Прп. Савва Сторожевский 23 августа 1998 года. 10 лет второго обретения и перенесения мощей прп. Саввы Сторожевского. В 2007 году в России отмечалось 600 летие преставления преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всея России чудотворца, основателя одной их главных святынь Московской земли — Саввино Сторожевского монастыря, любимого ученика преподобного Сергия Радонежского. Царская Семья Романовых почитала святого Савву Сторожевского как своего небесного покровителя — «молитвенника за Царей Богоизбранных». Монастырь на протяжении столетий был «собственным государевым богомольем». Известно особое заступничество преподобного Саввы Сторожевского о Царе Алексее Михайловиче Романове, в царствование которого произошло первое обретение св. мощей звенигородского чудотворца. В годы гонений на Православие эта обитель была закрыта, святые мощи вывезены из родных стен. По Промыслу Божиему их смогла сохранить одна благочестивая семья в течение нескольких последующих десятилетий. 23 августа 1998 года, когда в монастыре возродилась церковная жизнь, святые мощи вернулись в звенигородскую обитель. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II день 23 августа стал праздником «Второго обретения и перенесения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского». В конце XIV века по просьбе звенигородского князя Юрия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) прп. Савва основал монастырь на древнем Сторожевском холме близ Звенигорода. Он собирал сам первых братий, руководил строительством и росписью храмов. Воспитывал монахов высокой духовной жизни. Достигнув глубокой старости, после болезни, он, преподав всем мир и целование, скончался 3 декабря 1407 года. «Много слез пролили братия, лишившись своего «кормника и учителя»; на погребение его собрались князья (был, без сомнения, и Юрий Звенигородский) и бояре, и почти все жители города. Тело блаженного честно предали земле в церкви Пресвятой Богородицы, им построенной…». Умножались чудеса у мощей прп. Саввы, росло его почитание на Руси, обитель становилась всё более известной. В 1547 году в Дом Пречистой на Сторожах (так называли тогда Саввин монастырь) приезжал молиться Царь Иоанн Грозный со своей первой любимой супругой Анастасией Романовной. Именно тогда звенигородский чудотворец был канонизирован. В середине XVI века инок Новгородского Антоньева монастыря

http://pravoslavie.ru/36941.html

«Монах – это человек, который не себе служит…» Беседа с монахом Самуилом, старейшим насельником Саввино-Сторожевского монастыря На минувшей неделе завершились торжества, посвященные 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца. Обитель, основанная преподобным, на протяжении многих веков была одним из центров духовной жизни России. У становящихся на стезю монашества разные судьбы. О своем пути поведал старейший насельник Саввино-Сторожевского монастыря отец Самуил. – Отец Самуил, вы давно в монастыре? – В монастыре я недавно. Меня многие называют старцем, а я не старец, я старый дед. Самый старый годами в монастыре. А монах я с 2001 года. В Саввино-Сторожевский монастырь пришел в 2002 году. – Известно, что к монашеству ведет Промысл Божий… – Промыслом Божиим я и стал монахом. Я двенадцать лет пономарил в храме Рождества Христова в Измайлово. А около нашего храма больница. В ней несколько раз лежал отец Илий, духовник Оптиной пустыни. Иногда он приходил служить к нам в храм. Как-то подошел я к нему под благословение. Он благословляет и называет меня Николаем. А я говорю: «Не Николай я, а Алексий». Такое повторилось еще два раза. А алтарница наша, старушка, говорит мне: «Всё, Алексей Иванович, будешь монахом». Есть такое поверье: если священник несколько раз называет человека другим именем, значит, будет тот монахом. Слова старушки оправдались. Сам отец Илий меня и постриг. Только удивительно: хотел дать мне имя Николай, а дал Самуил. Может быть, потому, что вскоре после пострига был праздник пророка Самуила. Ну, это уже тайна Божия. – Вы уверовали в те годы, когда большинство жило в безбожии… – В храм я пришел в 1972 году. До этого я не был воцерковленным, но был верующим в душе. Помню, я был на фронте. И вот однажды в пасмурный день на передовой была сильная буря. Я стоял на холме, а внизу было село, домов на сто, все дотла сгоревшие. От них только печки уцелели – все черные, обугленные, стоят рядами. А сельская церковь совершенно цела. Тучи ушли, солнышко выглянуло и заиграло на куполе своими лучами. И такую я тогда благодать почувствовал, не передать словом! После этого случая загорелась во мне вера.

http://pravoslavie.ru/4778.html

«Собственное государево богомолье» в Звенигороде Интервью с иеродиаконом Иоанном (Горячевым), возглавляющим отдел по работе с паломниками Саввино-Сторожевского монастыря Алексей Власов Иеродиакон Иоанн (Горячев) Год назад, 16 декабря 2006 года, состоялось торжественное открытие юбилейного года, посвященного памяти преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всей России чудотворца († 1407). Главная цель этого масштабного мероприятия, заканчивающегося 19 декабря 2007 года в стенах храма Христа Спасителя, заключалась в том, чтобы напомнить православной России об одном из самых замечательных ее святых – преподобном Савве и его обители. Саввино-Сторожевский монастырь расположен в г. Звенигороде (50 км от Москвы) на высоком берегу Москва-реки. Начиная со времени основания, обитель служила примером церковно-государственных отношений, образцом симфонии (согласия) между духовной и светской властью. Царь Алексей Михайлович, чья жизнь была спасена чудесным заступничеством преподобного Саввы, возвысил монастырь до статуса лавры. «Собственное государево богомолье» в Звенигороде впоследствии глубоко почиталось всеми Романовыми. В 1812 году из обители вывозили для всенародного моления о защите Русской земли Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери. Во время нашествия французских войск монастырь пострадал, но не был разрушен. По преданию, святой Савва явился наполеоновскому маршалу принцу Евгению Богарне с предостережениями о недопущении варварства, после чего захватчики не рискнули начать разорение обители. В 1919 году монастырь был закрыт и лишь в 1995 году возвращен Церкви. С того времени святая обитель прошла значительный путь, и многое в ней уже изменилось. Жизнь в монастыре не останавливается ни на минуту, и множество паломников ежедневно стремятся посетить обитель и помолиться у мощей преподобного Саввы. Какова жизнь в монастыре сегодня? Как и чем он живет? На эти и другие вопросы нам ответил насельник Саввино-Сторожевского монастыря – иеродиакон Иоанн, возглавляющий отдел по работе с паломниками.

http://pravoslavie.ru/4776.html

Москва. Подворье Саввино-Сторожевского монастыря в Кунцеве. Подворье Саввино-Сторожевского монастыря в Кунцеве (бывш. Серафимовская женская община) Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1906 и 1917. 1906 г. - выделена земля, 1909-1910 гг. - выстроен деревянный храм во имя Серафима Саровского с колокольней и каменные ворота с привратной часовней, 1917 г. - самостоятельная женская община(монастырь). Адрес: Москва, ул. Багрицкого, 10, корп. 3(храм Серафима Саровского), 10, корп.3, с.1 (церковная лавка), корп. 3, с.5 (бывш. привратная часовня) Координаты: 55.723184, 37.433854 Проезд:м. " Кунцевская " , авт. 610, 612 м. " Киевская " , авт. 157 до ост. " Улица Багрицкого " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Серафимовская женская община берёт своё начало с Полунинской Крестовоздвиженской женской общины, находившейся в с. Красный Холм Сапожковского уезда Рязанской губернии. В 1860 г. в этой пустынной и красивой местности поселился боголюбивый старец Павел по приглашению богатого купца из Сапожка Василия Ивановича Полунина, которому принадлежали эти земли. В 1875 г. старец Павел преставился, приняв незадолго до смерти постриг с именем Платон. Через некоторое время в келье старца поселился сам В.И. Полунин, подражая жизни Платона. Здесь он основал женскую богадельню и построил каменную часовню. В 1886 г. был выстроен каменный храм в честь Честного Животворящего Креста. В 1890 г. сыновья купца Полунина подали ходатайство об обращении богадельни в Полунинскую Крестовоздвиженскую женскую общину. Первой настоятельницей общины стала монахиня Палладия. В 1906 г. по указу императора за обителью был закреплён равный 1,5 десятины (прим. 3600 кв. м) участок земли в Ново-Кунцево, подаренный крестьянами села Крылатское. На нём начали строить обитель и храм. Возглавляли строительство монахиня Серафима и рясофорная послушница Екатерина Ильева. Проект храма был подготовлен В.Ф.Жигардловичем в 1907 г. По проекту церковь состояла из основной части, которая венчалась пятью главами и отделялась от алтаря двухъярусным иконостасом столярной работы высотой 6,5 аршин (прим. 462 см). К храму примыкала трапезная с одной главой. Внутри ширина храма была равна 11,36, а длина – 19,57 м. В высоту внутренняя часть церкви составляла от 3,5 до 5 м. Вмещала церковь более 300 человек. В дальнейшем, правда, проект был упрощён, очевидно, из-за нехватки средств: вместо красивого крыльца поставили дубовый тамбур, полуциркульные окна были заменены прямоугольными, фасад храма остался неукрашенным. Храм был поставлен на кирпичном фундаменте.

http://sobory.ru/article/?object=51915

Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря Собор сооружен из белого камня в 1405 г. на средства князя Юрия Дмитриевича. Крестовокупольный четырехстолпный одноглавый храм - один из немногих уцелевших памятников московской архитектуры рубежа XVI-XV вв. Фасады, верх апсид и барабана декорированы поясами белокаменной резьбы. Порталы перспективные с килевидным верхом. Завершение с тремя ярусами закомар в XVIII-XIX вв. было заменено четырехскатной кровлей, восстановлено в результате реставрации в 1972г. Луковичная глава относится к XVII в. В интерьере стены столбы и своды покрывают фрески 1656 г., выполненные группой царских мастеров во главе со Степаном Рязанцем и очищенные в 1970-1971 гг. от поздних записей. Иконостас и часть икон относятся к XVIIb. В 1650-х гг. к собору с южной и западной сторон были пристроен одноглавый Саввинский придел, перекрытый сомкнутым сводом, две паперти и западное крыльцо. Над южной папертью расположена ризница, первоначально соединявшаяся крытым переходом с царским дворцом. Раньше существовало южное крыльцо с наружной лестницей, арки южной паперти были открытыми. Хотя летописных сведений о строительстве в Саввино-Сторожевском монастыре каменного Рождественского собора не сохранилось, чаще всего в литературе называется вполне " безусловная " дата освящения храм - 1405 год. В 1389 году Дмитрий Иоаннович завещал своему сыну Юрию " Звенигород со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и с селы, и со всеми пошлинами " . В Звенигородском княжестве он затеял великое строительство. Уже в 1390-х годах здесь вырос удивительный Успенский собор на Городке. Следом настал черёд " собственного " монастыря. В это время в осиротевшей после кончины преподобного Сергия Радонежского Троицкой обители настоятельствовал Сергиев ученик и постриженник преподобный Савва Сторожевский. Князь Юрий Звенигородский, крестник " игумена земли Русской " , часто бывал в монастыре и, поражённый святостью жизни преподобного Саввы, выбрал его, как обычно утверждается, в качестве духовного отца, пожелав иметь святого всегда рядом с собой. Князь молил преподобного, " да пребудет у него, и да созиждает монастырь в отечестве его близ Звенигорода, идеже есть место, зовомо Сторожи " . Старец внял мольбе честолюбивого князя и, покинув Троицкую обитель, в 1398 году пришёл в Звенигородский удел, основав в нём обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре в новом монастыре срубили деревянный храм. Однако князя Юрия, щедро благотворившего Саввину монастырю, не устраивала маленькая, неприметная обитель; в " его " монастыре, по княжьему мнению, должна была красоваться каменная церковь. Учитывая, что преподобный Савва отошёл ко Господу в 1407 году и, согласно ряду свидетельств, был погребён уже в новом каменном храме, исследователи " выводят " 1405 год как наиболее вероятную дату освящения Рождественского собора Саввинской обители.

http://sobory.ru/article/?object=11788

Закрыть itemscope itemtype="" > Кто не курит и не пьёт - тот на клиросе поёт В первый день 2021 года в Саввино-Сторожевском монастыре члены Замоскворецкого общества трезвости приняли обет трезвости 11.01.2021 1093 1 января православные трезвенники из Москвы приехали в подмосковный Звенигород. Паломничество в Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь, обеты трезвости, молебен, клиросное пение, посещение местной общины трезвости. Организатор - Замоскворецкое общество трезвости (ЗОТ), председатель - диакон Иоанн Клименко, кандидат химических наук, ответственный за трезвенную работу на приходах г. Москвы (распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла), автор популярной брошюры « Горькая правда о пиве и табаке», дипломной работы «Образ и значение вина в текстах Пятикнижия Моисеева». Паломничество в день св. Вонифатия Трезво встретили Новый год, встретились в 7.00 утра 1 января на Белорусском вокзале. Поездка в Звенигород с молебном принятия обета трезвости в Саввино-Сторожевском монастыре планировалась загодя. В летнее время трезвенники обычно идут пешком от станции к монастырю примерно 8 - 9 км пешком. В этот раз часть пути проехали на автобусе. Пешком прошли последние 3 км с образом Спаса впереди и знаменем Замоскворецкого общества трезвости, с пением Иисусовой молитвы. В монастыре друг и соратник общества трезвости иеромонах Кирион отслужил молебен с Обетом трезвости (обет дали 3 человека). Затем паломники поехали в храм Рождества Христова, при котором действует Звенигородское Православное общество трезвости. Там москвичей тепло встретили звенигородские трезвенники. Пообщались, попели песни, поблагодарили за гостеприимство, сделали общий снимок. Местные общинники довезли гостей до станции и к 17 ч паломники вернулись на Белорусский вокзал. Казалось бы, обычная поездка. То ли тишина первого января, то ли радость встречи с давними знакомыми, то ли св. Вонифатий, незримо присутствовавший на молебне обета трезвости – от поездки осталось ощущение праздника и сердечного тепла. Расставались с желанием вновь встретиться и поехать в паломничество!

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/11/kt...

В скиту преподобного Саввы. Фото В. Ходакова ЖМП 8 август 2018 /  18 декабря 2018 г. 09:50 Обитель на Стороже ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД ПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ВЕРНУЛСЯ В РОДНОЙ ДОМ Прославленный Саввино-Сторожевский мужской ставропигиальный монастырь отмечает сразу две значимые круглые даты: 620-летие со дня основания и 20-летний юбилей второго обретения честных мощей преподобного Саввы. Наместник монастыря архимандрит Савва (Фатеев) в интервью корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» вспоминает историю изъятие мощей большевиками и их возвращения в Звенигород, рассказывает, зачем монахи удят рыбу в соседнем пруду...  PDF-bepcuя Святыня на блюде с Лубянки — Ваше Высокопреподобие, вы возглавляете обитель уже 12 лет, а живете здесь в постриге и того дольше. Чем, на ваш взгляд, обусловлена популярность Саввино-Сторожевского монастыря среди туристов, его востребованность у паломников? — Прежде всего, говоря о значении Саввино-Сторожевской обители для России, Церкви и всего православного мира, следует напомнить, что монастырь этот ставропигиальный, то есть управляет им сам Святейший Патриарх Кирилл. Мне кажется, известность этого места на современном этапе развития монастыря обусловлена именно этим обстоятельством и, как следствие, неусыпным вниманием, которое Предстоятель уделяет нашей обители. Затем я бы вспомнил о масштабных торжествах в ознаменование шестивекового юбилея преставления небесного патрона монастыря, которые мы провели 11 лет назад. Тогда, в 2007 году, стало очевидно, как много православных людей знает об ученике преподобного Сергия — святом Савве Сторожевском. А началась эта длительная просветительская кампания, в свою очередь, непосредственно во время второго обретения мощей и их возвращения в родной для преподобного Саввы монастырь на горе Стороже. Тогда, в 1998 году, у нас побывало множество паломников и туристов. На рубеже веков Россия «вспоминала» преподобного Савву, заново узнавая и открывая его для себя. Не случайно — и очень правильно — день принесения (второго обретения) его честных мощей в наш монастырь 23 (10 ст. ст.) августа по благословению Патриарха Алексия II внесен в церковный календарь.

http://e-vestnik.ru/interviews/savva_sto...

Аксиньино. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Село Аксиньино (Никольское)и храм во имя свт. Николая Чудотворца упоминаются в исторических источниках с XV века. В то время село принадлежало московским митрополитам. В селе " Никольское, что на песку " в 1619г. встречали после польско-литовского плена митрополита Филарета. В Смуту Никольский храм сгорел и воссановлен в 1629г. В конце XVII века храм являлся подворьем Саввино-Сторожевского монастыря. По преданию, здесь останавливался царь Алексей Михайлович, часто посещавший обитель. С XVIII века Никольский храм числился приходским. В 1870-е гг. на месте деревянного возвели ныне существующий каменный храм сдвумя приделами - Троицким и Покровским. Росписи стен выполнены в начале XX в. При храме была женская приходская школа, а также часовня и кладбище. В 1937г. храм свт.Николая закрыли, настоятелей, служивших с 1931г. протоиереев Георгия Колоколова и Василия Лихарева расстреляли, они оба прославлены как священномученники. После войны здание использовали как склад. В 1990г. верующие села Аксиньино и дачного поселка Николина Гора образовали православную общину. В настоящее время храм восстановлен, установлены три иконостаса работы палехских мастеров, на наружной стене алтаря мозаичное изображение свт.Николая выполнил А. Карнаухов. В 2000г. храм был освящен. Звенигородские окрестности всегда вызывали восхищение своей красотой. Историк и писатель Н.М.Карамзин, возвращаясь из Саввино-Сторожевского монастыря, писал: «Нигде не видел я такого богатства растений; цветы, травы и деревья исполнены какой-то особой силы и свежести...; дорога оттуда до Москвы самая приятная для глаз, гориста, но какие виды». Неподалеку от старинного русского города Звенигорода дорога на Москву проходит через село Аксиньино. Среди его домов, на высоком и обрывистом берегу реки Москвы, возвышается каменная церковь во имя святителя Николая Мирликийского. Храм построен в 1865-1874 годах в традициях русского храмового зодчества XVII века. История же храма, села, причта и прихода сложна и уходит в давние времена.

http://sobory.ru/article/?object=07366

Дух и ум против плоти Слово в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, в день памяти преподобного Саввы Сторожевского Иеромонах Ириней (Пиковский) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В сегодняшний воскресный день мы совершаем память преподобного Саввы Сторожевского, прославившегося среди людей как усердный монах и рассудительный духовник. Где был рожден святой Савва и кто были его родители – неизвестно. Все дошедшие до нас сведения повествуют только о его монашеском житии. Известно, что б о льшую часть жизни святой Савва прожил под водительством Сергия Радонежского в Свято-Троицком монастыре. Со временем он был избран духовником братии, включая самого Сергия, а после кончины преподобного Сергия († 1392) некоторое время возглавлял его обитель, пока избранный в игумены Никон пребывал в затворе. Будучи монахом, святой Савва любил уединение и избегал праздных бесед. Он много трудился. И хотя для окружающих казался человеком простоватым, на деле разумом духовным превосходил многих, считающих себя мудрецами. Как повествует житие, «всякое о Христе благое изволение от святого этого старца исходило. Прежде всех входил в церковь и последним уходил, со страхом Божиим стоял, выполняя правило пения, и такое умиление было у него, что он не мог удерживаться от великого плача и рыдания во время божественной службы» . Святой Савва был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского – Евдокии (в монашестве Евфросинии, основательницы московского Сретенского монастыря) и их третьего сына – Юрия Дмитриевича. Юрий и уговорил Савву перейти на жительство в Дмитровские земли и поселиться на месте, называемом Сторожи, что близ Звенигорода. По летописям, около 1395 года преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Из камня были возведены храмы: Успения на Городке в Звенигородском Кремле, затем Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия и наконец храм Рождества Богородицы в монастыре Саввино-Сторожевском. В росписях этих древнейших каменных храмов Московского региона участвовал преподобный Андрей Рублёв. По благословению святого Саввы он написал иконы для иконостаса, которые известны сейчас как «Звенигородский чин», поражающий своей строгостью и светлостью образов. Иконы Рублева «Святая Троица», «Спас в силах», «Апостол Павел» отрывают внимание человека от земного и возводят «гор е » – к небесному.

http://pravoslavie.ru/58171.html

Звенигород. Скит преподобного Саввы. Саввинский скит Скит. Действует.   Престолы: Саввы Сторожевского Год основания:Между 1860 и 1870. Ссылки:   Адрес: Московская область, гор. Звенигород Саввино-Сторожевский монастырь Скит Преподобного Саввы Координаты: 55.736544, 36.8135 Проезд:электропоездом от Белорусского вокзала до станции Звенигород, далее автобусом или до остановки «Монастырь»; Изменить описание объекта Автор: Сергей Чернов Снято: 30 марта 2014 Добавлено: 30 марта 2014 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Преподобный Савва для молитвенных подвигов и молитвенного общения с Господом часто удалялся из обители в глубокий овраг, отстоящий в версте от монастыря на север. Там на склоне горы под сенью густого леса он ископал себе пещеру, в которой предавался со слезами подвигам молитвы и созерцанию на земле высших обителей небесных. Память о месте его молитвенных подвигов сохранялась веками. В 1860 - начале 1870-х годов над пещерой была возведена церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского, а рядом с ней построен ансамбль монастырского Скита. Первоначально он носил название «общежитийного отделения» и представлял собой целый монастырь с двумя церквами, кельями и хозяйственными службами, обнесенный каменными стенами с башенками. Возникновение Скита произошло благодаря желанию и усердию нескольких людей: святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, настоятеля Саввина монастыря епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова), звенигородского купца и фабриканта Павла Григорьевича Цурикова и наместника Саввинской обители о. Галактиона. Средства на устройство Скита и его содержание были пожертвованы П.Г. Цуриковым. Жизнь в Саввинском скиту основывалась на правилах строгого общежительного устава, введение которого было связано с именем митрополита Московского Филарета (Дроздова). Митрополит Филарет усердно насаждал в обителях подобный тип иноческой жизни, восходивший к традициям преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Особое отношение к общежительным монастырям разделял викарий митрополита епископ Леонид. Епископ Леонид (Краснопевков) глубоко почитал прп. Савву. При нем с 1859 г. была установлена традиция ежегодного крестного хода из монастыря к пещерке в день праздника 17 (30) июля в память обновления раки Преподобного — устройства над ней новой сени. Епископ Леонид вспоминал о трогательных минутах крестных шествий между монастырем и Скитом, когда припев “преподобне отче Савво, моли Бога о нас”, непрестанно повторяемый клиром и народом, разносился далеко по лесу, где стояли еще некоторые дубы, которые могли служить сенью своею для преподобного». В настоящее время традиция крестных ходов из монастыря в Скит восстановлена. Основная заслуга практического воплощения идеи Скита принадлежит наместнику монастыря (с 1856 по 1887 г.) отцу Галактиону.

http://sobory.ru/article/?object=16954

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010