«Собственное государево богомолье» в Звенигороде Интервью с иеродиаконом Иоанном (Горячевым), возглавляющим отдел по работе с паломниками Саввино-Сторожевского монастыря Алексей Власов Иеродиакон Иоанн (Горячев) Год назад, 16 декабря 2006 года, состоялось торжественное открытие юбилейного года, посвященного памяти преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всей России чудотворца († 1407). Главная цель этого масштабного мероприятия, заканчивающегося 19 декабря 2007 года в стенах храма Христа Спасителя, заключалась в том, чтобы напомнить православной России об одном из самых замечательных ее святых – преподобном Савве и его обители. Саввино-Сторожевский монастырь расположен в г. Звенигороде (50 км от Москвы) на высоком берегу Москва-реки. Начиная со времени основания, обитель служила примером церковно-государственных отношений, образцом симфонии (согласия) между духовной и светской властью. Царь Алексей Михайлович, чья жизнь была спасена чудесным заступничеством преподобного Саввы, возвысил монастырь до статуса лавры. «Собственное государево богомолье» в Звенигороде впоследствии глубоко почиталось всеми Романовыми. В 1812 году из обители вывозили для всенародного моления о защите Русской земли Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери. Во время нашествия французских войск монастырь пострадал, но не был разрушен. По преданию, святой Савва явился наполеоновскому маршалу принцу Евгению Богарне с предостережениями о недопущении варварства, после чего захватчики не рискнули начать разорение обители. В 1919 году монастырь был закрыт и лишь в 1995 году возвращен Церкви. С того времени святая обитель прошла значительный путь, и многое в ней уже изменилось. Жизнь в монастыре не останавливается ни на минуту, и множество паломников ежедневно стремятся посетить обитель и помолиться у мощей преподобного Саввы. Какова жизнь в монастыре сегодня? Как и чем он живет? На эти и другие вопросы нам ответил насельник Саввино-Сторожевского монастыря – иеродиакон Иоанн, возглавляющий отдел по работе с паломниками.

http://pravoslavie.ru/4776.html

19/1 Преподобного Макария Великого, Египетского (390–391). Святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесского (1457). Обретение мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652). Преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XVI-XVII). Преподобного Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах почивающего (XII). Преподобного Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII-XIV). Блаженного Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Тропарь преподобному Макарию Великому , Египетскому, глас 1 Пустынный житель, и во плоти ангел,/и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Макарие,/постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти./Слава Давшему тебе крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 4 В дому Господь воздержания воистину тя положи,/якоже звезду непрелестную, световодящу концы,/отче отцев, Макарие преподобне. Ин кондак, глас 1 Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики,/в земли кротких достойно водворяешися, Богоносне Макарие,/и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес,/темже тя почитаем. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Макарие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Савве Сторожевскому, Звенигородскому, глас 8 От юности Божественною распаляемь ревностию,/возлюбил еси чистое житие,/презрев мира сего красная и суетная,/последовал еси твоему Богомудрому учителю, преблаженному Сергию,/в труде и бдении, в посте и подвизе:/на Сторожи явлься безмолвия ради и стражи духовныя/недремленным на Божественней стражи пред стоянием/стяжал еси ум, зряй к Богу,/и демонския козни и обстояния прозираяй,/озарение Пресвятаго Духа в себе восприем,/яко звезда пресветлая еси верным./Темже и премудр и светозарен предстоятель/и пастырь стаду твоему явился еси,/светом твоим просвещай и всех,/приходящих к тебе верою, отче наш Савво,/и моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Историческое описание монастыря по документам и преданиям со времени его основания по настоящее время Да призрит на место сие и снабдит е от враг ненаветно. Слова препод. Саввы «Яко же небесный рай, благовонными насажден цветы, сие место обрет и зело возлюби е» Так инок Маркелл, по прозванью Безбородый, восхваляет то место, которое обрёл и возлюбил преподобный Савва. И действительно, местоположение Саввина Сторожевского монастыря необычайно красиво. С горы, на которой монастырь построен, открывается превосходный вид на Москву-реку, на город Звенигород и на окрестные сёла. Гора сторожевская, весной и летом, усыпана множеством благоухающих растений. Она, как уже сказано выше, и самому преподобному Савве показалась «небесным раем, насажденным благовонными цветами». Знаменитый наш историограф, Н.М. Карамзин , посетив Саввин монастырь, в своих письмах, между прочим, говорит: «Нигде не видел я такого богатства растений: цветы, травы и деревья исполнены какой-то особенной силы и свежести. Липы и дубы прекрасны. Дорога оттуда в Москву есть самая приятная для глаз, гориста, но какие виды“. Монастырь Сторожевский основан преподобным Саввой Сторожевским, чудотворцем Звенигородским, в конце XIV века, в 1398 – 1399 году. Таким образом, в 1898 году монастырю исполнилось 500 лет со времени его основания. Саввин Сторожевский монастырь находится в пятидесяти верстах от Москвы, к Западу, и в версте с половиной от города Звенигорода. Стоит он на левом берегу Москвы-реки и речки Разварни. Название «Сторожевского» современно основанию монастыря, и усвоено ему от горы «Сторожи», на которой он построен. Во времена литовских набегов, для наблюдения за движением неприятелей, на этой горе стояла воинская стража. Литовцы, обыкновенно, проходили к Москве по старой Смоленской дороге, за Можайском уклонявшейся влево к Звенигороду от прямой Смоленской дороги. Литовские войска в XIV и XV веках ходили к Москве не по прямой Смоленской дороге потому, что по неустроенности дорог того времени, часто проложенных через густые леса, легко можно было сбиться с пути. Неприятели, не знавшие хорошо местности, избирали верный путь к Москве по течению Москвы-реки, которая от Можайска идёт к Звенигороду, и отселе к Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Конференция «Преподобный Савва Сторожевский и его обитель в православном мире» Явление прп. Саввы Сторожевского принцу Евгению Богарнэ 11 декабря в Москве в здании президиума Российской академии наук в рамках юбилейных торжеств, посвященных 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского (память 3/16 декабря), прошла церковно-научная конференция «Преподобный Савва Сторожевский и его обитель в православном мире». В конференции приняли участие священнослужители и ученые из России, Франции и Сербии, так что она с полным правом могла именоваться международной. Открыл работу первого пленарного заседания конференции Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который обратился к участникам форума с напутственным словом. Приветствия в адрес участников конференции направили представители многих органов государственной власти. Доклады, прозвучавшие на двух пленарных заседаниях, затрагивали широкий круг тем, связанных с личностью преподобного Саввы и историей основанного им монастыря. Часть сообщений была посвящена другому святому, чтимому всем православным миром и соименному великому русскому подвижнику, – святителю Савве Сербскому. О роли святителя в истории Сербии рассказал посланец Сербской Православной Церкви иеромонах Петр (Драгойлович). Он напомнил, что святитель Савва остался в памяти своего народа не только как основатель Поместной Сербской Церкви, молитвенник и просветитель, но и как государственный деятель и талантливый дипломат. Благодаря ему в раздираемой политическими противостояниями Сербии была утверждена крепкая государственная власть, а также заложены основы подлинного народовластия. В основанном святым Саввой Жичском монастыре по инициативе святителя проводились церковно-народные соборы, на которых обсуждались наиболее важные вопросы церковной и государственной жизни. Истории русско-сербских церковных связей посвятил свое выступление насельник московского Сретенского монастыря иеромонах Игнатий (Шестаков). Он подчеркнул, что духовное единство русских и сербов имеет многовековую историю.

http://pravoslavie.ru/1107.html

В скиту преподобного Саввы. Фото В. Ходакова ЖМП 8 август 2018 /  18 декабря 2018 г. 09:50 Обитель на Стороже ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД ПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ВЕРНУЛСЯ В РОДНОЙ ДОМ Прославленный Саввино-Сторожевский мужской ставропигиальный монастырь отмечает сразу две значимые круглые даты: 620-летие со дня основания и 20-летний юбилей второго обретения честных мощей преподобного Саввы. Наместник монастыря архимандрит Савва (Фатеев) в интервью корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» вспоминает историю изъятие мощей большевиками и их возвращения в Звенигород, рассказывает, зачем монахи удят рыбу в соседнем пруду...  PDF-bepcuя Святыня на блюде с Лубянки — Ваше Высокопреподобие, вы возглавляете обитель уже 12 лет, а живете здесь в постриге и того дольше. Чем, на ваш взгляд, обусловлена популярность Саввино-Сторожевского монастыря среди туристов, его востребованность у паломников? — Прежде всего, говоря о значении Саввино-Сторожевской обители для России, Церкви и всего православного мира, следует напомнить, что монастырь этот ставропигиальный, то есть управляет им сам Святейший Патриарх Кирилл. Мне кажется, известность этого места на современном этапе развития монастыря обусловлена именно этим обстоятельством и, как следствие, неусыпным вниманием, которое Предстоятель уделяет нашей обители. Затем я бы вспомнил о масштабных торжествах в ознаменование шестивекового юбилея преставления небесного патрона монастыря, которые мы провели 11 лет назад. Тогда, в 2007 году, стало очевидно, как много православных людей знает об ученике преподобного Сергия — святом Савве Сторожевском. А началась эта длительная просветительская кампания, в свою очередь, непосредственно во время второго обретения мощей и их возвращения в родной для преподобного Саввы монастырь на горе Стороже. Тогда, в 1998 году, у нас побывало множество паломников и туристов. На рубеже веков Россия «вспоминала» преподобного Савву, заново узнавая и открывая его для себя. Не случайно — и очень правильно — день принесения (второго обретения) его честных мощей в наш монастырь 23 (10 ст. ст.) августа по благословению Патриарха Алексия II внесен в церковный календарь.

http://e-vestnik.ru/interviews/savva_sto...

Закрыть itemscope itemtype="" > Лучезарные источники 17.04.2015 773 Время на чтение 9 минут С давних времен на Руси были окружены почитанием святые источники, они становились известны не только благодаря чистой и полезной воде, которая по воле Божией начинала бить из-под земли, но и из-за множества чудес, происходивших по молитвам верующих, приходивших к ним. В пятницу Светлой седмицы, когда совершается празднование в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоносного Источника», вспомним о некоторых из лучезарных источников Руси. МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Родники у Лавры: Благословенная, почитаемая верующими людьми Свято-Троицкая Сергиева лавра... Даже при советской власти, после того как схлынула волна особо жестоких религиозных гонений, храмы этой обители наполнялись жизнью, в их стенах совершались богослужения. Когда преподобный Сергий решился оставить Троицкую обитель и уйти в пустынничество, по дороге в Киржач он со своим учеником преподобным Романом остановился у деревни Взгляднево. В этом месте был явлен водопад Гремячий Ключ. По легенде, он возник благодаря молитве святого Сергия Радонежского. Считается, что разные потоки этого родника помогают исцелиться от всевозможных болезней. Подходы к источнику оснащены высокой деревянной лестницей, сооружены купель, храм и часовня. Недалеко от Свято-Троицкого монастыря находятся два других известных источника, они посвящены святителю Николаю Чудотворцу и преподобному Савве Сторожевскому. Первый из упомянутых родников расположен рядом с Келарским прудом. ругой родник назван в честь ученика Сергия Радонежского. Преподобный Савва Сторожевский на протяжении шести лет являлся игуменом Свято-Троицкой Сергиевой обители. По примеру своего учителя он также с помощью молитвы открыл родник как раз в то время, когда братия испытывала недостаток в питьевой воде. ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ Святой источник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Введено-Оятском монастыре: Примерно в 200 км от Санкт-Петербурга неподалеку от Лодейного Поля существует небольшой женский монастырь, Введено-Оятский. Монастырь находится на берегу реки Оять, одной из его достопримечательностей является источник, расположенный неподалеку от территории обители. Вода этого источника целебная.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть Русский святой в судьбе французского генерала Преподобный Савва Сторожевский и генерал Евгений Богарне 06.06.2018 7968 Время на чтение 9 минут Преподобный Савва Сторожевский (ум. (3)16 декабря 1407) - Звенигородский чудотворец, один из наиболее известных русских святых. Он прославился как исцелитель, прозорливец, «покровитель царей» и «защитник Москве », «всем грешным прибежище»; был одним из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия Радонежского. Наиболее известным источником сведений о Савве Сторожевском явилось его самое первое Житие, написанное в XVI веке агиографом Маркеллом Хутынским (по прозвению Безбородый). А.С. Пушкин краткое Житие игумена Саввы перевел на современный русский язык. О детстве и ранней юности преподобного Саввы сведений до нас не дошло: неизвестно, в каком году и где он родился, кто были его родители. Из его Жития явствует, что Савва очень молодым пришел в обитель преподобного Сергия, принял от него иноческий постриг и большую часть своей жизни провел в Троицком монастыре. Вместе с преподобным Сергием он трудился над созданием этой обители. Под руководством богоносного наставника инок Савва научился послушанию, смирению, строгому воздержанию и целомудрию. Он любил безмолвие, вёл аскетический образ жизни: время проводил в непрестанном бдении, питался только растительной пищей, носил грубую одежду. Инок Савва всем казался простецом, хотя мудростью превосходил многих, мнящих себя мудрыми. Он прежде всех приходил на Божественную службу в церковь и после всех из нее выходил. Часто горько плакал, сокрушаясь о своих грехах, чем удивлял иноков обители. Подвижническая жизнь преподобного Саввы снискала ему всеобщую любовь и уважение, и он был поставлен во пресвитера и назначен преподобным Сергием духовником братии монастыря. Наставления преподобного Саввы были настолько назидательны, что и иноки, и миряне открывали ему свои души. После кончины преподобного Сергия (1392г.) братия Троицкого монастыря умолили Савву принять игуменский жезл. В течение 6 лет (по 1398г.) преподобный Савва пас порученное ему духовное стадо. Во время игуменства святой Савва молитвою извел источник воды за северной стеной монастыря.

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/07/...

И вот спустя почти четверть века в начале 2021 года наше издательство выпустило книгу «Последние страницы» с дневниковыми записями митрополита Иоанна за 1994-1995 годы – последние два года его жизни. В дневнике архипастыря имя Пети Синявского (именно так ласково и по-домашнему Владыка его называл) упоминалось многажды раз и было связано почти со всеми приездами митрополита в Москву. После выхода книги я понял, что уже давно пришло время познакомиться с Петром Алексеевичем. В этом помог Анатолий Дмитриевич Степанов, который, часто бывая в Москве, через общих с Синявским знакомых вышел на него и даже сделал с ним  замечательный фильм-беседу. Я позвонил Синявскому в Москву, рассказал о себе, о деятельности нашего издательства, о которой, как выяснилось, он был весьма неплохо осведомлён. Мы долго проговорили, вспоминая Владыку Иоанна и прошедшие 90-е годы. И буквально с первого нашего телефонного общения у нас установились необыкновенно добрые, доверительные отношения, как будто мы были уже очень давно знакомы. Я отправил Синявскому четыре наших издания: «Последние страницы» с дневником Владыки Иоанна, книгу с его письмами «И жива будет душа твоя», а также книги «Молитвой окрылённый» с полным жизнеописанием митрополита Мануила (Лемешевского) и «Люди радования», подготовленную на основе его архивных источников. Пётр Алексеевич был в восторге от этих изданий. Позвонил и сказал мне, что несколько ночей подряд не мог оторваться от чтения и, что сквозь радость и слёзы вспоминал о двух великих архипастырях, которых так близко знал. Я стал упрашивать Петра Алексеевича написать свои воспоминания о митрополитах Мануиле (Лемешевском) и Иоанне (Снычёве). Он сначала не соглашался, говорил, что всю жизнь писал стихи и никогда не писал ничего другого, и что ему очень тяжело вспоминать о тех, кого он любил, и кто уже ушёл в Вечность. Но потом, неожиданно скоро, он передумал, согласился, как бы понимая, что его возраст уже не позволяет откладывать. Меньше чем за неделю Пётр Алексеевич написал текст и в апреле прислал нам его, а уже в июне 2021 года наше издательство выпустило в свет небольшую книжку «Записки архиерейского служки» с очень проникновенными, теплыми, подчас самоироничными и необыкновенно добрыми воспоминаниями. В книжку также вошли две его поэмы – о святых преподобных Сергии Радонежском и Савве Сторожевском, а также цикл «стихов для православных детей», как их именовал автор. Петру Синявскому книга очень понравилась. Он искренне радовался её выходу и считал, что это очень важная веха его жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/29/ra...

Наш собеседник – Пётр АЛЕКСАНДРОВ-ДЕРКАЧЕНКО, историк, эксперт Фонда сохранения духовного наследия преподобного Сергия Радонежского. – Через семьсот лет Россия вспоминает святого старца… Можно ли считать многочисленные юбилейные начинания, посвящённые Сергию Радонежскому, глобальным возвращением великого молитвенника? – А Сергий Радонежский никогда не покидал Россию, Русь… Есть такое понятие – вечные спутники. Классики, которые олицетворяют связь между прошлым, настоящим и будущим. Их наследие не устаревает. Игумен всея Руси – один из них, из столпов Отечества, на которых держится российская цивилизация. Недаром лавра даже в советские времена притягивала народное внимание. И в музеях, и в храмах сохранялась необыкновенная атмосфера – благодатная и таинственная. Город тогда назывался Загорском. И хотя это название идёт от погибшего в 1919 году большевика Владимира Лубоцкого, известного по псевдониму Загорский, для многих оно звучало на русский лад, как нечто волшебное, за горами, за долами… Но Лубоцкий-Загорский родился в Нижнем Новгороде, ответственный пост занимал в Москве – и, возможно, не бывал в старинном монастырском городе. Поэтому восстановление исторического названия было верным решением: всё в этом городе связано с Сергием. Сергиев Посад был и остаётся подмосковным чудом, не увидев которое, вы не поймёте Россию, её дух. Сергий Радонежский постоянно присутствует в нашей жизни, нужно только приглядеться. Как не вспомнить о нём, проходя, например, мимо храма, расположенного неподалёку от московского Спасо-Андроникова монастыря? Этот величественный старинный храм, отреставрированный в наше время, посвящён нашему святому старцу. Не так давно и улица, на которой расположен храм, получила имя Сергия Радонежского. Главные православные святыни Подмосковья почти все связаны с духовным подвигом преподобного Сергия. Приезжаем в Звенигород поклониться преподобному Савве Сторожевскому – как не вспомнить, чей он ученик? Саввино-Сторожевский монастырь – это тоже духовное ополчение. И таких очагов православной культуры ученики преподобного Сергия создали немало. На них держалась Русь, и сегодня старинные стены пробуждают в наших душах «чувства добрые».

http://pravoslavie.ru/72315.html

Тяжелую утрату понесла послушница Антония на 31-м году своей жизни, лишившись указанной ей Богом матери-наставницы. Находясь вследствие этой утраты в удрученном душевном состоянии, прикованная притом в первое время к своему печальному ложу, она находила для себя поддержку только в горячей слезной молитве к Творцу вселенной, милосердному Отцу всех сиротствующих и обездоленных. Но вот пришел ей своевременно на помощь и земной ее покровитель, мудрый Архипастырь и отец – митрополит Филарет. По его совету, собравшись немного с силами, послушница Антония в мае месяце поселилась при Звенигородском Саввино-Сторожевском монастыре, где и прожила около шести недель с семейством своей сестры Пелагеи Николаевны Прохоровой, имевший там свой дом. Горячие молитвы к преподобному Савве ослабили остроту печали ее, подняли упавший дух и восстановили ее телесные силы. Это пребывание Антонии при Саввинском монастыре и утешение, полученное ею от преподобного Саввы остались для нее памятными на всю жизнь; к этому угоднику Божию она во всю свою последующую жизнь особенно любила прибегать в своих молитвах. За год с небольшим до смерти она – тогда Игуменья Московского Алексеевского монастыря – вообще не любившая день своего ангела – 10 июля проводить дома, стесняясь посещениями многочисленных поздравителей, явилась к покойному митрополиту Московскому Сергию с просьбой разрешить ей провести этот день в Троице-Сергиевой Лавре. Митрополит Сергий, особенно любивший бывать летом в Николо-Угрешском монастыре, предложил Антонии отправиться на день своего ангела в эту обитель. Игуменья Антония ответила на это Владыке-митрополиту, что из монастырей ей особенно приятен по воспоминаниям Саввин Звенигородский, в котором она в тяжелые дни своей жизни получила великое утешение от преподобного Саввы; и если бы ей пришлось делать выбор, в какой, именно, монастырь лучше съездить, то она остановилась бы на Саввинском монастыре; но в настоящем случае она желает съездить поклониться преподобному Сергию, так как давно собиралась сделать это.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010