Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Братья Стефан и Лазарь Мусичи. Роспись храма мон-ря Павлица. 1387 г. (Нова-Павлица), жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в сел. Павлица, над р. Ибар, в 10 км от г. Рашка (Сербия). Основан между 1381 и 1386 гг. Стефаном и Лазарем Мусичами, сыновьями челника Мусы и сестры сербского мч. кн. Лазаря Драганы, о чем свидетельствует надпись на ктиторской композиции на зап. стене храма. Здесь Драгана приняла монашество с именем Феодосия и организовала жен. обитель. Впосл. на помин ее души Стефан и Лазарь вместе с митр. Топлицким Иоанном (по мнению еп. Шумадийского Саввы (Вуковича), он мог быть братом Мусичей, см.: Српски jepapcu. С. 240) пожертвовали мон-рю кипарисовое распятие в серебряном окладе, к-рое ныне хранится в афонском мон-ре Ватопед. Также Мусичи возвели конак и трапезную и снабдили обитель всем необходимым. Судя по урезанным фигурам святителей на фресках на этой стене, мон. Феодосия, возможно похоронена в юж. певнице. Погибшие в битве на Косовом поле (1389) Стефан и Лазарь Мусичи были похоронены в храме возле зап. стены, под ктиторской фреской. В февр. 1392 г. в П. «опочило» тело блгв. кн. Лазаря при его перенесении в мон-рь Раваница . Во время завоевания сел. Брвеник турками, в 1455/56 г., обитель была разрушена, но уже в 1464 г. усилиями митр. Рашского Иоанникия восстановлена с разрешения Михаила Анджеловича, брата Махмуд-паши Анджеловича, румелийского беклербека. Тогда была возведена внешняя припрата, о чем сообщает надпись на ктиторской композиции, расположенной на ее юж. стене ( 1983; Он же. 1993). После 1548 г. почти в течение 2 столетий в источниках нет сведений о П., что может свидетельствовать о ее запустении. В XVIII в. П. являлась метохом монастыря Студеница. С 1712 г. здесь жил и в 1719 г. был похоронен бывш. еп. Великоварадский и Эгерский Ефрем (Банянин) . В XIX в. монастырская церковь действовала как приходская, над ее входом был надстроен массивный звонник. В XX в. П. была муж. мон-рем. В 1910 г. В. Петкович раскрыл фрески с изображениями братьев Мусич. В 1955 г. фрески храма были очищены. В 1982 г. проведена реконструкция храма. В 2003 г. П. стала жен. подворьем монастыря Градац , с 2010 г. является самостоятельной обителью во главе с игум. Екатериной (Ковинич).

http://pravenc.ru/text/2578604.html

Состоялись новые административные назначения в Сербской Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Состоялись новые административные назначения в Сербской Церкви На проходившем с 23 по 31 мая 2002 года Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви был решен ряд вопросов административного управления и произведены назначения архиереев на вдовствующие и недавно созданные епархии. На прошедшем с 23 по 31 мая 2002 года Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви был решен ряд вопросов административного управления и произведены назначения архиереев на вдовствующие и недавно созданные епархии. Так, на вдовствующую после смерти владыки Саввы (Вуковича) Шумадийскую епархию назначен епископ Западно-Американский Иоанн (Младенович). Администратором освобождающейся Западно-Американской епархии назначен епископ Американский и Канадский Лонгин (Крчо). В связи с кончиной владыки Даниила (Крстича) епископом Будимским назначен епископ Лукиан (Пантелич), который при этом будет продолжать нести обязанности администратора Темишоарской епархии. Будимская и Тимишоарская епархии СПЦ расположены на территории Венгрии и Румынии. В связи с плохим состоянием здоровья епископа Жичского Стефана к нему «в помощь, в качестве заместителя» направлен находящийся на покое епископ Захолмско-Герцеговинский Афанасий (Евтич) . Известный сербский богослов владыка Афанасий с сентября 1996 года официально находился на покое всвязи с тяжелой травмой позвоночника. Все это время епископ Афанасий жил в монастыре Тврдош под Требинье (Республика Сербская, Босния и Герцеговина), а последние несколько месяцев находился на Святой Земле. Жичская епархия является одной из древнейших в Сербской Церкви. На ее территории расположен ряд всемирно известных монастырей, имеющих огромного историческое и духовное значение для Сербской Церкви и государства. В монастыре Жича первоначально находился центр Сербской архиепископии , первым предстоятелем которой был святитель Савва Сербский. Викарный епископ Будимльский Иоанникий избран правящим архиереем Будимльско-Никшичской епархии, которая была образована решением Архиерейского Собора в мае 2001 года. В течение года владыка Иоанникий уже исполнял обязанности администратора новообразованной епархии. Священный Архиерейский Синод нового созыва имеет следующий состав: Патриарх Сербский Павел – в качестве председателя; митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий , епископ Шабачско-Вальевский Лаврентий, епископ Бачский Ириней и епископ Враньский Пахомий – в качестве членов Синода. Андрей Шестаков Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ [серб. Uhokehmuje] (Павлович Яков; 1.08 (или 31.07) 1840, Шабац - 19.05.1905, Белград), архиеп. Белградский и митр. Сербский в 1898-1905 гг. Относительно нек-рых моментов жизни И. существуют разные датировки. Род. в семье прот. Йована Павловича. После начальной школы и гимназии низшей ступени учился в ДС св. Саввы в Белграде. Учебу продолжил в КДС, потом в КДА. После окончания академии в 1863 г. вернулся в Сербию, где 28 авг. (по др. данным, 31 июля, см.: С. 423) был рукоположен во диакона, на следующий день - во иерея. В 1864-1870 гг. военный и тюремный священник в г. Крагуевац и сначала помощник учителя и затем учитель в городской гимназии. 1 марта 1870 г. назначен преподавателем ДС св. Саввы в Белграде. 2 янв. 1871 г., согласно сведениям Слиепчевича, стал ректором Белградской семинарии, а в 1877 г. был назначен преподавателем вероучительных дисциплин в Высшей женской школе (см.: С. 423), но по данным еп. Шумадийского Саввы (Вуковича), ректором ДС И. стал только в 1877 г. (см.: Српски jepapcu. С. 199). С 5 марта 1880 г. начальник Церковного отдела мин-ва просвещения и церковных дел, в 1886 г. вернулся на место ректора ДС. 24 нояб. 1892 г. (у Р. Груича - 1891, см.: Азбучник. С. 180), будучи вдовым священником, был пострижен в монашество в мон-ре Раковица и спустя неск. дней возведен в сан архимандрита. 1 авг. 1894 г. был единогласно избран на Нишскую кафедру и хиротонисан во епископа на следующий день. После кончины митр. Сербского Михаила (Йовановича ; 5 февр. 1898) И. стал его преемником (взошел на кафедру 15 февр.). Написал свыше 250 проповедей, часто публиковал статьи на богословско-катехизаторские темы в различных журналах. Учредил в Белграде 9-классное Богословское уч-ще. Был сторонником сближения с Россией, в 1902 г. поддержал учреждение русско-серб. клуба «в целях ознакомления сербских кругов с русской культурой и для духовного сближения с русским народом». Похоронен у сев. стены притвора в Белградском кафедральном соборе во имя арх. Михаила. Ист.: Зарубежные славяне и Россия: Док-ты архива М. Ф. Раевского, 40-80 г. XIX в. М., 1975. С. 297. Лит.: Gruji R. Inokentjie (Pavlovi)// Stanojevi S. Narodna enciklopedija srpsko-hrvatsko-slovenaka. Zagreb, 1926. Knj. 2. S. 425; Русско-сербский клуб//Часовой. П., 1939. 5 июня. С. 26-27; Ucmopuja. 2. С. 422-423; Азбучник. С. 180; Српски jepapcu. С. 199. В. И. Косик Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/468747.html

Суровая реальность жизни требует ответственности в принятии решений, имеющих судьбоносное значение.   12. Венчание в Герцег-Нови У Саввы не было довольно времени, чтобы пригласить на венчание всю свою многочисленную семью и друзей. Мария, его избранница, была из уважаемого дома и, по местным меркам, из родовитой семьи. А то, что она была вдовой, не могло  умалить её репутации и вызвать кривотолки. В конце концов единственное, в чём нуждался молодой Владиславлевич, - так это в получении  благословения от своих родителей. И то, положа руку на сердце, нужно это было ради соблюдения обычая и порядка. Поэтому он поспешил в Груж, чтобы сообщить отцу Луке и брату Иоанну, а затем на их корабле «Святой Никола» привёз Марию в Герцег-Нови, где мать Саввы, Сима, гостила у своих родичей. Сообщая о своём решении отцу, Савва знал, что он, безусловно, не будет возражать, потому что с самого раннего возраста их отношения строились на полном доверии и взаимном уважении. Савва уже пришёл в лета «не мальчика, но мужа», а семья Владиславича не страдала сословным тщеславием и, тем более, поиском богатой партии для своих отпрысков. Что было характерно для  их окружения в Дубровнике. Князь Лука с улыбкой обнял Савву: - Благодарю Господа, пославшего нам такую невестку. Благословляю вас двоих: живите мирно, счастливо, в любви. Желаю вам здоровья и благополучия! Затем к нему подошли и братья Иоанн, Тодор и Дука, и, расцеловав, поздравили молодых и договорились о поездке в Герцег-Нови. У невесты, кроме больной бабушки в Дубровнике, не было никаких родственников, и скромная свадьба в старой церкви Святого Георгия в Топле в Герцег-Нови была организована родителями Саввы и их кумовьями - капитаном Матией Ивановичем, первым офицером Мирославом Вуковичем, а также родичами Владиславичей, жившими в этом городе. С набережной в церковь прибыли на карете, которой управлял молодой племянник капитана Владислав. После короткой церемонии, на которой также присутствовали несколько любопытных прохожих и полная команда из «Святого Николы» они поехали на застолье в таверну «У старого капитана», принадлежащую Иосифу Йозу, бывшему моряку, потерявшему руку в бою с пиратами у острова Корфу.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/01/...

Е. В Евьи (по приметам.) 1. Учительное Евангелие или Воскресные поучения Каллиста, Патриарха Цареградского (без выходного листа, 1516 года (?). в лист, с посвящением: «Пану Самойловичу Корецкому.» Ж. Острожской печати. 1. Маргарит, 1596 года, в ¼ д. листа, с гербом Константина Константиновича Князя Острожского, во Св. крещении Василия. З. Черниговской печати. 1. Руно ророшенное. 1683 года, в ¼ д. листа. И. Кутеинского монастыря. 1. Псалтырь, в ¼ листа, 1642 года, с подписью патриарха Никона 1661 года. 2. Новый Завет , 4 экземпляра, в ¼ листа, 1652 года. 3. Лексикон Славяно-Русский, соч. Памвы Берынды, в ¼ д. листа, 1653 года. I. Иверской печати. 1. Рай мысленный, в ¼ д. листа, 1658 года. К. Венецианские издания Серба (Подгоричанина) Божидара Вуковича. 1. Служебник, в ¼ д. листа, 1519 года. 2. Псалтырь, в ¼ д. листа, 1520 года. На обороте 40 листа следующая надпись: «В лето 7158 (1650) да се зна, когда приходих аз, архиепископ Кир Гавриил, в Царьногорску Богородицу, и дадоше ми сию Литургию на благословь, и тогда дадох Владыка Кир Филипу в Скопскую Епархию, иже бысть месяца Июня 14 дня.» 3. Избранная Минея, то есть Службы праздникам Господским и Богородичным и нарочитым Святым, «с обличием образа их» (с литографическим изображением некоторых), в лист 1538 года. На внутренне стороне задней доски переплетена надпись: «Сию книгу, глаголемую сборник мне грешному Митрополиту Михаилу и Диакону Дамаскину в лето 7158 (1650) месяца Августа 16 дня, в Святей Горе (дана).» Из Сербских Святых здесь Службы: 1. Ноября 11 Память Св. Великомуч. В Царех Стефана Сербского (Дечанского); 2. Генваря 14 Св. отца нашего Саввы, Архиепископа Сербского; 3. Февраля 13 Св. Семеона, Сербского учителя. В конце помещена: «Пасхалия Кирилла Философа солнечным и луновним кругом». Читать далее Источник: Описание славяно-русских рукописей книгохранилища Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, и заметки о старопечатных, церковнославянских книгах того же книгохранилища, архимандрита Леонида. – Изд. Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те. - Москва : В унив. тип., 1871. - 71 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Фонды МСПЦ составляют иконы, церковное шитье, богослужебная утварь, рукописные и печатные богослужебные книги, портреты, графика, награды, архивные документы и др. Большинство предметов были получены во время экспедиций Мирковича и Груича после второй мировой войны, из ризниц мон-рей Фрушка-Горы и подарены орг-циями и частными лицами. Среди дарителей выделяются об-во «Караджордже», Сербская церковная община в Стамбуле, Сербский патриарх Герман (Джорич) , еп. Браничевский Хризостом (Войинович) , еп. Шумадийский Савва (Вукович) , проф. Д. Кашич , худож. П. Йованович, скульптор Дж. Йованович, архит. А. Дероко, академик М. Костич и др. Особую ценность представляет коллекция Груича, к-рая по своему объему и значимости может составить самостоятельный музей. По количеству и ценности экспонатов МСПЦ занимает 2-е место после ризницы и б-ки афонского мон-ря Хиландар . Иконы представлены образами XV-XIX вв., в т. ч. серб. художников А. Раичевича, Н. Нешковича, Д. Бачевича, С. Тенецки, Г. Давидовича-Опшича, Т. Димитриевича-Крачуна, Т. Чешляра, О. Мркоевича, К. Дамьяновича, Г. Чалмански, Х. и Ж. Петровичей, А. Свиленгачина, И. Димитриевича, Г. Бакаловича, Ш. Боцарича, А. Теодоровича, П. Йовановича, У. Предича, Б. Вукановича, М. Милуновича и Й. Биелича. Также в музее хранятся 50 рус. икон преимущественно 2-й пол. XVIII в. и неск. греч. икон XVIII-XIX вв., находившихся ранее в серб. часовне свт. Саввы Сербского в К-поле. Из богослужебной утвари выделяются монументальное распятие с предстоящими Пресв. Богородицей и ап. Иоанном Богословом кон. XVII в., к-рое до начала второй мировой войны было частью иконостаса в храме мон-ря Велика-Ремета (см. Ремета ), и царские врата 1-й пол. XVII в. из мон-ря Язак . Самым ранним датированным металлическим предметом, кроме раннехрист. крестов и визант. печатей, является рельеф «Бегство Св. Семейства в Египет» нем. мастера XII-XIII вв. В МСПЦ хранится чаша для причастия, подаренная в 1558 г. рус. царем Иоанном IV Васильевичем Грозным мон-рю Милешева , а также многочисленные киоты, рипиды, пятихлебницы, кадильницы и оклады рукописных и печатных богослужебных книг. Выделяется коллекция металлических вотивных предметов XVIII и XIX вв. (фигурок человека или отдельных частей тела), вложенных в храмы в благодарность за исцеления; панагий и энколпионов XV-XVIII вв., резных деревянных крестов в серебряных окладах, украшенных драгоценными камнями и эмалью. К предметам церковного шитья исключительной ценности относятся плащаница кор. Милутина (кон. XIII - нач. XIV в.), одеяние кн. Лазаря , митра Катарины Кантакузины Бранкович и покров мон. Евфимии с текстом «Похвалы кн. Лазарю».

http://pravenc.ru/text/2564318.html

Моление о чаше. Роспись нартекса ц. Вознесения Господня. 1-я пол. XIII в. Моление о чаше. Роспись нартекса ц. Вознесения Господня. 1-я пол. XIII в. С момента основания обитель была не только духовным, но и просветительским центром. Первое упоминание о написанной здесь «повелением игумена Спасова Спиридона» книге (Прологе) относится к 1264 г. ( Записи. 1. С. 11. Бр. 22). В целом в милешевском скриптории и его б-ке хранились многочисленные рукописи разных периодов. В сер. XVI в. обитель поддерживала связи с печатником Б. Вуковичем . Специально купленная для М. в Венеции при игум. Данииле типография издала Псалтирь с восследованием (1544), Требник (1546) и после перерыва повторно Псалтирь (1557; см. Немировский Е. Л. Славянские издания кирилловского (церковнославянского) шрифта, 1491-2000: Инвентарь сохранившихся экземпляров и указатель литературы. Т. 1. С. 159-165, 513-515, 519-521; Т. 2. Кн. 1. С. 10-12, 106-108). В сложные времена османского владычества мон-рь часто получал помощь благодаря широко распространенному почитанию свт. Саввы. Венецианские послы, о посещении к-рых сохранились известия от 1499, 1533, 1550 и 1580 гг., подчеркивали, что обитель уважают как православные, так и мусульм. местные жители. Итальянский путешественник К. Дзено сообщал, что в 1550 г. в М. жили 50 монахов, ему подчинялись 20 расположенных поблизости мон-рей. М. фон Зейдлиц, посетивший М. в 1556-1559 гг., писал, что в нем проживают ок. 60 монахов и что обитель очень красива и богата. В 1558 г. русский царь Иоанн Грозный подарил М. серебряную чашу. Богатые вклады в обитель делали валашский воевода Александру Лэпушняну с супругой Роксаной, происходившей из сербского рода Бранковичей, молдавские правители Раду XII Леон и Георге II Дука. Уроженцы расположенных близ М. мест великий османский везир (1565-1579) Мехмед-паша Соколлу (перед тем как его забрали в Стамбул как «подать в крови», был чтецом в монастыре) и патриарх Печский Макарий (1557-1570/71; вероятно, до Патриаршества был настоятелем М.) способствовали восстановлению обители.

http://pravenc.ru/text/2563198.html

8 . Молитвослов (свето писание) напечатан в Венеции иждивением Винцентия Вуковича в 1547г., in 8°. вое писание оучинено на слав Бога гна и на спасене всакога христанина, кои нега виере, оу Бнецихь по Виценц Божидара Вуковича синь, на прьви дань (день) юна мсца афмз. 9 . Служебник напечатан в Венеции (иждивением Винцентия Вуковича) в 1554 году, in 4°. Эта книга есть новое перепечатание Божидарского служебника 1519 года без перемены текста, и даже лист в лист и строка в строку оба согласуются. 10 . Молитвослов напечатан в Венеции иждивением Винцентия Вуковича в 1560 году, in 8°. Эта книга есть только новое издание молитвослова 1547г., немного измененное в некоторых местах, особенно в начале. 11 . Триодь Постная напечатана в Венеции на иждивение Винцентия Вуковича Стефаном от града Скадра (Скутари в Албании), в 1561 году, в лист. 12 . Псалтирь с восследованием напечатана в Венеции иждивением Винцентия Вуковича в 1561 году, in 4°. 13 . Триодь Цветная напечатана в Венеции в 1562 году, в лист. 14 . Часословец издан в Венеции Иаковом из Камена Река, что в Герцоговине, близ Колашина, в 1566г., in 8°. 15 . Псалтирь с восследованием напечатана в Венеции Иеронимом Загуровичем из Котора (Каттаро в Далмации) и Иаковом Крайковым из Софии, в 1569 году, in 4°. 16 . Молитвенник (Требник) напечатан в Венеции на иждивение Иеронима Загуровича Иаковом Крайковым из Софии, в 1570 году, in 4°. 17 . Служебник, изданный Иеронимом Загуровичем в Венеции в 1554 году, in 4°. 18 . Святцы, разные службы и молитвы напечатаны в Венеции в 1571 году, in 12°. В конце этой книги помещены имена типографов, место и год печатания: « щанпано Бьнецехь. иаковъ д баромь. и аброжо. корсо. кмь пано. аласена. дла. скала. . Ч.Ъ.О.А.». Заглавие украшено гербом. Год MDLXXI (1571). 19 . Различнии потребии напечатаны в Венеции Иаковом из Софии в 1572 году, in 24°. 20 . Молитвослов напечатан в венецианской типографии Рампацетто благословением игумена Стефана, а трудом иеромонаха Саввы из монастыря Дечани, в 1597 году, in 24°.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

86 Для воспитанников «Богдая» (см. ранее) Владыка Николай написал детскую песню «Гимн Богдая»: Малыши мы, битольчане, малыши-сироты, дом наш – он на самом краю, словно в раю, в Богдае, как в раю, в Богдае. [М. О. Воробьев. Биография святителя Николая Сербского ] 87 Спекторский, Евгений Васильевич – русский правовед и социальный философ, профессор Императорского Варшавского университета, декан юридического факультета и ректор Киевского университета, С 1947 года – профессор православной Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. Первый председатель Русской академической группы в США. 89 Лелич (серб. – населённый пункт в Сербии, Колубарском округе, общине Валево, где 23.12/5.01.1881 года родился будущий святитель, Владыка Николай Сербский (Велимирович). Здесь игра слов, серб. «…и Лели, па Даници и Лелици (да л отуд село 90 «Огненная Мария» – именование святой великомученицы Марины Антиохийской, у сербов и болгар; празднуется 17/30 июля. 93 Митрополит Арсений (серб. Митрополит в миру Светислав Брадварович, серб. Светислав 24.09.1883–10.12.1963) – епископ Сербской Православной Церкви, митрополит Будимский. 95 Гаевица, или хорватская латиница (названа по имени своего создателя, деятеля хорватского Возрождения Людевита Гая) – латинский алфавит для хорватского языка, созданный в середине XIX века по образцу чешского и с тех пор более не менявшийся. Хорватский алфавит является латинизированным аналогом кириллической вуковицы, используемой сербским языком. Гаевица, наряду с вуковицей, используется в Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории. 97 Открытка с изображением монастыря Св. Саввы в Либертивилле, отправленная Елене Найданович, супруге доктора Димитрия Найдановича. 98 ИМКА, YMCA (англ. Young Men’s Christian Association – «Юношеская христианская ассоциация») – молодёжная волонтерская организация. Стала известна благодаря организации детских лагерей. Основана в Лондоне в 1844 году Джорджем Вильямсом (1821–1905), насчитывает около 64 млн. участников в более чем 120 странах мира. Хотя по своему «происхождению» и целям YMCA является христианской организацией, она не имеет официальных связей с какой-либо церковью, правительством или государством. Целями программ YMCA являются укрепление нравственного и физического здоровья людей, объединение их для общественно-полезной деятельности, воспитание уважения к общечеловеческим ценностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В 1992-1999 гг. Изд-во учебников и учебных пособий (Белград) и муз. изд-во «Нота» (г. Княжевац) опубликовали собрание сочинений Мокраняца на серб. и англ. языках в 10 томах (тома 4-6 - духовно-муз. сочинения, тома 7, 8а, 8б - одноголосные записи церковного пения), а в 2003 г.- сборник Й. Маринковича «Хоры», содержащий светскую и духовную музыку. Сербской Академией наук и искусств, об-вом «Матица Сербская» и Народной б-кой Сербии осуществлено репринтное переиздание сб. «Православно црквено у србског народа» Станковича под ред. Даницы Петрович (Београд; Нови Сад, 1994). Изд-во «Каленич», учрежденное при Шумадийской епархии СПЦ, в период епископского служения Саввы (Вуковича) переиздало сборники свящ. Ненада Барачки «Нотни зборник српског народног црквеног (Kparyjebaц, 1995) и «Српско народно црквено - Велики петак - Ускрс» (Kparyjebaц, 2000). Сербское церковно-певческое общество г. Панчево вместе с общиной Успенской ц. этого города издали в 2008 г. по одному песнопению композитора XIX в. Д. Топаловича и совр. авторов - Д. Максимовича, Р. Максимовича и Д. Големовича. Лит.: Петрович Д. Српско црквено као предмет музиколошких Матице српске за сценске уметности и музику. Нови Сад, 1994. Бр. 15. С. 31-46. Д. Петрович, И. В. С. В Болгарии Невменные издания До освобождения Болгарии от тур. господства болг. церковно-певч. издания с невменной хрисанфовой нотацией (см. статьи Византийская нотация , Новый метод ) выходили в Бухаресте и К-поле. Эти издания были составлены и напечатаны за свой счет первыми болг. учителями пения. В 1846 г. в К-поле Павлом Куртовичем Цалоглу из Пловдива и учителем пения школы Св. Троицы Георгием П. Константину была выпущена Анфология в редакции лампадария (впосл. протопсалта) Великой ц. Иоанна Трапезундского на греч. языке с заглавием на болгарском: «Антология на всички годишни църковни последования на вечернята, утрената и литургията, великата Четиридесятница и Пасхата от разни музикоучители - стари и нови и подбрани сладкозвучни и изящни матими». В конце Анфологии напечатано песнопение «Достойно есть» на 7-й глас Хаджи Найдена Йовановича из г. Татар-Пазарджик (ныне Пазарджик). Первые певч. сборники на болг. языке Н. Триандафилова «Воскресник», «Цветособрание» (оба 1847) и «Гледало ради славяно-болгарската ныне новонапечатана псалтика» (1848) были изданы в Бухаресте.

http://pravenc.ru/text/293876.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010