Глава вторая. Преподобный Савва Освященный и происхождение всенощного бдения. Надписание современного Типикона Русской Церкви «Типикон, сиречь изображение церковного последования во Иерусалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы. Тожде последование бывает и в прочих во Иерусалиме честных обителех, подобно и в прочих святых Божиих церквах» указывает на принадлежность чина всенощного бдения в первую очередь лавре преп. Саввы Освященного. Имя сего преподобного отца, таким образом, оказывается тесно связанным с Иерусалимским уставом, а этот последний – с чином всенощного бдения. В самом деле, преобладающее большинство списков Иерусалимского устава, за очень небольшим исключением, содержавших чин всенощного бдения, надписываются как Устав лавры Саввы Освященного. Первым мысль о принадлежности Иерусалимского устава творчеству преп. Саввы Освященного высказал Симеон Со-лунский (XV век). «В обителях, – говорит он, – и почти во всех церквах соблюдается чин одного Иерусалимского устава св. Саввы, потому что его можно совершать и одному, так как он и составлен для монахов, и он часто выполняется в кино-виях без пения. Конечно, это учреждение вызвано необходимостью и есть дело отеческого благоусмотрения. И св. отец наш Савва начертал этот устав, приняв его от святых Евфи-мия и Феоктиста, а они приняли его от бывших прежде них и от Харитона Исповедника. Начертание устава Саввы Освященного, затерянное при опустошении того места варварами, впоследствии при своем трудолюбии изложил патриарх Святого Града, святой отец наш Софроний. После него этот устав возобновил божественный отец наш и богослов Иоанн Дамаскин и, написав, предал его (для употребления)» 194 . Свое предположение о начертании преп. Саввой Иерусалимского устава Симеон Солунский , очевидно, основывал на сообщении биографа преп. Саввы, Кирилла Скифопольско-го 195 , который говорит, что Савва Освященный, чувствуя приближение своей кончины, созвал братию лавры, поставил им вместо себя нового игумена, которому заповедал хранить данный им лавре устав, причем сам устав вручил своему преемнику в письменном виде 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Что такое κανν τς ψαλμωδας, так нередко упоминаемый в жизнеописании прп. Саввы Освященного? Источник Что такое κανν τς ψαλμωδα, так нередко упоминаемый в жизнеописании препод. Саввы Освященного? – Движение вопроса о помощи и призрении бедных и участие в этом деле нашего духо­венства. – Забота пастыря Церкви о людях, подверженных опасности совращения. – Объяснение названий месяцев. – Церковные известия и заметки. В настоящее время мы можем дать более или менее точные сведения на этот вопрос, так как в наших руках имеется описание одной очень древней рукописи VIII-IX в., виденной нами на Синае в библиотеке. Рукопись эта для нас имеет особенное значение своим надписанием, устанавливающим связь порядков в ней излагаемых с обителью препод. Саввы ρολ γιον κατ τν καν να τς λαρας το αγ ου πατρς μν Ζββα – вот полное заглавие ее. Рукопись эта характеризует главным образом порядки анахоретской жизни отшельников или келлитов монастыря св. Саввы, но не лишена значения и для истории церковно-богослужебного чина, практиковавшегося в самом монастыре, так как суточный порядок его бесспорно был во многом сходен. В Часослове отсутствуют службы: полунощница, утреня и повечерие, которое заменено последованием в «первый час ночи». В качестве предваряющего молитвословия в Часослове положена первая кафизма с разделением на три славы, а далее идут службы для для часов первого, третьего, шестого и девятого и для вечерни. Каждая из этих служб по составу значительно разнится от тех же служб нашего времени. После девятого часа совершалось причащение преждеосвященными дарами ( ες τν μετληψιν) которые келлиоты брали с собою, уходя в безмолвие. Эта служба сходна с современным «последованием изобразительным». Начинается «Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии твоем», все блаженства, слава; «Помяни нас, святый, егда приидеши во царствии твоем»; «Лик небесный поет тя», слава;: «Верую», «Отче наш», «Господи помилуй» 3-жды, «Един свят», «Вкусите и видите, яко Христос Господь Аллилуия. Благословлю. Господа на всякое время ради всего, хвала его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат, кротции и возвеселятся», слава, молитва по причащении: «Приял тело твое святое вместе и кровь твою честную во оставление всех грехов, яже согрешили тебе, едине, Человеколюбче. Исполни уста моя хваления, Господи, сам бо еси хвала моя, и спаси мя» : «Буди имя Господне». Молитва причащения: «Благодарим тя, Господи Боже мой, яко сподобил нас причаститися».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Скачать epub pdf Житие и подвиги преподобного отца нашего Саввы Освященного Память 5 декабря Преподобный Савва родился в тридцать первый год царствования греческого императора Феодосия Младшего 8072 , в стране Каппадокийской, в селе, называвшемся Муталаска, которое зависело от Кесарии 8073 ; оно сначала было неизвестно, но впоследствии рождением в нем Саввы прославилось больше Армафема, в котором вырос Божественный пророк Самуил (1Цар.1и далее). Родителями блаженного Саввы были Иоанн и София, люди благородные и благочестивые. Когда ребенку минуло пять лет, они отправились в Александрию 8074 , ибо Иоанн находился на службе царской и имел высокий воинский сан. По Божию провидению, Савва был оставлен вместе с родительским имением у брата его матери, Ермия. Но так как жена у Ермия была злая и сварливая, то отрок много терпел и, наконец, ушел к брату своего отца Григорию, жившему в другом селе, называвшемся Сканда 8075 . Вследствие сего возникла вражда между дядями Саввы. Родители его долго оставались в Александрии, а Ермий с Григорием ссорились между собою, и каждый из них хотел не столько иметь у себя отрока, сколько попользоваться имуществом его отца. Блаженный отрок, еще с юного возраста отличавшийся зрелым разумом, видя раздоры и свары своих дядей, отказался от всего имущества и, удалившись в монастырь Флавианов 8076 , отстоявший от Муталаски на три с половиной версты, принял на себя Ангельский образ восьми лет от роду; живя там, он вскоре изучил псалтирь и прочие книги Священного Писания, преуспевал в добрых делах и во всем следовал иноческому уставу. Немного времени спустя, дяди блаженного Саввы помирились между собой, пришли к нему в монастырь и начали соблазнять его, советуя уйти из-за стен святой обители и, взяв себе жену, жить в отцовском имении. Но он, желая оставаться в доме Божием, а не жить в селениях грешников 8077 , и любя монастырскую жизнь более мирской, не послушался своих дядей и отверг их соблазнительное предложение: – Как от змей, – говорил он, – убегаю я от тех, которые советуют мне сойти с пути Божия, ибо худые сообщества развращают добрые нравы ( 1Кор.15:33 ), и боюсь навлечь на себя проклятие, которым Пророк проклинает уклоняющихся в разврат: «проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих» (ср. Пс. 118:21 ). С такими словами он отослал от себя дядей своих ни с чем, а сам стал подвизаться еще с большим усердием, умерщвляя свое тело трудами и воздержанием и порабощая его духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

     В день памяти преподобного Саввы Освященного митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил литургию в Троицком храме Доброполья. По окончании литургии владыка обратился к горожанам с архипастырским словом. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, день памяти преподобного Саввы Освященного традиционно праздничный в нашей Церкви, потому что Устав, по которому мы совершаем богослужения — это Иерусалимский Устав, Устав Саввы Освященного. Кто бывал на Святой Земле, в Вифлееме, тот обязательно посещал обитель святого Саввы — знаменитый монастырь, в котором находится много святынь. Там подвизались многие святые, например, Иоанн Дамаскин, память которого мы праздновали вчера, — его словами мы молимся в двунадесятые праздники, в Пасхальную ночь. Для Церкви традиция и предание имеют очень большое значение, потому что апостолы однажды христианам сказали: «Мы проповедуем вам то, что сами приняли от Господа Иисуса Христа» (ср. 1 Кор. 11:23). Очень важно научиться эти традиции передавать из поколения в поколение, чтобы звучали в каждом столетии, в каждом десятилетии не человеческие измышления, мудрствования, а проповедь апостольская, то слово, которое они восприняли от Господа Иисуса Христа и передали своей Церкви. Мы говорим: «Верую во Едину Святую Соборную Апостольскую Церковь», — потому что хранить это Предание Господь поручил не какому-то одному человеку, одной национальности, одной стране, а всей Своей Церкви, которая является столпом и утверждением Истины. Церковь это Предание хранит свято. Враг рода человеческого по-разному боролся с Церковью и восставал против неё. Главной его задачей было сделать так, чтобы человеку Бог стал не нужен, ушёл на последнее место в его жизни, о Боге человек или не размышлял, или представил Его какой-то выдумкой, сказкой, восстал против Бога: разрушал храмы, ругался над святынями, утверждая таким образом своё неверие и безбожие. Церковь — это не человеческий институт, а Тело Христово, её Глава — Господь Иисус Христос. Несмотря на различные испытания, которые ей приходится претерпевать, она стояла и будет стоять до скончания века, и врата ада её одолеть не смогут (ср. Мф. 16:18).

http://pravoslavie.ru/109416.html

Скачать epub pdf Житие Саввы Освященного – переводной памятник византийской агиографии, получивший широкое распространение в древнерусской книжности. Житие, написанное византийским агиографом Кириллом Скифопольским в VI b., было переведено на болгарский язык и не позднее второй половины XI b. стало известно на Руси: его текст в это время использовал преподобный Нестор Летописец при написании Жития Феодосия Печерского . Маторина У. М. Жанрово-композиционное своеобразие византийского преподобнического жития Саввы Освященного) 1. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, побудивший ваше преподобие приказать моему ничтожеству описать и послать к вашему преподобию богоугодную жизнь, совершивших на земле путь свой, святых отцов наших Евфимия и Саввы. Бог по неизреченному своему милосердию источил чрез них мне бедному каплю слова и отверз уста моя для исполнения столь полезного вашего приказания: и я уже написал нечто о честном Отце нашем Евфимии, написал весьма немногое и несоответствующее величию его духа. Ибо я не мог найти много сведений о нем, ибо уже восемьдесят лет прошло, как отошел он к Богу. По сей причине и немногие сказания о нем с трудом мог я собрать воедино. Я ходил по разным местам, чтобы найти и собрать сии душеспасительные сказания, и таким образом извлекал оные из глубины долговременного забвения, дабы время не истребило их для нас совершенно. 2. Теперь время побуждает меня привести в исполнение и остальное из ваших приказаний, и написать нечто о славном Отце нашем Савве. Сведения о нем я тщательно и с трудом собрал от достоверных святых мужей, которые были его учениками и сподвижниками, и которые доныне подражают его жизни и освещают нам пути к Богу. Сделать сие я обещался еще в описании жизни св. Евфимия. Впрочем, я знаю собственное свое неведение и недостоинство. Но не смотря на сие, приступая к исполнению предприятия, превышающего мои силы, я делаю сие не по гордости, но потому, что знаю худое последствие непослушания и страшную угрозу, содержащуюся в сих словах: раб лукавый и ленивый, надлежало тебе серебро Мое отдать купцам ( Мф.25:26–27 ). И так я умоляю всех вообще, кому случится читать сии мои сочинения, особливо же умоляю твое преподобие; честнейший и чадолюбивейший отец Георгий, во первых молить Владыку Бога, чтобы Он простил меня бедного в моей порочной жизни и во многих грехах моих; потом умоляю верить всему, что мною уже сказано или будет говорено теперь. Для сего я с точностью упоминал о времени, местах, лицах и именах, дабы скоро можно было исследовать истину моего повествования. Будучи уверен, что Бог помогает и содействует мне, я начну повествование о Савве.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

Глава четвертая. Всенощное бдение в период повсеместного распространения Иерусалимского Устава на православном Востоке. Начавшееся много раньше XII столетия проникновение в Константинополь иерусалимских обрядов и обычаев, заимствование канонов и других песнопений иерусалимского происхождения, а также праздников, привело в XII веке к постепенному распространению в Константинопольском патриархате Иерусалимского устава 404 . Этому способствовали, во-пер-вых, постоянные близкие взаимоотношения между обоими патриархатами; патриархи иерусалимские присутствовали на константинопольских поместных соборах, например, патриарх Симеон – на соборе в царствование Алексея Комнина, осудившем Льва, митрополита Халкидонского 405 ; а Константинопольскую кафедру занимали прежде бывшие иерусалимские патриархи Косьма (1075–1091) и Досифей (1190–1191) 406 ; Марк, епископ Отрантский, до занятия кафедры в Отранто, был экономом церкви св. Мокия в Константинополе, а ранее этого – монахом лавры преп. Саввы Освященного 407 . Во-вторых, сама лавра преп. Саввы Освященного, являвшаяся центром духовного просвещения в Палестине и, отсюда, имевшая исключительно большое значение в истории Иерусалимского устава, обладала рядом филиалов далеко за пределами Иерусалима. Составитель жития св. Григория Агригентско-го называет себя «игуменом монастыря св. Саввы в Риме» 408 . В Александрии с 730 года существовал храм, а затем и подворье преп. Саввы 409 . Наряду с этими причинами, можно сказать, внешнего характера, обеспечивавшими распространение Иерусалимского устава далеко за пределами его родины, была еще одна причина, немало содействовавшая успеху его распространения, вытекавшая из характера самого устава. Иерусалимский устав отличался не только от устава Великой константинопольской церкви, но и от константинопольских монастырских, в частности от виднейшего из них Студийского, простотой в смысле доступности отправления по нему богослужения, о чем Симеон Солунский говорит: «В обителях и почти во всех церквах соблюдается чин одного Иерусалимского устава св. Саввы, потому что его можно совершать и одному, так как он и составлен для монахов, и он часто выполняется в киновиях без пения» 410 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Документы по истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме 1838–1918. Раздел 1: Предыстория и первый период деятельности Русской Духовной Миссии под начальством архимандрита Порфирия (Успенского) 1838–1855 1. Письмо русских иноков из Святой Земли к А.С. Норову, зачитанное в заседании Св. Синода 3 августа 1838 г. Иерусалим, Лавра Саввы Освященного без даты (1838). Подлинник Мы, нижеподписавшиеся, покорные единоотечественные русские, числом 10 человек, богомольцы во святой обители в Лавре Саввы Освященного, непрестанно просим милость от Всевышнего Бога за крестоносителя и богохранителя императора Николая Первого, и царя всея России, о многолетном здравии и благополучном управлении и победу на сопротивных врагов христианских. Еще молим Бога о Святейшем Правительствующем Всероссийском Синоде, дабы Господь подал мудрость и благоразумие пасти словесное Христово стадо и, наставляя в православной по Евангельским учениям, радостно исполнять слова истины. При сем приносим Святейшему Синоду чрез Вашего Превосходительства нашею покорностию благодарение за церковные книги, которые послали для сей святой обители – целый церковный круг 16 . Радуемся, что в дальней сей стране нас не забывает, но утешает нас в сей дальней святой пустыне. Уведомляем же Ваше Превосходительство, что Его Блаженство Иерусалимский Патриарх послал было нам русского священника, но он поехал из Константинополя в Святую Афонскую Гору по своем имении и там умер от чумной заразы. Ныне же в обители Лавры Святого Саввы ежедневный священник и наш духовник, именем отец Иоасаф 17 , знает русской грамоте и читает нам правила и служит нам божественную литургию на росском языке чрез день, и теперь остаемся благодарны, покуда найдется русский священник, который бы мог сносить здешний южный климат, несравненный вредный смрад и солнечные жары. Господь Бог , молитвами богоносного отца нашего, святого Саввы, да даст и всему христолюбивому Вашему семейству благополучие и многолетие и да сподобит Вас в царствие небесное. Остаемся нижайшие и смиренные Ваши богомольцы во святой обители Саввы, схимонахи:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Подворье Краснодарского женского монастыря иконы Богородицы " Всецарица " (ст. Пластуновская) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Подворье Краснодарского женского монастыря иконы Богородицы " Всецарица. " Монастырское подворье с 25 га пахотной земли основано в середине 2000-х на берегу р. Ставок, на месте упразднённого колхоза. В 2007 г. освящён храм Саввы Освященного, по проектам В.Ижикова возведены каменный храм Благовещения Богородицы, часовня Николая Чудотворца и часовня-колокольня Георгия Победоносца, высота которой 42 м. Содержание История [ править править код ] Стена [ править править код ] В архитектурном комплексе монастырского подворья в Динском районе Краснодарского края вблизи ст.Пластуновской большое значение имеет монастырская стена. Она построена в стиле XVI в. Образцом служили стены старых монастырей Золотого Кольца России. Проект монастырской стены для природных условий Краснодарского края был разработан Заслуженным архитектором России, кандидатом архитектурных наук Ижиковым Вячеславом Николаевичем из г.Переславль-Залесский. По его проектам возведены все постройки нашего монастыря – как в г.Краснодаре, так и в ст.Пластуновской. Сотрудничество обители с этим архитектором насчитывает уже более 10 лет. Строительство Всё строительство стены – от рытья траншеи под фундамент до установки Ангелов на угловых башнях - длилось 1 год и 3 месяца, с начала сентября 2009 г. по начало декабря 2010 г., практически не прекращаясь даже в непогоду. Весь этот период не прекращались и монашеские молитвы матушки игумении и сестер ко Господу о помощи нам в этом добром, но сложном деле. Для монастыря это было очень трудное время, время постоянного поиска – денежных средств, стройматериалов, транспорта, горючего… Храм преподобного Саввы Освященного [ править править код ] История храма прп.Саввы Освященного на монастырском подворье в Динском районе Краснодарского края с момента начала его создания насчитывает уже более 4 с половиной года, а с момента освящения – около 4 лет.

http://azbyka.ru/palomnik/Подворье_Красн...

18 декабря Русская Православная Церковь празднует память преподобного Саввы Освященного, который является небесным покровителем наместника Новоспасской обители епископа Воскресенского Саввы. Мы предлагаем вашему вниманию рассказ владыки о своем пути к монашеству, наших небесных заступниках и о том, как выбирать имена для детей. - Владыка, как Вы приняли решение посвятить свою жизнь служению Богу и принять монашество? - Я принял постриг в 21 год. Стать монахом хотел еще в семинарии, даже пошел за советом на исповедь к духовнику, отцу архимандриту Илариону. Но когда понес прошение ректору и уже вошел в приемную, что-то меня остановило, я испугался и решил повременить с этим решением. После выпуска меня по распределению направили в распоряжение митрополита Рязанского и Касимовского Симона, - назначили преподавателем литургики и гомилетики в Рязанское духовное училище и одновременно - секретарем-референтом митрополита Симона. Владыка и помог мне утвердиться в решении принять постриг. - То есть Вы даже не размышляли о том, что Вам ближе – семейная жизнь или монашество? - После семинарии я даже не думал о том, что необходимо что-то решать. Появилось столько забот: хлопоты по училищу плюс работа секретаря, - так что думать было некогда. Определиться помог случай. Однажды я помогал митрополиту Симону надевать обувь, и он спросил: «Александр Евгеньевич, когда Вы будете монашество принимать?» И я как-то не раздумывая ответил: «Как благословите». Владыка сказал: «Завтра». Но у меня не было ни клобука, ни рясы, а только подрясник. Владыка Симон позвонил наместнику Троицкого рязанского монастыря и спросил, сколько нужно времени, чтобы все это пошить. Ответили, что неделя. И ровно через неделю, 27 ноября 2001 года, владыка Симон постриг меня в мантию в Иоанно-Богословском храме при Рязанском духовном училище с именем Савва - в честь преподобного Саввы Освященного. - Как переживается сам постриг? - Когда ползешь к алтарю (согласно чинопоследованию пострига в мантию, готовящиеся к постригу облачаются в белые длинные рубахи (хитоны) и ползут от притвора храма к алтарю – прим.), не слышишь ничего, кроме стука своего сердца. Сердце стучало очень сильно, и было ощущение, что оно ударялось об пол, словно я по полу полз сердцем, и даже слышал эхо от ударов. В алтаре, по велению владыки, я провел одну ночь, потому что, когда я принимал постриг, у нас не было монахов, которые могли бы за мной смотреть. Студенты помогли мне прочитать правило, кафизмы, Псалтирь. Всю ночь я молился, как положено, утром причастился, и меня отвели в келью. Со дня пострига я ни разу не пожалел, что стал монахом.

http://pravoslavie.ru/88908.html

Мансветов И. Д. Устав Иерусалимский и его судьба на Востоке и в землях Славянских//Прибавления к Творениям св. Отцов 1884. Ч. 34. Кн. 4. С. 466–564 (1-я пагин.). Устав Иерусалимский и его судьба на Востоке и в землях Славянских Иерусалимский устав на Востоке Первые сведения о лавре св. Саввы, с которой связано происхождение устава Иерусалимского, и о порядках, которые имели здесь место при ее основателе,      сообщаются в житии Саввы Освященного. Оно было написано Кириллом Скифопольским , спустя 80 лет по смерти св. Евфимия († 472 г.), следовательно, через 20 лет по смерти преп. Саввы, на основании рассказов достоверных лиц, бывших его учеников и       свидетелей подвигов, которые во время биографа «следовали образу жизни преподобного и освещали путь, ведущий ко Христу». Несмотря на желание собрать возможно большее число сведений, составитель жития признается, что ему удалось добыть этим путем лишь немногое. Но за то эти      известия, по словам составителя, были им строго      проверены и отличались точностью, не допускающей      никаких сомнений в читателе. Что касается до       неполноты сведений, то с этой стороны, сравнительно с другими произведениями агиобиографической      литературы, нельзя сделать упрека составителю жития. Напротив, оно очень подробно, и излагает в      последовательном рассказе обстоятельства жизни      Саввы Освященного, его деятельность по устройству монастырей, сношения с тогдашними церковными деятелями и участие в решении догматических вопросов, волновавших тогдашнюю церковь . К сожалению, жизнеописатель гораздо сдержаннее, когда дело идет о порядках службы и дисциплины и в этом отношении для истории устава дает очень немного. Что же касается до особенной хронологической точности, о которой заявляет биограф, то этим качеством житие, в его теперешнем изложении, похвалиться не может и заключает немало противоречий 1 . По словам жития, св. Савва начал свои монашеские подвиги очень рано (почти в детские годы) и сначала жил в монастыре Флавиановом (Φλαβιαναις), находившемся в 20 стадиях от его родного села Муталаски, близ Каппадокии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010