Закрыть itemscope itemtype="" > О приоритетах нового Сербского Патриарха Открылся Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви… 18.02.2021 1537 Время на чтение 3 минуты Вчера в Белграде был экстренно госпитализирован епископ Шабацкий Лаврентий (Трифунович), сообщает Информационная служба Сербской Православной Церкви. Это произошло накануне избрания нового Предстоятеля Сербской Православной Церкви . Председательствовать на заседании Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви будет епископ Сремский Василий (Вадич). Сегодня Сербская Православная Церковь, возможно, обретёт Предстоятеля. После завершения Божественной Литургии, которую возглавили местоблюститель патриаршего престола Сербской Православной Церкви митрополит Дабро-Боснийский Хризостом и епископ Шумадийский Иоанн, в крипте храма святого Саввы в Белграде состоится заседание Архиерейского Синода СПЦ. Собор архиереев изберёт трёх кандидатов, а затем по жребию будет выбран новый Патриарх. Архипастыри спустились в крипту. Начался Архиерейский Собор, сообщает Союз православных журналистов. Накануне этого события помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров попросил нашего постоянного автора, профессора Зорана Чворовича сформулировать основные приоритеты нового Сербского Патриарха. Павел Тихомиров: Господин Чворович, каковы, на Ваш взгляд, основные приоритеты в жизни Церкви? Зоран Чворович: Первое: В Сербской Православной Церкви должно быть восстановлено богослужебное, духовное единство, нарушенное неисполнением многочисленных соборных решений по литургическому порядку. П.Т.: По этому поводу в сербской православной среде ходит печальный анекдот, суть которого заключается в том, что процесс внедрения «литургических нововведений» приводит к поистине курьёзным ситуациям. Когда один священнослужитель-модернист не может сослужить с другим священнослужителем-модернистом, поскольку один привык сокращать одни места, а другой – другие. З.Ч.: Второе. Должна быть остановлена дальнейшая конфедерализация СПЦ.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/18/o_...

Завещание Архиепископа Саввы Выпись из актовой книги Тверского Нотариуса Лебедева, для актов не относящихся до недвижимых имений за 1896 год. Лист 11 Тысяча восемьсот девяносто шестого года Сентября пятнадцатого дня, по приглашению, отправился я, Николай Ильич Лебедев, Тверской Нотариус, контору имеющий по Миллионной улице, в доме Нечаева, под сорок шестым, к лично мне известному и имеющему законную правоспособность к совершению актов Высокопреосвященнейшему Савве, Архиепископу Тверскому и Кашинскому, в местожительство его в г. Твери, в Архиерейском доме, по прибытии куда в пять часов пополудни где он, Высокопреосвященнейший Савва, в присутствии лично мне известных свидетелей: Протоиереев: Петра Александровича Соколова, Дмитрия Матвеевича Константиновского и Петра Георгиевича Покровского, живущих в Твери: первый в Духовной Семинарии, второй по Ревякиной улице, в своем доме, а последний в Архиерейском Доме, объявил мне, Нотариусу, что, будучи в здравом уме и твердой памяти, совершает, на случай своей смерти, нотариальное духовное завещание следующего содержания: Я, нижеподписавшийся, Архиепископ Савва в дополнение к совершенному мной до сего Тверского Нотариуса Лебедева восемнадцатого Января тысяча восемьсот девяносто четвертого года за по актовой книге двадцать четвертым и реестру сто шестьдесят третьим духовному завещанию, настоящим нотариальным духовным завещанием, делаю следующее распоряжение: 1) Все святые иконы, находящиеся в Тверском Архиерейском Доме завещаю на память оставить в этом же Архиерейском Доме. 2) Кресты и панагии должны быть разделены на три части, первая часть и более ценная должна поступить в Тверской Кафедральный Собор, вторая часть в Крестовую Домовую церковь Архиерейского Дома, а третья часть в Отрочь монастырь, для употребления Викариями. 3) Облачения, саккосы, митры, мантии и все другие принадлежности, относящиеся к облачению, также разделить на три части и поступить должны: одна часть в Тверской Кафедральный Собор, другая часть в Домовую церковь Архиерейского Дома, а третья часть в Отрочь монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЬЯЧЕНКО Григорий Михайлович (1850, Витебская губ.- 2.12.1903, Москва), прот., духовный писатель, катехизатор, публицист. Род. в семье диакона, рано осиротел, имел сестру (впосл. инокиня). В 1873 г. одним из первых учеников окончил Витебскую ДС с рекомендацией Совета семинарии продолжить обучение в СПбДА. Согласно «Автобиографическим запискам» еп. Полоцкого Саввы (Тихомирова) , Д. отказался от назначения, намереваясь поступить в ун-т по совету некоего родственника-католика, к-рый ему помогал. Однако по благословению еп. Саввы Д. решил продолжить образование в МДА, куда в 1873 г. поступил на казенный кошт. Сразу же после успешной сдачи экзаменов Д. был назначен на пономарскую должность при академической ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. В течение всего периода обучения Д. был в числе первых по успеваемости студентов. В 1877 г. он окончил МДА со степенью канд. богословия и с предоставлением права на получение степени магистра без дополнительных экзаменов, по предоставлении магист. диссертации. 20 сент. 1877 г. Д. был назначен на должность смотрителя Красноярского ДУ. 19 янв. 1878 г. уволился с этого места и подал в Совет МДА прошение об освобождении его от обязательной службы по духовно-учебному ведомству. 28 марта того же года прошение было удовлетворено, и, согласно установленному правилу, Д. выплатил сумму, израсходованную на его содержание во время обучения. Вероятно, служебная деятельность Д. началась с преподавания русского языка во Владимирской учительской семинарии. С 1 янв. 1880 г. Д. был учителем подготовительного класса 2-й московской гимназии. В том же году сдал экзамены на историко-филологическом фак-те Московского ун-та на право занятия должности преподавателя рус. языка и словесности в светских средних школах. В течение 10 лет Д. преподавал эти предметы в Поливановской учительской семинарии (Подольского у., 1880-1882), во 2-й московской гимназии, одновременно занимая должность учителя подготовительного класса, в 3-м Александровском военном уч-ще в Москве.

http://pravenc.ru/text/180769.html

А.Берташ Будущий знаменитый проповедник, духовный писатель, катехизатор, публицист о. Григорий Дьяченко родился в 1850 г. в Витебской губ. в семье диакона 1 . Он рано осиротел, в семье остались только брат и сестра (впоследствии инокиня). В 1867 г. Григорий поступил в Витебскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1873 г. одним из первых учеников. Совет семинарии рекомендовал юноше продолжить обучение в Санкт-Петербургской духовной академии. Согласно автобиографическим запискам еп. Полоцкого Саввы (Тихомирова , впоследствии архиепископ), Григорий отказался, намереваясь поступить в Санкт-Петербургский университет по убеждению некоего родственника – католика, который обещал ему протекцию. Когда выяснилось, что родственник не помог, Дьяченко в 1873 г. твердо решил поступить в Духовную академию, но не Санкт-Петербургскую, а Московскую. Владыка вспоминал: «Когда я спросил, есть ли у него на дорогу деньги? – он отвечал: есть. – Сколько? – Пять рублей. Такой ответ сколько рассмешил меня, столько же и расположил в пользу бедного сироты Дьяченко. Вот как скромны и ограничены, подумал я, желания наших духовных юношей! Прибавивши к 5-ти рублям 15-ть рублей, я снабдил юного искателя духовной мудрости рекомендательными письмами к академическому начальству и отпустил его с миром в путь». В рекомендательном письме инспектору МДА С. К. Смирнову от 2 августа 1873 г. епископ Савва указывал, что « Г. Дьяченко – юноша весьма благонравный и с усердием занимавшийся науками, но сирота, не имеющий ни отца, ни матери, и если бы не оказана была ему мною некоторая помощь, он не имел бы возможности добраться до Лавры» 2 . Григорию удалось поступить в МДА на «казенный кошт», сдав экзамены третьим из всех абитуриентов. Сразу же юноша получил назначение на пономарскую должность при академической церкви в честь Покрова Пресв. Богородицы, о чем с благодарностью сообщил владыке Савве 3 . В течение всего периода обучения он был в числе первых по успехам студентов. В 1877 г. Григорий окончил курс МДА со степенью кандидата богословия и предоставлением права на получение степени магистра без дополнительных экзаменов (после подготовки магистерской диссертации).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Е. Викторов. Гравюра. Нач. 80-х гг. XIX в. Алексей Егорович (2.02.1827, с. Студениково Мценского у. Орловской губ.- 22.07.1883, Пятигорск), археограф, историк книги, библиограф. Из семьи диакона. Учился в Орловской ДС (1841-1846), затем в МДА (1846-1850), был учеником протоиереев А. В. Горского и Ф. А. Голубинского . В 1852-1861 гг. работал в Московском главном архиве Мин-ва иностранных дел. В 1856-1861 гг. читал лекции по рус. языку и словесности в Мариинско-Ермоловском жен. уч-ще. С 1861 г. библиотекарь Московского ун-та. С 20 дек. 1862 г. до конца жизни работал в Московском публичном и Румянцевском музеях (ныне Российская государственная б-ка), где организовал Отд-ние рукописей и слав. старопечатных книг, являлся его хранителем. Одновременно состоял заведующим архивом и канцелярией московской Оружейной палаты (с 12 дек. 1868 по 1883). С 16 окт. 1853 г. действительный член Об-ва любителей российской словесности при Московском ун-те, с 1864 г. член Московского археологического об-ва, с 22 мая 1864 г. член-основатель Об-ва древнерус. искусства при Московском публичном и Румянцевском музеях, с 7 дек. 1879 г. член-корреспондент имп. АН по отд-нию рус. языка и словесности. В. является автором более 80 книг и статей. Его первая книга посвящена истории Церкви - «Великая кнг. Евдокия, во иночестве прп. Ефросинья, основательница Вознесенского девичьего мон-ря в Московском Кремле» (М., 1857, 1885, 1899). В 1858 г. В. составил алфавитный указатель к «Указателю для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) б-ки» архим. Саввы (Тихомирова) , к-рый был его близким другом. В 1859-1860 гг. ученый опубликовал ряд работ по истории Московской Синодальной типографии и ее богатой б-ки. В 1862-1865 гг. подготовил к печати 3 выпуска альбома миниатюр греч. рукописей, хранящихся в Синодальной б-ке. В 1859-1866 гг. В. издал неск. исследований, посвященных жизни и деятельности слав. просветителей равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия и происхождению слав. письма. По мнению В., создателем кириллицы был св. Кирилл. В 1865 г. В. опубликовал исследование «Кирилл и Мефодий: Новые источники и ученые труды по истории славянских апостолов», в к-ром проанализировал сочинения отечественных и зарубежных ученых на эту тему.

http://pravenc.ru/text/158602.html

Скачать epub pdf Декабрь Никифор, архиеп. Константинопольский; свт. Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской верви и против думающих, что мы поклоняемся идолам/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М.Д. Муретова//Богословский вестник 1903. Т. 2. 12. С. 369–378 (3-я пагин.). (Окончание.) —372— вать о беспредельно нас превышающем? Господь наш Иисус Христос предлагал некогда Никодиму учение о духовном возрождении и говорил так: аминь, аминь глаголю вам: аще кто не родится свыше, не может внити в царствие Божие ( Ин.3:5 ), потом к этому прибавил дальнейшие слова. Когда же Никодим совсем ничего не понимал, тогда Христос, показывая, что грубому человеческому уму совершенно недоступна высота заключающихся здесь мыслей, говорит: аще земная рекох вам, и не веруете: како, аще реку вам небесная, уверуете? И сверх того прибавил: аминь, аминь глаголю вам, яко, еже вемы, глаголем, и еже видехом, свидетельствуем: и свидетельства нашего никто же приемлет ( Ин.3:11–12 ). Итак, неисследимо то, что выше нас. И если истинно, что мы согласно написанному, даже яже в руках обретаем с трудом ( Прем.9:16 ), то разве не необходимо признавать, что в том, что превосходит наше понимание, совершенно необходима вера, не сопутствуемая пытливостью и не сопровождаемая пустыми вопросами? Ведь в таких предметах особенно ценится благоразумие. Его же из второй книги диалогов с Ермием . Не следует принятое верой испытывать смелыми изысканиями: вера не подлежит исследованию. Как упование видимое несть упование уже, еже бо видит кто, что и уповает ( Рим.8:24 ), так и вера, исследуемая и не имеющая неисследимого, не была бы верой, подобно приведённой в пример надежде. То, что чтится верой, свободно от всякого испытания. Святого Иоанна Златоуста из толкования послания к Римлянам. Могущему же вас утвердити по благовествованию моему, и проповеданию Иисус Христову, по —373— откровению томны, леты вечными умолчанные, явлшиеся же ныне, писанми пророческими, по повелению вечного Бога, в послушание веры во всех языцех познавшиеся. Говоря о проповеди Иисуса Христа, то есть о том, что Он проповедовал, речь показывает достоверность проповеди, ибо она, говорит Апостол, есть евангельское учение, а не наше. И никому, говорит, эта тайна прежде нас не была известна. Предопределена она была древле, а открылась ныне пророческими писаниями. Итак, не бойся отступить от закона, ибо этого хочет закон, это предсказано издревле. И не исследуй, почему явлено теперь. Это совершилось по повелению Бога, и нужно не испытывать эту тайну, а покоряться ей. Вера требует послушания, а не исследования, особенно когда повелевает Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Июль-август Евстафий Исповедник, еп. Антиохийский, св. Св. отца нашего и исповедника Евстафия, еп. Антиохийского Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его. 1614 /Пер. Н.П. Кудрявцева, под. ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1908. Т. 2. 7/8. С. 1–14 (2-я пагин.) —1— 1 . Выслушаем, возлюбленные! И доселе священная труба евангелий благовествует Церкви Божией. Что же предлагает она для радости верующим? ибо её мы сделаем венцом слова и вождем в дальнейшей речи. Иоанн, евангелист, сын грома, почерпнувший неизреченные тайны из всеплодного премудростью поля сердца Господа, говорит: «прежде шести дней Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, коего воскресил из мертвых. Сотворили же Ему вечерю, и Марфа служила; Лазарь же был из возлежавших с Ним» ( Ин.12:1–2 ). 2 . Прекрасно питомец истины скованного незадолго пред тем в темнице ада, но вышедшего и —2— поражением смерти осмеявшего узы смерти, освобожденного от негостеприимных (погребальных) пелен, опять поставил на вид и, миновав всех, вместе с ним вечерявших, (одного) этого назвал по имени. Целью у евангелиста было не то, чтобы соучастием знатных лиц в вечере и трапезе прославлять того, о ком благовествует он, – и не то, чтобы рассказать приятное, но чтобы всем известного Чудотворца из собственных Его дел представить Богом. 3 . Таким делом Христа было и притом величайшим из дел – воскрешение скончавшегося и в тление обратившегося Лазаря. Потому то и совечеряющим Господу представляет его, и чудо объявляет вселенной не как измышленное фантазией, и предметом веселия делает досточудность того блестящего пира, на коем, как первое угощение, предлагался Лазарь в качестве духовной пищи гостям, – той досточудной вечери, на которой удовольствие чрева было отстранено, и наслаждались души возлежавших, – того удивительного веселия, в коем сделавшийся трапезою для тления снова стал полною чудес трапезою людей живых. 4 . Ведь изобилующему всем и из Своей воли, как из неиссякаемого источника, бьющему благами, когда Он вошел под кровлю нищих, надлежало приложить бедным богатства, подобно тому как и бывшим в Кане Галилейской – угощение вином, не от земледелия добытым, – и того освобожденного (от смерти) благовременно поставить на вид (пред всеми) и как рай всякой сладости открыть его пред детьми 1615 и увеселяющим и увеселяющимся, – в кото-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Июнь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 12: вступл. (Ин.18:40–19:11)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1910. Т. 2. 6. С. 177–192 (2-я пагин.) —177— даровать вам» ( Деян.3:14 ). В самом деле, Того, Кто, несмотря на Свое равенство с Богом и Отцом, облекся нашею бедностью для того, чтобы избавить нас от истинного убийцы, то есть сатаны, – ставят ниже любви к разбойнику блиставшие подзаконным священством и весьма сильно гордившиеся этим, пренебрегая и как совершенно ничтожное отвергая это «судом правым судите» ( Зах.7:9 ), – оправдывают разбойника, осуждая Христа, и всем обществом говорят: «не Сего, но Варавву». Иудеи, конечно, должны подвергнуться наказанию за это нечестие. Но надо удивляться тому, что богодухновенное писание как бы от лица Христа дает указание на этот отчаянный крик. Именно пророк Иеремия говорит так: «покинул Я дом Мой, оставил наследство Мое, дал возлюбленную Мою душу в руки врагов её: стало наследство Мое для Меня как лев в лесу, издало на Меня голос свой» ( Иер.12:7–8 ). Что делает лев в лесу, об этом, кажется, надо сказать. Говорят, что когда этот великий и ужаснейший зверь хочет схватить какого-либо скота в лесу, то, поднявшись на какую-либо скалу в горах, издает чрезвычайно сильное рыкание и внедряет такой ужас в слышащих, что они, не вынося столь сильного и грозного рева, тотчас падают, будет ли то человек или другое животное, и делом голоса зверя является падение животного. Это удостоверяет как бы Бог, чрез пророка сказавший так: «лев зарычит, и кто не устрашится» ( Ам.3:8 ). Итак, общество иудейское было для Спасителя Христа как лев в лесу, по проявлению дерзости языка в отношении к Нему, – ведь божественная природа не допускает никакого страха или ужаса, – но оно (общество) требовало —178— убить Его, хотя Пилат предлагал избрать отпущение, так что не познавшие еще божественного закона оказываются по своим делам выше наученных закону. Ин.19:1–3 . Тогда же поят Пилат Иисуса и би. 1082 И воины сплетше венец от терния, возложиша Ему на главу, и в ризу багряну облекоша Его, 1083 и прихождаху к Нему и глаголаху: радуйся, Царь Иудейский! И бияху Его по ланитам. 1084

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Июнь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Захарию [Зах.5:4–6, 15]/Пер. И.П. Казанского; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1897. Т. 2. 6. С. 65–80 (1-я пагин.). (Продолжение.) —65— клятие идёт на воров, чтоб удерживались от постыдных прибытков и не прикасались к священным деньгам, употребляя их на свои собственные нужды. Такова причина видения. Людям, привыкшим красть и произносить ложную клятву, надобно бояться проклятия и посечения серпа. Бог всенепременно приведёт в исполнение свои определения и не пощадит ни воров, ни других преступников; ибо Он всегда ненавидит тех, которые презирают Его божественную славу и с ненасытным желанием устремляются к неподобающему им. Ст. 5–8. И изыде Ангел глаголяй ко мне и рече ко мне: воззри очима твоима, и виждь исходящее сие. И рех: что есть? и рече: сия мера исходящая, и рече: сия неправда их по всей земли. И се талант оловян 1207 вземляйся: 1208 и се жена едина седяше посреде меры. И рече: сия есть беззаконие. И верже ю в средину меры, и вверже камень оловяный 1209 во уста ея. 1210 Раньше, приступая к объяснению пророка, я сказал, что после возвращения из Вавилона он находит полезным рассказывать избавленным о том, что случилось во время плена. Но когда он увидел, что они слишком небрежны в исполнении закона и увлекаются неудержимой склонностью к угодному и приятному им самим и совершенно пренебрегают законами Моисея (ибо они вступали в супружество с иноплеменными женщинами, а —66— некоторые уже совсем удалились от путей правды, служили идолам и сверх того делами нечто такое, о чём не позволительно и говорить); то пророк считает необходимым рассказать об этих делах, дабы с трудом избавленные знали, какими мольбами людей и святых ангелов они приобрели себе свободу и теперь опять раздражают против себя Бога всяческих, схватываясь и увлекаясь желанием к прежним преступлениям. Посему сказал, что изыде Ангел глаголяй во мне. Изыде откуда? где он был доселе? Это означало переход от видения серпа к настоящему видению, к видению, говорю, меры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Июнь Никифор, архиеп. Константинопольский, свт. Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М.Д. Муретова//Богословский вестник 1902. Т. 2. 6. С. 241–256 (1-я пагин.). (Продолжение.) —241— нистым горам, окруженных высокими и зеленеющими деревьями, очищаются от грехов, освящаются по телу и душе и исполняются божественной благодати все те, которые входят в них с усердием и благоговением. Итак, в них каждый раз пред собирающимися от всех языков и народов открываются божественные тайны в священных чтениях и чрез оглашение и приносится спасительная и очистительная жертва за весь мир, дарующая, как мы исповедуем, отпущение грехов тем, кои с верою и с чистыми помышлениями приступают и участвуют в ней. И, между тем, как храмы умножались и расширялись, капища и алтари идолов ниспровергались и уничтожались, так что об идольской скверне не сохранилось даже памяти у верных, всегда отвращавшихся от всякого языческого и смертного образа мыслей. От Сиона бο изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима ( Ис.2:3 ). Из этого чувственного Иерусалима, который есть образ Иерусалима вышнего, открыто исходит божественное учение, овладевшее всеми пределами вселенной; в нем совершились все тайны нашего спасения. Но мы веруем, что насколько невещественное выше вещественного, настолько (евангелие) превосходит в сени и письмени заключенный закон, который был изречен ангелами на горе Синае. Отсюда (из Иерусалима) были отправлены и святые апостолы для научения языков, расчищая для них широкий, прямой и спасительный путь. И рассудит среди людей многих ( Мих.4:3 ). Приступая к благодатному учению и научаясь должному, убеждаемые самым существом дела, они тотчас же осуждают прежде господствовавшее неверие, сами обличая себя за неправо соделанное, —242— и произнося добровольное осуждение своих тайных преступлений. Разумно и здраво гнушаясь вреда их и опасности, они переменяются и с усердием стремятся к лучшему, полезному и спасительному. А что попечение о рукотворных идолах и упование на них пришли в упадок, и служение чтимым чрез них бесам исчезло пред лицом славы и силы снисшедшего Спасителя, сокрушившего и поправшего земные и низменные помышления прилежавших идолам, это покажут дальнейшие слова богоносного мужа, ибо он говорит: и рукотворенная вся скрыют, внесше в пещеры, и в расселины камений, и в вертепы земные, от лица страха Господня, и от крепости его, егда восстанет сокрушити землю ( Ис.2:18–19 ). Из этого для всех, желающих право мудрствовать, очевидно уничтожение и ниспровержение бесовских кумиров. Также и следующее затем у пророка имеет тот же смысл, – он прибавляет: в день до оный изринет человек мерзости своя златые и серебряные, яже сотвориша, да покланяются суетным и нетопырем. Еже внити в вертепы твердого камене, и в расселины камений, от лица страха Господня, и от славы крепости его, егда восстанет сокрушити землю ( Ис.2:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010