о достоверности патриарших писем, привезенных Мелетием Греком, и неверности показаний иконийского митрополита 285 . Афанасий немедленно арестован и заключен в Симонов монастырь. 11 декабря 1666 г. после осуждения на московском соборе патриарха Никона и ссылки его в Ферапонтов монастырь последовал царский указ о ссылке иконийского митрополита Афанасия в Макариев монастырь 286 . Как потом сложилась судьба иконийского митрополита – неизвестно. Возможно, находясь в ссылке, он продолжал поддерживать связь с патриархом Никоном . 4 декабря 1668 г. на допросе в Москве архимандрит Новоспасского монастыря Иосиф, приставленный к Никону в Ферапонтовом монастыре и обвинивший его в государственной измене, говорил, что Никон ждет нового Собора по требованию цареградского патриарха, о чем ему, Никону, писал иконийский митрополит Афанасий. Копию с грамоты Афанасия Никон показывал Иосифу 287 . 18 января 1672 г. приехавшим в Ферапонтов монастырь стрелецкому голове Лариону Лопухину и подьячему приказа Тайных дел Артемию Степанову и сообщившим Никону, что царь Алексей Михайлович указал освободить людей, наказанных за сочувствие к опальному патриарху, Никон перечислил имена своих сторонников, находящихся в ссылке по царскому указу; среди них был назван и иконийский митрополит Афанасий 288 . Однако к этому времени Афанасия уже не было в живых: он умер в ссылке 21 декабря 1670 г. Сохранилась переписка иконийского митрополита и патриарха Никона , которая состоялась летом 1665 г. Из заточения в Симоновом монастыре Афанасий написал патриарху Никону 2 письма; только во втором есть дата – 29 июня. На оба послания митрополита московский владыка дал ответ 289 . В 1665 г. патриарх Никон вел переписку и с другим греком – Саввой Дмитриевым, человеком совсем не известным в высших церковных кругах и попавшим в опалу к русскому царю, видимо, случайно: сочувствующий опальному патриарху грек был грамотоносцем при иерусалимском патриархе Нектарии, который особо чтил московского святителя. 2 января 1665 г. Савва (в документах он именуется также Савелием и Савастьяном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

307 См.: в конце второго письма – «1665-го году месяца иуниа 1-го числа... Смиренный и последний раб святителству твоему – Сава Дмитриев, ученик апостолом верховным, евангелистом всегда в послушании, поклоне сотворяю» (Савва 2, л. 279 об.); третьего – «Сава Дмитриев кланяюся и ниско в покаянии коленопоклоняние творю ниско до земли, и святую твою десницу целую. 1665 года иулиа 14-го дня» (Савва л. 284 об.); четвертого – «1666-го году ианнуариа в I-й день. Всегда по заповедех твоих Севастос Дмитриев колена преклоняю, кланяюся ниско до земли и святую твою десницу облобызаю» (Савва 7, л. 287 об.); и пятого – «1666-гогоду месяца ианнуариа 2–го дня.//Писах во Господе смиренный раб всесвятительству твоему Севастос Димитриев, всегда под произволением твоим» (Савва 1665/1666-К» 8, л. 290 – 290 об.). 309 См., например, в первом письме – «Молюся и премолюся святителству твоему, пишу в Господе, честный отче, и здравствуй! Не забуди нас писанием твоим божественным отписати» (Савва 1, л. 276); во втором – «И многолетствуй... Не остави мене писанием твоим, божественный и милостивный муже» (Савва 2, л. 279 об.); в третьем – «И молюся Богу, да сохранит святителство твое в мире на многая лета. Аминь. Не остави нас грамотами своими, ради Бога, милостивый отче» (Савва л. 284 об.); в четвертом – «Едино благодарю и преблагодарю, и небесному//Богу молюся, яко грешник, да тя сотворит многодетна и да воздаст ти всегда по желанию, егоже желаешь, и вышняго Иерусалима. Молюся, да сохраняет всесвятительство твое в мире на лета приходяшия. Аминь. Не отстави мене грамотою своею, Богом почтенный отче» (Савва 7, л. 287287 об.); в пятом – «Молюся в Троице певаемому Богу, да сохранит всесвятительство твое в мире к текущим летам многим. Аминь. Не отгужай нас грамотою твоею, богомудрый отче» (Савва 8, л. 290). 313 «Едино еще в первых напастех обретаемся, болше не могу обрести ни от кого милости, да сотворит моление ко многолетному царю о свобождении моем» (Савва 7, л. 286 об.); «Един Бог ведает, еще в первых нуждах и скорбех обретаемыя,//и не имею, где припасти ради свобождения моего, кроме благоутробия Божия и в милость многолетнаго царя» (Савва 8, л. 288 – 288 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ряд средневековых авторов издали научно-богословские трактаты, основной идеей которых был все тот же конец света, приуроченный к этой дате на основании соединения 1000 и 666. Число 1666 присутствует в сочинениях француза Ричарда Русата и голландца-иезуита Корнелия Лапиды. Особая роль в развитии концепций о числе 1666 принадлежит Англии. С момента появления пуританизма (1550-е годы) и до Реставрации (1660 г.) Англия становится главным центром развития эсхатологических тем. Реформа Генриха VIII, преследование и бегство пуритан, тексты которых печатались в Голландии, дали толчок очередному развитию хилиастического учения. Реформационные авторы связали тысячу с ходом революционной войны, а число 666 - с именем Оливера Кромвеля. Ему был предсказан конец света в 1666 году, до которого он, однако, не дожил, умерев в 1658 году. «Великий мор» 1664 году, комета в 1665 и страшный пожар 1666 года в Лондоне подогревали апокалиптические настроения. И тем не менее, в 1666 году в ряде регионов Европы конца света ожидали так же серьезно, как и в 999 году. Пророчества о числе 1666 принадлежат греческому автору Анастасию Гордиосу. В его трактате число 666 идентифицировалось с римским папой, а 1000 - с разделением Церквей. Таким образом, в его сочинениях апокалипсическая тысяча трактовалась им как подчинение власти антихриста Рима. В Португалии за год до рокового числа было опубликовано сочинение Антонио Вьера, также грозившего концом света в 1666 году. В ожидании рокового года французский католический священник Исаак Пейер (1596-1676 гг.), обратился к экзегезе посланий апостола Павла о «последних днях». В числе прочих примет Страшного суда апостол Павел (Рим. 9:27) говорил об обращении еврейского народа в христианство. Исаак Пейер в 1642 году отправился в Палестину, как место будущего второго пришествия и «нового мира». Связь апокалиптизма и еврейского мессианизма отразилась в движении Саббатаи Цви, благодаря которому ожидания конца света в 1666 году захватили Речь Посполитую. За год до предрекаемой даты один из членов еврейской общины объявил себя Мессией, несущим освобождение и избавление от рассеяния еврейскому народу. Число 1666 Саббатаи Цви заимствовал из христианской литературы. Проповедь Саббатаи Цви привлекла значительное число последователей, собрав которых, он осуществил попытку возвращения в Святой Град. Саббатаи Цви направился в Иерусалим, который, в его версии, должен был быть отдан ему как царю иудейскому. Владетель Иерусалима, султан, приказал арестовать бунтовщика. В плену Саббатаи Цви принял ислам, но позже все равно был казнен.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Нелепость учения беспоповцев о наступлении царствования последнего антихриста именно с 1666 года ясна из одного уже того, что все события, имеющие в истории раскола первенствующее значение и особую важность, случились не в 1666-м году, а в другое время. Так, распоряжение о замене двоеперстия троеперстием сделано было в 1653-м году. Определение об исправлении церковных книг, чинов и обрядов состоялось в 1654-м году. Самое исправление книг при Никоне производилось до самого его ухода с патриаршества, т. е. до 1658-го года. Первая клятва на противников троеперстия была произнесена в 1656-м году. Окончательное осуждение раскола и одобрение реформ Никона совершилось в 1667-м году. Чем же, спрашивается, особо выдается в истории раскола 1666-й год, чтобы к нему приурочивать начало воцарения последнего антихриста на Руси? Ровно ничем. Внимание Арсения Иванова остановилось на этом годе исключительно потому, что на этот именно год имеется указание в Книге о вере, и что цифра 1666 состоит из двух апокалиптических чисел, а именно: 1000 (время развязания сатаны) и 666 (число зверя – антихриста и имени его). По мнению Арсения, соединение этих двух чисел и дает указание на год воцарения последнего антихриста. Но как свидетельствует беспристрастная история, 1666-й год не имеет первенствующего значения в истории раскола, а потому и все вычисления Арсения на этот счет до очевидности оказываются ложными и неосновательными. Да если бы и действительно случилось что-либо особенное в 1666-м году, относить к нему апокалиптические числа и свидетельство Книги о вере было бы все-таки неосновательно. Наш 1666-й год по Рождестве Христовом от сотворения мира считается 7174-м. А это по старообрядческому летоисчислению будет не 1666-й год, а 1674-й, про который Арсений нигде и никаких пророчеств на беседе не указал. Что же касается того 1666 года, про который говорится в Книге о вере, то про него естественно спросить у Арсения следующее. Списатель Книги о вере как считал годы: как считают никониане, или как старообрядцы? На первое Арсений, конечно, не согласится. Никонианское летоисчисление, по мнению беспоповцев, есть новшество. Списатель Книги о вере, по их мнению, вел счет по-старообрядчески. Но если так, то старообрядческий 1666-й год упадет на наш 1658-й. Что же, спрашивается, особенного случилось в этом году? Да ровно ничего. Разве только то, что Никон, которого беспоповцы считают за антихриста, ушел с патриаршего престола. Но уход Никона и воцарение антихриста ничего общего между собой, конечно, не имеют.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Приехав в Москву, в марте 1665 г. М. подал свой проект преобразований в Левобережном гетманстве. Он предлагал, чтобы сбор доходов с мещан осуществляли представители рус. власти. Тогда эти средства пойдут на жалованье казакам и выдачу хлебных запасов рус. войскам и не будут исчезать в карманах казацкой элиты. Рус. воеводы должны обеспечить сбор этих доходов и защищать право мещан на самоуправление. Вместе с тем казаков к уплате налогов принужать не следует. Эти предложения были дальнейшим развитием мыслей М., изложенных ранее в письмах Ртищеву. Они были использованы при составлении нового русско-украинского договора - Московских статей 1665 г. Предложения М. отражали интересы мещан городов Левобережной Украины. Его идеи находят близкую аналогию в пожеланиях, переданных рус. политикам в янв. 1669 г. делегацией мещан Нежина. И после 1665 г. М. продолжал защищать интересы мещан - как отдельных лиц, так и общественного слоя в целом. На переговорах с киевским воеводой Шереметевым он добивался освобождения киевских мещан от постоев и облегчения подводной повинности. Приехав в авг. 1666 г. в Москву, М. обратился с такими предложениями непосредственно к правительству. Он, в частности, предлагал построить для русских гарнизонов особые «городки». В 1665-1666 гг. М. добивался создания особой Белгородской епархии и своего перевода на эту кафедру, к-рой он мог бы реально управлять, но эти предложения не были приняты. Находясь осенью 1665 г. в Москве, гетман Брюховецкий снова просил, чтобы «в Киев на митрополию по указу государеву был послан русский святитель из Москвы». На это последовал ответ, что царь «начнет ссылатца о том с Цареградцким патриархом», и М. пока сохранил свой пост. Когда в нач. 1666 г. об этих фактах стало известно в Киеве, это вызвало неприятные объяснения киевского духовенства во главе с М. и с гетманом, и с киевским воеводой Шереметевым. Духовные лица заявляли, что не подчинятся митрополиту, присланному из Москвы, и настаивали на своем праве выбирать митрополита. Киевское духовенство во главе с М. обратилось с таким ходатайством в Москву. Позднее М. сетовал Шереметеву, что его обвиняют в выдвижении предложения о присылке митрополита по совету с гетманом.

http://pravenc.ru/text/2563126.html

Известно только, что по духовному суду за ложные изветы на Стефана ему определили наказание – церковное отлучение. Поводом к новому делу послужила известная Никитина челобитная против новоисправленных книг. В деяниях Московского Собора 1666 г. говорится, что эта челобитная была подана Никитой царю Алексею Михайловичу. Но судя по имеющимся данным, дело происходило иначе. Сам Никита в последующем своем прошении о помиловании говорит, что он писал свою челобитную в 174 году, т. е. значит в 1666 (сентябрьском) году. Затем тут же он говорит, что челобитная была взята у него недописанной и неисправленной, отчасти вчерне, и дописать и исправить ее ему не дали, а арестовали его и отправили в Москву. Возникло же дело о челобитной около марта 1666 г. Из обстоятельств написания челобитной еще известно следующее. По свидетельству раскольнического писателя Саввы Романова, современника Никиты, последний впоследствии свидетельствовал, что он писал свою челобитную семь лет. Из другого свидетельства видно, что челобитную Никита давал читать некоторым лицам, как, например, дьякону Феодору, еще в декабре или до декабря 1666 г. (сентябрьского). Отсюда получается такая картина составления знаменитой челобитной. Литературным обличением никоновских новшеств суздальский поп задумал, видимо, заняться еще тогда, когда он изобличал Суздальского архиепископа Стефана. Шесть-семь лет трудился он над таковым обличением и, наконец, в начале тогдашнего сентябрьского 1666 г. или в конце январского 1665 г. сочинение было у него вчерне готово, а в большей части переписано и набело (потому что в сохранившемся подлиннике большая часть переписана начисто). В таком виде, должно быть по мере переписки, Никита давал свое произведение для чтения своим суздальским знакомым. Слухи о Никитиной челобитной стали распространяться и дошли до Москвы. Правительство нарядило следствие; в декабре 1665 г. (нашего) у суздальского диакона Федора уже спрашивали о никитином произведении, с которым он был знаком. Предварительные сведения, очевидно, заставили правительство обратить внимание на суздальского попа, и около марта 1666 г. его арестовали, забрали его рукописи и привезли в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Представление о письме как подарке, доставляющем не сравнимую ни с чем радость душе, восходит к византийской эпистолографии. Митрополит Афанасий признавался Никону: «Такоже и аз, убогий и раб святителству твоему, имею святое писание твое, еже еси прислал, и, читаючи, веселюся» (Афанасий 3, л. 272); Савва Дмитриев сообщал: «Вкупе со слудою приях честную тою грамоту и разумех все, и благодарих всещедраго Бога на всех» (Савва 4, л. 287). Посылая патриарху Никону дары и уведомляя о них письменно, Савва Дмитриев поступает в соответствии с существовавшей в Византии традицией передавать с письмом подарки 325 : «Владыко мой пресвятейший, от Мене, сына, приими малейшее поминание, что посылаю с сим другом: убрусцов пят и десять малых и гребень, и един платок с золотом, и немного седмоногих. И прости мене, Бога ради, зане подобало и лучши того почитати блаженство и все, да не вем, что делать...» (Савва 1, л. 276 об.). Савва благодарит патриарха Никона за присланную книгу: «Едино, владыко мой святейший, ведомо буди твоему пресвятителству: книгу твою приял и писаное в ней Божием благоволением добре разумех...» (Савва 2, л. 277 об.). Нередко авторы писем сообщают своим адресатам о выполнении или невыполнении ими по тем или иным причинам особых поручений для них и просят прощение за промедление 326 . Так, в июне 1665 г. Савва Дмитриев пообещал патриарху Никону переписать для него и выслать книгу, в которой собраны обвинения против московского владыки: «Хотех еще писати тебе за Никона, патриарха Московскаго, во колко главах ест вина его, да отлучит Никона, которых есть глав тридесять, от них же двадесять две имею, написаны в семь часу; и другия, аще Бог мене сподобит, препишу и пошлю во множество, которые любят» (Савва л. 279). Возможно, грек пообещал Никону скопировать составленные в мае 1663 г. на Константинопольском соборе «Ответы четырех вселенских патриархов о власти царской и патриаршей...» на грамоты царя Алексея Михайловича по «делу» патриарха Никона , привезенные в Константинополь иеродьяконом Мелетием Греком. Соборное определение, или свиток, состояло из 25 глав в вопросо-ответной форме с эпилогом 327 . В июле Савва ставил патриарха Никона в известность, что обещанные им «статьи» пока не скопировал: «А о статиях онех –//не готово, и яко сподоблю – пришлю» (Савва 4, л. 284 – 284 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через Пруссию Котошихин пробрался в Любек, оттуда поехал в Нарву и здесь, 24 октября 1665 г., подал находившемуся в Нарве ингерманландскому губернатору Як. Таубе прошение о принятии его в шведскую службу. Таубе, знавший Котошихина еще с его поездки в Стокгольм, немедленно послал королю извещение о просьбе Котошихина и даже, не ожидая ответа, несколько помог деньгами Котошихину, находившемуся в сильной нужде. Вслед за письмом Таубе, а может быть и одновременно с ним, сам Котошихин отправил к королю шведскому прошение о принятии на службу; в прошении этом он сообщал разные обстоятельства своей жизни; сохранились важнейшие части этого прошения в переводе на шведский язык. 16 ноября 1665 г. прошение было рассмотрено в Совете, а 24 состоялось решение выдать Котошихину 200 риксталеров и привезти его в Стокгольм, как «человека, хорошо знающего русское государство и изъявляющего готовность сделать разные полезные сообщения». Между тем пребывание Котошихина в Нарве сделалось известно новгородскому воеводе кн. В. Гр. Ромодановскому и он 11 декабря 1665 г. потребовал от Таубе его выдачи; но Котошихин сумел скрыться; 9 же января 1666 г. пришло в Нарву к Таубе королевское письмо о Котошихине; 5 февраля 1666 г. Котошихин прибыл в Стокгольм; 28-го марта 1666 г., после того как Котошихин подавал два прошения, он был принят на службу, с жалованьем в 150 талеров. Котошихин принял здесь протестантство. Затем он стал известен ближе канцлеру гр. Магнусу Делагарди и, по-видимому, по его побуждению, составил свой известный исторический труд. 29-го ноября 1666 г. последовал указ, которым жалованье Котошихину было удвоено. Значение Котошихина в том, что он автор известного, весьма любопытного сочинения, являющегося одним из наиболее интересных памятников русской литературы XVII в. Оно написано в Стокгольме и вполне закончено: самим автором сделано к нему оглавление. Сочинение Котошихина содержит 13 глав, в которых 235 статей. В труде своем Котошихин сообщает различные сведения о царской фамилии, о служилых людях, о дипломатических сношениях московского государства с соседями (главы 1–5), о дворцовом хозяйстве (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Из Польши, однако же, Котошихин-Селицкий бежал – сначала в Силезию, летом 1665 г., а затем в Пруссию и Любек, а оттуда, больной и обнищавший. – к шведам в Нарву. 24 ноября 1666 г. по его просьбе он был приият на шведскую службу, и 9 января 1666 г. за ним прибыл Эберс с 200 талеров для него. Русские требовали у шведов выдачи Котошихина, но те ответили, что он бежал, сами же препроводили его в Стокгольм, куда он и прибыл 5 февраля 1666 г. 28 марта 1666 г. после его письменных жалоб на безделие и прошений о какой-нибудь службе ему было выплачено 150 талеров, и государственный канцлер граф Магнус де ля Гарди, как можно думать, предложил ему создать подробное описание Московии. Этим эмигрант и занимался в течение более полутора лет, прожитых им в Стокгольме. В момент встречи русского и шведского послов в июне 1666 г. он скрывался из Стокгольма, боясь, что его выдадут русским, но его имени в списке перебежчиков у посла не оказалось, и он вернулся в Стокгольм. В середине декабря 1666 г. Котошихин поселился в доме служащего государственного архива переводчика с русского языка Даниила Анастасиуса. Сначала его отношения с хозяином были хорошими, но восемь месяцев спустя, 25 августа 1667 г., находясь оба в нетрезвой состоянии, они заспорили, может быть, потому, что гость не платил за стол и кров, а может, потому, что хозяин заподозрил его в связи со своей женой, и пьяный гость нанес пьяному хозяину несколько ударов кинжалом, от которых тот в ночь на 9 сентября скончался. Убийца не делал попыток скрыться, а когда его приговорили к смертной казни, не просил о помиловании. Перед смертью он пожелал перейти в лютеранство, исповедался и причастился. По оценке посещавшего его в тюрьме человека, он дошел до чрезвычайной набожности. В начале ноября 1667 г. за южной заставой стокгольмского предместья палач секирой отсек ему голову. Тело его отвезли в Упсалу, где в соответствий со шведским законом об останках преступников оно было анатомировано. Там затем хранился его скелет, соединенный медными и стальными проволоками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава четвертая. Добрый барин Неожиданная встреча Третий день кривой Савва жил в Питере. Привез Савва из Закопанок соленые огурцы, продавал ведрами. — Огурцы соленые! Соленые-моченые! Кому соленые? — надрывал он глотку. Да только мало кто покупал. Огурцов на базаре и без того хоть пруд пруди. На четвертый день с самого утра Савва опять стоял около своих кадок — отмерял огурцы. А рядом с бочками лежала большая краюха хлеба. Савва по куску от нее отламывал и ел. Вдруг видит — чья-то рука тянется к краюхе хлеба. Схватил он руку. Обернулся — мальчишка. Посмотрел — Митька. Признал и Митька кривого Савву — растерялся. — Жив! Ить те жив! — вскричал Савва. — Ух, радость-то какая! А мы тебя похоронили. Еще в тот год узнали, что ты от господ убег. А потом сказывали: уже по весне нашли в лесу замерзшего мальчишку. Так мы думали… Ан нет, жив-таки! И рассказал Савва Митьке и про отца, и про мать, и про всю Закопанку. — Жизнь-то в Закопанке совсем расстроилась, — говорил Савва. — Распродали господа мужиков. Старосту Степана Грыжу — так и того продали. А родителев твоих, — говорил Савва, — сосед, князь и енерал Юсуповский, купили. Помещик-то у них добрый. А наши-то господа совсем разорились. Лесок, что по ту сторону речки, продали. Землицу, что от старой баньки шла, тоже продали. И из дворовых всего два человека осталось — девка Маланья да я. Кривой — никто не берет. Эхма, было времечко! — закончил свой рассказ Савва. — Другие нонче пошли времена. — А вы тут чего, дядя Савва? — спросил Митька. — Как — чего? Я теперь на месяц кажин раз в Питер езжу. Барыня посылают. Пшено вожу, редьку, огурцы. Оно дороже выходит… Да ты о себе расскажи, о себе. Митька рассказал. — Ить дела! — проговорил Савва. Потом подумал, сказал: — Митька, завезу-ка я тебя до родителев. Вот уж радость будет! А там, глядишь, князек ваш тебя и выкупит. Вот и заживете все вместе! Всю дорогу Митька только и думал, что об отце и матери. Ехали по талому снегу. Бурлили ручьи. Светило солнце. И Митьке было легко и радостно.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-krepos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010