«...И созда Господь жену, и приведе ко Адаму». Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ. ОРК. V. 4. 2. Л. 8) «...И созда Господь жену, и приведе ко Адаму». Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ. ОРК. V. 4. 2. Л. 8) Первоначальный Б. получает благословение Божие (Быт 1. 28). Господь Иисус Христос, ссылаясь на это благословение: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт 2. 24), учит: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19. 5-6). «Не двое, но одна плоть» указывает на постоянное метафизическое единство супругов. «Для того-то Бог и называет ее (жену) помощницею, чтобы показать, что они одно» ( Ioan. Chrysost. In Col. 12. 5). Такое единение мужчины и женщины есть тайна; она превышает разумение человека, поэтому может быть понята лишь в сопоставлении с др. таинствами (ср.: Clem. Alex. Strom. III 12, 17). В Б. всегда присутствует Бог, об этом свидетельствует Свящ. Писание: Бог приводит жену к Адаму (Быт 2. 22); жена Богом «предназначена тебе от века» (Тов 6. 18); «Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей» (Мал 2. 14); Б.- «завет Бога» (Притч 2. 17); Бог сочетал мужа и жену (Мф 19. 6); Б., по ап. Павлу, должен быть «только в Господе» (1 Кор 7. 39; 11. 11). Отцы и учители Церкви подчеркивали мысль о присутствии в Б. Самого Бога: «Господь... пребывает с ними (мужем и женой христианами.- В. Ц.) вместе» ( Tertull. Ad uxor. II 9); Бог «Сам Творец супружества» ( Greg. Nazianz. Or. 37). 13-е прав. Трулльского Собора говорит о том, что Б. «Богом установленный и Им в пришествии благословенный». Б. строится на чувстве удовлетворенной любви, а поэтому на чувстве полноты и блаженства. Б. первозданной четы, по воле Божией, был моногамным («будут [два] одна плоть»; «двое, а не трое или четверо» - Tertull. De exhort. castit. 5), ибо лишь в моногамном Б. возможно полное проявление взаимной близости супругов. Б. есть «Тайна Царства Божия, вводящая человека в вечную радость и вечную любовь» ( Мейендорф.

http://pravenc.ru/text/153321.html

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с православной Церковью в учении о почитании святых мощей Мф.23:29 . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников». Объяснение. Если взять во внимание ст.30–34 этой же главы, то легко понять истинный смысл этого текста. Здесь Спаситель обличает не за украшение гробниц праведников, «ибо сие надлежало делать» ( Мф.23:23 ), а за то, что это доброе дело не соединялось с внутренним настроением фарисеев: Мф.23:25 . Кости праведников чудодейственны: Сир.49:12 ; 4Цар.13:21 , и почёт им был оказан ещё Моисеем: Исх.13:19 ; 4Цар.23:17–18 . Деян.13:36–37 . «Давид, в своё время послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление; а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления». Объяснение. Здесь, как видно из предыдущих 30–31 ст., говорится о воскресении Христа, а отнюдь не о почитании свят. мощей. Притом в ветхом завете всякий человек (след. и Давид) и телом и душой был под законом, был лишён благодати, и только в новом завете воплощение Сына Божия освятило наше бренное тело, соделав его храмом Святого Духа: 1Кор.6:14:19 , наконец, и Сам Иисус Христос говорил, что «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит»: Ин.14:12:21–22 . Иуд.1:9 . «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь». Объясн. Божию произволению угодно было не только сокрыть гроб Моисея, но и взять живым на небо с телом пророков Илию и Эноха: Быт.5:24 ; 4Цар.2:11–12:13:20 ; а потому из этого не следует, что и все тела угодников Божиих должны бы быть взяты на небо, дабы не ввести людей в идолопоклонство. Чествование святых мощей есть не что иное, как чествование силы Христовой, воздвигающей новых светильников в христианском мире, следовательно, никакого идолопоклонства здесь нет, а что останки святых в ветхозаветной Церкви никогда не износились из недр земли для благоговейного почитания, на это были особые причины, ибо до совершённого Христом искупления не было ни одного праведника в состоянии прославления: Евр.11:39–40 ; ныне тот закон прошёл: Евр.10:1 ; наступили новые благодатные времена: Гал.4:4 . В Новом Завете тело облагодетельствованного христианина, вместе с душой, является обителью Святого Духа. Если душа снискала помилование на суде Божием, то и тело прославляется, и обратно: 2Кор.4:10 ; 2Тим.1:10 ; 1Кор.15:48–49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Любовь из них больше», потому что если «Бог есть любовь», значит - не может быть и речи об уподоблении Богу вне любви. Христианство, проповедующее уподобление человека Богу, утверждает две главные, основополагающие заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 37-40). В то же время ставятся в причинно-следственную зависимость: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога?» (1 Ин. 4: 20). Любовь к Богу осмысливается как следствие, а любовь к ближнему - как исходное условие, и в этом уникальность христианства. Любовь по вертикали (к Богу) становится голой абстракцией без любви по горизонтали (к ближнему): вторая оказывается единственным условием существования первой. Вочеловечение Бога является не чем иным, как средством для того, чтобы почитающее Бога и враждующее друг с другом человечество увидело объект любви рядом с собой, чтобы Сам Бог стал одним из «ближних», чтобы вертикаль «человек-Бог» была спроецирована на горизонталь «человек-человек», формирующую любовь к Богу: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (Ин. 8: 19); «видевший Меня видел Отца» (Ин. 14: 9). Любовью к Богу-Сыну, ставшему «ближним», определяется любовь к Богу-Отцу, любовь же к Богу вообще становится автоматическим следствием любви к ближнему: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40). Благодаря настойчивости Императора Николая II, Гаагская конференция всё же состоялась. «Мир был уже поражён, - писал в своей книге о конференции Ж. де Лапредель, - когда могущественный монарх, глава великой военной державы, объявил себя поборником разоружения и мира в своих посланиях от 12 августа и 30 декабря. Удивление еще более возросло, когда, благодаря упорству, настойчивости и смелости Императора Николая II, конференция была подготовлена, возникла, открылась».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/02/o_...

Факт из жизни Господа, Воскресение Его, служит главным основанием проповеди апостольской и веры христианской. Сам Иисус Христос есть краеугольный камень, хотя «пренебреженный зиждущими, но сделавшийся главою угла ( Деян. 4:11 ; Пс. 117:22 )». Как же без понятия о лице, жизни и деятельности Христа могла быть авторитетна проповедь учения Его и прочно созидание Его церкви? Если апостолы должны были крестить верующих во имя Отца и Сына и Св. Духа, то ужели они не принуждены были рассказывать новообращенным о том, кто это был Сын Божий, как Он жил и что делал? «Не плотников ли Он сын? Не Его ли мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иоссий, и Симон, и Иуда?» ( Мф. 13:55 ; Мк. 6:3) – вот вопросы удивления, смысл которых должен был в таких или иных выражениях повторяться в устах всех, кому впервые приходилось слышать проповедь о Христе, как об истинном Мессии или Сыне Божьем. Еще при жизни самого Господа иудеи требовали от Него знамения, того же они требовали по смерти Его и от апостолов ( 1Кор. 1:22 ). И, по мнению Эвальда, новообращенные были первыми, которые поддерживали желание знать обстоятельства и дела Господа, составлять о них рассказы, хотя бы для того приходилось путешествовать по селениям и городам… Почему это так? Потому, что тогда был великий интерес в такого рода розысках. Поэтому-то понятно, что и ап. Петр в своей устной речи к иудеям, знавшим Иисуса, говорил о Нем, как о Муже, засвидетельствованном перед ними от Бога силами и чудесами, и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди них, как сами они знали это ( Деян. 2:22  и д.). И, вообще, в первое время было обыкновение составлять краткие рассказы, как то прежде доказывал Эвальд, ссылаясь на Книгу Деяний апостольских (гл. 10, стихи 37, 38 и 99). Почему же один из первых трудов был совсем без биографических сведений о Христе? Несомненный факт, что ев. Лука, имея целью передать Феофилу твердое основание учения, в котором тот был наставлен, по порядку исследовал все, что делал Иисус Христос ( Лк. 1:1–4 ), не ограничиваясь некоторыми фактами, а приводя главнейшие все.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Необходимы смиренномудрие, простота, во всем старание о малоценности и небольших издержках, чтобы телесные потребности менее представляли нам поводов к развлечению. K тем же целям надо стремиться и в рассуждении одежды. Ибо если нам прилично стараться быть последними между всеми, то, очевидно, и в этом для нас предпочтительнее всего быть последними. Как люди славолюбивые уловляют себе славу и облекающей их одеждой, домогаясь того, чтобы смотрели на них и величали их за дорогое платье, так, очевидно, тому, кто по смирению поставил жизнь свою на последней ступени, и в этом надо занять последнее между всеми место. Как Коринфяне обвиняются при общей вечери за то, что своей роскошью унижают неимущих ( 1Кор. 11:22 ), так, конечно, и в общем и всеми видимом употреблении одежд убранство, какого нет у других, как бы срамит бедного через сравнение. Поскольку же апостол говорит: не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным ( Рим. 12:16 ), то пусть каждый спросит сам себя, кому уподобление приличнее для христиан – живущим ли в царских чертогах и в мягкие одежды облеченным или ангелу и проповеднику пришествия Господня, которого больший из рожденных женами не восставал ( Мф. 11:11 ), – разумею Иоанна, Сына Захариина, у которого была одежда из верблюжьего волоса ( Мф. 3:4 ). Да и древние святые скитались в милотях и козьих кожах ( Евр. 11:37 ). А цель употребления показал апостол, сказав одним словом: имея пропитание и одежду, будем довольны тем ( 1Тим. 6:8 ), ограничиваясь одним только покровением и не впадая в запрещенное щегольство пестротой и в пестроте состоящим убранством, потому что это введено в жизнь позже тщетным старанием суетного искусства. Известно же и первое употребление одеяний, какое Бог дал возымевшим в том нужду. Ибо сказано: И сделал Господь Бог им одежды кожаные ( Быт. 3:21 ). Для прикрытия срамоты достаточно было такового употребления риз. Поскольку же привходит и другая цель – согревать себя одеждами, то необходимо, чтобы употребление приноровлено было к той и другой цели – закрывать нашу срамоту и служить предохранением от вредоносности воздуха (5).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Наверное, именно сейчас следует вспомнить то, чего и нельзя никак было забывать. Наш Господин и Владыка - Всемогущий Бог, повелевающий всем, от Которого и всякое господство, и власть (см.: Дан. 2, 37). И Он, в Своем могуществе и неизреченной славе, недалек от каждого из нас - тех, кого благоволил назвать Своим малым стадом, в котором Он - добрый и милосердный Пастырь.Господь не оставил нас в безвестности о том, какие судьбы постигнут этот мир, каков будет конец его и что будет предшествовать ему. Вот, Я наперед сказал вам все (Мф. 24, 25), - возвестил Господь Своим ученикам на горе Елеонской, предуказывая этим те скорби и бедствия, которые нам предстоит испытать. Но и еще Он сказал: молитесь, да не внидете в искушения; и: все, чего ни попросите в молитве с верою, веруйте, что приимите (ср.: Мф. 26, 41; 21, 22), указывая нам тем самым, что избавления от бедствий тех и спасения достигнем мы через молитву. Быть может, мы и не минуем скорбей, но в молитве разрешатся наши недоумения, она не только поможет нам выстоять в испытаниях и многоразличных искушениях, но силою и благодатью Христа Бога нашего поставит нас перед Ним неосужденными в день Страшного Его Суда.Прекрасный образец такой молитвы представляет публикуемый здесь акафист, найденный в бумагах блаженного старца Севастиана Карагандинского при подготовке материалов к его канонизации. Предполагается, что привезен был он кем-то из русского духовенства, проживавшего после прихода к власти в России большевиков в Шанхае и вынужденного оставить город во время революционных событий в самом Китае. Но кто именно является его автором, сказать наверняка уже невозможно. Известно лишь, что преподобный Севастиан читал его сам и благословлял читать своим духовным чадам.В настоящее время этот акафист получил большое распространение - по месту обретения своего - в Алма-Атинской епархии: последование " Молебного пения с акафистом умилительным Господу Иисусу Христу, Праведнейшему Судии и Мздовоздаятелю нашему, в память всеобщего Воскресения и Страшного Суда " совершается как в городском кафедральном соборе Алма-Аты, так и во многих приходских церквях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1231...

Ну а тому, кто не видит ни первого, ни второго, ни третьего, для чего нужен Христос? Неужели только для того, чтобы в клетке этой жизни, делить добро между приговоренными к смерти? Вторник. О раздаянии меры хлеба Лк.12:42–48 2Сол.1:10–2:2 Однажды Господь рассказал притчу о рабах, которые в отсутствии хозяина честно бодрствовали, старательно выполняя порученные дела. «Будьте же готовы, – обратился Он к слушателям, – ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» ( Лк.12:40 ). А тут Петр спросил: «Господи! К нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем» ( Лк.12:41 )? Не знаем, что Петр рассчитывал услышать в ответ, но Господь сам задал встречный вопрос: «Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими – раздавать им в свое время меру хлеба»? Этот вопрос остался без ответа. Но чувствуется, что в нем – вызов, обращенный ко всем. В ответ каждый должен бы встрепенуться и спросить: «не я ли, Господи» ( Мф.26:22 )? И, наверное, каждому Господь ответил бы: «ты сказал» ( Мф.26:25 ). Потому что каждый и должен, и может быть не только верным рабом Божиим, но и верным Его домоправителем. Не только хозяин может одарить рабов богатством, но и рабы могут одарить его верностью и послушанием. И последнему рабу есть, что раздавать слугам Божиим «в свое время»: «кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» ( Рим.13:7 ). И «блажен раб тот, которого господин его, пришед, найдет поступающим так». «Блаженны те рабы, которых господин, пришед, найдет бодрствующими». И если даже каждого «найдет поступающим так», – каждого и поставит «над всем Своим имением»! И если всех «найдет бодрствующими», то «препояшется и посадит» всех, и «станет служить» каждому ( Лк.12:37 ). Невозможное человеку – возможно Богу, «когда Он придет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших». «Для сего и молимся всегда за вас, – пишет Апостол, – чтобы Бог наш соделал вас достойными звания», «да прославится имя Господа Иисуса Христа в вас, и вы в Нем». И каждый – друг в друге, и каждый – во всем творении Божием, и все творение Божие – в каждом. «По благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа». Среда. О том, кто – антихрист

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Следовательно, кто земным своим счастьем пользуется верно и свято, тот войдет в Царство Небесное; выручкой от распроданных богатств должны быть считаемы добрые и святые расположения; это богатства духовные. Так как юноша, а равным образом и Апостолы, те слова Господа понявшие не в смысле духовном, отчаивались в спасении богатого, то Господь заверяет в возможности спасения благодатью Божией (главы 19, 20, 21) Потому и Петру, спрашивавшему: «Вот мы оставили все: ...что же нам за это будет " ( Мф. 19:27 ). Господь за оставление отца, матери, дома и пр. обещает вечную жизнь. Затем писатель объясняет понятие «оставления»; в особенности останавливается на выражении «во время... гонений», употребленном в Евангелии от Марка ( Мк. 10:30 ), и дает ему толкование ошибочное. И здесь «оставление» нужно понимать духовно, а преследования нужно разуметь как внешние, так и внутренние, возникающие из превратных склонностей и греховных пожеланий, при существовании коих все оставлять должно, лишь бы иметь в Иисусе Спасителя и Помощника (главы 21, 22, 23, 24, 25) На конечных словах Господа: «И будут... последние первыми» ( Мф. 19:30 ; Мк. 10:31 ) писатель не желает много останавливаться. Он удовлетворяется лишь заявлением, что путь на небо для богатых не закрыт (глава 26) Этим заканчивается часть книги, в коей богатые обнадеживаются спасением. Далее разъясняется род и образ, как эта надежда может быть осуществлена. Писатель объясняет, что Христос вовсе не отвергал богатств, напротив, за пользование ими во благо обещал вечную жизнь. Способ, как достигать сей жизни, Христос Господь указывает в Своей заповеди: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и ... ближнего твоего как самого себя» ( Мф 22:37, 39 ; Мк. 12:30, 31 ; Лк. 10:27 ) (глава 27) Ближним, по притче о Самарянине, состоит каждый человек; Христос и Сам есть Самарянин, нас исцеляющий; а потому и Он должен быть любим нами как Бог (главы 28, 29) После Христа должны быть любимы в особенности ученики Его; ибо что им оказывается, то Господь вменяет за оказанное Ему Самому. За услугу, оказанную ученику Христову охотно, добровольно и без вызова на оную, каждый получит награду свою (главы 30, 31, 32, 33)

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Пятое Божие совершенство есть Его Блаженство в самом Себе, сообщительное и для других разумных тварей. Посему в едином Боге – покой нашего духа. Сколько ни стараются миролюбцы изобретать новых удовольствий, открывать новых прелестей в преходящем образе обветшавающего мира; впрочем истинного покоя и сладкой отрады своему духу не обретут, доколе всем сердцем не обратятся к Господу. Благочестивый царь Израильский на самом опыте изведав недовольство всего мира для своего сердца находит удовлетворение ему в едином Боге: «насыщуся, внегда явитимися славе Твоей» ( Пс.16:15 ). При размышлении о благодеяниих Божиих нам оказанных, во-первых: представляется нашему вниманию начало и источник оных – любовь Его. «Бог любы есть» сам в Себе, для всех тварей, особено разумных, и наипаче для человека. Он «возлюбил нас любовию вечною» ( Иер.31:3 ), возлюбил от самой вечности, «возлюбил нас прежде создания мира» ( Еф.1:4 ). Доказательства беспредельной любви к нам Божией бесчисленны и неописанны. Какое другое существо удостоено толиких милостей, как мы? все твари получили один раз бытие, мы двукратно сотворены. В первом случае Бог избрал и возлюбил нас тогда, когда еще не было нас, в последнем возлюбил нас сущих врагов Своих. В первом случае воззвал нас из ничтожества, в последнем извлек из бездны греха, который хуже самого ничтожества. В первом украсил образом и подобием Своим, в последнем соделал нас причастниками божественного естества; первого человека поставил господином и владыкой над делами рук Своих в сем видимом мире; нас верующих посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы в грядущих веках явить преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Посему Павел говорит верующим: «вся ваша суть... или настоящая, или будущая, вся ваша суть... вы же Христовы» ( 1Кор.3:21–23 ). «Видите, какову любовь дал есть Отец нам, да чада Божия наречемся и будем» ( 1Ин.3:1 ). Каким же образом мы должны соответствовать толикой любви; как сами должны любить толико возлюбившего нас Господа Бога? На сие ответствует закон: «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею» ( Мф.22:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan-Aleksan...

В итоге, дуализм этот достигает своего апогея в виде разделения на разные полярности в жизни человека – разума и веры. Разум, и осуществляемое им познание, представляется греховным инструментом, который лучше не использовать, дабы не впасть в тяжкий грех. Знания, даваемые разумом и ученостью, так же опасны, да и вообще не нужны, так как достаточно добрых дел и молитвы, и таким вот простым образом жизни люди приходят к ереси гносимахов, записанной у преп. Иоанна Дамаскина под 88 номером. Те тоже отвергали для христианина «необходимост … всякого знания» и удостоились лишь осуждения. Для наших современных противников знания и образования интеллект станет инструментом неопасным лишь тогда, когда в жизни водворится абсолютное смирение. К таковому обычно идут всю свою жизнь, так и не употребив в деле спасения естественные способности. Однако служение Богу должно быть разумным, так как Сам Христос говорил: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением [!] твоим» (Мф. 22:37). Дело обожения требует всего человека, включая и душу с ее естественными силами (разум , воля, чувства), и тело. Православию чуждо такое противопоставление разума и веры, так как они неразрывно связаны между собой. И Священное Писание, богословие, история Церкви, и люди, эту историю вершившие, являют нам яркие примеры, как в древности, так и в современности, этого симбиоза, этого отчуждения дуализма. Весь этот многовековой опыт дает понять, что христианину не лишними будут не только науки церковные (догматическое богословие, литургика и т.п.), но и науки светские, что разум не только можно, но и нужно использовать в деле нашего спасения. Апологию (т.е. защиту) разума следует начать с аргумента, который разумно назвать библейско-богословским: в священной истории Ветхого Завета, изложенной в Библии, в самых первых главах книги Бытия бытописатель изложил нам повествование о творении первого человека, Адама, которого Бог «поселил … в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.

http://bogoslov.ru/article/4791528

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010