Скачать epub pdf В издательстве ПСТГУ вышли в свет две новые книги протоиерея Олега Давыденкова , доктора теологии, заведующего кафедрой Восточно-христианской филологии и Восточных Церквей ПСТГУ, – научная монография «Богословие Феодора Абу Курры , епископа Харранского» и книга переводов «Арабские сочинения Феодора Абу Курры , епископа Харранского» . В связи с этим мы побеседовали с отцом Олегом об этом выдающемся арабоязычном богослове, его литературном наследии, особенностях его богословской мысли и о мире, в котором он жил – Не могли бы Вы вкратце описать деятельность епископа Феодора Абу Курры , чтобы читатель мог понять исторический масштаб этой личности? – Феодор Абу Курра – самый значительный мелькитский, то есть православный арабоязычный писатель, живший во второй половине VIII – начале IX вв. Предположительно он умер ок. 830 г. Феодор был уроженцем города Эдесса (ныне город Урфа в Турции). Скорее всего, он был монахом в лавре преподобного Саввы Освященного, в Палестине, а затем стал епископом города Харран (в настоящее время небольшой поселок на территории Турции недалеко от турецко-сирийской границы). Абу Курра был весьма плодовитым писателем. Большая часть его обширного литературного наследия была создана и сохранилась на арабском языке. Кроме того, он был автором нескольких десятков небольших богословско-полемических трактатов (опускул) на греческом языке. Таким образом, Феодор был последним мелькитским автором, писавшим по-гречески, а также первым известным христианским писателем, который начал составлять богословские сочинения на арабском языке. В одном из своих арабских сочинений Абу Курра сообщает, что он составил также около 30 богословских трактатов на сирийском языке, однако ни одно из этих произведений до нас не дошло. Несколько сочинений Харранского епископа сохранились только в переводах на грузинский язык. – Каковы основные направления писательской деятельности Абу Курры? – Сфера интересов епископа Феодора была очень обширна. У него много размышлений на общефилософские темы: рациональные доказательства бытия Бога, природа религиозной веры, предпосылки и способы богопознания, вопрос о свободе воли человека. В нескольких своих работах Абу Курра пытается обосновать превосходство христианства над другими религиями (более всего он полемизирует с иудаизмом и манихейством), а также доказать истинность и богооткровенность Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Документы по истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме 1838–1918. Раздел 1: Предыстория и первый период деятельности Русской Духовной Миссии под начальством архимандрита Порфирия (Успенского) 1838–1855 1. Письмо русских иноков из Святой Земли к А.С. Норову, зачитанное в заседании Св. Синода 3 августа 1838 г. Иерусалим, Лавра Саввы Освященного без даты (1838). Подлинник Мы, нижеподписавшиеся, покорные единоотечественные русские, числом 10 человек, богомольцы во святой обители в Лавре Саввы Освященного, непрестанно просим милость от Всевышнего Бога за крестоносителя и богохранителя императора Николая Первого, и царя всея России, о многолетном здравии и благополучном управлении и победу на сопротивных врагов христианских. Еще молим Бога о Святейшем Правительствующем Всероссийском Синоде, дабы Господь подал мудрость и благоразумие пасти словесное Христово стадо и, наставляя в православной по Евангельским учениям, радостно исполнять слова истины. При сем приносим Святейшему Синоду чрез Вашего Превосходительства нашею покорностию благодарение за церковные книги, которые послали для сей святой обители – целый церковный круг 16 . Радуемся, что в дальней сей стране нас не забывает, но утешает нас в сей дальней святой пустыне. Уведомляем же Ваше Превосходительство, что Его Блаженство Иерусалимский Патриарх послал было нам русского священника, но он поехал из Константинополя в Святую Афонскую Гору по своем имении и там умер от чумной заразы. Ныне же в обители Лавры Святого Саввы ежедневный священник и наш духовник, именем отец Иоасаф 17 , знает русской грамоте и читает нам правила и служит нам божественную литургию на росском языке чрез день, и теперь остаемся благодарны, покуда найдется русский священник, который бы мог сносить здешний южный климат, несравненный вредный смрад и солнечные жары. Господь Бог , молитвами богоносного отца нашего, святого Саввы, да даст и всему христолюбивому Вашему семейству благополучие и многолетие и да сподобит Вас в царствие небесное. Остаемся нижайшие и смиренные Ваши богомольцы во святой обители Саввы, схимонахи:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Мансветов И. Д. Устав Иерусалимский и его судьба на Востоке и в землях Славянских//Прибавления к Творениям св. Отцов 1884. Ч. 34. Кн. 4. С. 466–564 (1-я пагин.). Устав Иерусалимский и его судьба на Востоке и в землях Славянских Иерусалимский устав на Востоке Первые сведения о лавре св. Саввы, с которой связано происхождение устава Иерусалимского, и о порядках, которые имели здесь место при ее основателе,      сообщаются в житии Саввы Освященного. Оно было написано Кириллом Скифопольским , спустя 80 лет по смерти св. Евфимия († 472 г.), следовательно, через 20 лет по смерти преп. Саввы, на основании рассказов достоверных лиц, бывших его учеников и       свидетелей подвигов, которые во время биографа «следовали образу жизни преподобного и освещали путь, ведущий ко Христу». Несмотря на желание собрать возможно большее число сведений, составитель жития признается, что ему удалось добыть этим путем лишь немногое. Но за то эти      известия, по словам составителя, были им строго      проверены и отличались точностью, не допускающей      никаких сомнений в читателе. Что касается до       неполноты сведений, то с этой стороны, сравнительно с другими произведениями агиобиографической      литературы, нельзя сделать упрека составителю жития. Напротив, оно очень подробно, и излагает в      последовательном рассказе обстоятельства жизни      Саввы Освященного, его деятельность по устройству монастырей, сношения с тогдашними церковными деятелями и участие в решении догматических вопросов, волновавших тогдашнюю церковь . К сожалению, жизнеописатель гораздо сдержаннее, когда дело идет о порядках службы и дисциплины и в этом отношении для истории устава дает очень немного. Что же касается до особенной хронологической точности, о которой заявляет биограф, то этим качеством житие, в его теперешнем изложении, похвалиться не может и заключает немало противоречий 1 . По словам жития, св. Савва начал свои монашеские подвиги очень рано (почти в детские годы) и сначала жил в монастыре Флавиановом (Φλαβιαναις), находившемся в 20 стадиях от его родного села Муталаски, близ Каппадокии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Святыня храма Икона Божией Матери " Млекопитательница " Чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница» доступна для поклонения и паломничества верующих в Свято-Ильинском мужском монастыре г. Одесса. (См. паломничество к святым местам Украины ). О Госпожа моя, когда стою пред образом Твоим чудотворным душа моя наполняется радостью и светом, а уста мои жаждут петь: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором». Сердце каждого христианина воспевает Пречистую Преблагословенную Славную Владычицу нашу Богородицу, «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим». Придет христианин или христианка в храм Божий, подойдет к лику Божией Матери, и Она, Пречистая, ласкою Своею материнскою, любовию Своею, утешением обрадует сердце христианина. Подойдет раб Божий к лику Божией Матери, преклонит свои колена пред Ней, и всякое прошение, которое приносит Ей благочестивая душа, Она исполнит. Как много удивительного происходит в жизни нашей! Годами прихожу в Свято-Успенский одесский мужской монастырь к чудотворной иконе Божией Матери «Млекопитательница» — и однажды осознаю, что день рождения преподобного Кукши Одесского (рака с мощами которого находится рядом с иконой) и день празднования Чудотворного образа один и тот же — 25 января по новому стилю. Сия икона наряду с Касперовской иконой Божией Матери и чудотворной иконой «Живоносный источник» (на камне) — одна из самых почитаемых икон южан. История этой иконы удивительна. Она связана с именами трех великих святых: преподобного Саввы Освященного, святителя Саввы Сербского и преподобного Гавриила Афонского. По преданию, сохранившемуся в Хилендарской обители, икона «Млекопитательница» первоначально находилась в Лавре святого Саввы Освященного под Иерусалимом. Святой Савва Освященный при своем исходе из жизни временной ко Господу открыл братии, окружавшей его смертный одр, что со временем посетит Лавру соименный ему царственный паломник из Сербии, Савва. Вот этому паломнику должна быть дарована икона Богородицы «Млекопитательница» в благословение.

http://elitsy.ru/holy/4344/

1 святыня Образ Пресвятой Богородицы Млекопитательница был преподнесен в дар Общине храма в год празднования 800 - летия образования Владимирской епархии, 29 мая 2014 года настоятелем сербского монастыря Хиландар на Святой Горе Афон игуменом Мефодием (Марковичем). Образ был освящен в Карейской келии святой горы Афон. Икона располагается у столпа северного придела храма Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Млекопитательница” (память 12 января по старому стилю) Икона сия находится на Афоне, в церкви при Карейской келье, принадлежащей Хилендарскому монастырю. Первоначально эта икона находилась в лавре Саввы Освященного, в 18 верстах от Иерусалима. Святой основатель единственной лавры на Востоке при кончине своей предсказывал братии, что со временем посетит его лавру соименный ему царственный паломник из Сербии, Савва, и что чудотворная икона Богородицы-Млекопитательницы будет дарована ему от лавры в благословение. Св. Савва мирно перешел ко Господу в VI веке. Его предсказание исполнилось более чем через шесть веков: в XIII веке прибыл в Палестину св. Савва Сербский; ему было передано пророческое завещание св. Саввы Освященного, и Лавра благословила его иконою Богоматери-Млекопитательницы. Возвращаясь в Сербию, св. Савва передал ее в собственность своего Хилендарского монастыря. Замечательно, что, вопреки общему обыкновению, сия святая икона была поставлена св. Саввою местною в иконостасе не по левую сторону царских врат, а по правую, где обыкновенно поставляется икона или Св. Троицы или Спасителя. Образ же Господа Вседержителя помещается по левую сторону, где обыкновенно должна стоять икона Божией Матери. Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Млекопитательница” Кондак 1 Избранней от дщерей человеческих Материю быти Христа Бога нашего принесем от любви нашея песни хвалебныя; Ты же Сына Божия неизреченно родившая и яко Младенца млеком питавшая, сохрани поющих Тя от обышедших нас зол, скорбей и напастей, да зовем Ти немолчно: Радуйся, Богородице Дево, Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

http://elitsy.ru/holy/temple/13160/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН-ЗОСИМ Иоанн-Зосим [груз. -] († ок. 990), мон., груз. гимнограф и духовный деятель. Биографические сведения о нем скудны и основываются на данных колофонов и приписок груз. рукописей коллекции Екатерины вмц. мон-ря на Синае . Деятельность И.-З. связана с Палестиной и Синаем: он подвизался в Саввы Освященного лавре в Иерусалиме (949-956) и в мон-ре вмц. Екатерины (956 - ок. 990), руководил груз. лит. школами и являлся попечителем и духовным наставником груз. монастырских общин этих обителей. В колофонах рукописей часто упоминается с двойным именем: вероятно, первое - мирское, второе - монашеское. И.-З. полностью посвятил себя литературно-богословской деятельности, поэтому не имел духовного сана. В рукописях он назван «восстановителем текста» ( ), редактором, заказчиком книг, переплетчиком, «разборщиком» (, ), переписчиком, автором песнопений. Хорошо владел греч. языком; акад. прот. К. Кекелидзе , допуская трактовку слова «разборщик» как «переводчик», считал, что И.-З. мог заниматься переводами, однако они неизвестны. В приписках к рукописи Sinait. iber. 34, 965 г., И.-З. часто жалуется на плохое зрение и слабость, на основании чего считают, что он обладал плохим здоровьем. Самая ранняя рукопись, переписанная его рукой, датируется 949 г., последняя - 987 г. По мнению Кекелидзе, он скончался, будучи в очень преклонных летах. Составленные и переписанные И.-З. рукописи, в основном литургического характера, являются значительным вкладом в груз. духовную культуру. В колофонах содержатся сведения о датах составления и переписки рукописей, о работавших с манускриптами монахах и о заказчиках. Большая часть рукописей лавры прп. Саввы хранится в мон-ре вмц. Екатерины, другие - в РНБ, в б-ках Грацского (Австрия) и Лейпцигского (Германия) ун-тов. И.-З. принадлежал к последнему поколению груз. подвижников, придерживавшихся иерусалимского чина богослужения: во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/577940.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ САВВАИТ [Михаил Черноризец; груз. - Микел Сабацмидели], прмч. (пам. 23 мая, 29 июля). По мнению большинства исследователей, оригинальное Мученичество М. С. было написано на араб. языке в IX в. (не сохр.). Происходящая от него груз. версия известна в 2 ранних рукописях: из собрания афонского Иверского монастыря (Ath. Iver. 57=Ath. Iver. 8. Fol. 223-231, X в.) и из Бодлианской б-ки (Bodl. georg. 1. Fol. 64v - 78v, XI в.- см.: Peeters. 1912. P. 307). Также она содержится в рукописи 1897 г. из Национального центра рукописей Грузии (НЦРГ. Q 843. Л. 27-32 об.). Текст был впервые опубликован в 1903 г.; комментированное издание осуществили К. Кекелидзе (1918) и Л. Датиашвили (1967); перевод на лат. язык опубликовал П. Петерс ( Peeters. 1930. P. 66-77), на англ. язык - М. Дж. Бланчард ( Blanchard. 1994. P. 149-158). Повествование в Мученичестве начинается от лица анонимного автора, который передает рассказ, услышанный им от пресв. Василия из Саввы Освященного лавры (возможно, игумен лавры в нач. IX в.). В свою очередь Василий узнал эту историю от Феодора Абу Курры , жившего в уединенной келье у стен лавры. По словам Феодора, когда по всей земле установился мир, мн. христиане и язычники захотели посетить Иерусалим. Тогда халиф Абд аль-Малик также решил поехать в этот город со своей женой, с детьми и с многочисленной свитой, чтобы поговорить с человеком, сведущим в христ. вере. В то время в лавре прп. Саввы жил мон. Моисей из Тивериады Галилейской, у которого был преданный ученик, исполненный всяческих добродетелей, по имени Михаил, также родом из Тивериады. Юноша изготавливал своими руками шкатулки, корзинки и др. домашнюю утварь, а затем продавал поделки на рынке и отдавал полученную выручку наставнику. Однажды М. С. попросил Моисея отпустить его в город, чтобы продать изделия, и тот, имея дар предвидения, благословил его. На торговой площади М. С. встретил евнуха Сеиды (вероятно, от араб.

http://pravenc.ru/text/2563764.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВФИМИЙ II АНТИОХИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Евфимий II Карма (Карама, Карме; 1572 - 1635 ), патриарх Антиохийский (1 мая 1634 - декабрь 1634), выдающийся церковный и литературный деятель Родился в 1572 году в Хаме (Епифания) Происходил из семьи свящ. Ховрана Кармы, рано лишился отца. До поставления в архиереи носил имя Абд аль-Карим. В молодости, вероятно на рубеже 1580-х и 90-х годов, совершил паломничество в Св. землю и принял монашество в лавре св. Саввы Освященного (Палестина), одном из крупнейших монастырей православного Востока. Там он освоил греческие язык и культуру и осознал изолированность арабо-христианской общины в рамках православного мира; впоследствии его деятельность во многом была направлена на ее преодоление. Позднейшие биографы Евфимия II писали, что он провел в лавре два года, однако возможно, что этот срок был больше. Известна рукопись Абд аль-Карима, выполненная в феврале 1604 года в монастыре арх. Михаила в Иерусалиме (подворье лавры). В том же году Абд аль-Карим вернулся на родину, был рукоположен во диакона , а позднее - во священника митр. Симеоном Епифанийским . По поручению земляков-единоверцев Абд аль-Карим отправился в Халеб к великому везиру, находившемуся тогда в городе, с ходатайством о прощении недоимок христианской общине Хамы. За время пребывания в Халебе Абд аль-Карим как талантливый проповедник завоевал симпатии местных христиан и был избран ими на пустовавший митрополичий престол. 12 февраля 1612 года хиротонисан в сан митрополита Халебского с именем Мелетий. Хиротонию возглавил Антиохийский патриарх Афанасий II Даббас . В сане митрополита Мелетий вел аскетический образ жизни: не участвовал в пирах, не принимал подарки, не довольствуясь дневными пастырскими заботами, молился по ночам. Выступал против роскоши в обиходе паствы, шумных празднеств, запрещал женщинам носить нескромную европейскую одежду. Стремясь поддерживать внутри общины социальную справедливость и взаимопомощь, митрополит ограничивал расходы состоятельных прихожан, требовал от них регулярных пожертвований в пользу бедных. Средства кафедры Мелетий тратил на пособия неимущим, украшение халебского храма и строительство новой митрополичьей резиденции. Он уделял особое внимание воспитанию священников, активно занимался литературной деятельностью, организовал переписку книг.

http://drevo-info.ru/articles/13679615.h...

Кирилл Скифопольский, выдающийся греческий агиограф VI века. Во многих житиях святых, составленных Кириллом, содержатся и автобиографические сведения. Из них видно, что Кирилл родился в галилейском (в Палестине) городе Скифополе в 514 году и еще в молодых годах, живя в доме родителей, почувствовал влечение к иноческой жизни, под влиянием палестинских подвижников, приходивших в Скифополь. Один из них, знаменитый Савва Освященный, предвидя значение Кирилла, назвал его «своим учеником, сыном пустынных отцов» и обратил на него внимание скифопольского митрополита. Под руководством последнего Кирилл и посвятил себя монашеской жизни. Его пострижение состоялось в одном из монастырей Скифополя, где юный подвижник и прожил до 543 года, а потом, – с разрешения духовного своего отца, аввы Григория, – отправился в Иерусалим. Здесь он, – по совету своей матери, – сделался на некоторое время учеником подвижника Великой лавры Иоанна Молчальника [смотреть «Энциклопедию» VI, 883–884], под руководством которого не только усовершался в аскетизме, но и противостоял заблуждениям последователей Оригена , имевших успех среди современного палестинского монашества. Затем Иоанн Молчальник направил Кирилла в лавру святого Езфимия (в Иудейской пустыне, близ Иерусалима), которая была, – по его мнению, – наиболее удобной для подвигов. Но Кирилл, – по юности и суетности, – преслушал волю своего руководителя и направился к Иордану в один из здешних монастырей. Это непослушание юного подвижника было наказано шестимесячной болезнью, перенесши которую, Кирилл решился водвориться в лавре святого Евфимия. Прибыв туда (в конце 543 или в начале 544 года), Кирилл со всем пылом юности предался аскетическим подвигам. Он часто посещал и своего духовного отца – Иоанна Молчальника, пред которым раскрывал свою душу, пользуясь его пастырскими врачеваниями и назиданиями. Здесь Кирилл прожил около десяти лет. Когда пятый Вселенский Собор осудил заблуждения оригенистов, часть коих была изгнана и из палестинской Новой лавры, то в число тех 120 иноков, которые должны было водвориться в этой лавре вместо удаленных оригенистов, был включен и Кирилл. Здесь он пробыл два года (554–555), а потом перешел в Великую лавру Саввы Освященного (в Иудейской пустыне), устроил здесь себе келью, где и жил до самой смерти, последовавшей около 55 7 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

29 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Толкование посланий святого апостола Павла святителем Феофаном Затворником. Часть 1 В статье иеромонаха Иринея (Пиковского) идет речь о вкладе святителя Феофана Затворника в отечественное богословие, анализируются известные толкования на послания апо­стола Павла, написанные святителем, а также говорится о том, какими принципами руководствовался епископ при написании своих трудов.  Публикация осуществлена при финансовой поддержке РГНФ, проект No. 10-04-00133а. Статья Труды святителя Фео­фана занимают особое место в русской духовной литературе XIX в. Они принесли автору славу человека, умудренного знанием Священного Писа­ния и способного его толковать. Благодаря им, святитель получил высшую ученую степень — доктора богословия, которой удостоил его совет профессоров Санкт-Петербургской духовной ака­демии И эти же работы зародили интерес к святоотеческой мудрости, которая приблизилась к простому русскому народу благодаря ясности стиля в отеческих назиданиях святителя Феофана (1815-1894 гг.). Из биографии Вышенского затворника известно, что он в 1841 — 1842 гг. был преподавателем латинского языка и исполняющим обязанности ректора Киево-Софийских духовных училищ, после — бакалавром нравственного богословия Санкт-Петербургской духовной академии (1844-1845 гг.). А с 1847 по 1854 гг. он находился в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме, которую возглавлял архимандрит Порфирий (Успенский). Во время пребывания на Святой Земле Феофан, тогда еще иеромонах, не только посещал святые места, но и предавался аскетическим подвигам в Лавре Саввы Освященного.

http://bogoslov.ru/article/561751

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010