). 5 . Андроник (Трубачев) , игум. Преподобный Амвросий Оптинский . – М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. 6 . Асмус В., прот. История Церкви: Курс лекций. – М.: ПСТБИ, б.г. 7 . Асмус В., прот. О Сербии/Слава и боль Сербии: О Сербских новомучениках. – М.: Изд. Московского подворья ТСЛ, 1992. С. 4–36. 8 . Бармин С. Г. Русские иконописные подлинники/Вестник Новгородского Государственного Университета. 2003. 4. С. 71–75. 9 . Блаженный Святитель и Чудотворец Иоанн: Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна Максимовича . Богословские труды./Сост. иером. Серафим (Роуз) и игумен Герман (Подмошенский). Изд. Братства прп. Германа Аляскинского. Платина, Калифорния, и Российского отделения Валаамского общества Америки. – М., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010