26 мая Патриарх Алексий направил митр. Филарету телеграмму, в которой, взывая к его архипастырской и христианской совести, просил его во имя блага церковного подчиниться каноническому Священноначалию. В тот же день митрополит Филарет собрал в Киеве своих сторонников на конференцию, в которой участвовали несколько священнослужителей и мирян, но не присутствовал ни один архиерей. Конференция отвергла постановление Священного Синода РПЦ, ее участники, ничтожная по числу группа священников и мирян, стремясь вовлечь в конфликт Константинопольского Патриарха Варфоломея, обратились к нему с посланием, в котором заявили о прекращении действия акта 1686 г. о переходе Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата. На Архиерейском Соборе УПЦ, созванном митрополитом Никодимом в Харькове 27 мая, присутствовали 18 архипастырей, митрополит Филарет не пожелал явиться на Собор. Собор выразил недоверие Филарету и уволил его с Киевской кафедры, за учинение раскольнических действий Собор в качестве предсудебной меры запретил Филарету священнослужение впредь до окончательного решения по этому вопросу Архиерейского Собора кириархальной Церкви. После этого состоялось избрание нового предстоятеля Украинской Церкви тайным голосованием. В результате 2 туров голосования первоиерархом Украинской Церкви был избран митрополит Владимир (Сабодан). На заседании, состоявшемся 28 мая, Священный Синод РПЦ выразил согласие с решением Архиерейского Собора УПЦ и назначил на 11 июня созыв Архиерейского Собора РПЦ для рассмотрения дела бывшего митрополита Киевского Филарета. Патриарх Алексий в канун Собора в соответствии с определением «Об Украинской Православной Церкви», принятым Архиерейским Собором в октябре 1990 г., благословил новоизбранного Киевского митрополита на его служение в качестве предстоятеля Украинской Церкви. Филарет получил троекратный вызов на Архиерейский Собор от Святейшего Патриарха, но на заседания не явился, после чего Собор, согласно канонам, мог рассматривать дело обвиняемого в его отсутствие. Игнорируя решение Украинского Собора и постановление Священного Синода РПЦ, запрещенный в священнослужении, Филарет продолжал совершать богослужения, в канун Архиерейского Собора он вместе с епископом Почаевским Иаковом (Панчуком), пренебрегая канонами и постановлениями высшей власти Русской и Украинской Церквей, совершал епископские «хиротонии».

http://sedmitza.ru/lib/text/429439/

27 мая 1992 на Архиерейский Собор в Харьков прибыли 17 из 20 правящих епископов Украинской Православной Церкви. Двое епископов из тех, кто не смог прибыть на Собор по уважительным причинам, сообщили о своей полной поддержке соборных решений. Обсудив сложную ситуацию, которая сложилась внутри Церкви, члены Собора, не идя на компромиссы с совестью перед вызовами этого мира, решили сместить митрополита Филарета с должности Предстоятеля и запретить его в священнослужении. Тогда же новым Предстоятелем Украинской Православной Церкви был избран митрополит Владимир (Сабодан). Укрепленные благодатью Святого Духа, отцы Харьковского Архиерейского Собора воплотили в жизнь священные слова Спасителя: «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). Преосвященные архипастыри безбоязненно подтвердили единство народа Божия со Всемирным Православием, защитили принцип соборности Церкви и заложили незыблемый фундамент для совершения ею своей спасительной миссии на территории Украины. Законность действий Харьковского Архиерейского Собора было засвидетельствована на всеправославном уровне. Предстоятели всех Поместных Православных Церквей признали Блаженнейшего законно избранным Митрополитом Киевским и всея Украины. В течение двадцати двух лет Блаженнейший Митрополит Владимир стоял во главе нашей Святой Церкви. Эти годы стали настоящим расцветом Православия в Украине. За время его Предстоятельского служения количество приходов Украинской Православной Церкви увеличилась с 5500 до почти 12000, количество монастырей возросло с 32 до 228, количество духовных школ — с 4 до 17. Был создан ряд Синодальных учреждений, курирующих различные сферы церковной жизни. Фактически с нуля была налажена миссионерская и социальная работа Церкви, основаны сотни печатных периодических изданий, телевизионных, радио- и интернет-проектов. Блаженнейший митрополит Владимир стал одним из духовных лидеров украинского народа. Его любовь к Родине вызвала искреннее уважение как простого народа, так и чиновников. Признанием заслуг митрополита Киевского Владимира перед украинским народом стало присвоение ему в 2011 г. звания Героя Украины.

http://patriarchia.ru/db/text/4919488.ht...

Полтора года продолжалось служение владыки Иова в Новом Свете. Он посетил множество русских общин, сохранивших связь с Московским Пат-риархатом. По возвращении в Москву в 1979 году владыка был назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. Нема-ло потрудился на церковно-дипломатической ниве. 4 июля 1988 года за активное участие в подготовке и проведении празднования 1000-летия Крещения Руси награжден именной панагией. 30 ноября 1988 года Священный Синод назначил его архиепископом Костромским и Галичским. А уже в сентябре 1989 года он стал архи-епископом Житомирским и Овручским с освобождением от должности заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений.   Ситуация на Украине была сложной. Предшественник владыки Иова на Житомирской кафедре епископ Иоанн (Бондарчук) объявил о своем выходе из Русской Православной Церкви, уклонился в раскол, стал «первоиерархом» так называемой Украинской автокефальной православной церкви, за что был лишен сана и монашества. В апреле 1992 года на Архиерейском Соборе в Москве тогдашний предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Филарет (Денисенко) при поддержке украинских властей провозгласил отделение от Русской Православной Церкви в одностороннем порядке. Архиепископ Иов стал первым, кто возвысил свой голос против этого самочиния. Несмотря на активное противодействие митрополита Филарета, он организовал в Житомире неформальную встречу, участники которой, видные иерархи, открыто назвали Филарета клятвопреступником и потребовали созыва Собора,   состоявшегося в Харькове 27–28 мая 1992 года. На Соборе главой УПЦ МП был избран Митрополит Владимир (Сабодан). В октябре 1994 года архиепископ Иов назначен архиепископом Одинцовским, викарием Московской епархии. В декабре 1996 года Священный Синод перевел архиепископа Иова на Челябинскую кафедру. 25 февраля 2000 года указом Святейшего Патриарха Aлekcuя II владыка был возведен в сан митрополита. На Южном Урале при владыке -Иове открылась Челябинская православная гимназия, было построено новое здание Епархиального управления. Архипастырь преподавал нравственное богословие в Челябинском духовном училище, рукоположил несколько десятков диаконов и священников.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

26 мая Патриарх Алексий направил митр. Филарету телеграмму, в к-рой, взывая к его архипастырской и христ. совести, просил его во имя блага церковного подчиниться каноническому священноначалию. В тот же день митр. Филарет собрал в Киеве своих сторонников на конференцию, в к-рой участвовали неск. священнослужителей и мирян, но не присутствовал ни один архиерей. Конференция отвергла постановление Свящ. Синода РПЦ, ее участники, ничтожная по числу группа священников и мирян, стремясь вовлечь в конфликт К-польского Патриарха Варфоломея , обратились к нему с посланием, в к-ром заявили о прекращении действия акта 1686 г. о переходе Западнорусской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата. Президиум Архиерейского Собора. Слева направо: митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков), митр. Минский Филарет (Вахромеев), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Иоанн (Снычёв), митр. Киевский Владимир (Сабодан) Президиум Архиерейского Собора. Слева направо: митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков), митр. Минский Филарет (Вахромеев), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Иоанн (Снычёв), митр. Киевский Владимир (Сабодан) На Архиерейском Соборе УПЦ, созванном митр. Никодимом в Харькове 27 мая, присутствовали 18 архипастырей, митр. Филарет не пожелал явиться на Собор. Собор выразил недоверие Филарету и уволил его с Киевской кафедры, за учинение раскольнических действий Собор в качестве предсудебной меры запретил Филарету священнослужение впредь до окончательного решения по этому вопросу Архиерейского Собора кириархальной Церкви. После этого состоялось избрание нового предстоятеля Украинской Церкви тайным голосованием, в результате 2 туров голосования главой Украинской Церкви был избран митр. Владимир (Сабодан) . На заседании, состоявшемся 28 мая, Свящ. Синод РПЦ выразил согласие с решением Архиерейского Собора УПЦ и назначил на 11 июня созыв Архиерейского Собора РПЦ для рассмотрения дела бывш. митр. Киевского Филарета. Патриарх Алексий в канун Собора в соответствии с определением «Об Украинской Православной Церкви», принятым Архиерейским Собором в окт. 1990 г. , благословил новоизбранного Киевского митрополита на его служение в качестве главы Украинской Церкви. Филарет получил троекратный вызов на Архиерейский Собор от Святейшего Патриарха, но на заседания не явился, после чего Собор, согласно канонам, мог рассматривать дело обвиняемого в его отсутствие. Игнорируя решение Украинского Собора и постановление Свящ. Синода РПЦ, запрещенный в священнослужении, Филарет продолжал совершать богослужения, в канун Архиерейского Собора он вместе с Почаевским еп. Иаковом (Панчуком), пренебрегая канонами и постановлениями высшей власти Русской и Украинской Церквей, совершал епископские «хиротонии».

http://pravenc.ru/text/76516.html

Понимая, что он не сможет вопреки воле Архиерейского Собора сохранить свой пост, 26 мая митрополит Филарет собрал в Киеве своих сторонников на «Всеукраинскую конференцию по защите канонических прав Украинской Православной Церкви». Группа сторонников Филарета, стремясь вовлечь в церковный конфликт на Украине Константинопольского Патриарха Варфоломея I, обратилась к нему с посланием, в котором заявлялось об отвержении акта 1686 г. о передаче Киевской митрополии из юрисдикции Константинопольской Церкви в ведение Московского Патриархата. Епископы Украинской Церкви не поддержали Филарета, и на Харьковском Архиерейском Соборе 27-28 мая 1992 г. Предстоятелем Украинской Православной Церкви был избран митрополит Владимир (Сабодан), а митрополит Филарет был запрещен в священнослужении. При поддержке Президента Украины Л.М. Кравчука Филарет сохранил за собой контроль над денежными средствами УПЦ. Кравчук объявил незаконными решения Харьковского Собора УПЦ. Президиум Верховной Рады Украины принял заявление, в котором Харьковский Собор был назван не только незаконным, но и неканоническим. 25-26 июня 1992 г. в киевской приемной Филарета прошло собрание нескольких епископов УАПЦ, депутатов Верховной Рады Украины, обслуживающего персонала митрополии. Собрание именовалось Объединительным собором двух церквей — Украинской православной и Украинской автокефальной. Решением «собора» эти организации были упразднены, их имущество, финансы и средства были объявлены собственностью вновь созданной структуры, названной «Украинская православная церковь Киевского патриархата» (УПЦ КП). Ее руководителем решено было считать жившего в США 94-летнего патриарха УАПЦ Мстислава Скрыпника, заместителем — Филарета Денисенко. Понимая, что его раскольническая группировка окажется вне общения с другими православными Церквами, Филарет отправился в Стамбул, где был принят главой Константинопольского Патриархата. Факт встречи Константинопольского Патриарха с лидером раскола вызвал удивление в Москве: ведь на недавней встрече глав Поместных Православных Церквей в Стамбуле 15 марта 1992 г. в совместном коммюнике было ясно выражено общее согласие на то, чтобы «святые Церкви при полной солидарности друг с другом осудили раскольнические группы и воздержались от общения с ними». Более того, в интервью после встречи Патриарх Варфоломей отдельно высказался о ситуации с раскольниками, имея в виду «тех, кто основал " Православную автокефальную церковь " на Украине, преступив каноническое право»: «Мы были единодушны в их осуждении». Столь резкое изменение позиции было, очевидно, вызвано желанием Патриарха Варфоломея приобрести новое средство давления на Русскую Церковь в условиях сложной дискуссии между двумя Церквами по вопросам диаспоры, статуса Константинопольского Патриарха и порядка дарования автокефалии.

http://patriarch.patriarchia.ru/ukraina/

Отдельного упоминания заслуживают уже ставшие традиционными многотысячные Крестные ходы с молитвой о мире в Украине. Так, с 3 по 27 июля 2016 года прошел Всеукраинский крестный ход мира, любви и молитвы за Украину, который сопровождали особо чтимые чудотворные иконы Божией Матери - " Почаевская " и " Святогорская " . Этот Крестный ход молитвенно объединил Украину, поскольку почти одновременно начался из Святогорской Лавры, на Востоке Украины, и Почаевской Лавры, на Западе Украины. Крестный ход прошел около 1 200 км по территории 12-ти епархий нашей Церкви. По приблизительным подсчетам, на разных отрезках пути Крестного хода, в нем приняло участие около 500 тысяч человек. Восточная и западная часть Всеукраинского крестного хода объединились в Киеве 27 июля 2016 года, на Владимирской горке, откуда, после традиционного молебна, направились по центральным улицам столицы в Киево-Печерскую Лавру, где были совершены торжественные богослужения. Только в одном Киеве в Крестном ходе приняло участие свыше 80 тысяч человек и около 20 тысяч верующих встречало его возле Лавры. Кроме " Почаевской " и " Святогорской " икон Божией Матери, от Владимирской горки до Киево-Печерской Лавры с Крестным ходом прошли и другие чтимые чудотворные иконы с разных уголков Украины. Знаковым в 2017 году стало празднование 25-летия Харьковского Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви, на котором, в 1992 году, Предстоятелем УПЦ был избран приснопамятный Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). 27 и 28 мая 2017 года в Харькове и Киеве состоялись праздничные богослужения. Также, 27 мая, на территории Свято-Покровского мужского монастыря г. Харькова, в историческом здании, где в 1992 году состоялся Харьковский Архиерейский Собор, было проведено заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Священный Синод подчеркнул историческое значение Харьковского Архиерейского Собора, а также своевременность и важность принятых на нем решений. Отметил мужество и стойкость архиереев, принявших участие в Харьковском Архиерейском соборе и соборным разумом сохранивших принципы соборности и каноничности Украинской Православной Церкви. Кроме того, Синод обратился с Посланием к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам, в котором была подчеркнута важная роль Украинской Православной Церкви в сохранении и укреплении единства Украинского общества общества, состоящего из людей разных национальностей, культур и политических взглядов.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Владимир (Сабодан), митр. Киевский и всея Украины. Фотография. 2002 г. Владимир (Сабодан), митр. Киевский и всея Украины. Фотография. 2002 г. 27 мая 1992 г. Собор архиереев УПЦ, к-рый из-за невозможности проведения его в Киеве состоялся в Харькове (см. Харьковский Архиерейский Собор УПЦ ), сместил митр. Филарета с должности Предстоятеля УПЦ и почислил за штат с запрещением в священнослужении в связи с разоблачением в грехах, несовместимых со служением в качестве Предстоятеля УПЦ, и раскольнической деятельностью. Собор большинством голосов (16 из 18) избрал Предстоятелем УПЦ, митрополитом Киевским и всея Украины В., в то время находившегося на богословской конференции в Финляндии. 27 мая на конференцию прибыл президент Финляндии, чтобы приветствовать новоизбранного Предстоятеля УПЦ. 28 мая 1992 г. Патриарх Алексий II благословил В. на служение в качестве Предстоятеля Украинской Церкви. В пределах Украины В. был усвоен титул «Блаженнейший» и предоставлено право ношения 2 панагий и предношения креста за богослужением (на Архиерейском Соборе РПЦ 18-23 февраля 1997 г. титул «Блаженнейший» был закреплен за Предстоятелем УПЦ на всей канонической территории Русской Церкви). Решения Харьковского Собора были утверждены 11 июня 1992 г. Архиерейским Собором РПЦ и 26 июня 1992 г. Собором УПЦ в Киеве. Поздравления новоизбранному Предстоятелю УПЦ прислали Главы Поместных Православных Церквей. 20 июня 1992 г. В. прибыл в Киев. Его встречали десятки тысяч правосл. клириков и мирян. Свою 1-ю проповедь архиерей начал словами: «Я прибыл не в командировку и не из-за границы, я прибыл на родную землю служить людям и независимой Украине. Я не раскольник, мой путь прям». Доступ к кафедральному Владимира равноапостольного собору и митрополичьей резиденции был перекрыт боевиками из орг-ции «Украинская национальная ассамблея - Украинская национальная самооборона» (УНА-УНСО). Призвав паству не применять насилия, напомнив, что «Бог не в силе, а в правде», В. направился в Киево-Печерскую лавру, к-рая отныне, как и в дореволюционное время, стала резиденцией Киевского митрополита.

http://pravenc.ru/text/159072.html

В нач. 1992 г. Киевский митр. Филарет при поддержке правительства Украины пытался добиться отделения Украинской Церкви от Московского Патриархата, против чего решительно выступила подавляющая часть духовенства и мирян. В связи с отказом митр. Филарета, вопреки данным им на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 31 марта - 5 апр. 1992 г. клятвенным обязательствам сложить свои полномочия 21 мая, Синод РПЦ поручил Н. как старейшему по хиротонии среди укр. архиереев провести Архиерейский Собор УПЦ. Тогда же Синод возложил на него управление Украинской Церковью до выборов нового предстоятеля. В это время Н. направил митр. Филарету телеграмму с просьбой не идти на новый раскол, приведя исторические примеры послушания святителей Иоанна Златоуста и Афанасия, к-рые смиренно удалялись с Патриаршей кафедры в К-поле, поставив благополучие Церкви выше личных амбиций. Ответа на эту телеграмму не последовало. Во время телефонного разговора с Н. митр. Филарет угрожал ему и др. архиереям физической расправой: «Вас побьют камнями, вы ног не унесете из Киева». Поскольку действительно существовала угроза нападения на участников Архиерейского Собора со стороны поддерживавших митр. Филарета националистических групп, Н. принял решение о проведении Собора в Харькове. Харьковский Архиерейский Собор УПЦ под председательством Н. открылся 27 мая 1992 г. в здании епархиального управления в Покровском мон-ре. Во время соборных заседаний Н. неск. раз звонили по телефону из гос. структур Украины и требовали учитывать их рекомендации, но он не поддался давлению, заявив, что Собор будет самостоятельно решать церковные дела. Харьковский Собор, в к-ром участвовали 18 из 21 архиерея Украинской Церкви, принял решение о смещении митр. Филарета с должности предстоятеля УПЦ и о запрещении его в священнослужении в связи с раскольнической деятельностью. После этого Собор приступил к выборам нового главы Украинской Церкви. Н. снял свою кандидатуру, выдвинутую др. архиереями на пост предстоятеля, чтобы сразу пресечь возможные обвинения в организации Собора в целях личной выгоды. Тайным голосованием (16 голосов из 18) митрополитом Киевским и всея Украины был избран Ростовский и Новочеркасский митр. Владимир (Сабодан), находившийся в это время на богословской конференции в Финляндии. 11 июня того же года решения Харьковского Архиерейского Собора УПЦ были утверждены Архиерейским Собором РПЦ.

http://pravenc.ru/text/Никодиму ...

В конце концов, с этим согласился и сам митрополит Филарет, который перед Крестом и Евангелием пообещал уйти в отставку. Но, в результате происходит следующее: Вернувшись в Украину, митр Филарет советуется с бывшим тогда президентом Украины Л.Кравчуком, самовластно захватывает архив и церковную казну УПЦ, отрекается от данной им архиерейской клятвы, и полагает начало новому расколу, который и по сей день раздирает Православную Церковь в Украине. УПЦ сразу же дала должную оценку поведению митр Филарета. Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим 27 мая 1992 г. созвал епископов Украинской Православной Церкви в г. Харькове на Архиерейское совещание, на котором было принято решение о немедленном проведении Архиерейского Собора УПЦ. Митрополит Никодим возглавил и провел 27-28 мая Собор епископата УПЦ. Основным его действием было выражение недоверия митрополиту Филарету, смещение его с Киевской кафедры, с должности Предстоятеля УПЦ и зачисление за штат в связи с невыполнением им клятвенного обещания освободить должность Предстоятеля УПЦ, данного на Архиерейском Соборе 31 марта — 5 апр. 1992 г. После этого, на основании Раздела V, п.п. 12,13 Устава состоялось избрание нового предстоятеля УПЦ. Во втором туре митрополит Владимир (Сабодан) получил 16 голосов и был избран митрополитом Киевским и Предстоятелем Украинской Православной Церкви. Митрополит Филарет нарушил архиерейскую присягу и не выполнил ни определений апрельского Архиерейского Собора РПЦ, ни определений Харьковского Архиерейского Собора, ни постановлений Священного Синода. В результате он был извержен из сана и лишен всех степеней священства. В дальнейшем Филарет, лишенный должности и священного сана, с церковной кассой УПЦ перешел к раскольнической УАПЦ. Это событие внесло в жизнь Православной Церкви новую смуту с образованием так называемой УПЦ КП и звания " Патриарха Украины " . Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 23.02.1997 г. постановил: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой, и будет ему анафема перед всем народом».

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Укра...

Предстоятель Руской Церкви 26 мая вновь направил Филарету телеграмму, в которой он еще раз взывал к совести архиерея: «Для блага нашей общей Матери-Церкви, в подлинных интересах Украинской Православной Церкви взываю к Вам, Владыко, примите со смирением решение Священного Синода, полностью отвечающее духу и постановлениям Архиерейского Собора, согласие с которыми Вы засвидетельствовали перед лицом всего епископата нашей Церкви. Это решение не входит в противоречие с ранее принятыми соборными решениями и не ограничивает независимость Украинской Православной Церкви в ее управлении. Не наносите новые раны исстрадавшемуся телу церковному» Покаяния не последовало. Напротив, в тот же день Филарет собрал в Киеве своих сторонников, громко назвав это антиканоническое сборище «Всеукраинской конференцией по защите канонических прав Украинской Православной Церкви». Ни одного архиерея УПЦ в ее составе не было (хотя вскоре Филарет вместе с Иаковом Почаевским начал проводить кощунственные «епископские хиротонии» своих приспешников). «Конференция» отвергла решения Священного Синода от 7 и 21 мая 1992 года, а деятельность канонического епископата, не последовавшего по гибельному пути филаретовского раскола, была названа участниками «конференции» «предательством Церкви и православного народа Украины» Во исполнение определения Священного Синода от 21 мая Архиерейский Собор УПЦ собрался 27 мая, как и было предписано, под председательством митрополита Никодима. Ввиду того, что Филарет, поддерживаемый правительством и «Рухом», мог воспрепятствовать проведению Собора, использовав все имеющиеся в его распоряжении средства от властных структур до формирований националистических боевиков, Собор проходил в Харькове. Причем, по свидетельству архиереев-участников Собора, президентом Кравчуком была предпринята попытка сорвать деятельность Архиерейского Собора: президент лично звонил руководству Харькова и области, требуя от властей воспрепятствовать выборам нового Предстоятеля УПЦ. Собор сместил Филарета Денисенко с Киевской кафедры и поста Первоиерарха УПЦ и зачислил его заштат с запрещением в священнослужении. Предстоятелем Украинской Церкви епископат большинством голосов (16 из 18 присутствующих на Соборе) избрал архиерея Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (в миру Виктор Маркианович Сабодан) который был по происхождению украинцем, уроженцем Хмельницкой области В соответствии с пунктом 3 Определения об Украинской Православной Церкви, принятого Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 27-28 октября 1990 года, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил митрополита Владимира на Первосвятительское служение в Украинской Церкви

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010