Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МУРОМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Празд. 12 апр.), чудотворный образ, находился в старом Успенском (ныне в честь Рождества Христова) соборе Рязани, куда, согласно преданию, был чудом перенесен из Мурома. Церковное предание относит его к XII-XIII вв., однако документальных свидетельств о столь раннем времени создания образа не существует; по версии И. А. Кочеткова, икона являлась произведением периода 1483-1501 гг. Главной проблемой при изучении истории М. и. является утрата древней иконы и ее реплики XVII в., хранившейся в том же соборе. Вероятно, в качестве святыни в 1919 г. И. Э. Грабарю была предъявлена ее «заместительница» ( Кочетков. 1994. С. 73). Известные в наст. время списки М. и. редки и не всегда связаны с Муромо-Рязанским регионом. Датируются они периодом не ранее 2-й пол. XVI в., когда в середине того же столетия были созданы агиографические произведения о свт. Василии, еп. Рязанском, и о крестителе Мурома блгв. кн. Константине, в к-рых повествуется о «чудесной» истории иконы, перенесенной из Мурома в Ст. Рязань ( Сухова. Икона «Муромская». 2012). Иконография Сохранившиеся списки М. и. фиксируют вариативную, но все же достаточно устойчивую иконографию, главной особенностью к-рой является положение Богомладенца, полулежащего на обеих руках Божией Матери. Она изображается со склоненной вправо, в сторону Христа, головой. Младенец, голова Которого чуть откинута назад, а взгляд обращен к Матери, благословляет правой рукой; в левой опущенной руке - свиток (в развернутом или свернутом виде). Все известные ныне списки М. и. представляют поясное изображение Богородицы с Младенцем, за исключением единственной иконы с ростовым изображением 2-й четв. XVII в. (частное собрание; см.: Шесть веков рус. иконы. 2007). Н. П. Кондаков считал, что тип Богородичного образа с Младенцем, лежащим на обеих руках Богоматери, сложился на сир. Востоке. В качестве примера он приводил изображение на складне X-XI вв. из Сайднайского мон-ря в Сирии ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 250-252). Он же отмечал, что отдельные черты иконографии М. и. и подобных ей икон встречаются на визант. вислых печатях; на панагиаре из афонского мон-ря св. вмч. Пантелеимона кон. XII в., а также в греч. и итал. искусстве XIII-XV вв. ( Он же. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 43, 178, 222-224). Ему принадлежит публикация М. и. 1765 г. с подписью иконописца «архимандрита Алимпия» ( Он же. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 72-75. Ил. 63). Н. П. Лихачёв отмечал изображения «лежащих младенцев» как на афонской панагии, так и на мозаике в Риме XIII в. (?) и отражение такого положения Младенца «на иконах, именуемых Божией Матерью Муромской». Он допускал возможность того, «что самый перевод» подобных изводов «заимствован из композиции Рождества Христова в лицевых рукописях» ( Лихачёв Н. П. Ист. значение итало-греч. иконописи. 1911. С. 144-145).

http://pravenc.ru/text/2564376.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ VI ибн Зияде († 1604, мон-рь вмц. Екатерины на Синае?), патриарх Антиохийский (1593 - нояб. 1603). Уроженец сел. Сисния (на границе совр. Сирии и Сев. Ливана). С 1575 г. занимал митрополичью кафедру г. Эмеса (Хомс), где в храмах Сорока мучеников и мч. Иулиана сохранились мн. рукописи с упоминаниями И. в колофонах; известна также икона из ц. мч. Иулиана с ктиторской надписью И. от 18 мая 1598 г. ( Успенский Ф. И. Археологические памятники Сирии//ИРАИК. София, 1902. Т. 7. Вып. 2/3. С. 140). По данным Антиохийского патриарха Макария III и др. летописцев, И. был возведен на престол после смерти патриарха Иоакима V Дау и через год междупатриаршества, т. е. в кон. 1593 г. Этому, однако, противоречит колофон 7101 г. (1 сент. 1592 - 31 авг. 1593) мон. Михаила, называвшего себя учеником И., о посещении г. Амида (ныне Диярбакыр, Юго-Вост. Турция) патриархом И. и митр. Баальбека Германом. Местный паша жестоко угнетал христиан, так что ситуация потребовала вмешательства патриарха и достижения договоренностей между пашой и И. В 1593 г. Ближ. Восток посетило русское посольство, к-рое возглавлял Т. Коробейников , с царской милостыней вост. патриархам. Весной в К-поле Коробейников передал находившемуся там Халебскому митр. Макарию 910 золотых и 2 сорока соболей, к-рые причитались Антиохийскому престолу: 300 золотых - патриарху, 390 - 3 митрополитам и 6 епископам, 120 - архимандриту Сайднайского мон-ря (число архиерейских кафедр, видимо, было сообщено патриархом Иоакимом V во время его пребывания в Москве) и 100 - на раздачу нищим. После посещения Иерусалима Коробейников приехал в Дамаск, где 18 апр. 1594 г. И. вручил ему благодарственную грамоту для царя Феодора Иоанновича (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 6). Грамота была скреплена подписями патриарха и 14 архиереев на греч., араб. и сир. языках (это один из последних случаев употребления мелькитского каршуни - сир. письменности в среде православных). Большинство греч. подписей выполнено одной рукой. Т. о., грамота отражает не количество архиереев, находившихся в Дамаске весной 1594 г., а общее число епархий Антиохийской Церкви. В документе фигурируют кафедры Хомса, Латакии, Хамы, Мармариты, Триполи, Бейрута (2 последние занимал Анастасий ибн Муджалла, ближайший сподвижник Иоакима V), Аккара, Памфилии, Сайднаи, Баальбека, Эз-Забадани; единственный раз в истории Антиохийской Церкви названы епархии Бсиры, Сафиты и Схапитиса (последняя не локализуется).

http://pravenc.ru/text/468923.html

[Бурейк, Барик; ад-Димашки; араб.      ] (нач. XVIII в., Да-маск - после 1781), свящ., правосл. араб. летописец. Сведения о жизни М. Б. скудны и реконструируются по случайным упоминаниям в его трудах. Он жил в Дамаске. Предположительно в сент. 1748 г. вакиль (наместник) Антиохийского патриарха Сильвестра Никифор, митр. Баяса, рукоположил М. Б. во диакона, потом - во священника. В 1750 г. он оставил М. Б. в Дамаске вакилем на время своего отъезда в Рашайю (Юж. Ливан), а по возвращении возвел его в сан хури (пресвитерский сан более высокого ранга) и протопопа. При патриархе Филимоне в нач. 1767 г. М. Б. нек-рое время снова выполнял обязанности вакиля, видимо в связи с отбытием патриарха из Дамаска для объезда епархий. В 1768 г. патриарх Даниил назначил М. Б. экономом-настоятелем Сайднайского монастыря (эту жен. обитель периодически возглавляли настоятели-мужчины в священническом сане). Через год, однако, М. Б. оставил свой пост, ссылаясь на тяготы управления. В собрании Сайднайского мон-ря хранятся неск. книг, переписанных М. Б. или пожертвованных в обитель в его настоятельство. Из колофонов этих рукописей явствует, что М. Б. занимал пост настоятеля и в 1773 г. Тематика переписанных им книг указывает на достаточно высокий уровень его образования и широту интересов. В частности, в авг. 1773 г. М. Б. вложил в мон-рь книгу-автограф о порядке расчета пасхального цикла с приложением таблицы дат Пасхи почти на 200 лет вперед (до 7468 от Сотворения мира=1960 по Р. Х.). М. Б. был свидетелем и в нек-рых случаях непосредственным участником мн. событий церковно-политической жизни региона - противостояния правосл. и униат. общин Антиохийской Церкви (см. в ст. Мелькитская католическая Церковь ), политических потрясений времен русско-тур. войны 1768-1774 гг. и сопутствовавших ей сепаратистских движений в ближневосточных османских провинциях. М. Б. умер, видимо, вскоре после 1781 г., на к-ром заканчивается последняя из его летописей (в ее издании окончание ошибочно датировано 1782 годом, и эта датировка часто встречается в научной лит-ре в качестве terminus post quem для кончины М. Б.).

http://pravenc.ru/text/2563726.html

Если при Григоровиче-Барском число униатов в М. было незначительным («иже нововселишася»), то в последующие годы католическая проповедь привлекла большинство жителей селения. В 1732 г. монастырь мч. Сергия был восстановлен и заселен монахами мелькитского ордена аль-Мухаллисийя. Часть христиан М. фактически вышла из-под юрисдикции православного Антиохийского патриарха. Попытка патриаршего вакиля (уполномоченного) Джурджиса в 1767 г. собрать подати в селении вызвала бунт, и вакиль с трудом спасся ( Brayk. 1982. P. 96). В XVIII-XIX вв. М. входила в состав разных епархий Мелькитской католической Церкви с центрами в Каре, Хомсе, Ябруде. В описаниях Павла Алеппского и Григоровича-Барского говорится только о ц. первомц. Феклы, но не о мон-ре, возникшем вокруг нее. Возможно, появление обители относится к более позднему времени. Под 1756 г. свящ. Михаил Брейк сообщает об обновлении ц. св. Иоанна Предтечи, стоявшей в центре мон-ря первомц. Феклы (Ibid. P. 47), т. е. мон-рь уже существовал ранее этой даты. По данным XIX в., он имел статус ставропигиального. В нояб. 1843 г. М. посетил архим. Порфирий (Успенский) . Он оставил нелицеприятное описание запустения, царившего в мон-ре первомц. Феклы, и весьма критическую характеристику игум. Захарии, кипрского грека, больше похожего на властного и воинственного шейха, чем на настоятеля обители. Паломничество в мон-рь, в т. ч. мусульман, продолжалось. Мощи первомученицы по-прежнему были замурованы в скале. Уже сложилось представление о недопустимости видеть их, подобно сокрытой иконе Богоматери в соседнем Сайднайском монастыре . Существовала легенда, что некий игумен, попытавшийся добраться до мощей, был остановлен землетрясением. В обители жили игумен и диакон; 2 послушника занимались сбором подаяний на окрестных землях. Мон-рь владел стадами коз, пахотными угодьями, виноградником и масличными деревьями. В 30-х гг. XIX в. там была построена гостиница для паломников. Монастырь мучеников Сергия и Вакха. Общий вид Монастырь мучеников Сергия и Вакха. Общий вид В униат. киновиальном мон-ре мучеников Сергия и Вакха, по данным архим. Порфирия, жили 10 монахов, но бóльшая их часть отсутствовала по хозяйственным нуждам. Подаяния богомольцев были невелики, и монастырь выживал за счет своих земельных владений, сдававшихся в аренду феллахам, и финансовой поддержки со стороны главного мелькитского мон-ря Дайр-эль-Мухаллис под Сайдой. В мон-рях конгрегации аль-Мухаллисийя проходила периодическая ротация монашествующих. Именно для монастырской церкви мч. Сергия в 1813 г. написал ряд хранящихся здесь икон Михаил Полихронис, крупнейший иконописец, работавший на Ближ. Востоке в нач. XIX в. ( Agn è s-Mariam de la Croix. 2006. P. 162-163, 170).

http://pravenc.ru/text/2561112.html

Из исторических записей Антиохийских патриархов Макария III и Кирилла V аз-Заимов известны имена 5 митрополитов М., живших в XVII в. Из-за сокращения христианского населения в регионе епархия М. часто объединялась с соседними престолами Кары и Ябруда. В нач. XVIII в. митрополит М. уехал за милостыней на грузинские земли и остался там; в результате патриарх Афанасий III Даббас в 1724 г. присоединил М. к епархии Сайднайского митрополита. В XVIII-XIX вв. Селевкийская епархия, в состав к-рой входила М., включала также селения Сайдная, Захле, Эз-Забадани и др.; резиденцией Селевкийского митрополита были Сайдная или Захле. В 1930 г. М. была присоединена к патриаршему диоцезу Дамаска. Архидиак. Павел Алеппский , описывая свое паломничество в Иерусалим в 1642 г., упоминал посещение ц. первомц. Феклы в М. и мон-ря мч. Сергия, «известного необычайными чудотворениями». Наиболее раннее подробное описание М. принадлежит Григоровичу-Барскому, побывавшему там в окт. 1728 г. В то время часть населения М. уже перешла в ислам. Действовали 3 церкви, где поочередно служили 5 священников: приходская в селе (согласно колофонам рукописей, она имела посвящение во имя св. Леонтия (Триполийского?)), пещерная во имя первомц. Феклы и храм мч. Сергия в мон-ре на верхнем плато. Мощи первомц. Феклы были объектом поклонения не только окрестных христиан, но и мусульман, веривших в целебную силу масла из кандила, висевшего перед иконой святой. Сами мощи не выставлялись напоказ, а были замурованы в боковой расселине пещеры из опасения проявлений агрессии со стороны мусульман, не получивших ожидаемого исцеления, а также чтобы уберечь реликвию от католиков, незадолго до того пытавшихся ее похитить. Пещерный храм не имел никаких украшений «страха ради агарян». Мон-рь мч. Сергия стал необитаем из-за постоянных вымогательств со стороны мусульм. путников, проходивших по Дамасской дороге, «иже в странах тех ясти и пити обыкоша от монастырей». Строения находились в аварийном состоянии, священники из села отпирали церковь и служили там, только когда приходили паломники.

http://pravenc.ru/text/2561112.html

15 июня 1557 г. И. по приглашению синайских монахов совместно с Александрийским и Иерусалимским патриархами принял участие в церковном Соборе в Каире, на котором был низложен за неканонические действия синайский игум. Макарий. Сохранился колофон араб. рукописи, сообщающий о 6-месячном пребывании И. в Египте (приблизительно в июне-нояб. 1557), о 4-месячной остановке на Синае и о прибытии в Иерусалим в апр. 1558 г. ( Troupeau. 1972. P. 102). В сент. 1558 г. из Москвы на Ближ. Восток отбыло посольство архидиак. Геннадия и В. Познякова , к-рое везло милостыню царя Иоанна IV Васильевича Грозного ближневост. патриархам и мон-рям. Между апр. и нояб. 1560 г. Позняков посетил Дамаск, где встречался с И. и передал ему царские дары - соболью шубу и «рухляди» на 200 р. Эти подарки были весьма скромными: Антиохийский Патриархат находился в то время на периферии церковно-политических интересов Московского царства. И. передал с рус. посольством благодарственную грамоту (единственное известное его сочинение), полную гиперболических славословий Иоанну IV и просьб о новой милостыне, в частности для Сайднайского мон-ря под Дамаском. Позднейшие арабо-католич. историки утверждали, что И. благосклонно относился к католикам и в 1560 г. запретил своим епископам называть их «еретиками». Тем не менее известна рукопись «Книги о еретиках», в к-рой содержатся сведения о догматических и об обрядовых расхождениях между «франками и румами» (католиками и православными); рукопись переписана ближайшим сподвижником И. свящ. Мусой ибн Сааде из сел. Мармарита, копиистом многих манускриптов 1569-1590 гг., пожертвованных им в разные сир. мон-ри. И. также переписывал рукописи (сохр. автограф 1566 г.; Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 3. N 6). Известна книга с вкладной записью 1547 г. из ц. святых Киприана и Иустины диакона Исы, сына патриарха Михаила V, заверенная И. (РГАДА. Ф. 1608. 129. Л. 3; о датировке см.: Морозов Д. А. Цифровые системы в арабо-христианских и греч. рукописях IX-XVII вв.//Палеография и кодикология: 300 лет после Монфокона: Мат-лы Междунар. науч. конф., Москва, 14-16 мая 2008 г. М., 2008. С. 116).

http://pravenc.ru/text/468919.html

(триморф, греч. τρμορφος, τριμρφιον, τριπρσωπος παρστασις). Арбавильский триптих. X в. (Лувр, Париж) Арбавильский триптих. X в. (Лувр, Париж) В послеиконоборческий период становится типичной сокращенная иконографическая схема, включающая всего 3 фигуры - Христа, Богоматери и св. Иоанна Предтечи. В центре изображается Христос, стоящий (икона «Деисус со святыми на полях», XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) или восседающий на престоле, с закрытым Евангелием, к-рое Он придерживает левой рукой, правой - благословляет (эпистилии темплонов с 12 праздниками, XII в., там же). Слева (по правую руку Христа) - Богоматерь с молитвенно сложенными руками, справа - с тем же молитвенным жестом св. Иоанн Предтеча. Такие изображения известны в монументальной живописи (мозаика кафоликона мон-ря Ватопед, кон. X - нач. XI в.), в прикладном искусстве (Арбавильский триптих, слоновая кость, X в., Лувр, Париж,; ставротека из Сайднайского мон-ря , перегородчатая эмаль, XI в., ГЭ). Деисус. Икона. Нач. XIII в. (ГТГ) Деисус. Икона. Нач. XIII в. (ГТГ) Наряду с изображениями в рост встречаются поясные Д.-триморфы (в юго-зап. вестибюле собора Св. Софии в К-поле, 60-е гг. XIII в.). Идейное содержание деисусной композиции, ее соответствие евхаристическим молитвам обусловило включение Д.-триморфа в роспись центрального алтаря: в люнетах над окнами центральной апсиды кафоликона мон-ря Осиос Лукас (20-е гг. XI в.) помещен поясной Д.; в росписи алтаря собора Св. Софии в Киеве (1037) над центральной апсидой находятся медальоны с поясными образами Христа, Богоматери и св. Иоанна Предтечи. Д.-триморф включался в состав визант. эпистилиев темплонов в качестве средника праздничного ряда. В Грузии и Каппадокии Д.-триморф часто является главной композицией алтаря и помещается в конхе центральной апсиды (Дирекли-килисе, Каппадокия, X в.,- рядом с Христом в апсиде изображены поклоняющиеся ангелы); так же украшена центральная апсида Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря (40-е гг. XII в.). В Византии Д.-триморф как главная композиция в конхе апсиды встречается в росписи погребальных капелл: в крипте монастыря Осиос Лукас; в мавзолее серб. иерархов в ц. св. Апостолов (Спаса) в Пече (1260); в парекклисионе ц. Богородицы Паммакаристос в К-поле (1311-1320). Иконы Д.-триморфа создавались на Балканах в поздне- и поствизант. периоды. Спаситель, как правило, изображается с раскрытым Евангелием, фигуры Богоматери и св. Иоанна Предтечи помещаются на 2-м плане, за престолом (икона «Деисус со святыми на полях», кон. XIV - нач. XV в., ГТГ; икона из Бачковского мон-ря, 1495, Нац. художественная галерея, София), иногда в сильно уменьшенном размере (икона изографа Николы, 1703, Нац. художественная галерея, София). На Руси иконы Д.-триморфа встречаются реже (напр., икона Д. (оглавный), нач. XIII в., ГТГ; псковская икона «Деисус с Параскевой и Анастасией», XV в., НГОМЗ).

http://pravenc.ru/text/Деисуса.html

Бен-Гурион. Фото-графия. 1960 г. На 1907 г. общая численность членов М. к. Ц. без учета эмигрантов составляла ок. 145 тыс. чел. (детальная статистика: Charon. 1911. T. 3. P. 276-324). Первая половина XX в., на к-рую пришлось правление патриархов Кирилла VIII Джахи, Димитрия Кади и Кирилла IX Мугабгаба, ознаменовалась для М. к. Ц. прежде всего продолжением активной деятельности в сфере образования и ее подъемом в области миссионерства. В 1903 г. еп. Герман Муаккад основал в Хариссе (Ливан) об-во миссионеров св. Павла (конституция конгрегации утверждена в 1925). В 1910 г. при об-ве была открыта типография, выпускавшая, в частности, ж. «аль-Масарра» (Связь), к-рый до 1965 г. был офиц. печатным органом М. к. Ц. (с 1968 выходит под франц. названием «Le Lien»). Жен. отд-ние ордена - конгрегацию Богоматери Неустанной Помощи - учредил там же в 1936 г. Бейрутский митр. Максим Саиг (глава ордена в 1912-1919; впосл. патриарх Максим IV). В Египте в 1907/08 г. была основана мелькитская патриаршая коллегия в Каире (расширялась в 1925 и 1939/40), включенная в систему светского егип. образования. В 1912 г. монахи ордена аль-Халябия начали миссионерскую деятельность в Судане, где было много эмигрантов из Халеба. Резко возросло количество униатов в Иордании, что привело к учреждению в 1932 г. диоцеза Петры, Филадельфии (Аммана) и всей Трансиордании. На миссионерскую деятельность в 30-40-х гг. XX в. переориентировались также конгрегации сестер-василианок монастыря Благовещения (обитель основана в 1753 близ мон-ря Дайр-эль-Мухаллис из сестер Сайднайского монастыря в Сирии, принявших унию и переселившихся в Ливан) и сестер-шувайриток (основана в 1737 в мон-ре Благовещения в Зук-Мкаеле). Источники сер. XX в. упоминают 17 муж. и 4 жен. мон-ря (336 монахов и 82 монахини). Ключевым событием Патриаршества Максима IV Саига (1947-1967) стало его активное участие во главе делегации М. к. Ц. в работе Ватиканского II Собора (1962-1965), в частности в разработке декретов о Вост. католич. Церквах «Orientalium Ecclesiarum» (OE; 21.11.1964) и об экуменизме «Unitatis redintegratio» (UR; 21.11.

http://pravenc.ru/text/2562942.html

Европу и рус. земли прибыл в Крым, а затем, отплыв из Кафы (ныне Феодосия, Крым) в К-поль, через Крит и Кипр добрался до Александрии, совершил неск. поездок по Египту (в т. ч. на Синай и в Антония Великого мон-рь ) и морем вернулся в Венецию. По описанию путешествия и точности наблюдений «Паломничества в Сирию и Египет» принадлежат к числу лучших позднесредневек. И. ( Ghillebert de Lannoy. Les Pelerinages de Surye et de Egipte//Œuvres de Ghillebert de Lannoy. 1878. P. 1-178). Др. придворный бургундского герц. Филиппа Доброго, Бертрандон де ла Брокьер (ок. 1400-1459), в 1432-1433 гг. отправился на Ближ. Восток как паломник. Приплыв из Венеции в Яффу, он посетил Иерусалим, а затем совершил неск. поездок от Синая до Сайднайского мон-ря близ Дамаска. Обратно Бертрандон де ла Брокьер по суше добрался до К-поля, описание которого он сделал. Вернувшись на родину, он по просьбе герцога написал воспоминания о странствиях «Путешествие за моря» (Le Voyage d " Outremer de Bertrandon de la Broqui è re. 1892). Сын и преемник Филиппа Доброго герц. Карл Смелый в 1470 г. направил на Ближ. Восток также с целью подготовки крестового похода богатого купца из Брюгге, сына генуэзского иммигранта Ансельма Адорно (1424-1483). За неполный год Адорно посетил Тунис, Египет, Палестину, Сирию, Кипр, Родос и Пелопоннес. Свой И., написанный на латыни, он посвятил шотландскому кор. Якову III (1460-1488), на службу к к-рому перешел после смерти герц. Карла Смелого (L " Itinéraire d " Anselme Adorno en Terre Sainte. 1978). Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра из кн. Б. фон Брейденбаха «Peregrinatio in terram sanctam...». Mainz, 1486. Худож. Э. ван Ревейк Более традиционно по форме «Описание Святой земли» Иоанна Полонера (изд.: Descriptiones Terrae Sanctae. 1874. S. 225-281). Иоанн Полонер был немцем или поляком и посетил Св. землю в 1421-1422 гг., др. сведений о нем нет. Значительная часть его сочинения - это пересказ или прямые заимствования из предшествующих И., гл. обр. из «Описания Святой земли» Бурхарда Сионского.

http://pravenc.ru/text/1237723.html

Ново-Спасского мон-ря. СПб., 1883; Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского мон-ря в XV, XVI, XVII и XVIII ст. Ярославль, 1881; он же. Вкладная книга Нижегородского Печерского мон-ря//ЧОИДР. 1898. Кн. 1. Отд. 1. С. I-VIII, 1-93; он же. Синодики XVII в. Переславского Горицкого мон-ря. М., 1902; он же. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в.//Рукописи слав. и рус., принадлежащие И. А. Вахрамееву. М., 1906. Вып. 5. С. 1-115; Памятники древней письменности Спасского мон-ря в г. Муроме: (Лицевой синодик и вкладная книга)/Предисл. Н. Добрынкина. Владимир, 1892; Покровский Н. В. Древности Костромского Ипатьевского мон-ря//ВАИ. 1885. Вып. 4. С. 1-34 [на с. 4-5 отрывки из вкладной книги]; Воронцова Л. Д. Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря//Древности: Тр. Археогр. Комис. МАО. 1899. Т. 1. Вып. 2. Стб. 321-346; Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 2. С. 577-580 [фрагмент вкладной и кормовой книги Троице-Сергиева мон-ря кон. XVI в.]; Вкладная книга Брянского Свенского мон-ря//ИРГО. 1911. Вып. 4. С. 392-433; Апухтин В. Р. Псково-Печерский Успенский мон-рь и его вкладная книга 1558 г. М., 1914; Изюмов А. Ф. Вкладные книги Антониева Сийского мон-ря 1576-1694 (7084-7202) гг.//ЧОИДР. 1917. Кн. 2. Отд. 1 С. 1-104; АСЭИ. Т. 2. 339. С. 337-338; Т. 3. 479. С. 465; Вкладная книга 1674-1675 (7183) года Моск. Новодевичьего мон-ря//Источники по соц.-экон. истории России XVI-XVIII вв.: Из архива Моск. Новодевичьего мон-ря/Подгот. В. Б. Павлов-Сильванский. М., 1985. С. 152-210; Вкладная книга Троице-Сергиева мон-ря. М., 1987; Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря/Предисл. И. Л. Маньковой. Свердловск, 1992; Козляков В. Н. Толгский мон-рь XVII в. и его вкладчики//Ярославская старина: Из архива рус. провинции. Ярославль, 1992. С. 14-22; Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря. М., 1993; Хозяйственные книги Чудова мон-ря 1585/86 г. М., 1996. С. 31-53; Вкладная книга Анзерского скита//Прп. Елеазар, основатель Св.-Троицкого Анзерского скита/Подгот.

http://pravenc.ru/text/158928.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010