Закрыть Русский святой в судьбе французского генерала Преподобный Савва Сторожевский и генерал Евгений Богарне 06.06.2018 7968 Время на чтение 9 минут Преподобный Савва Сторожевский (ум. (3)16 декабря 1407) - Звенигородский чудотворец, один из наиболее известных русских святых. Он прославился как исцелитель, прозорливец, «покровитель царей» и «защитник Москве », «всем грешным прибежище»; был одним из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия Радонежского. Наиболее известным источником сведений о Савве Сторожевском явилось его самое первое Житие, написанное в XVI веке агиографом Маркеллом Хутынским (по прозвению Безбородый). А.С. Пушкин краткое Житие игумена Саввы перевел на современный русский язык. О детстве и ранней юности преподобного Саввы сведений до нас не дошло: неизвестно, в каком году и где он родился, кто были его родители. Из его Жития явствует, что Савва очень молодым пришел в обитель преподобного Сергия, принял от него иноческий постриг и большую часть своей жизни провел в Троицком монастыре. Вместе с преподобным Сергием он трудился над созданием этой обители. Под руководством богоносного наставника инок Савва научился послушанию, смирению, строгому воздержанию и целомудрию. Он любил безмолвие, вёл аскетический образ жизни: время проводил в непрестанном бдении, питался только растительной пищей, носил грубую одежду. Инок Савва всем казался простецом, хотя мудростью превосходил многих, мнящих себя мудрыми. Он прежде всех приходил на Божественную службу в церковь и после всех из нее выходил. Часто горько плакал, сокрушаясь о своих грехах, чем удивлял иноков обители. Подвижническая жизнь преподобного Саввы снискала ему всеобщую любовь и уважение, и он был поставлен во пресвитера и назначен преподобным Сергием духовником братии монастыря. Наставления преподобного Саввы были настолько назидательны, что и иноки, и миряне открывали ему свои души. После кончины преподобного Сергия (1392г.) братия Троицкого монастыря умолили Савву принять игуменский жезл. В течение 6 лет (по 1398г.) преподобный Савва пас порученное ему духовное стадо. Во время игуменства святой Савва молитвою извел источник воды за северной стеной монастыря.

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/07/...

Конференция «Преподобный Савва Сторожевский и его обитель в православном мире» Явление прп. Саввы Сторожевского принцу Евгению Богарнэ 11 декабря в Москве в здании президиума Российской академии наук в рамках юбилейных торжеств, посвященных 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского (память 3/16 декабря), прошла церковно-научная конференция «Преподобный Савва Сторожевский и его обитель в православном мире». В конференции приняли участие священнослужители и ученые из России, Франции и Сербии, так что она с полным правом могла именоваться международной. Открыл работу первого пленарного заседания конференции Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который обратился к участникам форума с напутственным словом. Приветствия в адрес участников конференции направили представители многих органов государственной власти. Доклады, прозвучавшие на двух пленарных заседаниях, затрагивали широкий круг тем, связанных с личностью преподобного Саввы и историей основанного им монастыря. Часть сообщений была посвящена другому святому, чтимому всем православным миром и соименному великому русскому подвижнику, – святителю Савве Сербскому. О роли святителя в истории Сербии рассказал посланец Сербской Православной Церкви иеромонах Петр (Драгойлович). Он напомнил, что святитель Савва остался в памяти своего народа не только как основатель Поместной Сербской Церкви, молитвенник и просветитель, но и как государственный деятель и талантливый дипломат. Благодаря ему в раздираемой политическими противостояниями Сербии была утверждена крепкая государственная власть, а также заложены основы подлинного народовластия. В основанном святым Саввой Жичском монастыре по инициативе святителя проводились церковно-народные соборы, на которых обсуждались наиболее важные вопросы церковной и государственной жизни. Истории русско-сербских церковных связей посвятил свое выступление насельник московского Сретенского монастыря иеромонах Игнатий (Шестаков). Он подчеркнул, что духовное единство русских и сербов имеет многовековую историю.

http://pravoslavie.ru/1107.html

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Св. преподобный Савва Сторожевский Прп. Савва Звенигородский был одним из учеников прп. Сергия, Радонежского чудотворца. От юности возлюбив чистое и целомудренное житие и отвергши суетные прелести мира, Савва пришел в пустыню к прп. Сергию и принял от него иноческий постриг. Руководимый своим богоносным наставником, он пребывал в совершенном послушании ему, навыкая в Троицкой обители порядкам иноческого жития. Жизнь свою прп. Савва проводил в строгом воздержании и непрестанном бдении, заботясь о соблюдении чистоты душевной и телесной, которая есть украшение иноческого жития. Прежде всех приходил преподобный в церковь на Божественную службу и после всех выходил из нее. Со страхом Божиим стоял он в храме на молитве, в умилении не мог удерживаться от сильного плача и рыдания, так что удивлял всех иноков обители. Непрестанно упражнялся он в церковном пении и чтении, а в свободное от молитвы и церковных служб время занимался каким-либо рукоделием, боясь праздности — матери пороков. Подвижник любил безмолвие и избегал бесед с другими. В те времена благоверный князь московский Димитрий Иоаннович одержал победу над неверным ханом татарским Мамаем и его полчищами. Возвратившись с радостью в Москву, великий князь немедленно пришел к преподобному Сергию в обитель — помолиться и принять от него благословение. При этом князь обратился к святому с просьбой помочь ему устроить новый общежительный монастырь. Прп. Сергий с усердием стал исполнять его просьбу. Он обошел много пустынных мест, изыскивая, где бы удобнее устроить монастырь. Пришедши на реку, называемую Дубенкой, он нашел там место, которое ему весьма понравилось. Там прп. Сергий и создал церковь, а при ней монастырь во имя Пресвятой Богородицы, честного Ее Успения. Вскоре пришли сюда некоторые из братии. Преподобный с радостью принял их и затем учредил здесь общежитие. Настоятелем сего монастыря прп. Сергий выбрал из учеников своих блаженного Савву, считая его вполне способным к самостоятельному руководству братией.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Дух и ум против плоти Слово в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, в день памяти преподобного Саввы Сторожевского Иеромонах Ириней (Пиковский) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В сегодняшний воскресный день мы совершаем память преподобного Саввы Сторожевского, прославившегося среди людей как усердный монах и рассудительный духовник. Где был рожден святой Савва и кто были его родители – неизвестно. Все дошедшие до нас сведения повествуют только о его монашеском житии. Известно, что б о льшую часть жизни святой Савва прожил под водительством Сергия Радонежского в Свято-Троицком монастыре. Со временем он был избран духовником братии, включая самого Сергия, а после кончины преподобного Сергия († 1392) некоторое время возглавлял его обитель, пока избранный в игумены Никон пребывал в затворе. Будучи монахом, святой Савва любил уединение и избегал праздных бесед. Он много трудился. И хотя для окружающих казался человеком простоватым, на деле разумом духовным превосходил многих, считающих себя мудрецами. Как повествует житие, «всякое о Христе благое изволение от святого этого старца исходило. Прежде всех входил в церковь и последним уходил, со страхом Божиим стоял, выполняя правило пения, и такое умиление было у него, что он не мог удерживаться от великого плача и рыдания во время божественной службы» . Святой Савва был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского – Евдокии (в монашестве Евфросинии, основательницы московского Сретенского монастыря) и их третьего сына – Юрия Дмитриевича. Юрий и уговорил Савву перейти на жительство в Дмитровские земли и поселиться на месте, называемом Сторожи, что близ Звенигорода. По летописям, около 1395 года преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Из камня были возведены храмы: Успения на Городке в Звенигородском Кремле, затем Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия и наконец храм Рождества Богородицы в монастыре Саввино-Сторожевском. В росписях этих древнейших каменных храмов Московского региона участвовал преподобный Андрей Рублёв. По благословению святого Саввы он написал иконы для иконостаса, которые известны сейчас как «Звенигородский чин», поражающий своей строгостью и светлостью образов. Иконы Рублева «Святая Троица», «Спас в силах», «Апостол Павел» отрывают внимание человека от земного и возводят «гор е » – к небесному.

http://pravoslavie.ru/58171.html

Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря Собор сооружен из белого камня в 1405 г. на средства князя Юрия Дмитриевича. Крестовокупольный четырехстолпный одноглавый храм - один из немногих уцелевших памятников московской архитектуры рубежа XVI-XV вв. Фасады, верх апсид и барабана декорированы поясами белокаменной резьбы. Порталы перспективные с килевидным верхом. Завершение с тремя ярусами закомар в XVIII-XIX вв. было заменено четырехскатной кровлей, восстановлено в результате реставрации в 1972г. Луковичная глава относится к XVII в. В интерьере стены столбы и своды покрывают фрески 1656 г., выполненные группой царских мастеров во главе со Степаном Рязанцем и очищенные в 1970-1971 гг. от поздних записей. Иконостас и часть икон относятся к XVIIb. В 1650-х гг. к собору с южной и западной сторон были пристроен одноглавый Саввинский придел, перекрытый сомкнутым сводом, две паперти и западное крыльцо. Над южной папертью расположена ризница, первоначально соединявшаяся крытым переходом с царским дворцом. Раньше существовало южное крыльцо с наружной лестницей, арки южной паперти были открытыми. Хотя летописных сведений о строительстве в Саввино-Сторожевском монастыре каменного Рождественского собора не сохранилось, чаще всего в литературе называется вполне " безусловная " дата освящения храм - 1405 год. В 1389 году Дмитрий Иоаннович завещал своему сыну Юрию " Звенигород со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и с селы, и со всеми пошлинами " . В Звенигородском княжестве он затеял великое строительство. Уже в 1390-х годах здесь вырос удивительный Успенский собор на Городке. Следом настал черёд " собственного " монастыря. В это время в осиротевшей после кончины преподобного Сергия Радонежского Троицкой обители настоятельствовал Сергиев ученик и постриженник преподобный Савва Сторожевский. Князь Юрий Звенигородский, крестник " игумена земли Русской " , часто бывал в монастыре и, поражённый святостью жизни преподобного Саввы, выбрал его, как обычно утверждается, в качестве духовного отца, пожелав иметь святого всегда рядом с собой. Князь молил преподобного, " да пребудет у него, и да созиждает монастырь в отечестве его близ Звенигорода, идеже есть место, зовомо Сторожи " . Старец внял мольбе честолюбивого князя и, покинув Троицкую обитель, в 1398 году пришёл в Звенигородский удел, основав в нём обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре в новом монастыре срубили деревянный храм. Однако князя Юрия, щедро благотворившего Саввину монастырю, не устраивала маленькая, неприметная обитель; в " его " монастыре, по княжьему мнению, должна была красоваться каменная церковь. Учитывая, что преподобный Савва отошёл ко Господу в 1407 году и, согласно ряду свидетельств, был погребён уже в новом каменном храме, исследователи " выводят " 1405 год как наиболее вероятную дату освящения Рождественского собора Саввинской обители.

http://sobory.ru/article/?object=11788

Декабрь 3-й день. Преподобный Савва Сторожевский Когда и где родился преподобный Савва Сторожевский и когда пришел в обитель преподобного Сергия, неизвестно. Известно только, что Савва был одним из первых учеников преподобного Сергия и по времени, ибо он еще в юности поступил в его обитель, и по житию благочестивому, ибо проводил жизнь «в совершенном послушании, привыкая к иноческому порядку подвижнического жития, любил воздержание и бдение, крайне заботился о блюдении чистоты, которая есть украшение всего иноческого жития, всем казался как простой человек, ничего не знавший, но мудростью превосходил многих мнящихся быть мудрыми, прежде всех входил в церковь и после всех из нее исходил, участвовал в церковном пении, со страхом Божиим стоял на молитве, и такое было у него умиление, что он не мог удерживаться от сильного плача и рыдания во время божественной службы. Видя такое умиление и плач, отцы обители дивились и прославляли благодателя Бога». Такими подвигами он заслужил особенное к себе благоволение своего великого аввы: в обители Сергиевой он был духовником всему братству и считался «старцем почтенным и весьма учительным» 41 . В 1391 году преподобный Сергий преставился, оставив преемником своим преподобного Никона. Но Никон, по любви к уединенному богомыслию, скоро оставил управление монастырем и затворился в особой келлии; «братия же нетерпяще без настоятеля быти, со многим молением возведоша на игуменство блаженного Савву в великую лавру». Здесь он «добре пасяще порученное ему стадо, елико можаше, и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему». Древнее предание ко времени начальствования его в лавре относит изведение молитвами его источника водного за стенами обители к северу. Здесь же, конечно, в Сергиевой лавре, преподобного Савву во время его игуменства узнал князь Звенигородский Юрий Димитриевич, брат тогдашнего великого князя Василия Димитриевича, крестник преподобного Сергия; он часто посещал обитель и ущедрял ее богатыми вкладами. Преподобный Савва, всем известный тогда по святости жизни, возбудил в себе любовь и почтение и в Юрии, и князь избрал его своим духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Новый Иерусалим заменит «старый»? О символике восстановления обители на Истре и необходимости симфонии властей 02.12.2019 2117 Время на чтение 9 минут Ново-Иерусалимский монастырь в Московской области полностью восстановлен. Об этом заявил глава правительства Дмитрий Медведев на итоговом заседании попечительского совета благотворительного фонда по воссозданию обители. За десять лет проведена колоссальная работа по созданию инженерной инфраструктуры и восстановлению интерьеров монастыря. Существует мнение, будто патриарх Никон, начиная строить Новый Иерусалим, пытался сделать центром Православия Москву вместо Константинополя, давно уже превратившегося к тому времени в Стамбул. Своими размышлениями о значении и смысле восстановления обители реке Истре делится наш автор Владимир Янчевский . Сердце будет пламенем палимо//Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,//Стены Нового Иерусалима//На полях моей родной страны. Николай Гумилев, 1921 г. Чтобы понять замысел патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, нам надо углубиться в историю более чем на 250 лет назад, в конец 14 века. В места, находящиеся практически рядом с Ново-Иерусалимским монастырём. В город Звенигород. В 90-е годы 14 века здесь княжил Юрий Дмитриевич Звенигородский и сюда же по его просьбе из Сергиева Посада приходит Савва Сторожевский. Начинается строительство Звенигородского городка (кремля) и Сторожевского монастыря. Возникает идея - «Небесного Звенигорода» как «Небесного Града» и Нового Иерусалима. Это идея симфонии власти светской и духовной. К сожалению, по целому ряду причин после смерти прп. Саввы эта идея не получила дальнейшего развития, но её помнили и строительство Никоном величественного Воскресенского монастыря практически рядом со Звенигородом нельзя назвать случайным. Саввино-Сторожевский монастырь очень любил и Алексей Михайлович и неоднократно приезжал туда. Дело в том, что наряду с идеей « Москва - Третий Рим», существовала и идея «Москва - Новый Иерусалим». Надо понимать, что под понятием Новый Иерусалим понимался не некий земной храм, копия храма Гроба Господня, а Новый Иерусалим как Небесный Град из Откровения св. ап. Иоанна Богослова.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/02/no...

Московская область (святыни) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Московская область СЕРГИЕВ ПОСАД. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: преп. Сергий, Никон, Михей, Дионисий и Антоний Радонежские, Максим Грек, свт. Серапион Новгородский, Иоасаф и Иннокентий Московские, Макарий Алтайский , Исаия Ростовский (глава), муч. Архидиакон Стефан (десница); «Сергиевская-Смоленская» и «Черниговская» иконы Божией Матери, икона свт. Николая. Гефсиманский (Черниговский) скит: преп. Варнава Гефсиманский . ХОТЬКОВО. Покровский Хотьков женский монастырь: преп. Кирилл и Мария Радонежские (родители преп. Сергия). МУЗЕЙ-УСАДЬБА «МУРАНОВО» (Сергиево-Посадский район, близ Радонежа). Храм Спаса Нерукотворного образа: «Корсунская» икона Божией Матери. ДМИТРОВ. Борисоглебский монастырь: «Феодоровская» икона Божией Матери. П. ДЕДЕНЕВО, Дмитровского района. Спасо-Влахернский женский монастырь: преп. исп. Параскева Дмитровская (ХХ в.), «Влахернская» икона Божией Матери, икона Спасителя в терновом венце («Беленький Спас»). ЗВЕНИГОРОД. Саввино-Сторожевский монастырь: преп. Савва Сторожевский (XIV в.). СЕРПУХОВ. Никольский собор: икона Божией Матери «Помощница в родах». Богородицкий Высоцкий монастырь: преп. Афанасий Высоцкий, Младший (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Введенский Владычный женский монастырь: преп. Варлаам Серпуховской (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», иконы св. царевича Димитрия Угличского и муч. Иоанна Воина. Серпуховский историко-краеведческий музей: икона «Введение Богородицы во храм». С. РАЙ-СЕМЕНОВСКОЕ, Серпуховского района. Храм Спаса Нерукотворного образа: икона Божией Матери «Взыскание погибших». П. НОВЫЙ БЫТ, Чеховского района. Давидово-Вознесенская пустынь: преп. Давид Серпуховской (XVI в.). Д. САТИНО-РУССКОЕ, Подольского района. Вознесенский храм на кладбище: муч. Евгений Родионов (ХХ в.) (могила около храма), «Ахтырская» икона Божией Матери. ИСТРА. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: мц. Татиана (часть мощей). П. КНЯЖЬЕ ОЗЕРО, Истринского района. Александро-Невский храм: оригинал «Торопецкой-Корсунской» иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

Скачать epub pdf (К 570-летию со дня преставления) Преподобный Савва Сторожевский – один из наиболее чтимых учеников и сподвижников Преподобного Сергия, игумена Радонежского. Его строгая жизнь, мудрость и великое смирение вызывали глубокое почтение и любовь Преподобного Сергия и братии Троице-Сергиева монастыря. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, основанная преподобным Саввой, хранит память о его подвигах, равно как и храм «Успения на Городке» в Звенигороде свидетельствует о его благословении, данном родной земле. И по своей кончине Преподобный не престает молиться за свою паству, являя на протяжении веков заступничество, помощь и содействие христианам, призывающим его святое имя. Русская Церковь благодарственно воспевает преподобному Савве: «Добрым растением пустыни явился ты, Преподобный, в юности избрав жизнь чистую, последовал духовному учителю и, по его наставлению, устремил весь ум свой к небу. И умным ты был наставником стада своего. Поэтому и Христос обогатил тебя чудесами, как прилично быть светильнику. Савво, отче наш! моли спастися душам нашим» 1 . Преподобный Савва родился в первой половине XIV в. В ранней юности ушел он от мира к Преподобному Сергию Радонежскому. Под руководством великого наставника духовно возрастал он в совершенном послушании, воздержании и бдении, был прост, но мудростью превосходил многих. Прежде всех входил он в церковь и позднее других выходил из нее со страхом Божиим, на молитве во время Божественной службы не мог удержаться от слез, взыскуя о нищете души своей и трепеща перед строгостью суда Божия. – Так возрастал он в жизни духовной 2 . По преставлении Преподобного Сергия преемник его – преподобный Никон, возлюбив уединение, оставил управление монастырем и затворился в своей келлии. «Братия же, не терпяще без настоятеля быти, со многим молением возведоша на игуменство блаженного Савву на Великую Лавру» 3 . Здесь он «добре носяще порученное ему стадо, елико можаше и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему» 4 . Древнее предание относит ко времени его игуменства изведение водного источника за стенами Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В скиту преподобного Саввы. Фото В. Ходакова ЖМП 8 август 2018 /  18 декабря 2018 г. 09:50 Обитель на Стороже ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД ПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ВЕРНУЛСЯ В РОДНОЙ ДОМ Прославленный Саввино-Сторожевский мужской ставропигиальный монастырь отмечает сразу две значимые круглые даты: 620-летие со дня основания и 20-летний юбилей второго обретения честных мощей преподобного Саввы. Наместник монастыря архимандрит Савва (Фатеев) в интервью корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» вспоминает историю изъятие мощей большевиками и их возвращения в Звенигород, рассказывает, зачем монахи удят рыбу в соседнем пруду...  PDF-bepcuя Святыня на блюде с Лубянки — Ваше Высокопреподобие, вы возглавляете обитель уже 12 лет, а живете здесь в постриге и того дольше. Чем, на ваш взгляд, обусловлена популярность Саввино-Сторожевского монастыря среди туристов, его востребованность у паломников? — Прежде всего, говоря о значении Саввино-Сторожевской обители для России, Церкви и всего православного мира, следует напомнить, что монастырь этот ставропигиальный, то есть управляет им сам Святейший Патриарх Кирилл. Мне кажется, известность этого места на современном этапе развития монастыря обусловлена именно этим обстоятельством и, как следствие, неусыпным вниманием, которое Предстоятель уделяет нашей обители. Затем я бы вспомнил о масштабных торжествах в ознаменование шестивекового юбилея преставления небесного патрона монастыря, которые мы провели 11 лет назад. Тогда, в 2007 году, стало очевидно, как много православных людей знает об ученике преподобного Сергия — святом Савве Сторожевском. А началась эта длительная просветительская кампания, в свою очередь, непосредственно во время второго обретения мощей и их возвращения в родной для преподобного Саввы монастырь на горе Стороже. Тогда, в 1998 году, у нас побывало множество паломников и туристов. На рубеже веков Россия «вспоминала» преподобного Савву, заново узнавая и открывая его для себя. Не случайно — и очень правильно — день принесения (второго обретения) его честных мощей в наш монастырь 23 (10 ст. ст.) августа по благословению Патриарха Алексия II внесен в церковный календарь.

http://e-vestnik.ru/interviews/savva_sto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010