1665 года иулиа 14–го дня» (Савва 4, л. 284об.); четвёртого – «1666-го году ианнуариа въ 1-й день. Всегда по заповдсхь твоихъ Севастосъ Димитриевъ колна преклоняю, кланяюся ниско до земли и святую твою десницу облобызаю» (Савва 7, л. 287об.); и пятого – «1666-го году мсяца ианнуариа 2–го дня.//Писахъ во Господ смиренный рабъ всесвятительству твоему Севастосъ Димитриевъ, всегда под произволениемъ твоимъ» (Савва 8, л. 290–290об.). 310 См., например, в первом письме – «Молюся и премолюся святителству твоему, пишу в Господь, честный отче, и здравствуй. Не забуди насъ писаниемъ твоимъ божественнымъ отписати» (Савва 1, л. 276); во втором – «И многолтствуй... Не остави мене писаниемъ твоимъ, божественный и милостивный мужъ» (Савва 2, л. 279об.); в третьем – «И молюся богу, да сохранитъ святителство твое в миръ на многие лта. Аминь. Не остави насъ грамотами своими, ради Бога, милостивый отче» (Савва 4, л. 284 об); в четвёртом – «Едино благодарю и преблагодарю, и небесному//Богу молюся, яко гршникъ, да тя сотворит многолтна и да воздастъ ти всегда по желанию, егоже желаешь, и вышняго Иерусалима. Молюся, да сохраняетъ всесвятительство твое в мир на лта приходящия. Аминь. Не отстави мене грамотою своею, Богомъ почтенный отче» (Савва 7, л. 287–287об.); в пятом – «Молюся в Троиц пваемому Богу, да сохранитъ всесвятительство твое в мир к текушимъ лтамъ многимъ. Аминь. Не оттужай насъ грамотою твоею, богомудрый отче» (Савва 8, л. 290). 314 «Едино еше в первыхъ напастех обртаемся, болше не могу обрсти ни от кого милости, да сотворитъ моление ко многолтному царю о свобождении моемъ» (Савва 7, л. 286об.); «Единъ Богъ вдаеть, еще в первых нуждахъ и скорбехъ обртаемыя,//и не имю, гд припасти ради свобождения моего, кром благоутробия Божия и в милость многолтнаго царя» (Савва 8, л. 288–288об.). 317 В Грамоте об основании кийского Крестного монастыря на Белом море, изданной на московском Печатном дворе в 1656 г., патриарх Никон проводит параллель между деяниями царя Алексея Михайловича и византийского императора, наделяя московского царя славой победоносца, не уступающей славе царя Константина Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Приглашая Нектария в Москву на Собор по «делу» Никона, царь просил: «Принеси достойный жребий, держи прямо вес, ниже мне, ниже ему (Никону) норовя, но прямо рассекая правды борозду» 293 . Савва был взят под стражу, в июне его несколько раз допрашивали. Письмоносец Нектария пробыл в заключении до приезда в Москву восточных святителей на Собор 1666 г., которые писали иерусалимскому патриарху из русской столицы: «Еще же и пришествие наше бяше освобождение некоего грамотоносца твоего Севастьяна, егоже едва могохом многими прошеньми и моленьми от царскаго гнева и заключения свободна сотворити» 294 . Переписка между Саввой и Никоном началась спустя почти полгода после прибытия Саввы в Москву: в первом своём письме без даты Савва жаловался: «И зд пришедъ, и сжу толикое время запертъ» (Савва 1, л. 277). Несмотря на содержание его в заключении «в Верху, в палатах» царя, Савва находил возможность передавать свои письма Никону. Находящийся под стражей грек адресовал московскому патриарху 5 писем; нет даты только в первом письме, второе – 1 июня 1665 г., третье – 14 июня 1665 г., четвёртое – 1 января 1666 г., пятое – 2 января 1666 г. Никон ответил на второе, третье и пятое письма, отдельно составил небольшое послание Савве, на которое тот ответил 1 января 1666 г. Лишь третье письмо патриарха Никона имеет дату – 11 августа 1665 г. Таким образом. Савва Дмитриев и патриарх Никон переписывались в периоде мая 1665 г. по январь 1666 г. Переписка Афанасия, Саввы Дмитриева и Никона в автографах не сохранилась. Их послания бытовали в списках XVIII в. 295 ; опубликованные архимандритом Леонидом (Кавелиным) по рукописи из собр. В.М. Ундольского, содержащей крайне неисправный список 296 (ныне: РГБ, ф. 310, 415, л. 319–351), они до сих пор не привлекали внимания исследователей. Мне известны пять сборников, содержащих комплекс переписки патриарха Никона с греками – его сторонниками: количество и последовательность писем патриарха Никона и греков друг к другу во всех сборниках совпадает. Мной приняты следующие обозначения списков: ГИМ, собр. П.И. Щукина. 667 (конец XVII – первые десятилетия XVIII в.), л. 77об.–107 – Щ ; РГАДА, ф. 357, оп. 1, д. 127 (первая треть XVIII в.), л. 266–292 – С ; ГИМ, собр. Е.В. Барсова, 897 (1710–1720 гг.), л. 222об.–244 – Б1 ; ГИМ, собр. Е.В. Барсова, 898 (1710–1720 гг.), л. 182об.–201об. – Б2 ; РГБ. ф. 310 (собр. В.М. Ундольского), 415 (середина XVIII в.), л. 319–351 – У . Списки делятся на две группы: первая – Щ, С; вторая Б1, Б2, У. Их основные отличия следующие: I группа (по списку Щ) II группа (по списку У) 1) «... и во всхъ сихь не согрши Иовъ...» (л. 93об.);

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

107 Филарет (Захарович) , иером. Разбор ответов на вопросы, поданные в старообрядческий «Духовный совет» несколькими бывшими членами Белокриницкой иерархии пред их присоединением к Православной Церкви. М., б. г. С. 200209. 108 Деяния Московского Собора о разных церковных исправлениях в 1666 году//Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Л. 37 об. 110 Деяния Московского Собора о разных церковных исправлениях в 1666 году//Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Л. 6. 111 Книга соборных деяний 1667 года//Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Л. 7. 112 Деяния Московского Собора о разных церковных исправлениях в 1666 году//Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Λ. 11. 115 Сборник протоколов Общества любителей духовного просвещения. СанктПетербургский отдел. Первый год. 18721873. СПб., 1873. С. 288. 121 Деяния Московского Собора о разных церковных исправлениях в 1666 году//Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Л. 33 об. 127 Пастырское воззвание епископов Православныя ГрекоРоссийския Церкве, в богоспасаемом граде Казани собравшихся, бывшым о Господе чадом Греко-Российския Церкве, а ныне вне единения с оною пребывающым, глаголемым старообрядцем//Деяния епископов Православныя ГрекоРоссийския Церкве, собиравшихся в богоспасаемом граде Казани в месяце иулии 1885 года. СПб., 1886. С. 4. 128 Макарий, митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. СПб., 1883. Т. 12. С. 592596. 129 Деяния Московского Собора о разных церковных исправлениях в 1666 году//Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Л. Л. 33 об.34. 130 Книга соборных деяний 1667 года//Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Л. 15. 131 Книга соборных деянии 1667 года//Деяния Московских Соборов 1666 и 166 годов. М., 1881. Л. 15. 132 Филарет, архиеп. Черниговский и Нежинский. Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859. T. 3. С. 34. 133 Филарет, архиеп. Черниговский и Нежинский. Историческое учение об отцах Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

...будучи ми в твоей столовой, свидтельствовал, глаголя, яко нчим мн заплатить за твою работу. – По мнению Я.Л. Барскова, патриарх Никон говорит здесь о первом соборном заседании во дворце в столовой палате 1 декабря 1666 г. – Барсков 1912, 343. «Иже воздает злое воздоброе. не подвижется злое из дому сего». – Притч. 17:13 . Господь бо, мстя, отмстит. – Ср.: Рим. 12:19 . «Ей, погибнут вси ненавидящий тя, и сокрушит Богъ челюсти их, и сами разсыплются, яко прах» – Переложение текстов трёх псалмов; ср.: Пс. 33:22 («погибнут вси ненавидяшии тя»); 57:7 («сокрушит Богъ челюсти их»); 34:5 («сами разсыплются, яко прах»). Самъ при испытании моем свидтельствовал... И после тово все не так сталося. – Разговор патриарха Никона с царём подобного содержания на соборном заседании 5 декабря 1666 г. описал и клирик Иван Шушерин в «Известии» (это заседание биограф датировал 3 декабря). По Шушерину, царь упрекал Никона в оскорблении его чести, когда перед поездкой на Собор патриарх постился, исповедался, соборовался и отслужил литургию, как будто готовясь к смерти. Никон подтвердил, что, совершая все эти деяния, он действительно приготовлял себя к смерти, а не только к страданиям к мучениям – Шушерин 1997, 124. ...якоже Иовъ сказует: «Смерть мужу покой есть». – Иов 3:23 . Л. 184 ...Господь Бог будет ти ратникъ... – Ср.: Рим. 12:19 . ...по длом руку твоею воздастъ теб Господь. – Выражение часто встречается в Ветхом Завете; ср.: Пс. 27:4; 61:13 ; Притч. 12:14 . «В длех руку своею увязъ грешник». – Пс. 9:17 . И паче всякого убийцы и душегубца пристав зло зло прелют... – Пристав Степан Лаврентьевич Наумов. Келарь всесовершен воръ... – Келарь Ферапонтова монастыря Макарий Злобин. Келарь – монастырский эконом; инок, ведающий монастырскими поместьями. «Иже бо аще погубит душу свою Мене ради и Евангелия ради, той спасет ю». – Мк. 8:35 . 1668 г. 3 . Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (9 октября) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 54–56. Столбец из трёх сставов. Автограф. Филигрань «Голова шута»; по срезу видны отдельно верхняя и нижняя части знака; верхняя часть напоминает: Дианова 1997, 314 (1663, 1664), 315 (1664, 1665), 316 (1664, 1666), 317 (1664, 1665), 318 (1665, 1666); нижняя часть типа: Дианова 1997, 310 (1660, 1661), 311 (1660, 1662), 315 (1664, 1665).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

22 июня 1663 г. П. получил от царя Алексея Михайловича через иеродиак. Мелетия Грека 300 золотых флоринов на поездку в Москву для участия в Соборе по делу патриарха Никона. 25 июня 1663 г. П. написал об этом письмо К-польскому патриарху Дионисию III Вардалису , которое из Александрии в К-поль доставил Мелетий Грек ( Фонкич. 1997. С. 166). П. выехал из Египта 25 мая 1665 г., наземным путем через Эрзурум 10 окт. прибыл в Тбилиси, где ожидал Антиохийского патриарха Макария III , 30 нояб. 1665 г. находился в Шемахе. В это время К-польский патриарх Парфений IV указом от нояб. 1665 г. под давлением Порты поставил патриархом Александрийским Иоакима, епископа Родосского (см. Иоаким II ; Τζουμρκας. 2010. Σ. 32). 21 июня 1666 г. П. и патриарх Макарий прибыли в Астрахань; до Москвы их сопровождал Мелетий Грек, к-рый одалживал П. деньги на дорожные расходы (РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. 52). 4 июля в Астрахани Иоанн Сакулис, эконом Антиохийской Церкви и греческий писец из окружения патриарха Макария, передал П. переписанную им рукопись с «Воспоминаниями о Ферраро-Флорентийском Соборе» Сильвестра Сиропула (Ath. Vatop. 664; Фонкич. 2003. С. 328-329). 2 нояб. 1666 г. патриархи прибыли в Москву, и через 2 дня состоялась их встреча с царем. 7 нояб. патриархи возглавили работу Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , на к-ром было санкционировано осуждение и низложение патриарха Никона. П. принимал активное участие во всех 8 заседаниях Собора. 12 дек. 1666 г. в кельях вост. патриархов в Чудовом мон-ре был зачитан написанный по-гречески и по-русски соборный приговор. На Рождество 1666 г. П. произнес речь с панегириком Москве, унаследовавшей скипетры Палеологов и освященной служением 2 вост. патриархов (изд.: Τζουμρκας. 2010. Σ. 152-155). 26 февр. 1667 г., после избрания нового Московского патриарха Иоасафа II , Собор продолжил работу до июня 1667 г.: П. участвовал во всех заседаниях для рассмотрения поставленных царем Алексеем Михайловичем вопросов. 1 сент. 1667 г. П. произнес речь на новолетие (изд.: Ibid. Σ. 151-152), 1 янв. 1668 г.- на начало года, праздновавшееся вост. Церквами (изд.: Ibid. Σ. 149-150).

http://pravenc.ru/text/2578657.html

63). «Уповай на Бога и не пренемогай о наказании Господни». Савва, 1665/ л.93 «Сыне мой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей от него обличаемы егоже бо любит Господь, II наказует» (Апостол 1655, л. 287287 об.). «Здрав буди и о наказании Господни не изнемогий». Савва, 1665/ л.99об «Сыне мой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей от него, обличаемы егоже любит Господь, наказует»(Библия 1581, л. 63). «Сыне мой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей от него обличаем» (Апостол 1655, л. 287). «Здрав буди, брате, и не пренемогай о наказании Господни, ниже ослабей от него. егоже бо любит Господь, наказует». Афанасий, л.86об «Поминайте южники, аки с ними связани; озлобляемый, аки и сами суще в теле» (Библия 1581, л. 63 об.). «Поминайте юзники, аки с ними связани; озлобляемыя, аки и сами суще в теле» (Апостол 1655, л. 289). «Поминайте юзники, яко с ними связани; озлобляемъся, аки и сами суще в теле». л.183 «Не имамы бо зде пребывающего града, но грядущаго взыскуем» (Библия 1581, л. 63 об.). «Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем» (Апостол 1655, л. 289 об.). «Божественный апостол глаголет: „Не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем " ». Афанасий, 1665 л.86 Откровение Иоанна Богослова Источник Библия 1581 Характер меж- текстовой связи Шифр сочинения патриарха Никона «Аз Иоанн, иже и брат ваш и обещник в печали и в царствии и в тръпении Исус Христове бых в острове, нарицаемом Патъмос, за слово Божие и за сведетельство Исус Христово» (л. 64). «Изгнан бысть Богослов в Патмос, тамо благодати лутчей сподобися Благовестие написати и Апокалипсис о последних временах». «И знамение велие явися на небеси – жена, облечена в солнце; и луна под ногама еа, и на главе ея венец от звезд двоюнадесяте ( Отк. 12: 1 ). И в чреве имущи, вопиет боляши и страждущи родити ( Отк. 12:2 ). И явися ино знамение на небеси: и се, змий велик чрьмен, имея гпав седмь и рогов десять, и на главах его седмь венец ( Отк. 12: 3 ); и хобот его оттръже третию часть звезд небесных и положи я в землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

173 (1665) году приемные Пятницкого монастыря Строителя Митрофана, что он отдавал пустоши в Пятницком монастыре, писаны на двух листах, за его Митрофановою рукою. 173 (1665) году книги росписные Воскресенского подворья Строителя Филофея с Священником Сергием, за их руками, писаны на тетради. 168 (1660) году книги росписные Давыдовы пустыни Священника Леонида с Священником Андреяном, за их руками, писаны на семи листах. 171 (1663) году книги приходные и расходные старца Флавиана, да сына Боярского Остафья Глумилова, за рукою старца Флавиана, писаны на двух листах. 172 (1664) году книги расходные Офонасьевского монастыря Строителя Сергия, за его Сергиевою рукою, писаны на 9 листах. 172 (1664) года книги приходные и расходные Понойского промыслу старца Иеремии, за рукою Иеромонаха Мисаила, писаны на трех листах. 172 (1664) году книги приходные и расходные Понойского ж промыслу Иеромонаха Досифея да старца Иова, за его Досифеевою рукою, написаны на пяти листах. 172 (1664) книги приходные и расходные старца Флавиана, что он издержал денег на древяную покупку, за его рукою, писаны на пяти листах. 16З (1665) книги Строителя Иеромонаха Феодосия, за рукою, что он издержал на разные покупки. 173 (1665) году книги приходные и расходные старца Флавиана что он покупал дубовые бревна на деньги и на соль, за его Флавиановою рукою, писаны на четырех тетрадях. 173 (1655) году книги Иконома Иеромонаха Феодосия хлебной покупки в платеж за крестной монастырь, за его Стоителевою рукою, писаны на пяти листах. 173 (1665) году книги старца Флавиана, что он покупал бревна четырех саженные на монастырские деньги, писаны на тетради. 174 (1664) году книги хлебной покупке старца Арсения да старца Иулиена, за рукою Курмышского старца Тимофея, писаны на тетради. 174 (1666) году книги соляной продажи села Рожествена Большова целовальника Федьки Козьмина, за рукою Дьякона Маркела, писаны на трех листах. 174 (1666) году книги соляные села Завидова целовальников Меркушки Григорьева да Федьки Тиханова писаны на двух листах, за рукою Иеромонаха Мисаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

– С. С.) привез в Москву два письма Нектария (от 20 марта 1664 г.): одно – для царя Алексея Михайловича, другое – для патриарха Никона . Грамота Нектария к царю была переведена 20 января. Нектарий склонял русского царя к миру с московским патриархом, советовал возвратить Никона на патриаршую кафедру, указывал на пример константинопольского патриарха Кирилла и митрополита Дорофея 290 . По прибытии в Москву Савва подтвердил слова Нектария 291 . Позиция иерусалимского патриарха в отношении Никона вызвала недоумение у Алексея Михайловича. В ответной грамоте иерусалимскому патриарху, описывая внезапное появление Никона в Успенском соборе в декабре 1664 г., он упрекал святителя Нектария за грамоту в защиту Никона, содержание которой вступало в противоречие с прежними убеждениями патриарха, собственноручно подписавшего соборный свиток четырех патриархов и тем самым осудившего поступок московского патриарха, самовольно оставившего патриаршую кафедру. Приглашая Нектария в Москву на Собор по «делу» Никона, царь просил: «Принеси достойный жребий, держи прямо вес, ниже мне, ниже ему (Никону) норовя, но прямо рассекая правды борозду» 292 . Савва был взят под стражу, в июне его несколько раз допрашивали. Письмоносец Нектария пробыл в заключении до приезда в Москву восточных святителей на Собор 1666 г., которые писали иерусалимскому патриарху из русской столицы: «Еще же и пришествие наше бяше освобождение некоего грамотоносца твоего Севастьяна, егоже едва могохом многими прошеньми и моленьми от царскаго гнева и заключения свободна сотворити» 293 . Переписка между Саввой и Никоном началась спустя почти полгода после прибытия Саввы в Москву: в первом своем письме без даты Савва жаловался: «И зде пришед, и сежу толикое время заперт» (Савва I, л. 277). Несмотря на содержание его в заключении «в Верху, в палатах» царя, Савва находил возможность передавать свои письма Никону. Находящийся под стражей грек адресовал московскому патриарху 5 писем; нет даты только в первом письме; второе – 1 июня 1665 г., третье – 14 июня 1665 г., четвертое – 1 января 1666 г., пятое – 2 января 1666 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. 196 ...писал ко вселенскому константинопольскому патриарху и ко иным. – С декабря 1665 г. до конца сентября 1666 г. патриарх Никон трижды писал к восточным патриархам: в декабре 1665 г. – к константинопольскому Дионисию и иерусалимскому Нектарию, 7 марта 1666 г. – к иерусалимскому Нектарию и цареградскому Парфению, 23 сентября 1666 г. – к антиохийскому Макарию и александрийскому Паисию. В письмах, совершенно одинаковых по содержанию, Никон объяснил историю своего вступления на патриаршество, причины оставления кафедры, гонения на него и просил разобрать это дело в соответствии с канонами. Ни одно из посланий не достигло адресата. Несмотря на возражения Никона, Алексей Михайлович приказал прочитать письмо Никона к константинопольскому патриарху Дионисию на соборном заседании 1 декабря 1666 г. – Фонкич 1994, 114 – 126; Фонкич 1997, 159 – 178. Да ты же, великий государь, собрал собор... и епископы, и с рускими властьми. – В заседаниях церковного собора 1666 – 1667 гг., созванного для рассмотрения положения дел в Русской Церкви (лишение Никона патриаршего сана, избрание нового патриарха, предание анафеме старообрядцев), принимали участие восточные патриархи – антиохийский Макарий и александрийский Паисий – Полознев 1998, 103 – 106. Да ты же, великий государь, присылал подклюшныка своего... И я то твое жалование отринух и не принял... – Из Жития патриарха Никона , составленного Иваном Шушериным, известно, что Никона, прибывшего 30 ноября 1666 г. в Москву для рассмотрения его дела на церковном Соборе, поселили на Архангельском подворье на Лыковом дворе в Кремле, у Никольских ворот. Дом, где поселился Никои, окружили стражей, ворота закрыли, мост около ворот разобрали. Взятые из Воскресенского монастыря в Москву припасы продуктов были отвезены на Воскресенское подворье, потому что по царскому указу к дому, где остановился Никон, никого не подпускали. Узнав об этом по возвращении с первого соборного заседания 1 декабря, патриарх Никон сообщил царю и попросил у него свободный выход со двора за своими припасами, однако царь не разрешил и прислал на Архангельское подворье с подключником для патриарха и находившихся с ним людей еду и питье из своего дворца. Никон ничего не принял. Как свидетельствовал И. Шушерин, патриарх разделил оставшуюся в санях четвертинку хлеба на более чем 30 человек находившихся с ним монахов и мирян – Шушерин 1997, 108 – 110. Подключник – придворный чин, помощник служителя, ведавшего при дворце съестными припасами, погребом, напитками – Даль 2, 123.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. 278об. ...Аще ли и приидетъ утверждение небесное ниско, ничто же не будет... – Архимандрит Леонид считает, что это перифраз святоотеческого высказывания: «Аще и небо солпнется с землею, смиренный не убоится сего» – Леонид 1873, 1629. ...за что меня призывали единова и дважды на судъ, и нын во третий... – на допрос перед церковными властями... ...занеже тако от патриарха имю заповдь. – От иерусалимского патриарха Нектария. Л. 279 ...во скольких главахъ есть вина его, да отлучитъ Никона, которыхъ есть главъ тридесять... – Возможно, речь идёт о составленных в мае 1663 г. на Константинопольском соборе «Ответах четырёх вселенских патриархов о власти царской и патриаршей...» на грамоты царя Алексея Михайловича по «делу» патриарха Никона , которые на православный Восток возил иеродьякон Мелетий Грек. Соборное определение, или свиток, состояло из 25 глав в вопросо-ответной форме с эпилогом – Гиббенет 2, 655–660; Макарий 1996, 230–231; Фонкич 1997, 165. Л. 279об. ...да ми извстиши о всмь со Дмитриемъ. – Вероятно, речь идёт о греке Дмитрии Матвееве, который возил письма Никона из Воскресенского монастыря к Савве Дмитриеву и обратно. Документы «дела» патриарха Никона свидетельствуют, что при посредничестве Матвеева патриарх Никон осуществлял свои связи с греками и имел информацию о них. Так, 10 декабря 1666 г. на допросе грек Венедикт Иванов признался, что греку Дмитрию Матвееву он лично отдал грамоту Паисия Лигарида к кардиналу для передачи патриарху Никону – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 10. В 1665–1666 гг. грек Дмитрий переводил письма Никона ко вселенским патриархам: в декабре 1665 г. – к константинопольскому Дионисию и иерусалимскому Нектарию, в марте 1666 г. – к иерусалимскому Нектарию и цареградскому Парфению, в сентябре 1666 г. – к антиохийскому Макарию и александрийскому Паисию («перехваченная» грамота Никона к константинопольскому патриарху Дионисию на греческом языке сохранилась – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140б). Из показаний 2 ноября 1666 г. Дмитрия Матвеева было очевидно, что именно он переводил письма патриарха Никона к восточным патриархам, в которых тот справлялся об их здоровье, жаловался, что сидит в заключении девятый год; Дмитрий, однако, не знал, были ли письма переданы адресатам – Гиббенет 1884, 873; Каптерев 2, 324–333. Сразу после начала суда над патриархом Никоном в декабре 1666 г. Дмитрий Матвеев был схвачен и заточен в тюрьму, где покончил с собой 10 декабря после первого допроса – Зызыкин 3, 75; Пальмер 5, 694.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010