И. является одним из основоположников научной груз. генеалогии, им были изучены феодальные роды князей Чолокашвили, Тархан-Моурави, Амилахвари, Гуриели. Истории Тбилиси И. посвятил очерк «Древние памятники Тифлиса» (1844) и труд «Описание древностей города Тифлиса» (1866). Соч. «Жизнь Георгия XIII» - это не только жизнеописание последнего царя Картли-Кахети Георгия XII, но и одно из первых серьезных исследований по истории Грузии кон. XVIII - нач. XIX в., основанное на сведениях непосредственного очевидца и участника событий - отца И., свящ. Игнатия. Остались неизданными такие произведения И., как «Звания достоинств грузинского царского и других владетельных домов», «О всех языческих божествах грузинских», «Критический разбор 2 легенд», «Рукописный список католикосов Грузии», «Русско-грузинский словарь», «Записка о Грузии вообще», «Историческое и географическое описание Древней Грузии» и др. И. публиковал памятники грузинской литературы, при его содействии были изданы «Дидмоуравиани» митр. Тифлисского Иосифа (Саакадзе) (1851), «Путешествие» еп. Руисского Ионы (Гедеванишвили) (1852) и «Путешествие» Тимофея Габашвили (1852), поэма царя Картли Арчила II «Жизнь царя Теймураза I, описанная в стихах» (1853), соч. католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) «Мерное слово» (1853). И. был действительным членом Общества поощрения сельской и мануфактурной промышленности и торговли в Грузии (1842), членом-корреспондентом Закавказского статистического комитета (1841), действительным членом Одесского об-ва истории и древностей (1847), членом-корреспондентом Императорского С.-Петербургского археологическо-нумизматического об-ва (1849), членом Парижского об-ва восточных языков и Афинского археологического об-ва ( Барамидзе, Ватеишвили. 1978. С. 42). В 1843 г. был награжден орденом св. Станислава, в 1848 г.- орденом св. Анны 3-й степени. И. был похоронен в ограде Вознесенской ц. в Тифлисе; позже перезахоронен в пантеоне общественных деятелей Грузии в Дидубе в Тбилиси. В честь И. названа улица в Тбилиси; на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

http://pravenc.ru/text/578390.html

И. известен благодаря поэтическим сочинениям: ему принадлежат переводы агиографических произведений «Хвала и мученичество святой Марины», «Жизнь Алексия, человека Божия»; также И. написал продолжение «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели (67 куплетов). Наиболее значительным его поэтическим произведением является историческая поэма «Дидмоуравиани» (Жизнь Великого Моурави), созданная по просьбе царя Имерети Арчила II между 1684 и 1687 гг. Это подробное жизнеописание Георгия Саакадзе, переданное на фоне исторических событий и противостояния грузинского народа персидской агрессии. По мнению Кекелидзе, в тексте «Дидмоуравиани» есть намеки на знакомство И. с поэмой царя Арчила II «Беседа Теймураза и Руставели» (царя Картли-Кахети Теймураза I и Шота Руставели) (1683), однако Арчил II в «Беседе...» не упоминает И. и его произведение, хотя подробно пишет о современнике и друге И. поэте еп. Самебском (Шемокмедском) Иакове. Это позволило Кекелидзе считать, что соч. «Дидмоуравиани» написано после 1683 г. Характеризуя автора поэмы, Кекелидзе называет И. «начитанным, эрудированным человеком, хорошо знающим как духовную, так и светскую литературу... в то же время - прошлое своей страны». И.- поэт-реалист, «вместе с Арчилом представитель того направления в поэзии, которое прорвало замкнутый круг «персидских небылиц», порвало со сказочно-фантастическими сюжетами и утвердило в грузинской поэзии принцип «говорения правды»». «Дидмоуравиани» - один из лучших примеров произведений, созданных на национальную тему, главные черты к-рого, по мнению Кекелидзе, «правда и искренность» ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1981. Т. 2. С. 530, 532; Он же. 1987. С. 363). Впервые поэма была издана П. Иоселиани в 1851 г. С именем И. связано создание б-ки кафедрального собора Тбилисский Сиони , которому он пожертвовал много рукописных книг (ныне в музее церкви). Соч.: Дидмоуравиани/Сост., исслед., предисл., примеч.: П. Иоселиани. Тифлис, 1851 (на груз. яз.); То же/Сост., предисл.: Г. Леонидзе. Тбилиси, 1939 (на груз. яз.); То же [Великий Моурави: Поэма о Георгии Саакадзе]/Пер. с груз. яз.: Г. Цагарели; предисл.: Г. Леонидзе. Тбилиси, 1944; То же [Великий Моурави: Поэма XVII в. о Георгии Саакадзе]/Пер. с груз. яз., предисл.: Г. Цагарели. М., 1945; То же//Чвени саундже (Наша сокровищница). Тбилиси, 1960. Т. 4 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/578539.html

Л. вступил на престол в 14-летнем возрасте; в том же году в Кахети стал царем Теймураз I, сын царицы вмц. Кетеван . В этот период Грузия была ареной борьбы между Ираном и Османской империей, после опустошительных набегов турок страна, полностью разоренная, признала себя вассалом Ирана. Л. и Теймураз I получили разрешение на царство находившегося в это время в Грузии персидского шаха Аббаса I. Также Л. был вынужден согласиться на брак с ним своей сестры Тинатин; 2-ю сестру, Хорешан, выдали замуж за Теймураза I. Св. Луарсаб II, царь Картли. Современная икона Св. Луарсаб II, царь Картли. Современная икона После того как шах Аббас I покинул Грузию, Османская империя возобновила антигруз. кампанию: воевавший против персов султан Османской империи Мурад IV послал в Картли большое войско. Л. находился в это время в г. Цхинвали и, получив донесение о том, что турки переправляются через Триалетский хребет, приказал перекрыть дороги в Тбилиси, а сам уехал в летнюю резиденцию в с. Цхирети. Тур. войска за короткое время прошли в Вост. Грузию, сожгли Манглиси и с. Квелта и направились в Цхирети. Не зная дороги, они взяли в плен священника из Квелты сщмч. Феодора Квелтели (по «Картлис Цховреба»; в сочинении католикоса-патриарха Виссариона его имя Симеон) и приказали ему быть проводником. Святой повел их др. дорогой и был замучен. За это время грузины успели собрать небольшое войско и под командованием тбилисского моурави Георгия Саакадзе и кн. З. Цицишвили разбили передовые отряды турок у Схертисчала, затем полностью разгромили тур. войско у с. Ташискари. Л. в благодарность за помощь Саакадзе грузинскому престолу женился на его сестре; знатные феодалы обвинили Саакадзе в измене царю и добились развода ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 389). Иран не скрывал намерений полностью захватить Картли и Кахети, и знавшие об этом Л. и Теймураз I в 1612 г. ответили отказом на приглашение шаха Аббаса I явиться в Мазандаран на царскую охоту. Оскорбленный Аббас I в 1613 г. предпринял новый поход на Грузию. Теймураз I направил навстречу шаху свою мать, царицу вмц. Кетеван, и 2 сыновей «с немереными дарами и просил защиты и мира стране своей» ( Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили). 2006. С. 152). Шах оскопил царевичей, а вмц. Кетеван подверг мучительной смерти в Ширазе. Л. и Теймураз I укрылись в Зап. Грузии, у царя Имерети Георгия III (1604-1639). Аббас I развернул лагерь у г. Гори и потребовал выдачи молодых царей. Георгий III направил к шаху католикоса-патриарха Зап. Грузии (Абхазского) Малахию II (Гуриели) и кн. Левана Абашидзе с предложением перемирия с Л. и Теймуразом I ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 393). Шах предпринял ряд маневров: заявил, что прощает Л. как свойственника и что если тот возвратится в Картли, оставит его на престоле; убедил свою жену Тинатин написать письмо брату с просьбой о мире; отправил обоим царям провокационные письма с целью натравить их друг на друга.

http://pravenc.ru/text/2110749.html

яз.); Бери Эгнаташвили. Новая Картлис Цховреба//КЦ. 1959. Т. 2. С. 328-329; Новая Картлис Цховреба: 2-я ред.//Там же. С. 452-453; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//Там же. 1973. Т. 4. С. 264-267; Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Восхваление и повествование о подвигах и страданиях великих мучеников, к-рые по приказу безбожного Демурланга от воинов его были сожжены в церкви Богоматери мон-ря Квабтахеви// Он же. Мартирика. Тбилиси, 1980. С. 319-340, 508-510. (ПДГАЛ; Т. 6); Корпус груз. ист. док-тов/Сост.: Т. Енукидзе, В. Силогава, Н. Шошиашвили. Тбилиси, 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв. (на груз. яз.); Мачарадзе В. Материалы по истории русско-груз. отношений во 2-й пол. XVIII в. Тбилиси, 1988. Т. 3. Ч. 1: Русско-тур. война 1768-1774 гг. и Грузия (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв./Сост.: Д. Клдиашвили и др. Тбилиси, 1991. Т. 1 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Мон-рь Кватахеви// Он же. Церкви, мон-ри и древности Картли/Сост.: З. Схиртладзе, Н. Читишвили и др. Тбилиси, 2011. С. 37-40. Табл. 11, 12, 13-1, 13-2 (на груз. яз.). Лит.: Иоселиани П. Жизнь великого моурава Георгия Саакадзе, родоначальника князей Тархан-Моуравовых, с приложением описания Эртацминдского храма и Кватахевского мон-ря. Тифлис, 1848. С. 115-160; он же. Мон-рь Кватахеви// Он же. Великий моурави: Жизнь Георгия Саакадзе. Тбилиси, 1973. С. 89-112 (на груз. яз.); Какабадзе С. Художественная рукопись «Вепхисткаосани» («Витязь в тигровой шкуре»), выполненная ок. 1600 г.//Ист. вестник. Тифлис, 1924. Т. 2. С. 152-158 (на груз. яз.); Беридзе В. В. Архитектура Грузии, IV-XIX вв. М., 1948; он же. Кватахеви: XII-XIII вв. Тбилиси, 1960 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Груз. чеканное искусство. Тбилиси, 1959; Макалатиа С. Ущелье Кавтуры. Тбилиси, 1960. С. 29-31 (на груз. яз.); Гомелаури И., Кениа Р. Каталог проектов, обмеров и рисунков акад. архитектуры Н. П. Северова//Ars Georgica. Сер. В. Тбилиси, 1964. Т. 6. С. 181-182; Закарая П. Груз. архитектура XI-XVIII вв. Тбилиси, 1990. С. 72-88. Табл. 24-29 (на груз. яз.); Комплекс Кватахеви//Свод памятников истории и культуры Грузии. Тбилиси, 1990. Т. 5. С. 199-202 (на груз. яз.); Гуния И. Мон-ри Грузии. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.); Павлиашвили Д. Тедзам-Кавтурское ущелье. Тбилиси, 2005. Т. 4 (на груз. яз.); Хуцишвили Н. Земельное владение Иерусалимского мон-ря Св. Креста в Грузии. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); Реставрация Распятия мон-ря Кватахеви//Сапатриаркос уцкебани (Вестник Патриархии). Тбилиси, 2010. 19. С. 5 (на груз. яз.); Дзигуа Н. Исследование биологических повреждений Кватахевского креста, причиненных микроорганизмами//Мацне (Вестник)/Нац. музей Грузии. Тбилиси, 2011. Вып. 3. С. 250-260 (на груз. яз.); Мосулишвили Х. Мон-рь Кватахеви// Он же. Структура груз. архит. памятников. Тбилиси, 2012. С. 120-122 (на груз. яз.). Д. Хоштария, Г. Чеишвили, Н. Читишвили Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1684021.html

Святой Георгий почитался как покровитель правящего дома Багратиони, на гербе которых помещалось изображение святого. Это имя носили цари объединенной Грузии Георгий I (1014–1027), воздвигший на месте древнего престола кафедральный собор Светицховели во Мцхете, Георгий II (1072–1089), отец царицы Тамары Георгий III (1156–1184), при котором были начаты строительные работы монастырского скального комплекса Вардзиа, сын святой царицы Тамары Георгий IV Лаша (1207/10–1222), Георгий V Блистательный (1314–1346), объединивший на недолгое время Западную и Восточную Грузию и освободивший страну от монгольского ига, Георгий VI Мцире (Малый) (1307–1314), Георгий VII (1393–1407) и Георгий VIII (1445–1469, в Кахети – как Георгий I в 1466–1476), последний царь единой Грузии, который провел военную реформу, разделив армию на четыре садрошо (воеводства) во главе с четырьмя епископами – Бодбийским, Некресским, Руставским и Алавердским. В Картли имя Георгий носили цари Георгий IX (1524–1534), принявший постриг с именем Герасим, Георгий X (1600–1606), Георгий XI (1676–1688, 1703–1709) и царь Картли-Кахети Георгий XII (1798–1800). В Западной Грузии (Имерети) – Георгий I (1389–1392), Георгий II (1565–1585), Георгий III (1604–1639), Георгий IV Гоча (1696–1697), Георгий V (начало XVIII века), Георгий VI (1703–1711, 1713, 1720), Георгий VII (1741), а также Великий Моурави Георгий (Саакадзе; моурави Тбилиси (1609–1612), правитель Картли (1619–1626). День памяти святого Георгия (Гиоргоба) празднуется в Грузии три раза в год: 23 апреля (день кончины), 3 ноября (день освящения церкви святого Георгия в Лидде) и особенно 10 ноября (колесование святого Георгия, по другой версии – день победы святого Георгия над змеем). Последний праздник был настолько важен, что весь ноябрь назывался месяцем святого Георгия (Гиоргобистве). День памяти святого Георгия в Картли называется также Геристоба, Усанетоба, Атоцоба; в Кахети – Алавердоба, Тетри Гиоргоба; в Мегрелии – Илороба, Алертоба, Мирсоба. Согласно грузинскому устному народному преданию, тело святого было расчленено на 363 части (по другим версиям, на 364 или 365) и разбросано по всей Грузии. На этих местах по числу дней в году и были воздвигнуты многочисленные храмы в его честь, создавшие единую сеть его почитания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

царицы Тамары Георгий IV Лаша (1207/10-1222), Георгий V Блистательный (1314-1346), объединивший на недолгое время Зап. и Вост. Грузию и освободивший страну от монг. ига, Георгий VI Мцире (Малый) (1307-1314), Георгий VII (1393-1407) и Георгий VIII (1445-1469, в Кахети - как Георгий I в 1466-1476), последний царь единой Грузии, к-рый провел военную реформу, разделив армию на 4 части во главе с 4 епископами - Бодбийским, Некресским, Руставским и Алавердским. В Картли имя Георгий носили цари Георгий IX (1524-1534), принявший постриг с именем Герасим, Георгий X (1600-1606), Георгий XI (1676-1688, 1703-1709) и царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800). В Зап. Грузии (Имерети) - Георгий I (1389-1392), Георгий II (1565-1585), Георгий III (1604-1639), Георгий IV Гоча (1696-1697), Георгий V (нач. XVIII в.), Георгий VI (1703-1711, 1713, 1720), Георгий VII (1741), а также Великий Моурави Георгий (Саакадзе; моурави Тбилиси (1609-1612), правитель Картли (1619-1626)). День памяти Г. (Гиоргоба) празднуется в Грузии 3 раза в год: 23 апр. (день кончины), 3 нояб. (день освящения ц. Георгия в Лидде) и особенно 10 нояб. (колесование Г., по др. версии - день победы Г. над змеем). Последний праздник был настолько важен, что весь нояб. назывался месяцем Г. (Гиоргобис тве). День памяти Г. в Картли называется также Геристоба, Усанетоба, Атоцоба; в Кахети - Алавердоба, Тетри Гиоргоба; в Мегрелии - Илороба, Алертоба, Мирсоба и др. Согласно устному народному преданию, тело Г. было расчленено на 363 части (по др. версиям, на 364 или 365) и разбросано по всей Грузии. На этих местах по числу дней в году и были воздвигнуты многочисленные храмы в его честь, создавшие единую сеть его почитания. Так, небесные патроны церквей в Зап. Грузии - Георгии Илорский, Алертский, Кулийский (Квелийский), Суджунский, Мисаронский, Оциндальский, Хангарамский и т. д., в Вост. Грузии - Лашарис Джвари, Хахматис Джвари, Телетис Джвари, Ацкурский Белый Г. и др. В народном сознании эти Георгии воспринимаются как братья. Взаимосвязь центров почитания Г.

http://pravenc.ru/text/162188.html

40 Лео Таксиль (1854–1907) – одиозный французский публицист и общественный деятель, область его интересов – антиклерикализм, разоблачение и дискредитация Римского Престола. Работы Таксиля активно печатали в СССР в рамках антирелигиозной кампании. 41 Дюрер, Альбрехт (1471–1528) – выдающийся немецкий живописец и график, один из первых теоретиков искусства. 45 Тархан-Моурави – княжеский род, относящийся к высшей феодальной касте Грузии, основоположник рода – национальный герой Георгий Саакадзе. 46 Чхиквадзе, Рамаз Григорьевич (1928–2011) – народный артист СССР, актер театра и кино, сыграл более чем в семидесяти кинокартинах. 47 Церковь Святого Креста (V в.). «Джварис Мама» буквально с грузинского переводится как «Отец креста», название происходит со времени, когда финансовое попечение о грузинском монастыре Джвари в Иерусалиме имели ктиторы и клир этого храма. 48 0В отличие, к примеру, от кипрского города Ларнаки, где хранится множество христианских святынь, Айя-Напа преимущественно курортный, шумный и молодой город, почти не имеющий культурных, исторических и религиозных достопримечательностей. 49 Ахалцихе (груз. Новая крепость) – административный центр края Самцхе-Джавахети, население 20 тысяч человек. 52 Из рассказов Тамрико: «Как-то раз Патриарх решил научить нас пению. Собралось нас тридцать молодых человек из общины отца Давида, были и монахини из Патриархии. Начали петь, вдруг Святейший сел за пианино и стал подыгрывать. Это было настоящим шоком – Патриарх играет на пианино. Тогда мы не знали о том, что он не только играет на нескольких инструментах, но и сам музыку пишет. А потом он пригласил нас в театр, позвонил своему знакомому режиссеру и сказал, что придет со своими друзьями». 55 Рустави находится юго-восточнее Тбилиси, это один из древнейших городов Грузии, основан предположительно в V веке до Р.Х., но исторических и архитектурных памятников в нем практически не сохранилось. В XX веке Рустави сделался индустриальным центром, поэтому постсоветский кризис для жителей города стал особенно тяжелым, большинство из них потеряло работу, тем не менее и в настоящее время это третий по численности населения город в стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

56 Храм святого великомученика Георгия напротив здания парламента. Название «Кашвети» происходит от грузинских слов «камень» и «рожать». Это название связывают с одной историей о преподобном Давиде Гареджийском: некогда одна неразумная женщина, забеременев, воздвигла ложные обвинения на святого, и, когда ей пришло время рожать, она родила камень. 57 High school (англ.) – букв, «высокая школа» – в США старшие классы общеобразовательной, чаще – государственной школы, дающей также некоторые профессиональные навыки. 58 Нью-Йоркский университет (НГУЦ) основан в 1831 году, расположен в Гринвич-Виллидж. Один из крупнейших университетов мира, в нем обучается порядка сорока тысяч студентов. Среди выпускников отделения киноискусства значатся многие режиссеры с мировыми именами, например, Вуди Аллен, Мартин Скорсезе, Оливер Стоун и другие. 60 Древнейшая из известных икон Господа Иисуса Христа (VI в.), находится в монастыре святой Екатерины на горе Синай. 61 Георгий Саакадзе – полководец, военный и политический деятель грузинского царства Картли (конец XVI – первая четверть XVII в.). Активный борец за объединение средневековой Грузии, еще при жизни удостоенный народом эпитета «Великий» и поэтому более известный в истории как Великий Моурави. 62 В ночь с 8 на 9 апреля 1989 года войска Закавказского военного округа разогнали акцию протеста оппозиции, которая проходила в центре Тбилиси, на проспекте Руставели, у нынешнего здания парламента. В результате погиб 21 человек, сотни граждан получили телесные повреждения и отравление от примененного военными слезоточивого газа. 63 Льюис, Клайв Стейплз (1898–1963) – английский ученый, христианский богослов и писатель. Мировую известность Льюису принесли написанные в жанре фэнтези «Хроники Нарнии». Этот художественный цикл связанных сюжетной линией произведений был переведен более чем на сорок языков, на основе «Хроник» создано много театральных постановок, анимационных и художественных фильмов. 64 Преподобный Алексей Теклатский (Шушания) (1852–1923) – наставник монашествующих, делатель Иисусовой молитвы, оставивший после себя целую плеяду учеников, в советское время сохранявших традиции монашества и духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Ксенофонтов Х. Описание Кавтисхевского мон-ря//Кавказский вестник. Тифлис, 1848. 40-43; Тарасий (Алекси-Месхишвили), архим. Слово на погребение сиятельного кн. полковника Иоане Луарсабовича Тархан-Моурави, 5 мая 1856 г.//Цискари (Заря). Тифлис, 1858. 11. С. 174-186 (на груз. яз.); он же. Мон-рь Кватахевский Успения Богородицы//Грузинский духовный вестник. Тифлис, 1864. 9. С. 85-89 (на груз. яз.); он же. Гуджары мон-ря Кватахеви//Моамбе (Бюллетень). Тифлис, 1903. 9. Ч. 2. С. 1-36 (на груз. яз.); Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1873. (ЗОЛКА; Вып. 1); Ведение Свят. Правительствующего Синода Правительствующему Сенату от 17 окт. 1814 г.//АКавАК. 1873. Т. 5. С. 407-410; Предложение статского советника Чиляева Грузино-Имеретинской синод. конторе от 28 окт. 1816 г., 98//Там же. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 364; Всеподданнейший доклад Свят. Синода от 4 нояб. 1921 г., 18//Там же. С. 418-421; Мы сообщаем: Груз. надписи церкви Кватахеви//Там же. 1877. 172. С. 2 (на груз. яз.); Чичинадзе З. Б-ка Кватахеви//Там же. 1877. 190. С. 3 (на груз. яз.); Чичинадзе З., Тарасий (Алекси-Месхишвили), архим. Сегодняшнее//Там же. 1882. 152. С. 1-2; 162. С. 2 (на груз. яз.); Новая история: О школе в Кватахеви//Иверия. Тифлис, 1888. 156. 27 июля. С. 2; 1890. 198. 18 сент. С. 2 (на груз. яз.); Джанашвили М. Вынос из Кватахеви архим. Кирионом и перенесение в Тифлисский церк. музей 96 рукописей//Иверия. Тифлис, 1898. 179. 21 авг. С. 1 (на груз. яз.); Кирион (Садзаглишвили), архим. Надписи Квабтахеви//Цнобис пурцели (Новостной листок). Тифлис, 1898. 612. 22 авг. С. 2 (на груз. яз.); Хаханашвили А. Экспедиции на Кавказ: 1892, 1893 и 1895 гг. М., 1898. (МАК; Вып. 7); Икона Богородицы мон-ря Кватахеви//Могзаури (Путник). Тифлис, 1901. 8-9. С. 923 (на груз. яз.); Какабадзе С. Исторические док-ты. Тифлис, 1913. Т. 2, 3 (на груз. яз.); Меликсет-Бек Л. Из археол. путешествия в Кавтурское ущелье в 1923 г. Тифлис, 1925. Вып. 5 (на груз. яз.); Иосиф (Саакадзе), митр. Дидмоуравиани. Тбилиси, 1939 (на груз.

http://pravenc.ru/text/1684021.html

Св. царь Луарсаб был вывезен в Шираз и посажен в темницу, после мучений задушен тетивой лука. Тело мученика было похоронено в тюремном дворе. К 1624 г. относится мученичество св. царицы Кетеван . В 1614 г. шах Аббас потребовал от кахетинского царя Теймураза I в качестве заложника его старшего сына Левана. Теймураз отправил в Шираз своего младшего сына Александра вместе со своей матерью св. Кетеван. Позже он был вынужден отправить в Шираз и Левана. Аббас разлучил св. Кетеван с внуками, отправив ее к правителю Юго-Вост. Персии, принявшему пленницу с большими почестями. В 1620 г. Аббас, рассерженный тем, что Теймураз просил помощи против Персии у России и Турции, кастрировал пленных царевичей, в результате чего Леван умер, а Александр сошел с ума. В тот день, когда св. Кетеван узнала об участи внуков, ей передали предложение шаха стать его женой с условием принятия ислама. Царица отказалась, и ее жестоко замучили на городской площади. Свидетелями пыток стали миссионеры-католики, к-рые вывезли часть мощей в католич. мон-рь Гоа (Индия), др. часть в Португалию. Позже монахи выслали мощи царицы Теймуразу и он упокоил их в храме Алаверди. В марте 1625 г. груз. войско под предводительством Вел. Моурави Георгия Саакадзе разгромило 30-тысячную армию персов. Разгневанный Аббас вновь послал многочисленную армию в Грузию. В битве на Марабдинском поле близ Тбилиси победу одержали персы, потерявшие 14 тыс. чел., потери грузин составили 9 тыс. чел. В сражении погибли епископы Руставский, Харчашнийский, полководец Теймураз Мухранбатони, знаменосцы - 9 братьев Херхеулидзе, 9 братьев Мачабели, 7 братьев Чолокашвили и др. Знамя, пронесенное в победоносных груз. битвах при Дидгори и Басиани, переходило от одного брата Херхеулидзе к другому, и, когда был убит последний брат, знамя приняла их сестра, а от нее - мать. Через неск. месяцев в Ксанском ущелье грузины полностью разгромили 12-тысячную персид. армию, что остановило нашествия шаха Аббаса. Грузины защищали не только родину, но и веру.

http://pravenc.ru/text/638558.html

  001     002    003    004